Главные вкладки


    Творческий проет "Обрядовые куклы"

    Автор: 
    Никитина Анна

     

     Творческий проект ученицы 3 класса, рассматривает тему «Обрядовые куклы». Данная работа является дополнением школьной программы по теме «Использование традиций русского народа как средство воспитания нравственности школьников».     Сегодняшнее желание знать, какой же была кукла и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    obryadovye_kukly.doc108 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Любимовская основная общеобразовательная школа»

    Обрядовые куклы

    (творческий проект)

                                                                                 Автор: Никитина Анна, 3 класс

                                                                              Руководитель: Воронина Н.Н.

                                                                           учитель начальных классов

            

     

    Любимово  2011

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Введение

    1. Цели, задачи исследования.

    1. Обрядовые куклы
    1. История обрядовой куклы
    2. Виды обрядовых кукол в России

    1. Творческая работа по изготовлению кукол «Зерновушка»,  «Кувадка»

    1. Заключение

    1. Информационные источники.

    ВВЕДЕНИЕ

    Я надену кукле бусы,
    Платье новое сошью.
    Не вести же мне к бабусе
    В старом куколку мою.

    Все малыши играют в куклы. А мы уже давно школьники. Но как тянет нас еще поиграть в куклы! А ведь кукла не всегда была игрушкой. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

    Тема исследования «Обрядовая кукла»

    Цель исследования: изучить значение кукол в русских обрядовых традициях.

    Задачи проекта:

    1. изучение истории возникновения обрядовой куклы;
    2. изучение видов кукол;
    3. изучение технологии изготовления обрядовых кукол;
    4. воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

    ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

    Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова).

    Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

    В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

    Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

    Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

    Старинные куклы, явно магического характера, выполняли роль оберегов от зла.

    Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

    Обрядовая кукла — не игрушка. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Эти игрушки продолжали использовать как необходимые, хотя и не отдавали себе отчет, в чем собственно состоит их необходимость. Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами.

    Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток

    С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе.

    Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

    Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.

    Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

    А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничку.

    Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

    Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса.

    "Покосница" – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна "рубаха"- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

    Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.

    Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

    Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество.

    Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

    С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

    В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

    Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

    Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.

    Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

    Домашняя Масленица – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.

    Вербная куколка

    Кукла - Вербница символизирует куст вербы; пробуждение природы весной; женщину, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербочку. Делалась перед Вербным Воскресеньем. Ее цвета должны быть приближены к цветам вербы. В ручках кукла держит три веточки вербы. На личике можно выплести тоненький крестик.
    По верованиями давних славян, верба - Бог дерево, символ не только Мирового дерева, а и чрезвычайной жизненной силы, так как имеет способность развиваться без корней. Противопоставляется сосне и дубу, которые не всегда могут выдержать бурю; вербовые же ветви благодаря своей гибкости остаются целыми.

    Пасхальная кукла
    К паре Вербнице делалась Пасхальная кукла. Она символизирует женщину, которая идет на Пасху к церкви освящать паски. Выполняется кукла в красных цветах. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. На лице также можно выплести тоненький желтый, или золотистый крестик. В ручках куколка держит узелок, который символизирует котомку с пасочками.
    И Вербница и Пасхальная делаются по одному и тому же принципу - различие в цветах и в том, что у куколок в ручках
    .

    Веснянка (Авдотья-весновка)

    Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

    Мартинички

    Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

    Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

    Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

    Спиридон-солнцеворот поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону.

    Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части - ноги. И обязательный атрибут - колесо.

    Смысл Спиридона - существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних дней. Соответственно руки должны хорошо Солнце держать (чтоб не выпало). Из лыка и соломеи плетется косичка. Это зимняя кукла.

    Кукла Московка.

    Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.

    Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе.

    Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

    Неразлучники.

    Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

    Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

    Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы счастье не зашить". Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.

    Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.

    Некоторые обрядовые куклы были лечебные.

    Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

    Кубышка-травница

    Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

    Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

    Кукла обряда "похороны кукушки"

    Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол.

    Например: древний обряд "похороны кукушки". Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал.

    Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

    После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы "кукушкины слёзки". Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от "кукушества", провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства "не быть кукушкой".

    Творческая работа по изготовлению обрядовых кукол.    

     После того как я изучила материал об обрядовых куклах  и нашла в Интернете технологии изготовления некоторых из них я предложила ребятам своего класса сделать куколок самим. Всем идея очень понравилась, даже мальчишкам, им интересно было узнать о разных куклах, для чего и когда они делались. Они задавали мне вопросы: почему у кукол нет лица, почему их нельзя выбрасывать? Я рассказала ребятам все, что узнала об обрядовых куклах и на уроке труда мы сделали  Кувадку и  Зерновушку.

     Приближаются праздники Вербное воскресение и Пасха. Для этих праздников мы изготовим Пасхальную куклу и Вербницу.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

    Работая над темой, опрашивая своих одноклассников на тему: «Обрядовые куклы», я сделала выводы:

    1. Я много узнала об обрядах и куклах, которые в них «участвуют», узнала названия обрядовых кукол, технику изготовления обрядовых кукол (стригушек) и научилась шить наряды на них.

    2. Выяснила, что об обрядовых куклах интересно узнавать не только мне, но и моим одноклассникам тоже.

        Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

    Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

    Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

    В итоге исследования достигнуто следующее:

    1. изучена истории возникновения обрядовой куклы;
    2. изучены виды кукол;
    3. изучены технологии изготовления обрядовых кукол;
    4. изготовлены образцы кукол.

        В классе все заинтересовались обрядовыми куклами (даже мальчишки!). И я предложила на уроке труда изготовить кукол на выбор, кто какую хочет. Сохранить эту куклу (обрядовых кукол нельзя выбрасывать!), а в 9 классе на выпускном подарить учителям.

      ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    1. Забылин М. «Русский народ», М, 1992;
    2. Конышева Н. М. «Праздник делаем сами», 1995;
    3. Новицкая М. Ю. «Родная земля», М, 1997;
    4. Энциклопедия по истории, М, 2004;
    5. Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
    6. http://zolushka2010.ucoz.ru/