Работа выполнена в рамках4 научно-практической конференции учащихся школы №294 "Салют, Победа!", посвященной 70 годовщине победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Вложение | Размер |
---|---|
stochkus_a._9_kl._nauchnaya_rabota.doc | 187.5 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 294
Центрального района Санкт-Петербурга
«Тихий» подвиг сотрудников биологических музеев (Зоосада, Ботанического сада) и Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде
Сточкус Анна, учащаяся 9а класса,
руководитель Пчелкина Л.Ю.,
учитель биологии
Санкт-Петербург
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. Современный взгляд на подвиг прошлого | 4 |
2.Спасение растений ценой собственной жизни: Ботанический сад | 5 |
3.Животные должны выжить: Зоосад | 6 |
4. Умереть ради будущего: Всесоюзный институт растениеводства | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ | 9 |
ВВЕДЕНИЕ
В преддверии 70-летия со дня снятия Блокады Ленинграда (в 2014г.) и 70-летия Победы Советских войск в Великой Отечественной войне (1941-1945гг) в СМИ появилось и продолжает появляться много информации о жизни в блокадном Ленинграде. И среди моих сверстников, да и взрослых тоже, кто сегодня узнаёт о блокадной истории Ленинградского зоопарка, Ботанического сада, Всесоюзного института растениеводства встречаются люди с таким мнением: «Как можно было спасать животных, растения, когда с голоду умирали люди? Как можно поить обезьяну молоком, когда умирают дети? Это не подвиг, а глупость. Животных нужно было убить и съесть, съедобные растения не хранить, а раздавать всем голодающим спасая тем самым человеческие жизни!» или «Зачем работали эти учреждения в войну, кому это было интересно и нужно?»
Мое исследование направлено на то, чтобы изучив различные мнение моих сверстников, взрослых, а также материалы по данной теме, понять самой и рассказать другим зачем нужно было спасать великолепные коллекции экзотических растений Ботанического сада, коллекции сортовых растений и их семян, хранившиеся во Всесоюзном институте растениеводства, животных Зоосада. Это глупость или подвиг? А если подвиг, то в чем он заключается?
Гипотеза исследования. Подвиг во время войны возможен не только на поле боя, но и в блокадном городе. Подвиг мирного населения не только в том, чтобы выжить в блокаду, но и в том, чтобы выжив самому, сохранить жизнь тому, что зависит от нас, тому, что утратив, не восстановить — коллекциям экзотических и сортовых растений, семенам и животным. Многие ученые, сотрудники биологических музеев и учреждений совершали во время блокады Ленинграда «тихий» подвиг — во имя будущего.
Что исследуется?
1)Мнения моих сверстников о том, подвиг или глупость во время голода в блокаду сохранять коллекции животных и растений, вместо того, чтобы их употреблять в пищу и выжить; Если это подвиг, то в чем его суть?
2) Материалы музеев, статьи в журналах и газетах, Интернет-источники о жизни в блокадном Ленинграде Зоосада, Ботанического сада и Всесоюзного института растениеводства.
Дата и место проведения исследования:
В январе – феврале 2015 г. был произведен письменный опрос учащихся 5-9 классов ГБОУ школа №294 для выяснения мнения и отношения к изучаемому вопросу: подвиг или глупость во время голода в блокаду сохранять коллекции животных и растений, вместо того, чтобы их употреблять в пищу и выжить. Если это подвиг, то в чем его суть?
1. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОДВИГ ПРОШЛОГО
Для изучения мнения моих сверстников о том, подвиг или глупость во время голода в блокаду сохранять животных и растений, вместо того, чтобы их употреблять в пищу и выжить, я провела анкетирование (письменный опрос) учащихся 5-9 классов ГБОУ шк.№294 в январе-феврале 2015 года. В анкетирование приняли участие 77 человек. Из них 5 кл.-30 чел., 6 кл.-12 чел., 7кл.- 16 чел., 8 кл. - 9 чел., 9 кл. - 10 чел. Обработав и обобщив ответы учащихся я получила следующие результаты:
На первый вопрос анкеты «Во время блокады Ленинграда ученые всесоюзного института растениеводства сберегли уникальную коллекцию семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, хотя рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Было ли это подвигом? Или может быть глупостью, ведь жизнь человека, наверное, важней, чем какие-то открытия или сохранение трав, корешков, семян и пр. в тяжкие времена, когда можно это использовать для себя. Как ты считаешь?» 56 человек (72,2%) опрошенных оценили действия ученых как подвиг, 21 человек (27,8%) как глупость. Подвигом посчитали: в 5 классе -19 чел. (63,3%), 6 кл.-9 чел. (75%), 7кл.- 13 чел. (93,4%), 8 кл. - 8 чел. (88,8%), 9 кл. - 7чел. (80%).
На второй вопрос анкеты «Считаешь ли ты, что спасение животных Зоопарка во время блокады Ленинграда это героизм? Можно же было их съесть и спасти жизнь себе и другим людям?» утвердительно ответили 67 человек (87,7%) - в 5 классе -24 чел. (80%), 6 кл.-10 чел. (83,4%), 7кл.- 16 чел. (100%), 8 кл. - 9 чел. (100%), 9 кл. - 8 чел. (70%).
Диаграмма 1
На третий вопрос анкеты «Как бы ты поступил на месте ученых в блокадном Ленинграде?», предполагающий свободный ответ, было получено только 3 варианта ответов: «не знаю», «также», «съел бы». 36 человек (46,8%) ответили «также», 13 человек (16,8%) - «съел бы», 28 человек (36,1%) не знают ответа. Среди пятиклассников поступили бы также 18 чел.(60%), «съели бы» 4 чел. (13,3%), не знали ответа 8 чел.(26,7%). Среди шестиклассников поступили бы также 7 чел.(58,3%), «съели бы» 3 чел. (25%), не знали ответа 2 чел.(16,7%). Среди семиклассников поступили бы также 7 чел.(43,8%), «съели бы» 3 чел. (18,7%), не знали ответа 6 чел.(37,5%).Среди учащихся восьмых классов поступили бы также 1 чел.(11,1%), «съели бы» 0 чел., не знали ответа 8 чел.(88,9%). Среди девятиклассников поступили бы также 3 чел.(30%), «съели бы» 3 чел. (30%), не знали ответа 4 чел.(40%).
Диаграмма 2
На последний вопрос анкеты «Как ты думаешь, почему действия ученых по спасению животных и растений назвали «тихим подвигом»?» было всего 2 вида ответов — или «не знаю» (37 чел. - 48,1%), или «мало об этом говорили, мало кто об этом знает» (40 чел. - 51,9%).
Диаграмма 3
2. СПАСЕНИЕ РАСТЕНИЙ ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: БОТАНИЧЕСКИЙ САД.
Несмотря на страшные бомбежки и голод в годы блокады Ленинграда 1941-1944гг, сотрудники Ботанического сада – самого северного и самого старого сада в нашей стране – всеми силами старались сохранить ценные тропические растения, находившиеся в оранжереях. Но, конечно же, всё спасти не удалось: немцы часто бомбили эту территорию, так как рядом находился бункер командующего Балтийским флотом. На территории самого сада стояли зенитные орудия. Первая авиабомба упала на Ботанический сад 14 октября 1941 года: взрывной волной выбило стекла в тропических оранжереях, перестала работать котельная. В городе стоял мороз. В таких условиях при установившейся минусовой температуре почти за одну ночь была почти утеряна вся тропическая коллекция. Для того чтобы спасти оставшиеся растения, их распределяли по людям: сотрудники уносили их по домам, отдавали на хранение в госпитали. Один сотрудник тропической оранжереи взял кактусы в свою блокадную квартиру, спас растения, а сам умер в 1944 году.
В результате бомбардировок коллекция была серьезно повреждена, огромное количество уникальных экземпляров пальм, кустов, кактусов было уничтожено. Но, не смотря на голод, от которого страдали ленинградцы во время блокады, запасы Ботанического сада остались нетронутыми.
Потеря коллекции тропических растений сказалась и на рейтинге Ленинградского Ботанического сада, который занимал второе место в мире после Ботанического сада Кью в Лондоне (ботанические сады оцениваются по возрасту находящихся в них растений). После войны наш ботанический сад оказался на шестом месте.
На экзотические растения, пережившие блокаду благодаря мужеству ленинградских ботаников, нынче надеты георгиевские ленточки.
3.ЖИВОТНЫЕ ДОЛЖНЫ ВЫЖИТЬ: ЗООПАРК
В начале сентября сорок первого года Ленинград был окружен. К тому времени в зоопарке оставались: бизоны ,олени, слониха, бегемот , дрессированные медвежата, лисята, тигрята, тюлень, два ослика, обезьяны, страусы, черный гриф и множество мелких животных. Еще до начала бомбежек, людям пришлось пристрелить крупных хищников. Делать было нечего т.к. в результате разрушения клеток снарядами, животные могли выйти из них и отправиться на охоту. Остальные звери были в ужасе от обстрелов, они метались по клеткам, рычали от страха, забивались в угол.
Как это возможно – сохранить более ста шестидесяти зверей и птиц в городе, на улицах которого то и дело разрывались вражеские снаряды, где полностью прекратилась подача электроэнергии, что повлекло за собой отключение водопровода и канализации, где их просто не чем было кормить?
Слониха Бэтти, едва услышав звуки сирены, поспешно отправлялась в свой домик. К несчастью, 8 сентября прямо рядом с ее вольером разорвалась одна из трех фугасных бомб, сброшенных с немецкого бомбардировщика, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти. Бедняжка скончалась через 15 минут прямо на развалинах слоновника. Ее похоронили на территории зоопарка.
Нелегко пришлось и бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк вместе с Бэтти в далеком 1911 году. Но бегемотиха не выжила бы без помощи Евдокии Ивановны. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого года, городской водопровод не работал, и бассейн Красавицы оставался пустым. Что же делать? Евдокия Ивановна каждый день привозила на саночках из Невы сорокаведерную бочку с водой. Воду грели и поливали ею бедную бегемотиху. Трещины смазывали камфорной мазью, исстрачивая до килограмма в день. Вскоре кожа Красавицы зажила, и она смогла с достоинством скрываться под водой во время бомбежек.
Но чем же кормить зверей? Когда даже людям не хватало еды чтобы жить. В те страшные годы зоосад не финансировался, и выживание животных полностью зависело от его служащих. В первые месяцы войны они собирали на полях трупы убитых снарядами лошадей, рискуя жизнью, убирали с полей овощи. Когда эта возможность была утеряна, люди косили серпами оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и желуди. Весной всю свободную территорию превратили в огороды, где выращивали капусту, картофель, овес и брюкву. Но так можно спасти только животных-вегетарианцев. Если медвежата, все же ели фарш из овощей и травы, то тигрята и гриф напрочь отказались от такой еды. Ради них отыскивали шкурки кроликов, набивали их смесью травы, жмыха и хряпы,и смазывали тушки снаружи рыбьим жиром. Так удалось не дать умереть с голоду плотоядным животным. Хищным птицам в такую смесь добавляли рыбу. А вот самым проблемным оказался беркут, ради которого людям пришлось ловить крыс. Что касается бегемота, то в сутки он должен получать от 36 до 40 кг корма. Поэтому красавице давали 4-6 кг смеси из травы, овощей и жмыха, добавляя туда 30 кг распаренных опилок, просто для того, чтобы заполнить ей желудок т.к. другой возможности накормить животное не было.
Удивительно, однако Ленинградский зоопарк закрывался только зимой в 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость такого мирного учреждения в те страшные годы.
4.УМЕРЕТЬ РАДИ БУДУЩЕГО: ВСЕСОЮЗНЫЙ ИНСТИТУТ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Всесоюзный институт растениеводства обладал и обладает гигантским семенным фондом. Во время блокады Ленинграда ученые сберегли уникальную коллекцию семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, хотя рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Это было подвигом, ведь многие считали, что жизнь человека важней, чем какие-то открытия или сохранение трав, корешков, семян и пр. в тяжкие времена, когда можно это использовать для себя.
Сотрудники института еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны, стране будут нужны эти семена – хлеб будущего. Голодные, ослабевшие ученые не отходили от своего поста, дабы защитить растения от мороза, сырости и крыс. Люди умирали, чтобы сохранить семена на будущее-которое ждет после войны. На хлеб. Работники считали это своим долгом, они не могли уйти со своего поста, не могли плюнуть или махнуть рукой на эти семена, которые, возможно, спасли бы им жизнь или продлили бы её кому-то другому, все понимали на что идут и ради чего они держат свои головы на плечах.
Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства.
Печальный список умерших от голода ведет летопись ВИРа: Д.С. Иванов – хранитель риса, А.Г. Щукин – хранитель масличных культур, Л.М. Розина – хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в блокадном Ленинграде – это подвиг не только ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе моего исследования, я подтвердила своё предположение, что тема героизма во время Великой Отечественной войны(1941-1945гг.) актуальна и сегодня. К сожалению, мои сверстники или мало информированы, или не знают о подвиге сотрудников биологических музеев (Зоосада, Ботанического сада) и Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде.
Я изучила материалы музеев, статьи в Интернет-источниках по данной теме и подтвердила свою гипотезу исследования, что подвиг во время войны возможен не только на поле боя, но и в блокадном городе. Подвиг ученых и сотрудников биологических музеев заключался не только в том, чтобы выжить, но и в том, чтобы выжив самому, спасти экзотические и сортовые растения, семена и животные. Мои сверстники считают также как и очевидцы тех страшных времен, что это подвиг. Однако, мнения о важности спасения растений, семян и животных разошлись. И если героизмом назвали спасение животных от 70 до 100% учащихся (в разных классах), то спасение растений не посчитали героизмом 7-37% учащихся школы (в разных классах). Я получила достаточно большое количество ответов «не знаю» на вопрос о том, как бы поступили мои сверстники, если бы оказались на месте ученых в блокадном Ленинграде. Большинство 46,8% ответили, что поступили бы также. Самым трудным оказался четвертый вопрос анкеты. Практически половина опрошенных (48,1%) не знали ответа. Остальные интерпретировали понятие «тихий» подвиг буквально- «тихий» т. к. об этом подвиге мало говорят, мало кто знает, сами ученые об этом не рассказывали.
Спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны в мирное время, живя в достатке, молодому поколению практически невозможно представить те условия, в которых жили в блокадном Ленинграде. Под непрекращающимися бомбежками, постоянно голодные, а зимой и в страшном холоде, когда многие убивали домашних и диких животных, обитающих в городе, а некоторые преступили нравственные нормы (убивая людей,чтобы их съесть), ученые и сотрудники биологических музеев, ВИР ценою собственной жизни спасли и тем самым сохранили для нас, их потомков, коллекции растений Ботанического сада, животных Зоосада и уникальные сортовые семена. Их подвиг - во имя будущего!
ИСТОЧКИНИ ИНФОРМАЦИИ
Фокус-покус! Раз, два,три!
Ласточка. Корейская народная сказка
Какая бывает зима
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"