ГОУ Лицей №144
195297 Санкт-Петербург пр. суздальский д. 93/2 тел.(812)531-57-42
Баба-Яга
Выполнила ученица 3 «А» класса
Гордеева Татьяна Андреевна
195297 Санкт-Петербург,
пр. Светлановский
дом 115, кор. 1, кв. 256
Дом. телефон (812) 590-56-79
Учитель Семикопенко Галина Николаевна
195297 Санкт-Петербург, пр.Суздальский
Д.93/2 тел.(812)531-57-42
Санкт-Петербург
2010-2011 учебный год
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………3
2. Литература……………………………………………………………….3
3.Анализ образа……………………………………………………………3
1)Прообразы Бабы-Яги……………………………………………..4
2)Почему её так зовут……………………………………………….5
3)Как она выглядит……………………………………………………5
4) Типы Бабы-Яги…………………………………………………….12
4.Заключение……………………………………………………………..13
5. Приложения…………………………………………………………...15
6.Список литературы………………………………………………...17
1.Введение.
Все мы с детства любим сказки. А Баба-Яга – один из самых популярных персонажей русских сказок. На пару с матрешкой, этo сaмый знaмeнитый рoссийский брeнд, кoтoрый известен во всём мире. А что мы знаем о ней? Откуда она взялась? Почему ее так зовут? Каким образом она проникла в наши сказки? Я решила в этом разобраться. Итак, цель моей работы - проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках.
2.Литература
Образ Бабы-Яги изучался такими учеными, как Рыбаков Б. (Язычество Древних Славян), Пропп В. (Исторические Корни Волшебной Сказки), Новиков Н. (Образы Восточнославянской Волшебной Сказки), Потебня А. (О Мифическом Значении Некоторых Поверий и Обрядов) и другими, менее известными. Толкование образа исследователями в общем и целом не противоречиво: напротив, они прекрасно дополняют друг друга. Наиболее глубокий, подробный анализ Бабы Яги сделал Пропп, труд которого использован в качестве основы в моей работе; прочие же материалы использованы как дополнения. И, конечно же, я не смогла обойтись без Сборника русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева.
3.Анализ образа
Для анализа я выбрала сказки следующие сказки, в которых встречается Баба-Яга:
1.Иван Быкович 2.«Баба Яга» 3.«Василиса Прекрасная» 4.«Баба Яга и Заморышек» 5.«Гуси-лебеди» 6.«Марья Моревна» 7.«Иван-царевич и Белый Полянин» 8.«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» 9.«Перышко Финиста ясна сокола» 10.«Баба-Яга и Жихарь» 11.«Царевна-лягушка» 12.«Заколдованная королевна» |
Кто же такая Баба Яга?
Обратимся к Толковому словарю Даля
ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу (стр. 347).
1)Прообразы бабы Яги
Сказку всегда предваряет миф.
1.Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
2.Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.
3. Одной из прародительниц Бабы Яги считают древнюю берегиню - Золотую бабу. Еще в исландских сагах рассказывается о бандах викингов, мечтавших захватить сокровища этой бабищи. Хранились они, по преданию, в храме Юмалы, в дремучем лесу, в устье Двины.
4.О Бабе-Яге пишут и думают много разного! Исследователь украинского и русского фольклора А. Подъяпольский убедительно доказывает, что Баба-Яга родом из Индии, а имя Яга – не что иное, как женский род от слова «йог».
5.А вот по мнению ученого Ю. Росциуса, доказательством прилета на Землю в далеком прошлом космических кораблей являются сказки о бабе-яге:
«Начнем со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа – деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у бабы-яги – она металлическая. Полет бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов: "Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, которые выворачивало, которые ломало". Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлетно-посадочное устройство.
В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего еще могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к бабе-яге за огнем. Та дает ей череп с огненными глазами. Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное с точки зрения людей, живших много веков назад, – глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и ее дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии.»
Вполне объясним этим предположением и пугающий облик бабы-яги:
«Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими». (М.Таранов «Интересная газета. Загадки цивилизации» № 9 2007 г.)
2)Почему её так зовут?
Если Баба Яга - это сказочный персонаж, известный с детства каждому, то это неспроста.
И первый вопрос, на который нам предстоит ответить, состоит в следующем: почему Баба Яга зовётся именно “Бабой Ягой”? Если слово “Баба” нам более или менее понятно, то что означает слово “Яга”?
Оказывается, слово “яга” очень древнее и его “возраст” составляет не менее нескольких тысяч лет.
Об этимологии слова «Баба-яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.
По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги
«Яга» происходит от санкристского «змей».
3)Как она выглядит
Основными характеристиками Бабы-Яги, которые встречаются в сазках, являются:
· Костяная нога;
· Ступа;
· Избушка на курьих ножках.
Рассмотрим их все поподробнее.
Почему у неё костяная нога?
Какой бросающийся в глаза признак отличает Бабу-ягу от других сказочных персонажей? Ее костяная нога.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба – Яга костяная нога. («Иван – Быкович»)
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная Королева»)
Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»)
А почему? У многих народов, говоривших на индоевропейских языках, в древнейших сказаниях встречается упоминание, что душа живого человека заключена в стопе. Вспомним хотя бы русское выражение: "Душа ушла в пятки". Ее вместилищем является особая маленькая косточка – навь. Если же у человека нога не "живая", а костяная, то это означает, что человек лишен души, он – существо загробного мира. Именно таким существом и является посредник между царством живых и мертвых – Баба-яга
Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж (1, с. 62). И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси – золотая.
Где она живет?
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Баба-яга чаще всего живет на краю дремучего леса.
Описания его достаточно условны: дремучий, темный, таинственный. Он непроницаем. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, неизменно оказывается в лесу. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев. Этот лес в сказках представляет собой совсем иной, отличный от белого света живых, мир. Иногда граница между ними подчеркивается рекой, порой не простой, а огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. Этот мост попал в русские сказки не случайно. Мост, по верованиям древних индоевропейцев, разделяет мир реальный – явь и нереальный – навь, последний часто ассоциировался с подземным царством. Пройти по нему не может живой человек. Ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины как бы связывал годичные циклы жизни природы: весны, лета, осени и ее временной смерти зимы. И Калиновый мост также связывает мир жизни и смерти. Но Баба-яга не просто сторожит проход в страну мертвых. Она еще помогает некоторым людям-героям перейти границу и существовать в мире мёртвых, чтобы выбраться из него, герой получает от Яги коня.
Избушка
Первый атрибутом служило жилище страшной старухи, её избушка.
рис. Ольги Шаляпиной
В лесу, как разумеется, герой наталкивается на избушку на курьих ножках. Он изначально знает, что должен заставить ее повернуться, для чего нужно произнести магическое слово «стань к лесу задом, ко мне передом». Почему нужно избушку повернуть, а нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена - "без окон, без дверей" - вход с противоположной стороны. Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через избушку, для чего ее нужно повернуть. Открытой стороной она обращена к тридесятому царству, закрытой - к миру Ивана. Эта избушка - сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше.
Это пограничное положение избушки иногда подчеркивается: "За той степью - дремучий лес, а у самого лесу стоит избушка", "Стоит избушка - а дальше никакого хода нету - одна тьма кромешная; ничего не видать".
Яга поставлена стеречь границу стоящими над ней хозяевами, которые ее бранят за то, что она пропустила Ивана. "Как смела ты пропустить негодяя до моего царства?" или: "Для чего ты приставлена?". На вопрос Царь-Девицы "Не приезжал ли тут кто?", она отвечает: "Что ты, мы не пропускаем муху".
Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: "Уж не моей ли он головы дожидается?"»
Если Яга при приходе Ивана находится в избушке, то, как правило, она лежит на печке, на лавке или на полу, причем занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". "На печке лежит Баба Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос". Немного странно - разве Яга великан? С чего бы ей занимать собой всю избушку... если только эта «избушка» не гроб?! И костяная нога не что иное, как нога покойника с истлевшей плотью.
Курьи ножки
Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке, то есть строении небольшом: ого-го, да и только!
Впрочем, в сказке возможно все.
Курьи ножки у этой избушки – не случайный элемент народной фантазии. Они пришли в сказку из славянского быта. У некоторых племен древних славян, особенно живших в северных лесах, существовали маленькие домики мертвых. Домик ставился на высокие, почти в рост человека, опоры. Очень часто для них использовались крупные, устойчивые к гниению пни, напоминавшие птичьи лапы, или просто срубались на нужном уровне несколько рядом стоящих деревьев. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. А название „курьи ножки“ произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне и ставили упомянутую „избу смерти“.
Избушка на курьих ножках стояла, повернувшись дверью к лесу, символизировавшему царство мертвых, а человек, причем не простой человек, а герой, приходил из царства живых. Но одно только геройство не могло спасти его от гибели, нужны были еще и знания. Чтобы попасть в избушку, человек, пришедший за помощью, должен был их показать. Избушка стоит дверью к царству мертвых.
Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Самое удивительное, что все зашедшие в гости к Бабе-Яге Иваны поступают так в ста случаях из ста. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного.
Все это, конечно, не случайно. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой - к лесной опушке (в царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван - живой человек - не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.
Поворотный механизм
Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).
Не углубляясь в инженерные подробности, отметим главное. Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры – те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Как видим, первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.
По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.
Избушка ее имеет курьи ножки, а Курица в Славянской мифологии была символом женского плодородия. И еще избушка как будто может слышать. Ведь на заклинание Ивана она и правда поворачивается к нему передом, то есть, дверью. Эти качества могут сказать о том, что и сама избушка и ее хозяйка имеют отношение к Животному магическому миру, и являются проводниками в иной мир. Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который у Героя начинают ярче проявляться качества, которых он стеснялся в обычной жизни (вежливость, терпимость, милосердие к окружающим и т.д.) Баба-Яга дает ему своеобразную установку на победу, на будущее счастье. И хоть она выглядит неприглядно, даже страшно, ее действия почти всегда идут вразрез с внешним впечатлением. Может быть права поговорка «С лица воду не пить». Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость, а страшная старуха, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы только Иван нашел свое Счастье и Любовь.
Ступа
А почему же столь крепко связана ступа с образом Бабы Яги?
Передвигается по белу свету колдунья обычно не на своих двоих, а в самокатной железной ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. А чтобы летала её колесница побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая пестом или железной палицей. Да ещё и подметает след за собой приделанным к ступе помелом. Где она несётся – бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот.
Иллюстрация «Баба-Яга» кисти Ивана Яковлевича Билибина к сказке «Василиса Прекрасная
Что это за предмет?
Ступа в переводе с санскрита означает - «могила»
После христианизации Руси, примерно с Х века славяне заворачивали умерших в бересту, с XII века покойников стали хоронить не в деревянных срубах на курьих-курных ножках, а в долбленых дубовых колодах, которые напоминали ступы, а потому получили такое же название. (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.
Фу-фу
Запах: связь с миром мертвых:
Иван переступает порог и приносит с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди, запах человеческого тела, на что Баба-Яга мгновенно реагирует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Слово «русским» здесь употребляется в значении «человеческим» - ведь у бесплотных духов в царстве мертвых нет запахов. Но надо сказать, что выражение «русский дух» часто используется как доказательство «иностранного» происхождения Яги: мол, русские мазали сапоги дегтем, и этот запах учуяла «нерусская» лесная жительница. Только едва ли это так. Скорее дело в том, что покойник Баба-Яга плохо видит (или вообще не видит) и ориентируется с помощью слуха и обоняния, определяя, что перед ней живой человек. Зайдя в избушку, герой слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" и пр. Этот интересный мотив Пропп объясняет следующим образом:
Запах Ивана есть запах человека, а не русского. И пахнет он не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные, сами не пахнут и узнают живых по запаху.
Такая особенность потусторонних существ многократно описана (вспомним хотя бы «Вий» Николая Гоголя).
Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам. По-видимому, здесь на мир умерших перенесены отношения мира живых с обратным знаком. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым.
Баня
Как же встречает Баба Яга гостя? Кроме того что кормит, она еще парит героя в бане.
Баня тут играет несколько функций. Это и просто баня для помывки уставшего гостя, место для лечения, как это издавна было на Руси. А также баня – это ритуал, способствующий успешному проникновению героя в логово врага (чаще Кощея Бессмертного). Если объединить все действия Бабы Яги русских народных сказок, то это могло бы выглядеть так: "Она баню истопила, гостя в бане выпарила, напоила–накормила, спать уложила, а сама села рядом и начала расспрашивать". Испытав героя (а испытания начинаются еще до встречи: ведь необходимо суметь добраться до избушки, повернуть ее к лесу задом, к себе передом, знать заклинание, чтобы войти), Баба Яга готова помочь гостю. Иногда Баба Яга дает пришельцу и другие поручения, которые тот должен исполнить, прежде чем получит вознаграждение.
Ведь в ином мире – тридевятом царстве, тридесятом государстве – смелого путника ждет множество новых опасностей, он должен уметь их предвидеть и, по возможности, избегать. Для этого, в частности, от него не должно пахнуть "русским духом, русской коской". Для чего используется магическая баня, переодевания, переобувания и другие волшебные хитрости.
Приобщение к бане было первым этапом "ритуального умирания". Вспомним, как встречает Баба-яга пришедшего к ней человека. "Чу, русским духом пахнет!". Баба-яга (в некоторых сказках говорится, что она плохо видит) узнает по запаху, что имеет дело не с мертвецом – гостем из нави, а живым человеком. Загробное царство враждебно по отношению к вторгнувшемуся в него чужаку, его станут преследовать, и поэтому от него не должно пахнуть живым русским духом. Этот обряд пошел от обмывания, являющегося неотъемлемым элементом похорон. Но возможно, что в нем присутствует еще один мистический элемент. Баня у славян была не только местом, где люди моются. С ней же связаны многие мистические обряды. Например, гадание, снятие порчи. Причем, в последнем случае для этого использовался веник. А веник и метла, как уже упоминалось, были элементами очистительной магии. Поэтому Баба-яга использовала волшебный веник, которым она выпаривала пришельца, для очищения его тела не только от грязи, но и от души. Исследователь древнерусского фольклора Пропп перечисляет следующие этапы последовательных действий Бабы-яги, помогающие – герою войти в мир мертвых. Он вымыт – лишен запаха живого человека. Выпарен – из него с помощью веника "выгнана душу из тела". Накормлен ритуальной "покойницкой" едой, и над ним, как над умершим, проведен обряд отверзения очей и уст – в царстве теней он сможет видеть и говорить с мертвецами. Уложен спать – похоронен в избе-могильнике. Баба-яга расспрашивает героя – прошедший весь ритуал герой стал мертвецом, и лишенная души старуха (полумертвец) проверяет: может ли он говорить уже на языке загробного мира с мертвецами и видеть их. Баба-яга прощается с героем, дает ему советы и при необходимости снабжает вещами, которые могут помочь ему, например, клубочком, – "развоплощенный" герой идет в царстве мертвых.
Три типа
Волшебная сказка, по мнению Проппа, знает несколько типов Бабы Яги:
1) Яга–воительница. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. ( «Баба-Яга», « Иван-Царевич и Белый Полянин»)
2) Яга–похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. («Гуси-Лебеди», «Баба-Яга и Жихарь»)
3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица. Сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью. («Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира. Повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем. ( «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная»)
в) Яга–покровительница, взявшая героя под свою опеку. («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)
г) Яга–дарительница, одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками. («Перышко Финиста ясна сокола»)
4) Яга–прародительница.
Другие народы
Естественно, с такими талантами наша родная бабуся не может быть одинокой в этом мире. У нее существует масса именитых родственниц по всей Земле. Первой сестрицей русской бабки Ёжки ученые называют греческую Деметру - богиню плодородия и земледелия. Деметра управляла силами природы.
Была добра к трудолюбивым людям, помогала им. Ну чем не помощница Яга в сказках «Марья Моревна» или «Кощей Бессмертный»?
Второй ближайшей родственницей Яги называют другую греческую богиню - Артемиду, покровительницу животного мира и охоты. Тут родственные связи не вызывают никаких сомнений, поскольку наша Баба Яга постоянно проживает в лесу и, само собой, заведует всяческой лесной нечистью в лице леших и кикимор.
Третья сестра выглядит уже далеко не так мило, как две первых - ведь она связывает мир живых с потусторонним царством. Имя ей Геката - лунное божество царства теней, могил и призраков. Если вспомнить «милый» заборчик вокруг избушки, состоящий из костей и черепов, а также особые гастрономические пристрастия в виде человечины, то и здесь сомнений в родстве возникать не должно.
Безобразная ведьма Мыстан Кемпир - причина многих злоключении людей. Мыстан подменяет детей, во время состязаний пытается хитростью обогнать скакуна, пожирает узников, которых она содержит в подземном царстве, вместе с сыновьями-великанами охраняет вход в загробный мир - подземное царство Эрклика на границе мира живых и мертвых.
В некоторых мифах Жалмауыз Кемпир - страшное чудовище, у нее бывает семь голов. Иногда Жалмауыз Кемпир - покровительница героя, добрая Баба Яга, помогающая герою совершать его подвиги. Живет этот демон в горах и лесах, далеко от человеческого жилья. Носит лохмотья.
Заключение
В ходе своего исследования я узнала, что Баба Яга, с одной стороны, одно из самых известных, а с другой, одно из самых таинственных существ на Земле. Анализ сказок показал, что она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но она существо более опасное, обладающее куда большей силою, потому что живет она, в дремучем лесу, на границе мира живых и мертвых и принадлежит к двум мирам. Отсюда ее безграничные возможности.
Баба-Яга по-моему, один из самых любимых детьми сказочных персонажей. Так как она всегда разная, то к ней испытываешь много разных эмоций – от страха до уважения и благодарности. Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Она не надоедает своей однообразностью, с ней можно и посоветоваться, и поругаться, и даже подраться. Она мудрая, и в чем-то наивная. И для ребенка, который слушает сказку, Баба-Яга может стать примером того, что встречаются на нашем жизненном пути разные люди. И внешний вид у них может быть страшным и отталкивающим, но в душе они добрые, и готовые помочь. Стоит только найти к ним определенный, вежливый подход. А если они действительно оказываются злыми и готовыми "съесть" любого, то нужно бежать от них, и уже не раздумывать, добрый ли он в душе или только прикидывается…
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Быть смелым, добрым, рассудительным, трудолюбивым, искать правду, не хамить - вот атрибуты победы, которыми делится с нами, людьми XXI века, сказочная старуха - Баба Яга. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из Кощеева царства с победой. Вот чему учат нас волшебные русские сказки. А еще тому, что этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из нас!
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Приложения
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Название сказки | Место обитания Бабы Яги | Внешний вид | Волшебные вещи в сказках и др. чудеса | Животные, служащие Бабе Яге | Положительный или отрицательный персонаж |
Иван Быкович | избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается | на печке лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок. | - | - | Положительный так как дает ночлег братьям богатыря |
«Баба Яга» | «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» | Баба Яга – костяная нога | Гребешок, полотенце | Кот, собаки, быки | Отрицательный, так как хотела съесть девочку |
«Василиса Прекрасная» | «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» | «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук | – | Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) |
«Баба Яга и Заморышек» | «За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены» | Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) | Волшебный платочек, огненный щит | – | Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев |
«Гуси-лебеди» | «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» | «…морда жилиная, нога глиняная» | Золотые яблочки | Мышка, гуси-лебеди | Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть |
«Марья Моревна» | «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» | «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Волшебный платочек | Волшебные кони | Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича |
«Иван-царевич и Белый Полянин» | «Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею» | Баба Яга – золотая нога | Волшебная игла, шило | – | Отрицательный, так как билась с богатырями |
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Избушка на курьих ножках | Сидит седая старуха, прядет кудель | Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Сват Наум | Лягушка | Положительный, так как помогла Андрею-стрелку |
«Перышко Финиста ясна сокола» | Три Бабы Яги. | Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» | Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце | Кот, собака, Серый волк | Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку |
Баба-Яга и Жихарь | - | - | - | - | Отрицательный, так как хотела съесть жихаря |
«Царевна-лягушка» | «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» | «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» | Клубок | – | Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) |
«Заколдованная королевна» | Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…» | Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая | Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка | – | Положительный, так как помогла найти королевну |
Список литературы
1. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка; «Астрель: АСТ: Хранитель». Москва. 2008г.
2. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское мировоззрение; «Энциклопедия русской цивилизации». Москва. 2003 г.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки; «Издательство Санкт-Петербургского университета». Санкт-Петербург. 1996г.
4. Забылин М.М. Праздник, обычаи и обряды русского народа; «Эксмо Москва. 1982г.
5. Народные русские сказки из сборника Афанасьева А.Н.; «Правда». Москва. 1982 г.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_baba-yaga.ppsx | 2.2 МБ |
Слайд 1
Баба-ЯгаСлайд 2
Все мы с детства любим сказки. А Баба-Яга – один из самых популярных персонажей русских сказок. На пару с матрешкой, этo сaмый знaмeнитый рoссийский брeнд , кoтoрый известен во всём мире. А что мы знаем о ней? Откуда она взялась? Почему ее так зовут? Каким образом она проникла в наши сказки? Я решила в этом разобраться? Итак, цель моей работы - проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках..
Слайд 3
постоянное место обитания БАБЫ-ЯГИ Дремучий лес
Слайд 4
Избушка Поворотный механизм На курьих ножках
Слайд 5
Ступа Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает…»
Слайд 6
1.Яга - воительница 2. Яга -похитительница 3.Яга -д а рительница а)Яга - советчица б)Яга –повелительница в)Яга-покровительница г)Яга-дарительница Типы бабы яги
Слайд 7
Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Волшебные вещи в сказках и др. чудеса Животные, служащие Бабе Яге Положительный или отрицательный персонаж Иван Быкович избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается на печке лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок. - - Положительный так как дает ночлег братьям богатыря «Баба Яга» «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» Баба Яга – костяная нога Гребешок, полотенце Кот, собаки, быки Отрицательный, так как хотела съесть девочку «Василиса Прекрасная» «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук – Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) «Баба Яга и Заморышек» «За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены» Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) Волшебный платочек, огненный щит – Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев «Гуси-лебеди» «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» «…морда жилиная, нога глиняная» Золотые яблочки Мышка, гуси-лебеди Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть «Марья Моревна» «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» Волшебный платочек Волшебные кони Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича «Иван-царевич и Белый Полянин» «Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею» Баба Яга – золотая нога Волшебная игла, шило – Отрицательный, так как билась с богатырями «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» Избушка на курьих ножках Сидит седая старуха, прядет кудель Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Сват Наум Лягушка Положительный, так как помогла Андрею-стрелку «Перышко Финиста ясна сокола» Три Бабы Яги. «Стоит избушка на курьих ножках – вертится» Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце Кот, собака, Серый волк Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку Баба-Яга и Жихарь - - - - Отрицательный, так как хотела съесть жихаря «Царевна-лягушка» «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» Клубок – Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) «Заколдованная королевна» Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…» Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка – Положительный, так как помогла найти королевну Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Слайд 8
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Выводы Анализ сказок показал, что она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Тигрёнок на подсолнухе
Огонь фламенко
Мастер-класс "Корзиночка"
Попробуем на вкус солёность моря?
Сочные помидорки