Вложение | Размер |
---|---|
znamenitye_zhenshchiny_nizhegorodki.docx | 191.59 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Яковская средняя общеобразовательная школа
Сосновский район
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных учреждений Нижегородской области «Отечество»
Номинация «Историческое краеведение. Тема исследований – «К 300-летию образования Нижегородской губернии»».
Грошева Елена Юрьевна.
10 класс
Руководитель:
Попков Андрей Вячеславович
учитель истории
89524447446
МБОУ Яковская СОШ
Нижегородская область
Сосновский район
с.Яковское, ул.Школьная,11
606174
yakovskayasosh@yandex.ru
.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Жизнь и творческая деятельность Анненской А. Н.
Глава 2. Жизнь и творческая деятельность Жуковой М. С.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Сегодня мы заново обращаемся к нашему культурному наследию и открываем для себя множество незаслуженно забытых имен, «выпавших» из нашей жизни, чьи идеалы в XIX – начала XX в. несли в себе высокие нравственные и духовные принципы, где самым главным было воспитание в человеке добра, гуманности, патриотизма, любви к ближнему.
Все эти идеи находили живой отклик в деятельности и творчестве целой плеяды замечательных женщин-нижегородок, чьи имена представлены в во многих биобиблиографических очерках.
В данной работе будет рассказано о двух замечательных женщинах-нижегородках, которые внесли неоценимый вклад в литературу.
Цель работы : дать жизненную и творческую характеристику женщин литературоведов (Анненской А. Н., Жуковой М. С.), внесшие значительный вклад в становление Нижегородской губернии.
Сегодня мало кто знает и помнит творчество этих когда-то знаменитых людей. Но в середине 19-20 в. их имя было на устах у всего просвещенного российского общества.
Мария Семеновна Жукова (1805-1855) одна из первых в отечественной литературе раскрыла тему русской женщины – страдающей, любящей, мыслящей, желающей быть понятой и оцененной, стремящейся занять достойное место в обществе.
Дай бог, чтоб у нас в России было побольше мужчин, чтобы так хорошо писали» – отзывался В. Белинский о ее творчестве[1].
Это имя почти забыто, а между тем в конце XIX – нач. XX в. повести и рассказы Анненской Александры Никитичны (1840-1915) были хорошо известны юному читателю. По свидетельству современников ее книги и переводы сыграли видную роль в умственном развитии русского общества, в воспитании подрастающего поколения: ни один подросток из культурных семей не рос в те годы без книг А. Анненской.
Глава первая.
Александра Никитична Анненская
(1840–1915)
Александра Никитична Анненская, до замужества Ткачева, сестра известного участника народовольческого движения, публициста и критика Петра Никитича Ткачева, родилась в помещичьей семье. Детство ее прошло в деревне близ Великих Лук. В 11 лет вместе с семьей переехала в Петербург. Там она окончила немецкий пансионат и, зная хорошо немецкий и французский языки, сдала в 16 лет в Петербургском университете экзамен на звание домашней учительницы.
В 1865 г. началась ее самостоятельная жизнь: два года она работала в одной из воскресных начальных школ, пыталась даже открыть свое учебное заведение, но не хватило денег.
В эти годы в общественной жизни России, в литературе, науке, искусстве наступила эпоха, которую современники «наименовали» «шестидесятыми годами». Все шестидесятники были сторонниками общественных преобразований, освобождения народа, свободы человеческой личности. Отсюда – их взгляды на образование и воспитание человека, они ратовали за гармонию духовного и физического в человеке, за свободное развитие всех его склонностей.
Все эти идеи находили самый живой отклик в деятельности молодой учительницы, все западало в душу и оказывало влияние на ее дальнейшую литературную работу.
В начале 60-х годов произошли важные события и в личной судьбе Ани Ткачевой. Она поселилась в семье Анненских и стала домашней учительницей своих двоюродных братьев Иннокентия и Николая Анненских (их отец и ее мать были братом и сестрой).
Общие интересы, общие взгляды на происходящие в России перемены, на воспитание, на идеалы и, конечно, любовь Николая к Ане сблизила молодых людей, и в 1866 г. они поженились.
Всю долгую совместную жизнь Анненские прожили в любви, согласии, уважении и бесконечной преданности друг другу, хотя характерами были наделены прямо противоположными. Николай Федорович – неугомонный спорщик, «кипяток», славился неистощимым весельем, остроумием, общительностью. Замечательно образованный и одаренный человек, он был центром всех кружков, собраний и встреч. Характерной чертой Александры Никитичны было спокойствие и выдержка. Какой бы горячий спор не поднимался, как бы ни «кипятился» Николай Федорович, она спокойно, тихо высказывала свое слово. За этим спокойствием, мягкостью, неторопливостью скрывался, однако, характер твердый и мужественный.
Ни минуты не колеблясь, она последовала за мужем в ссылку, когда в 1879 году после слежки за квартирой Анненских (здесь собирались представители передовой интеллигенции, сюда стекались новости от русской революционной эмиграции, здесь несколько лет жил брат Александры Никитичны – народоволец Петр Ткачев), которая давно была на примете у полиции, был арестован и сослан в Западную Сибирь муж Александры Никитичны - Николай Федорович.
Первая пересыльная тюрьма – Вышневолоцкая – запомнилась семье Анненских навсегда. Отправляясь к мужу на первое свидание, Александра Никитична познакомилась с двумя женщинами. Одна из них оказалась матерью, другая – сестрой сидящего в этой же тюрьме молодого человека по фамилии Короленко. Тогда они еще не предполагали, что будет значить для них эта встреча, не знали еще, что дружба Анненских и Короленко пройдет через всю их жизнь. В своей книге «История моего современника» Короленко пишет о том, как, сидя в Вышневолоцкой пересылочной тюрьме, он мечтал, что может быть, они попадут с Анненским в одно место: «Александра Никитична, известная уже и тогда писательница для детей, решила следовать за мужем вместе с племянницей…. и мне казалось вероятным, что наши сдружившиеся семьи могут устроиться где-нибудь вместе».[2]
В 1887 году семья Анненских снова приезжает жить в Нижний Новгород.
Именно в это время Николай Федорович Анненский становится ведущим статистиком и организатором статистического отделения при нижегородском губернском земстве. В Нижнем Александра обрела, наконец, покой и возможность заниматься систематической литературной деятельностью. В1889 г. Она создает одну из лучших своих книг – сборник повестей «Своим путем», составленный из произведений о нравственном воспитании, не потерявший значение и поныне. Это психологические произведения, где обстоятельно дается история духовного развития ребенка.
Глубоко интересуют писательницу и люди, их внутренний мир, их характеры, те цели, которые они себе ставят, те идеалы, ради которых они существуют. И не случайно, что целый сборник ее повестей и рассказов носит название «Свет и тени». Уже в самом названии как бы заявлено о противопоставлении одних характеров или поступков – другим. Такое противостояние положено в основу повестей и рассказов «Мои две племянницы», «Брат и сестра» и др. Самое интересное в книгах Анненской происходит тогда, когда она ставит своих героев не в разные, а в одинаковые условия. Именно тогда нагляднее всего проявляются характер, индивидуальность человека. Это очень видно в повести «Брат и сестра». Попав в чужую семью, осиротевшие дети оказываются поначалу в равном положении. Однако Маша вскоре начинает замечать, что ее брату Феде живется лучше, чем ей: он очень скоро понял, что, угождая в этом доме одним людям и пренебрегая другими, можно извлечь для себя выгоду. Близкие, любящие друг друга брат и сестра, в конце концов, займут не только разное социальное положение, но и просто перестанут понимать друг друга. Каждый устремится к своему идеалу: для Феди это будет богатство, для Маши, ставшей школьной учительницей, – жизнь полная труда и духовных радостей.[3]
Сегодня эти произведения А.Н. Анненской можно прочесть в переизданном в 1990 году сборнике «Зимние вечера».
Другие рассказы писательницы – «Гувернантка», «Старшая сестра», «Чужой хлеб», «Неудачник» – также несут в себе идею долга и служения людям.
В 1896 г. Анненские переехали в Петербург, где Николай Федорович становится членом редакции журнала «Русское богатство».
Александра Никитична продолжает свою литературную деятельностью Она редактирует беллетристический отдел детского журнала «Всходы», в ее переводе выходят книги «Маленький оборвыш» Д. Гринвуда, «Приключения Финна» М. Твена; для взрослых, вместе со своей племянницей Т.А. Богданович, переводит «Историю одного крестьянина» Эркмана-Шатрина, «Углекопов» Э.Золя, «Хижину дяди Тома» Бичер Стоу.
Она понимала и поддерживала Николая Федоровича во всех его начинаниях, его нравственных и моральных поступках. Воспоминания ее ценны еще и тем, что, пожалуй, только здесь Анна Никитична подробно написала о жизни ее и мужа в ссылке.
А.Н. Анненская умерла в мае 1915 г. ненадолго пережив мужа. Короленко, глубоко опечаленный, писал тогда Т.А. Богданович: «Сколько осталось в отношении к этому человеку недосказанного, недоделанного. И только теперь столько просится слов, которые надо было сказать раньше».[4]
Одна из последних представительниц эпохи 1860-х годов, как говорилось о ней в некрологе, она осталась верна себе и идеалам юности до конца.
Глава 2.
Мария Семеновна Жукова
(1805–1855)
М.С. Жукова родилась в Арзамасе в 1805 году. Отец писательницы, Семен Семенович Зевакин, происходил из мелкопоместных нижегородских дворян, занимал в Арзамасе должность стряпчего; был, по свидетельству современников, человеком незаурядным, отличался природным умом и полученным образованием. Маленькая Маша получила превосходное домашнее образование, которое потом, в течение всей жизни не переставала развивать и совершенствовать.
В Арзамасе, в этом по-своему живописном, хоть и захолустном городке, а также в небольшой деревеньке отца (вблизи Саровской Пустыни) прошли детские и юношеские годы будущей писательницы. Здесь она навсегда породнилась со скромной, неброской красотой Нижегородского края. И этих впечатлений ей хватило на всю жизнь.
Позднее Мария Семеновна всегда вспоминала родное нижегородское Поволжье, посвящая этой земле не одну восторженную страницу своих повестей.
К арзамасским годам относится и пробуждение у Марии художественного таланта. Посещая в юные годы знаменитую арзамасскую школу живописи академика Ступина, она научилась великолепно рисовать, виртуозно владеть карандашами и кистью.
Семейная жизнь не задалась с самого начала. Едва достигши совершеннолетия Мария Зевакина вышла замуж за нижегородского помещика Разумника Васильевича Жукова, уездного судью в Арзамасе, человека, оказавшегося внутренне ей чуждого и к тому же не отличавшегося твердостью нравственных правил, но вскоре развелась и переселилась в Саратов. Определив сына в гимназию, она устремляется в С.Петербург. Именно здесь начинается ее самостоятельная жизнь, главное место в которой уже окончательно и бесповоротно занимает литературное творчество.
В столице она знакомится с княгиней Софьей Алексеевной Голицыной, в доме которой всегда бывали художники, писатели и поэты.
Надо полагать, что богатый петербургский дом, связи княгини помогали будущей писательнице ближе познакомиться с жизнью, нравами и обычаями великосветского общества. Накопленные Жуковой арзамасские, саратовские, петербургские впечатления от встреч с представителями различных слоев общества легли в основу ее первой книги, вышедшей в 1837–1838 годах, – сборнике «Вечера на Карповке».
«Мы прочли «Вечера на Карповке», – скажет Белинский, – с живейшим наслаждением… Успех необыкновенный, и – надо сказать правду – очень и очень не незаслуженный, – и добавил с удовлетворением, – теперь едва ли в какой книжной лавке можно найти ее».[5]
Такой отзыв скупого на похвалы и весьма строгого даже к маститым авторам русского критика дорогого стоит. Литературный дебют Марии Семеновны состоялся, в русскую прозу явилась новая талантливая писательница. Жукова мгновенно становится популярной. А ее небольшая, изящно изданная книга повестей «Вечера на Карповке» сразу же была распродана в столичных книжных лавках.
Писательница выступает в своей книге не в форме рассказчика. Это делают герои ее книги. На даче в Карповке под Петербургом на вечера к почтенной хозяйке Наталье Дмитриевне собираются ее знакомые, которые, коротая время, рассказывают или читают друг другу свои повести.
Жукова здесь уклоняется от прямого авторства, выдавая себя за собирательницу и автора этих повестей. В предисловии к своей книге она писала:
«Я получила позволение собрать и издать в свет повести, которые слышала в гостиной.
Я не переменила в них ни одного слова, и выдаю, так как они были написаны…»[6]
Каждый рассказчик у писательницы – это живой персонаж, наделенный своей биографией, индивидуальным внешним обликом, характером, личной судьбой.
Петербургский климат подорвал и без того слабое здоровье писательницы, и, по совету докторов, в 1840 году Жукова уезжает лечиться на юг Франции и в Италию.
Итогом этой поездки стали «Очерки Южной Франции и Ниццы», вышедшие в 1844 г. Выход из печати этой книги снова приветствовал Белинский, назвавший «Очерки» лучшим из всего, что «написано в этом роде после «Писем русского путешественника».
После возвращения на Родину врачи запрещают Жуковой надолго оставаться в Петербурге. Легким Марии Семеновны, пораженным чахоткой, нужен был другой климат. И писательница вновь поселилась в Саратове, продолжая иногда посещая Петербург. В Саратове, живя открыто и не прекращая литературной деятельности, она вскоре становится душой местного образованного общества. Вокруг нее собирается весь цвет местной и заезжей интеллигенции. Профессор Киевского университета известный историк Николай Костомаров, высланный в Саратов под надзор полиции, записал в своих дневниках той поры: «Многих из нас друг с другом познакомила и сдружила жившая в то время в городе известная писательница Мария Жукова, женщина необыкновенной теплоты сердца, светлого ума, с увлекательным даром слова. Около этого прекрасного самородка группировались молодые люди с университетским образованием, и их она считала своими лучшими друзьями, хотя и не чуждалась светского большого общества». [7]В это время широко распостраняются идеи эмансипации русской женщины, которые так активно пропагандировала писательница.
Этому способствовала и особая природа таланта писательницы, исходившей в своем творчестве из личного опыта и живых впечатлений, и свойственное ей умение уловить в общественной атмосфере 40-х годов новые живые веяния. В эти годы выходят ее повести «Две сестры», «Дача на Петергофской дороге», «Эпизод из жизни деревенской дамы» и др.
Общественное признание Марии Семеновны Жуковой как яркой и самобытной русской писательницы росло с каждым годом, с каждым новым ее произведением. Корифеи отечественной литературы и критики не стеснялись в выражении восторга ее талантом. Н.А. Некрасов писал: «Всем известно прекрасное дарование этой необыкновенной женщины, пишущей так тепло и увлекательно, с изяществом и грацией, какую встретите не у многих из наших нынешних писателей. Ее повести согреты всегда чувством истинным и глубоким и составляют одно из любимейших чтений русской публики»[8].
Ее творчество 40-х годов привлекает внимание Ивана Тургенева и молодого Льва Толстого; журнал «Современник» напечатал повесть «Наденька», что свидетельствовало о признании М.С. Жуковой новым поколением революционных демократов. Но, увы, еще быстрее, чем признательность, разрастается ее болезнь. В последние два года ее, уже тяжело больную, все еще охватывает жажда самой разносторонней деятельности.
Кроме работы над романом «Две судьбы» ставшим последним произведением писательницы и увидевшем свет лишь через года после смерти Жуковой, эта удивительная женщина продолжает пополнять начатый ранее гербарий и заканчивает альбом рисунков саратовской флоры, которые ей заказала Академия наук. Много рисует, особенно портреты своих друзей и добрых знакомых, которые тут же дарит, как бы стремясь перед приближающейся кончиной одарить добротой и теплом как можно большее число друзей.
Ее не стало в ночь с 13 на 14 апреля 1855 г.
Но в роду Жуковых литературная линия не прервалась. Правнук писательницы Дмитрий Анатольевич Жуков в советское время стал также известным писателем документально-исторических повестей («Аввакум», «Богатырское сердце», «Круг размыкаемый», «А.К. Толстой» и др.).
Заключение.
Итак, в работе рассмотрено творчество и жизненный путь Анненской Александры Никитичны и Жуковой Марии Семеновны. Эти личности имена, которых незаслуженно забыли в наше время.
Анненская и Жукова являясь нашими земляками внесли огромный вклад в развитие русской литературы 19-начала 20 века.
Говоря о литературе, прежде всего, называют имена мужчин, отводя женщину на второй план.
Женщина в литературе - барометр эпохи. В 19-20 веках женщина стала организующим центром культуры. Это связано с их гармонией, умением тонко не навящево представить свои произведения. Женщин в это стали интересовать многие вопросы, которые раньше были под запретом для них.
В начале XIX века в России организуются литературные салоны, в которых происходила огромная духовная работа. Литературный салон - искусство интеллектуального диалога, который строится на игре умов, сливающей просвещение и элитарность. В центре салона - женина. То есть культура скреплялась женщиной.
Но, не смотря на то, что женщина являлась организующим центром культуры, её зеркалом, ей постоянно приходилось бороться за свои права. До сих пор нам малоизвестны имена Н.А. Кубаровской, А.Д. Мысовской, А.Я. Баулиной, Е.Д. Бубновой, А.А. Иноземцевой, А.А. Моисеевой, А.Н. Шмидт это женщины литераторы наши нижегородки, которые внесли неоценимый вклад в творчестве.
Да, действительно, я считаю, что эти две женщины (Анненская А.Н., и Жукова М.С.) дают нам понять, что у нас на Нижегородской земле есть такие прекрасные таланты, и мы как молодое поколение должны чтить и не забывать их.
Список литературы.
1.Анненская А.Н. Зимние вечера : сб. – Л. : Дет. лит., 1990.
2.Анненская А.Н. Знаменитый наборщик. Детство и молодость Вениамина Франклина // Родник : ил. журнал для детей. – 1992. – № 7
3.Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. – М. : Науч. энциклопедия, 1962.
4.Русские писатели 1800–1917 : биогр. словарь. Т. 1. – М. : Сов. энциклопедия, 1989.
5.Харчев В.В. «Теточка». К портрету А.Н. Анненской // Записки краеведов. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1985.
6.Жукова М.С. Вечера на Карповке / сост. и послесловие Р.В. Иезуитовой. – М. : Сов. Россия, 1986.
7.Дача на Петергофской дороге : проза русских писательниц первой половины XIX в. / сост. и автор вступ. статьи и примеч. В.В. Ученова. – М. : Современник, 1986.
8.Наш край : книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. – Н.Новгород : Нижегородская ярмарка, 1997.
[1] Замечательные женщины –нижегородки 19-начала 20 вв. Н. Новгород 2007Г. Стр.11.
[2] Короленко В.Г. Собр. Соч. Т-7 – М., 1955 – стр. 145.
[3] Анненская А.Н. Зимние вечера : сб. – Л. : Дет. лит., 1990. – 239 с.
[4] Русские писатели 1800-1917 : биогр. Словарь. Т.1. –М. : Сов. Энциклопедия, 1989. – С. 84
[5] Наш край : книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. – Н.Новгород : Нижегородская ярмарка, 1997. – 432 стр.
[6]Жукова М.С. Вечера на Карповке/ сост. И послесловие Р.В. Иезуитовой. М, : Сов Россия, 1986.-288 стр.
[7] Замечательные женщины –нижегородки 19-начала 20 вв. Н. Новгород 2007Г. Стр.15.
[8] Наш край : книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. – Н.Новгород : Нижегородская ярмарка, 1997. – стр.337
Зимняя сказка
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Муравьиная кухня
Шум и человек
Девочка-Снегурочка