Изучение культа (образа) лошади в работах художников как одного из культурных ценностей бурятского народа, сбор материала для создания и издания историко-культурного атласа «Лошадь – живая история наших предков, духовная история…».изучение культа (образа) лошади в работах художников как одного из культурных ценностей бурятского народа, сбор материала для создания и издания историко-культурного атласа «Лошадь – живая история наших предков, духовная история…».
Вложение | Размер |
---|---|
neltanov_b.doc | 692.5 КБ |
МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»
Школьная научно-практическая конференция для учащихся 5-7 классов
«Осенний марафон»
Тема: «Роль лошади в работах бурятских художников»
Выполнил: Нелтанов Баярто,
МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ», 7 класс
Научный руководитель:
Хартаева Д.Д., учитель бурятского языка
высшей квалификационной категории
г.Улан-Удэ
2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Основная часть
Глава 1. Лошадь – история наших предков, духовная история……………. 4
Глава 2. Образ лошади в работах бурятских художников …………………. 5
Заключение…………………………………………………………………….. 11
Использованная литература ………………………………………………….. 12
Приложение ……………………………………………………………………
Введение
Не наделив человека крыльями,
Небо взамен даровало ему лошадь.
(из народной мудрости)
Буряты в прошлом – кочевой народ. Поэтому лошадь была неотъемлемой частью жизни. Она играла значительную роль как в сугубо материальном, так и в духовном плане.
Если мы взглянем на историю цивилизации и человечества в целом, то увидим, что многие поворотные моменты прямо или косвенно были связаны с появлением коня. Именно лошадь и собака, прирученные человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождают его и сегодня. Но с появлением мотора и различных механизмов постепенно утрачивается былая роль лошади. Чтобы не разрушить традиционный уклад и вековые устои жизни своих предков, чтобы молодое, подрастающее поколение стало носителем, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их ознакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. При этом нужно учитывать, что «традиция – это не охрана пепла, а сохранение огня». В настоящее время необходимо изучение и развитие национальных культур, формирование национального самосознания, освоение детьми и молодежью родной, русской и мировой культур. Ведь для успешного взаимодействия людей разных национальностей очень важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. Также перед нынешним поколением стоит огромная задача – передать дошедшие до нас историю, обычаи и традиции своим потомкам. В этом заключается и актуальность проведенного исследования.
Цель исследования: изучение культа (образа) лошади в работах художников Еравнинского района как одного из культурных ценностей бурятского народа, сбор материала для создания и издания историко-культурного атласа «Лошадь – живая история наших предков, духовная история…».
Задачи исследования:
- изучение культа лошади в материальном и духовном отношениях;
- ознакомление с творчеством и работами художников (Ц.С. Сампилова, В.Т.Банзаракцаева, Б.-Ж.Б.-Д.Дашиева, Е.А.Ларионова, С.В.Ханхарова);
- исследование культа лошади в работах художников;
- анализ изученных работ.
Объект исследования: работы бурятских художников.
Предмет исследования: культ бурятского коня.
Методы исследования: интервью, опрос, поисковый, сравнительный, исследовательский.
Гипотеза: Если общество ознакомится с культом (образом) лошади на материале работ бурятских художников как одного из символик культуры в традиционной культуре бурят, то это позволит понять истоки, историю своих предков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе я исследовал лошадь как историю наших предков, духовную историю, изучив материальное и духовное отношение к ней, во второй – культ лошади в работах бурятских художников.
Основная часть
Глава 1. Лошадь – история наших предков, духовная история…
Дипломаты, путешественники, ученые прошлых веков, бывавшие в нашем крае, видели в лошади, прежде всего, материальную сторону. Так, например, ученый И.Георги, приехавший в Бурятию в 1772-73 гг., отмечал: «Лошадиное мясо – величайшее лакомство для бурят. Кобылье молоко является напитком, дает водку и сыр, шкура дает одежду и мех. Из костей делают стрелы, навоз применяется как топливо, из волос хвоста и гривы делают материал для веревок». Эти наблюдения и выводы ученого далекой эпохи очень верны: лошадь являлась главным источником материальных пищевых ресурсов бурят.
Но далеко не только это! Бурят не мыслил своей жизни без лошади. С раннего детства человека готовили к верховой езде. Старики обычно кидали шапку в малыша, и если он не устоял на ногах, то сажали его на коня. Человек рос на коне, мужал на нем и старился на коне. На коне он устремлялся за своей черноглазой в степь, чтобы найти свою любовь, свое счастье. И свою невесту юноша озирал с высоты своего коня, прежде чем спеть песнь во славу ей.
Конь имел огромное значение для своего хозяина. Ведь для мужчины было позором не иметь коня. Достоинство мужчины определялось не по количеству денег в его кармане, а по состоянию его лошади и сбруи лошади. А каким счастливым становился он, когда хвалили красоту и стать его коня, ибо пока есть у него благородный конь, у него есть все: есть верный друг, есть песня, есть дорога, а значит, будет и бранная слава, и человеческое счастье. Недопустимо бить и ругать лошадь. Вообще, кочевники к лошади относились как к самому хорошему, верному другу и помощнику.
Бурятская лошадь отличалась большой выносливостью, и позволяла ездоку быстро передвигаться. Поэтому лошадь рассматривалась как превосходный транспорт.
Однако, путешественники, дипломаты прошлых веков видели в почитании коня только материальную сторону, упуская духовную. Но, возможно, именно материальное отношение породило у бурят более нравственное, духовное отношение к лошади…
Главным в быту у бурят был культ коня. Он был немного своеобразным. С одной стороны, с конем были связаны религиозные, мифические образы, с другой – преклонение перед конем как перед священными животным, так как конь являлся жертвенным животным на больших тайлганах. Столбы коновязей также считались священными. Над дверью рты вешали подкову на счастье. Для защиты от злых духов жилище окружали волосяной веревкой, сплетенной из конских волос. Особенно священной была голова лошади. Ее вешали над входом в юрту. Конскую голову, сваренную целиком (рассекать ее запрещалось), подносили почетным гостям.
Буряты слагали песни во славу лошади. Песней прославляли коня-победителя. А песня называлась «Мориной соло».
Быть на лошади – значит быть в действии: скакать к стадам, пасти стада, ехать на охоту, в гости, наконец, скакать за невестой. Вот почему хвала лошади характеризует ум, ловкость, деловитость ее хозяина.
Глава 2. Образ лошади в работах бурятских художников
В своей работе я исследовал образ (культ) лошади в работах художников – Ц.С.Сампилова, В.Т.Банзаракцаева, Б.-Ж.Б.-Д.Дашиева, Е.А.Ларионова, С.В.Ханхарова.
Творчество Цыренжапа Сампиловича Сампилова открывает первую страницу советского изобразительного искусства Бурятии. Народный художник БурАССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, основоположник бурятской живописи, основатель Соза художников Бурятии Ц.С.Сампилов родился в улусе Домна-Еравна в многодетной бедной семье охотника Очира и был отдан на воспитание батраку Сампилу Олзоеву. Маленький Цыренжап рос в окружении своеобразного улусного быта бурят-животноводов. Со своими товарищами, такими же смуглыми и черноглазыми мальчуганами, как и он сам, часто убегал в степь, где видел он табуны лошадей, пасущиеся стада и отары. Животные в улусе и в степи были постоянно перед глазами Цыренжапа. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародилось у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда юный Цыренжап делал первые попытки изображения животных. С увлечением вырезал их фигурки из старых игральных карт и наклеивал свои вырезки на окна, пытался рисовать образы детства, связанные с особенностями пастушеского труда, традиционным укладом жизни бурят, все то, что оставило впечатления на всю его жизнь. Ведь именно эти «непридуманные» сюжеты легли в основу большинства его работ.
С восьми лет в течение семи лет Сампилов работал подпаском, а затем пастухом в хозяйстве богатого бурята. В зной и непогоду пас он хозяйские отары. Нередко случалось ему скакать по степи на коне, преследуя волков, угрожавших стадам. Порой с волнением, не отрываясь, смотрел он, как мчались ловкие и смелые арканщики, ловя табунных коней, как бы распластавшихся в стремительном беге. Он близко узнал тот труд, те занятия, которыми издавна жил бурятский народ. Годы пастушеской жизни позволили Сампилову с юных лет глубоко постичь своеобразие спокойной и величавой природы степей, в которых протекала жизнь бурятского народа.
Ранние работы художника посвящены изображению различных сцен бурятской народной жизни. Уделяя большое внимание живописи, Сампилов в Монголии много работал как график. Большая часть монгольских зарисовок Сампилова посвящена изображению различных сцен народной жизни. Вот первый автомобиль в степи. Он привлек внимание монголов, ехавших верхом на лошадях. Они с любопытством рассматривают эту новинку, дивясь быстроте движения машины, шуму ее мотора. Испуганная этими непривычными в степи звуками, лошадь под одним из всадников встала на дыбы. На одном из рисунков мы видим монгола на маленьком степном коне, зорко следящего за мирно пасущимся табуном.
В альбомах монгольских зарисовок имеется и изображения сцены встреч всадников в степи. Работы художника отличаются большой цельностью, в них верно и остро схвачено общее. Они покоряют свежестью, силой и остротой восприятия.
По возвращении на родину в 1927 году Сампилов сразу же включился в кипучую созидательную жизнь республики. Одним из крупных, лучших произведений советской бурятской живописи, известным как в республике, так и далеко за ее пределами, стала «Любовь в степи», написанная художником в 1927 году. Эта картина чарует, прежде всего, выражением искренности, трепетности чувств порывистой молодой жизни, свежестью искренних человеческих чувств и радостным мироощущением бытия.
В начале 1930-х годов в рисунках художника все чаще появляются изображения погони всадника за лошадью в степи. К этому хорошо ему знакомому и всегда волновавшему его эпизоду степной жизни Сампилов обращался много раз, показывая его различные моменты: то это начало погони, то – ее конец, когда аркан обвивался вокруг шеи преследуемого коня, взвивающегося на дыбы, арканщик напряженно держал в руках аркан, подавшись в сторону, а лошадь его останавливалась, крепко упираясь ногами в землю. На эту тему художником было написано и несколько картин. Наиболее известными из них являются два варианта картины «Арканщик», выполненные в 1935 и 1938 годах.
Я исследовал 19 работ художника, в которых наиболее четко изображен культ лошади. Некоторые из них хранятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С.Сампилова. Более подробно хочу остановиться на картине «Арканщик», написанном именно в 1938 году.
Он несколько отличается от предыдущей картины по композиции: здесь всадник мчится по степи из глубины справа налево. Он показан лицом к зрителю, в трехчетвертном повороте. Момент преследования убегающего коня передан еще более захватывающе. Укрепленная на длинном шесте петля аркана занесена уже над его спиной. Всадник, подавшись вперед, стоит на стременах, готовясь накинуть аркан. Чуть поодаль виден еще один бегущий пегий конь. Создается впечатление, что впереди арканщика движется большой табун.
Сампилов здесь более верно и тонко соотнес фигуры всадника и лошадей с пейзажем. В картине чувствуется и бескрайность степных просторов, покрытых нежной зеленой травой, и высокое небо, и в то же время сцена погони за лошадью властно приковывает внимание зрителя, не вырываясь из окружающего пространства, как это до некоторой степени было в варианте 1935 года.
Быстрота погони, ее азарт переданы, прежде всего, через остро выраженное движение всадника и коней. Оно исполнено предельного напряжения и вместе с тем естественно и убедительно. Граница степи, покрытой травой, и другой ее части, почти лишенной растительности, образует наклонную линию, которая своим направлением также акцентирует движение всей группы. Напряженный ритм картины усиливается расположением облаков. Легкие, золотисто-белые, они в левой части картины покрывают все небо, а в середине и справа создают, в сочетании с блекло-голубым небом, такие по своим очертаниям массы, которые подчеркивают направленность движения влево, т.е туда, куда мчатся лошади. Полосы облаков, устремленных налево, повторены и в направлении длинного аркана, и в фигурах коней, и в подчеркнуто резком положении подхваченных ветром и распрямленных хвостов, и в узких полосках как бы скользящих теней под фигурами животных.
Колорит картины построен на простых отношениях теплых и холодных цветов: золотисто-белые облака и голубое небо, нежная зелень травы и коричневато-охристая полоса земли на переднем плане. Вводя удачные цветовые акценты – ярко-красная лука седла и красный цвет штанов всадника в сочетании с синим цветом халата, - художник достигает необходимой цветовой выразительности.
Композиция картины «Арканщик» (1938) отличается большой собранностью и лаконизмом. Национальная конкретность и своеобразие этой картины наряду с особенностями ее построения (простота композиции, ее четкая ритмичность, острота и выразительность силуэта) – все это обусловило широкое использование мотива именно этой картины для росписей на фарфоровых и эмалированных изделиях.
Сампилов часто обращался к изображению арканщиков в живописи, графике и орнаментике. Тема «Арканщика», по-разному трактуемая в различных вариантах многочисленных работ, была близка художнику, его темпераменту, его особенной чуткости к передаче стремительного движения, его представлению о прекрасном. Это сюжет увлекал Сампилова теми возможностями, которые он давал для воспевания красоты человека, его молодости и силы. Показывая, прежде всего, одно из каждодневных трудовых занятий народа, художник вместе с тем выявлял в человеке те черты, которые обычно ярче и определеннее всего раскрываются в спорте (ловкость, натренированность, выносливость, красота движений и т.п.). сцена из повседневной трудовой жизни бурят в трактовке Сампилова предстает перед нами как остро волнующее, увлекательное зрелище.
Из поколения в поколение, из века в век занимались буряты животноводством, пасли табуны коней, с детства были ловкими и отважными наездниками. Лишь народные песни и сказания прославляли красоту смелых всадников. Сампилов был первым художником, вдохновенно воспевшим в живописи этот подлинно народный, национальный образ бурята-арканщика.
В бурятских песнях, былинах, сказаниях много вдохновенных описаний и сердечных слов посвящено коню, его красоте, выносливости, резвости бега, его преданности человеку. В живописи и графике Сампилов первым правдиво и увлеченно изобразил степного бурятского коня. С этой точки зрения особый интерес художника к изображению лошади представляется органичным, выражающим подлинно народные истоки его анималистических произведений.
В работах художника-орнаментиста Владимира Тогочиевича Банзаракцаева, который плодотворно работает над орнаментом с 1970-х годов, очень оригинально изображен культ лошади. У него особый стиль: художник создает орнаменты-рассказы. Они оригинальны и современны, в них не только творческое продолжение традиций бурятского народа, но и постоянно присутствующий фактор времени. Это выражается в том, что свои орнаменты он сочиняет и посвящает событиям, происходящим в нашей жизни. На первый взгляд в его орнаментах трудно прочитать сюжет, его работы требуют к себе глубокого внимания, если вы наделены богатым воображением, то вам раскроется выраженный в линиях, удивительный мир.
Диапазон творчества Банзаракцаева широк и многообразен: это узоры, передающие красоту полюбившихся уголков природы, богатство лесов и полей нашей Бурятии. Природа, изображаемая художником, живет в его орнаментах, она опоэтизирована, приподнята, в ней – душа художника.
В своем стихотворении художник, восхищаясь, пишет о лошади: «всемогучий труженик», «умное животное», «красивое зрелище», «конь – преданный товарищ», «буддийская вера его почитает», «лошадь – твоя надежда».
В картине «Чингис-хан» быт бурят-монгольского народа, с его особенностями связывает с орнаментом. Здесь на обширных просторах в окружении сопок мы видим воинов-всадников, вооруженных луками с острыми стрелами.
Следующая картина посвящена году резвой лошади. Она необычайно красива. Ее образ радует сердце и глаз человека. Конь и всадник остаются образцами, исполненными красоты, стремительности, совершенной пластики, силы и гармонии, как это было многие тысячелетия назад.
Прекрасно сочетая природную (космогоническую) группу орнаментов, образ лошади использует в своих работах сотрудник картинной галереи им.Ц.Сампилова Буда-Жана Буда-Дармаевич Дашиев. Родился художник в 1954 году в селе Домна Еравнинского района. После окончания школы (1971), работал художником в Музее истории Бурятии г. Улан-Удэ. В связи с закрытием музея на ремонт-реконструкцию в 1974 году перешел работать в Бурятский государственный академический театр драмы им.Х.Намсараева. С 1980 года работал в Еравнинском отделе культуры художником-оформителем. После закрытия художественной мастерской с 1990 года работал в кооперативе «Палитра» художником. Дашиев принимает активное участие в проведении всех районных мероприятий, украшая и художественно оформляя праздники. Мастерство, знание истории и обычаев своего народа помогают ему в реставрационных работах по возрождению буддийских дацанов: Эгитуйского, Агинского, Гэгэтуйского. Буда-Жана Буда-Дармаевич много и интересно работает как художник-график, рисует для населения бурханов-танку, увлекается скульптурой, резьбой по дереву, пробует себя как художник-шаржист.
В основу двух картин художника легли окружающие человека объекты природы – древнейшие культы почитания и поклонения человечества – Солнце, Луна, Огонь, которая является эмблемой Бурятии, Монголии – соёмбо, сплетаясь с образом лошади. Они выступают источником высших ценностей, духовной власти, духовного авторитета, символом жизни, света, тепла, изливают на землю поток жизнетворных сил.
Своеобразный образ лошади мы видим и в работах нашего земляка, Евгения Анатольевича Ларионова. Он родился в с.Сосново-Озерское. Окончил художественное училище им. Сурикова в г. Красноярске, является членом Союза художника России. Ныне проживает в Красноярске.
В цикле картин «Романтика из детства» образ лошади показывает по-разному: она то спокойна как тишь воды, грустна, то резка, буйна как ураган, а то легка и величественна…
В каждой работе, будь то законченная картина или маленький этюд, сказывается понимание жизни, природы самим художником. Создать что-то самобытное, оригинальное, свое может только тот, кто умеет видеть. Видеть не просто так, а глазами художника. Живопись Ларионова трудно вогнать в какие-то рамки, она текуча и многогранна, как сама жизнь.
Уроженец голубой Еравны Сергей Владимирович Ханхаров является достойным представителем этого прекрасного края, богатого яркой самобытной культурой и экзотической сибирской природой. Художник-живописец, член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Бурятия родился и вырос в селе Эгита. Став профессиональным художником, он осуществил давнюю заветную мечту своего детства. Перед ним открылся безграничный живописный мир, которым он научился владеть с помощью своей волшебной кисти.
Как и у любого художника Бурятии, в его творчестве прослеживается слияние восточной и европейской школы живописи. Его мироощущение сегодня подпитывается мудрой восточной философией. Все это отражается в разнообразии его живописного мира: романтическая одухотворенность бытия, обращение к культовому искусству, гармония окружающей среды.
Изображение лошади в картине художника «Хии морин» связано с буддийским искусством. Художник показал образ лошади разными вариантами, изобразив несколько «Хии морина». В Бурятии, Монголии, Тибете встречаются изображения коня на полотнище ткани. Его можно увидеть во дворе дома, развевающемся на высоком шесте, над домом, на священных местах, висящими на ветви молодых деревьев. Когда кто-либо заболевал, или ему постоянно сопутствовали неудачи, говорили: «Хии морин наклонился, смотрит вниз». Это значит, что его жизненная энергия не находится над головой, уменьшилась сила, исходящая от него.
«Хии морин» означает вдохновение: человека талантливого, со светлой душой называют человеком, обладающим небесным (воздушным) конем. Это мужская, добрая, благостная сила, не само божество, а добрый посредник между небом и человеком, связанный и с миром людей и с миром духов. «Хии морин» выполняли роль амулетов, приносящих счастье, здоровье, удачу. Так, с точки зрения буддистов, его вооружение – это не только благодеяние, но и магический обряд. Изображение коня, несущего на спине драгоценность (чиндамани), считается вариантом китайского коня с головой дракона, несущего на спине книгу закона. Изображение крылатого коня, по мнению ученых, пришло в буддизм из индийской традиции, где он является конем божества Чакравартина, на котором тот за сутки успевает объехать весь мир.
Таким образом, мы видим, что в работах художников Еравнинского района культ лошади является одним из основных мотивов их творчества. Этот образ будет вечным, если наши потомки будут знать историю, обычаи и традиции своего народа, будут ознакомлены с работами художников-носителей национальной культуры. Лошадь – неотъемлемая часть нашей жизни.
Заключение
В произведениях поэтов и писателей встречаются мысли о том, что время «хулэгов» прошло. В стихотворении Николая Дамдинова «Табунщик Дугар» читаем: «Объясните старику, что поделаешь – век таков: От сердца отучены внуки конников-степняков. Что им гривы конские! Это все у них позади. Ты подай им технику, на машину их посади…»
Возможно, это так. Но нельзя забывать, что культ бурятской лошади остался у нашего народа и по сей день. Лошадь – живая история наших предков, история нашего народа, духовная история. Конечно, она не исчезнет с лица земли. Еще долго будет использоваться в сельском хозяйстве, в геологических экспедициях, охотниками – в тех местах, где нет дорог для автомобилей. Надолго сохранится и конский спорт: бега и скачки в той удивительной форме, какая существует сейчас. Не утратит свое значение лошадь и как мясное животное. И, конечно же, она будет жить в великих творениях художников, в произведениях поэтов и писателей.
В материальном отношении лошадь являлась главным источником материальных, пищевых ресурсов бурят, она рассматривалась как превосходный транспорт. С лошадью были связаны религиозные, мифические образы, с другой – преклонение перед конем как перед священным животным. Действительно, именно материальное отношение породило у бурят более нравственное, духовное отношение к лошади…
Культ лошади в искусстве, живописи, литературе превратился в один из самых популярных, возвышенных мотивов, с которыми связаны чувства преданности, добра и любви.
Таким образом, исходя из древних традиций, рождались у художников замечательные произведения искусства. Художник пишет, опираясь на быт своего народа, родной фольклор, а в фольклоре конь – один из действующих персонажей. Все это тесно связано с древнейшим культом бурятского коня. Здесь мы видим, что кочевник-бурят с древнейших времен был теснейшим образом связан с этим четвероногим умным животным. Прошли века, в корне изменилась жизнь, а милый, добрый культ бурятского коня живет! И наша цель – донести его до будущего поколения, передать эти чудные традиции своим потомкам.
Список использованной литературы
Ханхаров Сергей Владимирович - художник-живописец, член Союза художников России, зслуженный художник Республики Бурятия 2006 г. Родился в 1957 году в селе Эгита, учился в селе Можайка Еравнинского района. После школы поступил в педагогическое училище №1 г. Улан-Удэ. На протяжении нескольких, лет преподавал ИЗО в родном селе (после училища). 1983-1989 гг. - учеба в Красноярском государственном художественном институте. Основные темы творчества: бурятский национальный эпос «Гэсэр», культовое искусство, романтическая одухотворенность природы, бытия, обращение к своей малой родине - Еравне, Байкал и многие другие. Основные работы: “Корабль долголетия”, 1996 г., холст, масло; «Река времени», 1997 г., холст, масло; «Мелодия уходящего лета», 1996 г., холст, масло; «Родные просторы», 1997 г., холст, масло; «Село Улзытэ», 1999 г., холст, масло; «Местность Хара-Хада», 1999 г., холст, масло.
Притча о гвоздях
Рисуем зимние домики
Вода может клеить?
Фильм "Золушка"
"Не жалею, не зову, не плачу…"