Если мы рассмотрим историю цивилизации и человечества в целом, то увидим, что многие поворотные моменты прямо или косвенно были связаны с появлением коня. Именно лошадь и собака, прирученные человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождают его и сегодня.
Приручение коня вызвало первые крупные передвижения народов, когда человек смог проникнуть в пустынные и труднодоступные территории, сделав их обитаемыми, а также использовать ресурсы этих районов для скотоводства, охоты. Благодаря верховому коню стали расширяться географические познания кочевников, устанавливаться новые контакты с жителями вновь открытых земель.
Никогда не надо забывать свое прошлое. И в этой своей работе я хочу вспомнить, как жили наши предки, кто был им подмогой в хозяйстве, верным другом в боях, «собеседником» на привале. Я хочу поговорить о конях, которые вплоть до недавнего времени были основным транспортным средством и верным помощником арата.
Вложение | Размер |
---|---|
Образ коня в бурятском фольклоре | 34.67 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МОАУ СОШ№8
XIX Республиканская научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Номинация: Культурология
Тема: «Образ коня в бурятском фольклоре»
Автор: Грыдин Виктор, ученик 9В класса
МАОУ СОШ №8 г.Улан-Удэ
Руководитель: Раднаева Валентина Баясхаловна,
учитель бурятского языка МАОУ СОШ №8
Улан-Удэ
2012г.
Оглавление
Введение
1.Значение коня для бурят
2.Упряжь
3.Изображение коня в бурятском фольклоре
Заключение
Выводы
Список литературы
Введение
Не наделив человека крыльями,
Небо взамен даровало ему коня.
(Из народной мудрости)
Тема моей работы «Образ коня в бурятском фольклоре ». Если мы рас-смотрим историю цивилизации и человечества в целом, то увидим, что многие поворотные моменты прямо или косвенно были связаны с появлением коня. Именно лошадь и собака, прирученные человеком в глубокой древности, верно и преданно сопровождают его и сегодня.
Приручение коня вызвало первые крупные передвижения народов, когда человек смог проникнуть в пустынные и труднодоступные территории, сделав их обитаемыми, а также использовать ресурсы этих районов для скотоводства, охоты. Благодаря верховому коню стали расширяться географические познания кочевников, устанавливаться новые контакты с жителями вновь открытых земель.
Никогда не надо забывать свое прошлое. И в этой своей работе я хочу вспомнить, как жили наши предки, кто был им подмогой в хозяйстве, верным другом в боях, «собеседником» на привале. Я хочу поговорить о конях, которые вплоть до недавнего времени были основным транспортным средством и верным помощником арата.
Объект исследования: бурятский фольклор.
Предмет исследования: образ, роль и место коней в бурятском фольклоре .
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать значение лошади в фольклоре.
попытаться проанализировать, как изображены эти животные в бурятском фольклоре;
выяснить то общее, что есть в изображении коней.
Задачи: показать, что значила лошадь для бурята – кочевника и что – для современного бурятского человека и об их отношениях к этим самым миролюбивым и безотказным животным;
проследить, как изображен образ коня в бурятском фольклоре.
Методы исследования: изучение бурятского фольклора; сбор народных песен «мориной соло», анализ и обобщение собранного материала.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может стать основой для аналогичных работ в плане сравнения и сопоставления при изучении фольклора.
1. Значение коня для бурят.
Прежде всего, я хочу остановиться на том, что в работе в одинаковой степени будут использоваться два слова: «конь» и «лошадь». Поэтому вспомним их этимологию.
В словаре В. И. Даля сказано так: «Конь-м. стар. Комонь,славянс. клюся, стар. араб.фарь; лошадь добрая, не кляча».
Конь для бурята – не только средство производства, а скорее дар богов, который надо беречь и лелеять. В бытовом обиходе буряты называют скот словами ухэр мал, адуу мал, адууhан. Но для его обозначения существует также более поэтизированное обобщенное название табан хушуун мал (пять видов скота). Перечисляют их традиционно в следующей последовательности: морин эрдэни (букв. «конь драгоценный»), ухэр (крупный рогатый скот), хонин (овцы), яман (козы), тэмэн (верблюды). Первое место в этом перечне всегда занимает конь. Отношение к ней как к самому дорогому другу являлось следствием огромной роли в жизни кочевников – скотоводов и охотников. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила. Истоки культа коня, возможно, связаны с солярным культом, так как особо почитаемыми были беломастные животные. При посвящении божествам коня кропили молоком, приговаривая: «Зэли, зэли байха ундэр тэн-гэри, эхын байха ульгэн эхэ», что в переводе означает «высокое небо- место обитания лошадей». Зэли – это волосяная веревка для привязывания жеребят, мать Ульгэн (земля) – место нахождения женщины – матери. Буряты как бы просили прощения, объясняя, что конь – существо небесного происхождения и место его на небе. Недаром лошадь представлялась крылатой.
До сих пор сохранился у бурят обычай хий морин (воздушный крылатый конь) хийдхуулэхэ. Согласно буддийской традиции это означало обеспечение здоровья, счастья и процветания как одного человека, так и всей семьи, группы людей. Иконам хий морин придается большое значение. После освящения их вывешивают высоко над землей на деревьях либо привязывают к шестам в почитаемых местах на вершинах святых гор и около дацанов, в определенной для каждого человека стороне. На одном хий морин желательно записывать не более двух имен.
Буряты верили, что существует бог лошадей Солбон (Венера), и посвящали ему живого коня. Для этого выбирали здорового жеребца, совершали обряд брызганья на его голову, спину и хвост, к гриве привязывали ленточки (зала). Посвященного коня (онгон морин) можно было седлать, ездить на нем, работать всем, кроме женщин. Когда священный конь становился дряхлым, мужчины уводили его в лес в тайгу на высокую гору и производили обряд ритуального заклания. Голову, шкуру, копыта, кости сжигали на специаль-ном ритуальном помосте – так лошадь провожали к ее хозяину, богу Солбону, к которому она уходила вместе с дымом.
В связи с культом коня у бурят коновязный столб – сэргэ являлся непременным атри-бутом. Обряд воздвигания сэргэ проходил в торжественной обстановке со строгим соблюдением всех правил. Для коновязного столба могли использовать лиственницу, березу, со-сну. Навершие столба имело конусообразный вид. Под конусом вырезали две или три за-рубки. Верхняя зарубка предназначалась для коней божеств. В яму под коновязным стол-бом клали подношения в виде монет, драгоценных и полудрагоценных камней.
Часто образ его бывает крылатым, и бог конь почитался существом небесного происхождения. Место его на небе, Млечный Путь, по представлению древних бурят,- это молоко небесной кобылицы. Лошади приписывали не только небесное происхождение, но и магическую силу. Верили, что дом, у порога или над дверью которого прибита подкова, недос-тупен для злых духов. Чтобы обезопасить себя от змей, место стоянки окружали веревкой, сплетенной из конских волос. Лошадь – символ добра, и она противопоставляется змее, которая олицетворяет злые силы. По преданиям, змея боится лошади, потому что у нее из ноздрей пышет пламя, из – под копыт вылетает огонь. Поэтому лошадь – воплощение добрых сил, в гриве коня прячется «душа» человека.
2.Упряжь
Любовь бурята к лошади проявлялась в огромном труде и мастерстве, затраченном на изготовление праздничного убора для коня. Верховая упряжь состояла из художественно оформленного седла со стременами, уздечки, нагрудного ремня и чепрака. На больших седлах открытые части луки и выступающие концы опорных дощечек ленчика украшены металлическими пластинами, покрытыми серебряной насечкой и иногда дополнительно инкрустированы кораллами или перламутром. Вот так описывается в эпосе «Гэсэр» драгоценное убранство коня:
Скакуна седлают седлом,
И сверкает оно серебром,
И нагрудник из серебра,
И нахвостник из серебра…
На таком бы коне сидеть,
На таком бы коне скакать!
В эпосе «Гэсэр» лошади подкованы серебряными подковами. Герой «подъезжает к своему дворцу, к широкому серебряному крыльцу. У золотой коновязи с восьмидесятью восемью драгоценными вкраплениями останавливает коня, привязывает, добычу с коня на землю сбрасывает». «Алма – Мэргэн хатан из дому вышла, от крепкой серебряной коновязи ог-ненно – рыжего коня отвязала, села на коня и направилась на северо – восток»
Бурятская пословица гласит: «Без собаки пастух глухой, без коновязи юрта степняка пуста». И не просто коновязью называли, а Алтан сэргэ, что означает Золотой столб.
Существует легенда, где Алтан сэргэ приносит счастье, богатство дому, всем живущим в нем дарует здоровье и удачу. Каждое утро, как только лучи восходящего солнца ударят по вершинам гор. Хозяин Хангая на быстроногих скакунах, звеня серебряными стрелами, уздой с колокольным звоном, спускается в долину и обходит свои владения. Его кони останавливаются возле Алтан сэргэ каждого дома.
3. Изображение коня в бурятском фольклоре
С большой любовью отличался культ домашних животных, среди которых особым почтением пользовался конь. И в бурятских сказках конь всегда выручает героя, подает ему советы, исполняет его желания, спасает, преодолевает огромные расстояния.
Буряты всегда осознавали неразрывную связь коня с человеком, и особенно с хозяином, батором. Они говорили: «Конь – друг мужчины. Чем иметь плохого товарища, лучше ездить на добром коне». Конь в эпосе тюрко – монгольских народов – покровитель и руководитель хозяина. Не случайно в эпосе «Гэсэр» перед тем, как отправиться на землю, Бухэ – Бэликтэ просит у отца коня.
Отдадите ли мне,
Под седлом и в броне,
Вы Бэльгэна гнедого,
Скакуна удалого,
Мощь, опору свою?
Немало добрых дел совершит на земле Гэсэр и всегда рядом с ним будет его верный друг. Конь практически не отделялся от всадника героя эпоса. В Гэсэриаде говорится, что «если хозяин убит, то убить и коня обычай велит».Конь богатыря не попадает в руки врагов и возвращается к герою эпоса, если он «оживает», или идет к его сыну, чтобы отомстить врагу-дьяволу.
В сказании о единоборстве бесстрашного Хан-Халюга и его соперника Адай Мэргэна. «Заступался за меня лишь мой конь Хан Шими!»- воскликает один из богатырей. Дру-гой вторит ему: « И за меня никто не заступился, кроме Ак- Сарыг – коня…»
Связь Батора с его конем повторяется в потомстве того и другого, что обусловлено одновременностью их браков. Предназначенный Батору конь - нередко его ровесник, родившийся с ним в один день. В эпосе есть упоминание о молочном братстве Батора и его коня.Клички коней иногда становились именами богатырей, как имя одного из сказочных героев бурятского эпоса Хулдай-Мэргэн ( от латинского лошади «Хула» - Саврасый).
В героическом эпосе «Аламжи Мэргэн» среди помощников героя особое место занимает его конь. Богатырский конь в обычное время пасется с маралами на Алтае и Хухэе и в нужную минуту оказывается всегда рядом с богатырем. Этот конь не только быстроходен, вынослив, но еще наделен человеческим умом и человеческим языком.
Образ крылатых коней (далитай морин) особенно часто встречается в сказках. В них рассказывается о том, как конь преодолевает большие расстояния, исполняет сокровенные желания человека, защищает и спасает его.
Кочевник никогда не забывал о коне - верном друге своем, спутнике кочевой жизни. он слагал вдохновенные оды, прославляющие быстроного аргамака - скакуна:
Аргамак-хулэг драгоценный,
Славен будь всегда во вселенной,
Да гордятся хулэгом степей
Наши дети и внуки детей!
Сказки изобилуют эпитетами: быстрый, ходкий, отменный, сильный, отличный, упитан-ный. Не обойден вниманием и шаг коня: хатар (рысь), жорооо (иноходь), оодор ( галоп), дугшалга ( мелкая иноходь).
В некоторых местах до сих пор сохранился обычай петь мориной соло в честь коня победителя на скачках. Победившего коня встречают уважаемый человек. В правой руке у него хадак, в левой - молоко. После того как он исполнит песню, прославляющую скаку-на, преподносят духам местности молочное угощение. Первым пробует белую пищу чело-век, который исполнял песню. Затем дает всаднику – победителю. Тот пробует сам, затем пускает белую пищу по кругу.
Заключение
Копыта бьют легко и тяжело!
Где эти кони серые, гнедые,
Огнем и вихрем будто налитые,
Бурятские, стенные искони?
Их гривами, как тучами, объяты
Все небеса, хвосты их - водопады!
Где эти кони? где теперь они?
С появлением автотранспорта утратилась былая роль лошади. Конечно, она не исчезнет с лица земли. Еще долго лошадь будет использоваться в сельском хозяйстве, в геологических экспедициях, охотниками – в тех местах, где нет дороги для автомобилей. Надолго сохранится конный спорт: бега и скачки.
Буряты, о чем бы ни вели речь, начинали с коня: сравнивали с конем жизнь и быстротекущие годы, те или иные факты и события, поступки человека, словом, «подъезжали на коне» к каждой интересующей их теме.
Так у бурят и песни нет такой,
В которой не был бы скакун воспет
Хотя б одной – единственной строкой!
Даже в старинных благоположеланиях (Урдунай Юроол) часто ставят коня с человеком на одну ступень:
Имей коня такого, чтоб в скачках был быстрейшим,
Имей такого сына, чтоб стал в борьбе сильнейшим!
Держи коня такого, чтоб гнаться за волками,
Расти такого сына, чтоб рассекал он камень!
В Бурятии бытует сутра «О достоинствах коня» (мориной шэнжын hудар). Краткое содержание ее:
1. Если зрачки лошади темно – красного цвета, значит, сердце ее богатырское. Она ничего не боится.
2. Если ноздри большие, значит, легкие маленькие. И это хорошо, ибо лошадь с большими легкими не годится для дальних расстояний.
3. Если уши тонкие, значит, почки небольшие, такая лошадь считается быстроходной.
4. Если у лошади грудь подобна львиной, холка, как у хайнака, - это признак хорошего скакуна.
Пожалуй, ни в одном из языков мира нет столько слов, имеющих отношение к лошади, как в бурятском. Ведь только мастей у лошади около пятисот, а каждая масть имеет свои оттенки.
В Бурятии встречаются лошади около двадцати мастей. Наиболее типичные из них: вороной, рыжий, пегий, бурый, саврасый, соловый, чубарый, сивый. В бурятском языке масти лошадей обозначаются также символами: халюун, сагаан, соохор – хара, хурин хэ-эр, буурал, сабидар, хурин – хара и т.д.
Кони играли огромную роль в жизни и бурята, и поэтому образ этих удивительных животных остался в произведениях писателей и поэтов.
Поднялся конь в порыве на дыбы-
Вот идол Азиатского Востока!-
Каким ходячим трупом надо быть,
Чтоб ни сгореть от дикого восторга!
Мы с лошадью товарищи в веках,
С ней хоть на пашню, хоть на подвиг ратный.
Ценю я человечность в лошадях,
но в людях лошадиное отвратно
Выводы
Итак, в работе мы постарались проследить, как изображается образ коня в бурятском фольклоре и литературе. На основе проделанного анализа можно сделать вывод о том, что у бурятского народа конь был самым любимым и почитаемым животным, что находит подтверждение и в сказках, и в былинах, и в эпосах бурят, и в современных литературных произведениях Бурятии.
1. У бурят существовал бог лошадей Солбон.
2. В фольклоре народов мы находим следы того, что существовали крылатые лошади.
3. Коням придавали магическую силу: хий морин у бурят, обереги у былинных богаты-рей, прибитая подкова над дверью и у бурят,
4. И в бурятских сказках гнедой Бэльгэн, соловый конь Аламжи Мэргэна спасают своих хозяев от верной смерти, умеют говорить человеческим голосом, дают совет.
5. В современных литературных произведениях Бурятии конь является другом, кормильцем, спасает в трудную минуту, о нем пишут стихи.
Литература.
1.Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан – Удэ, 2004.
2. Батуева И. Б., Зориктуев Б. Р. Скотоводство и скотоводческие традиции у бурят. – Улан – Удэ, 1994.
3. Бурятский героический эпос Аламжи Мэргэн. - Новосибирск: Наука, 1991.
4. Бурятские народные сказки. – Улан – Удэ: Книжное издательство, 1972.
5. Былины. – М.: Детская литература.1979.
6. Вяткина К. В. Культ коня у монгольских народов. Сов. Этнография, 1968. №6.
7. Галданова.В.Б. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск, 1989.
8. Герасимова К. М. Обряды защиты жизни. – Улан-Удэ: Книжное издательство. 1999.
9. Гэсэр: Бурятский героический эпос. – М.: Художественная литература,1972
10. Даль В. И. Словарь русского языка. – М.: 1991
11. Жалсараев Д. Благопожелания. – М.: 1984.
12. За горами, за лесами… - М.: 1989.
13. Историко – культурный Атлас Бурятии. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.
14. Ковалевская В. Б. Конь и всадник. – М.: 1977.
15. Магтаал, уреэл, соло. – Улан – Удэ,1995.
16. Табан хушуун мал.- Улан- Удэ: Бэлиг, 1999.
17. Хий морин – символ удачи. Бураяд унэн, 26.02.1998.
18. Алексей Бадаев- Бурятское седло
19. Намжил Нимбуев-Стреножные молнии:стихи, проза
21. Алтаргана - сборник бурятской народной поэзии
Министерство образования и науки РБ
МОАУ СОШ№8
XIII Республиканская научно-практическая конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам
«Сибирская весна»
Номинация: Культурология
Тема: «Образ коня в бурятском фольклоре»
Автор: Грыдин Виктор, ученик 9В класса
МАОУ СОШ №8 г.Улан-Удэ
Руководитель: Раднаева Валентина Баясхаловна,
учитель бурятского языка МАОУ СОШ №8
Улан-Удэ
2012г.
Философские стихи Кристины Россетти
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Самый главный и трудный вопрос
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Золотая хохлома