Главные вкладки


    Лицейские друзья Пушкина

    Автор: 
    Васькин Андрей

    Реферат о лицейских друзьях Пушкина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    liceyskie_druzya_pushkina.docx34.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное

    бюджетное учреждение «Гимназия №3»

    «Лицейские  друзья  Пушкина»

    Реферат

    выполнил    Васькин Андрей,

    учащийся 5»а» класса.

    Руководитель Козлов В.В.,

    учитель русского языка и литературы

    Кудымкар

     2011 год


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………3

    Глава 1. Пушкин в Лицее…………………………………………………4-7

    Глава 2. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг – самые близкие друзья……..8-12

    Глава 3. Особый день - 19 октября………………………………………13-15

    Глава 4. Восстание декабристов – особая тема в творчестве Пушкина…………………………………………………………………….16-17

    Заключение………………………………………………………………..18

    Библиография……………………………………………………………..19

    Приложения


    Введение

    Тема изучения пушкинского творчества и пушкинской биографии увлекает многих людей, в том числе и школьников. В курсе литературы мы изучаем творчество и биографию писателя и поэта А.С.Пушкина. Лично мне наиболее интересна тема лицейских лет Пушкина – времени его учения, возникновения дружбы между лицеистами, которая осталась у них на всю жизнь.

    Тема реферативной исследовательской работы  «Лицейские друзья Пушкина».

    Цель работы – изучение влияния пребывания Пушкина в Царскосельском лицее и лицейских товарищей на его жизнь и творчество.

    Задачи:

    1. Изучение материалов, рассказывающих о пребывании Пушкина в Лицее.

    2.Рассмотрение роли троих самых близких друзей - Пущина, Кюхельбекера, Дельвига – на судьбу Пушкина.

    3. Рассмотрение произведений, посвященных дню открытия Лицея – 19 октября.

    4.Краткий анализ темы декабризма в творчестве Пушкина.

    Объект исследования - творчество и биография Пушкина.

    Предмет – лицейский период жизни и творчества Пушкина.

    Использовались в ходе работы исследовательские методы: анализ литературы по теме; сравнение и обобщение материалов.

    Работа имеет следующую структуру: введение, 4 главы, заключение, библиография. Данная работа может быть использована учащимися, которые интересуются пушкинской темой.


    Глава 1.   Пушкин в Лицее

    Друзья мои прекрасен наш союз!

    Он как душа неразделим и вечен –

    Неколебим, свободен и беспечен,

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина

    И счастье бы куда  ни повело,

    Всё те же мы: нам целый мир - чужбина;

    Отечество нам - Царское Село.

    А.С. Пушкин “19 октября” (1825)

    В Царскосельском лицее (см. Приложение 1) Пушкин провёл всего несколько лет, но не забывал о нём на протяжении всей своей недолгой жизни, ведь лицей явился для тогда ещё маленького Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, которые сопровождали его в течение всего жизненного пути, они стали его лучшими друзьями: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем.

    Лицейское братство – самая светлая глава в биографии Пушкина. Куда бы “ни бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастие не повело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему царскому отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них. Формировалось и мировоззрение – тот дух свободы, без которого не могло быть у нас ни величайшего национального поэта Пушкина, ни самоотверженных революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина.

    В Лицей двенадцатилетний Пушкин приехал с немалым запасом разнообразных жизненных впечатлений — и от увиденного, и от личного общения, и с почерпнутым из книг. Редкая в таком возрасте начитанность Пушкина поразила его будущих товарищей-лицеистов при знакомстве с ним. Иван Пущин вспоминал: “Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…”

    Но в остальном ему было трудно конкурировать с серьёзными сверстниками. Прекрасного французского оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте. В Лицее он недурно овладел латынью, но далеко не лучше других знал античную литературу: на уроках ответы многих одноклассников педагогам кажутся предпочтительней. Даже в сложении стихов (часть он пишет по-французски) первоначально у него находятся довольно удачливые соперники. А если ещё учесть, что директор Энгельгард отмечал у Пушкина в качестве недостатков “французский ум” (другими словами, легковесность и чрезмерное вольнодумство) и страсть к сатире (то, что теперь мы называем словом “критиканство”), помноженную на ранний скепсис, то будет понятно, почему уже через год занятий в общем рейтинге Пушкин занимает лишь 28-е место (начав с 14-го). Сам Пушкин самокритично свидетельствовал:  

    …порой бывал прилежен,

    Порой ленив, порой упрям,

    Порой лукав, порою прям,

    Порой смирён, порой мятежен,

    Порой печален, молчалив,

    Порой сердечно говорлив.

    Пушкин по характеру в это время был вспыльчивый, к тому же склонный к злой насмешке, внешностью напоминающий обезьяну, за что и имел соответствующие прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент (Грибоедов позже звал его “мартышкой”). Многие из лицеистов считали его себялюбивым, тщеславным и даже агрессивным. Отсюда другое прозвище — “француз”, отнюдь не только за прекрасное знание французского языка (в годы Отечественной войны тем более обидное и никак не похвальное). Прозвища были почти у всех лицеистов. Но обидных среди них немного, чаще — “швед”, “Кюхля”, “голландец”, “султан”, “маркиз”, “рыжик”, “лиса”, “сибиряк”…

    Для  Пушкина  лицей  был   не  только  источником  дорогих воспоминаний,  но  и  многого  существенно  важного  и   решающего   в   его последующем духовном развитии.  В  лицее  были  хорошие  преподаватели,  там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и  излагаемые ими научные сведения, служил  образованию  их  тесный  дружеский  круг.  Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после  окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой  дате  стихами.  И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были  тем  самым,  что заменяло ему в юности  столь  необходимое  для  человеческой  души  ощущения дома.  Лицей,  лицейское  содружество,  воспоминания  о   лицее   были   тем положительным основанием, на  котором,  при  всех  ошибках  и  неудачах,  не только в радостях, но и в  невзгодах,  всегда  строилась  внутренняя  судьба личности Пушкина. Это то, на  что  Пушкин  оглядывался  при  всех  поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

    В  лицее,  в  атмосфере  лицея,  все  хорошо   воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и  духовной  открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта);  прогулки  по садам  лицея  заставляли  вспоминать  и  приобщаться   мыслью   к   прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное  отражение  в  поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы  пушкинской  поэзии в значительной степени, нежели  это могли сделать домашнее чтение в  детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними  хорошими и плохими учителями. В лицее  были  возможности  свободного  и  естественно непринужденного приобщения к культуре и – что не менее  важно  –  приобщение всем дружеским кругом, вместе.


    Глава 2

    Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг – самые близкие друзья.

    В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. Он быстро подружился с Иваном Пущиным (см. Приложение 2). С первых же дней пребывания в Лицее тринадцатилетний Иван Пущин стал считаться одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие, “чувствительность с мужеством и тонким честолюбием”, особенно же рассудительность, в обращении с окружающими — неизменная вежливость и “приличная разборчивость и осторожность”. Подобное случается не часто: все, кто знал Пущина и во время учёбы в Лицее, и после, даже его идейные противники, отзывались о нём не иначе как исключительно с уважением и симпатией. Повзрослев, он был высок ростом, хорошо сложён. Большие выразительные сине-серые глаза, спокойное лицо. Про таких говорят — красив и духовно, и внешне.

    Пушкин и Пущин жили в Лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью  “№ 13. Иван Пущин”, а слева — “№ 14. Александр Пушкин”. Пущин — тоже москвич, он на год постарше Пушкина. Вместе посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина. Позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами.

    В 1826 году он написал об Иване Пущине: “Мой первый друг, мой друг бесценный”, как пишут и думают о первой незабываемой любви. Нет, даже больше, чем о первой любви, ибо “она прошла... но с первыми друзьями // Не резвою мечтой союз твой заключён. // Пред грозным временем, пред грозными судьбами // О, милый, вечен он! “. Это было сказано ещё раньше – в 1817 году. А в день смерти Пушкин горько пожалел, что нет рядом Пущина и Малиновского ( «Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах! Грустно умереть далёко от друзей».)

    Товарищ милый, друг прямой,

    Тряхнём рукою руку,

    Оставим в чаше круговой

    Педантам сродню скуку:

    Не в первый раз мы вместе пьём,

    Нередко и бранимся,

    Но чашу дружества нальём –

    И тотчас помиримся. (1814 г.)

    11 лет Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен в “мрачных пропастях земли” (был в застенках), но дружба не слабела:

    Молю святое провиденье:

    Да голос мой душе твоей

    Дарует то же утешенье,

    Да озарит он заточенье

    Лучом лицейских ясных дней.

    У Пущина были прекрасные отношения со всеми, его никто не обижал, он ни с кем не ссорился. Происходил из родовитой дворянской семьи, его отец — генерал-интендант флота. Но в семье двенадцать детей. И мать, страдавшая душевным расстройством... Так что Пущин совершенно иначе, чем остальные люди, относился к дружбе между лицеистами… Пущина осудят на вечную каторгу; он вернётся из сибирской ссылки лишь в 1856 году и через три года умрёт.

    Ещё один лицейский друг Пушкина – Вильгельм Кюхельбекер  (см. Приложение3)  сильно повлиял на его творчество. А был он смешным таким человечком среди лицеистов. Кюхельбекер, плохо слышащий на одно ухо после золотухи, с необузданной вспыльчивостью и с комической внешностью, вызывавшей постоянные шутки, доходившие до издевательства (ребята в этом возрасте бывают удивительно злыми). Однажды дошло до того, что Кюхля решил топиться — его вытащили из пруда и обсмеяли ещё сильнее, мол, даже утопиться не можешь…

    Первое напечатанное стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу” обращено именно к Кюхельбекеру. Юношеские размышления о роли и назначении поэта в этом произведении опираются на жизненную основу. Речь идёт о начальных неуклюжих поэтических опытах Кюхельбекера:

    Но что? ты хмуришься и отвечать готов;

    Пожалуй, - скажешь мне, - не трать излишних слов;

    Когда на что решусь, уж я не отступаю,

    И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.

    Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,

    Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.

    Нужно было очень тонко понимать характер Кюхельбекера, чтобы написать это. “Когда на что решусь, уж я не отступаю!” – таков был один из важнейших жизненных принципов этого человека. Он осуществил его в дружбе, в литературе и в жизни – в декабрьский день 1825 года, который превратил неимущего и малоизвестного петербургского поэта в “опасного государственного преступника”, строго охраняемого всем могуществом царской власти.

    Кюхельбекер, просидев в Петропавловской, Кексгольмской и Шлиссельбургской, затем в Динабургской крепостях, будет отправлен на поселение в Сибирь, где заболеет туберкулёзом и угаснет в Тобольске в 1846 году.

    Во многих стихах Пушкин обращается и к одному из любимых друзей – к Антону Дельвигу (см.Приложение 4). Он был очень забавным и смешным. Например, лишённый очков, близорукий Дельвиг, для которого весь свет был как в тумане, а все женщины казались ему красавицами, — то-то была потеха для остальных лицеистов. Именно не способный к зависти Антон Дельвиг в стихотворении «Пушкину» уже в 1815 году предсказал своему другу великое будущее. Флегматичный толстяк и великодушный добряк Дельвиг со своим вечным “Забавно!”, произносимым с задумчивой улыбкой, мягкий, снисходительный даже к обидам со стороны Пушкина (хотя, казалось бы, кому понравится, когда о тебе говорят: “ленивец сонный” и “сын лени вдохновенный”), умел понимать, щадить, ценить и поддерживать друга. Кстати, по воспоминаниям одного из лицеистов о Дельвиге, “только огненная натура Пушкина могла вызвать его к деятельности”. Чаще всего (это о Дельвиге отзывается уже сам Пушкин): “Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными”. Умственные склонности Дельвига и Пушкина сходствовали. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. А Пушкин всегда прислушивался к мнению Дельвига-литератора.

    А когда в  1831 году умирает Дельвиг (он скончался от “гнилой горячки”) никто не ожидал столь ранней его смерти. Трудно представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: “Ужасное известие получил я в воскресенье... Вот первая смерть, мною оплаканная, ... никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели”. В тот же день пишет Е.М.Хитрову : “Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Наши ряды начинают редеть...”.

    В этом же – 1831 году – на лицейскую годовщину Пушкин откликнулся одним из самых грустных своих стихотворений:

    Чем чаще празднует Лицей

    Свою святую годовщину,

    Тем робче старый круг друзей

    В семью стесняется  едину,

    Тем реже он; тем праздник наш

    В своём веселии мрачнее;

    Тем глуше звон заздравных чаш

    И наши песни всё грустнее.

    И почти последними словами умирающего Пушкина будут слова: “Как жаль, что нет здесь сейчас ни Пущина, ни Малиновского...”. Лицейских товарищей позовёт поэт в последние минуты жизни, как будто ещё раз вспоминая клятву своей прекрасной юности: “Где б ни был я, в огне ли смертельной битвы, при мирных ли брегах родимого ручья, - святому братству верен я!”

    Жизнь развела и разбросала лицейских братьев, но лицей навсегда остался для них всех незыблемым и святым символом дружбы. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них – частица жизни Пушкина, частица его сердца, души и характера. Высокая гражданственность жизненной позиции Пущина, цельность и благородство его натуры, непосредственность, порывистость, импульсивность, “сумасбродство” Кюхельбекера, душевная ясность, изящество, гармоничность и доброта Дельвига, - всё это по своему преломилось, выразилось и в характере Пушкина, и в сложном внутреннем мире его личности.


    Глава 3.

    Особый день - 19 октября

    19 октября – самая главная дата в жизни лицеистов первого выпуска. Скрепив свою дружбу одинаково незыблемыми чугунными кольцами, они решили собираться каждый год 19 октября, в честь дня торжественного открытия лицея в 1811 году.

    Знаменательной и всегда связанной с друзьями-декабристами была для Пушкина дата открытия Царскосельского лицея. Годы пребывания в этом заведении были связаны с воспоминаниями о вольнолюбивых надеждах, о “святом братстве”, “семье друзей”. На эти даты выпадает создание ряда произведений, которые содержат прямые и косвенные декларации политического характера или дорогие и священные воспоминания для поэта.

    Особое место в ряду пушкинских лирических гимнов дружбе занимает элегия “19 октября” 1825 года. Прошло уже несколько лет разлуки Пушкина с друзьями: сначала южная ссылка, потом заточенье в Михайловском.

    Печален я: со мною друга нет,

    С кем долгую запил бы я разлуку,

    Кому бы мог пожать от сердца руку

    И пожелать весёлых много лет.

    Прямо обращённое к товарищам стихотворение напоминает им об отсутствующих:

    Я пью один, и на брегах Невы

    Меня друзья сегодня именуют...

    Но многие ль и там из вас пируют?

    Ещё кого не досчитались вы?

    Ещё не догадываясь об этом, Пушкин в дату 19 октября 1825 года как бы закладывает сам для себя основу традиции, которой он никогда потом не изменит; во всех посвящённых лицеистам и годовщинам открытия лицея стихотворениях Пушкин вспоминает прежде всего о тех, кого нет рядом с друзьями. В 1827 году это будут Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, сосланные в Сибирь; в 1831 году – “шесть мест упразднённых стоят”, а среди них – “любимейший из любимых” Антон Дельвиг. Но эти мотивы скорби зазвучат ещё не скоро. И в 1825 году Пушкин с любовью и нежностью вспоминает тех людей, с которыми ему посчастливилось повидаться за время своего пребывания в Михайловском:

    ................Поэта дом опальный,

    О Пущин мой, ты первый посетил,

    Ты усладил изгнанья день печальный,

    Ты в день его лицея превратил.

    “Ты, Горчаков, счастливец с первых дней... невзначай просёлочной дорогой мы встретились и братски обнялись”. “И ты пришёл, о Дельвиг мой!”

    Главным в стихотворении 1825 года становится истинный гимн дружбе, навсегда вошедший в сознание и память любого русского читателя:

    Друзья мои прекрасен наш союз!

    Он как душа неразделим и вечен –

    Неколебим, свободен и беспечен,

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Чистота, бескорыстность, широта дружеского чувства Пушкина поразительны. В том же году Пушкин пишет стихотворение “Дружба”, состоящее из одного четверостишья.

    Что дружба? Лёгкий пыл похмелья,

    Обиды вольный разговор,

    Обмен тщеславия, безделья

    Иль покровительства позор.

    Невозможно поверить, что это пишет тот же Пушкин, только что восклицавший: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”. Что вызвало эти горькие и безжалостные строки? Просто ли дурное настроение или внезапно проснувшиеся воспоминания о встречах и отношениях с людьми, далёкими от лицея. Может быть, ведь в стихотворении “19 октября” есть тень этих неприятных впечатлений:

    Друзьям иным душой предался нежной;

    Но горек был небратский их привет.

    Пушкин не хочет вспоминать невежество, предательство и коварство “иных друзей”, он не хочет омрачать этими воспоминаниями стихи, посвящённые Лицею, но горечь и обида, видимо, так сильны в его душе, что нечаянно отчеканиваются в это короткое четверостишие.


    Глава 4.

    Восстание декабристов – особая тема в творчестве Пушкина

    В декабрьские дни 1825 года, когда Россия была потрясена восстанием на Сенатской площади и жестоким подавлением первой попытки революционного переворота, Пушкин находился в Михайловской ссылке. Лишь значительно позже он узнал все подробности этой трагедии, бросившей кровавый отсвет на жизнь поколения, лучшие люди которого были уничтожены или обречены на долгие годы ссылки или каторги. Теперь, после декабрьской катастрофы, на его долю выпадала историческая роль хранителя и продолжателя традиций разгромленного поколения, тех, кого он называл “друзья”, “братья”, “товарищи”.

    К годовщине восстания на Сенатской площади также приурочен ряд Пушкинских стихотворений. 13-м декабря – кануном восстания – помечено в 1826 году адресованное И.И. Пущину послание “Мой первый друг, мой друг бесценный...”. Это послание было отправлено Пущину на каторгу вместе со стихотворением “Во глубине сибирских руд...”. Непосредственным толчком к написанию этого стихотворения послужил героический отъезд к мужьям-декабристам на каторгу в Сибирь многих из их жён. С этим прямо связаны строки:

    Любовь и дружество до вас

    Дойдут сквозь мрачные затворы.

    Среди них была особенно дорогая Пушкину М.Н. Волконская, с которой он хотел отправить свой стихотворный привет-призыв к вере в “высокое стремление” их помыслов, к мужеству и “гордому терпению” (слова, взятые из “Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея”, написанной Дельвигом и исполнявшейся хором при выпускном лицейском торжестве).

    14 декабря 1829 года – годовщина восстания – дата в рукописи неоконченного стихотворения “Воспоминания в Царском Селе”. В соотнесении с этой датой новый смысл приобретают скорбные строки:

    ... Увидев, наконец, родимою обитель,

    Главой поник и зарыдал.

    Темы декабризма и дружбы переплетались в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам, дню основания Лицея – 19 октября. Таково стихотворение, которым отмечена эта годовщина в 1827 году с обращением к сверстникам:

    Бог помочь вам, друзья мои,

    И в бурях, и в житейском горе,

    В краю чужом, в пустынном море,

    И в мрачных пропастях земли.

    “19 октября” 1827 года – один из шедевров дружеской лирики Пушкина. В этом коротком стихотворении воплотился весь Пушкин, желающий добра и счастья не только своим самым близким друзьям, но и тем, кто был далёк от него.

    Несомненно, о декабрьской катастрофе и судьбах её жертв вспоминал Пушкин и в стихотворении, посвящённом лицейской годовщине в 1831 году:

    ... рок судил

    И нам житейски испытанья,

    И смерти дух средь нас ходил

    И назначал свои заклятья.


    Заключение

    Работа с биографией и творчеством Пушкина очень интересна. С его жизнью связано и на его судьбу влияло большое количество известных людей. Среди них и поэты, и писатели, и ученые, и критики, и художники, и исторические деятели. Характер Пушкина во многом сложился под влиянием его пребывания в стенах Царскосельского лицея, где ему посчастливилось встретить настоящих друзей. Но тема лицейской дружбы в творчестве Пушкина не может рассматриваться отдельно от темы декабризма, так как в декабристском движении участвовали и близкие друзья Пушкина, поэтому в свой реферат мы включили все эти стороны биографии поэта.

    В ходе работы мы использовали достаточно источников, чтобы раскрыть тему. Цели и задачи, поставленные в начале работы, нами выполнены.

    Реферат может использоваться учащимися, которые интересуются литературой и пушкиноведением, а также учителями на уроках в 5-6 классах.


    Библиография

    А.С.Пушкин и его современники: альбом. / Авторы-составители: Т.А.Калинина, Г.Ш.Тюрина – М.: «Изобразительное искусство», 1990. Выпуски:  4,  5.

    Лобикова, Е.С. В кругу друзей / Е.С.Лобикова – М.: «Просвещение», 1990.

    Лотман, М.Ю. Биография поэта / М.Ю.Лотман - М.: «Просвещение», 1981.

    Мейлах, Б.С. Талисман / Б.С.Мейлах -  М: «Просвещение», 1975.

    http://www.ref.by/refs/44/34886/1.html


    Приложение 1

    Царскосельский лицей


    Приложение 2

    Иван Пущин


    Приложение 3

    Вильгельм Кюхельбекер


    Приложение 4

    Антон Дельвиг