Творческий проект по изучению свойств соли
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 654.71 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр «Созвездие» г. Балашова Саратовской области
«Откуда берется соль?»
проект
Выполнили: Маркин Владимир, Кузнецова Елизавета и Кузнецова Екатерина, творческое объединение «Занимательный английский»
Участники: учащиеся творческого объединения «Занимательный английский»
Руководитель:
Кузнецова Ксения Вячеславовна, педагог дополнительного образования.
Балашов 2017
Введение
[Слайд 1]
Актуальность проблемы исследования. У каждого дома на кухне есть соль – белые кристаллы, без которых еда была бы невкусной. Мы покупаем ее в магазинах, разложенную в пакеты с разными надписями «Соль йодированная», «Соль морская», «Соль среднего помола» и другими.
[Слайд 2]
Соль – самое популярное вещество на кухне, его добавляют во все блюда приварке и при необходимости перед употреблением. Бабушка с помощью соли заготавливает на зиму огурцы в больших банках и разные другие овощные вкусности.
При этом нам стало интересно, откуда берется этот продукт, кто и как его делает, создается он на заводе или в природе? Мы решили разобраться, как же ее добывают.
Мы решили выяснить, откуда же берется соль, а также проверить, возможно ли добыть соль в «домашних» условиях.
[Слайд 3]
Проблема: как можно получить в домашних условиях кристаллы соли?
Вид проекта - исследовательский, ознакомительный.
Участники проекта: педагог, родители, учащиеся 1-3 года обучения творческого объединения «Занимательный английский» МБУДО Центр «Созвездие».
Объект исследования: соль.
Предмет исследования:происхождение соли.
Цель исследования: узнать всё о соли.
Задачи проекта:
Методы исследования:
• собственные наблюдения;
• сбор информации;
• эксперимент, опыты;
• анкетирование;
• обобщение результатов.
[Слайд 4]
План работы:
1. Узнать как можно больше о соли из книг, журналов и интернета.
2. Провести опрос учащихся, и выяснить, знают ли учащиеся, откуда берется соль.
3. Выяснить, где производится добыча соли.
4. Провести опыт в домашних условиях по выращиванию солевых кристаллов.
5. Поделиться наблюдениями с учащимися. Провести опыт с учащимися.
1.Основная часть
1.1. Что представляет собой соль?
Итак, проанализировав литературу, мы нашли следующую информацию.
[Слайд 5]
Чистая поваренная соль –является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи, это бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде и плавящееся при температуре 800° С.
1.2. Немного истории
Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека.
[Слайд 6]
Добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии.
В России еще в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Оттуда соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.
Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в можно было купить раба. Соль подавали на стол, как признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».По своей ценности соль приравнивалась к золоту.
Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.
[Слайд 7]
В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».
В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
[Слайд 8]
1.3. Способы добычи соли
[Слайд 9]
Раньше, соль добывали преимущественно выпариванием, занимались этим жители жарких засушливых стран, находившихся недалеко от соленого водоема (будь то море, или соленое озеро). Морскую, соленую воду кипятили на огне в сосудах, и при испарении воды соль отлагалась в сосуде. Иногда же просто поливали водой дрова, лежащие в огне, и соль отлагалась еще быстрей - прямо на дровах.
[Слайд 10]
В настоящее время, в зависимости от вида, соль добывают разными способами. Каменную соль добывают 3-мя способами: карьерами (если соль расположена не очень глубоко) и шахтами, если соль погребена глубоко, и подземным растворением – если пласты маломощные. Самосадочную соль добывают в озерах. Морскую соль добывают с помощью системы бассейнов, соединенных каналами, из которых постепенно отводят воду.
1.4. Опрос.
[Слайд 11]
Мы решили узнать, а знают ли учащиеся творческого объединения «Занимательный английский», откуда берется соль? В связи с этим, был проведен опрос-анкетирование учащихся МБУДО Центр «Созвездие», в котором приняло участие 100 учащихся.
А вы знаете, где добывают соль, которая стоит у нас на столе? |
А) покупают в магазине Б) выращивают на солёных полях В) добывают из соленых озер и моря С) привозят с Луны |
[Слайд 12]
Мы получили следующие результаты:
Проанализировав результаты, приходим к выводу, что не все учащиеся осведомлены, откуда берется соль и как ее производят. В основном в эту группу входили учащиеся первого класса и дошкольники. Следовательно, вопрос происхождения соли можем считать актуальным.
1.5. Поездка на озеро Баскунчак.
[Слайд 13]
Мы решили выяснить, как же добывают соль. И узнали, что в Астрахаской области есть одно из крупнейших соленых озер России - Баскунчак. Это ближайшее к г.Балашову соленое озеро, где налажено производство соли. Расстояние от г.Балашова до озера Баскунчак составляет 630 км.
[Слайд 14]
Озеро Баскунчак — солёное озеро, площадью около 115 квадратных километров. Берега озера состоят из чистейшей поваренной соли, а содержание её в воде настолько высоко (около 300г\л), что она непригодна даже для жизни бактерий.С VIII века здесь добывали соль и отправляли ее по Шелковому пути. Впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 1627 в «Книге Большого Чертежа», первом географическом описании России, как место, «где ломают соль чистую, как лед».
[Слайд 15]
Каждый год с апреля по октябрь добывают из Баскунчака соляные кристаллы. Сегодня озеро дает 80 процентов российской соли, как пищевой, так и промышленной. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога. Запасы соли пытались оценить в 1927 году, но остановились на отметке 257 метров, так и не дойдя до подстилающей породы. Глубина залегания соли – до 6 км.
[Слайд 16]
Озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса, включающего гору Большое Богдо (единственную гору естественного происхождения в Прикаспийской низменности).
Для современного туриста Баскунчак — это и экзотика, и лечебные процедуры в насыщенном соляном растворе – рапе. Огромные соляные ванны образуются в местах промышленной выработки соли.Плотность воды настолько высока, что вода выталкивает человека на поверхность воды, на которой можно свободно лежать, не боясь утонуть.
Находясь на этом озере, можно видеть процесс добычи соли, железную дорогу, которая подходит прямо к озеру и отъезжающие вагонетки с солью.
Удивительно, но вмешательство человека в эту природную систему не нанесло ей почти никакого урона. Соли в озере хватит еще не на одно поколение, а старые выработки Баскунчак полностью «залечивает» за шесть лет.
С озера можно привезти природные сувениры – веточки, упавшие в озеро и ставшие солевыми кораллами.
2.Практическая часть
2.1. Выращивание кристаллов
Мы нашли информацию в сети Интернет, что можно получить соль и вырастить солевые кристаллы в домашних условиях, чтобы наглядно посмотреть, как же происходит добыча соли и как образуются такие необычные солевые кристаллы. Для этого провели опыты в домашних условиях соблюдая технику безопасности.
2.2 Меры безопасности
При выращивании кристалла из соли, нужно всегда помнить, что это химический реактив, поэтому работать с ним детям можно только под присмотром родителей или педагога. Хотя соль не ядовита, но соблюдать меры безопасности необходимо:
1. Не пробовать на вкус
2. Избегать попадания вещества в нос и в глаза.
3. Из посуды, которая была использована в ходе эксперимента, кушать строго запрещено.
4. Во время роста кристаллика не трогать его руками, потому что на нем останутся следы от пальцев, и кристалл будет расти неправильной формы.
5. Всегда мыть руки по окончании опытов.
[Слайд 17]
Для опытов нам понадобились:
- соль пищевая поваренная
- спиртовка
- ложка
- стеклянная емкость
- тарелка
- горячая и холодная вода
- синельная проволока – основа для кристалла
[Слайд 18]
Опыт 1.Для первого опыта нам понадобился перенасыщенный раствор соли. Для этого в стеклянную емкость налили теплую воду, добавили туда соль, перемешали до полного растворения. В ложку набрали часть приготовленного раствора и нагрели над спиртовкой.
[Слайд 19]
Когда вода испарилась, в ложке образовались кристаллы соли. Так мы доказали, что соль из воды можно получить путём выпаривания.
[Слайд 20]
Опыт 2. Мы сделали концентрированный раствор соли, взяв полулитровую банку кипятка и размешали в ней 15 чайных ложек соли, растворяя соль в кипятке до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После сделали основу для будущего кристалла из синельной проволоки и привязалаего к нитке. Другой конец нитки мы прикрепили к палочке от мороженого, уложили ее на горлышко банки, а нитку с основой опустили в раствор. [Слайд 21]
Поставили банку в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет. Рост кристалла – дело небыстрое. Постепенно на основе стали оседать кристаллики соли, и она увеличивалась. Через 1 неделю мы достали выращенный кристалл.
[Слайд 22]
Опыт 3. В следующем опыте мы решили повторить опыт 2, но только используя раствор соли, который был не горячим, а «комнатной» температуры. Результат получился тот же, только на образование кристаллов понадобилось больше времени. Данным опытом мы доказали, что соль подвержена кристаллизации.
[Слайд 23]
Выводы:
1. Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
2. Добывают её и в море, и на суше.
3. Из воды соль получают методом выпаривания.
4. Соль полезное ископаемое.
5. Соль пища и приправа, консервант.
6. Соль растворяется в воде, но не испаряется;
7. Соль делает жидкость плотнее, настолько, что может удержать тело человека;
8. Соль подвержена кристаллизации.
6. Соль необходима для жизни и здоровья человека.
7. Соль - помощница в хозяйстве.
[Слайд 24]
3. Практическая часть.
Выращивание солевого кристалла с учащимися. Украшение для Новогодней елки.
Разноцветное дерево
Подарок
Пустой колос голову кверху носит
Снежная книга
Развешиваем детские рисунки дома