Главные вкладки


    Исследовательская работа по литературе "Без притчи века не изживёшь"

    Янченкова Марина Сергеевна
    Автор: 
    Пчельникова Арина

    В работе представлено исследование теоретического материала по теме "Притча", проанализированы особенности притч Эзопа и библейских притч, дан художественный анализ ряда произведений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    moskovskaya_oblast.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Московская область

    Волоколамский район

    МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»

               

                                     Исследовательская  работа

                                                                               Литература

                      БЕЗ  ПРИТЧИ  ВЕКА  НЕ  ИЗЖИВЁШЬ

                                                                               Выполнила: Пчельникова Арина,

                                                                               ученица 7 класса  

                                                                                МОУ «Спасская СОШ»

                                                                               

                                                                                                         

                                                                                Учитель: Янченкова

                                                                                Марина Сергеевна, учитель

                                                                                русского языка и литературы

                                                                                МОУ «Спасская СОШ»

                                                                               

    Спасс, 2011

                                                       Оглавление.

    . Введение.                                                                                                               3

    .   Притча как жанр мировой литературы.                                                  

           2.1. Жанровые признаки притчи.

    1. Притчи Эзопа.
    2. Библейские притчи.

    .  Анализ притч Эзопа и библейских притч.

          3.1. Мораль притч Эзопа.

    1. Нравственный смысл христианских притч.

    V.  Заключение.

     V.  Приложение.

     VI.  Список литературы.

                                                 .    Введение.

    Известно, что современный ребёнок плохо знаком с притчей как жанром художественного произведения, его особенностями, не умеет рассказать притчу в той или иной ситуации, использовав те возможности,   которыми обладает этот жанр. Изучение притчи развивает речь, повышает общую культуру человека. Приобщаясь к этому жанру, мы запоминаем притчи и учимся использовать их в своей речи.

    Мы обратились к написанию исследования по теме «Без притчи века не изживёшь», чтобы показать значение притчи в жизни современного человека, знакомимся с притчей как художественным жанром. Нам интересна эта тема ещё и потому, что в школьной программе притчу изучают только в 6 классе на материале двух притч. Исследование этого древнего жанра позволит  нам показать его значимость в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности…

         Цель работы: изучить особенности жанра притчи и исследовать эти черты на материале притч Эзопа и библейских притч.

    Задачи:

    1. познакомиться с литературой по теме «признаки притчи как                                                                                                 жанра   мировой литературы»;
    2. проследить историю развития жанра притчи, изучив материал о творчестве Эзопа и текст Библии;
    3. проанализировать притчи Эзопа «Человек, животные и Зевс», «Мышь полевая и мышь городская» с точки зрения морали и особенностей языка;
    4. определить нравственный смысл евангельских притч «Притча о блудном сыне», «Притча о добром самарянине», «Притча о потерянной овце», «Притча о Фарисее и Мытаре».

        Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

    ІІ. Притча как жанр мировой литературы.

    2.1 Жанровые признаки притчи.

         «Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на  Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь.          

    Притчей называются близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Словарь В. И. Даля толкует притчу как « поучение в примере» [1;9]

            В известном сюжете, впервые зафиксированном у Эзопа, отец, видя, что никакие  уговоры не могут заставить сыновей жить дружно, велел  принести прутьев и предложил их разом переломить. Как ни силились сыновья, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал давать им по одному прутику, каждый из которых они без труда  переломили.

            Перед нами простейший вид притчи – наглядный пример для доказательства моральной идеи: «Насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор». Возникновение притчи было закономерным проявлением свойственного древнему человеку образно аналогического типа мышления, которое, стремилось отвлечённую мысль облечь в образ или сравнение ( иногда притчу называют параболой, что в переводе с греч. означает сравнение.) Притча  не имеет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать при определённых условиях сказка и пословица, легенда и образное сравнение. В отличие от басни, которая сразу преподносит недвусмысленный вывод – мораль. Притча имеет более свободную, «открытую» форму. Она требует  от слушателя или читателя перенести себя в ситуацию притчи, активно  постигать её смысл  и в этом  сближается с загадкой. Будучи аргументом,  в беседе или спорте, притча  должна быть, разгадана, то есть сопоставлена, сопережита и понята в результате самостоятельных размышлений человека. [1;9]

             Притчи  и  прозаические  басни  часто невозможно  отличить  друг  от друга. Мы  придерживаемся,  точки  зрения  М.Л.Гаспарова, который  писал: «Русский  язык  позволяет  ввести  удобное терминологическое  различие  между устной  и  литературной  басней: за  первой  можно закрепить  название «притча» (от  «прикинуть», « причитать», что хорошо указывает  на  связь  устной  басни  с контекстом, а  для  второй  сохранить название «басня» (от нейтрального «баять») [1;9]. В басне  её  герои, в  отличие от  притч,- не  только  люди,  но и  животные, растения – действуют как правило в  условных  ситуациях  бытового  характера В  притче  персонажи  безымянны, очерчены  схематично,  лишены  характеров (в  привычном  для  нас  смысле  слова): некий  человек,  некий  царь,   некая  женщина  ,крестьянин,( некий  крестьянин),некий  отец, некий сын.  Это  человек  вообще. Смысл  притчи не  в  том,  какой  человек  в  ней  изображён,  а  в  том, какой  этический  выбор  сделан  человеком.  Любимые темы  притчи - правда и кривда (суд царя Соломона), жизнь и смерть (средневековая притча «Прение живота со смертью»), человек и бог (евангельская притча о блудном сыне).                

            Нельзя понять притчу вне конкретного текста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана. Своеобразие притчи в том, что в ней события не определены ни хронологически, не территориально, не прикреплены они и  к  конкретным историческим именам действующих лиц. В притче действия и персонажи схематичны и схематичен рассказ в них. Он всегда прямолинеен: не забегает вперёд, чтобы создать драматическое напряжение, не возвращается  назад, чтобы сообщить дополнительные сведения. Он останавливается только на главных моментах, не отвлекаясь на подробности или описания, и  поэтому притча всегда производят впечатление краткости, как бы детально ни было описано её главное действие. В ней много глаголов и мало прилагательных - это рассказ о действии, а не о лицах и обстановке    [1;9].  

     

    2.2. Притчи Эзопа.

       На рубеже классической эпохи и эллинизма, где мы сейчас говорим «притча», греки говорили «Эзопова притча». Притча использовалась древними греками и римлянами в риторских школах в качестве подготовительных упражнений, с которых начиналась  обучение ритора. Все эти упражнения имели цель подготовить ученика к использованию притчи  как одного из средств аргументации в публичной речи.

            В качестве основного материала для риторических упражнений в риторской школе в Древней Греции были притчи Эзопа. Эзоп – древнегреческий баснописец, имя его впервые упоминается в греческой литературе у Геродота. О его жизни известно немного:  ведь он был рабом. Даже век, когда он жил, определяется приблизительно. По-видимому, служил он у хозяина во Франции (Малая Азия), затем был отпущен на свободу. Некоторое время вроде  бы находился при дворе лидийского царя Креза, а позже попал в Дельфы, был обвинён жрецами в святотатстве и сброшен со скалы. Насколько верна такая версия трудно сказать. Так или иначе, Эзоп не только сочинял, но и собирал народные поучительные и остроумные истории – басни и притчи. [1;10]  

            Эзоп отличался  не только, остроумием, но и мудростью. Его считают первым баснописцем. Насколько верно такое мнение, судить трудно, ибо большой сборник его поучительных притч был составлен лишь в Средние века. Вполне возможно, что многие басни Эзопа – пересказы, а иные не имеют отношения к нему. Он сам превратился в личность легендарную, символичную, о нём сохранилось не мало анекдотов. Рассказывают, что однажды хозяин Эзопа приказал рабам готовиться к дальней дороге. Эзоп взял тяжёлую корзину с хлебом, тогда как другие выбрали поклажу полегче.  После первого привала его корзина уменьшилась в весе, а после обеда стала легче наполовину. Только тогда всем стало ясно, что Эзоп оказался дальновидным.

            В другой раз Эзоп шёл по улице и встретил судью. Тот, подозревая, что раб отлынивает от работы, строго спросил:

            - Куда ты идёшь?

            - Не знаю,  - ответил Эзоп.

            - Ты лжёшь?  - вскричал судья и приказал отправить его в тюрьму.

            - Как видишь, я сказал чистую правду,  - оказал Эзоп.

            - Разве мог я знать, что попаду в тюрьму.

            Судья рассмеялся и отпустил его.

    Многие басни Эзопа впоследствии пересказывались талантливыми писателями и поэтами, например, Лафонтеном во Франции, И. А. Крыловым в России. При этом древние притчи обретали новое звучание и отшлифовывались, подобно алмазам, которые превращаются в бриллианты.[3;192].

    Интересно, что народная легенда, сделав Эзопа своим героем, осталась равнодушна к  его притчам  басням. Её герой – Эзоп  - мудрец, Эзоп – шутник, но не Эзоп баснописец. Правда, в одном месте в «Жизнеописание» упоминается: «Тут Эзоп записал для царя (Креза) свои притчи и басни, которые сейчас ходят под его именем, и оставил их в царском книгохранилище». Больше ничего, к сожалению, о нём не известно. Может быть, он раньше других или лучше других пользовался притчами в своих речах (как полагают роторы); может быть, он раньше или лучше других перенес на греческую почву опыт восточной, шумеро-вавилонской притчи (так полагают некоторые современные учёные),  - что бы ни предположили на счёт, это будут только догадки.

            Притчи Эзопа небольшие по объёму, легко запоминаются. Язык их прост, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует точности и ясности смысла. Они доступны для любого школьника.[1;10]

              

    2.3. Библейские притчи.  

         

            Библия является книгой книг. В ней можно найти ответы на многие вопросы. В виде притч в ней рассказываются о тех или иных поступках человека, о добре и зле, равнодушии и жестокости, о благополучных и несчастных людях, о чувствах, которые одолевают их в сложных ситуациях.

            В библии много притч, которые могут подсказать, как поступать в том или ином случае, напомнить о необходимости развитие в себе таких духовных качеств, как милосердие, щедрость, скромность, умение прощать.

            Одна из книг Библии называется «Книга Притчей Соломоновых». Большая часть притч написана мудрым царём Соломоном. Они состоят из коротких, сжатых поучений, предназначенных главным образом для молодёжи. Темы притч – мудрость, праведность, страх Божий, знание, мораль, воздержание, усердие, самообладание, упование на Бога, сочувствием к бедным, милосердие к врагам, воспитание детей, честность, справедливость, здравый рассудок и другие.

    Вот некоторые из них.

            «Начало мудрости – страх Господень: глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей.

            Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся.

            Надейся на господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

            Наказание господня, сын мой не отвергай, и не тяготись обличием его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

            Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей.

            Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благодарит нуждающемуся.

            Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

            Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

            Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и  бесчестный. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет.

            Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои.

             Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой»[2; 258]

            Таким образом мы можем утверждать, что Библия и притчи, содержащиеся в ней, не утратили значения и сегодня, так как говорят о вечных человеческих ценностях и истинах. Мораль притч (поучительный вывод) помогает человеку поступать правильно, по законам нравственности. Поэтому в нашем исследовании мы обратимся прежде всего к выявлению нравственного смысла христианских притч.

     

     

    . Анализ притч Эзопа и библейских притч.

    Жанр притчи представлен как авторскими произведениями, так и теми, автор которых подлинно не известен. Несомненно, эти притчи в чём – то отличаются, но  в то же самое время имеют неповторимые черты, которые сохранили им жизнь на века. Мы рассмотрим особенности жанра притчи с точки зрения морали, выявим языковые черты.

    3.1  Мораль притч Эзопа.      

     Вывести мораль из притчи значит, рассказав притчу, попробовать выявить в ней поучительный вывод. «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова трактует мораль как: 1) правила нравственности, а также сама нравственность; 2) логический, поучительный вывод из чего-нибудь; 3) нравоучение, наставление (разговорное). Мы используем второе значение этого слова. Заметим, что одна и та же притча может дать основание для нескольких моральных выводов. Кроме того, в зависимости от ситуации одна и та же притча может восприниматься по-разному. Это зависит от внутренней, духовной сущности человека.

    Мы обратимся в нашей работе к нескольким притчам, в которых выявим мораль, то есть поучительный нравственный вывод, отметим содержательные и языковые особенности.

    В притче «Человек, животные и Зевс» (текст дан в приложении) рассказывается, как человек упрекал бога Зевса в том, что он не одарил его силой и быстротой. Бог в ответ указал человеку, что он владеет таким великим даром, который важнее силы и быстроты. И тогда человек осознал, что он не прав, преклонился перед богом и поблагодарил его. В притче есть три персонажа – человек, животные, Зевс. Как мы отметили выше, в притче обычно не определено конкретное время, не сказано, на какой территории происходит событие, не названы исторические имена.

    Эта притча опровергает это положение: мы можем предположить, что события происходят через некоторое время после сотворения животных и человека; в притче есть имя главного бога Древней Греции Зевса. В то же самое время в тексте человек безымянен, то есть это «человек вообще» (на его месте  могли быть разные люди).

    Интересна эта притча ещё и тем, что мораль в ней открывается сразу в первом абзаце: некоторые люди, наделённые разумом и речью, завидуют животным, которые не обладают сознанием и речью. Притча учит нас тому, что мы должны быть всегда благодарны Богу за право говорить и мыслить.

    Язык притчи тоже своеобразен. Текст почти не содержит простую разговорную лексику, а наоборот в нём используются слова высокого стиля (иные, наделил, честь, одарил, нагой (раздетый), величайшего, преклонился, исполненный благодарностью). В притче употреблено больше глагольных форм (19), чем имён прилагательных (меньше 10), так как здесь важно рассказать о действии, а не о лицах и обстановке. Как и во многих других притчах, конечно, присутствует диалог (Зевс и человек).

    В другой притче – «Мышь полевая и мышь городская» (текст дан в приложении) – основные события такие: однажды полевая мышь пригласила к себе мышь городскую и угостила её лучшим кушаньем; городской не понравилась деревенская еда, поэтому она пригласила мышь к себе в город. Во время пира они услышали шум, лай собак и пустились бежать. Прибежав домой, деревенская мышь сказала, что лучше будет жить бедно, но безопасно, чем богато и в страхе.

    Текст этой притчи соблюдает все правила. Время точно не определено, территория или город не названы, имён у персонажей нет. Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что под этими двумя мышами скрывается характер и поведение городского и сельского человека. Деревенская мышь (человек) более щедра, любит покой и безопасность, а городская мышь (человек) более скупа, любит шум и стремительную жизнь.

    Можно сказать, что в отношении языка это образцовая притча – небольшая по объёму, слова и выражения употреблены в прямом значении. В притче много разговорных слов (кушанье, затряслись, бедно). Но в то же время есть слова высокого стиля (презирая, обильное пиршество, особливо, изобилии). Текст содержит больше глаголов (10), чем прилагательных (7), чтобы передать ход событий, а не описать их.

    Таким образом, мы увидели, как в эзоповских притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с красочностью языка, необычностью повествования.

    1. Нравственный смысл христианских притч.

    В этой части нашего исследования мы предложим истолкование четырёх текстов притч из Библии, выявим самое важное, что говорят современному человеку эти произведения. На наш взгляд, это нравственный смысл, который в них вложен. Именно он сохранил им вечную жизнь и постоянный интерес читателя к ним.

    «Словарь русского языка» С.И.Ожегова так определяет значение слова «нравственный»: относящийся к внутренней, духовной жизни человека; значение слова «нравственность»: правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.  2; 360.

    Тяжело живётся на свете людям, не умеющим прощать чужие ошибки. Обиды накапливаются в их душе, а этот груз нельзя сбросить. И  поэтому ходят такие люди грустные, подозрительные. Любой человек может ошибиться. Часто за ошибку принимают другую точку зрения, и это очень неверно, ведь каждый имеет право на собственное мнение.

    Мы уверены, что очень важно для человека научиться прощать чужие ошибки, разбираться, докапываться до корней. Никакие поступки не совершаются, а слова не говорятся «просто так». На всё есть свои причины, и чем лучше люди научатся понимать причины совершения чужих, да и своих ошибок, тем меньше будет в мире недоразумений, ссор, обид.

    «Притча о блудном сыне» (текст дан в приложении) начинается с того, что младший сын собирается уйти от отца и просит свою часть наследства. Получив деньги, молодой человек отправляется  в чужую страну, где долго живёт, весело проводя время, ни в чём себе не отказывая. Он совсем забыл о своём добром отце и старшем брате, которые, возможно, нуждались в его помощи.

    Однако деньги, если их только тратить, а не зарабатывать, быстро заканчиваются. И ещё одна беда навалилась на юношу – в стране настал голод. Молодой человек, чтобы не умереть от голода, нанялся на унизительную для него и низкооплачиваемую работу – пасти свиней. Лишь по прошествии некоторого времени юноша вспомнил, что далеко на родине у него остались отец и старший брат. Он раскаялся в том, что так нечестно поступил с ними, и решил вернуться и повиниться в своей ошибке. Он был готов искупить свой грех тяжёлым трудом, нанявшись к своему же отцу в рабочие, работая только за хлеб, лишь бы  отец простил его.

    Встреча блудного сына с отцом была очень трогательной. Сын попросил прощения, и отец с радостью простил его со словами: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропал и нашёлся».

    Отец поступил очень мудро, ведь если бы в самом начале он пытался переубедить сына или не дал бы ему денег, сын бы обиделся на отца, между ними могла произойти ссора, которая вряд ли смогла бы удержать юношу дома. Однако понять свою ошибку и вернуться домой ему было бы гораздо труднее. Отец сумел простить и забыть неприятное, а сыну хватило смелости и честности перед самим собой, чтобы понять свою ошибку и повиниться.

    Старший сын ничего не понял. Он всё время был рядом с отцом, помогал ему, и ему стало обидно, что отец не пожалел для пропадавшего долгое время в чужой стране брата откормленного телёнка. «Ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями», - упрекнул он отца. Мудрый и опытный старик правильно понял причину обиды старшего сына. И он доступно и просто объяснил ему свой поступок: «Ты всегда был со мной, всё что есть у меня, - твоё. А брат твой был как бы мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

    Мы думаем, что именно любовь к другим и стремление им помочь позволяет людям правильно понимать причины совершённых ошибок. А любовь способна на любые чудеса, она дарит радость и прощение. Таков нравственный смысл этой евангельской притчи, которая актуальна во все времена. Благодаря этой притче мы понимаем, как важно в жизни человека «умение прощать».

    В «Притче о милосердном самарянине» из Нового завета говорится о человеке, который отправился в Иерихон из Иерусалима. По дороге его ограбили и избили разбойники и оставили на дороге умирать. Мимо него прошли три человека: священник, левит и самарянин. У каждого из них были свои убеждения: у священника – что ему по иудейскому обычаю запрещено прикасаться к мёртвому, у левита – что этот человек не является ему ни родственником, ни другом, ни знакомым, у самарянина – что по существующим правилам запрещено общаться с иудеями.

    Священник, первый помощник страждущих, увидев избитого человека, быстро прошёл мимо. Левит подошёл к человеку, посмотрел на него и пошёл дальше. Никто из них не оказал помощи, хотя оба являлись служителями религиозного культа.

    Самарянин же, человек другой веры, помог иудею: перевязал его раны, отвёз в гостиницу и оплатил все расходы за лечение. Для самарянина избитый являлся не иноверцем (человек другой веры), а прежде всего человеком, нуждающимся в помощи. На тот момент он не думал о себе, не думал о своём благополучии, а думал о ближнем своём. Поэтому самарянину легко было сделать добро, а священник и левит не смогли переступить через ступеньку предвзятости и остались холодными и равнодушными к чужому горю. Любой человек и, конечно, мы сделали для себя вывод, что нравственный смысл этой притчи можно определить вопросом: трудно или легко делать добро Отвечаем: в любой ситуации человек должен помочь другому человеку, несмотря на внутренние убеждения, веру, национальность и тем более настроение в данную минуту. Важно помнить золотое правило из Нагорной проповеди Иисуса: «Итак во всём как хотите чтобы с вами поступали люди так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея 7:12) 2; 339.

    Теперь мы обратимся к двум менее известным притчам Библии, которые, по нашему мнению, многому могут научить людей, чтоб их душа жила в мире и согласии с самим собой, с другими людьми, с Богом. Это «Притча о потерянной овце» и «Притча о фарисее и мытаре».

    «Притчу о потерянной овце» можно разделить как бы на две части: первая часть – это иносказание, которое раскрывается в конкретном художественном образе; вторая часть – это раскрытие смысла этого иносказания. Герои притчи – девяносто девять овец и одна потерянная овца. Иисус в этой притче говорит, что любой человек будет искать пропавшую овцу и, найдя её, похвастается людям, что нашёл её. Под этим образным иносказанием скрывается жизненная человеческая ситуация. Дальше Иисус толкует, объясняет нам эту притчу. Бог будет рад, если хоть один грешник (человек, совершивший грехи и ошибки) покается, то есть попросит прощения и будет стараться исправить ошибки. И никогда не обрадуются на небесах видеть девяносто девять праведников, которые не хотят покаяться перед Богом. Мы видим, что и здесь персонажи безымянны (без имени), образы обобщены, не определены время действия и территория, нет подробного описания.

    Нравственный смысл этой притчи прост, но всё же огромен по значимости. Даже если человеку кажется, что он живёт как праведник, он всё равно нуждается в покаянии, так как ни один человек не может  прожить жизнь без грехов и ошибок. И наоборот, грешный человек быстрее будет мил и любим Богом, если будет искренне просить прощения за свои грехи и проступки.

    Притча учит нас ещё и тому, что не только Бог, а каждый человек просто обязан протянуть руку помощи потерянному человеку ( заблудившемуся грешнику) и всегда искать «потерянную овцу» (человека).

    Прежде всего поясним названия героев «Притчи о фарисее и мытаре». В словаре С.И.Ожегова сказано: фарисей – это лицемер, ханжа (человек, прикрывающийся добродетельностью и набожностью); мытарь – сборщик налогов.

    В этой притче противопоставляется поведение двух героев. Оба приходят в церковь, чтобы помолиться. Первый герой – фарисей – лицемерит перед Богом, возвышает себя, унижает при этом других людей и второго героя – мытаря. Иисус даже указывает, что фарисей «молился сам в себе».  Другой же герой боялся поднять глаза на небо, называл себя грешником, прося Бога о милости. Далее делается вывод. Мытарь был оправдан Богом

    Нравственный завет Библии, написанный в конце притчи – это и есть её мораль, поучительный вывод. Наша жизнь за многие столетия не раз доказала истинность положения: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

    Смысл этой притчи связан с предыдущей притчей о праведниках и грешниках. Человек не должен возвышать себя, чтоб не быть потом униженным, а раскаиваться в грехах, «унижать себя», чтоб быть оправданным Богом, возвыситься перед людьми и самое главное - быть «чистым» в глазах Бога.        

       

    V. Заключение.

      Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не теряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения.

    В работе мы исследовали тексты притч Эзопа и притч из Библии, где увидели их общие жанровые черты: такие как безымянность героев, обобщённость времени и пространства, небольшой объём произведения, наличие морали (поучительного вывода). Повествование притч отличается краткостью, то есть показываются только главные моменты, нет подробного описания действий и поступков. Чаще всего язык притч прост, приближен к разговорному, большую роль играет диалог. Употребление глаголов преобладает над использованием имён прилагательных.

    Изучение притч, определение их нравственного смысла показало, что обращение к библейским и эзоповским сюжетам позволяет взрослым и детям правильно оценить явления своей жизни.  

                                                       V. Приложение.

                                                      Тексты притч.

                                Притча «Человек, животные и Зевс».

    Иные  из людей, которых боги наделили разумом, не сознают этой чести и завидуют животным неразумным  и бессловесным.

    Говорят, что бог создал животных раньше, чем человека,  и одарил их кого силой, кого быстротой, кого крыльями. А человек, стоя нагой, сказал: «Только я один и остался не одарённым!» Зевс ответил: «Ты сам не замечаешь, какого удостоился величайшего дара: ты наделён и владеешь речью, которая и у богов, и у людей сильнее всякой силы и быстрее всякой быстроты». Тогда, ощутив этот дар, человек преклонился и, исполненный благодарностью, удалился.          

                               Притча «Мышь полевая и мышь городская».

    Полевая мышь пригласила к себе городскую подругу и угостила её самым лучшим кушаньем, каким только могла. Городская мышь, презирая деревенскую пищу, повела сельскую с собой в город. Они приходят на обильное пиршество. Во время обеда услышан был стук у дверей и лай собак. Они обе затряслись и пустились бежать, особливо сельская мышь, которая, не зная дороги, с трудом могла спастись. И  так, когда она возвратилась домой, то сказала: я лучше хочу жить бедно, но безопасно, нежели в изобилии, соединенном с такою заботою.                            

                                     

                                        «Притча  о блудном сыне»

           «У некоторого человека было два сына; и  сказал  младший из них отцу: «Отче! дай мне  следующую мне часть имения».

    И отец разделил им имение.

            По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

            Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

            Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».

            Встал и пошел к отцу своему».

            «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называется сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую  одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо  этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашёлся».

    И начали веселиться.

            Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование, и, призрав одного  из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, знал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего,   но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселится с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного теленка».

            Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно  было радоваться и веселиться, что брат твой  сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

                                                 «Притча о милосердном  самарянине».

    «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогую и, увидев его, прошёл мимо, Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошёл  мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

            Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость».

    Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

                                  «Притча о потерянной овце»

    Иисус так возлюбил род человеческий, что оставил славу небес и пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибших в грехах, отступивших от бога и забывших Его людей. Он, как Добрый Пастырь, всегда ищет заблудившуюся овцу.

            В одной из Своих  притч Иисус сказал: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

            Большая радость будет на небесах, когда и сейчас кто-нибудь из читателей, ещё не принявший Иисуса в своё сердце, обратится к нему с сердечной молитвой покаяния. Иисус поймёт, услышит, простит, даст душе мир и покой.

                               «Притча о фарисее и мытаре».

    «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

            Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но. Ударяя себя в грудь, говорил:

            «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»

            Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, униженным будет, а унижающий себя возвысится».

            

     

     

                                         

    Список литературы.

    1. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках Сост. Борислав Арапович и Вера     Маттемияки. – Москва; Российское Библейское общество, 1995. – с.258, 339, 370, 380.
    2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.
    3. Резников В. Притча о блудном сыне Приложение к газете «Первое сентября. Литература», 29, 1994. – с.9.
    4. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи) Журнал «Русский язык в школе», 6, 1997. – с.9 – 15.
    5. Энциклопедический словарь юного литературоведаСост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.
    6. 100 великих гениев Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192.