Цель проекта: доказать, что конфетные обертки являются хорошими помощниками в изучении орфограмм русского языка
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по русскому языку. | 517.7 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с Логиновка
Районная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Исследовательский проект
«Орфограмма на конфетных обёртках»
Автор: ученик 2 класса
Алиев Расул
Руководитель: учитель начальных классов
Буслаева С.И.
2018год
СОДЕРЖАНИЕ
Что за чудо расписное удивляет и блестит?!
Это платье для конфеты, сладким шорохом манит.
А когда конфетку съел, смастерил я бантик,
От конфеты нам на память остается …фантик.
ВВЕДЕНИЕ
В этом году на новогодний праздник мне подарили очень много сладких подарков. Было огромное желание попробовать каждую конфету. Но мама мне постоянно говорила, что много сладкого кушать нельзя - это вредное занятие, которое наносит вред здоровью. От сладкого портится аппетит, разрушаются зубы, а обертки и фантики от конфет - вообще бесполезный мусор.
Я не соглашался с мамой и решил доказать ей обратное.
Своими мыслями я поделился со своей учительницей Светланой Ивановной, которая и помогла мне в выборе темы для моей работы.
Тема проекта:
Орфограммы на конфетных обертках.
Актуальность:
Нет, наверное, ни одного человека, который не хотел бы, чтобы его считали грамотным и образованным. Хотя ни для кого не секрет, что в последнее время грамотных людей становится все меньше и меньше. Поэтому проблема грамотного письма в наши дни является актуальной.
Я поддерживаю мнение многих людей о том, что орфографическая грамотность берет свое начало в период обучения в начальной школе.
Цель проекта:
Доказать, что конфетные обертки являются хорошими помощниками в изучении орфограмм русского языка.
Задачи проекта:
Объект исследования: конфетные обертки
Предмет исследования: орфограммы русского языка, изучаемые в начальной школе.
Гипотеза: в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка в начальной школе.
Результат: «Сладкий словарь» для учащихся начальной школы.
Этапы работы:
ЭТАП №1
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: собрать обертки от кондитерских изделий.
После того, как я определился с темой моей работы, мне нужно было собрать коллекцию фантиков. В этом мне помогали родители, друзья, одноклассники.
Было собрано более 120 оберток.
ЭТАП №2
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Цель: классификация и систематизация собранного материала.
Для того чтобы составить «Сладкий словарь», я должен был найти ответы на следующие вопросы:
Из информационных источников я узнал, что орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.
Прежде чем назвать орфограмму, нужно знать «опасное место» в слове. Такие места называют опознавательными признаками орфограмм. После того, как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует указать условие выбора правильного написания в слове, записать слово, графически обозначить орфограмму.
Для того чтобы ответить на вопрос какие правила правописания изучают в начальной школе, мне нужно было изучить материалы учебников русского языка с 1по 2 класс. Под руководством моей учительницы, составил перечень орфограмм, изучаемых в начальной школе.
Исследование 1.
Цель: изучить материалы учебников русского языка с 1 по 2 класс, составить перечень орфограмм.
Вывод: изучив материалы учебников, я выяснил, какие орфографические правила изучают в начальной школе, и составил перечень орфограмм.
ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И ОРФОГРАММ
Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, мне нужно было их исследовать и классифицировать.
Исследование 2.
Цель: проанализировать названия кондитерских изделий и выяснить, какая орфограмма «спряталась».
Вывод: мной было исследовано 125 фантиков от конфет. Проанализировав названия некоторых кондитерских изделий, я обнаружил в них следующие орфограммы: (Приложение 1)
Вывод: в ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», а наименьшее – «Правописание непроизносимых согласных».
В названиях конфет, которые я исследовал, мне встретились незнакомые слова, и я вновь обратился к информационным источникам, чтобы узнать, что они означают.
Резеда - (лат. Reséda) — род однолетних, двулетних и многолетних травянистых растений семейства Резедовые, распространённых в Африке и Евразии
Дюшес (груша) — сорт груши
Вариация (от лат. variatio — изменение, перемена) - разновидность чего-либо, небольшое изменение или отклонение
Крокант - это оригинальная посыпка для кондитерских изделий
Премьера - означает «первый показ», «первое представление». Слово чаще всего применяется к театру или кино.
Исследование 3.
Следующий этап моей работы заключался в проведение с учащимися моего класса орфографического диктанта для того, чтобы исследовать правописания орфограмм. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (Приложение 2)
Также было проведено анкетирование. Одноклассникам нужно было ответить на 4 вопроса. (Приложение 3)
Данный опрос помог выявить, кто из учащихся обращает на название кондитерских изделий, а кто - нет.
Диаграмма отражает результаты опроса.( Приложение 3)
Вывод: анализ результатов опроса и орфографического диктанта показал, что учащиеся, которые обращают внимание на правописания названий конфет, справились с работой лучше.
ЭТАП №3
ТВОРЧЕСКИЙ
Цель: оформить «Сладкий словарь» для учащихся начальных классов.
Каждый ученик должен уметь видеть орфограмму в слове, тогда он научиться грамотно писать слова.
Для этого я решил создать «Сладкий словарь» для моих друзей – одноклассников.
Он состоит из нескольких страниц. На каждой страницы «живут» обертки от конфет, названия которых объединены орфографическим правилом.
ЭТАП №4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
В процессе моей работы над проектом мне удалось:
Завершив работу над проектом, я узнал:
Гипотеза о том, что в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка в начальной школе, подтвердилась.
Фантик, хоть он и бумажный
Все же очень-очень важный!
Ведь без фантиков конфет
Не бывает вкусных, нет!
Очень вас прошу, смотрите
Фантиками не сорите!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Морские (море) чудеса (чудесный), весёлый (весело) друг,колосок (колос, колосья), снежок (снег), вечер (вечерний), река (реки) молока (молочный), весёлым детишкам (детям), огни (огненный) Москвы, лесной (лес) олень, молодёжные (молодость, молоденький),
Правописание гласных после шипящих в устойчивых сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Морские чудеса, причал, маленькое чудо, чаровница, ореховая роща, барбарисовое чудо,
Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);
Апельсин, экипаж, аромат резеды, корова Мушка, малина, райское яблоко, молоко, ореховая роща, ананас Денисович, лимонная
Сочетания чк, чн
Клубничка, молочная капля, гадалочка, лисичка, ласточка, рачки, халвичная, красная шапочка, восточная мудрость,
Правописание непроизносимых согласных
Буревестник (известие)
Правописание соединительных гласных -О, -Е в сложных словах
Буревестник , Наташка первоклашка
Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов
Весёлый друг (подруга), сказки (сказочка) детства (дети), арбуз (арбузы), экипаж (экипажи), грильяж (грильяжная), сладкая (сладенькая) капля, премьерный показ (показывать)
Заглавная буква в именах собственных
Евгеша, Лёвушка, корова Мушка, Харитоша, Алёнка, ананас Денисович, Волгоградская птаха, Наташка первоклашка, сказки Пушкина, вишня Владимировна, огни Москвы, плотник Вася, кочегар Петя, папа Коля.
Правописание разделительного мягкого знака в словах
Грильяж, премьера, итальянка, премьерный показ,
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Колосок, морские чудеса, украшение, экипаж, буревестник, чаровница, лесной олень, райское яблоко, ананас Денисович, восточная мудрость, сказки детства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНКЕТА
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?
Список литературы
Юрий Алексеевич Гагарин
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Сверчок
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Астрономический календарь. Январь, 2019 год