Дом для славянина был и столовой, и крепостью, и храмом. Дом был живым, и уход за ним не ограничивался простой уборкой.
Вложение | Размер |
---|---|
otnoshenie_slavyan_k_domu.docx | 34.66 КБ |
otnoshenie_slavyan_k_domu_-_1.pptx | 2.84 МБ |
otnoshenie_slavyan_k_domu_-_2.pptx | 2.87 МБ |
otnoshenie_slavyan_k_domu_-_3.pptx | 2.06 МБ |
Руководитель: учитель истории, обществознания,
Основ духовно-нравственной культуры народов России
Колесникова Елена Васильевна.
Автор: Ученица 7А класса
Лукьянчикова Полина Алексеевна,
2014 – 2015 учебный год
Наше поколение, в основном, привыкло к квартирам. И даже те, кто родился в селе, стремятся строить свои семьи уже в городах, в многоэтажках. Да и само жильё большинство славян сегодня воспринимают просто как место, где можно покушать, поспать, посмотреть телевизор. Может, потому, покинув такой дом, человек не чувствует к нему никакой привязанности?
А ведь раньше дом для славянина был и столовой, и крепостью, и храмом. Дом был живым, и уход за ним не ограничивался простой уборкой. Каждый человек знал, что в доме есть свои магические места, символические предметы обихода, с помощью которых можно ладовать пространство вокруг себя, защититься от тёмных сил, притянуть достаток, здоровье и радость.
Глубокое проникновение веры во весь уклад жизни формировало среду, где искусство народное и церковное составляли находившиеся в постоянном взаимовлиянии потоки единой целостной культуры, где художественные элементы языческой Руси наполнились христианским восприятием мира. Этот процесс протекал как переосмысление форм или образов. Так, окружающие человека в быту предметы «земные» становились первообразами предметов культовых, «небесных». Прототипом деревянного храма являлась рубленая изба, возвышающаяся над землей на подклете. Внутренняя связь между двумя видами строений прослеживается уже на лингвистическом уровне – хоромы – храм. Для православного человека дом испокон веков считался малой церковью, ведь храм – это тоже дом, только Дом Божий. Отношение к предметному миру храма, его искусству как к продолжению мира бытового, обыденного, только возносящегося к небу, сказывалось и в обратном его влиянии на искусство народное, чутко впитывавшее черты православной культуры.
Рубленая изба
Русь всегда была богата лесами, поэтому первым и основным строительным материалом было дерево. Конечно, с тех пор многое изменилось, даже бревенчатые дома сегодня строятся по другой технологии, а раньше их собирали без единого гвоздя, только с помощью топора, веревок и нехитрых плотницких инструментов буквально за несколько недель. Уметь строить дом, было так же естественно для мужчины, как прясть пряжу и шить для женщины.
К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь строили-то на века. Заранее подбирали место для будущего жилища и лес для строительства. Лучшим материалом считались сосна и ель: дома из них получались крепкими, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в них реже болели. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужчины со всей деревни валили лес и прямо на опушке ставили бревенчатый сруб без окон и дверей и оставляли его в таком виде до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.
Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место.
Практично была устроена русская изба, но что за дом без украшений! В былые времена каждый хозяин старался устроить своё жилище, да так, чтобы оно не походило на соседское. Богаче всего украшали фасад, выходивший на улицу. Это было лицо дома. Не случайно некоторые детали фасада получили соответствующие названия – наличник, причелина (чело, древнее название лба).
Их также, как и ставни, подзоры, столбы крылец, покрывали резьбой и росписью. Для этой работы приглашали профессиональных мастеров, и стоило это немалых денег. Но затраты окупались сторицей: нарядный дом был гордостью хозяев и украшением всей деревни. До сих пор сохранились
старые дома с десятками метров резных досок.
Однако не только стремлением к красоте руководствовались наши предки, украшая своё жилище затейливой резьбой и росписью. Выбор изобразительных мотивов во многом определялся религией. В языческие времена мир представлялся людям наполненным злыми духами, которые стремились всячески навредить человеку. От них-то он и старался защитить себя и свой дом. Считалось, что изображение льва, русалки, птицы-сирин на фасаде избы отпугивает нечистую силу. Даже простые геометрические фигуры наделялись определённым смыслом: круг символизировал солнце, волнистая линия – воду, борозда – поле. С распространением на Руси христианства в украшении домов появились новые религиозные символы, например, крест. Нередко языческие и христианские символы соседствовали на одной и той же резной доске…
Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще в виде коня или петуха. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед.
Внутреннее убранство дома
Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.
В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или ткаными половиками. Одеялами служила верхняя одежда.
По старой традиции первой в дом запускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.
В таких избах издавна жили простые крестьяне, а бояре и князья строили для себя дома терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой, которая опиралась на резные деревянные столбики. Само помещение часто расписывали и тоже украшали резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокую крышу даже покрывали позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы, все свое время проводившие за рукоделием. Но были в нем, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.
Вплоть до 16 века дома на Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В 16 веке начали появляться каменные здания, а потом и кирпичные. Они строились по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяла мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было привычнее, здоровее, да и дешевле.
Покутье
Традиционно покутье размещалось по диагонали от печи. Там находились образы Богов, рушники божники (специальные вышитые полотенца для украшения образов), домашние предметы большой ценности. Там же и размещался стол, накрытый скатертью.
Под образами висела лампадка, которую зажигали на праздники и во время молитвы. Покутье украшали вишнёвыми веточками, травами (розами, васильками, черёмухой, мятой), позже – яркими бумажными цветами. По народной традиции, покутье должно быть «лицом к солнцу», поэтому застольное окно, возле которого и размещали покутье, делали на восток.
Начиная со сбора первого урожая и засевом нового, на покутье стоял пучок колосьев, символ достатка, «чтобы в доме хлеб не переводился». Эти колосья были освящены, и зёрна из них добавляли в пшеницу, которой весной засевали поле.
Садиться возле покутья предлагали самым желанным и важным гостям. Первая купель новорожденного происходила возле покутья. На этом священном месте также почитали молодожёнов. Все важные события человеческой жизни были связаны с этим домашним храмом.
Живыми и волшебными в доме считались не только места, но и некоторые важные предметы обихода, такие как дижа (емкость для замеса теста на хлеб), сундук («скриня»), рушники, кровать, колыбель, ложки, веник, иголки и многие другие.
Печь
Если покутье самое священное место в доме, то печь, безусловно, самое мистическое. Печь почитали издавна, ведь она давала и тепло, и возможность для приготовления пищи и выпекания хлеба, а главное – в ней жил огонь, защитник и хранитель семьи, проявление Огня-Сварожича. Печь держали в чистоте, девушки разрисовывали её цветами. При печи, так же, как и при женщине, ребёнке или образах, нельзя было лихословить.
В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, давая понять, что согласна выйти замуж. Свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.
Также славянским ведающим матерям было известно, что приготовление пищи – настоящее магическое действо, ведь в еду хозяйка добавляет не только соль, овощи, приправы, но и свои мыслеобразы, чувства. Поэтому когда в печи готовилась еда, всем членам семьи запрещалось кричать и громко хлопать дверью. А когда выпекали хлеб, то вообще дверь закрывали на замок, чтобы никто чужой не вошёл (считалось, что это притянет в дом бедность).
Уборку дома следовало начинать от двери до печи, а не наоборот, и сам мусор нужно было сжигать в печи: верили, что в домашнем мусоре сохраняется энергетика жильцов, поэтому на улицу его не выбрасывали, чтобы обезопасить себя от чужого негативного влияния. Некоторые читатели, возможно, подумают, что Предки были уж чересчур боязливы и суеверны, но это не так. Былые времена – это времена магии, которая была большой частью самой жизни, мировоззрения. Тогда каждая женщина знала самые простые способы снятия порч, сглазов и других влияний. Со знанием дела применяла самые нужные в лечении травы и самые важные для ведения хозяйства заговоры. Не менее известными были также способы навредить, и во все времена находились и находятся люди, которые не брезгуют ими. Поэтому защита на самом деле была нужна.
На печи очень любит отдыхать домовой. В народных преданиях нередки случаи, когда он спихивал с печи женщин, которые не прочь полежать без дела.
Важной деталью в домашней магии был дымоход – словно портал между Явью и Правью. В дымоход на ночь подвешивали травы, собранные на Купала, чтобы они стали более сильными.
Печь никогда не оставляли пустой. В неё закладывали на ночь дрова, чтобы просохли на утро, или ставили воду, чтобы нагрелась.
Стол
Стол в доме издавна был своеобразным алтарём. Первым, что заносили в новый дом, был застеленный стол, на котором лежал хлеб. Через стол молодая передавала жениху платок, показывая своё согласие. А главное – за столом семья трапезничала, а общее принятие пищи – это настоящий обряд единения, мира и дружбы.
Одним из предметов, несущим в народном быту особый смысл, являлась вся, связанная с приготовлением хлеба утварь, что объясняется важностью самого хлеба как для любого земледельца, кем и являлись славяне, так и для христианина. Его значимость – он воспринимался в качестве символа причастия – нашла отражение в народной пословице: «Хлеб на стол, так и стол – престол, хлеба ни куска, так и стол – доска». С другой стороны, хлебница, как и другая посуда, наделялась, по христианским представлениям, символическим значением: отождествлялась с человеческим телом – сосудом, вместилищем души.
На стол нельзя было садиться, ведь на него кладут хлеб, а хлеб – священный (некоторые люди верили, что если девушка будет садиться на стол, то на её свадьбе каравай треснет, а это очень плохой знак). Считалось также, что едой, оставленной на столе, угощаются домашние духи, поэтому там не оставляли ножи, ключи и спички.
Молодёжь не садилась на углу стола, иначе можно остаться без жениха или невесты.
Угощали гостей только на застеленном столе.
Как наполнить современный дом жизнеутверждающей силой
Сегодня мы живем не так, как жили Предки. Но это не помешает нам взять из уходящей в невозвратимое прошлое традиции самые ценные, мудрые и нужные. Многие люди скептически относятся к магии, приметам, знакам. Но представьте себе, что славяне живут на своей земле тысячи и тысячи лет. За это время всё ненужное, нерабочее, неправдивое однозначно забылось бы и стёрлось из памяти. Ведь в культуре каждого народа, как и в лесу, выживают сильнейшие: самые важные притчи и послания, сказки, легенды, веды о Богах, но также и важные ориентиры-подсказки в виде суеверий, знаков, символов и миниритуалов, которые не были придуманы просто так от скуки, а помогали выживать и считывать подсказки пространства нашим Предкам целые тысячи лет.
Можно выбросить это всё и забыть. Но можно также использовать с умом, благодарностью и любовью, наполняя свой дом славянским духом, светом и ладом, осознавая, что всё, что нас окружает, живое, и из каждой, вроде бы неодухотворенной вещи, из порога, кровати, наша вера может сделать благодарного помощника.
И пусть сегодня не у всех есть печи. Но есть плита и вытяжка. В некотором метафизическом смысле это почти печь. Можно научиться самой выпекать хлеб для своей семьи (а это не так сложно) с любовью и заботой, и при этом уважительно относиться к духовке как месту рождения чуда. Можно разукрасить плиту, да и всю кухню, славянской символикой, цветами. Когда-то это умела делать красиво каждая девушка, и любая печь была произведением искусства и говорила о характере, душе и ощущении красоты автора. Сделайте особенной свою плиту! Домовому тоже понравится.
Каждая может вышить на простыне знаки продолжения рода, на шторах – обереги. Мы с легкостью можем научиться и научить детей не садиться и не вставать на стол, не ругаться в доме, правильно выметать мусор, а также взять на заметку другие полезные советы. И тогда наш дом станет действительно и крепостью, и храмом, и самым настоящим местом счастья, уголком радости, спокойствия и стабильности в бурной жизни, куда всегда будет хотеться вернуться, независимо от того, хорошо или очень хорошо за границей и в гостях.
Пусть в вашем доме всегда будет свет, любовь, достаток и лад, и Боги с Предками с радостью приходят в гости и благословляют весь род на счастье.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
http://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/kak-slavjane-otnosilis-k-domu
Слайд 1
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» города Курска ОТНОШЕНИЕ СЛАВЯН К ДОМУ Руководитель: Учитель истории, обществознания, Основ духовно-нравственной культуры народов России Колесникова Елена Васильевна Автор: Ученица 7А класса Лукьянчикова Полина Алексеевна 2014 – 2015 учебный годСлайд 2
Для православного человека дом испокон веков считался малой церковью, ведь храм – это тоже дом, только Дом Божий.
Слайд 3
Отношение к предметному миру храма, его искусству как к продолжению мира бытового, обыденного, только возносящегося к небу, сказывалось и в обратном его влиянии на искусство народное, чутко впитывавшее черты православной культуры.
Слайд 4
В былые времена каждый хозяин старался устроить своё жилище, да так, чтобы оно не походило на соседское. Богаче всего украшали фасад, выходивший на улицу. Это было лицо дома.
Слайд 5
нарядный дом был гордостью хозяев и украшением всей деревни.
Слайд 7
Рубленая изба
Слайд 8
Выбор изобразительных мотивов во многом определялся религией.
Слайд 9
Причелина с изображением солнца
Слайд 10
«Громовой знак» под коньком крыши
Слайд 11
Убранство древнерусской избы
Слайд 13
Василий Максимов . Внутренний вид избы. 1869 год
Слайд 14
Дом богатого боярина
Слайд 1
Боярский теремСлайд 5
Печь была самым мистическим местом в доме. Печь держали в чистоте, при печи, так же, как и при женщине, ребёнке или образах, нельзя было лихословить
Слайд 6
В печи жил огонь, защитник и хранитель семьи
Слайд 7
Доцук Кирилл. Бабушкина печь. 2008 г.
Слайд 8
В дымоход на ночь подвешивали травы, собранные на Купала, чтобы они стали более сильными.
Слайд 9
Стол в доме издавна был своеобразным алтарём. Первым, что заносили в новый дом, был застеленный стол, на котором лежал хлеб.
Слайд 10
Иван Куликов. В крестьянской избе
Слайд 1
Одним из предметов, несущим в народном быту особый смысл, являлась вся, связанная с приготовлением хлеба утварьСлайд 2
Можно научиться самой выпекать хлеб для своей семьи (а это не так сложно) с любовью и заботой
Слайд 3
Дерево Рода
Слайд 4
Традиционная славянская вышивка
Слайд 5
Пусть в вашем доме всегда будет свет, любовь, достаток и лад, и Боги с Предками с радостью приходят в гости и благословляют весь род на счастье.
Неньютоновская жидкость
Этот древний-древний-древний мир!
Тигрёнок на подсолнухе
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
И тут появился изобретатель