В исследовательской работе «Малая закваска» представлен разнообразный теоретический и практический материал по проблемам патриотического, духовно-нравственного воспитания и развития молодёжи в возрасте 13-20 лет: рекомендации по христианской тематике, формированию установок толерантного сознания.
Вложение | Размер |
---|---|
malaya_zakvaska.rar | 30.63 КБ |
XI городская научно-практическая конференция школьников
Секция: краеведение
Тема: «Малая закваска»
Автор работы: Малеванец Ева,
Место выполнения работы: г. Невинномысск,
МБОУ СОШ № 20, 7 класс.
Научный руководитель: Сачян Людмила
Станиславна, учитель английского языка
МБОУ СОШ №20
Невинномысск – 2013
Оглавление Стр
Введение……………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Молодёжь, как дела?
Глава 2. Культура или субкультура?
Параграф 1. Организация и методы исследования.
2.1. Сделай свой выбор! …………………………………………………………………12
Параграф 2. Результаты исследования и их интерпретация
2.2. Духовное состояние молодёжи г. Невинномысска………………………………..12-13
2.3. Из любого тупика есть выход………………………………………………………13-14
2.4. Ещё один аргумент в защиту Православия…………………………………………14
2.5. Русская Православная Церковь и духовный мир молодого человека…………….14-15
Заключение…………………………………………………………………………………...15-16
Литература……………………………………………………………………………………17
Приложения
Введение
Сегодня мы идем трудным путем — путем возвращения к духовным истокам, духовной культуре, к богатству которой мы могли прикоснуться лишь отчасти. Глубочайшая трагедия в начале XX века расколола государство, семью, церковное общество, на многие годы, прервав преемственность традиции, исказив традиционные для российской государственности ценности веры, семьи, патриотизма. И ныне мы являемся свидетелями всех печальных последствий отступления человека от Бога и веры. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года, «в общественной жизни усиливается разобщенность людей, умножается грех, иногда в прикрытом, завуалированном виде, а иногда в форме откровенного глумления над традиционными нравственными нормами».
В современном обществе открытая или скрытая пропаганда греха привела к тяжелейшим последствиям. Современная молодежь не желает создавать крепкую семью, повсеместно господствуют безответственное отношение к работе и неуставные взаимоотношения. И как не вспомнить слова из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир. 30, 13).
Сегодня атеистическая картина мира из области идеологии перекочевала в область положительного научного знания и всеивается в умы молодых людей под видом единственно верного учения. Опираясь на такое основание, не построишь духовно-нравственную опору личности, а потому надо вновь и вновь объяснять важность и необходимость приобщения подрастающего поколения к ценностям нашей культуры. Надо объяснять, что изучение христианской культуры послужит консолидации и оздоровлению общества, а никак не разрушению и взращиванию межнациональной и межрелигиозной вражды.
В научно-исследовательской работе «Малая закваска» представлен разнообразный теоретический и практический материал по проблемам патриотического, духовно-нравственного воспитания и развития молодёжи в возрасте 13-20 лет: рекомендации по христианской тематике, формированию установок толерантного сознания. В основе работы размышления участников первого Фестиваля духовной культуры, состоявшегося в г.Москве 26 января 2005года, а также Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в сборнике его статей [1,4]. Лейтмотив размышлений – формирование духовно-нравственного воспитания молодёжи. Этой проблеме посвящено огромное количество светской и особенно духовной литературы начиная с ветхозаветных времён. Та и другая литература разны по содержанию, но объединены призывом к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Как воспитывать молодого человека в этом ключе в наше время? Что из себя представляет «герой нашего времени»? Каким ему быть?
Практическая значимость работы заключается в том, что она позволит узнать о духовном состоянии молодёжи г. Невинномысска, определить роль Православия в жизни молодого человека, поможет ему в поисках своего «я», обогатит ум, наполнит душу светом и добром, укрепит дух, подвигнет к любви к ближнему, к Отечеству. Эта научно-исследовательская работа может вдохновить педагогов, особенно молодых, пристальнее всмотреться во внутренний мир подростков, любить своих воспитанников, быть им нравственным примером, так как «ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6,40).
Дополнительное образование в школе способствовало более качественному выполнению целей и задач, вставших передо мной в процессе работы.
Цели: 1. Формирование у учащихся ответственности перед обществом и самим собой;
2. привитие духа любви, терпения, взаимопонимания к окружающим;
3. призыв к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала.
Задачи:
Глава 1. Молодёжь, как дела?
1.1.Православная культура и молодёжная среда.
История последних двух десятилетий свидетельствует, что с утратой молодыми людьми укоренённости в родной культуре, с разрушения системы ценностей, традиционных для своего народа, с отвержения веры и благочестия начинаются разделения в обществе. Если взять в качестве примера смену политических систем в ряде стран, то можно увидеть, что современные политтехнологии, обслуживающие интересы глобализма, стремящегося к созданию однополярного мира, основаны на изменении сознания молодежи посредством наднациональной культуры. Если наша молодежь будет и в дальнейшем безраздельно предоставлена влиянию этой культуры, то со временем коренное население России окажется в резервации на территории некогда великой страны, в которой хозяевами будут народы иной культуры и иной ментальности.
Культура — это среда, соединяющая мировосприятие людей с их образом жизни. Она является носительницей ментальности и одновременно оказывает формирующее воздействие на образ жизни. Современная молодежная культура несет в себе дехристианизированное сознание западного общества, потребительского и утилитарного, обслуживающего эгоистические наклонности личности. Соответственно, она является проводником гедонистического образа жизни, целью которого является получение удовольствия, даже если это наносит прямой вред здоровью или порождает болезнь души. Вследствие ее влияния среди молодого поколения широко распространяются тяжелейшие социальные пороки, в том числе алкоголизм, наркомания, нравственная распущенность. Вместе с тем мы видим полное равнодушие к этим порокам как среди молодежи, так и среди взрослого поколения, что само по себе является тяжким недугом общества. В наши дни несовершеннолетние подростки, совсем еще дети, совершают циничные убийства и не осознают тяжести своего преступления (в г. Санкт-Петербурге, например, 3.02.2009г. подростки-неформалы съели свою подругу), а использование так называемых несильных наркотиков в молодежной среде зачастую считается нормальным явлением.
«Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только молодёжи, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь.
Здоровой может быть только нравственная нация, а нравственность базируется на религиозных ценностях. Поэтому для здоровья нации нужно развитие воспитания на основе традиционных религий.» [3,48]
И, безусловно, Церковь, как это было всегда, сама ведет большую социальную работу. У нас, на Северном Кавказе, в Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви, действуют сегодня более десяти центров реабилитационной помощи наркозависимым, есть приюты для детей, лишенных родительского попечения. Очень интересный опыт складывается в городе Кисловодске, где при местном православном приходе создана общедоступная бесплатная поликлиника.
Нравственность, как и телесное здоровье, закладывается смолоду. Если у ребенка вовремя не диагностировали легкий сколиоз, это может искалечить человека. Если ребенку не объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо, но, напротив, уверили его в том, что смысл жизни состоит в достижении удовольствия, мы получим асоциального взрослого, готового в том числе на преступление.
«Здоровый образ жизни, как нравственной, так и телесной, надо воспитывать. К сожалению, сегодня мы оказались в такой ситуации, когда традиционные ценности искажаются и подменяются псевдоценностями. Особенно просто и легко это сделать в современном обществе, которое не мыслит себя без средств массовой информации.
Например, созданная идеологами глобализма во второй половине 20 века на основе либеральных ценностей молодёжная субкультура насаждает в сознании молодого поколения духовной индифферетизм, относительность нравственных норм и космополитизм. Из тех, кто должен вырасти патриотами России, тружениками и защитниками своей Родины, она делает граждан мира, которые теряют связь с отечественной культурой и государственностью. Им становятся чужды интересы своего Отечества, они не способны трудиться ради его блага, отдавать свои силы и знания на созидание его могущества и обеспечения обороноспособности страны.» [3,55]
У современной молодёжи отдых и досуг – ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворённости досугом теперь зависит удовлетворённость жизнью в целом. В молодёжной субкультуре отсутствует конформизм (соглашательство). Молодёжная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения, Всё больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.
Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер – она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности является употребление наркотиков. В этом я убедился, проведя некоторые социологические исследования.
1.2.Молодёжные субкультуры города Невинномысска.
Так, например, в нашем городе существуют различные представители молодёжных субкультур: металлисты, ЭМО, готы, панки, байкеры, анархисты, растаманы и прочие неформалы. Они разнятся внешне и названиями организаций, членами которых являются. Внутренне же их объединяет преклонение перед иностранной музыкой, образом жизни бездуховной заграничной молодёжи. Псевдодуховные ценности, принесённые из-за рубежа средствами массовой информации, книгами, различными культурными мероприятиями, «тяжёлым роком» создают только иллюзию полноты жизни, прививают ложные жизненные принципы. Как же разобраться, кто есть кто?
- ЭМО. В 2000-х эмо стало популярным стилем, который нашёл выражение в субкультуре, моде на определённую одежду и образ жизни. Атрибутика: Эмо-кидс знамениты своей одеждой чёрно-розовых цветов, которую они покупают в скейт-шопах и секондах. В одежде обычно присутствуют изображения сердец и черепов. Чаще всего эмо-киды носят причёску с длинной чёрной чёлкой. На одежду они вещают десятки значков и прочих украшений. Свободное время проводят на концертах любимых групп или просто на улицах города, встречаясь целыми компаниями. Ну и, конечно же, они любят поговорить о своих чувствах и переживаниях, пытаясь, кто из них «тру», кто – «позер». Это эмоциональные, меланхолические панки, чьи жизненные невзгоды собирают их в группы. Волосы выкрашены в чёрный цвет с розовыми прядями. Молодые люди женоподобны: красят глаза, носят длинные чёлки, прикрывающие один глаз. Меланхолическое настроение подчёркивают частыми рыданиями, стремлением к суициду (самоубийству). (рис.1). Организация многочисленная.
- Панки. Они бывают разные. Панк в классическом понимании представляет собой молодого человека или девушку с причёской «ирокез», в кожаной или джинсовой куртке, проклёпанной шипами и другими железными штуками. На панке множество нашивок, значков и другой атрибутики с логотипами любимых групп и панк-лозунгами, выражающими критическое отношение к обществу и политике. Многие панки придерживаются идей анархизма, правда, далеко не все хорошо себе представляют, что это такое. Панк-рок всегда слушали скейтбордисты, поэтому скейт-мода тесно соприкасется с панк-стилем. Распевают оды разгильдяйству и беззаботному образу жизни. (Рис.2). Организация немногочисленная.
- Растаманы. Поклонников регги называют растаманами. Они носят одежду, состоящую из яркого красного, жёлтого, зелёного и чёрного цветов, вязаные шапки и разные hand-made украшения. Всем известны причёски растаманов – дреды. По легенде, бог Джа во время конца света вытянет на небеса того, у кого они самые длинные. (рис. 3). Организация многочисленная.
- Неформалы слушают рок-музыку, носят пирсинг, необычные причёски. В одежде преобладают тёмные тона. Неформалы носят напульсники, цепи, чёрные перчатки. Ногти красят чёрным лаком, губы - чёрной помадой. Организация многочисленная.
- Готы отличаются одеждой сиреневого, фиолетового, иногда красного цвета. Волосы чёрные. Пытаются выделиться из «толпы», считая себя представителями «бомонда». Заносчивы, ненавидят неформалов, ЭМО. Организация многочисленная.
- Байкеры пропагандируют анархию. В свободное время катаются в чёрной кожаной одежде на байках – больших мотоциклах. Ездят стайками, обычно без прав. Слушают рок и пьют огромное количество пива. Организация немногочисленная.
- Металлисты носят длинные волосы, майки с логотипами любимых групп, косухи с кучей цепей и другой металлической атрибутикой, кожаные тёмные джинсы, тяжёлые ботинки. У металлистов есть свой фирменный жест – «коза», представляющий собой вскинутую руку с оттопыренными указательным пальцем и мизинцем. Ребята угрюмы и грубоваты и почти всегда пьют пиво. С виду они кажутся очень странными и диковатыми людьми, но скорее всего это не так – просто у всех свои заморочки. Сюда переметнулись многие ЭМО, так как у металлистов более брутальная и андеграундная «тусовка» (рис. 4). Организация немногочисленная.
В рядах молодёжи нашего города есть помимо вышеназванных ещё (очень немного) хиппи, анархистов. Все эти ребята, даже не имеющие отношения к музыке, отторгают себя от национальной культуры осознанно, считая, что в странах развитого капитализма всё самое лучшее.
Интересно мнение православных священнослужителей о людях, увлечённых тяжёлым роком. Эту музыку они называют сатанинской из-за её воздействия на психику человека и уверены, что она приводит молодёжь к употреблению наркотиков. Для меня это аксиома, потому что мнение православного священника авторитетно и не подлежит сомнению.
Есть ещё одна молодёжная организация в нашем городе, заслуживающая особого внимания. И она – альтернатива всем неформалам.
1.3. Ставропольское Православное братство «Святого Духа»
В городе Невинномысске большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию и православному просвещению.
О деятельности Ставропольского Православного братства «Святого Духа» в городе Невинномысске мне рассказал отец Василий, молодой священник, живо интересующийся духовным миром молодёжи города.
Православная молодёжь изучает Закон Божий, агиографию, бывает в паломнических поездках по святым местам не только родного Ставрополья (рис. 5,6,7), но и России. В июне 2008 года, например, некоторые из молодых людей приложились к святым мощам Преподобного Серафима Саровского, Чудотворца Российского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре с. Дивеево Нижегородской области (рис.8). Побывали и в Оптиной Пустыни. Их интересы не ограничиваются исключительно религиоведением. Вопросы социального характера, как показывают съезды Православного Братства, - самые животрепещущие: история и культурология; Православие и русская культура; современный человек и молитва; Православие и спорт; культурообразующие конфессии и подлинная толерантность; залог межконфессионального мира и преемственности традиций на Кавказе; вера, семья, Отчизна; социальное служение молодёжи и многие другие. Православное братство «Святого Духа» существует как организация в следующих населённых пунктах края: городах Ставрополь, Изобильный, Георгиевск, Ново-Александровск.
1.4.Приобщение молодёжи к Православной культуре
«Ради будущего России надо растить наших детей на основе самобытной российской культуры, которая берет свое начало в национальном самосознании русского народа, принявшего Святое Крещение уже более тысячи лет назад. Отечественная культура зародилась, по словам русского философа И.В. Киреевского, «с первым ударом христианского колокола», основана на ценностях Православия и несет христианский образ жизни. В русской культуре нашла свое отражение целостность убеждений и образа жизни православного человека. Если наша молодежь будет расти вне ценностей Православия, то, находясь под воздействием вседоступной информации, она легко утратит связь и с родной культурой, и со своей Родиной.
Традиционная культура нашего народа не должна быть для нас древней реликвией, музейным экспонатом, принадлежностью давно ушедших времен, но она
должна представлять собой жизнь души нашего народа. Прежние обычаи и традиции не следует слепо копировать, но надо возрождать духовную направленность жизни наших предков, возрождать обычаи и традиции применительно к современным условиям с тем, чтобы они несли освящение и в повседневную, и в праздничную жизнь современного человека, изменяли образ жизни людей, строили ее на основе христианского мировосприятия. После принятия крещения Православие обогатило жизнь народов Древней
Руси, сформировав ее культуру. Примером может служить русская письменность, которая, будучи создана для перевода книг Священного Писания, несла в себе высокие идеалы Евангелия, ранее неведомые язычникам, и потому возвышала жизнь народа.
Сегодня все, кто работает с детьми и юношеством, в том числе работники системы образования и внешкольного воспитания, молодежных организаций и средств массовой информации, организаторы досуга молодежи, создатели фильмов, издатели книг и veb-дизайнеры, должны нести подрастающему поколению мировоззренческие понятия и нравственные принципы традиционной для России культуры, основанной на Православии. Надо, чтобы молодое поколение не только знало о родной культуре, но и воспитывалось в ней. Наши дети должны не только иметь к ней уважение, но быть ее носителями. В подростковом возрасте, который характеризуется критичностью мышления, надо дать возможность молодым людям подойти к изучению отечественной культуры творчески, в исследовательском ключе, чтобы оно представляло собой труд познания неизвестного, тогда появится заинтересованность, которой обычно не бывает, когда детей пичкают и натаскивают. Главное, чтобы в процессе усвоения основ культуры нашего народа у подрастающего поколения сформировалась альтернативность мышления, то есть, чтобы дети четко разделяли добро и зло, нравственность и порок, знали, что такое хорошо, что такое плохо, и вместе с тем учились в своей жизни стоять в добре и отвергать порок.
Подростковый возраст отличается высоким уровнем принятия групповых норм поведения. Нередко подросток даже изменяет свои убеждения в соответствии с мнением группы, так как боится быть ею отвергнутым. Эту возрастную особенность следует учитывать при работе с подростками. Здесь положительную роль должны сыграть православные молодежные объединения, центры досуга, оздоровительные лагеря и другие формы работы с молодежью, где в среде воцерковленных сверстников, под руководством духовно опытных воспитателей можно сформировать здоровые нравственные ориентиры и навыки христианского поведения. Может быть, не все из подростков сразу после общения со своими верующими одногодками станут церковными людьми, но у них останутся живые представления о системе нравственных критериев и о христианских нормах жизни.
На следующем возрастном этапе — в юности, которая всегда ищет высокие идеалы, — знакомство с православной культурой должно способствовать духовному просвещению личности, призывать к подвигу христианской жизни, нести в себе живые истины.
Широкие возможности для приобщения молодежи к православной культуре предоставляют новые государственные праздники. Известно, что с этого года праздничными нерабочими днями стали несколько дней святок, ставшие частью новогодних каникул, и осенний праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, который объявлен Днем народного единства. Чтобы эти праздники вошли в жизнь всех людей, необходимо ввести их в ментальность и жизнь молодого поколения, тогда через несколько лет они станут традиционными для нашего народа. Необходимо в эти дни привлекать молодежь к организации праздничных мероприятий, раскрывающих христианский смысл праздника и его историческое и гражданское значение. Главное, чтобы при этом молодой человек испытал на себе обновляющую благодать христианского праздника, радость от его переживания, которая сохранялась бы на долгое время. Здесь задача современной культуры состоит в том, чтобы с помощью Церкви сделать эти дни новых праздников объединяющими наш народ, раскрывающими сердца людей на совершение добра и привлекающими их к православным нормам жизни.
Телевидение занимает одно из первых мест в досуге подрастающего поколения, и это та сфера, где церковная культура должна нести свое влияние. Телевидение воздействует на человека посредством слуховых и, в особенности, визуальных образов, которые прочно оседают в памяти и впоследствии продолжают действовать уже самостоятельно, подчиняя себе сознание. Например, современный молодой человек при удачном завершении любого дела неосознанно воспроизводит образ самодовольства, тот характерный жест, который он постоянно видит на экране телевизора: он победно сжимает кулак, сгибает руку в локте по направлению к груди и говорит: «Yes!», - то есть «какой я молодец!», «ура мне!», «слава мне, победителю!» и т.п. Православному же человеку естественно в этой ситуации благодарить Бога, он внутренне всегда произнесет: «Слава Тебе, Господи», в «нём заложен иной образ - образ святого царя Давида, победившего многие народы, но воспевавшего: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждъ славу» (Пс. 113, 9). Казалось бы, такая малость, а она характеризует фундаментальную направленность личности. В области образного восприятия мы должны использовать богатый потенциал Церкви, которая за свою многовековую историю выработала образы, передающие христианскую ментальность. Сегодня мы можем и должны использовать их для социальной рекламы в целях оздоровления нашего общества.
В наши дни главная задача государства, школы, Церкви, институтов культуры - научить молодежь любить нашу отечественную культуру, которая по природе своей, по своему духу
— православная.» [3,49-50]
Глава 2. Культура или субкультура?
Параграф 1. Организация и методы исследования.
2.1.Сделай свой выбор!
2009 год был объявлен Президентом РФ годом молодёжи.
Молодёжь в моём понимании – это девушки и юноши от 13 до 20 лет. Это та часть нашего общества, которая очень скоро придёт на смену теперешним взрослым, станет надёжной и опорой семье, народу, государству, Отчизне. Станет хлебопашцем, рабочим, врачом, конструктором, учённым, партийным функционером, губернатором, Президентом. Только каким? желательно достойным.
«С печалью я гляжу на наше поколенье». Эти слова поэта – пророка часто приходят на ум, когда видишь подростков, бесцельно слоняющихся в городе, сидящих на остановках автобусов и распивающих пиво, сквернословящих, плюющихся и хохочущих ни с чего. Каждому их них известно, что есть гораздо более интересные занятия. Это посещение библиотек, факультативов, спортивных и музыкальных школ, интернет – клубов, театров и кино, Да и мало ли увлекательного в окружающем нас мире? Среди моих сверстников есть много совсем других, непохожих на вышеназванных ребят. Эти другие стремятся хорошо учиться, любят петь, танцевать, участвуют в различных акциях, неуклонно повышают свой образовательный и культурный уровень. В школе часто слышишь слово «культура». Однако не всякий вразумительно может сказать, что он понимает под этим понятием. «Культура». Изначально этимология этого слова обращена к Богу и имеет прежде всего религиозную направленность. В.И. Даль определяет культуру как возделывание, образование. Культура – это возвышение человека, и её главная идея – обожествление, одухотворение. Она ведёт человека к познанию Бога. И потому, раскрывая возможности своей личности через культуру, человек проникает в глубину своего образа, в своей внутренний мир. [3,72]
Хочется вырасти по-настоящему воспитанным и культурным человеком. Поэтому с введением в нашей школе факультативного курса основ Православной культуры я решил познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира, молодёжи и себя в этом мире.
«Человек, освоивший основы духовной культуры, сможет различать добро и зло. Он будет понимать, что есть грех и что есть добродетель. Он поймёт, что добро есть Бог, а зло – дьявол, и осознанно сделает выбор: за кем идти и куда». [3,72] Метод анкетирования молодых людей (возраст – 13-20 лет) дал интересные результаты.
Параграф 2. Результаты исследования и их интерпретация.
2.2. Духовное состояние молодёжи города Невинномысска.
Общеизвестно, что юноши и девушки собираются в «стайки » по интересам, то есть «тусуются». Молодёжь по определённым признакам, идеалам схожа вне зависимости от места проживания. Для того, чтобы определить состав молодых людей по уровню их культурного развития и принадлежности к той или иной группировке в моём городе, я использовала самый доступный и эффективный метод сбора информации – анкетирование по месту жительства (опрос одного лидера определённой группы лиц по принадлежности к полу и возрасту, то есть выборка), который дал следующие результаты:
- молодёжных субкультур ……………………………...71%
- неопределившихся …………………………………… 24%
- Ставр. Православное братство «Святого Духа»…… 2%
- нелояльных к трём первым…………………………... 3%
Визуальную картину расслоения городской молодёжи даёт диаграмма (рис.9).
Вывод: основная масса молодых людей уважительно относится к иностранной культуре, забывая о своей национальной. Пытаясь показать себя «пофигистами», становятся постепенно «людьми мира», забывая о том, что они носители величайшей в мире русской культуры.
2.3. Из любого тупика есть выход.
Выявить относительно низкий уровень культуры, причиной которому является духовный вакуум молодёжи, мне вновь помог метод выборки. Предложив ребятам вопросы анкеты 2, я построил график, отображающий духовное состояние молодых людей нашего города (рис.10).
Свято место, как известно, пусто не бывает. Различного рода соблазны подстерегают каждого из нас. Но самые страшные (и наиболее часто встречающиеся на тусовках разного рода) – это наркотики, заполняющие эту духовную пустоту.
Причины роста наркомании, алкоголизма, увеличение случаев суицида в молодёжной среде самые разные: размытость нравственных ориентиров, проблемы личного характера, духовная опустошённость. В результате анкетирования старших школьников мы видим (табл. 1), что эти причины являются основными, (традиционными), так как их назвало наибольшее количество опрошенных. Называются и другие причины, но реже: это желание огородиться от несправедливости окружающей действительности; чувствовать себя в безопасности в отношениях с окружающими людьми; преуспеть в общественной деятельности и прочие (иные).
Вывод: разработанную Ставропольской Владикавказской Епархией программу работы со школьниками по предотвращению наркомании надо взять на вооружение школам, средним и высшим учебным заведениям. Раз в год организовывать встречи с бывшими наркоманами, преодолевшими зависимость в городском реабилитационном центре, который находится под патронажем Церкви. С подростками доверительно беседуют, демонстрируют фильмы, показывающие, что делает наркотик с человеком, рассказывают об искалеченных судьбах. Прошедшая два года назад в нашей школе такая встреча произвела огромное впечатление не только на ребят, но и на взрослых.
Почивший в Бозе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в одном из своих выступлений отметил: «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придётся сделать выбор: чему служить – добру или злу? Богу или мамоне? Своему Отчеству или же сиюминутным выгодам, тщеславию и эгоизму?»
2.4. Ещё один аргумент в защиту Православия.
Сделать правильный выбор, с кем быть мне помогло не только сравнение между панками разного рода, неопределившимися, нелояльными с одной стороны и Ставропольским Православным братством «Святого Духа» с другой.
Помимо сравнения определённую (и окончательную) роль в выборе сыграло посещение факультативных занятий «Основы Православной культуры» в школе. Здесь учат добру, справедливости, красоте, любви, всем непреходящим ценностям нашего народа. Здесь учат любить традиционную для Отечества нашего культуру.
Кроме того, по справке социального педагога о правонарушениях в школе за последние три года можно увидеть (табл. 2), что количество их практически подошло к нулю. Считаю, что преподавание основ Православной культуры сыграло в этом не последнюю роль.
Кстати сказать, практическая значимость преподавания основ Православной культуры несомненна: как-то раз мне довелось услышать мнение одного психолога, считающего, что от самоубийства человека может спасти только Православие.
Возвращаясь к вопросу о традиционной для моего народа культуре, хочется добавить, что в помощи молодому человеку в поисках себя, в обретении духовного стержня, в получении непреходящих ценностей нам помогает школа, Отечество, Церковь.
2.5. Русская Православная Церковь и духовный мир молодого человека.
«Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия - значит отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого' мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей. Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование.»[1,4-5]. Мы не будем «иванами, не помнящими родства». Потому что опрос по анкете 2 позволил утвердиться во мнении, что основная масса молодёжи осознаёт необходимость построения будущего на основе культурного наследия, являющегося базовой ценностью и фундаментом социально-экономического и интеллектуального развития России (смотри график).
При помощи анкеты 3 я выяснил, как относится молодёжь города к Русской Православной Церкви и Православию как религии. Метод выборки дал такие результаты:
Вывод: есть надежда! Молодёжь не так уж плоха, как её выставляют в обществе. Ребята понимают, что всякое дерево имеет корни, что навыки нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, нравственное отношение к окружающему миру надо прививать не только в семье и школе, но и самостоятельно. Ведь на этой основе формировались национальная русская культура, самосознание нашего народа.
Итак, культура для молодёжи первична, субкультуры - вторичны.
Заключение
Я не рассталась с мыслью стать Губернатором родного Ставропольского края.
Переживаемый нами в настоящее время период возрождения Православия на Северном Кавказе, как и во всей стране, ставит перед Церковью и государством новые задачи.
При их решении я буду учитывать, что необходимо вернуть Православие если не как государственную, то как общественную идеологию. Учту многоконфессиональность Ставрополья, давая место и другим, традиционным для России религиям, как это было в 19 веке, понимая, что вера – это душа народа, без которой нет народной жизни.
Я придерживаюсь мнения, что светское образование надо повернуть лицом к духовным, традиционным основам, утверждая приоритет моральных ценностей в наших школах, «Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине» [1.10]. Тогда богобоязненный человек будет жить спокойно в таком «сложном» регионе как Северный Кавказ.
Духовное становление общества - процесс многотрудный и долгосрочный. Успешное решение этой проблемы лежит на путях духовного возрождения каждой отдельно взятой личности. Поэтому в первую очередь начну с самовоспитания, памятуя поучение Преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя самого и вокруг тебя спасутся тысячи».
Трудясь на благо Отечества, буду помнить о высшей ответственности перед Богом и перед людьми.
Я буду всемерно содействовать развитию соработничества и взаимодействия Церкви, государственных институтов и общественных организаций, особое внимание уделяя проблемам молодёжи края. Потому что по слову апостола Павла, «малая закваска заквашивает всё тесто». (Гал. 5,9).
Литература
Источники
- Анкетирование молодых людей 13-20 лет по месту жительства (учащиеся городских школ и средних учебных заведений).
- Беседа с Благочинным всех церквей Невинномысского округа, предстоятелем Собора Покрова Пресвятой Богородицы отцом Иоанном (Моздором).
- Беседа с отцом Василием, священнослужителем Собора Покрова Пресвятой Богородицы города Невинномысска
- Профессор Рязанцев И.П. «Социология и религия», лекция Московская Духовная Академия, г. Сергиев Посад, 2006.
- Телепередачи для юношества «Касается всех» на телеканале «Радость моя». 2008.
Приложения
Осенняя паутина
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Одеяльце
Машенька - ветреные косы
Юрий Визбор. Милая моя