Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Поэтому необходимо изучать адаптивные реакции организма для возможности повышения физической нагрузки и уровня здоровья учащихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
bartko_rabota.docx | 54.57 КБ |
МОАУ « Моготская СОШ»
Тындинский район Амурская область
Тема работы: «Влияние тонуса вегетативной нервной системы на уровень здоровья учащихся.»
Автор работы:Бартко Екатерина Сергеевна.
10 класс
Руководитель работы: Кузьмина Ольга Владимировна,
учитель биологии-химии
Оглавление.
I.Введение
Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Поэтому необходимо изучать адаптивные реакции организма для возможности повышения физической нагрузки и уровня здоровья учащихся школы.
Адаптационные реакции, происходящие под влиянием тренировочных воздействий, реализуются путем мобилизации функциональных резервов организма. Такая функциональная система у спортсменов представляет собой вновь сложившиеся взаимоотношениями нервных центров, гормональных, вегетативных и исполнительных органов, необходимых для решения задач адаптации организма к мышечной и учебной нагрузке. Процесс адаптации строго индивидуален.
Возможность учитывать типологические особенности адаптационных реакций к физической нагрузке и физического развития учащегося представляет особый интерес. Это позволит, стимулировать мотивацию ребенка к систематическим занятиям спортом, достичь оптимального для индивидуума результата.
Цель исследования: диагностика уровня физической подготовки десятиклассников в зависимости от типа вегетативных регуляций. В соответствии с целью были поставлены конкретные задачи:
Гипотеза: уровень физической подготовки, как и уровень здоровья учащихся находится в тесной взаимосвязи с тонусом вегетативной нервной системы.
Объектом настоящего исследования явилась система оценки показателей уровня физической подготовки учащихся 10-ого класса, в зависимости от показателей баланса вегетативной нервной системы.
Практическое значение работы заключается в том, что исследованные нами типы вегетативных регуляций и показатели уровня физической подготовки в сопоставлении позволяют оценить качественно и количественно адаптационный потенциал здоровья десятиклассников.
I I. Основная часть. Показатели вегетативного тонуса занимают одно из ведущих мест в исследованиях спортивной медицины, физиологии, кардиологии, так как вегетативная нервная система осуществляет регуляцию деятельности всех висцеральных систем организма, участвует в гомеостатических реакциях, выполняет адаптационно-трофическую функцию. Расстройство функции центральных отделов вегетативной системы вызывает нейроциркуляторную дистонию. В исследования по спортивной медицине Т.А. Аджимолахов и другие авторы (1979, 1989) указывают на тесную связь состояния эмоциональной сферы с функциями организма.
В исследованиях А.Н. Бондарчука « О неадекватных изменениях увеличения ЧСС и АД крови» наблюдалось взаимосвязь с увеличением потребления кислорода и сердечного индекса при увеличении нагрузок. Существует прямая зависимость в сравнении показателей кислорода и гемодинамики при циклической деятельности, показывает, что характер интеграции двигательной и вегетативной функции определяется удельным весом биохимических режимов. При раздражении вегетативных узлов вызывается вазоспазм, При больших физических нагрузках в поле исследования, в первую очередь, попадает сердце. Одной из актуальных задач современной спортивной медицины является разработка новых методов исследования. Это позволит более глубоко и полноценно оценивать как состояние спортсменов, так и уровень функционального состояния сердца на разных этапах совершенствования спортивного мастерства.
Благодаря работам академика В. В. Гарина ( 1989) и его учеников сформировалось новое направление в медико-биологической науке, посвященное процессам управления синусовым сердечным ритмом.
Для оценки состояния адаптационных реакций организма используют математический анализ сердечного ритма. Математический анализ сердечного ритма позволяет получить значительное число показателей, характеризующих состояние регуляторных механизмов (симпатического и парасимпатического отделов ВНС, подкорковых вегетативных центров коры головного мозга). (Агаджанян Н.А., Смирнов В.М)
В естественных условиях симпатические и парасимпатической центры вегетативной нервной системы находятся в состоянии непрерывного возбуждения, получившего название «тонус». Явление постоянного тонуса вегетативной нервной системы проявляется прежде всего в том, что по эфферентным волокнам к органам постоянно идет поток импульсов с определенной частотой следования. Известно, что состояние тонуса парасимпатической системы лучше всего отражает деятельность сердца, особенно сердечный ритм, а состояние тонуса симпатической системы – сосудистая система, в частности, величина артериального давления (в покое или при выполнении функциональных проб). Тонус автономной нервной системы следует рассматривать как одно из проявлений гомеостатического состояния и одновременно один из механизмов его стабилизации. (medvuz.com)
Преобладание тонических влияний парасимпатической и симпатической частей автономной нервной системы послужило основанием для создания конституционной классификации. Еще в 1910 г. Эппингер и Гесс создали учение о симпатикотонии и ваготонии. Они разделили всех людей на две категории – симпатикотоников и ваготоников. Признаками ваготонии они считали редкий пульс, глубокое замедленное дыхание, сниженную величину АД, сужение глазной щели и зрачков, наклонность к гиперсаливации и к метеоризму. Вопрос о тонусе вегетативной (автономной) нервной системы требует дополнительных исследований, особенно с учетом того большого интереса, который проявляют к нему в медицине, физиологии, психологии и в педагогике. Полагают, что тонус вегетативной нервной системы отражает процесс биологической и социальной адаптации человека к различным условиям среды обитания и образу жизни. Оценка тонуса вегетативной нервной системы – это одна из сложных задач физиологии и медицины. ( Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю)
Симпатическая нервная система активирует деятельность нервной системы в целом, активирует защитные функции организма, такие, как иммунные процессы, барьерные механизмы, свертывание крови, процессы, терморегуляции. Ее возбуждение является непременным условием любых стрессорных состояний, оно служит первым звеном запуска сложной цепи гормональных реакций.
Такое положение симпатической нервной системы в организме опирается на обширную систему ее связей, позволяющую посредством мультипликации импульсов в многочисленных пара- и превертебральных ганглиях мгновенно вызывать генерализованные реакции практически всех органов и систем. Значительным дополнением является и выброс в кровь из надпочечников и хромаффинной ткани «жидкости симпатической нервной системы» - адреналина и норадреналина.( Беликова Е.А , 2008)
По современным представлениям, основная роль парасимпатической системы состоит в осуществлении механизмов различных функций, обеспечивающих гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций.
( Данилова Н.Н., Крылова А.Л.)
Симпатической нервной системе принадлежит ведущая роль в создании общего сосудистого тонуса.
Определение состояния здоровья и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культурой и спортом. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий спортом и физической культурой.
Под термином «практически здоров» понимается здоровье человека, у которого могут быть различные хронические заболевания или органические дефекты( отсутствие рук, ног, одного из парных органов и т.д.), не мешающие ему отлично выполнять определенную работу или заниматься определенным видом спорта. (Бернштейн Н. А.)
III.Методика исследования ( все пробы взяты из книги Кучкина С.Н.)
Проба №1. Определение «вегетативного индекса» по Кардю (ВИ)
Вегетативный индекс (ВИ) Кардю принято считать одним из наиболее простых показателей функционального состояния вегетативной нервной системы, и в частности, соотношения возбудимости ее симпатического и парасимпатического отделов.
Индекс Кардю рассчитывают на основании значений ЧСС и диастолического АД (АДд) по формуле:
ВИ = (I — АДд / ЧСС) х 100.
Величины ВИ в пределах ±15 свидетельствуют об уравновешенности симпатических и парасимпатических влияний. Значения ВИ от 16 до 30 свидетельствуют о симпати- котонии, а > 31 — о выраженной симпати- котонии. На парасимпатикотонию указывает уровень ВИ от —16 до —30, на выраженную парасимпатикотонию — ниже —30.
По таблице 1 (см. приложение №1) находят оценку тонуса вегетативной нервной системы в баллах.
Проба№ 2. Проба «сидя-стоя» (Н. Е. Тесленко)
Ход работы
Обследуемый находится в позе сидя 2 мин. Затем производится подсчет частоты пульса (ЧП) по 15 сек. до появления устойчивых величин, т.е. одинаковых или отличающихся при повторных подсчетах не более чем на один удар. После того регистрируются результаты 4 подсчетов по 15 сек. с интервалами 10-15 сек., по этим данным находят ЧП за 1мин.
Затем обследуемый встает, стоит 2 мин., после чего снова считается ЧП 4 раза по 15 сек. Сумма этих величин дает ЧП в 1 минуте в позе стоя. Вычисляется разница:
ЧП стоя – ЧП сидя
В табл. 2,3 (для женщин и мужчин) (см. Приложение №2) на пересечении строки (пульс сидя, со столбцом изменение пульса, в позе стоя находят индекс (ИСС) характеризующий тонус ВНС.
При оценке результатов пробы исходят из положения, что ухудшение функции кровообращения связано в состоянии покоя с повышением тонуса ЦНС. При величине индекса 1,0 тонус оценивается в один бал от 1,5 до 4,0 – 2 балла; от 4,5 до 7,0 – 3 балла; от 7,5 до 10 – 4 балла, а 10,5 и выше – 5 баллов. При оценке «3» предполагается баланс отделов ВНС, при оценке «1» и «2» - преобладание симпатического тонуса, при «4» и «5» - преобладание парасимпатического тонуса.
Проба №3. Проба АншераДанини (ИПА)
Ход работы
После 3-5 минутного отдыха устанавливается описанным способом исходная ЧП в позе сидя, затем по сигналу, которым может служить включение секундомера, исследователь нажимает большими пальцами на глазные яблоки испытуемого в течение 3 сек. Сразу же после прекращения надавливания в течение 30 секунд подсчитать пульс. Из последнего значения ЧП, умноженного на 2, вычитают исходную ЧП. По разнице ЧП находят показатель тонуса вегетативной нервной системы из таблицы 1 (см. приложение № 1).
Проба № 4. Проба Штанге (ИПШ)
Ход работы
Определяют исходную ЧП. Затем испытуемый делает максимальный вдох, зажимает и задерживает на предельно возможное время. ЧП подсчитывается на протяжении всего периода задержки дыхания и после этого в масштабах одной минуты. Рассчитывается индекс пробы Штанге:
ИПШ = ((ЧП во время задержки дыхания) + (ЧП после задержки дыхания))/2 – ЧП исходное
и определяется тонус вегетативной нервной системы по таблице 1(см. приложение № 1).
По каждому показателю находят балл тонуса вегетативной нервной системы. При преобладании парасимпатической иннервации ставят знак «+», алгебраическая сумма баллов по всем показателям дает интегральную оценку тонуса вегетативной нервной системы. Он может колебаться от +15 до -15.
В качестве наиболее доступных критериев текущего и срочного функционального состояния вегетативной нервной систему могут быть использованы кожно-вегетативные рефлексы. Местный дермографизм является реакцией кожных капилляров в виде полоскового покраснения кожи, вызываемой проведением с нажимом рукояткой неврологического молоточка.
Принцип оценки. Обычный красный дермографизм представляет собой нормальное явление. Очень разлитой или слишком длительно удерживающийся дермографизм оценивается как признак преобладания парасимпатической возбудимости. Однако более убедительным признаком этой возбудимости считается так называемой возвышенный дермографизм, когда после проведения штриха образуется отечный валик кожи.
Белый дермографизм считается проявлением повышенной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Следующим этапом экспериментальной работы стало определение уровня здоровья учащихся. Из всех предложенных методик мы выбрали тест Кверга диагностики здоровья, поскольку он удобен для массового эксперимента, не требует дополнительных материальных затрат и большого количества времени.
Используется для оценки состояния тренированности и функционального состояния сердечнососудистой системы. Тест состоит из четырех упражнений, следующих одного за другим без перерыва:
Пульс считается за 30 сек. сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек. через 2 мин. восстановления (Р2) и за 30 сек. через 4 минуты восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле:
ИК = 15000/Р1+Р2+Р3.
Оценка теста по ИК:
IV.Результаты исследования
Таблица 1. Уровень физического здоровья учащихся 10 класса МОАУ
« Моготская СОШ»
№ п/п | Фамилия, имя | Р0 | Р1 | Р2 | Р3 | ИК | Уровень здоровья |
1. | Аржанова.В.А. | .40 | 56 | 48 | 44 | 101 | средний |
2. | Базаев .А.Н. | 44 | 40 | 52 | 38 | 115 | высокий |
3. | Гудилина.А.О. | 60 | 56 | 56 | 52 | 91 | средний |
4. | Парыгина.К.Е. | 44 | 56 | 48 | 48 | 99 | средний |
5. | Паранюк .И.В. | 46 | 40 | 32 | 42 | 136 | высокий |
6 | Бартко Е.С. | 43 | 40 | 50 | 41 | 125 | высокий |
Из таблицы 1 видно, что из всех десятиклассников лишь трое являются норматониками, и они же, согласно данным таблицы 2, имеют высокий уровень здоровья по индексу Кверга:
Паранюк Иван (ИК–136);
Базаев Артем (ИК–115);
Бартко екатерина (ИК–125).
Аржанова Валерия, Парыгина Кристина, Гудилина Анастасия их уровень здоровья близок к среднему или же является им.
Таблица 2 Соотношение тонусов симпатических и парасимпатических отделов центральной нервной системы учащихся 10 класса МОАУ « Моготская СОШ»
№ | Ф.И.О. | Показатели вегетативного тонуса | Интегральный показатель | Кожный демографизм | Преобладание тонуса | |||
ВИ | ИСС | ИПА | ИПШ | |||||
1 | Аржанова В.А. | 13 | 8 | 9 | 8 | 38 | белый | симпатик |
2 | Базаев А.Н | 24 | 25 | 11 | 23 | 82 | красный | норматоник |
3 | Гудилина А.О. | 8 | 7 | 13 | 15 | 37 | белый | симпатик |
4 | Парыгина К.Е. | 7 | 12 | 11 | 8 | 38 | белый | симпатик |
5 | Паранюк И.В. | 15 | 27 | 20 | 24 | 90 | красный | норматоник |
6 | Бартко Е.С. | 17 | 25 | 21 | 25 | 87 | красный | норматоник |
V.Заключение.
Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута
Выдвинутая в начале исследования гипотеза проверена.
Для повышения уровня физической подготовки, а следовательно и уровня здоровья необходимо:
1) физическая нагрузка должна быть 3-5 раз в неделю.
2) Интенсивность занятий – 60-90 % от максимальной частоты сердечных сокращений.
3) Продолжительность занятий – 20-60 мин. непрерывной работы. Продолжительность зависит от интенсивности нагрузки: работу низкой интенсивности следует выполнять длительно.
4) Характер упражнений: любая двигательная активность, в которой участвуют большие группы мышц, которая может выполняться непрерывно, ритмично, имеет аэробную направленность, например ходьба пешком, бег трусцой, езда на велосипеде,бег на лыжах, танцы, прыжки со скакалкой, гребля, подъем по лестнице, плавание, бег на коньках и любые продолжительные игры.
5) Составной частью оздоровительных физкультурных занятий должны быть тренировки с преодолением внешнего сопротивления умеренной интенсивности, достаточные для развития и поддержания без жировой массы тела и минерального состава костей. Рекомендуемый минимум – 8-10 упражнений для больших мышечных групп не реже двух раз в неделю.
6) Варьирование в разумных пределах интенсивности и продолжительностью тренировок при неизменном объеме механической работы практически не изменяет величину прироста физической подготовленности.
7) При одинаковых частоте, интенсивности и продолжительности занятий эффект не зависит от вида упражнений.
8) Для сохранения достигнутого уровня тренировки должны быть регулярными.
Наше исследование не окончено, так как выводы были сделаны на основании малого количества обследуемых, необходимо провести обследование учащихся всей школы, кроме того исследование ставит перед нами новую задачу найти причину сдвига работы вегетативной нервной системы в сторону ваготоников и симпатоников. Проверить в действии предложенные практические рекомендации и уже на основании этого сделать новые выводы.
VI.Список литературы:
2.Беликова Е.А. Особенности адаптации студентов с разным вегетативным тонусом// автореферат-2008г
3.Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность М. : Наука,
4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л., «Физиология высшей нервной деятельности» - М.: 1997 год.
5.Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю. Физиологические основы здоровья: Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2007 – 300 с.
6.Кучкин С.Н., «Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности: Учебное пособие».-Волгоград, 1994 год.
7.Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии:метод.пособие/Е.В.Тяглова.-М.:Глобус,2008.-255с-
8. Как влияет вегетативная нервная система на организм. Электронный ресурс http://www. astromeridian. ru/medicina/3/1890.html
9. Нервная регуляция висцеральных окончания . электронный ресурс-www/medvuz.com
Приложение 1
Оценка в баллах тонуса вегетативной нервной системы
Найденные в исследованиях показатели | Оценка тонуса нервной системы по величине показателя (в баллах) | ||||||
Преобладание тонуса парасимпатической иннервации | Относительное равновесие | Преобладание тонуса симпатической иннервации | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||
Вегетативный индекс (ВИ) | ≤-31 | -16 - 31 | ±15 | 16+30 | ≥31 | ||
Разницы ЧП в пробе Аншера-Дании | ≤-16 | - 1- 15 | - 4 - 9 | ±3 | ≥4 | ||
Индекс пробы Штанге | ≤-31 | - 16 -31 | ±15 | +16+30 | ≥31 |
Приложение 2
Индексовая оценка результатов пробы, сидя-стоя (мужчины)
Пульс сидя | Изменение пульса в позе стоя | |||||||||||
Учащение | ||||||||||||
4-2 | 0 | 1-2 | 2-5 | 6-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-21 | 22-23 | |
42-46 | 12 | 11,5 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | |||
47-49 | 12 | 11,5 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | ||
50-52 | 12 | 11,5 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | |
53-58 | 12 | 11,5 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 |
59-62 | 11,5 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 |
63-65 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 |
66-68 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 |
69-71 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 |
72-74 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 |
75-77 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 |
78-80 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 |
81-83 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 |
84-86 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 |
87-89 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 |
90-93 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 |
94-96 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 |
97-99 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 |
100-102 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 |
103-105 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 | -1 |
106-109 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 | -1 | -1,5 |
Индексовая оценка результатов пробы, сидя-стоя (женщины)
Пульс сидя | Изменение пульса в позе стоя | |||||||||||||
Учащение | ||||||||||||||
Замедление | 0 | 1-2 | 3-5 | 6-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-21 | 22-23 | 24-25 | 26-27 | |
48-58 | 12 | 11,5 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 |
54-57 | 11,5 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 |
58-62 | 11 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 |
63-66 | 10,5 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 |
67-71 | 10 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 |
72-75 | 9,5 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 |
76-80 | 9 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 |
81-84 | 8,5 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 |
85-89 | 8 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 |
90-93 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 |
94-98 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 |
99-102 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 |
103-107 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 |
108-111 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 | -1 |
112-116 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 | -1 | -1,5 |
117-120 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 | -1 | -1,5 | -2,0 |
121-125 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 | -0,5 | -1 | -1,5 | -2,0 | -2,5 |
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Весенняя гроза
Три коробки с орехами
Груз обид