Во все времена признаком образованности считалось обладание собственной домашней библиотекой. умных и образованных людей считали "начитанными". Иметь свою личную библиотеку также пристижно и в наше время. В проекте исследуется домашняя библиотека: ее значимость в семье, влияние на воспитание и развитие покалений в рамках одной семьи.
ПРОЕКТ
МОЯ ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА
Выполнил: Кичак Иван Антонович
10 лет, 5 «А» класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 6, г.Бердска, НСО
Руководитель проекта:
Надежда Ивановна Боровская,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4,
г.Бердска, НСО
учитель начальных классов
2017 год
Оглавление
1. Введение ---------------------------------------------------- ----------------------2
2. Домашняя библиотека
2.1. Библиотека. Немного из истории.--------------------------------------------5
2.2. Самые известные личные библиотеки России----------------------------6
2.3. Домашняя библиотека прабабушки и прадедушки----------------6
2.4. Книги моей библиотеки--------------------------------------------------------9
3. Что мы думаем о книге…
3.1.Анкетирование учащихся-----------------------------------------------------11
3.2. Анкетирование педагогов----------------------------------------------------12
4. Заключение------------------------------------------------------------------------14
5. Список источников---------------------------------------------------------------16
6. Приложение.
Советы читателю, создающему свою библиотеку----------------------------17
Введение
Слайд 1
Мои родители, бабушка и дедушка стараются меня привлечь к чтению книг. Мне скучно читать, хотя я хорошо бегло читаю, люблю слушать, когда мне читают вслух. Когда я был совсем маленьким, мне много читала мама, потом бабушка. Бабушка иногда и сейчас читает мне вслух, и я с удовольствием слушаю ее. Мы часто посещаем книжные магазины, и родители предлагают мне выбрать книгу, или сами покупают мне книги. У прабабушки и прадедушки очень большая библиотека.
Во все времена признаком образованности считалось обладание собственной домашней библиотекой. Умных людей называли «начитанными», т.е. прочитавшими много книг, почерпнувшими из них свои знания. Тогда книги представляли действительную ценность. Особенно ценными были книги, выпущенные небольшими тиражами. Счастливые обладатели таких книг считали себя богатыми людьми. В тесных квартирках жили книги, и книголюбы не жалели для них своих квадратных метров, не жалели своих сил по уходу и содержанию своей библиотеки в порядке.
Сегодня отношение к домашним библиотекам несколько изменилось. Некоторые «любители» книг создают свои библиотеки ради красивого интерьера, или престижа, богатства. Действительно современные издательства представляют дорогостоящие экземпляры. Возможно, не для каждой семьи сейчас возможно приобретать книги для личного пользования. Тем более практически любую книгу можно найти и скачать с интернета. Так же в интернете огромный выбор аудиокниг. Иногда в интернете можно найти такие тексты, которых никак не достать в магазинах, а тем более в общественных библиотеках, особенно в поселковых или школьных библиотеках. Немногие современные библиотеки могут «похвастаться» большим выбором современной литературы. Библиотечные фонды не пополняются уже многие годы.
А что же такое домашняя библиотека? Нужна ли она современному человеку? Что книги, стоящие на полках вашего книжного шкафа, значат для вас, вашей семьи?
Я постараюсь ответить на эти вопросы, и возможно с другой стороны посмотрю на чтение литературы.
Слайд 2
Цель: изучить библиотеку прабабушки и прадедушки. Систематизировать библиографические источники моей личной библиотеки
Задачи:
1. Познакомиться с понятиями «библиотека» и «домашняя библиотека».
2. Изучить литературные источники, рассказывающие о библиотеках.
3. Узнать историю создания домашней библиотеки моих родственников.
4. Систематизировать библиографические источники моей личной библиотеки
5. Исследовать отношение моих сверстников и взрослых к домашним библиотекам.
6. Подготовить советы для читателей, создающих свои библиотеки.
7. Создать презентацию проекта.
8. Представить проект своим одноклассникам.
Слайд 3
Предмет: домашняя библиотека.
Объект: книги.
Гипотеза: домашняя библиотека – это пространство культуры, образ жизни, образ мышления.
Методы: Теоретический Социологический опрос Сравнительный Аналитический
План работы. Сроки реализации проекта.
№п\п | Вид работы | Сроки реализации |
1. | Анкетирование учащихся и педагогов | 3 дня |
2. | Обработка анкет | 1 день |
3. | Подбор теоретического материала по теме проекта | 3 дня |
4. | Изучение домашней библиотеки | 2дня |
5. | Систематизация библиографических источников моей личной библиотеки | 2 дня |
6. | Подготовка рекомендаций для начинающих. | 1 день |
7. | Представление проекта одноклассникам |
Слайд 4
2. Домашняя библиотека
2.1. Библиотека (греч. книга + хранилище, вместилище, ящик) – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. А также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
Библиотеки бывают:
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до нашей эры, найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами XVIII – XVII вв. до н.э. в эпоху нового царства Рамсесом 2 было собрано около 20000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека – собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н.э. Ашшурбанипала в Нинивии. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV в. До н.э.). Александрийская библиотека была создана в III веке до н.э. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
На Руси первая известная историкам библиотека была собрана Ярославом Мудрым в 1037 году. В 11 – 12 веках на Руси библиотеки формировались в монастырях и соборах Киева, Новгорода, Чернигова, Владимира. В монастырских библиотеках хранились отдельные ценные памятники русской письменности, но в основном их фонды состояли из книг религиозного содержания.
В начале 18 века в России возникают первые публичные библиотеки. В 1714 году по распоряжению Петра I создается крупная коллекция книг в Петербурге. В 1755 году основана научная библиотека Московского университета. В конце 18 века открыта бесплатная библиотека – читальня Н.И.Новикова в Москве, в 1795 году – с Петербурге.
Слайд 5
2.2. Самые известные личные библиотеки России.
Библиотека Ивана Грозного (Либерея) – легендарное собрание книг и документов, последним владельцем которого был царь Иван IV Грозный. Считается, что она была утрачена, или спрятана Грозным. Поиски библиотеки с перерывами безрезультатно велись несколько столетий. В настоящее время выдвинуто более 60 гипотез ее местонахождения.
Библиотека Екатерины II – знаменитая коллекция книг, эстампов и манускриптов, собранная императрицей Екатериной II за время ее царствования. Библиотека рассматривается исследователями как одна из наиболее значительных для своего времени по размеру и составу. В библиотеке около 40.000 наименований книг. Сегодня основной корпус книг из библиотеки Екатерины II находится в составе РНБ и Научной библиотеки Государственного Эрмитажа в Санкт - Петербурге.
Библиотека А.С. Пушкина – личное собрание книг, отражающее его разнообразные читательские и творческие интересы. Библиотека формировалась на протяжении всей жизни великого поэта.
Слайд 6
2.3. Домашняя библиотека прабабушки и прадедушки очень большая.
На вопрос: «Зачем так много книг?», мне ответили, что чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы, открывают новые грани восприятия мира, позволяют открыть новые возможности для своего развития. С книгой приятно проводить время, каждый раз переживая новые и новые эмоции. Книги для них так же являют воспоминаниями о прожитой жизни.
Библиотека собиралась на протяжении всей жизни прабабушки и прадедушки. Сейчас она представляет собой более 1500 экземпляров. Первые книги приобретались еще в юности. Некоторые из книг сохранились с детства, когда прабабушке – Галине Андреевне было чуть больше лет, чем мне сейчас. Самые старые книги, те она что читала:
До сих пор она с большим теплом вспоминает любимые ею книги Г.Мало «Без семьи» и Е. Ильиной «Четвертая высота». Она читала их своим детям и внукам. Недавно мы с моей бабушкой тоже прочли книгу Е. Ильиной «Четвертая высота». Мне понравилась книга. Меня взволновала история жизни советской девушки Гули Королевой, которая жила, любила своих близких и погибла, защищая Родину от фашистов.
Слайд 7
Собирать библиотеку Галина Андреевна начала с 1961 года, когда ей было 20 лет. Тогда книги были в большом дефиците, и многие из них приходилось покупать на вещевых рынках. Однажды ей повезло, ее подруга помогла ей оформить подписку на собрание сочинений «Всемирная литература» из 200 томов. Эти книги приходили к ней практически в течение 20 лет. Первые тома этого издания 1961 года.
А эти книги в детстве уже читал мой дед. Он очень любил читать! Порой даже, чтобы не мешать спать ночью, родителям (жили в однокомнатной квартире), дед читал под одеялом с фонариком. В 70 – ые годы в домашней библиотеке стали появляться книги Р.Стивенсона, Жуль Верна, Дж. Лондона, А. Дюма. И все эти книги есть в их библиотеке. Они содержаться в хорошем состоянии, о них заботятся, и все они читаются уже четвертым поколением.
В библиотеке есть собрания сочинений С. Цвейга, К.М. Станюкевича, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.С. Лескова. О.Генри, Д. Френсиса, С. Шелдон, Дж. Стейнбека, Гарднера, Ч. Абдулаева, серия книг «Классика и современность» и многие другие книги.
Кроме классиков в библиотеке множество книг современных писателей. В основном это современные детективы, исторические романы. Так как у моих прабабушке и прадедушке двое детей, пятеро внуков и двое правнуков (я в числе правнуков), то библиотека содержит в себе книги, предназначенные для детского чтения. Это и художественная литература, энциклопедии, энциклопедические словари, атласы, книги о мировой культуре и истории. Когда мой дедушка учился в школе, то все произведения, которые изучались в школе, были в его библиотеке дома, и ему не нужно было идти в школьную библиотеку, где не всегда можно было взять необходимую для уроков книгу. Внуки приходят и находят нужную книгу, для школы. Даже не посещая публичной библиотеки, можно приготовить любое сообщение, доклад или проект, не выходя из дома, не обращаясь за помощью к «всемогущему» интернету. Сейчас библиотека продолжает «работать», она не постарела и остается современной и востребованной.
По словам Галины Андреевны, книги - это ее гордость. Книги объединяют семью. Можно читать одну и ту же книгу, а потом ее обсуждать, можно читать вслух, а можно просто уединиться в укромном уголке и тихо, молча переживать жизнь вместе с героями твоей любимой истории. Даже если ты ее читаешь не первый раз. Много вечеров проводили они вместе с любимыми героями, да и сейчас многие из книг перечитываются и не стоят без дела на полках. И прадеда и прабабушку можно часто застать за чтение книги, или заметить открытую книгу с пометками на полях, или закладкой в виде очков. Мне очень приятно, что у меня есть такие родные, которые сохранили для нас тепло дома, уют и сердечность. Когда берешь в руки старую книгу, то можешь представить себе, как ее когда то читала совсем молодая прабабушка.
Слайд 8
2.4. Книги моей библиотеки.
Когда я стал работать над проектом, я с удивлением обнаружил, что являюсь обладателем своей детской домашней библиотеки. Самое интересное, что до этого момента я даже не задумывался над этим. И вот я начал с подсчета своих книг. Я собрал все книги, которые приобретались для меня моими родителями и бабушкой, книги, которые перешли ко мне по наследству от деда, бабушки и тети. Их оказалось 110 штук. Больших и маленьких, серьезных и детских.
Систематизация библиографических источников моей личной библиотеки
Слайд 9
Если сравнить книги для детей наших бабушек и дедушек с современными детскими книгами, то явно заметно как изменился дизайн книг. Они стали очень красочными. Среди детских книг есть книги – игрушки, говорящие книги, музыкальные книги. У меня есть детская энциклопедия «Путешествие к звездам», которую можно не читать, открывая страницы, книга сама начинает свой рассказ. Если очень хочется послушать голоса животных и птиц нашего леса, я могу взять в руки книгу «Лесные сказки». Книга «Человек» расскажет и покажет мне, как работает тело человека. «Бородино» - замечательная историческая книга, с которой можно отправиться в увлекательное путешествие в 1812 год. Можно стать солдатом или полководцем, партизаном или гусаром. «Книга волшебника» расскажет о колдовстве и волшебниках, об их помощниках и страшных заклинаниях. Ну а если мне захочется еще раз вспомнить все модели танковой техники, я обращусь к книге из своей библиотеки. Много интересного можно узнать из книг, а энциклопедии и словари ответят на любой, даже самый сложный вопрос. Когда читаешь, развивается фантазия, обогащается внутренний мир. Именно книги нас развивают, учат, советуют, радуют нас, заставляют задумываться над некоторыми вещами. Добрые сказки научат своих читателей быть добрыми, смелыми и справедливыми. Одним словом – книги учат нас жизни.
Моя библиотека может стать для меня учителем и воспитателем. С помощью домашней библиотеки я могу, не выходя из дома узнать целый мир, увидеть его мудрыми и внимательными глазами поэтов и писателей, ученых, изобретателей и конструкторов. В круг моего чтения теперь обязательно войдут книги художественной литературы.
Слайд 10
Готовясь к проекту, мы посетили книжный магазин «Капиталъ» в городе Новосибирске. Меня поразил этот магазин своим огромным пространством, которое он занимает и огромным количеством книг. Этот магазин занимает 3 этажа. Здесь можно найти книги на любой возраст и на любой вкус. Когда мы ходили по детскому отделу, то бабушка показывала мне книги, которые она читала в своем детстве. Эти книги переизданы в наши дни, но сохранили ту же «теплоту, знакомую с детства», так выражала свои чувства бабушка, так как использован такой, же шрифт и иллюстрации тех, же художников. Поражают иллюстрации современных художников, компьютерная графика в оформлении книг. Это дает нам современным детям понять те времена, когда были написаны эти произведения правильно и более точно. Разнообразен мир подростковой художественной литературы. Научно – познавательной литературы – это справочники, энциклопедии, словари.
Мне понравился букинистический отдел, это подержанные книги из домашних библиотек. Здесь я видел книги, какие есть в домашней библиотеки моих родственников, я их узнал, и мне было очень приятно, что они уже мне знакомы.
Теперь, когда мне захочется пополнить свою библиотеку, я буду знать, куда мне пойти за покупкой.
Еще в Новосибирске есть одно замечательное место, где можно взять и почитать книгу, или принести свою книгу из дома и оставить ее для других читателей, как бы поделиться своим мнением с другими – это Первомайский сквер. Люди приходят гулять одни или семьями, или с друзьями, берут книгу, читают. Если книга тебе понравилась ее можно унести домой и дочитать дома. Ты можешь ее вернуть, или оставить себе. И что меня приятно удивило, это то, что книги возвращают на место и приносят свои из дома. В следующий раз, когда я поеду в этот сквер, обязательно отвезу свою книгу. Может она кому то понравится.
3. Что мы думаем о книге…
3.1.Мне было интересно узнать, как относятся мои сверстники к книгам, есть ли у них домашние библиотеки. Я составил вопросник и провел социологический опрос. В анкетировании участвовали 24 ученика 5 класса «А» моей школы.
Вопросы:
1. Ты любишь читать?
2. Какие книги тебе нравятся?
3. Есть ли у вас домашняя библиотека?
А. Сколько в ней книг? (примерно)
Б. Есть ли в библиотеке твои книги?
4. Как ты думаешь, нужны ли домашние библиотеки?
5. Напиши, что может дать книга человеку?
6. Хотел бы ты свою библиотеку?
7. Какие книги ты бы собирал?
1. На первый вопрос ответили ДА – 16 человек; НЕТ – 5 человек; НЕ ОЧЕНЬ – 3 человека.
2. Какие книги тебе нравятся?
Сказки, фантастика и приключения – 20 человек;
Книги о наших сверстниках – 14 человек;
Научные книги (энциклопедии) – 8 человек.
3. Есть ли у вас домашняя библиотека?
ДА – 19 человек; НЕТ – 5 человек.
А. Сколько в ней книг? (примерно)
От 30 до 300
Б. Есть ли в библиотеке твои книги?
ДА – 19 человек.
4. Как ты думаешь, нужны ли домашние библиотеки?
ДА – 22 человека; НЕТ – 2 человека.
5. Ребята давали разные ответы, но смысл всех высказываний сводится к том, что книги нужны для развития ума, чтобы было интересно, чтобы много знать.
6. Хотел бы ты свою библиотеку?
ДА – 22 человека; НЕТ – 2 человека.
7. Какие книги ты бы собирал?
Сказки, фантастика и приключения – 14 человек;
Книги о наших сверстниках – 16 человек;
Книги о медицине – 3 человека;
Книги о путешествиях – 7 человек;
Комиксы – 9 человек;
Книги о космосе – 5 человек.
Из ответов ребят видно, что хотя и не все дети любят читать (16 человек – 67%), но все понимают важность книги в обучении, развитии человека, как умственном, так и духовном.
19 человек – 79% опрошенных имеют домашние библиотеки. Важность домашний библиотеки оценило 22 человека – 92%. Свою личную библиотеку хотели бы иметь 22 человека – 92%.
Дети хотели бы иметь в своих библиотеках книги, различные по жанрам и тематикам. Это говорит о том, что мои одноклассники интересуются не только художественной литературой, но и специальной.
3.2. Для взрослых я тоже приготовил вопросы:
1. Есть ли у вас домашняя библиотека?
2. Как давно вы собираете свою библиотеку?
3. Книги, какой тематики в вашей библиотеке?
4. Для чего нужны книги?
В опросе участвовало 10 педагогов школы.
1. Есть ли у вас домашняя библиотека?
ДА – 10 человек.
2. Как давно вы собираете свою библиотеку?
До 5 лет – 3 человека;
До 10 лет – 2 человека;
Больше 10 лет – 5 человек.
3. Книги, какой тематики в вашей библиотеке?
Классическая литература – 10 человек;
Энциклопедическая и справочная литература – 10 человек;
Книги современных писателей – 8 человек;
Книги по интересам (хобби) – 9 человек;
Исторические книги – 7 человек;
Книги по искусству – 5 человек.
4. Для чего нужны книги?
- Книги учат размышлять, рассуждать, помогают ответить на многие жизненные вопросы.
- Книги способствую формированию мировоззрения.
- Знания, содержащиеся в книгах, помогут выстраивать отношения, понимать окружающий мир.
- Книги научат правильной речи и правильному письму.
- Книги помогут организовать свободное время с пользой для развития ума.
Все преподаватели имеют домашнюю библиотеку. В основном в этих библиотеках содержатся книги классической литературы, справочники и энциклопедии – 100% опрошенных. Так же наши учителя собирают книги, которые соответствуют их интересам (хобби) 9 человек – 90%. Учителя идут в ногу со временем – в их библиотеках есть книги и современных авторов , 8 человек – 80%.
Вывод:
- Книги учат размышлять, рассуждать, помогают ответить на многие жизненные вопросы.
- Книги способствую формированию мировоззрения.
- Знания, содержащиеся в книгах, помогут выстраивать отношения, понимать окружающий мир.
- Книги научат правильной речи и правильному письму.
- Книги помогут организовать свободное время с пользой для развития ума.
4. Заключение.
А что же такое домашняя библиотека? Нужна ли она современному человеку? Что книги, стоящие на полках вашего книжного шкафа, значат для вас, вашей семьи? Пришло время ответить на эти вопросы.
Домашняя библиотека – это не просто коллекция книг, собираемая годами, это традиции семьи, связь поколений, уют и тепло домашнего очага. Это кладовая знаний, помогающая каждому члену семьи создать свое образовательное пространство, особую культуру и образ жизни, образ мышления. Книги расширяют кругозор, помогают разобраться в жизненных ситуациях и познать окружающий нас мир.
Домашняя библиотека как будто бы разворачивает семью к образованию и самообразованию. Библиотека становится учителем и воспитателем детей и взрослых потому, что, сколько человек живет на свете, столько и учится. Книги в домашней библиотеке подбираются с учетом мнения и пожелания каждого из членов семьи, поэтому она «растет» вместе с детьми, но никогда не стареет.
Библиотека собирает вокруг себя старых и малых, объединяет их в сообщество единомышленников, учит понимать друг друга, общаться через героев любимых книг, мыслить в одном направлении, но при этом оставаться самим собой. Ведь для каждого в этом сообществе найдется свой любимый уголок.
Я думаю, что библиотека говорит об образованности человека. Покупая книги, человек не заполняет пространство полок, а заполняет пространство своего познания. Приятно держать в руках новую, пахнущую типографской краской книгу, такую красивую, яркую и манкую. Также с большим интересом я беру старую, потрепанную, зачитанную до дыр книгу из прошлого столетия, прикасаясь к жизни старшего поколения.
Домашняя библиотека – это пространство культуры, образ жизни, образ мышления. Моя гипотеза верна. Дом, в котором нет ни одной книги, выглядит неинтересным, пустым и холодным, как айсберг в бесконечном океане.
Мне хотелось сказать тем ребятам, которые еще не очень любят читать: «Загляните в домашнюю библиотеку, может там, на полке в глубине шкафа ждет вас ваша книга. Она увлечет вас в бездну чувств и эмоций, унесет в загадочные уголки вселенной, раскрыв ее тайны. Загляните на полки вашей библиотеки!»
5. Список источников
Приложение 1
Советы читателю, создающему свою библиотеку
I. Какие книги должны быть в библиотеке.
1. В любой библиотеке должны быть справочные издания:
словари;
энциклопедии;
атласы;
справочники для школьников в различных областях знаний.
2. Научно – популярные книги.
3. Художественная литература:
классическая литература отечественных и зарубежных авторов;
современная литература по интересам;
детская литература.
4. Литература по профессии.
II. Порядок на книжной полке.
1. Шкафы и стеллажи должны быть под стеклом.
2. Книги для детского чтения размещаются на уровне глаз ребенка.
3. В доступном месте храните справочную литературу.
4. Если у вас есть школьники, то книги по школьной программе, также должны находиться легкой доступности для детей.
5. Общепринятая глубина полок 22 см, а высота должна быть на 3 -4 см выше книг.
III. Что читать в 10 – 14 лет. Новинки.
1. Н. Евдокимова. Конец света. М.: Самокат, 2017
2. О. Колпакова. Полынная ёлка. М.: КомпасГид, 2017
3. Г. Книжник. Ты любишь науку или нет? М.: Детская литература, 2017
4. С. Востоков. Фрося Коровина. М.: Клевер-Медиа-Груп, 2016
5. В. Ледерман. Календарь мА(й)я. М.: КомпасГид, 2016
6. Н. Измайлов. Это просто игра. Спб. Азбука, 2016
7. Н. Дашевская. Я не тормоз! М.: Самокат, 2016
8. От динозавра до компота. М.: Розовый жираф, 2017
9. Ник. Горькавый. Космические сыщики. М.: АСТ, 2016
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Снег своими руками
Сказка об одной Тайне
Мать-и-мачеха
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна