Укучыларның эзләнү эшләре
Вложение | Размер |
---|---|
turizm.docx | 54.83 КБ |
istoriya_sela_avdonina_i._1.docx | 59.66 КБ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
«НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ - 2014»
Номинация «Сервис и туризм»
Исследовательская работа
«Мой любимый маршрут по родному краю»
Выполнила: Авдонина Ирина Юрьевна
ученица 8 класса
МБОУ “Больше-Фроловская ООШ
Буинского муниципального района РТ”
Руководитель : Исмагилова Гульнара Тагировна – учитель татарского языка
и литературы высшей
квалификационной категории
Казань, 2014
Введение
Туризм в России — развивающаяся отрасль. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также туризм хорошо развивается в Татарстане по таким направлениям , как оздоровительный, спортивный, познавательный и т.д.
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Туризм приносит доход в бюджет страны, а также очень многим физическим и юридическим лицам, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
Туризм в нашем районе дает человеку возможность обратиться к истокам народа, к древней природной среде и культурному наследию. Он позволяет удовлетворить специфические увлечения как изучение исторического, культурного, этнографического, а также архитектурного наследия, обычаев и ремёсел. Ознакомление с местными народными традициями, сбор фольклора, изучение местного языка и диалекта, сбор ягод и грибов. Также можно познакомиться и отведать местные блюда русской и татарской национальной кухни.
Цель работы:
- Изучить объекты Буинска и Буинского района
- Организовать туризм вБуинском районе
- сравнивать, сопоставлять события и факты;
- расширять и углублять знания;
- самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, о перспективах края.
Буинск – это город, расположенный практически на границе Татарстана и Ульяновской области. В городе достаточно хорошо развита промышленная сфера. Так, в Буинске функционирует несколько заводов и предприятий пищевой промышленности. Что ещё интересного можно здесь увидеть?
Краеведческий музей: в Буинске можно посетить краеведческий музей, чтобы поближе познакомиться с историей этого города, узнать интересные факты о его становлении..В музее собраны материалы по истории города Буинска и района. Представлены уникальные личные вещи писателя и общественного деятеля Г.Шарафа, репрессированного в 1937 году. Также в музее находятся вещи братьев Г.Шарафа и других репрессированных писателей. Представлена история рода дворян Ивашевых (родственников декабриста В.П.Ивашева). Музей располагается в здании, являющемся памятником архитектуры второй половины XVIII века. До революции в здании располагались присутственные места. Двухэтажное здание представляет собой образец провинциальных общественных построек, выполненных в классицистическом направлении стиля эклектики. Уникальность: сохранившееся денежное хранилище, литая винтообразная лестница начала XIX века. Телефоны:(274) 3-3448
Почтовый адрес: 422433, Республика Татарстан, г. Буинск, ул. К.Маркса, д. 70
Интернет:
адрес: www.museum.ru/m2672
афиша: www.museum.ru/m2672#news
Проезд: Поездом и автобусом от Казани до ст. Буа. Внутри города - автобусами до ост. "Сбербанк".
Доп. услуги: На территории музея имеется лекторий/кинозал
Основные экскурсии:
История края (г. Буинск)
Жизнь и деятельность земляков буинцев
Дворяне Ивашевы
Крестьянский быт кон. XVIII - нач. XIX вв.
Великая Отечественная война (г. Буинск)
Современный Буинск
Архитектурные памятники города Буинска
Памятники: Любители массивных архитектурных композиций, древних строений, археологических находок не будут особо впечатлены, но это не значит, что в Буинске не на что посмотреть. Есть в этом городе несколько интересных памятников, которые имеют богатое смысловое наполнение. Не так давно в Буинске был открыт памятник, посвящённый медицинским работникам. Монумент изображает руки, которые держат сердце. Очень символична надпись, выполненная на латинском и русском языках, – «Светя другим, сгораю сам». Эти слова как нельзя лучше отображают нелёгкий труд работников медицины. Появление памятника медицинским работникам именно в Буинске не случайно. В этом городе находится межрайонный центр гемодиализа, а также сосудистый центр, в котором обслуживаются жители нескольких районов Татарстана, кроме того, в 2010 году в Буинской районной больнице появилось первичное онкологическое отделение, и у жителей района появилась возможность ещё на ранней стадии обнаружить серьёзное заболевание.
Вообще, очень приятно осознавать, что такие благородные профессии как врач, медицинская сестра и другие, увековечены в этом монументе. К слову сказать, такая интеллигентная профессия как учитель, также нашла своё отображение в камне. Памятники учителю есть во многих городах и во многих странах, но каждый из них несёт в себе свою особенную смысловую нагрузку. Вот, например, в Буинске, памятник учителю выполнен в виде раскрытой книги, на открытой странице которой выгравированы следующие слова Андрея Дементьева: «Учителям, как вдохновенным песням, жить на земле, пока жива земля». Открытие памятника учителю, материалом для которого послужил великолепный карельский гранит, стало знаменательным событием, ведь деньги на установку этого монумента жители собирали самостоятельно в течение нескольких месяцев.
За мужество и стойкость во время Второй Мировой войны был возведен обелиск «Боевой Славы» П.Г. Шафранову, А.В.Самочкину, М.Т. Гарнизову,З.М. Арусланову. Каждый год 9 мая жители всего района приходят почтить память героям войны.
Развлекательные комплексы:
АРКТИКА
Адрес: Татарстан, Буинск, улица Ефремова, 128
Телефон: 8 (84374) 35 584
ДЕЛЬФИН
Адрес: Татарстан, Буинск, Строительная улица, 2
Телефон: 8 (84374) 35 586, 31 914
«Буа-Алан». Сабантуй – праздник возрождения, оживления природы. На протяжении веков он сохраняется как желанный праздник для представителей всех национальностей, достояние и явление национальной культуры, которым можно гордиться. Представители разных национальностей, которые, играя на гармони, исполняя песни, приезжают на украшенных вышитыми полотенцами запряженных лошадях, организуют на майдане веселое представление. Внимание многих привлекает и выставка рукоделий горожан и сельчан. На площади Сабантуя сооружены 30 «пирамид», то есть домиков из разных материалов. В них жители сел, входящих в состав сельских советов, гости смогут угощаться, отдохнуть вместе с гармонистами, певцами. Стараниями библиотечных работников в каждом домике установлены таблички с историей сел. В этом году, вырыв озеро в сторону «Орхидеи», оборудовали детский пляж. Транспортники общества «Агрохимсервис» завезли на прибрежную территорию песок, тем самым создали удобства для пловцов и катающихся на катамаранах. На сцене выступают мастера художественной самодеятельности района, не будет пустовать и детская сцена. Артисты Буинского государственного драматического театра готовят шуточные номера для малышей.
В этот день предоставляется возможность для реализации товаров предпринимателям, предприятиям, организациям – вдоль дороги будут располагаться торговые ряды. Зрителей ждут национальные игры, скачки, украшение Сабантуя – национальная борьба и многое другое. Добро пожаловать!
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Трехпрестольный каменный храм строился довольно долго (приход существовал с начала XVIII в.). В 1791 г. был освящен левый придел во имя Архангела Михаила. Главный престол и правый Покровский придел освящены в 1813г. В 1828г. построена колокольня. Храм строился на средства прихожан и благотворителей, а колокольня - на средства казны. В 1847 приходская Троицкая церковь была преобразована в собор. Церковь традиционного построения, в декоре которой прослеживаются мотивы барокко. Колокольня утрачена. В 1816-1830гг. в приходе служил священник П.С. Ястребский; в 1826-1871 гг.- священник, а с 1829г. протоиерей Василий Федорович Терновский (1798-?), выпускник Казанской духовной семинарии 1822г.; в 1864-1887гг-священник Андрей Константинович Диомидов (1841-1887), выпускник Симбирской духовной семинарии 1862 г.; в 1869-1882 гг.-Гавриил Михайлович Сергиевский (1828-1882), выпускник Симбирской духовной семинарии 1848 г.; в 1887-1905 гг. - протоиерей Григорий Федосеевич Юлиев (1820-?), выпускник Симбирской духовной семинарии 1854г.; в 1895-1915 гг.-Л.П. Соколов. С 1989г. храм действует.
БОЛЬШОЕ ФРОЛОВО (Фролов Ясак)
Казанско - Богородицкая церковь является памятником архитектуры. Трехпрестольный деревянный храм построен в 1867г. на средства местных крестьян, в стиле эклектики с элементами народного зодчества и барочными форами завершений. Центральный престол храма освящен в честь Казанской иконы пресвятой Богородицы, левый придел – в честь святого великомученика и ценителя Пантелеимона, правый – в честь святителя Николая Чудотворца.
В период 1930- 1947 г.г. Церковь была закрыта. По рассказам моей прабабушки в 30е г., когда в стране закрывали церкви и снимали колокола с колоколен, жители села не дали красноармейцам снять большой колокол с колокольни. В годы войны в церкви хранилось колхозное зерно. Наша церковь и сейчас является ныне действующий. Долгие годы работает настоятелем церкви Костин Александр Сергеевич. В ней очень красиво, тысячи паломников посещают её, особенно в день святого Пантелеимона - 9 августа. В этот день православные почитают память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сюда приезжают люди с Урала, Поволжья, из Западной Сибири, одновременно здесь бывает до двух тысяч человек, чтобы поклониться святой иконе и набрать воды из источника. Святой источник появился несколько столетий назад, здесь была явлена икона Святого Пантелеимона. В последствии здесь возвели 2 часовни, где проводятся молебны о здравии , исцелении болезни оборудована купель отдельно для мужчин и женщин. Нам этот родник известен под названием Гремячий ключ.
Часовня Николая Чудотворца является архитектурным памятником конца 19 века - это небольших размеров симметричное сооружение над водным источником.
Старинный дом купца Бизюлина и складские помещения сохранились по сей день.
КИЯТЬ
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Трехпрестольный каменный храм построен в 1801 г. (приход существовал еще в первой половине XVIII в.). В 1853г. были построены еще два симметричных придела. Храм возведен на средства местного помещика Павла Ивановича Родионова, приделы в 1853 г.- на средства местного же помещика Николая Ивановича Теренина. Приделы освящены (справа налево): во имя Преподобного Михаила Клопского, во имя Великомученицы Царицы Александры, во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского, во имя СимеонаБогоприимца и Анны Пророчицы.
Крупная пятиглавая церковь с сильно развитыми двусветными объемами центрального храма. Построена в стиле барокко. В 1855-1882 гг. в приходе служил священник Андрей Иванович Кедров (1831-?); в 1882-1895 гг. - Андрей Сергеевич Смирнов (1848-?), выпускник Симбирской духовной семинарии 1882г., в 1895-1917 гг.-Василий Семенович Сергиевский (1839-?), выпускник Симбирской духовной семинарии 1866 г. С 1994г. храм действует.
Протопопо
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный каменный храм построен в 1817г. В 1859г. храм расширен, построен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Средних размеров храм с трехъярусной колокольней, выстроенный в формах раннего классицизма с элементами барокко. Построен на средства местного помещика Федора Васильевича Ртищева, а перестроен на средства его внука Федора Васильевича Пятницкого. В 1885— 1918гг. в приходе служил священник Сергей Петрович Смирнов. (1850-?), выпускник Симбирской духовной семинарии 1875г.
СТАРЫЕ БУРУНДУКИ
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Однопрестольный каменный храм построен в 1873—1877гг. на средства прихожан (приход существовал с 1771 г).
Сравнительно небольшой храм с необычной для своего времени композицией - квадратный в плане, двусветный с четырьмя несущими столбами возведен в духе эклектики.
В 1851—1898гг. в приходе служил священник Алексей Иванович Баратынский (1823-?), выпускник Симбирской духовной семинарии 1844г. Он был известен как видный миссионер, обладавший большим влиянием на прихожан, особенно чуваш, инициатор открытия многих школ, распространитель системы Н.И.Ильминского. Именно А.И. Баратынский воспитал в христианском духе выдающегося чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева и обеспечил его образование.
Вторая Соборная Мечеть
ул. Интернациональная, 81
Построена в 1905 году. Относится к типу двухзальной мечети с минаретом в центре крыши. Два зала расположены анфиладно на одной оси с вестибюлем, к которому при реконструкции в 1989 году с северной стороны пристроен кирпичный объем с входом с восточной стороны. Невысокий цокольный этаж имеет хозяйственное назначение. Прямоугольный в плане михраб под двускатной крышей выступает на южном фасаде. В центре вальмовой крыши на кубовидном основании возвышается восьмигранный двухъярусный минарет. При последней реконструкции срубные стены мечети были обшиты досками, а минарет - толстыми фанерными листами и окрашены соответственно взеленый и серебристый цвета.
Типичный образец татарской мечети с традиционным объемно-планировочным решением, скромным оформлением фасадов. При реконструкции минарета искажены пропорции восьмериков и оконных проемов фонаря азанчи, утрачены его масштабные членения.
Мечеть г. Буинск.
Кирпичное здание мечети построено в 1994 году. Мечеть расположена на высоком открытом месте. Она представляет собой двусветное однозальное с антресолями здание с трехъярусным минаретом, расположенным с северной стороны и связанным с основным объемом мечети двухэтажной лестничной клеткой. Входы в мечеть - через трехгранные одноэтажные тамбуры, расположенные в углах примыкания лестничной клетки к основному объему. На цокольном этаже расположены служебные и санитарно-технические помещения. Этажи основного объема и нижний ярус минарета связаны лестничной клеткой под двускатной крышей. Под карнизом основного объема и шатром выложены из кирпича сталактитовые фризы. Современное мусульманское культовое сооружение с традиционным объемно-планировочным решением и наземным минаретом с северной стороны. Рациональные формы здания декорированы традиционными сталактитами.
Буинское медресе. Буинское медресе— одно из старейших ныне действующее мусульманское учебное заведение в городе Буинске Республики Татарстан, открытое еще в 1805 году.
История:
До революции медресе носила имя «Нурия» и был самым известным религиозным учебным заведением Симбирской губернии. В начале XIX века им руководил Габдулвахид бин Габдуррахман аль-Буави, до 1852 года Габдуррахман бин Колый аль-Буави (1808—1852), с 1852 по 1886 годы Габдуннасырхазрат Аминов (1806—1886), с 1886 по 1919 годы Нургалихазрат Хасанов (1852—1919), затем Гаязетдинхазрат Хасанов (1889—1922).
В разные годы в Буинском медресе учились многие известные татарские религиозные и общественные деятели, представители науки и культуры. Так с 1898 по 1902 годы здесь учился писатель Зариф Башири (1888—1962), в 1879 годах — писатель, журналист Шакир Мухаммадев (1865—1923), в 1894 годах — историк, известный общественный и религиозный деятель Хади Атласи (1876—1938), в 1912 году известный религиозный деятель Камаретдин Салихов (1890—1962), писатель Гомер Тулумбай (Г. Ш. Шагиахметов) (1900—1939), педагог, переводчик, языковед Баки Халидов (1905—1968), востоковед, доктор филологических наук, профессор Ленинградского университета Габдрахман Тагирзянов (1907—1983), педагоги, писатели, религиозные деятели братья Ибрагим и КасымБиккуловы, журналист известный общественный и религиозный деятель Фатих Муртазин (1875—1937), каллиграф Гарифзян Валидов (Гарифзян Буави) (1879—1946) и многие другие. Позже Хади Атласи сам преподавал в медресе историю с 1898 по 1903 годы.
С установлением Советской власти в 1919 году была прекращена деятельность Буинского медресе. В зданиях расположились различные государственные учреждения. Неоднократные попытки мусульман вернуть здания народу не увенчались успехом. Только в 1996 году большими усилиями Мулюкова Малика Гариповича они были возвращены мусульманам.
Вновь 1 октября 1997 года медресе начала свою образовательную деятельность как Буинское среднее мусульманское медресе Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Она расположилась в своих исторических зданиях. После открытия первым его руководителем стал Ансар хазрат Мулюков.
В 1999—2002 годах на месте старой полуразрушенной деревянной мечети было построено новое 2-х этажное здание медресе с мечетью, с благоустроенными учебными классами, общежитием, столовой и др. С 2008 года директором учебного заведения стал Абрауф хазрат Хисматуллин. Ныне с июня 2012 года медресе возглавил Рашид хазрат Маликов.
Современное состояние:
Сегодня в Буинском медресе на очном (3 года) и вечернем отделении (3 года) обучаются около 100 учащихся. С 1997 года было организовано 12 выпусков (более 150 шакирдов).
Каждый год Буинское медресе объявляет набор студентов для обучения, юношей с полным и неполным средним образованием, граждан РФ для получения специальностей: Имам — хатыйб. Преподавательоснов Ислама и арабского языка. Основу учебной программы медресе составляют религиозные дисциплины такие как: Коран, тафсир, акыда, хадис, фикх, сира, ахляк и другие, так же проводится обучение по истории, педагогике, психологии, риторике, арабскому и татарскому языку. Срок обучения — 3 года. Преподаватели медресе имеют высшее образование в известных исламских университетах мира и ВУЗах России. Они не только занимаются обучением студентов, но и выступают с лекциями и пятничными проповедями перед мусульманами, призывают людей к религии по радио и телевидению, пишут статьи и книги по исламу. В августе 2012 года медресе начало издавать собственную газету.
Дополнительное образование:
Водительские права категории «А, В, С».
Аттестат о среднем (полном) образовании (11 кл.).
Выпускникам медресе оказывается содействие продолжить обучение в высших учебных заведениях Татарстана. При желании могут продолжить обучение в факультете шариата Российского исламского университета с 3 курса.
В медресе регулярно проводится общеразвивающие культурные мероприятия, экскурсии, встречи с известными общественными и религиозными деятелями Татарстана.
Выпускникам медресе оказывается помощь в трудоустройстве в качестве имама.
Инфраструктура:
Благоустроенное общежитие (бесплатно)
Трехразовое питание (бесплатно)
Необходимая учебная литература
Спортивный, тренажерный зал
Для всех желающих познать основы Ислама организовано обучение в вечернем (воскресном) отделении медресе.
Черки-Гришинскийдом-музей скульптора, графика, народного художника ТАССР и РСФСР Баки Урманче.
Дом-музей, построен из сосновых бревен 2012 году. Здесь размещены скульптурные портреты Наки Исанбета, Шаехзады Бабича, Габдуллы Тукая, Салиха Сайдашева, Галимжана Ибрагимова, МазитаГафури и самого Баки Урманче. Эти работы далеки от простой стилизации, проникнуты поэзией и музыкой. По словам директора краеведческого музея Люции Ахметзяновой, 15 скульптур музею подарил сын художника Айдар. В экспозиции нашлось место большинству из них. Также в музее разместились личные вещи Баки Урманче: тетрадь 1951 года с эскизами, кружка, карандаши, ручки, посмертная маска и слепок кисти. Здесь же работы акварелью, гуашью, эскизы татарской национальной одежды, графические серии «Шурале», «Кисекбаш» и др. Творчество Г.Тукая было для Урманче неиссякаемым источником вдохновения всю жизнь. Это не просто иллюстрации, а образцы подлинного сотворчества.
На территории Буинского муниципального района выделено 6 особо охраняемых природных территорий регионального значения. Это государственный природный заказник комплексного профиля «Зея буйлары» и памятники природы: гидрологические – реки Свияга и Улема, зоологические – Ново-Тинчалинская и Утинская сурковые колонии, ботанический – Парк имение декабриста В.Г.Ивашева.
Первая соборная мечеть.
Здание деревянной мечети построено в 1882г. В 1897г. буинский купец
Ш.Г.Муллин получил разрешение обложить кирпичом наружные стены храма. При храме с 1907г. существовал попечительский совет. В его ведении
находились денежные средства, пожертвованные на содержание мечети и
медресе. Один из наиболее крупных вкладов поступил по духовному
завещанию Ш.Г.Муллина. Храм относится к типу двухзальных мечетей с минаретом на крыше. Протяженное одноэтажное здание мечети поставлено на высокий цоколь. Углы раскрепованы лопатками, одна простеночная лопатка делит фасад на две части. Лучковые оконные проемы распределены по фасаду согласно внутреннему устройству помещений, имеют заглубленные наличники и сандрики в виде длинных полочек с удлиненными кронштейнами. Широкий карниз имеет ложный профиль с четырехступенчатыми сухариками. Под окнами – кессоны с филенкой. Минарет утрачен. Образец мусульманского культового сооружения в стиле «кирпичного» направления эклектики.
Здание аптеки.
Земская аптека в Буинске открылась в 1874, а с 1902 она была размещена
в специально выстроенном для нее здании. Кирпичные работы выполнил
подрядчик Ф.С.Шамонов – крестьянин с.Танкеевки Спасского уезда. В 1918 в здании аптеки находилось общежитие коммунаров – членов «Северной
коммуны». 5.11.1969г. в связи с 50-летием со дня гибели героя гражданской
войны И.С.Космовского, на здании установлена мемориальная доска с
надписью: «Здесь а 1918г. жил Иван Сергеевич Космовский – организатор
партийных ячеек большевиков вБуинском уезде. Погиб в 1919 году.»
Двухэтажное здание построено на углу квартала и имеет два парадных
фасада. Главный из них украшен двумя симметричными ризалитами по углам.
Вход в здание выделен невысоким крыльцом и уличный фасад и его главный вход выделены ризалитом. Оконные проемы трех типов: с прямой, лучковой и арочной перемычками. Особую выразительность зданию придают высокие угловые шатры с с четырехгранным завершением, выполненным из дерева. Шатры завершаются шпилями и флюгерами. Архитектурной
достопримечательностью дома являются кованые детали: навесы над входами стрех сторон дома, наружная лестница на уличном фасаде, два флюгера. Памятник гражданской архитектуры в «кирпичном» направлении эклектики сэлементами модерна в оформлении металлических деталей.
Дом Бурундуковских.
Дом был построен в начале 20в. и принадлежал торговцам мануфактурой
Бурундуковским. В этом здании в 1918 проходил первый уездный крестьянский съезд, провозгласивший советскую власть в городе. Дом в два этажа, на первом этаже которого располагались торговые помещения, на втором – жилые апартаменты хозяев. Крупный купеческий дом с традиционным функциональным построением. Торговый этаж прорезан
простыми прямоугольными, асимметрично расположенными оконными
проемами и имеет с уличного фасада сдвинутые от оси входы. Между этажами проложен декорированный поребриком и полочками пояс. Уличные фасады второго этажа имеют более пышный декор. Метрический ряд частых арочных окон не совпадает осями с нижними окнами. Широкий антаблемент с богатым поребриком, аркатурным фризом и активно вынесенным карнизом опоясывают сверху все здание. Завершают фасад три симметрично расположенных ступенчатых глухих аттика с фигурными нишками и карнизами. Памятник жилой архитектуры с богато декорированным уличным фасадом в «кирпичном» стиле эклектики.
В г.Буинске имеются 14 вновь выявленных объектов представляющих
историческую, научную, художественную культурную или иную культурную
ценность. До решения вопроса о принятии их на государственную охрану как
памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии стребованиями законодательства.
Памятники истории и культуры должны быть общедоступными и использоваться в культурных, туристических, оздоровительных, рекреационных и иных целях, преимущественно по первоначальному
назначению.
Использование памятников истории и культуры для этих целей должно
обеспечиваться их доступностью для населения через сеть государственных
музеев, библиотек, выставок, историко-культурных заповедников, путем
развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды памятников.
Использование памятников истории и культуры в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях производится в объеме, обеспечивающем сохранность этих памятников, их территорий, окружающей их градостроительной и природной среды.
Недвижимые памятники истории и культуры (здания, сооружения), кроме
использования в научных, культурно-просветительных и воспитательных
целях, могут быть использованы также в хозяйственных или иных целях, если это не наносит ущерба их сохранности и не нарушает их историко-культурную ценность.
СПИСОК вновь выявленных объектов Республики Татарстан,
представляющих историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность .
Здание земской управы.
Здание построено в 1888г., перестраивалось в 1904г.
Двухэтажное, Г-образное в плане здание, на поэтапное строительство
которого отчетливо указывают различия в стилистическом решении отдельных объемов, а также неорганичные стыковки и врезки в местах соединения объемов. Основной объем выполнен с привлечением, главным образом, элементов русского барокко и византийского стиля. Это декорированный аркатурами и поясом зубчиков широкий карниз, строенная арка на аттике, разнообразная горизонтальная рустовка стен, приставные колонны второго этажа с византийскими капителями, барочные парапеты входа и т.д. пристроин к основному объему хотя и повторяют его композиционный строй, но решеныиначе. В пристрое к дворовому фасаду использованы круглые архивольты, вместо арочных на основном фасаде, утяжеленные сталактитовые элементы окончания карниза. В оформлении здания широко использованы кованые металлические детали – решетки навесов входов, ограждения балконов, лестничные конструкции. Общее решение здания свидетельствует о стремлении авторов проекта к национально-романтическомустилизаторству, хотя в композиции фасадов широко используются элементы не только русского, но и византийского, барочного, ренессанского стилей. Памятник гражданской архитектуры представляет собой яркий образец построек, относящихся к «кирпичному» направлению эклектики.
Троицкий собор.
Трехпрестольный храм построен в 110г. и по указу Священного Синода в
847г. обращен в собор.
Здание имеет традиционную осевую композицию, основанную на
последовательном развитии объемов. Храмовую часть образует восьмерик под сомкнутым сводом на четверике, близком по пропорции к кубу. Венчает
восьмерик грузная главка на низкой восьмигранной шее. Грани восьмерика
прорезаны крупными арочными проемами. К храму примыкает апсида сложной формы и широкая односветная трапезная. Объем колокольни представлен только нижним ярусом. Все объемы церкви декорированы плоскими спаренными и отдельными пилястрами, поддерживающими высокий активно раскрепованный антаблемент с карнизом малого выноса. Памятник культовой архитектуры с традиционной композицией, включающей элементы стилей барокко и классицизма.
Комплекс зданий медресе «Мурийя».
Два одноэтажных зданий медресе первого прихода построены в конце
19в. после строительства в 1882 нового здания мечети. Расцвет и известность
этого популярного старометодного учебного заведения Симбирской губернии пришлись на рубеж 19-20вв. Шакирды получали духовное образование в трех отделениях под руководством двенадцати преподавателей. В 1913г. среди воспитанников высшего отделения начались брожения шакирдов, недовольных этой системой обучения. Руководство медресе противопоставило во многом справедливым требованиям учащихся лишь ужесточение наказаний. В ответ отдельные классы выпускного отделения отказались от сдачи экзаменов.
Одно из зданий комплекса медресе прямоугольное, другое – квадратное в
плане. В первом из них два входа в медресе расположены со двора. Поперечная стена делит здание на две неравные части. Левая фасадная часть освещалась тремя окнами, а правая – шестью окнами прямоугольной формы с лучковым завершением и простым обрамлением, переходящим вверху в трехступенчатый криволинейный карниз. Цоколь отделен от стены полочкой и под каждым окном декорирован прямоугольной нишей. Второе здание учебных классов, поднятое на высокий цоколь, на главном фасаде насчитывает пять окон, крайнее из которых выделено вертикальными членениями плоского ризалита и окружено кессонами различных очертаний. Все оконные проемы имеют прямые перемычки и подоконную полочку. На главном фасаде наличники образованы заглублением в толщу кладки стен. Памятник гражданской архитектуры в «кирпичном» направлении эклектики.
Жилой дом, ул. Люксембург, 59/57.
Двухэтажное с деревянным верхним и кирпичным первым этажом здание
построено не рубеже 19-20вв. На первом этаже размещался магазин,
освещавшийся по главному фасаду тремя узкими и одним широким окном.
Окна магазина на боковом фасаде – ложные, в виде плоских ниш. Над
ступенчатым оформлением окон и деревянного проема выложен лучковидный карниз с мелкими квадратными зубчиками и ступенчатым замковым камнем посередине. Вход в дом размещался в узком полукаменном объеме сеней, пристроенном слева. Жилые помещения размещались позади магазина на первом и втором этажах, куда вела лестница. Помещение второго этажа освещено окнами со стороны улицы, наличники окон, фриз под карнизом по периметру дома декорированы пропильной резьбой растительного характера. Углы дома и выступы внутренних стен выделены лопатками. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики с использованием элементов народного зодчества в оформлении фасадов второго этажа.
Здание городского мужского училища.
Трехклассное мужское училище в Буинске открыто в 1860, в 1888 оно из
уездного было преобразовано в городское.
Здание училища представляет собой Г-образное в плане сооружение из
двух разновеликих – двухэтажного и одноэтажного – объемов. Последний
размещен на постепенно понижающемся рельефе и в правой части имеет
освещенный цокольный этаж. Уличный фасад разделен лопатками на три
части. Крыльцо входа фланкировано двумя невысокими прямоугольными
столбами с четырехскатной завершением и глухими парапетами. Над входом устроен односкатный навес на мощных кирпичных криволинейных кронштейнах. Плоскости стен обработаны прямоугольной горизонтальной
рустикой. Под простым карнизом с большим выносом протянут широкий фриз, декорированный вытянутыми плоскими нишами. Памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики с элементами классицистической архитектуры.
Здание присутственных мест.
Было возведено по проекту, утвержденному в 1882г. На первом этаже
размещались уездное казначейство и квартира исправника, на втором –
приемная, архив и уездное полицейское управление. Ныне в здание
располагается районный краеведческий музей.
Двухэтажное здание с двумя выступами по стороне, обращенной во двор.
Все помещения здания освещаются с улицы девятью окнами, на торцовых
фасадах и со двора пятью окнами на каждом этаже. По оси главного фасада
расположен ризалит в пять окон. Вход в здание решен асимметрично. В
вестибюле размещена трехмаршевая лестница на второй этаж. Стены ризалита на уровне первого этажа рустованы. Высокие прямоугольные окна имеют простое обрамление. По низу окон второго этажа протянута горизонтальная тяга, разделительный карниз с водосливом опоясывает все здание. Ризалит завершен двускатной крышей с прямоугольным фронтом на невысоком аттике. Памятник гражданской архитектуры, относящийся к периоду эклектики, выполненный в классицистических традициях.
Анализ проекта. Мы вас познакомили с историей своего края. В процессе работы мы изучили научную литературу, знакомились с архивными материалами МБОУ «Больше-Фроловская ООШ Буинского муниципального района». Научились строить беседу с пожилыми жителями деревень Киять, Протопопово, Большое Фролово и брать у них интервью, внимательно их слушать, записывать их рассказы; обрабатывать материал и составлять по нему рассказ. Всегда была наша учительница Исмагилова Гульнара Тагировна.
Этот проект является визиткой нашего края. Он получился ёмким и богатым по своёму содержанию. Из года в год проект будет пополняться новыми историческими событиями. Мы уверены, что наше дело продолжит новое поколение учащихся.
Прошли столетия. Поколения сменяли друг друга, оставляя после себя развитые города и села. История нашего города и района поучительна. Наши далекие предки сумели поднять села и деревни и превратить Буинск в развитый и богатый город в Поволжье. Без знания своего прошлого, без изучения истории своего края нельзя понять современность, невозможно предвидеть будущее.
Использованная литература
Название работы | Мой любимый маршрут по родному краю |
Участник (-и) (Ф.И.О., дата рождения, класс) | Авдонина Ирина Юрьевна, 8 класс |
Индекс, почтовый адрес участника, | 422402 Буинский район, Дер. Большое Фролово Ул.Гагарина, дом 2 |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ “Больше-Фроловская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ” |
Ф.И.О., телефон руководителя образовательного учреждения | 422402 Буинский район, Дер. Большое Фролово 88437444263 |
Телефон, факс, адрес электронной почты образов. учреждения | 88437444263 bfrolovo@mail.ru |
Педагог-руководитель (Ф.И.О., должность, дисциплина) | Исмагилова Гульнара Тагировна, учитель татарского языка и литературы высшей квалификционной категории, сот.телефон 89274304615 Электронный адрес: IGT1974@mail.ru |
МБОУ “Больше-Фроловская ООШ Буинского муниципального района РТ”
Исследовательская работа на тему:
“История Буинского района и города Буинска”
Выполнила: ученица 8 класса Авдонина Ирина
Руководитель: Исмагилова Гульнара Тагировна – учитель татарского языка
и литературы первой квалификационной категории
2013 год
Введение
Буинский край имеет богатую историю. На протяжении многих веков его территория являлась юго-западной границей сначала Булгарского государства потом Казанского ханства. После присоединения Казани к Русскому государству край стал форпостом в освоении Правобережья р. Волги. На его территории проходила древняя Карлинская засечная черта, известная еще с периода Казанского ханства. В 16-17 вв. "Карлинский вал" представлял собой систему оборонительных сооружений, защищавших регион от кочевых набегов. В гербе пограничное положение Буинской земли показано зубчатой линией деления.
В современном районе основным занятием населения является сельское хозяйство, составляющее основу экономики района. Золотой колос символизирует развитое сельскохозяйственное производство. Зелёный цвет поля - символ природы, здоровья и жизненного роста - также символизирует сельское хозяйство. Золото - символ урожая, достатка, стабильности и уважения. Аграрная символика дополняется изображением золотого солнца - символа жизненного тепла и света необходимого для роста и развития. Заходящее солнце также указывает на пограничное положение района, находящего на юго-западе республики.
Серебряный свиток, являясь символом мудрости и образованности, подчёркивает древность Буинской земли ставшей родиной для многих известных людей, среди которых писатели, поэты, художники, политические деятели.
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Голубой цвет - символ чести, достоинства, духовности, водных просторов - по территории района протекают многочисленные реки: Свияга, Карла, Була, Цильна.
Город Буинск впервые упоминается в летописях 1691 года. Русское название образовано из татарского «буа», что в дословном переводе означает - «запруда». С 1780 года поселение получило, согласно указу императрицы Екатерины II, статус уездного города Симбирского наместничества.
Буинский муниципальный район (тат. Буа районы) расположен в юго-западной части Татарстана на границе с Чувашией и Ульяновской областью. «Столица» аграрного района – город Буинск, через который проходят автомобильная и железная дороги федерального значения, связывающие транспортными потоками Татарстан и области, находящиеся на севере и северо-востоке с южными и западными областями России.
На территории Буинского района расположены 98 населенных пунктов. В основном в них проживают татары, 23 % населения – чуваши, 13 % – русские. Культуру народа поднимают Буинский драмтеатр, 34 сельских ДК и 32 сельских клуба, краеведческий музей и библиотеки. В районе есть своя телерадиокомпания «Буа дулканнары», которая имеет собственную частоту вещания. Издается районная газета «Байрак» на трех языках: татарском, русском и чувашском. Дети обучаются в школах, дошкольных образовательных учреждениях, филиалах высших учебных заведений. Молодежь получает профессию в Ветеринарном техникуме и Медицинском училище. Имеется здесь и своя Детская школа искусств для одаренных подростков, которых учат играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и рисовать. Ледовый дворец и современный бассейн регулярно используются местными школами для проведения уроков физкультуры.
Цель работы:
- сравнивать, сопоставлять события и факты;
- расширять и углублять знания;
- самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, о перспективах края.
Основная часть
Первые поселения Буинского района
В своем развитии Буинский район и его центр – город Буинск (Буа) прошли долгий путь. Позади столетия, отмеченные бурными событиями. Позади годы тяжких испытаний, преобразований и перемен…
Как известно, в далеком прошлом территория, которую ныне занимает Буинский район, входила в состав Казанского ханства. В своей статье “Селения Казанского ханства” Е.И.Чернышев приводит список поселений Казанского ханства, среди которых есть села, расположенные на территории нынешнего Буинского района. Это – Карланга (Кырлангы), Старые Лощи (Лашчы), Черкен, Верхний Наратбаш, Килдураз, Чечкаб, Ст.Студенец (Суыксу), Ст.Тинчали. Сюда следует включить еще одно селение, которого нет в списке Е.И.Чернышева, но которое упоминается в русских источниках. Речь идет о Кият (Кыят). Это селение, которое населяла мордва, надо думать, берет свое начало также со сремен Казанского ханства. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” читаем: “Предание говорит, что близ села Кияти было сражение войск царя Иоанна Васильевича Грозного с войсками хана Казанского и указывается место, где происходило, будто бы, сражение, что оно покрыто насыпями, похожими на насыпи для батарей”.
После взятия Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного Казанское ханство прекратило свое существование и все Среднее Поволжье было присоединено к России. С этого года начинается новая история Буинского района и Буинска.
В административном отношении район входит в новое образование – Свияжский уезд “князя Ишеева сотни” и частично “князя Аклычева сотни”. Опираясь на свою администрацию на местах, царское правительство стремилось “…сдерживать в повиновении покоренные племена, привить к ним православие и русскую гражданственность”. Этим целям служили: возведение в покоренном крае городов или крепостей, основание епархии и переселение сюда русских, “из внутренних областей государства”.
Особенно большое внимание уделялось обращению инородцев в христианство. Уже в первые годы завоевания Казани крещено было много людей, которых называли потом “старокрещенами”.
Не менее важное значение, чем обращению в христианство, придавала царская администрация сооружению “засечных линий”. “Засечная линия” - это система оборонительных сооружений, которые служили как для защиты границ, так и в качестве опоры при наступлении.
“Засечные черты” состояли из лесных завалов – засек, которые дополняли естественные препятствия на местности, чередующиеся с частоколами, надолбами, земляными валами в безлесных промежутках. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны. В местах пропуска населения через черту у больших дорог сооружались деревянные и земляные форты с башнями, острогами, частоколами. На посту у пропускных ворот стояли служилые люди, а также крестьяне ближних деревень, с 10 дворов по человеку. Крестьяне должны были по очереди выходить на засеку с пищалями и саблями.
Первая большая засечная линия, сооруженная после взятия Казани, проходила через Тетюши, шла по южному берегу реки Карлы до Сурского леса. Строительство этой черты было начато в 1555 году и завершено в 1556 году.
В исторической литературе “засечную линию, идущую от Свияги по южному берегу реки Карлы до Сурского леса”, принято называть “Карлинским валом”. Жители города и окрестных деревень Мещеряки, Тингаши, Альшихово ежедневно встречались с остатками этого вала. В наше время земляной вал местами совершенно исчез, и только отдельные звенья сохранились как исторический памятник прошлых эпох. Правда, в отличие от подобных валов, построенных позже, отличались простотой устройства. Хотя и на Карлинском валу были удвоенные, утроенные, расходящиеся и сходящиеся рвы и насыпи, служившие прикрытием для стрельцов. Кроме того, на валу возле нынешней деревни Мещеряково, по обеим сторонам дороги, идущей из Буинска в Ульяновск, стояли ворота в виде башни и рядом располагалась еще одна глухая башня, носившая название “Башня князя Аклычева”. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” говорится: “К достопримечательностям Буинска можно отнести земляной вал со рвом, начинающийся в 3-х верстах от города за рекой Карлы… Предание гласит, что вал этот возведен по взятии царства Казанского… на нем видны в северной стороне два бугра, называющиеся Глухою и Проезжею башнями, где в давние времена были селитряные варницы”.
Следует сказать, что одновременно с сооружениями засечных линий царская администрация щедро раздавала завоеванные земли в собственность князьям-боярам и монастырям. “Как велик был интерес в приобретении имений в новом крае… - читаем мы в “Сборнике… материалов Симбирской губернии”, - почти все сильные люди, стоящие во главе государственного управления со времен царя Михаила Федоровича до Екатерины II, владели вотчинами в этом крае”.
Конечно же, и земли нынешнего Буинского района не остались тогда без внимания бояр. Владельцами обширных земельных угодий здесь стали Ивашев, Теренин, Литвинов, Посольцев, Костливцева, А.Толстой, В.Есипов…Из них Ивашев в 1682 году даже обосновал вместе со своими крепостными крестьянами деревню и назвал ее Ивашевкой. Теренин хозяйничал в Кияти, Есипов – близ деревень Рунга и Альшихово.
Не в обиде были и служилые люди. Правда, сначала только русских людей, но затем и инородцев из указанного сословия стали наделять земельными угодьями. Им давали участки близ засечной черты, чтобы занимались не только хлебопашеством, но и были опорой администрации.
Так возникла 7 августа 1662 года деревня Байбулат (с 1859г. – Мещеряки). Основали ее вернувшиеся со службы в царской армии служилые татары в количестве 40 человек во главе с Байбулатом. На правом берегу реки Карлы возникло еще три населенных пункта: в 1669г. – деревня служилых татар Тингаши, в 1672г. – чувашская деревня Алших (Альшихово) в 1684г. – Ташкичу (Каменный Брод), в которой одновременно обосновались 20 человек рейтаров.
В 17-ом столетии освоение свободных земель на территории нынешнего Буинского района почти завершается. В 1638 году начинает свою биографию село Бикмураз (Бикмуразы). Основатель ее – Туктамыш и его товарищи – всего три семьи. Они выбрали место для жительства на берегу озера Бикей Йомрасы, от которого и происходит название села.
В 1641 году основано село Борындык (Бурундуки). Первыми ее жителями были новозаписные служилые татары в количестве 100 человек. Село назвали по имени его жителя – Бурундука Байсубина.
Наконец, в 1655 году возникает еще одна деревня. Ее основал Толымбай. Это был человек с развитым национальным самосознанием. Он был горячо предан национальным традициям, любил свой родной язык, решительно отвергал насилие, принуждение. Из-за своего непримиримого характера он вынужден был со своим другом Илбаем скитаться по миру. После долгих мытарств они, по совету оборотчика Нюнепа Чураева, решили осесть на земле и выбрали для этого место на берегу озера Иркуль, положив тем самым начало селу, которое ныне называется Адав-Толымбай (Адав-Тулумбаево).
В 1666 году рядом с этим населенным пунктом появляется новое поселение – Сиушево. Известны первые ее жители. Это – Суэш Анисимов, Айтуган Дельбышев, Урмет Бикбульдин, Мишка Баракаев, Юлдаш Сарбаев, Юлдаш Тимкиев. В 1896 году эти деревни объединяются и для них общим названием становится Сиушево, которое после образования Татарской АССР сменяется на Адав-Тулумбаево. В 1674 году Чурачка Шихмурзин со своими товарищами (всего 5 человек) выбирает место для жительства на левой стороне реки Карлы напротив Алших. В результате возникает Рунга – деревня ясашных чуваш. Крестьяне боярина В.Есипова в 1675 году дают начало селу Кайрово.
Наконец, в 1781 году основывается деревня Кугальна. Ее первые жители – это русские крестьяне, освободившиеся из-под власти помещика деревни Русская Карланга.
Таковы некоторые штрихи появления новых деревень и сел на территории Буинского района после 1552 года.
Были изменения и другого плана. О них сообщает “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии”: “С завоеванием Казани началось русское движение на юго-восток. Занятие и обрусение Симбирской губернии привело к такому итогу, что теперь недоумеваешь, точно ли эта земля, на которой в течение долгих времен обитали народы, которые господствовали над всем востоком Европы. Такое впечатление испытали мы, когда приехали в первый раз в приволжский край 25 лет назад. Мы тщетно искали некогда могущественный татарский народ, о котором так много слышали в школе и которого мы не находили ни по сю сторону Волги, ни за Волгою, ибо рассеянные между русскими и обрусевшим населением татарские деревни казались нам слишкомм слабым остатком того, что мы ожидали встретить”.
История города Буинска
Об истории становления города Буинска (Буа) имеется немало литературы, начиная с 18-го века и кончая нашими днями. Что касается даты учреждения самого города, то все источники точно указывают, что это произошло 15 сентября 1780 года. Но не так однозначны данные, касающиеся предыстории города. Прочно утвердившееся мнение на этот счет таково: на месте Буинска было селение Афонасово. Затем его переименовали на Архангельское, последнее – на Буинск.
Действительно ли город Буинск берет свое начало с селения Афонасово или (как пишут его часто) Опонасово? Нет, подобное утверждение не соответствует исторической правде. Селение Афонасово долгое время существовало под названием Янбулатово. Это подтверждается документально. Например, 18 октября 1682 года Никифору Ивашеву по его заявлению определяют земельный участок. Процедура такова: каждая соседняя деревня должна подтвердить, что участок, выделяемый Н.Ивашеву, пустует, т.е. никто на него не претендует. Идет опрос, участвуют староста и выборные люди деревень Утинщины, Байбулатово и Янбулатово. Читаем: “Синбирении Д.Осипов да подъячий И.Долматов в Синбирский уезд по реке Свияге да по Карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да деревни Янбулатовой, Опонасово тоже, со сторонными людьми ездили и про ту землю сыскивали...”. Выходит, что Янбулатово и Опонасово – это разные названия одной и той же деревни, точно так же, как Опонасово, Архангельск, Буинск. Но новое название вместо Янбулатово еще окончательно не утвердилось, поэтому у деревни двойное название “Янбулатово, Опонасово тоже”. Следовательно, деревня первоначально называлась Янбулат, а Опонасово (Афонасово) – название вторичное, пришедшее взамен первого. Быть может, сочетание “Янбулатово, Опонасово (или Афонасово) тоже” – простая ошибка? Нет, несостоятельность такого предположения доказывается уже тем фактом, что указанные названия в документе повторяются. Например, в том же источнике читаем: “В атказных книгах 190 (т.е. 1682) года 18 октября атказано... порозжей земли синбиренину Никифору Ивашеву в Симбирском уезде в урочищах по реке Свияге да по карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да меж дач татарских и чувашских деревень: деревни Афонасовой, Енбулатово тоже, 50 четвертей в поле...”.
В “Русском энциклопедическом словаре” И.Н.Березина есть такие строки: “Буинск – уездный город Симбирской губернии... Местное предание утверждает, что здесь, до взятия Казани русскими, существовал какой-то татарский городок”. Не следует ли под этим “татарским городком” понимать Енбулатово? Ведь селение на месте Буинска первоначально, как явствует из вышеизложенного, так и называлось, и в нем жили ясашные татары. В соответствии с преданием, быть может, оно существовало еще при Казанском ханстве, как и Старый Студенец, Старые Тинчали и другие?
Во всяком случае ошибочно думать, что Буинск берет свое начало с селения Афонасово (Опонасово). Далее, в тех источниках, в которых Афонасово признается первым селением на месте Буинска, допускается еще одна неточность.
“Селение на месте Буинска возникло в 1703 году, - такое утверждение содержится в “Географическо-статистическом словаре Российской империи”. В то же время в “Сборнике исторических... материалов...” указывается другая дата – 1691 год, в “Экономических примечаниях...” – 1663 год. Следует заметить, что ни одна из этих дат не соответствует действительности. Название Опонасово упоминается уже при определении границ земельных угодий деревни Бикмурза в 1638 году.
Откуда и как происходит название города – Буинск? “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской Губернии” объясняет это так: “Селение на месте Буинска было основано ясашным крестьянином Белобородовым... в 1691 году, название получило от татарина Байдурачки Чуракаева, у которого ясашные крестьяне Афонасовой брали в наем землю”. Есть попытка ответить на этот вопрос также и в “Экономических примечаниях...”: “Селение, где учрежден город сей, заведено... с 7171 (т.е. 1663) года ясашным крестьянином Белобородовым, название же свое получило от татарина Багдураза Чирекаева, Буинск”. В таком случае, почему эти крестьяне продолжали до 1730 года назвать это поселение Афонасовой (Опонасовой), да и потом употребляли не Буинск, а Архангельск? На этот вопрос приведенные документы не дают ответа. Надо полагать, что название “Буинск” возникло иным путем.
Как известно, топоним “Буинск” происходит от татарского корня “буа”, что означает “запруда”, “плотина”. Населенный пункт, который указом имеператрицы Екатерины II 15 сентября 1780 года был провозглашен городом и назван “Буинск”, как раз и располагался вокруг запруды, называемой по-татарски “буа”. Таким образом, произошел перенос значения запруды в название населенного пункта.
Географическое месторасположение населенного пункта (село Большое Фролово)
Наше село Большое Фролово раскинулось на возвышенности,возле речки Чирки. В дореволюционных источниках известного также под названиями Николоевское, Фролов Ясак, Николаевское Ясачное. О возникновении ясачного села Большое Фролово имеются сведения, что в 1679 году «Фролка Ананьев и товарищи исходатайствовал» земли под поселение и основал деревню из 7 дворов.И стали из разных уездов прибывать на поселение сюда люди.Летели столетия, тесно стало фроловцам одолевало малоземелье,и настало такое время,когда женатым сыновьям, пожелавшим от родителей отделиться,земельный надел стали выделять вдали от Фролово.Так возникли новые деревушки, одну из них народ прозвал Малое Фролово Тетюшеского района, другую Фроловские Выселки. А родовое село стало называться Большое Фролово.Большефроловское сельское поселение граничит с Адав-Тулумбаевским, Нижненаратбашским, Черки-Гришинским, Черки-Кильдуразскимсельским поселениями, Апастовским и Тетюшским муниципальными районами.
Географическое положение -49 градусов 15’ в.д. 55 градусов с.ш.
Рельеф-волнистая равнина, со средними высотами до 170м над уровнем моря. Климат умеренно-континентальный,с годовыми изотермами 3,0;годовое количество осадков 4 40-660 мм,средняя температура января - - 13,5 градусов,июля - +19,5 градусов.
Лесостепная природная зона. Общая площадь земель составляет 4638 га,из них около 52 га составляют земли,занятые оврагами. Общая длина овражной сети составляет 55 км.Каждый овраг имеет свое название,которое пришло к нам с давних пор: Боровой, Межевой, Крестовый, Тальник, Базарный, Крутой, Мокрый, Репный, Сухой. Недалеко от села построена плотина.Мимо неё проходит трасса Ульяновск-Казань. Жители используют воду, которая поступает в водопровод из 2 скважин глубиной 94 м, протяженность водопровода 7,2км.
Большая часть окружающей территории села используется как сельскохозяйственные угодья, в том числе и овраги, которые являются естественными пастбищами. Ключи, родники, подземные воды используются как источник водоснабжения, совершение религиозных обрядов (Святой Ключ). Леса, овраги – места сбора ягод.
Численность жителей села такова: в 1782-460 душ мужского пола,в 1820- 2940,в 1989- 566 человек. На сегодняшний день численность населения составляет 434 человека,жилых домов насчитывается 291.Наше село можно назвать многонациональным, хотя и считается оно русским, в нем проживают и татары, и чуваши, и мордва, и украинцы. Есть в селе и смешанные браки. Раньше население было многочисленным, сейчас же его численность упала, так как молодежь в свое время стремилась уехать в город,хотя ситуация и в современное время не изменилась, лишь усугубилась низкой рождаемостью, высокой смертностью ( в деревне большая часть жителей –пенсионеры).
В 18 веке первой половине 19 века жители относились к категории государственных крестьян.Занимались земледелием, разведением скота, бондарны, плотничным, красильным, валяльными сапожным промыслами. По сведениям 1870 года, в селе было 10 ветреных мельниц, 2 крупообдирки. В начале 20 веков здесь располагалась волостное правление, функционировали Казанско-Богородицкая церковь, построенная в 1780, земское училище, церковно-приходская школа, кредитное товарищество, кузницы, 3 красильных заведения, казенная винная лавка, по средам проходил базар.До 1920 село являлось центром Больше -Фроловской волости Тетюшского уезда Казанской губерннии, с 1935-Буинского района.
Памятники археологии
Казанско - Богородицкая церковь является памятником архитектуры. Трехпрестольный деревянный храм построен в 1867г. на средства местных крестьян, в стиле эклектики с элементами народного зодчества и барочными форами завершений. Центральный престол храма освящен в честь Казанской иконы пресвятой Богородицы, левый придел – в честь святого великомученика и ценителя Пантелеимона, правый – в честь святителя Николая Чудотворца.
В период 1930- 1947 г.г. Церковь была закрыта. По рассказам моей прабабушки в 30е г., когда в стране закрывали церкви и снимали колокола с колоколен, жители села не дали красноармейцам снять большой колокол с колокольни. В годы войны в церкви хранилось колхозное зерно. Наша церковь и сейчас является ныне действующий. Долгие годы работает настоятелем церкви Костин Александр Сергеевич. В ней очень красиво, тысячи паломников посещают её, особенно в день святого Пантелеимона - 9 августа. В этот день православные почитают память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сюда приезжают люди с Урала,Поволжья, из Западной Сибири, одновременно здесь бывает до двух тысяч человек, чтобы поклониться святой иконе и набрать воды из источника. Святой источник появился несколько столетий назад, здесь была явлена икона Святого Пантелеимона. В последствии здесь возвели 2 часовни, где проводятся молебны о здравии , исцелении болезни оборудована купель отдельно для мужчин и женщин. Нам этот родник известен под названием Гремячий ключ.
Часовня Николая Чудотворца является архитектурным памятником конца 19 века- это небольших размеров симметричное сооружение над водным источником.
Старинный дом купца Бизюлина и складские помещения сохранились по сей день.
История школы
Больше-Фроловская школа была построена в 1932 году. Вот тогда 80 лет назад Иван Григорьевич Лаврентьев, педагог, бытописатель, депутат первой дореволюционной Государственной Думы решил объединить начальные школы в одно здание, построив новую школу. Для этого на нашей реке Чирке возвели небольшой кирпичный заводик, из местной глины делали кирпич. В строительстве школы принимали участие 800 подвод лошадей. Руками местных умельцев стали возводить стены новой школы . Дело застопорилось, когда дошли до возведения крыши, не хватило денег. И.Г. Лаврентьев ведет переписку с Максимом Горьким и с Верой Николаевной Фигнер (революционеркой) в письме обратился к ним с просьбой о помощи. Вера Фигнер живо откликнулась и прислала деньги, строительство школы было завершено. Впервые наша школа распахнула свои двери 1 сентября 1932 года. Постройка школы была осуществлена на деньги Веры Николаевны Фигнер ( дочь мирового судьи из Тетюшского уезда Казанской губернии), с которой поддерживал связь Лаврентьев И.Е.( в то время библиотекарь Тетюшского уезда).
Я хочу рассказать о Лаврентьеве Иване Егоровиче и его жене Пелагее Андреевне, сельских учителях, с их именами связано становление колхоза и ликвидации безграмотности. Он и его жена были энтузиастами нового строя. На всех сельских сходах звучали их речи, полные уверенности в счастливом будущем.
ЛАВРЕНТЬЕВ Иван Егорович (р. 1879, с. Большое Фролово Тетюшского уезда Казанской губернии, ныне Буинский район РТ), сельский учитель, депутат 1-й Государственной думы (1906), Герой Социалистического Труда (1929). Из крестьян. Окончил Казанское уездное народное училище, Казанскую учительскую семинарию (экстерном). С 1896 учитель церковно-приходской школы вс. Большое Фролово Казанской губернии. С 1905 на основе программы Всероссийского крестьянского союза вел пропагандистскую деятельность среди крестьян, под надзором полиции. Сельским сходом с. Большое Фролово во время выборов в 1-ю Государственную думу выдвинут депутатом (1905), затем избран в ее состав (1906), После разгона 1-й Государственной думы подписал «Выборгское воззвание» (1906),за что был осужден по статье 179, часть 1, пп. 51 и 3 Уголовного уложения. В 1906-08 в Тетюшской тюрьме. После освобождения был лишен права учительствовать, занимался садоводством и литературной деятельностью, Сельский корреспондент московских изданий «Беднота» , « Крестьянская газета», «Социалистическое земледелие»; член редакционной коллегии газеты «Крестьянский депутат». С 1929 признан инвалидом, персональный пенсионер. В декабре 1937 арестован по обвинению в « организации в Тетюшском районе контрреволюционной эсеровской повстанческой группы», необоснованно осужден и приговорен к расстрелу. Депутат 1-й Государственной думы ( 1906). Делегат Казанского губернского совета крестьянских депутатов, член Тетюшской уездной земской управы и уездного исполкома (1917). Награжден серебряными часами, как Герой Труда (1929). Реабилитирован (1956).
Наш край в годы Великой Отечественной войны
Земля фроловская возрастила своих героев и тружеников. На Отечественную войну 1941-1945 г. из нашего села ушло более 600 человек, вернулось более 300. Из 4 моих прадедушек, только один пришел с войны, трое погибло в 1 год войны. Моей бабушке было 6 лет в 1941г. вот как она рассказывает о проводах односельчан на войну : « Весь народ пришел к церкви, все плакали, провожая на войну своих отцов, братьев, сестер. Земля наполнилась плачем матерей, детей и стариков» . Начался пятилетний путь к победе на фронте и в тылу.
Я хочу рассказать о Герое Советского Союза генерал-полковнике Шафранове Петре Григорьевиче.
П.Г. Шафранов родился в января 1901 года в селе Большое Фролово в крестьянской семье пономоря. С 13 лет начал самостоятельную жизнь. В годы гражданской войны сражался на стороне Красной Армии на Южном фронте,был среди тех,кто форсировал Сиваш. В 1934г. окончил Военную академию имени Дзержинского. С июля 1941 года Петр Григорьевич на фронте. Здесь с особой силой появился его талант военачальника, умелое руководство боевыми действиями дивизии, корпуса и армии. Шафранов П.Г. начал войну со звания полковника, а закончил генерал-лейтенантом, командовавшим 5-й армией 3-го Белорусского фронта. В последних сражений войска прославенного генерала не раз отличались в приказах Верховного Главнокомандующего. Сам он удостоился чести быть участником Парада победы в Москве. После войны Петр Григорьевич продолжил свою военную карьеру, был депутатом Верховного Совета СССР. Шафранов П.Г. награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, медалями, а также иностранными орденами. В честь 30-летия Дня Победы в г. Буинске одна из улиц была переименована в улицу Героя Советского Союза генерала-полковника артиллерии Петра Григорьевича Шафранова. Наш земляк не забывал родные места. Он приезжал к родителям ,к родным в село. Односельчане отмечали его скромность , простоту в обращении, отзывчивость. 4 ноября 1972 года Шафранов П.Г. скоропостижно скончался за письменным столом.
Вот закончилась самая страшная в мировой истории война, но для уроженца нашего села Бабаева Григория Андреевича она длилась с 1940-1946г.г., он был участник боев на Халхин- Голе и Великой Отечественной войны на дальне-восточном театре военных действий. В августе 1945, когда СССР открыл войну против Японии, Григорий Андреевич участвовал во взятии Харбина – освобождал Китай и дошел да Кореи. Был несколько раз ранен. За освобождение Манчжурии был награжден орденом «Отечественной войны 1степени» , медалью « За отвагу». За трудовые отличия : « За трудовую доблесть». После войны был председателем колхоза (1950-1973)
А в родном колхозе в годы Великой Отечественной войны работали женщины и дети. Васина Екатерина Алексеевна была трактористкой в годы войны. Мой дед вместе с другими детьми, с 7 лет пас колхозное стадо, работали в колхозе, приближали победу над врагом.
Участники Великой Отечественной войны
по Большефроловскому сельскому поселению.
№п\п | Фамилия, Имя, Отчество | Дата рождения | Дата смерти | Место захоронение |
| Бабаев Павел Иванович | 1918 | 06.09.1996 | Б.Фролово |
| Бархотов Дмитрий Иванович | 1912 | 21.10.1994 | Б.Фролово |
| Бирянев Трофим Тимофеевич | 1913 | 04.02.1991 | Степановка |
| Быстрова Анастасия Степановна | 1920 | 12.07.2001 | Б.Фролово |
| Вахрамов Михаил Сидорович | 1910 | 26.08.1998 | Б.Фролово |
| Волков Николай Дмитриевич | 1925 | 12.05.2003 | Б.Фролово |
| Васин Степан Михайлович | 1923 | 19.04.1994 | Б.Фролово |
| Гусарова Наталья Ивановна | 1923 | 28.08.1999 | Б.Фролово |
| Гордеев Семен Григорьевич | 1908 | 05.04.1994 | Б.Фролово |
| Ефремов Григорий Николаевич | 1923 | 22.04.1997 | Б.Фролово |
| Козлов Николай Прокопьевич | 1927 | 2006 | Б.Фролово |
| Карпухин Михаил Иванович | 1923 | 21.06.1999 | Б.Фролово |
| Косолапов Егор Васильевич | 1910 | 18,06,1991 | Б.Фролово |
| Лазарева Анна Ивановна | 1924 | 3,09,2002 | Б.Фролово |
| Никашин Михаил Андреевич | 1922 | 1998 | Б.Фролово |
| Никашин Герман Андреевич | 1924 | 21.01.1994 | Б.Фролово |
| Назарова Пелагея Матвеевна | 1921 | 11.04.1995 | Б.Фролово |
| Петрухин Алексей Григорьевич | 1919 | 05.12.1993 | Степановка |
| Поляков Илья Васильевич | 1923 | 2001 | Б.Фролово |
| Павлов Георгий Дмитриевич | 1918 | 1993 | Б.Фролово |
| Ржанухин Георгий Иванович | 1923 | 2002 | Б.Фролово |
| Руслов Семен Васильевич | 1921 | 22.05.1994 | Б.Фролово |
| Титов Василий Семенович | 1911 | 1997 | Б.Фролово |
| Титов Василий Николаевич | 1922 | 03.06.1992 | Б.Фролово |
| Творогов Иван Александрович | 1926 | 19.02.2005 | Степановка |
| Царьков Яков Федорович | 1907 | 01.05.1993 | Б.Фролово |
| Царьков Алексей Данилович | 1921 | 1996 | Б.Фролово |
| Царьков Павел Данилович | 1905 | 1995 | Б.Фролово |
| Чичарин Василий Семенович | 1921 | 11.11. 1991 | Б.Фролово |
| Курапин Юрий Петрович | 1934 | 21.04.1998 | Б.Фролово |
| Лаптев Иван Павлович | 1906 | 20.09.2005 | Б.Фролово |
| Ульянов Дмитрий Васильевич | 1920 | 11.02.2001 | С. Степановка |
| Курапин Геннадий Петрович | 1927 | 30.12.2002 | Б.Фролово |
| Васин Петр Алексеевич | 1927 | 19.02.2008 | Б.Фролово |
| Кукутин Михаил Петрович | 1927 | 1999 | Б.Фролово |
| Абулханов Салих Абулханович | 1924 | 08.05.2004 | Черки-Дюртиле |
| Багаутдинов Гариф Зарипович | 1923 | 12.09.1990 | Черки-Дюртиле |
| Камалиев Нурислам Гиламович | 1924 | 17.10.1998 | Черки-Дюртиле |
| Сатдиков Хусаин Садыкович | 1916 | 06.2005 | Черки-Дюртиле |
| Салихов Абдулхай Бариевич | 1923 | 04.01.2004 | Черки-Дюртиле |
| Туктаров Хусаин Туктарович | 1924 | 18.09.1995 | Черки-Дюртиле |
| Фахриев Бадри Замалиевич | 1924 | 08.08. 1992 | Черки-Дюртиле |
| Шайхуллин Карип Шайхуллович | 1923 | 26.04.2006 | Черки-Дюртиле |
| Шарипов Абдулбари Зарипович | 1905 | 1992 | Черки-Дюртиле |
Валиев Сабирхан Фатыхович | 1927 | 10.12. 2000 | Черки-Дюртиле | |
Загидуллин Гарифзян Габдрахманович | 07.09. 1930 | 08.03.2011 | Черки-Дюртиле | |
Рахматуллин Фазыл Зайнуллович | 03.04.1924 | 03.03.1992 | Черки-Дюртиле |
В 1975г. в центре села воздвигнут памятник погибшим героям в годы Великой Отечественной войны и обелиск с именами погибших солдат.
Мирные дни
После войны 1950г. были присоединены колхозы « Красный Восток» и «Новая жизнь», а в 1957 колхоз им. Буденного. В 1994-97г. АФ «Фролово», 1997-2003 АКХ « Фролово». С 2003 СП «Фролово» в составе ООО «Нива». В 1970-80г.г. хозяйство имело 5680га сельскохозяйственных угодий, в том числе и 750га пашни. В 1975 г. урожайность зерна составила 28 ц/га. Руководители : Г.А. Бабаев, М.М. Дроздов, С.Г. Замалетдинов, А.В. Кошелев, Н.Д.Фадеев, Ф.Ф. Исмагилов, В. Б. Кузнецов. В состав до 1961 г. Б. Фроловского сельского совета входили населенные пункты:
Сейчас в наше сельское поселение входят:
Уроженцы и жители нашего села своим доблестным трудом приумножали достижения нашей страны: Масленцев Иван Николаевич- заслуженный механизатор сельского хозяйства ТАССР- ударник Коммунистического труда, награжден орденом « Знак почета» (1973)
Масленцева Мария Николаевна – животновод, ветеран труда, награждена медалью «За доблестный труд»(1970)
Лазарев Александр Николаевич, административно-хозяйственный работник, ударник 11й пятилетки(1982),ветеран труда (1999), награжден медалью «За трудовую доблесть»(1986)
Антипов Николай Иванович, мастер леса, ветеран труда(1999) награжден медалью «За трудовое отличие» (1984).
Васин Анатолий Александрович участник Афганской войны, выполняя интернациональный долг, был ранен. За боевые заслуги награжден медалями «За отвагу», «70лет вооруженным силам», «От благодарственного афганского народа».
Вот такова история нашего села.
За последние годы жизнь улучшилась: газифицированы все дома, провели подземное кабельное телевидение и интернет, в этом году заменили водопровод, заменили по улицам линии электропередач, протянули асфальт до школы и до церкви, больше стали использовать вместо ручного труда механизацию: это движение молока на МТФ по трубам, а также механизированного кормораздатчика.
Хочется,чтобы все улицы нашего села заасфальтировали, построили новую школу и детский сад. А главное, чтобы для жителей села предоставлялись новые рабочие места, тогда наше село будет жить и процветать.
Заключение
Прошли столетия. Поколения сменяли друг друга, оставляя после себя развитые города и села. История нашего города и района поучительна. Наши далекие предки сумели поднять села и деревни и превратить Буинск в развитый и богатый город в Поволжье. Без знания своего прошлого, без изучения истории своего края нельзя понять современность, невозможно предвидеть будущее.
Исследуя историю своего города мы еще раз доказали как возникли первые поселения Буинского района, когда образовался город Буинск, село Больше Фролово и с чем связано его название.
Буинская земля вырастила многих известных поэтов, писателей, художников, артистов и спортсменов. Имена Баки Урманче, Рената Хариса, Гумера Тулумбая, Шарифа Хусаинова, Барласа Камала, Гумера Галиева, Ахмета Рашита, Равиля Рахмани, Лилии Газизовой, Раиля Садриева известны далеко за пределами района и республики. Уроженцем края является Владимир Трусенев – двукратный чемпион Европы, пятикратный чемпион СССР по метанию диска, участник Олимпийских игр в Риме и Токио.
Земля Татарстана, куда сегодня входит Буинский район и город Буинск, - древняя историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину. Татарский народ веками трудился бок о бок с русскими, чувашами, украинцами, башкирами, марийцами, удмуртами и многими другими народами. Говоря словами известного татарского поэта Г.Тукая:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года, –
Шутили, трудились мы вместе всегда.
(Пер. С. Липкина).
Использованная литература:
Форма заявки
Секция | Секция 1. Организация сельского туризма. |
Номинация | Номинация 1. История сел. |
Тема работы | История Буинского района и города Буинска |
Ф.И.О. ученика, класс | Авдонина Ирина, 8 класс |
Ф.И.О. руководителя, электронный адрес, домашний адрес | Исмагилова Гульнара Тагировна, IGT1974@mail.ru Г.Буинск ул.Исхаки дом 80, сот. 89274304615 |
Название учреждения | МБОУ “Больше-Фроловская ООШ Буинского муниципального района РТ” |
Печатный сборник | да |
О путнике
Золотая хохлома
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рождественский венок
Басня "Две подруги"