Рассмотрены особенности вводных слов в комедии "Ревизор". Данный проект может быть полезен на уроках русского языка
Вложение | Размер |
---|---|
рассмотрены особенности вводных слов в комедии "Ревизор" | 36.66 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РУДНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ОСОБЕННОСТИ ВВОДНЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»)
Выполнена
Строевой Валерией Валерьевной
Руководитель
Строева Ольга Владимировна
РУДНОГОРСК 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ 4
1.1.Понятие о вводных конструкциях
1.2.Вводные слова и предложения. Виды вводных предложений 5
1.3. Признаки вводных конструкций 5
1.4. Значение вводных конструкций 6
1.5. Вводные сочетания и стилистика 6
ГЛАВА 2. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ Н.В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» 8
Предложение можно сравнить со зданием, кирпичиками которого являются члены предложения. Без ущерба для смысла нельзя выбросить ни один из таких кирпичиков. Но и служебные части речи, которые не входят в состав членов предложения, помогают созданию единого предложения. Однако в русском языке есть слова, грамматически не связанные с предложением. К таким словам относятся вводные конструкции: вводные слова, вводные сочетания и вводные предложения.
Из всех разделов науки о русском языке я выделяю «Синтаксис». Еще в 5 классе меня заинтересовали слова, которые могут менять значение как всего предложения, Начинается гроза. Кажется, начинается гроза. Несомненно, начинается гроза. Вводные слова и предложения (вводные конструкции) имеют большое значение для речевого развития, определяют способность человека полноценно участвовать в диалоге, требующем точного и выразительного формулирования мысли. Кроме того, позволяют ярко, точно, образно выразить своё отношение к сообщаемому. Поэтому для своего проекта я выбрала именно эту тему.
Актуальность данной работы связана с тем, что на ОГЭ по русскому языку в тестовой части присутствует задание, направленное на нахождение вводной конструкции. Такие предложения требуют пристального внимания. Многие учащиеся «не видят» вводные слова, допуская при этом большое количество пунктуационных ошибок.
Объект – вводные конструкции в современном русском языке.
Материал – предложения с вводными конструкциями, взятыми из различных источников
Цель данной работы: изучение особенностей вводных конструкций в современном русском языке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Практическая значимость работы - может быть использована:
- при изучении курса «Современный русский язык. Синтаксис»
- при подготовке к практическим и семинарским занятиям.
- при подготовке к ОГЭ по русскому языку
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
1.1.Понятие о вводных конструкциях
Ученые-лингвисты дают разное определение вводным конструкциям. Д.Э.Розенталь
вводными словами считает слова, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и вносящие в предложение дополнительные модальные, эмоциональные и экспрессивные значения.
Н.С.Валгина даёт другое определение вводным словам. Она считает, что вводными являются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают отношение говорящего к высказанному, дают общую оценку сообщения, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом.
Выясним лексическое значение слов вводить, ввести по « Толковому словарю».
Вводный - являющийся введением к чему-нибудь, вступлением.
Ввести – 1. Поместить, впустить внутрь чего-нибудь. 2. Включить во что-нибудь, сделать действующим. 3. Вовлечь во что-нибудь. 4. Положить начало чему-нибудь, установить.
Кроме того, в слове вводный есть приставка в- со значением направленности действия внутрь.
Возьмём 2 предложения «Люди стремятся к счастью» (к чему?) это косвенное дополнение. «К счастью, меня никто не заметил». Это вводное слово, которое не вступает с членами этого предложения в подчинительную связь и не обнаруживает грамматической зависимости от них. Особый вопрос - какую информацию теряет такое предложение, оставшись без вводного слова.
Вводные конструкции не связаны с другими словами, поэтому их называют словами, грамматически не связанными с предложением. Они имеют добавочный характер по отношению ко всему предложению или его части. Относительно самостоятельны и не зависят от членов предложения. Они могут стоять в начале или в конце предложения, если относятся к предложению в целом, и в середине, если характеризуют часть высказывания. Например: Словом, всё вместе было превосходно. Щенок, видать, не из породистых.
Могут иметь структурную значимость, то есть участвовать в построении предложения и выражать различные отношения. Например, противительные (однако, напротив, впрочем), уступительные (правда), разделительные (может).
1.2.Вводные слова и предложения. Виды вводных предложений
Вводные предложения по своей функции примыкают к вводным словам и сочетаниям и имеют много общих признаков. Отличие состоит в том, что вводные предложения по форме являются законченными, т.е. имеют структуру того или иного предложения, обычно нераспространённого или мало распространённого, построены по схеме обычного предложения. Не выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, а содержат попутные указания, размышления. Например: Я этого, скажу вам откровенно, терпеть не могу.
В отличие от вводных слов и сочетаний, не представляют собой застывших готовых выражений, они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.
Вводные предложения могут быть:
1.3. Признаки вводных конструкций
Вводные слова и сочетания характеризуются следующими признаками.
1.4. Значение вводных конструкций
Теперь обратимся к значению вводных конструкций. Их классификация основана на выявлении того смысла, какой привносят вводные конструкции в предложение. Выделяет следующие группы:
1.5. Вводные сочетания и стилистика
Вводные конструкции употребляются в разных стилях речи. В разговорной, художественной и публицистической речи широко используются вводные конструкции, выражающие различные чувства. Стилевая черта научной речи - строгая, специально подчёркнутая логичность, последовательность частей излагаемого, их связь. Это выражается такими вводными словами и сочетаниями следовательно, значит, во-первых, во-вторых.
Например: В больнице мне пришлось лежать в одной палате с замечательным актёром Александром Алексеевичем Остужевым. Если вам не случалось видеть его на сцене, то уж, наверное, доводилось слышать о его необыкновенной судьбе. ( Художественный стиль)
Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (по преимуществу гуманитарное), знает несколько языков. (Публицистический).
К вводным конструкциям относятся слова, служащие для привлечения внимания собеседника: знаешь, понимаешь, послушай. Такие слова нередко лишь засоряют нашу речь (особенно при частом повторении, так как ничего не прибавляют к её содержанию). Например: В феврале мне, конечно, исполнилось четырнадцать лет, а через год мне, так сказать, будет пятнадцать. Я, значит, люблю собирать радиоприёмники, умею, одним словом, их исправлять. После школы я, конечно, пойду в радиотехникум.
ГЛАВА 2. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ Н.В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Как мы уже знаем, вводные слова и предложения помогают говорящему выразить своё отношение к тому, что он сообщает, и имеют различные значения. Это их свойство используется Гоголем в комедии «Ревизор». Попробуем разобраться, с какой целью автор использует в комедии вводные конструкции, рассмотрим их структуру и значение.
Большое количество вводных слов и предложений в речи городничего и Хлестакова. Возьмём такие примеры: «Без сомнения, проезжающий чиновник захочет, прежде всего, осмотреть богоугодные заведения». Употребление городничим вводного слова без сомнения показывает его уверенность в том, что ревизор обязательно посетит указанные учреждения. Именное вводное слово без сомнения стоит в начале предложения, значит, относится ко всему предложению.
Или: «Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые». Вводное слово пожалуй говорит о возможности выполнения указаний городничего, и в то же время делается это как бы нехотя, только потому, что приказано. Находится в середине предложения, относится к его части и выражает уступительное значение.
Возьмём пример с вводным предложением «Нет, я вам скажу, вы не того…Вы не…». Вводное предложение Я вам скажу является двусоставным, указывает на принадлежность высказанного мнения Аммосу Фёдоровичу . Но так как в сказанном нет никакого смысла, то вводное предложение, следовательно, раскрывает пустоту этого человека. Или такое предложение «Лукавый народ! А так, я думаю, уж просьбы готовят». Предложение Я думаю содержит попутное указание на то, что эти слова принадлежат городничему. По строению это двусоставное нераспространённое предложение, стоит в середине высказывания, значит, относится к части высказывания.
«Сегодня мне всю ночь снились две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал». Вводное слово право стоит в начале предложения, значит, относится ко всему предложению, указывает на эмоциональную реакцию городничего и выражает противительные отношения.
В речи городничего много реплик с вводным словом конечно. Например: «Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально». « Он, конечно, человек сведущий». «Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах». Данное наречное вводное слово относится к части высказывания, хоть оно и указывает на оценку сообщаемого с точки зрения достоверности, в данном случае напрашивается союз но, что вносит в речь героев некую противоречивость и появляются противительные отношения.
Самое употребляемое вводное слово - кажется. Это глагольное вводное слово звучит в репликах как городничего, например: «Дело, кажется, пойдёт теперь на лад», « Кажется, комната несколько сыра?», так и Хлестакова: « Я, кажется, всхрапнул немного». Данное слово относится к части высказывания, так как стоит в середине предложения, вносит значение предположения, но в то же время говорящие уверены в правоте своих слов.
В речи городничего присутствуют вводные слова, которые вносят оттенок какой-то обречённости и опасения. Например: «Пожалуй, кто-нибудь сдуру скажет, что она и не начиналась». Наречное вводное слово пожалуй стоит в начале предложения, относится ко всему предложению и выражает уступительное значение. « Зачем! Так уж, видно, судьба». Наречное вводное слово видно относится к слову судьба, так как стоит в середине предложения. Из данных примеров видно, что городничий в панике, не знает что делать, в его городе не всё в порядке, он ищет выход из сложившейся ситуации. « Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так прежде отнимет разум». В данной реплике звучит уверенность в том, что он будет наказан, и это выражается с помощью наречного вводного слова подлинно, которое относится ко всему предложению и вносит определительные отношения.
Теперь посмотрим на речь Хлестакова. « Мне до сих пор обеда не приносят, пожалуйста, поторопи». «Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких-нибудь развлечений?». «Что вы, господа, стоите? Садитесь, пожалуйста.» Здесь слово пожалуйста помогает Хлестакову показать, как он внимателен к чиновникам и не высокомерен. Это слово-междометие, которое относится к группе, выражающей различные формы вежливости. Оно стоит в середине предложения, следовательно, относится к его части.
Ещё один пример: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу». Это глагольное вводное слово указывает на то, что слова, сказанные Хлестаковым, принадлежат сторожу. Таким образом, оно позволяет мнимому ревизору подчеркнуть, как его уважают на службе. Находится в середине предложения и относится к его части.
Часто употребляет вводное слово знаете, которым он обращается к адресату с целью привлечь внимание. «Я, знаете, в дороге издержался». «Я, знаете, люблю в скучное время прочесть что-нибудь забавное». Данное вводное слово относится к глагольным, стоит в середине предложения и вносит усилительное значение.
«По моему мнению, что нужно?». «Вы, как я вижу, не охотник до сигарок». « Ты, я знаю, пишешь статейки.» Вводное сочетание по моему мнению указывает на источник, вводные предложения я вижу и я знаю тоже указывают на то, что эти слова принадлежат Хлестакову. По строению эти предложения являются двусоставными и нераспространенными. Такое частое употребление героем вводных конструкций с этим значением характеризует героя как уверенного в себе человека, с ним никто не смеет поспорить.
Поговорив с чиновниками, Хлестаков приходит к такому выводу: «Впрочем, чиновники эти добрые люди». Используя вводное слово впрочем, герой как бы подводит итог своего общения, делает вывод. Данное слово относится ко всему предложению и вносит значение соответствия, выражает противительные отношения.
Гоголь вводит вводные слова в реплики не только главных героев, но и других чиновников. Например, слово право: «Право, война с турками» или «Право, на деревне лучше». Эти реплики произнесены разными героями (почтмейстер и Осип), вносят в высказывание оттенок достоверности. Данное слово относится ко всему предложению и выражает уступительные отношения.
В речи Бобчинского тоже есть вводные конструкции. «Это, говорит, молодой человек, чиновник по фамилии Хлестаков, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует». Слово говорит указывает на то, что герой передаёт речь трактирщика, но употребляет его много раз. Можно сделать вывод, что Бобчинский очень торопится, ему надо быстрее сообщить новость, но эти повторы здесь лишние и характеризуют героя как не очень грамотного человека. Это глагольное вводное слово, относящееся к части предложения.
Или из речи Добчинского: « А то, признаюсь, Антон Антонович думали, не было ли тайного доноса; я сам тоже перетрухнул немножко». Глагольное вводное слово признаюсь относится к части высказывания, указывает на отнесённость автора к речи. Из этого высказывания можно сделать вывод, что герой трусоват и словом признаюсь он привлекает внимание собеседника.
Из всего этого можно сделать вывод, что вводные слова и предложения используются Гоголем для более точной характеристики героев и всего происходящего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования были получены следующие выводы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Весенняя сказка
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Простые новогодние шары из бумаги
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись