проект "Курение и его опасность для организма"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kurenie.docx | 0 байтов |
proekt_kurenie.docx | 26.53 КБ |
МБОУ «Северомуйская СОШ»
ПРОЕКТ
Тема: «Курение и его опасность для организма»
Выполнили:
Романенко Николай
педагог-психолог
Захарова Наталья
Викторовна .
Северомуйск, 2017г
Содержание
Введение
1. Работа с дополнительной и научной литературой.
2. Разработка анкет для выявления масштабов курения в ССОШ, причин, способствующих приобщению детей и подростков к курению.
3. Анкетирование и обработка анкет.
4. Открытый эксперимент «Исследование состава и свойств табачного дыма»
4.1.Подготовка прибора к работе.
4.2.Проведение опыта и обсуждение результатов.
4.3.Вывод
5. Опыт. Действие никотина на семена фасоли и сои.
5.1.Результаты эксперимента в виде таблицы.
5.2. Вывод
6. Эксперимент «Влияние курения на активность фермента амилазы».
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Цель: на основе эксперимента изменить отношение к курению.
Актуальность: Взаимосвязь теории и практики, показывающая возможности использования полученных теоретических знаний в повседневной жизни и практической деятельности.
Привлечение психологических и химических знаний к разъяснению преимуществ здорового образа жизни, к выявлению негативных факторов воздействующих на организм человека.
Объект исследования: учащиеся 10-17 лет МБОУ «Северомуйская СОШ».
Предмет исследования: условия и факторы, определяющие отношение учащихся к курению.
Гипотеза: если учащийся будет знать:
это должно привести к изменению их отношения к курению.
Задачи:
Методы исследования:
1. Работа с дополнительной и научной литературой.
О том, что курение является вредным для здоровья, знают даже дети. Но в силу того, что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснуться. Он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20 лет. «Авось пронесет»- опасная жизненная позиция. Однако нет, не пронесет. Расплата за курение неизбежна.
Вот некоторые факты, раскрывающие сущность курения:
Собранный и систематизированный материал показывает, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.
2. Разработка анкет для выявления масштабов курения школьников, причин, способствующих приобщению молодых людей к курению.
Формулировка вопросов анкеты помогает учащимся ответить полно и откровенно.
3. Анкетирование и обработка анкет.
При проведении анкетирования испытуемые убеждаются в анонимности полученной информации. По результатам анкетирования сделаны выводы:
Анализ анкет выявляет парадокс, зная о вредном воздействии сигаретного дыма и последствия курения, 20% учащихся курят (кто – то постоянно, кто – часто, кто – то иногда).
Опыт проводился на занятиях МБОУ «Северомуйская СОШ».
Установка состоит из газометра, верхний тубулус которого соединен с хлоркальциевой трубкой, в которую вставляется сигарета. В процессе «курения» газометр играет роль аспиратора. Моделью легких курильщика служит хлоркальциевая трубка с находящимся в ней рыхлым комочком ваты.
4.1.Подготовка прибора к работе.
Газометр полностью заполняем дистиллированной водой. Для этого герметично закрываем отверстие нижнего тубулуса пробкой, снабженной краном и наливаем воду до верхнего тубулуса, герметично его закрываем, вставляем воронку, доливаем воды до полного наполнения.
В хлоркальциевую трубку помещаем кусочек ваты. Широкую часть трубки соединяем газоотводной трубкой с газометром, а в узкую часть через резиновый шланг соединяем с фильтром сигареты.
4.2.Проведение опыта и обсуждение результатов.
Открываем кран нижнего тубулуса и одновременно поджигаем сигарету. Газометр подсасывает воздух, проходящий через сигарету. Из нижнего тубулуса вытекает вода, а газометр заполняется дымом. После «выкуривания» сигареты отсоединяем хлоркальциевую трубку. Пинцетом извлекаем вату, исследуем цвет и запах. Комочек ваты приобретает интенсивное желто – коричневое окрашивание и крайне неприятный запах.
Этот опыт очень эффектный. Обращаем внимание на то, что даже при выкуривании одной сигареты с фильтром приводит к такому результату. А что же происходит с альвеолами легких человека, если в сутки он выкуривает не одну, а несколько сигарет?
Вату с собравшимися на ней веществами и фильтр сигареты переносим в две колбы, заливаем дистиллированной водой с оставляем для последующих опытов.
Опыт 1. Обнаружение вредных восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет после курения.
В две пробирки наливаем по 1 мл.раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляем в пробирки несколько капель 5% - ного раствора КМnО4. Наблюдаем обесцвечивание раствора и выпадения бурого осадка МnО2 из-за восстановления КМnО4 веществами, содержащимися в табачном дыме.
4.3.Вывод: в табачном фильтре содержатся вредные вещества, которые частично задерживаются на фильтре, но и в большом количестве проходят через него, а значит, попадает в легкие курящего.
5. Опыт 2. Действие никотина на семена фасоли и сои.
В три рассадника высадили по пять семян фасоли и пять семян сои на глубину около 1см. Поливку проводили в одно и то же время одинаковым объемом воды. Первый рассадник поливали обыкновенной водой, второй и третий – водой, в которую на 10 – 15 минут опускаем вату с никотином от сигареты с фильтром и без фильтра.
5.1.Результаты эксперимента оформили в виде таблицы.
№ рассадника | Время всхожести фасоли | Время всхожести сои |
1 | 8 дней | 10 дней |
2 | Не взошли | Не взошли |
3 | Не взошли | Не взошли |
5.2.Вывод: под воздействием никотина семена фасоли и сои не развиваются. Никотин убивает зародыши семян.
6. Эксперимент №3 «Влияние курения на активность фермента амилазы».
Задачи:
Актуальность: поскольку слюна является одним из важных объектов в клинической биохимии, полученные данные имеют перспективы применения в практике. Данное исследование способствует привлечению химических знаний к разъяснению преимуществ здорового образа жизни и выявлению негативного воздействия курения на организм человека.
Новизна: выбранный объект интересен, методика анализа достаточно доступна и проста.
Объект исследования: слюна.
Методы исследования: эксперимент.
Слюна – это сложная биологическая жидкость, участвующая в поддержании гомеостаза полости рта. В ротовой полости находится не чистый секрет слюнных желез, а так называемая ротовая жидкость. Она представляет собой суммарный секрет всех слюнных желез, включает микрофлору, содержимое десенных карманов, десенную жидкость. В состав слюны входят белки: амилаза, лизоцим, альбумины, глобулины и муцин. Для исследования мы взяли фермент амилазу, который катализирует процессы расщепления углеводов.
В основу своего исследования мы взяли методику определения наименьшего количества амилазы (при максимальном разведении слюны), полностью расщепляющей добавленный крахмал.
В 10 пробирок наливаем по 1мл. воды и в первую из них добавляем разведенной в 10 раз слюны. Перемешиваем содержимое этой пробирки и переносим 1мл. смеси во вторую пробирку. Содержимое второй пробирки также перемешиваем, переносим 1мл смеси в третью пробирку и продолжаем так делать до 10 пробирки. Из 10 пробирки выливаем 1мл смеси.
Во все пробирки добавляем по 1 мл. воды и по 2мл. 0,1% раствора крахмала, перемешиваем содержимое, встряхиваем пробирки и помещаем в термостат при температуре 38*С на 30 минут. После инкубации пробирки охлаждаем холодной водой, добавляем в них по 1 капле 0,1% - ного раствора иода и перемешиваем.
(С6Н10О5)n + nН2О ---- декстрины ------- С12Н22О11
При реакции с йодом жидкость в пробирках окрашивается в желтый (мальтоза), оранжевый (ахродекстрины), красный (эритродекстрины), фиолетовый (амилодекстрины) и синий (крахмал) цвета. Полученные данные занесли в таблицу.
№ Пробирки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Разведение слюны | 1:20 | 1:40 | 1:80 | 1:160 | 1:320 | 1:640 | 1:1280 | 1:2560 | 1:5120 | 1:10240 |
Окраска р-раJ2, В1 | Ж | Ж | Ж | Ж | Ж | К- б | К-б | Ф | Ф - с | С |
Окраска р-раJ2, В2 | Ж | Ж | Ж | Ж | К-б | К-б | Ф | Ф | С | С |
В1 - Исследование слюны не курящего человека;
В2 – Исследование слюны курящего человека.
Ж – желтый; К-б – красно – бурый; Ф – фиолетовый, С – синий. Отмечая последнюю пробирку с желтой окраской, в которой гидролиз крахмала прошел полностью, делаем расчет. В варианте 1 последняя пробирка с желтой окраской №5. Составляем пропорцию.
1/320мл слюны -------------- 2мл 0,1% - ного раствора крахмала
1мл слюны -------------- Х мл 0,1% - ного раствора крахмала
Х= 640
Следовательно, 1 мл неразведенной слюны расщепляет за 30 мин при 38*С 640 мл 0,1% - ного раствора крахмала. В данном случае активность амилазы слюны составляет:
А (38*С /30мин)=640 единиц.
В варианте 2 последняя пробирка с желтой окраской №4. Проводим аналогичные расчеты.
1/160 мл слюны -------------- 2мл 0,1% - ного раствора крахмала
1мл слюны -------------- Х мл 0,1% - ного раствора крахмала
Х=320
Следовательно, 1 мл неразведенной слюны в данном варианте расщепляет за 30 мин при 38*С 320 мл 0,1% - ного раствора крахмала.
А (38*С /30мин)=320 единиц.
Следовательно, у курящего человека активность амилазы понижается.
Данный эксперимент раскрывает негативное воздействие курения на физиологические процессы в организме человека.
На основании наглядных экспериментов многие из исследуемых выразили мнение, что они не достаточно знали о таком вредном воздействии ингредиентов табачного дыма на живые организмы, высказали о своем желании не увлекаться курением (отдельные высказывания исследуемых учащихся см. в приложении).
Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатления на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению.
Учащиеся ДДТ прослушали с большим интересом результаты исследовательской работы, они убедились: курение – не безопасное занятие. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением отметили:
- запрещение рекламы табачных изделий;
- запрет продажи табачных изделий не совершеннолетним;
- разъяснительная работа о вреде курения среди молодежи, а так же среди родителей;
- запрещение курения в общественных и на рабочих местах;
- на витринах магазинов возможно установление специальных моделей, имитирующих процесс курения;
- ежегодно в учебных заведениях проводить акцию по здоровье сбережению «Меняем конфетку на сигаретку».
ВЫВОД: данное исследование еще раз подтверждает, что курение глубоко укоренилось среди молодежи. Имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Практические знания позволяют в реальности посмотреть на проблему с другой стороны. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату только в том случае, если подросток приложит к этому свои усилия. Иными словами: к изменению отношения к курению может привести только высокая культура знаний о нем.
Ледяная внучка
Рисуем домики зимой
Четыре художника. Осень
Знакомые следы
Кто должен измениться?