В XXI веке существенной проблемой на нашей планете является воспитание детей, забота, счастье семей, которые порождают будущее России, Европы, Азии, Америки – мира, столь широкого и нечестного. Как же бороться с таковым? Для этого создают законы, Конституцию, которые устанавливают законы, нормы поведения, самое главное – права граждан, права детей. Наверное, каждый из нас не раз слышал о правах детей. Но никто не задумывался, может, даже не интересовался своими правами. И, к сожалению, родители, взрослые этих правил зачастую не знают, не придерживаются их. Как же тогда воспитать доброжелательного нравственного и умного гражданина страны?
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka.doc | 83 КБ |
Творческая работа
Что надо знать о защите детей
План
Введение с. 1
Основные принципы защиты прав детей с. 2-5
Российская система защиты прав ребёнка. Ювенальная юстиция с. 5-8
Нарушение прав ребёнка с. 8-9
Заключение с. 10
Список использованной литературы с. 11
ВВЕДЕНИЕ
Видеть глазами детей – счастье, данное не каждому из нас. Переживать счастливую пору детства, быть независимым от внешних проблем – не это ли мечта каждого взрослого человека? Но, быть может, в этой мечте можно найти подводные камни? В XXI веке существенной проблемой на нашей планете является воспитание детей, забота, счастье семей, которые порождают будущее России, Европы, Азии, Америки – мира, столь широкого и нечестного. Как же бороться с таковым? Для этого создают законы, Конституцию, которые устанавливают законы, нормы поведения, самое главное – права граждан, права детей. Наверное, каждый из нас не раз слышал о правах детей. Но никто не задумывался, может, даже не интересовался своими правами. И, к сожалению, родители, взрослые этих правил зачастую не знают, не придерживаются их. Как же тогда воспитать доброжелательного нравственного и умного гражданина страны? Права детей и стали темой моей работы и моей сказки. Давайте обширнее узнаем о правах ребенка России и стран Европы, как борются с преступностью и безнаказанностью по отношению к детям. Какие программы были созданы для улучшения жизни ребенка в обществе. Ведь все это можно отнести к правам детей. С этой же целью я взялась за создание Сказки о правах детей, надеясь, что она заставит задуматься о своих правах не только детей, но и взрослых.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами: 1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. 2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. 3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. 5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. 6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. 7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование. 8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. 9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство. 10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. 12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. 13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи. 14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. 15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности». [1] Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка».[2] Причем, это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. – все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Очевидно, что понятие «жестокое обращение с детьми» включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. В настоящее время жестокое обращение с детьми показывает, что люди малообразованы, не умеют трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведут пути к насилию и жестокости не только к детям, но и взрослым! Поэтому так важно предоставить детям среду добра и добро желания, чтобы в будущем они стали самостоятельными нравственно воспитанными личностями. Говоря о насилии, мы можем подразделить его на физическое, психическое, социальное. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ. Психическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов. Социальное насилие – пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию. Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% – в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка. Так, например, существует закон, предусматривающий ответственность за неуплату алиментов, и к его соблюдению относятся очень серьезно. Нередко приобщение к закону неответственных и нерадивых родителей происходит при перерегистрации водительских удостоверений – компьютер быстро помогает определить должника, которому не отдадут водительские права до тех пор, пока он не выплатит своим детям всю необходимую сумму.
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЁНКА. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
В Российской Федерации контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Однако, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной. Одной из самых важных проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях – то это уже «лишение родительских прав», для чего нужны серьезные основания. Если это «жестокое обращение» учителя, воспитателя – как правило, такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия персонала учебного заведения считается преступлением.[3] Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит ведомость, согласно которой государство ведет себя как ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения, общества. Такая система основана на двух идеях:
Первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах. В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних"».[4] Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму. Так произошло начало революции системы ювенальной юстиции. Но полным разрушением системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности. Так государство хотело защититься от действия юных преступников, повышая меру наказания за преступления во много раз. Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей. Именно так в России рассматривали права детей, незаконные действия в их лице. Мы прослеживаем новый этап становления ювенальной юстиции, которая, в конце концов, перестала существовать. Но, говоря о правах детей в России, мы рассмотрим основные законы, поддерживающие систему социальной защиты детей. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами: – Конституция Российской Федерации. – Семейный кодекс Российской Федерации. – Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. – Федеральный закон об образовании. – Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. – Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы, цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЁНКА
Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%. Из положительных моментов можно отметить снижение младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%. Одной из серьезных социальных проблем стал кризис семьи. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности. А также возросла безработица в семьях, что повлияло на воспитании детей. Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений. По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек. Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь. Тем самым они считаются потерянными для внешней среды, общества. Они не получают достойного образования, социальной помощи, не развиваются в интернатах, где проживают свою жизнь. Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки. Опыт многих западных стран наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в стране и по всему миру рассматриваются проблемы детей, права в обществе, где в дальнейшем эти дети собираются жить, развиваться. Сокращается безработица, дети получают достойное воспитание в семье и в учебных учреждениях. Это и является составляющей прав ребенка на планете. Мы стремимся помочь детям, сами в их возрасте переживаем бесчестие, неправоту со стороны столь грубого взрослого мира. Давайте способствовать улучшению жизни в нашей стране, становиться более близкими к чужим проблемам, решать их вместе, а главное, помогать будущему России – детям!
Детство – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому еще
только предстоит стать человеком. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в обществе. Хотя я и являюсь ещё несовершеннолетней, но я со всей ответственностью, присущей мне в этом возрасте, могу заявить: «Я смогу постоять за себя, ведь я знаю свои права и сделаю всё, что в моих силах, чтобы как можно большее количество детей узнало о возможности защитить себя и обеспечить все условия для полноценного развития».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Конвенция ООН о правах ребёнка. // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. ЮНИСЕФ, 1998 – с.29
[2] Конвенция ООН о правах ребёнка. // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. ЮНИСЕФ, 1998 – с.32
[3] Защита прав ребенка в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. С – Пб., 2001 - с. 78
[4] Декларация прав ребенка. Ростов /Дон, «Феникс», 2002. Доронова Т.Н, Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В. Защита прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада. М., 2003 - с. 56
Лиса-охотница
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Тигрёнок на подсолнухе
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Астрономический календарь. Июнь, 2019