В данной работе описано детальное строение храма и его значимость в церковной жизни человека.Автор,используя фотографии Николо-Угрешского монастыря и собственные стихотворения,показывает не только красоту и величие храма,формирующие систему нравственных ценностей,но и как место встречи с Богом.
Вложение | Размер |
---|---|
pipeykina_a..doc | 135.5 КБ |
Проект по основам православной культуры
Тема: Храм как место встречи
МОУ «Лицей № 3»
им. Главного маршала
авиации А.Е. Голованова
Класс: 9 «А»
Выполнила: Пипейкина
Александра Александровна
Руководитель: Павлис
Нина Николаевна
г. Дзержинский
Московская область
2009-2010 гг.
Содержание
Введение…………………………………………………………...………………3
Часть I.
Храм как место духовной благодати…………………………………………….4
Часть II.
Внутренне строение православного храма………………………………...……5
Часть III.
Первые храмы и их роль в православном мире………………………………..13
Часть IV.
Литургия. Место встречи с Богом……………………………………………...15
Заключение.………………………………………………………………………18
Список использованных источников и литературы…………………………...19
Введение
Цели исследования:
а) развивающие:
способствовать формированию
б) воспитательные:
способствовать
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Объект исследования – православный храм.
Формы и методы исследования:
Глава I
Храм как место духовной благодати
Ступеньки
Слайд1
Ступеньки перед входом в храм. Открыта дверь. За дверью, там
Слайд2
Сверкает золото небес,Там слышно ангельскую песнь.
Там лик святых и Богородица
Слайд3
Пред Божиим Престолом молятся,А золотой иконостас
Чуть отделяет их от нас.
Слайд4
Там свечи у икон горят.Там о мирском не говорят.
Кадильный звон со всех сторон,
Струится ладан у икон.
Слайд5
Там Небеса земли касаютсяИ это явно ощущается,
Лишь по ступенькам поднимись…
Такой же путь вся наша жизнь.
Александра Пипейкина
«Когда Владимир Мономах выбирал, какую веру принять, послал он десять мужей в разные страны. Когда они вернулись, слова их были таковы: "Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети. «…» И нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на льнебе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».[1]
Слайд8
Слайд7
Слайд6
Глава II
Внутреннее строение православного храма
Слайд9
Храм. Церковь. Собор. Исторически эти слова имеют разные значения, но сейчас ими мы называем то здание, где верующие собираются для получения духовной бслагодати с помощью молитвы и Церковных Таинств. Напрасно мнение, что это собрание людей ради молитвы – выдумка священников. Основание Новозаветной Церкви положено самим Господом, во время Его пребывания на Земле. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Некоторые приводят против создания Церкви слова Спасителя во время Его беседы с Самарянкой: Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине". Но вот что пишет по этому поводу архиепископ Аверкий Таушев в своей книге "Руководство к изучению Священного Писания " «Поклонение Богу "Духом и истиной" отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а так же многие другие места в Евангелиях)».[2]
Днём Рождения Церкви считается Духов День – День сошествия Святаго Духа на апостолов.[3]
Слайд10
Слайд11
Троица
Слайд12
Шестопсалмие* оконченоЗажигают снова свечи.
Праздник! Праздник! На апостолов
Дух сошёл сегодня вечером
Поклонюсь иконе праздника
Слайд13
Троице ветхозаветной*.Духов день. Пятидесятница.
День Рожденья нашей церкви.
Слайд14
Аромат берёз и ладанаПенье хора, трав палитры
Хороши, но всё же главное
Быть внимательным к молитве.
Слайд15
Господи, зажги всех насДухом Светлым, словно свечи.
Чтоб в последний жизни час
Радоваться близкой встрече.
Александра Пипейкина
*Шестопсалмие – чтение шести псалмов во время вечернего Богослужения, в который гасят свечи и свет.
Слайд16
*На самом деле иконой праздника является представленная сейчас икона Сошествия Святаго Духа на апостолов, но в храмах часто ставится именно Рублёвская Троица.
Слайд17
В храме всё символично, всё служит отображением Царствия Небесного. На многих вещах лежит благодать Святаго Духа, через них на людей проходит это благодать. Но многое в храме является настоящими, святыми предметами. Давайте посмотрим на то, что нас окружает с самого входа в храм.
Слайд18
Монастыри огорожены большими стенами, но и вокруг приходских храмов ставится ограда. Ворота в ней называются святыми. Они обычно состоят из трёх частей. Центральные ворота открываются только для архиереев или погребальных шествий, а обычные люди входят в какую-либо из маленьких калиток. Иногда делают не две, а одну калитку или врата с калиткой в них.
Войдя в калитку, мы часто попадаем на хорошо ухоженную территорию, с цветниками, лавочками, садом, детской площадкой, может быть даже пруд с рыбками. Ведь этот садик символизирует собой Рай.
Слайд19
Войдя в ограду мы подходим к паперти. Это широкая площадка перед входом в само здание храма. Чаще всего к ней ведут ступеньки, иногда их много, а иногда всего две.Слайд20
Храм всегда можно отличить от других зданий по куполу с крестом. Но куполов бывает разное количество.[4] Слайд21
Один купол обозначает единство Бога.Слайд22
Два – две природы во Христе: человеческую и Божественную.Слайд23
Три – Бога-Троицу. Отца, Сына и Святаго Духа.Слайд24
Пять – Господа Иисуса Христа в центре и четырёх евангелистов кругом.Семь – в знак семи Таинств Церкви и семь даров Святаго Духа.
Слайд26
Слайд25
Девять – в честь девяти небесных чинов ангельских.Слайд27
Тринадцать – Господа и 12 апостолов.Тридцать три – по числу лет земной жизни Спасителя.
Слайд29
Слайд28
40 – число дней, которые пребывал Господь с учениками после своего Воскресения, уча тайнам Царствия Божия (Деян. 1:3), а в храме нам открываются эти тайны.Крест, который мы видим на куполе, в храме, которым ограждаем себя во время молитвы – символ победы Господа над смертью и грехом. К любому кресту надо бережно относиться. Известен случай, когда человек хотел выпить чашу с ядом, но перед этим оградил её крестным знамением и яд не подействовал.
Слайд30
Но вот мы проходим, паперть и оказываемся внутри самого храма. Он разделён на три части. Самая близкая к входу: притвор.В притвор дозволялось входить некрещёным, для слушания слова Божия. Тех, кто приготовлялся к таинству крещения, называли оглашенными. Над ними проводился специальный чин оглашения. Однако позже, институт оглашенных пропал, и притворы потеряли свою функцию. Хотя до сих пор считается, что он символизирует преисподнюю, сам храм – землю, а алтарь – небо. Сейчас в притворе проводятся некоторые службы, такие как лития во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим. В притворе даётся женщине очистительная молитва в 40-й день после родов, без которой невозможно входить в храм.
Слайд32
Слайд33
Слайд31
В притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы. [5]
Слайд34
Слайд35
Слайд36
Дальше сам Храм. Обычно он отделён от притвора аркой. Посередине храма стоит аналой – столик, на котором лежит икона праздника, воскресения Христова или празднуемого в этот день святого. Может стоять несколько аналоев. Сбоку установлено Распятие – крест с изображением распятого Спасителя и канун – столик со многими маленькими подсвечниками и небольшим распятием. Здесь совершается панихида – особое моление за усопших. На стенах висят иконы. Сбоку или над храмом находится клирос[6], место где поёт хор. Прямо перед алтарём стоит иконостас.Слайд38
Слайд37
Средняя часть храма — изображает собой наш мир, землю, в отличие от алтаря, знаменующего собой царствие Божие, область превыспреннего, где совершаются тайны Божии.Слайд39
Алтарь отделяется от храма иконостасом и водружается на возвышении. Иконостас - образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем Господом Иисусом Христом. Он обращен своей лицевой стороной – иконами - к средней части храма. Здесь, в храме, земная Церковь соприкасается, встречается с Церковью Небесной. В молитвах живые и мёртвые поминаются равным образом, так как во время богослужения в храме присутствуют и те и другие. Присутствие лиц Небесной Церкви издревле выражено и в иконах, в росписи храма и в иконостасе.Слайд41
Слайд40
В центре алтаря помещаются царские врата — двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив Престола, стоящего в алтаре. Через них исходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия людям. Он таинственно также входит в них во время входов с Евангелием и на великом входе за литургией в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.Слайд42
Слайд43
Слайд44
Слайд45
Слайд46
Слева от царских врат, в северной части иконостаса, против жертвенника устраиваются северные одностворчатые двери для выходов священнослужителей в уставные моменты богослужения. Справа от царских врат, в южной части иконостаса находятся южные одностворчатые двери для уставных входов священнослужителей в алтарь, когда они совершаются не через царские врата. Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма). Она отдергивается и задергивается в уставные моменты и знаменует собою вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие царских врат означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие царских врат знаменует лишение людей рая небесного по причине их грехопадения. Стоящим в храме это напоминает об их греховности, которая делает их еще недостойными вхождения в Царство Божие. Только подвиг Христа открывает вновь возможность верным быть причастниками небесной жизни.[7] При богослужении к этим основным символическим значениям завесы и царских врат последовательно присоединяются более частные значения. Например, после великого входа на литургии, который знаменует собою шествие Христа Спасителя на крестный подвиг и смерть нашего ради спасения, закрытие царских врат означает положение Христа во гроб, а закрывающаяся при этом завеса знаменует камень, приваленный к дверям гроба. При пении затем Символа веры, где исповедуется Воскресение Христово, завеса открывается, обозначая камень, отваленный ангелом от дверей гроба Господня, а также то, что вера открывает людям путь к спасению.Слайд47
Слайд48
Святой Иоанн Богослов видел в Откровении дверь, как бы отверстую на небе, видел также, что храм небесный отверзается. Богослужебное открытие и закрытие царских врат, таким образом, соответствует тому, что происходит на небесах.Слайд50
Слайд49
На царских вратах помещаются обычно образ Благовещения Архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем рождении Спасителя мира Иисуса Христа, а также образы четырех евангелистов, возвестивших об этом пришествии во плоти Сына Божия всему человечеству. Это пришествие, являясь началом, главизной нашего спасения, воистину отверзло людям закрытые доселе двери небесной жизни, Царства Божия. Поэтому образы на царских вратах глубоко соответствуют их духовному значению и смыслу.Слайд52
Справа от царских врат помещается образ Христа Спасителя и сразу за ним — образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм или придел. Слева от царских врат ставится образ Матери Божией. Этим особенно наглядно всем присутствующим в храме показывается, что вход в Царство Небесное открывается людям Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью — Ходатаицей нашего спасения. Далее за иконами Богоматери и храмового праздника по обе стороны царских врат, насколько позволяет пространство, ставятся иконы наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий. На боковых, северных и южных, дверях алтаря изображаются, как правило, архидиаконы Стефан и Лаврентий, или Архангелы Михаил и Гавриил, или прославленные святители, или ветхозаветные первосвященники. Над царскими вратами помещается образ Тайной вечери, как начало и основание Христовой Церкви с ее самым главным таинством. Этот образ указывает также, что за царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной вечери, и что через царские врата совершится вынесение плодов этого таинства Тела и Крови Христовой для причащения верующих.
Слайд53
Слайд51
За иконостасом находится алтарь. Он символизирует собой Царство Небесное. История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось таинство Евхаристии — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.[8] В наше время в антиминсе на престоле непременно присутствуют мощи святых. Вещественные останки небожителей, таким образом, устанавливают прямую и непосредственную связь престола и алтаря земной Церкви с Церковью Небесной, с Царством Божиим. Здесь земное неразрывно и теснейшим образом сопряжено с небесным: под небесным жертвенником, соответствующим Нашему престолу, святой Иоанн Богослов видел души "убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели" (Откр. 6:9). Наконец, Бескровная Жертва, приносимая на престоле, а также то, что на нем, как правило, в дарохранительнице постоянно хранятся Тело и Кровь Спасителя в виде запасных Даров, делает алтарь величайшей святыней.
Слайд54
Слайд55
Если алтарь в целом означает область бытия Божия, то вещественным знамением Самого невещественного Бога является престол, где Бог действительно особым образом присутствует в Святых Дарах и мощах Своих святых угодников. В алтаре разрешается присутствовать только священникам и их помощникам. В любом случае это могут быть только лица мужского пола. Так например при крещении мужчины его обязательно вводят в алтарь.
Часть III
Первые храмы и их роль в православном мире
Слайд57
Слайд56
Первые храмы были ещё в ветхозаветные времена. Точнее был один храм – в Иерусалиме. Только там иудеям разрешалось совершать богослужения и приносить жертвы. Когда иудейский народ был угнан в Вавилонский плен, а храм разрушен, иудеи лишились возможности служить Богу. Поэтому они начали строить синагоги: места для общей молитвы и чтения пророческих книг. По возвращении из вавилонского пленения, храм был восстановлено, но синагоги продолжали строить именно с целью поучения народа отеческими писаниями. Но основные богослужения по-прежнему могли совершаться лишь в Вавилонском храме.
После Распятия Христова, жертвоприношения потеряли свой смыл, поскольку являлись прообразом Его искупительной жертвы. Первым Христианским храмом, можно считать Сионскую горницу, где впервые Его пречистые Тело и Кровь были предложены верующим под видом хлебы и вина. После ученики нередко собирались для общей молитвы и, рукоположенные Самим Господом в пресвитеры, совершали первые Божественные Литургии. В течение некоторого времени Христиане ещё продолжали посещать иудейские храмы (Деяния 21, 23-26), но потом, по видимому, эта традиция прекратилась. Следует ещё заметить, что по своему внутреннему устройству православные храмы повторяют строение иерусалимского Храма, да и богослужения тоже схожи. В первый век нашей эры, после Воскресения Христа, христиане оказались между трех огней. С одной стороны были закосневшие в предрассудках фарисеи, никак не хотевшие верить в то, что Распятый ими на кресте человек и есть ожидаемый Мессия. С другой – язычники, ненавидевшие христиан за их отрицание языческих богов. С третьей – римские власти, усматривавшие большую опасность в объединении людей и стремившиеся к их разобщению. Выходов было два. Первый – отречься от Христа, поклониться языческим богам и жить по земному, а второй – наверх, к Богу. И действительно, гонения не уничтожили христианства, а еще более укоренили его.[9] Верные христиане тайно собирались в домах богатых верующих или в катакомбах, на гробницах мучеников за Христа. Их мощи символизировали связь земного с небесным, поскольку тело их находилось на земле, а душа – на небе. И сейчас эта связь сохраняется, так как на каждом алтаре присутствует антиминс.
Слайд59
Слайд58
Слайд60
Часть IV
Место встречи с Богом. Литургия
Слайд61
Да, короче стали службы, легче – посты, но самое главное остаётся неизменным. За каждой Божественной Литургией хлеб и вино претворяются в Божественные Тело и Кровь Господа. Об этом Таинстве – Евхаристии, можно говорить бесконечно. Это самое удивительное на земле. Св. Праведный Иоанн Кронштадский писал, что Таинство Евхаристии выше и удивительнее чем сотворение мира.
В начале Литургии поётся песнопение «Единородный Сыне…». Его иногда называют сокращённым Символом Веры, потому что в нём запечатлены основные догматы Православной Церкви. Если его подробно разобрать, мы сможем хоть немного понять непостижимость Таинства, совершающегося на Божественной Литургии.[10]
Слайд62
Единородный Сыне… – Слово «Единородный» говорит о том, что Сын и Отец равны, едины по существу. Слово «Сын» указывает на теснейшую их связь между собою.Слайд63
…и Слове Божий… – вторую ипостась Святой Троицы – Бога Сына, часто называют Словом Божьим. Это наименование встречается как в Новом Завете (Ин, 1, 1), так и Ветхозаветных пророчествах. Но более точный перевод этого слова: Премудрость. Ведь и любая мысль является невысказанным словом. Часто, объясняя тайну Троичности и одновременно единства Божества, употребляет такое сравнение: Бог Отец – это Ум. Бог Сын – Слово или Мысль, Святой Дух – Дух присущий каждому уму, слову или мысли. …безсмертен сый… Слово «сый» переводится с Церковно-Славянского как «Сущий, существующий». То есть здесь указывается на величие Сына Божия и его бессмертие.
… и изволивый спасения нашего ради…. Тот, который благоволил ради нашего спасения ( и именно ради моего личного спасения)
Слайд64
…воплотитися… - облечься в человеческую плоть. То есть Господь принял не только образ человека (обладал руками, ногами), но и все его скорби связанные с телом. А именно: голодал, жаждал, страдал от жары, был искушаем. В Нём соединились Божество и человечество.Слайд65
от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии… Господь воплотился от Святой Богородицы и Вечной Девы. Не от мужа он был рождён, а от Духа Святого. Богородица и пребыла Девой и до его Рождества и после.Слайд66
…Непреложно Вочеловечивыйся … действительно ставший человеком, о чём говорилось выше.…Распныйся же Христе Боже смертию смерть поправый… Господь пришёл на землю для того, что бы пострадать, быть распятым. Как человек он умер смертию, но смерть не смогла удержать его в своём плену. Смертью Христовой мы ожили. Он Воскрес и воскресит нас в будущем веке.
…Един сый Святые Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу… единый во Святой Троице. Прославляемый вместе с Отцом и Святым Духом.
Слайд67
…спаси нас.
Евхаристия – в переводе с греческого - благодарение.[11] Все песнопения Божественной Литургии проникнуты неземной радостью, душа действительно оказывается на небе. Первый возглас священника на Ней: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. По словам святого Иоанна Кронштадсткого во время Божественной Литургии Небо спускается на землю. Сам Бог незримо совершает Таинство через священника, храм наполняется ангелами, святыми. Души умерших людей молятся вместе с живыми.
И напоследок несколько мудрых высказываний о Литургии:
Слайд68
Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую – Божественную Литургию, то чаша Божественной Литургии перевесит.
Ради Божественной Литургии солнце на небе светит днем, луна – ночью, и звезды небесные – тысячи их – свой свет издают; и земля плод дает, и потому мы можем питаться хлебом. Не будет Литургии – солнце померкнет, и земля перестанет производить свой плод.[12]
Слайд69
Заключение
Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Соответственно, человек, желающий плотнее приобщиться к древнему преданию и традициям, должен, глядя на земное в сооружении храма, стараться видеть в нем небесное. Таким образом, пребывание в храме суть важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь через видимое – к невидимому. В храме все подчинено единой цели, храм – это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются Божественной жизни в таинствах. Поэтому храм – частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие. Одновременно храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.Символика храма, таким образом, есть выражение литургической жизни Церкви, важнейшей стороны церковного предания. Общение с Богом, возрождение для новой жизни, «нового неба» и «новой земли», осуществляется, прежде всего, в таинстве евхаристии, происходящем в храме. Именно поэтому храм – «дом Господень» – отличен от всякого другого здания.Можно со всей уверенностью сказать, что изучение русского православного храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы православной веры может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к Самому Создателю Добра, Любви и Красоты.
Список использованных источников и литературы
I. Источники:
II. Литература:
1. Бобков К. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.
[1] Рыжов К. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. М., 1999.
[2] Евангелие от Матфея. – 2:11, 14:33, 15:25.
[3] Евангелие от Иоанна – 11:31, 12:3, 12:7.
[4] Духанин В. Сокровенный мир православия. М., 2007.
[5] Таушев А. Руководство к изучению Священного Писания. М., 2001. С. 56-83.
[6] Толковый словарь русского языка/ Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. М., 1995.
[7] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2008.
[8] Духанин В. Сокровенный ми православия. М., 2007.
[9] Таушев А., Руководство к изучению Священного Писания. М., 2001
[10] Бобков К. Символ и духовный опыт православия. М., 1996. С. 17.
[11] Толковый словарь русского языка/ Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. М. 1995.
[12] Духанин В. Сокровенный мир православия. М., 2007.
Рисуют дети водопад
"Морская болезнь" у космонавтов
Три орешка для Золушки
Никто меня не любит
Кто грамотней?