Цель работы: выявить исторические прототипы главного героя в стихотворении Э.Багрицкого «Полководец», их влияние на замысел стихотворения.
Задачи:
1. Познакомиться с биографией Э.Багрицкого.
2. Проанализировать стихотворение «Полководец».
3. Изучение исторических источников.
Объектом изучения является поэзия Эдуарда Багрицкого.
Предмет изучения: стихотворение «Полководец».
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_prototipy.doc | 53 КБ |
Введение
Тема проектной работы: Исторические прототипы главного героя в стихотворении Э.Багрицкого «Полководец».
Стихотворение Э.Багрицкого «Полководец» было написано в 1916 году. Изучение биографии поэта, работа с литературоведческими источниками (в том числе и Интернете) в поисках истории создания стихотворения, вариантах его анализа показал, что произведение практически не было исследовано.
Цель работы: выявить исторические прототипы главного героя в стихотворении Э.Багрицкого «Полководец», их влияние на замысел стихотворения.
Задачи:
1. Познакомиться с биографией Э.Багрицкого.
2. Проанализировать стихотворение «Полководец».
3. Изучение исторических источников.
Объектом изучения является поэзия Эдуарда Багрицкого.
Предмет изучения: стихотворение «Полководец».
В своей работе мы использовали методы: поисковый,
аналитико-синтетический,
сравнения,
обобщение.
Самостоятельно проанализировав произведение и изучив исторические источники, мы пришли к выводу, что образ полководца собирательный: историческими прототипами главного героя в стихотворении могли быть Александр Македонский, самый прославленный полководец античности, и Ганнибал Барка, величайший полководец, непримиримый враг римской империи.
Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках литературы, истории, спецкурсах, факультативах, а также для расширения кругозора всех любителей поэзии и истории.
Основная часть
Гипотеза первая
Стихотворение Э.Багрицкого «Полководец» было написано в 1916 году. Само название стихотворения определяет его тему. Полководец – это тот, кто ведёт армию в бой, кто знает, как вести сражение, разрабатывает свою стратегию. История сохранила нам имена великих полководцев, прославивших себя в битвах: Александр Македонский, Дарий, Юлий Цезарь Ганнибал, Александр Невский, Суворов, Кутузов… Все они стали прототипами героев многих художественных произведений, которые помогают лучше понять само историческое событие, так и полководца как личность, увидеть его человеческие качества.
Можно предположить, что в данном стихотворении речь идёт об Индийском походе Александра Македонского. Покорена Северная Африка, разгромлены войска Дария III, но идея о завоевании мира не оставляет полководца. Александр в 327 году до нашей эры начинает марш вдоль течения реки Кабул, через высокие перевалы, ведущие в Индию. Суровыми и непригодными для жизни оказались эти земли. Здесь чередовались длинные остроконечные горные цепи и низко лежащие влажные долины («кроваво-красных гор обрывистые склоны» и комья глины, которые сжимают погибшие воины, свидетельствуют об этом).
Пыль дорог, лежащая на колесницах, дорогих попонах слонов, пустынность местности, обрывистые скалы – это войска Александра движутся к месту сражения. Тяжёлые военные колесницы, рабы, ведущие «нубийских кобылиц» - основу конницы -, боевые слоны – подарок индийских раджей -, мечи, острые стрелы – всё это было на вооружении могущественной македонской армии, всё готово, чтобы сразу вступить в бой. Закат в кроваво-красных тонах, словно предрекает страшное, кровопролитное сражение.
Чтобы читатель мог лучше представить проделанный македонцами путь, Э.Багрицкий использует развёрнутые метафоры: «за пыльным золотом» колесниц, «там, где бронзовым закатом сожжены кроваво-красных гор обрывистые склоны»; эпитеты «пурпур слепительных подножий», «седая пыль». Подчёркивая сложность похода, дважды – в начале и в конце первой части - употребляется прилагательное «тяжёлый», а деепричастие «влача», старославянизм, придаёт величие этой поэтической картине.
Вторая часть стихотворения – само сражение (битва с войсками царя Пора, владевшего обширной территорией между реками Гидасп и Акесина).
Ночь перед битвой. Что предпримет Александр? Даст своим войскам отдохнуть или сразу же начнёт бой? Нам кажется, индийцы не спали и были в напряжении («в тихом лагере им слышен хрип трубы»). Усталость в противоборстве физических и психических сил стала, возможно, первым фактором к поражению. Ранним утром звучат «рога», сзывающие на бой. Часть войск, «прикрыв щитами спины», уже передвигается по заранее разведанным тропам («по выжженному дну заброшенной стремнины»). И только одна развёрнутая метафора - «Как пурпурный закат на бронзовые лбы льёт медь и киноварь потоком раскалённым» - и мы не только представляем, но и слышим звуки сражения (приём аллитерации – скопление звонких, резких звуков «р», «з» - помогают создать звуковые эффекты: звон мечей, скрежет копий, а скопление гласных «а», «о» – ассонанс – протяжный полёт стрел).
Македонцы были очень жестокими воинами, так как столкнулись с исключительно смелыми и преданными защитниками родины. Поэтому, характеризуя воинов, автор использует эпитет «свирепые», а количество воинов – неисчислимое множество - легион [5].
От цветовой гаммы красок природы, где преобладают бронзовые, пурпурные, кроваво-красные тона, в третьей части Э.Багрицкий переходит к описанию поля битвы. Теперь уже не похожий на кровь закат, а настоящая кровь:
Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей
Стекает каплями со стрел, …
Бронзовые тела воинов сменяются «бледными трупами». Метафорические картины сменяются жестокой реальностью.
В результате кровопролитного сражения на Гидаспе войско Пора потерпело поражение. Александр стал хозяином Пенджаба, но какою ценой?
Не случайно последняя строфа начинается с союза «но» (приём антитезы): «Но молча он стоит на выжженной горе…» Полководец молчит, он потрясён увиденным. Слишком дорогой ценой досталась эта победа: погибли его воины, возможно, друзья, близкие. Сражение выиграно, Александр стоит на горе «как на воздвигнутом веками пьедестале», но «профиль сумрачен»: что ещё предстоит сделать, чтобы покорить этот смелый народ? как восполнить потери в его войсках? как поднять воинский дух?
Итак, прототипом образа главного героя можно считать Александра Македонского, так как описание места действия (мы предположили - Индия), самого сражения (битва с войсками индийского царя Пора, владевшего обширной территорией между реками Гидасп и Акесина), особенности вооружения (тяжёлые военные колесницы, рабы, ведущие «нубийских кобылиц» - основу конницы -, боевые слоны – подарок индийских раджей - , мечи, острые стрелы), военная тактика (Александр никогда не нападал ночью, хотя враг отлично знал, что войска уже подошли к месту боя; ночью велась активная разведка; психологический настрой воинов), описанные Эдуардом Багрицким в стихотворении «Полководец», могли соответствовать той исторической эпохе и тем историческим фактам, в которой жил величайший полководец античности.
Вторая гипотеза
Можно также предположить, что прототипом главного героя стихотворения является Ганнибал Барка, величайший полководец, непримиримый враг римской империи. Вооружение римлян и воинов Ганнибала не отличается от армии Александра Македонского: боевые слоны, колесницы, мечи, стрелы. Но военная тактика и символика другие. Так, римская армия состояла из легионов, римскими были и особые знаки в виде орлов, они играли роль военных знамён, воодушевляли воинов на битву (орёл – символ силы, смелости, непобедимости). Такими римляне считали себя: «орлы взнеслись над легионом». При сближении с войском противника римские отряды разбивались на небольшие группы и для своей защиты использовали щиты, подняв над головой и держа с боков. Этот приём назывался «черепахой». Воины защищали себя от камней, стрел, копий и медленно шли на прорыв: «и вот они ползут прикрыв щитами спины». Войска Ганнибала не имели определённого построения, тактика ведения боя полагалась не только на расчет, но и на интуицию полководца.
События стихотворения напоминают военную кампанию 218 года до нашей эры, когда войска Ганнибала выступили против римской империи. С огромным войском 90000 пехоты,12000 всадников и 37 боевыми слонами он выступил из Нового Карфагена (Северная Африка) на Рим. Может быть, поэтому яркие краски палящего солнца, раскалившего песок, выжгло русло рек, окрасило в пурпур скалы, седая пыль покрыла слонов и колесницы (смотри первую часть стихотворения). После пяти месяцев тяжёлого похода, проведенного в беспрерывных битвах с горцами, армия Ганнибала, понёсшая огромные потери, спустилась в долину реки По. Но это не помешало ему безотлагательно двинуться вперёд, одержать победу над римлянами у реки Тицин и подойти к Риму.
О чём думает победивший полководец? Почему его профиль «сумрачен»? О том, что скоро сбудется его мечта и Рим будет повержен? Или о потерях в его армии? (20000 пехоты и 6000 всадников – всё, что осталось). Победа достигнута, но как?
Таким образом, вторая гипотеза тоже имеет право на существование. Прототипом образа главного героя можно считать и Ганнибала, потому что события стихотворения напоминают военную кампанию 218 года до нашей эры, когда войска Ганнибала выступили против римской империи (поход из Северной Африки через горные перевалы на Рим); особенности вооружения войск Ганнибала (боевые слоны, колесницы, мечи, стрелы); военная тактика и символика (так, римская армия состояла из легионов, римскими были знаки в виде орлов, ими использовался тактический приём «черепаха», а у Ганнибала войска не имели определённого построения), описанные Эдуардом Багрицким в стихотворении «Полководец», тоже могли соответствовать той исторической эпохе и тем историческим фактам, в которой жил великий полководец древности.
Заключение
Самостоятельно проанализировав произведение и изучив исторические источники, мы пришли к выводу, что образ полководца собирательный: историческими прототипами главного героя в стихотворении мог быть и Александр Македонский, самый прославленный полководец античности, и Ганнибал Барка, величайший полководец, непримиримый враг римской империи.
Стихотворение датировано 1916 годом. Идёт Первая мировая война. Россия принимает в ней участие. Идеи о мировом господстве витают в умах полководцев. Если считать, что современная автору война подсказала сюжет для стихотворения, то становится ясен его замысел – какой ценой достаются победы. Мы думаем, основная мысль поэта состоит в том, чтобы показать всю бессмысленность войн. Со дня описываемого Э.Багрицким сражения прошли тысячелетия, но люди не извлекли уроки из прошлого: войны продолжаются. Сменились виды вооружения, стали совершеннее орудия убийства, неизмеримо возросли потери, а солдаты всё также погибают, сжимая комья земли в руках, кровь льётся из их ран, а идея о мировом господстве не покидают человечество.
Библиографический список
I. Издания Э Багрицкого
II. Исследования о биографии писателя (дореволюционное творчество)
III. Исторические источники
IV. Справочная литература
V. Использование ресурсов интернета
Учимся ткать миленький коврик
Мост из бумаги для Киры и Вики
Ребята и утята
За еду птицы готовы собирать мусор
Цветение вишни в лунную ночь