Работа рассказывает о пребывании поэтов в с.Слепнево . Дается анализ стихотворений,написанных в этот период.
Вложение | Размер |
---|---|
gumilevy.zip | 26.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Удомельская средняя общеобразовательная школа №4»
Конкурс исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений «Ступень в будущее»
Направление гуманитарное (литературоведение)
« Пребывание А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилева в Бежецком крае и отражение этого периода в их творчестве»
Работу выполнила ученица 11 класса МБОУ УСОШ №4
Коновалова Мария
Руководитель Хакимова Вера Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ УСОШ № 4
г. Удомля
2012 год
Оглавление
1.Введение стр.3
2.Основная часть стр.4-18
1) О пребывании поэтов на тверской земле стр.4-15
2) Анализ стихотворения А.Ахматовой «Там тень моя
осталась и тоскует…» стр.15-17
3) Анализ стихотворения Н.Гумилева «Она» стр. 17-18
3.Заключение стр.18-19
4.Библиографический список стр.20
5.Приложения стр.21-24
Цель работы: дать представление о творчестве Н.Гумилева и А.Ахматовой во время их проживания в с.Слепнево Бежецкого уезда.
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить с фактами пребывания поэтов на тверской земле;
2. дать анализ стихотворений, написанных в этот период;
3. сравнить поэтический метод Ахматовой и Гумилева.
Развивающие:
1.развивать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы;
2.развивать навык выразительного чтения;
3.развивать навык связной речи
Воспитательные:
1.воспитывать чувство патриотизма к родному краю;
2.воспитывать интерес к поэзии и поэтам.
Предметом исследования стали стихотворения, написанные поэтами в Бежецком уезде.
Избранный метод-составление словаря стихотворений, анализ изобразительно-выразительных средств.
Когда-то, волею судеб, в жизнь семьи Гумилевых - Ахматовой вошел Бежецкий край, пусть небольшим, но памятным для каждого отрезком времени. Именно здесь, на бежецкой земле, они были Семьей. Каждый из них оставил глубокий след в русской культуре. Каждый прошел свой только ему предназначенный путь. Трагическая судьба сопутствовала каждому из них. Но были в их жизни и солнечные дни, в том числе и на бежецкой - слепнёвской земле. Здесь был у них Дом. Сюда приезжали Николай Степанович и Анна Андреевна, позже сюда привезли сына Левушку.
Изучая на уроках литературы творчество Н.Гумилева и А.Ахматовой, я заинтересовалась их биографией и узнала, что судьба этих поэтов связана с тверской землей, с бежецким краем.
Захотелось побольше узнать о пребывании поэтов на нашей земле, ведь Бежецк находится в трех часах езды от Удомли. Поэтому и появилась мысль о создании данной работы. Почему Бежецк? Сколько раз приезжали сюда поэты? Какие стихотворения были написаны? Как увековечена память этих людей в городе? На эти вопросы я и постараюсь ответить.
"Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в 15-ти верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, хлеба, хлеба... Там я написала многие стихи "Четок" и "Белой стаи"— так писала Анна Ахматова в своей автобиографии.
"Не живописное место в 15-ти верстах от Бежецка" — это деревня Слепнево, куда Ахматова начала приезжать, став женой Николая Степановича Гумилева.
Гумилев и Ахматова были знакомы с юности.
Свои судьбы они решили связать ещё в 1907 году, а поженились 25 апреля 1910 года. К этому времени у Гумилева вышли 3 сборника стихов. У Анны Горенко единственное стихотворение было опубликовано в начале 1907 года в Париже. Первые журнальные публикации Анны Ахматовой появятся в России лишь через год, а первый сборник «Вечер» выйдет в марте 1912 года.
В 1911 году Ахматова приехала в Слепнево прямо из Парижа. Произошло это 13 июля.
У матери Гумилева Анны Ивановны и двух её сестёр в сельце Слепнёво Бежецкого уезда был небольшой дом, который они получили в наследство от старшего брата. Дом был деревянный, одноэтажный с мезонином. Он стоял на пригорке, окруженный старинным тенистым парком с прудами и фруктовыми посадками. Внизу протекала речка Каменка.
Течет река неспешно по долине,
Многооконный на пригорке дом.
А мы живем как при Екатерине:
Молебны служим, урожая ждем.
Дом пережил всех своих хозяев, в 1935 году его разобрали и перевезли в село Градницы, сейчас в нем библиотека и музей "Дом Поэтов".
Деревни Слепнёво теперь нет. На вершине холма ещё заметны камни от фундамента усадебного дома, сохранились остатки парка: старый дуб, тополя, липы, акации, обмелевший пруд, камень.
Однако Слепнево не исчезло, оно заняло достойное место на литературной карте России.
Сельская жизнь не отличалась большим разнообразием. И поначалу попав сюда, Ахматова мучительно привыкала к патриархальному быту деревни, жизнь здесь виделась ей "томленьем в неволе". Однако со временем "так случилось: заточенье стало родиной второю".
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.
Осень 1913
Особое очарование у комнаты Анны Андреевны. «В моей комнате (она на север) висела большая икона-Христос в темнице. Узкий диван был таким твердым, что я просыпалась ночью и долго сидела, чтобы отдохнуть…» Все это можно увидеть в музее. Сохранены синий цвет стен, икона «Христос в темнице», остатки старой библиотеки, шкатулка и нож для разрезания бумаги.
Широко известны слепневские стихи. Они всплывают в памяти по названию, по первой строке:
1912 год. «Я научилась просто, мудро жить…»
1913 год. «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»
1914 год. «Так много камней брошено в меня…»
1915 год. «Столько раз я проклинала это небо, эту землю…»
1916 год. «Бессмертник сух и розов. Облака…»
1917 год «Высокомерьем дух твой помрачен…»
Это лишь малая часть. Всего в Слепневе было сочинено 150 стихов.
В отличие от Ахматовой, Гумилев почти никогда не проставлял ни дат, ни мест написания своих стихов. Это делала за него Анна Андреевна. Но с точки зрения биографичности очень ценны экспромты, которые писал Гумилев в альбомы сельских дев Альбомы эти заполнялись в 1911-1912 годах. Вот что можно прочитать в книге, подаренной О.Кузьминой-Караваевой:
Мы с тобой повсюду рыскали,
Скукой медленной озлоблены,
То проворны, то неловки,
Мы бывали и в Борискове,
Мы бывали и в Подобине,
Мы бывали и в Дубровке.
Вот как мы сдержали слово
Ехать на лето в Слепнево.
Здесь названы почти все места, где бывали обитатели Слепнева. В самом Слепневе до революции было 50 дворов. На вершине холма, в саду, была барская усадьба. Перед парадным крыльцом рос дуб. С парадного крыльца принимали только знатных гостей, все ходили через боковой вход. После революции в барском доме открыли начальную школу. В 1935 году здание было разобрано и перевезено в Градницы.
У Николая Степановича своей комнаты в доме не было. Он бывал в Слепневе меньше, чем Ахматова. Здесь он скучал, зевал, уезжал в немыслимом направлении. В музее воссоздана обстановка комнаты поэта начала 20 века. Здесь мебель в стиле «модерн», письменный стол, подставка для цветов. Комната выдержана в желтых тонах, как в Царском Селе.
Единственный раз Ахматова с Гумилевым встретили Новый год в Слепневе.
Через много десятилетий Ахматова припомнит: "Один раз я была в Слепнёве зимой. Это было великолепно. Всё как-то сдвинулось в XIX век, чуть ли не в Пушкинское время. Сани, валенки, медвежьи полости, огромные полушубки, звенящая тишина, сугробы, алмазные снега". "Слепнево для меня как арка в архитектуре... Сначала маленькая, потом всё больше и больше и наконец - полная свобода". Так Ахматова оценила роль Слепнёва в своей жизни и творчестве. А означает это сравнительно следующее: обретение чувства связи со своей землей, со своим народом - та опора, которая дает силы оторваться от привычного мирка и выйти на просторы России.
В Слепнёве, в семье мужа, Ахматовой было душно, скучно и неприветливо. Она была им чужая. Наблюдения современницы: "У Ахматовой строгое лицо послушницы из староверческого скита. Все черты слишком острые, чтобы назвать лицо красивым. Серые глаза без улыбки. За столом она молчала, и сразу чувствовалось, что в семье мужа она чужая. В этой патриархальной семье и сам Николай Степанович, и его жена были как белые вороны. Мать огорчалась тем, что сын не хотел служить ни в гвардии, ни в дипломатическом, а стал поэтом, пропадает в Африке, и жену привел какую-то чудную, тоже пишет стихи, всё молчит. Ходит то в темном ситцевом платье, вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах..."
Хотя отношение свекрови и золовки к Анне Андреевне не было дружественным, но они растили её сына и саму её принимали в Слепнёве, а затем в Бежецке. Ахматова высоко ценила благородство этих женщин и посвятила Александре Степановне одно из лучших своих стихотворений, написанное в декабре 1921 г.
Земной отрадой сердце не томи,
Не пристращайся ни к жене, ни к дому,
У своего ребёнка хлеб возьми,
Чтобы отдать его чужому.
И будь слугой смиреннейшим того,
Кто был твоим кромешным супостатом,
И назови лесного зверя братом,
И не проси у бога ничего.
А рождение сына было отмечено в Слепнёве неординарно. Из воспоминаний уроженки Слепнёва: "Ещё в мирное время (до 1914г.) слепнёвские крестьяне жили бедно и были много должны барыне. Тогда в семье у Анны Ивановны ждали ребенка и заранее объявили крестьянам: "Если родится наследник, то вам будут прощены долги. Молитесь о благополучных родах". И действительно, родился мальчик и был назван Лев. На сходе, собранном по этому случаю, долги мужикам простили, состоялось угощение..."
Но не только Слепнево связано с именем Ахматовой. Мы можем говорить о пребывании Анны Андреевны в сельце Борисково, где жили Кузьмины- Караваевы, в усадьбе Неведомских у деревни Подобино и в других местах Бежецкого уезда. С 1913 по 1917 год Ахматова бывала здесь каждое лето и всегда в одиночестве.
Воспоминания местных крестьянок нашли отражение в стихах Надежды Павлович, написанных в 1962 году.
О ней мне говорили бабы
В лесном глухом углу тверском:
"Она была больной и слабой,
Бродила часто за селом,
Невнятно бормотала что-то
Да косу темную плела
И, видно, тайная забота
Её до косточек прожгла..."
Лев Николаевич Гумилев, сын А.Ахматовой, выступая на конференции памяти Ахматовой в октябре 1979г., рассказал: "Писать стихи очень трудно. Я помню, как моя мама ходила от всего отрешенная, вечно погруженная в свои мысли... И сейчас мне ясно - мозг её всегда был занят работой, огромной творческой работой - созданием стихов".
Первое время пребывания Ахматовой в Слепнёве отмечено творческой паузой: подпись "Слепнево" стоит всего под одним стихотворением 1911 года ("Целый день провела у окошка..."). Но постепенно Ахматова привыкла к Слепнёву, сроднилась с ним, и стихи пошли, легкой свободной поступью. Сельская жизнь уже становится для неё необходимостью. Анна Андреевна полюбила Слепнево и стала называть тверскую землю своей второй родиной, любимой стороной... Ахматовой было за что любить этот край. Здесь оттачивался её талант, укреплялась кровная связь с родной землей. Отзвук этого единения идет через всё творчество Анны Андреевны.
Ахматову в Слепнёве привлекло устное народное творчество. Она едва ли не первой ввела элементы просторечия, частушки, плачи, заклинания, причитания в обиход высокой поэзии. Эти элементы у неё органичны и естественны, они восприняты поэтом как единое целое со всей жизнью и образом мыслей трудового народа.
В дни революции владельцы дома в Слепнёве навсегда оставили свою усадьбу. Анна Ивановна Гумилёва вместе с маленьким внуком Львом и приемной дочерью Александрой Степановной Сверчковой поселились в Бежецке, на Рождественской улице (ныне Чудова) в доме 68/14, где их несколько раз навещала Анна Ахматова.
Можно сказать, что сына, Леву, воспитывала Анна Ивановна Гумилева, свекровь Ахматовой. О её природном даровании воспитателя свидетельствует то, что она вырастила сына - выдающегося поэта и внука - крупного ученого. Лев Николаевич Гумилев вспоминает: "...в детстве мне было с бабушкой интереснее, чем с мальчишками - моими сверстниками". И Анна Ахматова подчеркивала своё дочернее отношение к Анне Ивановне, ценила помощь, оказываемую ею.
15 июня 1911 года в день именин соседа по Слепневу Владимира Дмитриевича Кузьмина - Караваева в его усадьбе Борисково Николай Степанович представил свою жену родным и друзьям. С той поры до 1917 года приезды его в Слепнево были достаточно регулярны. Здесь у него действительно было много друзей. Так неподалеку от деревни Слепнево находилось имение Неведомских, с которыми Гумилев и Ахматова очень подружились. Они встречались почти ежедневно. В своих воспоминаниях, написанных в более поздние годы, Неведомская рассказала, как они весело проводили вместе время, и о том, каким большим выдумщиком на всякие развлечения был Гумилев. Часто шумной компанией они отправлялись на конные прогулки.
Вот как об этом пишет Неведомская: "Николай Степанович ездить верхом, собственно говоря, не умел, но у него было полное отсутствие страха. Он садился на любую лошадь, становился на седло и проделывал самые головоломные упражнения. Высота барьера его никогда не останавливала, и он не раз падал вместе с лошадью".
Во время конных прогулок Гумилев затевал игру в цирк, проделывал разные фортели на коне, да и других заставлял становиться циркачами. Устраивались даже танцы на канате, хождение колесом и многое другое. Неведомская вспоминает: "Ахматова выступала как "женщина - змея": гибкость у неё была удивительная - она легко закидывала ногу за шею, касалась затылком пяток, сохраняя при этом строгое лицо послушницы".
Гумилев был душой общества, собиравшегося под Бежецком на летние вакации, человеком, склонным к затеям, к импровизации. Домашние спектакли, вечера со стихами и даже "бродячий цирк", с которым компания дачников отправилась по окрестностям, забавляя местных крестьян,- все это привносило разнообразие и интерес в будни. И, конечно, работа, работа, работа. О ней можно судить по письмам из Слепнева, посвящениям, записям в девичьих альбомах. В 1914 году в Слепневе было написано, около сорока стихотворений и несколько статей. В стихах, экспромтах находят отражение и слепневские мотивы:
Грустно мне, что август мокрый
Наших коней расседлал,
Занавешивает окна,
Запирает сеновал.
И садятся в поезд сонный,
Смутно чувствуя покой,
Кто мечтательно влюбленный,
Кто с разбитой головой.
И к Тебе, великий Боже,
Я с одной мольбой приду:
Сделай так, чтоб было то же
Здесь и в будущем году.
Брак Гумилева и Ахматовой не был счастливым, и через несколько лет (в августе 1918 года) они оформят свой развод официально.
"Мы прожили с Николаем Степановичем семь лет. Мы были дружны и внутренне многим обязаны друг другу. Но я сказала ему, что нам надо расстаться. Он ничего не возразил мне, однако я видела, что он очень обиделся...
"Конечно, они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих "сизых голубков",- вспоминала Валерия Срезневская (Тюльпанова).- Их отношения были скорее тайным единоборством. С её стороны - для самоутверждения свободной от оков женщины; с его стороны - желание не поддаться никаким колдовским чарам, остаться самим собою, независимым и властным над этой вечно, увы, ускользающей от него женщиной, многообразной и не подчиняющейся никому". И далее: "Я не совсем понимаю, что подразумевают многие люди под словом "любовь". Если любовь - навязчивый, порою ненавидимый образ, притом всегда один и тот же, то смею определенно сказать, что если была любовь у Н.С.- а она... сквозь всю его жизнь прошла,- то это была Ахматова".
Посещать Бежецк, куда перебралась мать, Н.Гумилев не перестал. При его участии и его содействии был организован в г.Бежецке "Союз поэтов", устраивающий еженедельные вечера, где по примеру Петербургского отделения Всероссийского Союза поэтов проходили чтения произведений авторов- членов Союза. Николай Гумилев был почетным председателем "Союза поэтов". Последний раз Н.Гумилев был в Бежецке в 1921 году. 9 июля того же года он в последний раз встретился с Анной Андреевной. Сожалел Гумилев о том, что все так сложилось, сказать сложно. Но есть стихотворение, датированное августом 1921 года:
Я сам над собой насмеялся
И сам я себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть что-нибудь, кроме тебя.
3 августа 1921 года по подозрению в заговоре Николай Гумилев был арестован, 24 августа его расстреляли.
Но мертвому, расстрелянному большевиками за заговор, в котором он не участвовал, лишь знал о нем и не донес,- ему, мертвому, Ахматова, сама пребывающая в опале, осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать материалы для его биографии.
Гумилев знал, что так будет. Еще в 1914 году, на фронте, куда пошел добровольцем (и был награжден за храбрость двумя Георгиевскими крестами), было написано стихотворение, нигде не опубликованное, но одно четверостишие из него уцелело. Уцелело в памяти той, о ком в нем идет речь.
А ночью в небе древнем и высоком
Я вижу записи судеб моих
И ведаю, что обо мне далеком
Звенит Ахматовой сиренный стих.
Зимой 1921 года, спустя три месяца после гибели Николая Гумилева, Ахматова приехала в Бежецк, навестить сына, особой радости от приезда не было. Разговоры со свекровью неизбежно оборачивались к Коленьке. Да и какие там разговоры - один плач и тупая беспросветная боль. Знала, что иначе не будет, предвидела всё наперёд. В другой раз и не приехала бы. Но сейчас надо было условиться со свекровью, где жить Левушке дальше: оставаться ли в Бежецке, собираться ли в голодный и оказавшийся чудовищно черным для Гумилева Петроград. Ахматова и сама не знала, как лучше ей поступить.
Анна Ивановна, женщина сердечная и житейски практичная, еще до приезда невестки успела все продумать. Она даже мысли не допускала, что позволит себе расстаться с внуком. Жил он с нею и при живом отце - Ахматова после развода с мужем в августе 1918 года оставила ребенка у Гумилевых в Бежецке,- так будет и без него, Левушка останется с нею до тех пор, пока она жива. Да и как он будет ходить по городу, где убит его отец.
Выбор был сделан, случилось это видимо, 26 декабря. Этим днем помечено стихотворение "Бежецк", отразившее всю смуту чувств, пережитых Ахматовой при расставании с сыном. Образ провинциального, непритязательного городка, пронизан печально - грустной интонацией, прозрением неизбежного и окончательного расставания с ним.
Во время декабрьского посещения сына Ахматовой было написано стихотворение «Бежецк», заканчивающееся строками:
Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь...
И город был полон веселым рождественским звоном.
26 декабря 1921
У Ахматовой не хватило сил вернуться в Бежецк. Она приедет сюда лишь спустя четыре года. Приедет утром и уже в обед того же дня соберется в обратную дорогу.
Этот тихий город глубоко ранит и терзает её душу. Реальность его существования означала для неё не одну, а разом столько потерь...
Тут неподалёку, рукой подать, бывший летний дом Гумилёвых, зеленые окрестные холмы, квадраты засеянных хлебом полей, июньские теплые ливни, любовь, ожидание близкого, но так и не пришедшего счастья.
Сын великих поэтов - Лев Николаевич Гумилев, выступая 9 декабря 1986 года на вечере "Слепнёво - дом Анны Ахматовой и Николая Гумилева" в Москве в Центральном Доме литераторов, говорил так: "Место моего детства не относится к числу красивых мест России. Это ополье, всхолмленная местность, глубокие овраги, в которых текут очень мелкие речки...
Родной дом красив для всех. Я родился, правда, в Царском Селе, но Слепнёво и Бежецк - это моя отчизна, если не родина. Родина - Царское Село. Но отчизна не менее дорога, чем родина. Дело в том, что я этим воздухом дышал и воспитался, потому я его люблю. Этот, якобы, скучный ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые цветами, васильки во ржи, незабудки у водоемов, желтые купальницы - они некрасивые цветы, но они очень идут к этому месту. Они освобождают человеческую душу, когда человек творит, они дают возможность того сосредоточения, которое необходимо для того, чтобы отвлечься на избранную тему... Вот почему дорого мне мое Тверское, Бежецкое отечество. Все было привычно и потому - прекрасно".
Николай Степанович Гумилев. Анна Андреевна Ахматова. Лев Николаевич Гумилев. Отец. Мать. Сын. Семья. Каждый из них - личность, поражающая мощью таланта, заставляющая поклоняться ей и хранить имя в истории России. Память об этих людях живет в сердцах бежечан. И теперь она воплощена в бронзе и граните. 2 августа 2003 года состоялось открытие первого и пока единственного в мире памятника семье Гумилевых - Ахматовой (авторы - скульптор А.Н.Ковальчук и архитектор Н.А.Ковальчук). Именно здесь, на бежецкой земле, они были Семьей. Судьбе угодно было разлучить их при жизни, но теперь на нашей земле они снова вместе. У памятника всегда цветы. Наверное, как и всякая женщина, Ахматова любила их при жизни. А сейчас их несут почитательницы поэтессы. Женщины - Женщине.
Бежечане чтят выдающиеся имена. Проводятся вечера, посвященные жизни и творчеству Анны Ахматовой, Николая и Льва Гумилевых, на которых звучат трогательные воспоминания, стихи и музыка. Стало доброй традицией проведение на бежецкой земле Ахматовских и Гумилевских чтений.
Перейдем к анализу стихотворений. Для сравнения я взяла стихотворение А.Ахматовой «Там тень моя осталась и тоскует…» и стихотворение Н.Гумилева «Она». Я выбрала для анализа эти стихи, так как оба они о любви и посвящены каждому из поэтов.
Там тень моя осталась и тоскует,
В той светло-синей комнате живет,
Гостей из города за полночь ждет
И образок эмалевый целует.
И в доме не совсем благополучно:
Огонь зажгут, а все-таки темно…
Не оттого ль хозяйке новой скучно,
Не оттого ль хозяин пьет вино
И слышит, как за тонкою стеною
Пришедший гость беседует со мною?
Это стихотворение А.Ахматова написала 3 января 1917 года в Слепневе. Оно проникнуто грустным настроением. Читатель мысленно переносится в светло- синюю комнату, так хорошо знакомую по библиографическим данным. В ней осталась только «тень» поэтессы, которая «тоскует». «Образок эмалевый»- как напоминание о той иконе Христа, которая хранится в комнате и сейчас.
Мы узнали, что отношения Ахматовой и свекрови были не совсем доброжелательными, поэтому читаем «И в доме не совсем благополучно». Используется метафора: «огонь зажгут, а все-таки темно». Огонь не может улучшить отношения, сделать их светлыми. Поэтому «скучно хозяйке», а «хозяин пьет вино». Ей есть о чем поговорить с пришедшим гостем, но не о чем поговорить с хозяином.
Стихотворение состоит из 10 строк -2-х четверостиший и двустишия. Используются олицетворения: «тень осталась и тоскует»; «живет»; «ждет гостей из города», анафора «не оттого ль хозяйке новой скучно, не оттого ль хозяин пьет вино». Чаще автор употребляет слова «гость», «гости», чем «хозяин». Он есть, но его как бы нет.
Анализируя лексику стихотворения, можно сказать, что она под стать настроению главной героини. Это глаголы «тосковать», «ждать», «остаться», наречия «темно», «скучно». Всего один раз употреблено местоимение «я».
Таким образом, мы приходим к выводу, что лирическая героиня несчастна в своем заточении. Она одинока и не находит взаимопонимания с родным человеком.
Стихотворение Н.Гумилева «Она» было написано в 1912 году и вошло в сборник «Чужое небо».
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд- я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны еe, как тени
На райском огненном песке.
Это стихотворение относится к любовной лирике и посвящено А.Ахматовой. В начале стихотворения автор рисует портрет возлюбленной. Поражает ее таинственное мерцание «расширенных зрачков», «неслышный неторопливый легкий шаг». Она поэт, поэт талантливый. Ее душа открыта «лишь медной музыке стиха».У нее есть чему поучиться. И лирический герой идет учиться «мудрой сладкой боли». А ведь были моменты, когда Гумилев не признавал в жене поэта. Теперь все наоборот.
В стихотворении обилие средств выразительности. Это эпитеты: «таинственное мерцание», «неторопливый шаг», «мудрая сладкая боль», «райский огненный песок».
Метафоры: «медная музыка стиха», «держит молнии в руке» говорят об одаренности героини. Есть и сравнение: «и четки сны ее, как тени на райском огненном песке».
Стихотворение написано ямбом.
При лексическом анализе замечаешь, что в стихотворении преобладают существительные и прилагательные. Трудно выделить преобладающую тему. Здесь и «счастье», «музыка», «душа», с одной стороны, и «боль», «бред», «томленье» - с другой.
Зато все прилагательные имеют положительный смысл кроме «горький». Местоимение «она»употреблено 9 раз. Связь между автором и героиней происходит и на лексическом уровне.
Человек, написавший это стихотворение, испытывал особые чувства к женщине. Это роман в стихах. Вспоминается «денисьевский цикл» у Тютчева, «панаевский» у Некрасова. А вот у Гумилева - «ахматовский».
Заключение.
Таким образом, познакомившись с жизнью и творчеством поэтов, я пришла к выводу, что пребывание их на тверской земле самым прямым образом отразилось в творчестве. А.А.Ахматова написала в Бежецком уезде около 150 стихотворений. Н.С. Гумилев создал около 40. В своей работе я проанализировала по одному стихотворению поэтов, при этом прочитала многие из тех, что были написаны здесь.
Оба поэта пользовались одним художественным методом – методом акмеизма. Но при этом я заметила, что в своих стихах Гумилев употреблял значительно больше средств выразительности, чем А.Ахматова. Его стихи значительно больше по объему. Да и тематика стихотворений значительна шире.
Стало понятно, почему такие прекрасные поэты все же расстались.
Слишком разными они были. Но почитателей их творчества как раз и
привлекает их непохожесть. Стихотворения А.А.Ахматовой и Н.С. Гумилева
-золотой фонд любовной лирики нашей литературы.
Библиографический список
Гумилев Н. Сочинения. М.,1991
Поэзия Серебряного века. М., Дрофа: Вече,2002
Серебряный век. Поэзия. М., АСТ, Олимп ,1996
Е. Степанов «Вторая Родина», журнал «Наше наследие» №3, 1989 год
Сайт http://bezh.asobezh.ru/istoria/gym-achm.htm
Словарь стихотворения Анны Ахматовой «Там тень моя осталась и тоскует» | |||||||
там в той оттого оттого моя я со мной | тень комната гости город полночь образок дом огонь хозяйка хозяин вино стена гость | за в в за со | остаться тосковать жить ждать целовать зажечь пить слышать беседовать | и и а как | светло-синяя эмалевый благополучно новая тонкая пришедший | не все-таки не ль | темно скучно благополучно совсем |
Словарь стихотворения Гумилева «Она» | ||||||||
я её её её её в ней все мое я к ней её она её | знать жить открыть назвать жаждать идти учиться держать | женщина молчанье усталость слова мерцание зрачки душа музыка стих жизнь шаг счастье своеволие боль истома бред часы томления молнии сны тени песок | горькая таинственная расширенные медная дольная высокомерна глуха отрадная неслышный неторопливый плавный красивая смел горд мудрая сладкая светла четки райский огненный | от пред в в в в в на | странно жадно | лишь | так нельзя | но когда как и и и и и и |
Средства выразительности в стихах Ахматовой и Гумилева | |||
эпитеты | метафоры | анафора | сравнения |
«светло-синяя комната» «таинственное мерцание» «расширенные зрачки» «отрадная жизнь» «неслышный шаг» «неторопливый шаг» «плавен шаг» «мудрая боль» «сладкая боль» «сны четки» «райский песок» «огненный песок» | «тень осталась и тоскует» «тень живет» «тень ждет из города гостей» «огонь зажгут, а все темно» «таинственное мерцанье ее расширенных зрачков» «душа открыта лишь медной музыке стиха» «и держит молнии в руке» | «не оттого ль хозяйке новой скучно, не оттого ль хозяин пьет вино» «и держит молнии в руке, и четки сны ее…» | «и четки сны ее, как тени на райском огненном песке» |
"Разделите так, как делили работу..."
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Разлука
Как нарисовать черёмуху
Что такое музыка?