По отношению к живому и к живым — не только людям, но и «братьям нашим меньшим», живущим рядом с нами или предпочитающим вольную жизнь, — можно судить о человеке. Тот, кто мучает животных, может поднять руку и на человека. Тот, кто пожалеет беззащитного котенка или будет прикармливать голодную собаку, тот не сможет обидеть ближнего.
Образ собаки как показатель нравственных качеств человека
(на примере рассказов А.П. Чехова «Каштанка» и А. Куприна «Белый пудель»)
Евсина Дарья Олеговна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №6»
5 А класс
По отношению к живому и к живым — не только людям, но и «братьям нашим меньшим», живущим рядом с нами или предпочитающим вольную жизнь, — можно судить о человеке. Тот, кто мучает животных, может поднять руку и на человека. Тот, кто пожалеет беззащитного котенка или будет прикармливать голодную собаку, тот не сможет обидеть ближнего.
Русская литература всегда была нравственной. Она учила и учит добру и любви. И в том числе ко всему живому. Сейчас человек утрачивает нравственные качества. Необходимо остановить человека, чтобы он внимательно к себе присмотрелся, взглянул на свои поступки будто бы со стороны. Размышляя об этом, я задумалась над тем, для чего в произведениях дан образ собаки, какую роль играет этот образ в художественном произведении и каким изображается человек рядом с собакой. Уверена, что люди, читая добрые, настоящие книги о животных, и сами станут немного добрее, милосерднее по отношению к братьям нашим меньшим.
Актуальность темы связана, прежде всего, с тем, что сегодня очень важно обозначить для подрастающего поколения – для меня и для моих сверстников - ориентиры нравственности, которые позволили бы воспитывать порядочных, милосердных, добрых и отзывчивых людей. Такими примерами, без сомнения, могут стать герои многих произведений классической русской литературы. Именно эти рассказы, повести и романы могут преподать нам убедительные нравственные уроки.
Гипотеза: если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.
Цель: выявить роль образа собаки в рассказах А.П. Чехова «Каштанка» и А.Куприна «Белый пудель».
Задачи:
Объект исследования: произведения А.П. Чехова «Каштанка» и А. Куприна «Белый пудель».
Предмет: образы собак в произведениях А. Куприна «Белый пудель» и А.П. Чехова «Каштанка»
Поставленные в работе цель и задачи определили методы и приемы исследования. Основным методом исследования явился сравнительно-сопоставительный анализ: наблюдение, сопоставление и обобщение материала.
Практическая значимость заключается в том, что работу можно использовать на уроках литературы, для разработок факультативов, элективных курсов по литературе.
Человек- главный предмет искусства и литературы. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Но часто писатели вводят в повествование животных. Первым животным, прирученным человеком, была собака. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые древности. В древнем Египте, Эфиопии, Греции существовал культ собаки. Она часто становилась героем мифов и легенд. В древнем Египте собака была важнейшим звеном в заупокойном культе умерших. Бог мертвых, Анубис, представлялся в виде человека с головой собаки или шакала. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых. В Риме храм Юпитера сторожили собаки. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом».[1]Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.
В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь. Так в сказке про Кощея Бессмертного встреченная Иваном-царевичем собака со щенятами помогает герою добыть иглу с кощеевой смертью, а также ловит волшебного зайца. Бездольному из сказки «Пойди туда – не знаю, куда» тоже помогает собака, показывая дорогу в недосягаемый город Ничто. И даже для того, чтобы спастись от козней страшного старика Оха, Иван - старухин сын, персонаж «Хитрой науки», сам оборачивается собакой.Собачью преданность, готовность принести себя в жертву иллюстрирует сказка «Незнайко». В ней собака Ивана, купеческого сына, первой переступает заколдованный порог, чтобы спасти хозяина от неизбежной гибели. Только собака через порог переступает, тут ее и разрывает на мелкие части. Сказка «Волк и собака» (в других вариантах вместо волка выступает медведь) демонстрирует нам, какой благодарной она является, как всегда платит добром за добро. Волк помогает собаке вернуть расположение хозяина, а собака, в свою очередь, зовет волка на свадьбу и щедро угощает его.
С развитием литературы образ собаки становится более тонким. С ее помощью писатели начинают показывать героя в действии, в поступках. В зависимости от того, как герой относится к четвероногому другу, у нас возникают симпатии и антипатии.Колмачевский Л. считает, что вообще изображение животных является способом образно-эмоционального воздействия на читателя. «Содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью. Изображение жизни людей через образы животных – вот одна из главных задач анималистического жанра в художественной литературе».[2]
Итак, то, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, дает нам право говорить о «вечности» образа собаки.
В своей работе я привожу лишь два произведения о собаках, в которых собака не является главным героем. Но даже и этого достаточно, чтобы осознать верность и любовь собак к людям, их преданность, самозабвение и бесконечную привязанность к человеку.
В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие, то есть сразу информирует читателя о содержании текста. Заглавие является важнейшим сигналом, который определяет первоначальное восприятие произведения.
Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». «Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному» и все это дает оценку хозяевам собаки. Такое отношение к собаке, возможно, объясняет то, что Лука Александрыч человек малообразованный, невежественный, небогатый. Но с другой стороны он мог выгнать животное на улицу или убить, но не делает этого, так как по-своему любит Каштанку.
Мы видим разное отношение к собаке людей. После того, как Каштанка потерялась,она встречает таинственного незнакомца, который приводит ее в свою квартиру. Собака доверилась этому человеку, потому что уловила в его голосе теплую, душевную нотку. От этого «Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалостнее». Незнакомец с ней ласков, нежен. Здесь ее кормят, у нее впервые появилось свое место. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней «несомненный талант». Показывая в рассказе дрессировку животных, Чехов объясняет успех клоуна только его гуманным, добрым отношением к животным.
Итак, черезобраз Каштанки, через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества. Перед нами предстает Лука Александрыч – человек, который самоутверждается посредством унижения тех, кто не может ему противостоять. Перед нами и его малолетний сын, проявляющий садистские наклонности. Страшно, что может вырасти из этого ребенка. Человек, испытывающий искреннюю радость от причинения страдания другим, вряд ли вырастит хорошим человеком. И только Незнакомец - человек добрый, жизнерадостный, трудолюбивый. Это единственный персонаж, которому не дано имя. Возможно, обезличив героя, Чехов хотел выделить типичное в этом образе. Не важно, как его зовут, важно, что таких людей-незнакомцев, подбирающих собак на морозных улицах, больше, чем «столяров».
«Каштанка» - это произведение, где торжествуют такие чувства, как привязанность, любовь, верность. Они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска и славы. В своей истории о жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям наши меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ –собаки!».[3]
В художественной литературе собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни. В основном, это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель. Но также собака является и неким орудием судьбы, которое дается герою, чтобы проявить свою подлинную сущность.
Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость»[4].
Рассмотрим знаменитый рассказ А. Куприна "Белый пудель".В данном произведении события происходят в течение короткого времени. Описывается жизнь бродячей труппы артистов: дедушки Мартына Лодыжкина, мальчика Сергея и пуделя Арто.
В рассказе изображены два мальчика, совершенно противоположные по характеру. Это Трилли – капризный, избалованный, грубый, нетерпеливый ребенок, истеричный мальчик, как и его мать. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай». (см. таблица №2) И Сережа - работящий, добрый, смелый мальчик. Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности. (см. таблица №2) В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки. Избалованному ребенку необходима очередная игрушка – дрессированная собака. Трилли не понимает, что собака выполняет трюки потому, что к ней хорошо относятся старик и мальчик, потому что она такой же артист, как и дедушка Мартын, и Сережа. Труппа артистов отказывается продать собаку.Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа: сытых и голодных, живущих по разным социальным и нравственным законам.
Рассказ не случайно назван "Белый пудель": через отношение героев произведения к Арто писатель раскрывает нравственное превосходство одних над другими. Симпатии автора целиком на стороне бедных уличных артистов, а не избалованного малыша Трилли и его истеричной матери. Ни Сергей, ни шарманщик не могут даже представить себе расставания с верным Арто, какие бы деньги ни предлагали за него. Мальчик Сережавсе же спасает из плена своего четвероногого друга, рискуя своей жизнью, переборов страх, отчаяние.Мальчик, услышав, что дворник бьёт собаку, забывает о собственном страхе и кричит: «Не смей бить! Не смей бить собаку, проклятый!» В этом поступке проявляется его истинная сущность, главные черты характера: верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака.
Итак, Куприн даѐт оценку своему герою через его поступок, через отношение к четвероногому другу, что позволяет нам выявить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника.
Сравнивая, как писатели рисуют образ собаки, можно найти в рассказах сходства и различия.
Различия заключается в том, что в рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думаетАрто. Куприн через описание поведения, через интонации лая говорит нам, что собака ласкается или возмущается. Так, с нетерпением ожидая своего выступления, Арто лаял «нервным, отрывистым лаем». А находясь в заточении, он издаёт «стонущий визг», «неистовый, срывающийся лай» и «длинный прерывистый вой». В минуту освобождения слышится победный лай. Единственный эпизод, когда мы слышим внутренний монолог Арто – это на берегу моря. Собака бегала по берегу моря, волнуясь за Сережу, который заплыл слишком далеко, и думала: «К чему показывать свою храбрость?... Есть земля – и ходи по земле. Гораздо спокойнее».
С самого начала рассказа «Каштанка» А.П.Чехов обращает наше внимание не только на внешние черты поведения Каштанки, но и на зримые или скрытые знаки её душевного состояния: «от выстрела пришла в восторг», «грустила», «проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно», «запестрело в глазах и в душе», «от ужаса не могла произнести ни звука», «застыла от удивления и восторга» и т.д. (см. таблица №1)Чехов отождествляет чувства Каштанки с человеческими.
У писателя Каштанка и думает как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу: лучше у столяра или у циркача.
Для того чтобы передать читателю внутренний мир своей героини, Чехов использует не только наречия и существительные группы «чувств», специальные слова, передающие состояние, но и описывает собачьи сны. В них Каштанка грустит о прошлой жизни, прощает Федюшке все обиды, во снах собака идеализирует прежнюю жизнь.
Сходно отношение собак к своим хозяевам. И Арто, и Каштанке есть кого и что сравнивать. Арто, безусловно, рад возвращению к хозяевам, дарившим ему любовь и заботу. И Каштанка возвращается в тот мир, в котором родилась и выросла. Привязанность, преданность собаки являются важнее сытой жизни, собачья преданность заставляет Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой.
И Чехов, и Купринтак или иначе показывают нам чувства, переживания, мысли собак. Этим тонким художественным приемом писатели помогают проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного, и мы понимаем, что и Каштанка, и Арто привязаны к своим хозяевам.
Итак, произведения «Каштанка» и «Белый пудель» - это произведения не только о верных и преданных собаках, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы.
За историей собак скрываются большие человеческие и социальные трагедии. Глубоко проникая в психологию животного, автор показывает мир добра и зла. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших. Но оба произведения пронизывает мысль об аморальности поступков человека, меркантильности его существования.Показывая жизнь собаки, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с ней.
Наша гипотеза нашла подтверждение: мы видим, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте и преданности, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.
В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».
Интернет-источники:
[1] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.-II т.-М.-1987.-378с.
[2]Колмачевский Л., Животный эпос на Западе и у славян. Казань, 1982
[3] «Русский язык и литература для школьников».-2014.-№3.-с.21-28.
[4] Куприн А.И. Рассказы/ А.И. Куприн.-Москва.-1976.-123с.
Слайд 1
Образ собаки как показатель нравственных качеств человека (на примере рассказов А.П . Чехова «Каштанка» и А. И. Куприна «Белый пудель») Евсина Дарья ОлеговнаСлайд 2
Гипотеза: если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества
Слайд 3
Задачи: Проследить истоки появления образа собаки в литературе Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель» Раскрыть идейное содержание рассказов посредством сравнительной характеристики анималистических образов произведений. Цель: выявить роль образа собаки в рассказах А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель».
Слайд 4
Истоки появления образа собаки в литературе
Слайд 5
Жизнь Каштанки у столяра Жизнь Каштанки у Незнакомца Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы … ( бедная) квартира Кресло, диван, лампа, ковры (богатая) Под верстаком место Маленький матрасик Табак, клестер пища Кусочки мяса, хорошая пища Каштанка имя Тетка Сердито кричал отношение Обращение по имени, беседа, гладили мучение фокусы дрессировка Боязливость, страх поведение Уверенность нет друзья кот, по кличке Фёдор Тимофеевич; гусь Иван Иванович и поросёнок. Образ собаки в произведении А. Чехова «Каштанка»
Слайд 6
К ачества героя Лука Александрыч Незнакомец самоутверждается посредством унижения тех, кто не может ему противостоять. добрый, жизнерадостный, трудолюбивый
Слайд 7
Живут по разным социальным и нравственным законам .
Слайд 8
К ачества героя Барыня, Трилли , дворник Лодыжкин и Сережа Бездушность, безнравственность, лакейская преданность и преступность Неподкупность, верность дружбе, готовность на подвиг ради друга
Слайд 9
сходства различия Сходно отношение собак к своим хозяевам. В рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думает Арто . Чехов же отождествляет чувства Каштанки с человеческими. Сравнительный анализ образов собаки
Слайд 10
О браз собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте и преданности, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Вывод:

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Городецкая роспись

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Одна беседа. Лев Кассиль