Анализ рассказа М.А. Шолохова "Алешкино сердце" с точки зрения проблематики: "цена хлеба и цена человеческой жизни"
Вложение | Размер |
---|---|
tkachev_a.a._zverevo.docx | 18.22 КБ |
Ткачев Александр
7 класс, МБОУ СОШ № 5 г. Зверево
Научный руководитель: Кутняхова Н.А.
к.п.н., учитель русского языка и литературы
Цена хлеба и человеческой жизни в рассказе
М.А. Шолохова «Алешкино сердце»
В «Донских рассказах» М.А.Шолохов описывает донское казачество в период гражданской и Первой мировой войн. В коротких рассказах автор показывает глубину и сложность взаимоотношений простых людей в непростой период. Михаил Александрович не пытается показать войну в глобальном масштабе. Он рассказывает о судьбе одного или нескольких людей, показывает их с другой стороны: неожиданно жестокой.
Изнанка человеческой жизни показана в рассказе «Алешкино сердце», действия которого происходят в небольшом поселении на берегу реки Дон, во время становления Советской власти. По придонским степям второй год бесчинствует засуха, которая породила страшный голод: «Два лета подряд засуха дочерна вылизывал мужицкие поля…два лета подряд жестокий восточный ветер дул…» [5].
Михаил Александрович описал голод очень правдиво. Он рассказал обо всем: о смерти, убийстве, страхе, страдании, крови, бесчестии, об отвратительной человеческой природе, рассказал о том, что люди готовы убить за кусок хлеба. Сюжет с «редким конденсатом жути» [4] повествует о жизни четырнадцатилетнего Алешки, чудом выжившего в одиночку и не потерявшего своей большой любви к людям.
Что мы знаем о голоде? Мы не знаем почти ничего, потому что не пережили это, не испытали на себе то, что испытали те люди, которых голод застиг. Хлеб становится очень дорогим, дороже человеческой жизни. «Хлеб» - это обобщенный образ, под хлебом автор подразумевает любую еду. Часто хлеб в рассказе овеществлен предметами желтого цвета: зерно («струей желтой сочится хлеб»), пареная пшеница и подсолнечное масло, которыми кормит героя рассказа политком Синицын, кукурузное жито, зерно, которое, растирая ладонями, ел Алешка прямо в поле. В моменты, когда Алешке удается хоть немного поесть, даже читателю становится легче.
Человеческая жизнь обесценивается. Даже смысл слова «жизнь» теряет свое значение: уже ничего не стоит ее отнять. Для кого-то, будь то солдат или простой крестьянин, убивать стало вполне естественно. Такой человек, Макарчиха, живет по соседству с Алешкиной семьей. Макарчиха очень своеобразный персонаж. Для нее нет ничего святого, но она верит в бога: « На закоптелый образ перекрестилась Макарчиха истово». Она убила сестру Алешки, Польку: «…зажав в кулаке железный утюг, молча била ее по голове, лицу, по гулкой иссохшей груди». Думала, что убила Алешку: «прошла под плетнем до речки и бросила вялое тело на ил, около воды». И все это перед большим христианским праздником – Троицей. Шолохов не зря пишет об этом, ведь в этот день, в праздник, Макарчиха идет к Алешкиной матери. « На другой день – праздник Троица. У Макарчихи пол усыпан чабрецом и богородицыной травкой. С утра выдоила корову, прогнала ее в стадо, шальку достала праздничную, цветастую, в разводах. Покрылась и пошла к Алешкиной матери». Мы заметили, что наравне с использованием желтого цвета для описания «хлеба», то есть еды, помогающей Алешке выжить, в эпизодах, связанных с персонажем Макарчиха, набожной убийцей, тоже используется желтый цвет (платок, зубы). Возможно, таким образом автор подчеркивает неразрывную взаимосвязь в человеческой жизни добра и зла.
Похож на Макарчиху персонаж и Иван Алексеев, который нанял Алешку на работу. « - Эй, Алешка! ...Будя тебе лодырничать. Нанимайся ко мне в помощь?! Буду держать за харч, ну, обувку там, какую справлю». Но с первых же дней начинает угнетать Алешку Иван Алексеев: «Алешка и на покос, и на молотьбу, и скотину убирает, а Иван Алексеев руки за махровитый кушачок засунет, знай похаживает с ухмылочкой по двору». Как бы ни было тяжело («от работы полевой гудут ноги и pуки, в спине кол болячкой растопырился и сон нейдет»), но за хлеб, хотя бы за кусочек, Алеша готов делать любую работу. В описании нового хозяина Алешки автор также использовал желтый цвет: «промеж зубов ядреных и желтых».
Так же мы встречаем в рассказе попа: «Возле школы под нахмуренными акациями повстречал Алешка попа. Шел из церкви тот, сгорбатившись, нес в мешке пироги и солонину. Алешка, кривя губы, прохрипел: - Христа ради…
- Бог подаст! – И зашагал мимо…». Поп. Священник. Тот, кто должен защитить, помочь - просто проходит мимо. Люди становятся черствыми и жестокими.
Еда превыше всего. Казалось бы, после всего произошедшего Алешка должен озлобиться, но нет. Его большое сердце - чистое, простое, доброе. Алешка не отвечает на жестокость жестокостью. Таким же добрым и открытым был и его отец. «…И в кого ты такой уродился? Отца твоего через его ухватку и стукали на шахтах…Кажной дыре был гвоздь…А тебя сейчас ребятишки клюют, а посля и вовсе из битых не вылезешь…» - говорила бывало Алешке его мать.
Самый яркий пример бескорыстной любви к людям финал рассказа, самая сильная его часть. « - Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату в дверь…. Дополз до сарая, сдернул кольцо, нацелился в дверь, но дверь скрипнула, дрогнула, распахнулась… Через порог шагнули двое: передний держал девчонку лет четырех…- Сдаемся! Не стрелять! Дитя убьете? Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки; назад оглянулся – очкастый привстал на колени, а сам белее мела; по сторонам глянул. Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы большие и редкие, у того сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл...». Алешка закрыл гранату собой. Он сделал это осознанно, понимая, что с ним будет. Почему? Поступок Алешки автор объясняет народной приметой о зубах. Но читатель догадывается, что дело не только в зубах Алешки, а в его характере, сердце, любви к людям, среди которых есть не только плохие.
Если задуматься, может ли голодающий человек думать о чем-то кроме еды? Злиться? Ненавидеть? Гневиться? Может? Нет. У человека просто не остается сил на это. Он не думает ни о чем, кроме того, как найти хотя бы немного еды, прожить чуть-чуть подольше. Поэтому и не бросил Алешка гранату - не хотел убивать, не хотел причинять людям боль, он даже не думал об этом. Все его мысли были заняты другим. Он оказался сильней многих.
Алешкин поступок – поступок настоящего человека. Человека с большим, добрым сердцем. Поэтому рассказ так и назван «Алешкино сердце».
Литература:
1. Вешенский вестник. № 10. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: подходы, концепции, проблемы» («Шолоховские чтения-2010») и научных статей. – Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2010.
2. Кутняхова Н.А. Рассказ М.А. Шолохова «Алешкино сердце» в школьном изучении. Шолоховские чтения 2010. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2010.
3. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. – М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2002.
4. Семёнова С.Г., Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию. – М.: Издательство Академия наук, 2005.
5. Шолохов М.А. Донские рассказы. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986.
Выбери путь
Щелкунчик
Никто меня не любит
Сказка "Морозко"
Самый богатый воробей на свете