Уже несколько десятков лет отгремели залпы ВОВ, уже почти не осталось очевидцев тех событий, в сердцах всех поколений жива память о тех далеких сражениях , о героизме нашего народа. В каждом городе или населенном пункте скорей всего есть памятники тем далеким сражениям, их участникам- героям отстоявшим независимость нашей Родины и наше будущее. Много памятников по всей стране установлено боевой технике времен ВОВ. Памятники ставят для того, чтобы люди помнили о событиях далёких времен, о людях, которые были участниками этих событий. Мы победили во II Мировой войне потому, что весь народ встал на защиту Родины , потому, что у нас были лучшие солдаты и лучшее оружие.Оружие верой и правдой служит человеку многие тысячи лет. Сначала оно помогало ему на охоте и при защите от диких зверей. Но потом люди стали собираться в племена , создавать общины и государства. И оружие стало инструментом защиты одних людей от других. Через многие столетия человек стал думать о том, как защитить себя на поле боя.
Известно, что в Древнем мире использовались колесницы , надежно прикрытые щитами. В средние века были специальные повозки из крепкого дерева, которые защищали сидевших в них лучников. Повозки везли лошади, которые тоже были защищены особыми доспехами для животных. Позднее в 1915 г. русский мастер Александр Пороховщиков построил гусеничный вездеход. Машина имела множество новшеств, например, многослойную броню, поворотную башню.
Цель исследования. Раскрыть значение боевой технике в событиях ВОВ, привлечь внимание к героическим событиям истории нашей страны.
Актуальность. Не смотря НАТО, что после сражений ВОВ прошло уже не одно десятилетие, возрастает интерес молодежи к людям, событиям, технике и оружию времен 1941-1945гг. Великая Отечественная Война до сих пор волнует наше поколение и будет актуальна во все времена.
Задачи данной работы.
1. Изучить технику ВОВ, собрать материал и технические даны о некоторых образцах вооружений.
2. Доказать актуальность технического превосходства в наше время.
Область практического использования результата.
Данная работа может быть применена в педагогике, на уроках истории с целью патриотического воспитания.
Ожидаемые результаты:
- привлечение внимания школьников и взрослых к военной технике.
Глава I. Техника СССР.
1.1 Советская техника 1940-1945 гг.
В начале войны в основном военная техника красной армии состояла из , созданных в 30-х годах, легкие танки Т-26 , БТ-5, БТ-7, средние танки Т-28, а также тяжелые танки Т-35. Осенью 1941 года были приняты на вооружение легкие танки Т-60, а затем и Т-70, на основе которых было создано одно из самых массовых самоходно-артиллерийских орудий советской армии — СУ-76.(приложение 1)
Также в начале 40-х годов разрабатывались будущая легенда советского танкостроения средний танк Т-34 и тяжелый танк КВ-1 (Климент Ворошилов), но в начале войны их не хватало.
1.2 Танки
Все знают, что такое танк. Огромная машина, вооруженная пушкой и пулеметом, способная выполнять самые разные задачи на поле боя.
Один из таких примеров является средний танк Т-34. Советский танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк ВС СССР. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Вооружение состояло из 76-мм орудия обр.1940 г. 13, 16, 40 и 45 мм Броня состояла из 25-мм лобовой брони, борта и корма состояла из брони толщиной 16-мм.(Приложение 2)
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм танковых пушек Т-34 сразу стала недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой С-53 калибра 85 мм, в результате чего РККА обзавелась средним танком, имевшим самое крупнокалиберное орудие и, соответственно, самый мощный осколочно-фугасный снаряд среди одноклассников. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн (до 32 т), что привело к незначительному снижению динамических характеристик.(Приложение 3)
|
Также использовались Противотанковые Самоходные Артиллерийские Установки (ПТ-САУ) Су-76, Су-85, Су-152. Обозначались установки по их калибру орудия.
В 1943 году на вооружение принят тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин). Он являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.
ИС-2, как и КВ-85 или ИС-1, поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва. Каждый полк имел 21 танк в составе 4 рот по 5 машин плюс танк командира.(Приложение 4)
Вложение | Размер |
---|---|
Техника ВОВ | 448.12 КБ |
Техника ВОВ | 929.72 КБ |
Слайд 1
МБОУ « Федоровская СОШ №5» Тема : «Техника Великой Отечественной Войны» Сергеев Степан 8 «б» класс МБОУ «ФСОШ №5» Руководитель: Цацуева Надежда ВладимировнаСлайд 2
Наша страна победила в Великой Отечественной войне потому, что весь народ встал на защиту Родины. У нас были лучшие солдаты и лучшее оружие .
Слайд 3
Цель исследования. Раскрыть значение боевой технике в событиях ВОВ, привлечь внимание к героическим событиям истории нашей страны. Актуальность . Не смотря НА ТО , что после сражений ВОВ прошло уже не одно десятилетие, возрастает интерес молодежи к людям, событиям, технике и оружию времен 1941-1945гг. Великая Отечественная Война волнует наше поколение и будет актуальна во все времена. Задачи данной работы. Изучить технику ВОВ, собрать материал и технические даны о некоторых образцах вооружений. Доказать актуальность технического превосходства в наше время. Область практического использования результата. Данная работа может быть применена в педагогике, на уроках истории с целью патриотического воспитания. Ожидаемые результаты: - привлечение внимания школьников и взрослых к военной технике.
Слайд 4
Т-34
Слайд 5
Один из лучших советских самолетов являлся Ил-2. Советский штурмовик созданный в ОКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» из-за своей прочности. Например, за все время войны было построено 63 087 истребителей, 37 549 штурмовиков, 21 116 бомбардировщиков.
Слайд 6
. Жители ХМАО-Югры, самоотверженно трудясь на производстве, отказывая себе порой в самом необходимом, отдавали фронту личные сбережения, ценные и теплые вещи, одежду. Всего за годы войны население Ханты-Мансийского округа сдало в Фонд обороны страны свыше 50 млн. рублей деньгами, облигациями государственных займов и драгоценностями. Это средства пошли на изготовление боевой техники.
Слайд 7
Мужчины нашей семьи в годы ВОВ . Дед моей мамы: Расташанский Иван Филиппович Год рождения: .1904 место рождения: Куйбышевская обл., Дубовский р-н, с. Дубовск Орден Отечественной войны II степени Дедушка моего отца : Лукьянчиков Михаил Семенович 1924г.р. Звание: красноармеец в РККА с 08.1942 года Место призыва: Верхне-Мамонский РВК, Воронежская обл., Верхне-Мамонский р-н Место службы: 1 Горьковское танк. уч-ще Медаль «За боевые заслуги»
Слайд 8
Спасибо за внимание!
Техника Великой Отечественной Войны
Автор:
Сергеев Степан .Андреевич
Сургутский район, гп Фёдоровский,
МБОУ «Федоровская СОШ №5», 8 «Б» класс
Научный руководитель:
Цацуева Надежда Владимировна
учитель истории
МБОУ «Федоровская СОШ №5»
Сургутский район гп Федоровский
2017 г.
Содержание
Введение Стр.2
Глава I. Техника СССР.
1.4.1 Северный флот
1.4.2 Балтийский флот
1.4.3 Черноморский флот
Глава II. Техника стран Европы и Северной Америки. Стр.6
2.1 Сравнение техники Запада и Востока.
Глава III.
3.1. ХМАО в годы ВОВ.
3.2. Мужчины нашей семьи в годы ВОВ.
Заключение. Стр.7
Список используемой литературы. Стр.8
Приложение. Стр.9
Введение.
Уже несколько десятков лет отгремели залпы ВОВ, уже почти не осталось очевидцев тех событий, в сердцах всех поколений жива память о тех далеких сражениях , о героизме нашего народа. В каждом городе или населенном пункте скорей всего есть памятники тем далеким сражениям, их участникам- героям отстоявшим независимость нашей Родины и наше будущее. Много памятников по всей стране установлено боевой технике времен ВОВ. Памятники ставят для того, чтобы люди помнили о событиях далёких времен, о людях, которые были участниками этих событий. Мы победили во II Мировой войне потому, что весь народ встал на защиту Родины , потому, что у нас были лучшие солдаты и лучшее оружие .
Оружие верой и правдой служит человеку многие тысячи лет. Сначала оно помогало ему на охоте и при защите от диких зверей. Но потом люди стали собираться в племена , создавать общины и государства. И оружие стало инструментом защиты одних людей от других. Через многие столетия человек стал думать о том, как защитить себя на поле боя.
Известно, что в Древнем мире использовались колесницы , надежно прикрытые щитами. В средние века были специальные повозки из крепкого дерева, которые защищали сидевших в них лучников. Повозки везли лошади, которые тоже были защищены особыми доспехами для животных. Позднее в 1915 г. русский мастер Александр Пороховщиков построил гусеничный вездеход. Машина имела множество новшеств, например, многослойную броню, поворотную башню.
Цель исследования. Раскрыть значение боевой технике в событиях ВОВ, привлечь внимание к героическим событиям истории нашей страны.
Актуальность. Не смотря НАТО, что после сражений ВОВ прошло уже не одно десятилетие, возрастает интерес молодежи к людям, событиям, технике и оружию времен 1941-1945гг. Великая Отечественная Война до сих пор волнует наше поколение и будет актуальна во все времена.
Задачи данной работы.
Область практического использования результата.
Данная работа может быть применена в педагогике, на уроках истории с целью патриотического воспитания.
Ожидаемые результаты:
- привлечение внимания школьников и взрослых к военной технике.
Глава I. Техника СССР.
В начале войны в основном военная техника красной армии состояла из , созданных в 30-х годах, легкие танки Т-26 , БТ-5, БТ-7, средние танки Т-28, а также тяжелые танки Т-35. Осенью 1941 года были приняты на вооружение легкие танки Т-60, а затем и Т-70, на основе которых было создано одно из самых массовых самоходно-артиллерийских орудий советской армии — СУ-76.(приложение 1)
Также в начале 40-х годов разрабатывались будущая легенда советского танкостроения средний танк Т-34 и тяжелый танк КВ-1 (Климент Ворошилов), но в начале войны их не хватало.
Все знают, что такое танк. Огромная машина, вооруженная пушкой и пулеметом, способная выполнять самые разные задачи на поле боя.
Один из таких примеров является средний танк Т-34. Советский танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк ВС СССР. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Вооружение состояло из 76-мм орудия обр.1940 г. 13, 16, 40 и 45 мм Броня состояла из 25-мм лобовой брони, борта и корма состояла из брони толщиной 16-мм.(Приложение 2)
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм танковых пушек Т-34 сразу стала недостаточной. Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой С-53 калибра 85 мм, в результате чего РККА обзавелась средним танком, имевшим самое крупнокалиберное орудие и, соответственно, самый мощный осколочно-фугасный снаряд среди одноклассников. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн (до 32 т), что привело к незначительному снижению динамических характеристик.(Приложение 3)
Также использовались Противотанковые Самоходные Артиллерийские Установки (ПТ-САУ) Су-76, Су-85, Су-152. Обозначались установки по их калибру орудия.
В 1943 году на вооружение принят тяжелый танк ИС-2 (Иосиф Сталин). Он являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.
ИС-2, как и КВ-85 или ИС-1, поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва. Каждый полк имел 21 танк в составе 4 рот по 5 машин плюс танк командира.(Приложение 4)
В итоге за время войны советских танков Т-34 всего было построено 35 467 машин, за 1943 год было построено самое большое количество этих танков 15 833 машин.
Тяжелых танков ИС-2 было построено 3395 машин, за 1944 самое большое количество – 2210 машин.
САУ Су-152 было построено 670 установок за 2 года ( 1943-1944гг).
В истребительной авиации ВВС перед началом войны появились такие самолёты как Як-1, ЛаГГ-3 , по своим характеристикам приближавшиеся к немецким аналогам, хотя основную часть воздушного парка составляли истребители И-16, которые к тому времени уже безнадежно устарели. Впоследствии в результате модернизации Як-1 были созданы такие машины как Як-3, Як-7, Як-9 а в результате модернизации ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.(Приложение 5)
Один из лучших советских самолетов являлся Ил-2.
Советский штурмовик созданный в ОКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» из-за своей прочности. Аверьянов Валентин Григорьевич — лётчик, Герой Советского Союза говорил: «Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машин. Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.»(Приложение 6)
За все время войны было построено 63 087 истребителей, 37 549 штурмовиков, 21 116 бомбардировщиков.
Военно-морскому флоту в СССР уделялось меньше внимания. В его состав входили линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» на Балтике, а также «Парижская коммуна» на Черном море. Кроме того, имелось 7 крейсеров, лидеры, эсминцы, большое количество подводных лодок и торпедных катеров.
1.4.1 Северный флот
В отличие от других флотов, Северный флот в течение войны увеличил свои силы. Так, к началу Великой Отечественной он располагал всего пятнадцатью подводными лодками, сведенными в одну бригаду и восемью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми кораблями, его авиация насчитывала всего 116 боевых самолётов, в основном устаревших типов.
К 1945 году в составе СФ были линейный корабль «Архангельск», крейсер «Мурманск», семнадцать эскадренных миноносцев, пятьдесят один сторожевой катер. Сорок пять охотников за подводными лодками, сорок три тральщика, пятьдесят шесть торпедных катеров, сорок две подводные лодки, семьсот восемнадцать самолётов различных классов, двести пятьдесят шесть орудий береговой артиллерии и более двадцати пяти тысяч морских пехотинцев.
Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1 300 самолётов врага[1]. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1 463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1 548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистов.(приложение 7)
1.4.2 Балтийский флот
К началу войны Балтийский флот имел в составе шестьдесят два надводных корабля: два линкора — «Марат» в Ленинграде и «Октябрьская революция» в Таллине ; два крейсера — « Киров» и «Максим Горький»; два лидера эскадренных миноносцев «Минск» и «Ленинград», девятнадцать эсминцев , четыре минных заградителя, двадцать четыре тральщика, две канонерские лодки, шестьдесят восемь подводных лодок, девяносто пять катеров. За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн. тонн, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных лодок. Флот высадил 1 оперативный, 16 тактических и 7 разведывательных десантов. ВВС флота произвели более 158 тысяч вылетов самолетов.
В боевом составе военно-воздушных сил флота насчитывалось пятьсот девяносто пять боевых самолетов, в том числе сто пятьдесят семь бомбардировщиков/торпедоносцев. В береговой обороне— одна тысяча пятьсот двадцать восемь орудий береговой артиллерии, сорок пять — калибра 356-мм.
1.4.3 Черноморский флот
К началу войны располагал на Черном море хорошо оснащённым по тому времени флотом, в составе:1 линкор ( «Парижская коммуна»), 5 крейсеров, 3 лидера, 16 эскадренных миноносцев, 4 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, , нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (свыше 600 самолетов) и сильной береговой обороной. В состав Черноморского флота входили Дунайская и созданная в июле 1941 года Азовская военные флотилии.(Приложение 8)
Кроме того, значительными силами на Чёрном море и Дунае располагала Морская пограничная охрана СССР, имевшая в своём составе порядка 105 пограничных катеров и приданные ей две отдельные эскадрильи погранвойск, которые после начала Великой Отечественной войны влились в состав Черноморского флота.
За годы Великой Отечественной войны Черноморский флот потопил и повредил 508 кораблей и судов противника (в основном малого и сверхмалого водоизмещения), уничтожил большое количество его опорных пунктов, живой силы и военной техники, обеспечил перевозку морем около 2 млн. человек, свыше 8 млн. тонн воинских и народно-хозяйственных грузов. Только в июне 1942 года корабли и подводные лодки флота под огнём противника совершили 121 рейс в осажденный Севастополь, перевезли десятки тысяч человек пополнения личного состава, раненых, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия. В 1943 году подводные силы Черноморского флота потопили 26 транспортов, а ВВС советского флота — свыше 70 судов.
Глава II Техника стран Европы и Северной Америки.
Техника всего мира разнообразна. Все имеют разные технология производства и строения техники. Сейчас мы попытаемся разобраться в средних танках трёх сильнейших держав Второй мировой войны.
Характеристики | Т-34(СССР) | Pz-IV(Германия) | M4 Sherman(США) |
Бронирование | |||
Лоб корпуса | 45 мм. | 30 мм. | 51 мм. |
Борта и корма Корпуса | 40-45 мм. | 15 мм. | 36 мм. |
Лоб башни | 45 мм. | 30 мм. | 76 мм. |
Борта и корма башни | 45 мм. | 15 мм. | 51 мм. |
Вооружение | |||
Орудие | 76-мм Ф-34 | 75-мм KwK 37 | 75-мм M3 |
Пулеметы | 7,62-мм ДТ | 7,92-мм MG 34 | 12,7-мм M2HB |
Мобильность | |||
Макс. скорость | 54 км/ч | 40 км/ч |
|
Как видно в таблице М4 Sherman лучше в бронировании и вооружении, но хуже в мобильности. Т-34 является «золотой серединой», ведь он имеет и хорошее вооружение, броню, которая могла сдержать удар от легкого немецкого танка Pz-II. Танк имеет высокую мобильность. (Приложение 9)
Также можно добавить, что СССР находится на втором месте по производству танков и САУ.
1.США = 148,410 (124,067)
2.СССР = 105,251 (92,595)
3.Германия = 46,857 (37,794)
4.Великобритания = 27,896
5.Канада = 5,678
Глава III.
3.1. ХМАО в годы ВОВ.
В годы ВОВ ,жители ХМАО-Югры, самоотверженно трудясь на производстве, отказывая себе порой в самом необходимом, отдавали фронту личные сбережения, ценные и теплые вещи, одежду. Так, в октябре 1941 г. труженики Самаровского района внесли в Фонд обороны 130 тысяч рублей и 3 кг золота, серебра и драгоценностей, в Березовском районе было внесено 126 тысяч рублей и более 1 кг драгоценностей. В 1944-1945 году школьниками Сургутского района было собрано на танковую колонну более 14 тыс. рублей. Они участвовали в сборе вещей для населения освобожденных от фашистов территориях, заботились о семьях раненых и семьях фронтовиков, собирали металлолом. Всего за годы войны население Ханты-Мансийского округа сдало в Фонд обороны страны свыше 50 млн. рублей деньгами, облигациями государственных займов и драгоценностями. Это средства пошли на изготовление боевой техники. Швецов Василий Михайлович – житель п.Советский, ХМАО - Югра , который уже в 18 лет был в танке, защищая родину.
3.2. Мужчины нашей семьи в годы ВОВ.
Работа над темой вызвала во мне чувство гордости за всю нашу страну, за весь народ. Меня заинтересовала тема ВОВ в нашей семье. Я воспользовался документами сайта Министерства обороны «Память народа» и получил от туда следующие сведения:
Дед моей мамы:
Расташанский Иван Филиппович
Год рождения: .1904
место рождения: Куйбышевская обл., Дубовский р-н, с. Дубовск
Орден Отечественной войны II степени
Дедушка моего отца :Лукьянчиков Михаил Семенович 1924г.р.
Звание: красноармеец
в РККА с 08.1942 года
Место призыва: Верхне-Мамонский РВК, Воронежская обл., Верхне-Мамонский р-н
Место службы: 1 Горьковское танк. уч-ще
Медаль «За боевые заслуги»
Заключение.
Человек, как и техника постоянно совершенствуется, переходит на одну ступень выше. Конечно очень хотелось бы, что бы оружие не применялось ни в нашей стране, ни в во сем мире, но к сожалению это не возможно в виду не совершенства внешнеполитических задач некоторых государств. Оружие дает его обладателю невероятную власть и силу, но пользоваться им надо с умом. Развязать войну совсем не трудно. Высшее искусство заключается в том , чтобы победить, не сделав ни единого выстрела.
Источники:
Литература:
Интернет-ресурсы
Приложение
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Городецкая роспись
Без сердца что поймём?
Этот древний-древний-древний мир!
Сказка об одной Тайне
Весенняя сказка
Комментарии
Техника ВОВ
Степан и Надежда Владимировна, вы проделали большую исследовательскую работу. Степан, ты познакомился с боевой техникой разных видов войск, сделал хорошее приложение. Эту исследовательскую работу можно теперь продолжать по разным направлениям. Во-первых, можно написать работу о прадеде-танкисте, используя данные военных сайтов, рассказать о боевом пути героя войны. Во-вторых, данные работы можно связать с историческими сражениями, с литературными произведениями или другими школьными предметами:физикой, химией...Спасибо за работу, вы стали участниками проекта "Вахта памяти"!