• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Статья "Христианские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского"

Опубликовано Саитова Айсылу Фагильевна вкл 13.11.2012 - 18:16
Саитова Айсылу Фагильевна
Автор: 
Перунова Елена

Данная статья предназначена для учащихся 10-11 классов при изучении творчества ф.М. Достоевского. В ней автор выражает собственное отношение к поставленной проблеме, анализирует содержание произведений и делает выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Христианские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского.  

      В творчестве Ф.М. Достоевского христианская проблематика получает свое главное  развитие  в  романах   «Преступление   и   наказание»   и   «Идиот».  

     Главная мысль романа «Преступление и наказание»  проста  и  ясна.  Она есть воплощение шестой заповеди  Божьей  –  «Не  убий».  Но  Достоевский  не просто декларирует эту  заповедь.  Он  доказывает  невозможность  совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.

     Как нам известно из первого сна Раскольникова, в детстве главный герой верил в Бога и жил по его законам, то есть  жил  так,  как  велела  ему  его совесть (а совесть, по мнению Достоевского, образно говоря,  есть  сосуд,  в котором находится нравственный закон, и  он  есть  в  каждом  человеке,  что составляет незыблемую основу бытия).  В  юности  же,  приехав  в  Петербург, Родион    увидел    страшную    картину    нищеты,    вопиющую    социальную несправедливость, и все это поколебало его веру  в  Бога.  В  Раскольникове, юноше утонченном, чувствительном, существующая общественная система  вызвала протест, бунт, что выразилось  в  создании  своей  теории,  объясняющей  все течение мировой истории. Мысли, подобные мыслям главного героя, в  России  в тот период витали в воздухе  (свидетельство  тому  –  разговор  в  трактире, услышанный главным героем). Это идеи об убийстве  одного  паука  ради  блага тысяч  людей.  Правом  на  уничтожение  обладает  особый   класс   людей   – «сверхчеловеки»,  которые  являются   создателями   нового   в   мире,   они «двигатели» человечества. Примерами таких людей служат  Наполеон  и  Ньютон.

Остальные же не способны оценить деятельность наполеонов,  их  открытия.  Их Раскольников называет «тварями дрожащими». Следствием этих  идей  становится намерение главного героя убить  старуху-процентщицу.  Конфликт  усиливается тем, что она  не  вызывает  симпатий  ни  у  автора,  ни  у  читателей.  Так  Достоевский провоцирует нас на согласие с Раскольниковым.

      Целью   убийства   сам   Раскольников   в   начале   романа   называет  облагодетельствование  тысяч  несчастных  петербургских   бедняков.   Однако истинная цель преступления формулируется  главным  героем  позже,  во  время диалогов  с  Соней  Мармеладовой.  Эта  цель  –  определение  принадлежности Родиона к первому или второму разряду людей.

      Итак, Раскольников после долгих сомнений (все-таки совесть в нем жива) убивает старуху. Но во  время  совершения  убийства  в  квартиру  неожиданно входит Лизавета, сестра процентщицы, забитое, беззащитное существо, одна  из тех, чьим благом прикрывается Родион. Он убивает и ее.

      После совершения убийства главный герой потрясен, но не  раскаивается. Однако  «натура»,  полностью  заглушенная  разумом  во  время  подготовки  и совершения убийства,  снова  начинает  восставать.  Символ  этой  внутренней  борьбы в Раскольникове – физическое недомогание.  Раскольников  страдает  от страха разоблачения, от ощущения «отрезанности» от  людей,  и,  главное,  он мучается от понимания того, что «убить-то он убил, но  не  переступил  и  на этой стороне остался».

      Свою теорию Раскольников все еще считает верной, потому свои  опасения и волнения по поводу совершенного преступления главный  герой  трактует  как признак совершенной ошибки: он замахнулся не на свою роль в мировой  истории – он не «сверхчеловек». Соня уговаривает Родиона сдаться в полицию,  где  он признается в убийстве. Но  это  преступление  воспринимается  Раскольниковым сейчас не как грех против Христа, а именно как  нарушение  принадлежности  к «тварям дрожащим». Истинное раскаяние  приходит  только  на  каторге,  после апокалипсического сна, в котором  показываются  последствия  принятия  всеми людьми теории «наполеонизма» как единственно правильной. В  мире  начинается хаос: каждый человек считает себя истиной в последней инстанции,  и  поэтому люди не могут договориться между собой.

      Таким  образом,  в  романе  «Преступление  и  наказание»   Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и тем  самым  доказывает, что историей движет не воля «сильных» людей, а  духовное  совершенство,  что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца.

      Роман «Идиот» Достоевский задумал как продолжение «Преступления и наказания». Главным героем его является «обновленный Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно-прекрасного» идеала. Не случайно в рукописи он называется иногда «князем-Христом». Роман «Идиот»- драматический эксперимент писателя над дорогой для него идеей. Разумеется, Мышкин - не Христос, а простой смертный человек, но из числа тех, избранных, кто напряженным духовным усилием сумел приблизиться к этому сияющему идеалу, кто глубоко носит его в сердце своем. Писатель осознал степень риска, на который он решался в своем романе: создать «положительного» человека в момент, когда его еще нет в действительности, когда такой идеал ни у нас, ни в Западной Европе еще не выработался. Достоевский решил посреди сутолоки современной ему жизни явить, хотя бы намеком, живого Христа во фраке, с привычками и слабостями смертного. Замысел был смелый.

       Произведение получилось. Для автора образ Мышкина - целая программа. «Люблю я ее ужасно»,- писал он об идее романа. В поисках нравственного идеала писатель обратился к «личности» Христа и говорил, что никаких доказательств его истинности не требуется; все истины корыстны, плод суетного человеческого ума, а Христос просто нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Достоевский даже ставит альтернативу,- если бы его самого спросили: «С истиной или с Христом остаться, я бы предпочел бы Христа».  Писатель поступал как глубоко верующий в осуществимость идеала. Истина для него - плод усилий разума, а Христос -органическое нечто, вселенское, всепокоряющее. Христос у Достоевского заменял все революционные усилия осуществить братство, иные попытки мирно достичь идеала.

       Конечно, знак равенства Мышкин-Христос условный. Мышкин - обыкновенный человек. Но смысл приравнивать героя к Христу есть: полная нравственная чистота сближает Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Князь Мышкин в возрасте Христа, каким он отображается в Евангелии, ему двадцать семь, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответственность при обидах - все это имеет печать идеальности.

     Христос еще с детства поразил воображение Достоевского. После каторги он тем более возлюбил его, так как ни одна система воззрений, ни один земной авторитет для него не были уже авторитетами. В таком избрании идеала был, конечно, момент слабости Достоевского как правдоискателя. Христос - это и сила мечты, но это и капитуляция мыслителя перед действительностью.

      Само собой возникает вопрос: этот земной Христос так ли уж без изъянов, а если с изъянами как человек, то какой же он Христос? И все же, как прием воплощения идеала в образ Христа не был выдумкой. Он жил в сознании Достоевского, разуверившегося в других идеалах.

      Таким образом, Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Задуман дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла. Поэтому у князя Мышкина в романе особая миссия. По замыслу автора он призван исцелять пораженные эгоизмом души людей. Как христианство пустило корни в мире через проповедь двенадцати апостолов, так и Мышкин должен возродить в мире утраченную веру в высшее добро. Своим приходом и деятельным участием в судьбах людей он должен вызвать чувство добра, справедливости, продемонстрировать исцеляющую силу великой христианской идеи.


Поделиться:

Самодельный телефон

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Два морехода

Тупое - острое

Будьте как солнце!