Исследовательская работа по теме "Компьютер в доме"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 41.87 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Муниципальный конкурс исследовательских работ
младших школьников
«Я – исследователь»
Исследовательская работа
Компьютер в доме
(секция: «Гуманитарное направление»)
Выполнила работу ученица 4б класса
МАОУ «СОШ №2»
Панкова Валерия Денисовна
Руководитель:
Манакова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2»
Лениногорск, 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………… 3
I.Содержание работы. Теория или что я теперь знаю о вреде и пользе компьютера…...4
1.1. Зачем детям домашний компьютер?............................................................................... .4
1.2. В чём вред компьютера для школьника?........................................................................ .5
II.Практическая часть. Что делать, чтобы уменьшить вред компьютера?.......................... 7
III. Заключение и выводы…………………………………………………………………….8
IV. Список литературы………………………………………………………………………. 9
V.Приложение………………………………………………………………………………...10
Введение
В современном мире трудно найти ребёнка, не интересующегося компьютером. Компьютер помимо серьёзных дел, помогает развлечь нас и расширить кругозор. Наверное, так же трудно найти родителей, которых бы не беспокоила чрезмерная увлечённость ребёнка компьютерными играми. Но при неправильной эксплуатации и злоупотреблении компьютером, последствия для здоровья могут быть достаточно серьёзными: просиживая часами за монитором, ребёнок не только губит своё здоровье, но и мало общается с друзьями, не занимается спортом. Так что же должны делать родители: разрешить или запретить нам общение с компьютером?
Сегодня компьютер есть дома у 60-70% российских семей, а у некоторых даже не один. Дети всё чаще получают в подарок не книги, а электронные «игрушки». На первый взгляд, кажется, что нет ничего плохого в том, что ребёнок познаёт мир, а заодно и компьютерной грамоте обучается. В большинстве случаев родители не запрещают детям пользоваться компьютером, считая, что домашний компьютер не может вызвать никаких проблем. Актуальность моей работы в том, чтобы узнать, насколько мы осведомлены тем, как правильно пользоваться компьютером и что нужно делать школьникам, чтобы не навредить своему организму при работе за монитором. Данная проблема достаточно современна и стоит на контроле у многих специалистов.
Цель работы:исследовать положительные и отрицательные стороны домашнего компьютера
Задачи работы: 1.Изучить материал по данной теме.
2.Провести анкетирование среди учащихся моего класса и их родителей с целью определения времени, которое дети проводят за компьютером, и последствий для здоровья.
3.Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о пользовании домашним компьютером моих одноклассников.
4. Составить Рекомендации по правильному использованию домашнего компьютера, чтобы не навредить себе.
Гипотеза: предположим, что компьютер для школьника в доме просто необходим.
Объект исследования: домашний компьютер;
Предмет исследования: влияние домашнего компьютера на здоровье учащегося.
Методы исследования: метод анкетирования, анализ необходимой информации по проблеме.
При изучении теоретического материала я, в основном, использовала данные разных сайтов, так как сейчас в интернете есть и книги, и мнения разных специалистов, и мнения родителей и детей. Из книг я использовала только две: «Справочник школьника» и «Тайны анатомии» Кэрола Доннера для изучения строения тела человека. Я старалась узнать, что думают врачи, дети и родители о компьютерных играх, обучении на компьютере, влиянии компьютера на здоровье.
После изучения всех этих материалов я, с помощью руководителя, составила и провела анкетирование среди одноклассников и их родителей (Приложение 1). Меня интересовало их отношение к компьютеру, здоровью, своему досугу. Когда были проанализированы полученные результаты, я решила составить Рекомендации для одноклассников по сохранению своего здоровья при работе за компьютером (Приложение2)
3
I. Теория или что я теперь знаю о вреде и пользе компьютера
1.1. Зачем детям домашний компьютер?
Нужен ребёнку компьютер или нет, этот вопрос уже давно не обсуждается. Сегодня компьютер ребёнку необходим – с этим согласны почти все родители и каждая семья сама решает, когда купить компьютер. Одни считают, что чем раньше, тем лучше, другие наоборот. На вопрос о том, почему родители против того, что ребёнок проводит время за компьютером, многие отвечают одинаково:
- дети подрывают своё здоровье;
- ребёнок зря тратит время.
Так что же хорошего и полезного в этих умных машинах?
- компьютер помогает увидеть весь мир, а потом, когда ребёнок повзрослеет, может даже выбрать профессию;
- компьютер помогает развивать воображение, способности;
- благодаря компьютеру можно получать новые знания, не выходя из дома;
- компьютер не критикует, не ругает. Он чаще всего просто указывает на ошибки и как бы говорит: тренируйся, работай дальше, будь упорен – и всё у тебя получится.
Даже компьютерные игры могут быть полезными.
Чему ещё учится ребёнок благодаря компьютеру?
1.2. В чём вред компьютера для школьника?
Практически все знают, что долгое сидение за компьютером вредит здоровью. Что же всё -таки с нами может случиться?
Установлено, что негативное влияние оказывает напряжённая зрительная работа с монитором. После длительной работы отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Это состояние врачи называют компьютерным зрительным синдромом. Через 30 минут работы на компьютере, соответствующем требованием, 21-26% детей
4
жалуются на усталость в глазах, а при несоответствии компьютера гигиеническим требованиям число жалоб увеличивается до 40%.
Основными причинами таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: она сопровождается частыми переходами взгляда с клавиатуры на экран.
Напряжение глаз может происходить из-за:
- контраста между фоном и символами на экране монитора;
- дрожания или мелькания изображения;
- того, что расстояние от глаз до экрана, направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от обычного чтения печатного текста.
Всё это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению, нарушениям в деятельности нервной системы и психики ребёнка. Многие врачи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. У детей ещё идёт формирование мышечного аппарата. Если ребёнок долго сидит за компьютером и выполняет много движений только руками, а потом ещё не ходит гулять и не занимается спортом, то это приводит к заболеваниям нервно-мышечного аппарата рук. А ещё могут болеть спина и ноги.
С каждым годом увеличивается число детей, которых можно назвать компьютерозависимыми. Компьютерная зависимость в основном возникает в тех семьях, где родители уделяют своему ребёнку мало внимания. Тогда ребёнок пытается завести друзей среди сверстников. Очень хорошо, если он их находит. А если у ребёнка нет друзей, то он общается с компьютером, как с живым. Иногда родители мечтают, что если ребёнок будет долго сидеть за компьютером, то возможно во взрослой жизни он станет программистом. Но так получается редко. Ведь в основном дети сидят за компьютером, играя в игры, а чтобы стать программистом, он должен интересоваться работой и строением компьютера.
Компьютерная зависимость (или игровая зависимость) очень трудно лечится. Её сравнивают с наркоманией. Больные теряют интерес ко всему, кроме своих игр и общения в Интернете. Дети становятся агрессивными, если их не подпускают к компьютеру, забрасывают учёбу, им ничего не интересно, они начинают обманывать, что им нужен компьютер для учёбы, а сами тайком играют.
По мнению психологов, компьютерной зависимостью могут заболеть неуверенные в себе дети и подростки, которым трудно общаться с ровесниками и родителями или от природы застенчивые.
Таким образом: в наше время компьютер необходим практически каждой семье с профессиональной точки зрения, также компьютер помогает развивать воображение, способности; благодаря компьютеру можно получать новые знания, не выходя из дома; помогает ориентироваться в виртуальном мире. Но установлено также и негативное влияние гаджета на организм человека.
1.2.Что делать, чтобы уменьшить вред компьютера?
Для профилактики компьютерной зависимости взрослым нужно:
- каждый день общаться со своими детьми;
- незаметно контролировать их;
- привлекать к семейным делам;
- сделать так, чтобы они участвовали в жизни школы и класса; 5
- заинтересовать ребёнка спортивными секциями и кружками.
Для сохранения здоровья и уменьшения неблагоприятного воздействия компьютера необходимо помнить несколько правил, которые рекомендуют специалисты.
Таким образом, если соблюдать данные требования и правила, то компьютер не нанесёт вреда здоровью, а польза компьютера очевидна.
6
II. Практическая часть. Что делать, чтобы уменьшить вред компьютера?
Для того, чтобы узнать, как мои одноклассники общаются с компьютером, я решила провести анкетирование учащихся своего класса и их родителей. Составить вопросы, провести опрос и обработать результаты мне помогла руководитель моей работы. Вопросы анкет были разделены на блоки:
В анкетировании приняли участие 19 учащихся и 19 родителей. Результаты я оформила в виде диаграмм, которые представлены в приложении.
7
III. Заключение
Дети используют компьютер в разных целях: играют, готовятся к урокам, общаются и ищут дополнительную информацию. Хорошо, что больше половины учащихся нашего класса знают о временных нормах и почти все – о вреде компьютера для здоровья. Жаль, что никто из них не соблюдает эти правила и нормы и только треть детей выполняют гимнастику, хотя многие родители отмечают, что дети себя плохо чувствуют после длительного общения с компьютером. В основном это дети, которые проводят за компьютером ежедневно длительное время.
Что же касается компьютерной зависимости, то мне кажется, что основная масса одноклассников этому заболеванию не подвержена, но в классе имеются ученики, которые пристрастились к компьютеру и их родителям стоит обратить на это внимание.
Примерно половина учеников моего класса, несмотря на обилие компьютерной техники, всё ещё ценят реальное общение с друзьями и не считают компьютер заменой дружеских отношений наяву.
С результатами своего анкетирования я познакомила своих одноклассников и родителей; предложила учащимся моего класса разработанные «Рекомендации по сохранению своего здоровья при работе за компьютером», в которые вошли рекомендации специалистов и гимнастика .
Выводы: 1) компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Исследования учёных показали, что не столько сама компьютерная техника является виновником негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное пользование ею;
2)исследуя проблему о пользе и вреде для школьников домашнего компьютера, становится ясным, что компьютер, безусловно, влияет на организм и «общение» с ним требует ограничения времени и выполнения правил по уменьшению и предупреждению вреда.
Ориентирующийся в компьютере школьник более развит и умён. Он чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. И это – ХОРОШО. ПЛОХО то, что при несоблюдении режима и правил профилактики компьютер превращается из друга во врага. Все хорошо в меру!
8
IV. Список литературы
9
Приложени№1
В анкетировании приняли участие 19 учащихся и 19 родителей. Итак, результаты.
Первый блок: наличие и предназначение домашнего компьютера
Второй блок вопросов: о временных нормативах
Третий блок: компьютер и здоровье
Четвёртый блок: компьютерная зависимость
Мне кажется, что родители немного приукрасили здесь свои ответы
10
Пятый блок: общение и досуг
2.Анкета для родителей.
Вопросы
А) да (100%)
Б) нет (0)%
2. Сколько времени ребёнок сидит за компьютером (за один сеанс)?
5ч – 1чел -5%; 30-40мин – 7чел -35%, 1-2ч – 11чел – 55%, нет ответа – 1чел – 5 %
3.Сколько раз в неделю разрешён доступ ребёнку к компьютеру?
А) ежедневно (10 чел – 56%)
Б) через день (2чел – 9%)
В) один-два раза в неделю (не зависит от дня недели) (4чел – 19%)
Г) только в выходные дни (4чел – 19%)
4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер здоровью Вашего ребёнка?
А) Да ( 100%)
Б) Нет ( 0 %)
В) Не интересовались этим вопросом –
5.Как используется компьютер ребёнком? (перечислить)
Играет – 16 человек 75%, доп. информация – 11 чел – 52%, подготовка к урокам – 11 чел – 52%
6.Есть ли у ребёнка самостоятельный доступ к компьютеру?
А) да ( 15чел.- 70%)
Б) нет (4 чел – 19 %)
7.С лёгкостью ли Вы можете отвлечь ребёнка от компьютера?
А) легко ( 9 чел-45 %)
Б) с трудом ( 1 чел – 5%)
В) когда как ( 10 чел – 55%)
8.Какие изменения происходят с Вашим ребёнком после длительного общения с компьютером?
А) хорошее настроение ( 5чел-25%) 11
Б) возбуждение (8чел – 39%)
В) капризность (1 чел – 4.7%)
Г) плохой сон (-)
Д) делится впечатлениями ( 7 чел - 30.9%)
Е) рассказывает о своих успехах ( 6чел – 26.3%)
Ж) общее утомление ( 4 чел-19.5%)
З) болезненные ощущения в глазах, голове (3чел-15%)
3.Анкета для детей
А) от 1 до 2 часов – 8 чел
Б) от 2 до 5 часов – 4 чел
В) более 5 часов – 5 чел
Г) 30 минут – 6 чел
2. Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером за 1 сеанс?
А) 1 час – 6чел
Б) 2 часа – 1 чел
В) 15-20 минут – 12 чел
3.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
А) да – 17 чел
Б) нет –
В) мне всё равно – 2 чел
4. Вы делаете гимнастику для предупреждения усталости при работе с компьютером?
А) да – 7 чел
Б) нет – 6 чел
В) как получится – 6 чел
5.Есть ли постоянное желание играть в игры?
А) да – 4 чел
Б) нет – 13 чел
В) не знаю – 2 чел
6. С лёгкостью можете оторваться от игры?
А) да- 13 чел
Б) нет- 5 чел
В) не знаю – 1 чел
7. Пребывали вы в плохом, раздражённом настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
А) да – 2 чел
Б) нет – 17 чел
8. Какое общение вы предпочитаете?
А) общение в сети Интернет – 3 чел
Б) с другом наяву – 13 чел
В) неважно как – 3 чел
9. Может ли заменить вам компьютер прогулку?
А) не может – 8 чел
Б) да – 8 чел
В) не знаю – 3 чел 12
Приложение№2
Рекомендации по сохранению своего здоровья при работе за компьютером
Эти советы помогут снизить негативные воздействия компьютера до минимума
КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯИТ ПРИ СНЯТИИ УТОМЛЕНИЯ
Упражнение 1. И.п. – руки вниз, ноги широко расставить. По счёту 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счёту 3 – резко опустить руки вниз, по счёту 4 – вернуть в исходное положение. На счёт 1-2 – глубокий вдох, на счёт 3-4 – глубокий выдох. Повторить 3 раза. Это упражнение называется «рубка дров»
Упражнение 2 И.п. – ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. По счёту 1-2 – два рывка согнутыми руками назад, по счёту 3-4 – два рывка назад прямыми руками, 5-6 – руки опустить. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 3. И.п. – ноги врозь, руки вверх. По счёту 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо, 2 – прийти в исходное положение, по счёту 3 – повернуть туловище влево, по счёту 4 – вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
Эффективная профилактическая мера сохранения здоровья глаз – зрительная гимнастика. Её проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребёнка на 1 13
компьютере и после её окончания. Непродолжительная гимнастика – около одной минуты, проста и доступна каждому ребёнку.
14
Браво, Феликс!
Весенние чудеса
Валентин Берестов. Аист и соловей
Красочные картины Джастина Геффри
Под парусами