Автор просит обратить ваше внимание на вторую поездку поэта на Кавказ, а именно в Грузию и Армению в 1829 году, во время которой были созданы шедевры пушкинской лирики - своеобразная стихотворная летопись путешествия поэта: «Калмычке», «Меж горных стен несется Терек», «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Из Гафиза», «Делибаш», «Монастырь на Казбеке», «И вот ущелье мрачных скал», «Дон», а также незаконченная Пушкиным его вторая поэма о Кавказе «Тазит», над которой он работал в конце 1829 - начале 1830 г.
Вложение | Размер |
---|---|
klimov_2018.docx | 34.22 КБ |
МБОУ «Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева»
Трагические коллизии в поэме
А.С. Пушкина «Тазит»
Климов Алексей, ученик 10 класса
Руководитель Чимитова Цырендулма Дашинимаевна,
учитель русского языка и литературы
2018
Оглавление
1)Интерес А.С. Пушкина к теме Кавказа.
2)Второе путешествие А.С. Пушкина на Кавказ. «Путешествие в Арзрум 1829 года»
1)Что такое «аталычество?»
2) Нравственные коллизии у героев поэмы «Тазит».
Введение
В двухтомнике «Жизнь Пушкина», включающем в себя документы и материалы, рассказывающие о Пушкине на всем протяжении его жизненного и творческого пути, главное место отведено письмам самого поэта, его дневниковым и мемуарным записям, а также произведениям, в той или иной степени носящим автобиографический характер. Также в книги включены официальные документы и фрагменты мемуаров современников великого поэта.
Мое внимание привлекли те страницы книги, на которых описывается второе путешествие поэта на Кавказ. Итогом этой поездки Пушкина стало - «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года » - своеобразный сплав дневника с последующими литературными и историческими разысканиями.
С юных лет Пушкин мечтал о путешествии на юг, на Кавказ. Еще в стенах Царскосельского лицея он познакомился с людьми грузинского и армянского происхождения. Среди них был и Теймураз Багратиони, один из первых переводчиков произведений великого русского поэта на грузинский язык. До самой гибели Пушкин был в приятельских отношениях соучеником по лицею Д.Эристовым (Эристави). С интересом я узнал о том, что Пушкин был вхож в семью Давида Абемелека, зятя основателя Института восточных языков в Москве Акима Лазаряна.
Поэт был хорошо знаком с произведениями Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, В.К. Кюхельбекера, очерком А. Якубовича и «Письмом к издателю из Тифлиса» А.С. Грибоедова, посвященными Кавказу.
Также о Кавказе, особенно об Армении мог рассказать Пушкину его родной брат Лев, участник войны России с Персией (1826-1827) и Турцией (1828-1829). И легендарный Денис Давыдов, с которым Пушкин встретился после его возвращения из действующей против персов русской армии, и А.С. Грибоедов долго беседовали с ним о Кавказе, о традициях народов, населяющих этот «дивный край».
Мечта поэта осуществилась в 1820 году, когда он отправился с семьей Раевских на Кавказ. Судьба, по словам Н.В. Гоголя, «забросила его туда, где гладкая неизмеримость России прерывается подоблачными горами и обвевается югом».
Кавказские впечатления отразились в творчестве поэта. Благодаря Пушкину, русский читатель открыл для себя «грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями…», как писал В.Г. Белинский, - «…только в поэме Пушкина, в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым по оружию». Понятно, что здесь речь идет о поэме Пушкина «Кавказский пленник», которая произвела огромное впечатление новизной темы и жанра.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на вторую поездку поэта на Кавказ, а именно в Грузию и Армению в 1829 году, во время которой были созданы шедевры пушкинской лирики - своеобразная стихотворная летопись путешествия поэта: «Калмычке», «Меж горных стен несется Терек», «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Из Гафиза», «Делибаш», «Монастырь на Казбеке», «И вот ущелье мрачных скал», «Дон», а также незаконченная Пушкиным его вторая поэма о Кавказе «Тазит», над которой он работал в конце 1829 - начале 1830 г.
Я заинтересовался именно поэмой «Тазит», которая впервые была напечатана в журнале «Современник» (1837, том VII, с. 5—16) уже после смерти поэта под заглавием «Галуб», данным В. А. Жуковским, который неправильно прочитал в рукописи имя Гасуба, отца Тазита.
Актуальность темы: Тема воспитания сыновей у народов, населяющих Кавказ, а именно аталычества, отраженная в поэме «Тазит» великим Пушкиным, до сих пор актуальна. Поэму «Тазит» читает, перечитывает, обсуждает, спорит на различных форумах, блогах в Интернете до сих пор весь Кавказ.
Проблема: Почему Тазит, по национальности адыг, был отдан на воспитание именно в чеченскую семью? Что такое «коллизия» и в чем она проявляется в поэме?
Цели работы: 1. Изучить и проанализировать поэму А.С. Пушкина «Тазит»;
2. Сформулировать тему исследования;
Задачи работы: Прочитать книгу «Жизнь Пушкина», а именно главу X (1829) ; изучить критическую литературу по поэме; найти необходимые материалы в Интернете; работать со словарем иностранных слов; узнать, что такое «коллизия»
Гипотеза: Если Тазит воспитывался в своей семье, могли ли он быть другим?
Методы исследования: чтение поэмы «Тазит», его анализ, также анализ комментариев к поэме, критических работ по поэме, словарная работа, сравнение
Основная часть
Во время чтения поэмы меня не оставляла мысль о том, что некоторые моменты в ней напоминают по сюжету и роман «Евгений Онегин», и лермонтовские поэмы «Мцыри» и «Беглец». Особенно строки из поэмы «Но Тазит // Все дикость прежнюю хранит// Среди родимого аула// Он как чужой; он целый день// в горах один; молчит и бродит// напоминают пушкинские строки о Татьяне Лариной.
Почему и Тазит, и Татьяна кажутся чужими в своей семье? Налицо столкновение стремлений, интересов, взглядов на жизнь, т.е. то, что называется КОЛЛИЗИЕЙ (лат. collection- столкновение.
В чем же отражаются жизненные столкновения героев поэмы «Тазит»?
Тазит, еще в младенчестве, по традициям аталычества, был отдан своим отцом адыгским князем Гасубом на воспитание в другой народ. По мнению Гасуба, его сына, тогда еще «слабого младенца», должны были воспитать храбрым воином только чеченцы, славные среди народов Кавказа своим мужеством, честью, благородством, любовью к свободе.
Спустя тринадцать лет, когда старший сын Гасуба «рукой завистника» был убит, пришло время Тазиту возвращаться на родину, к убитому горем отцу. Со словами: «Я сделал храброго чеченца…Ты голову приклонишь// к его могучему плечу…//…Труды мои ты сам оценишь,//Хвалиться ими не хочу…// «старик седой» подводит к Гасубу своего воспитанника.
По законам аталычества наставника своего сына, старика – чеченца, Гасуб щедро благодарит «благословеньем и дарами», ведь он воспитал самое бесценное для него – сына, который станет ему «слугой и другом неизменным, могучим мстителем обид».
Гасуб бесконечно рад возвращению сына, но в дальнейшем его недовольство сыном, выросшим на чужбине, постепенно нарастает. Вместо того, чтобы идти искать убийцу брата и расправиться с ним, как того требуют законы гор, Тазит, по мнению Гасуба, «сидит печален над горой», « в нем лень и непокорство». Это первый шаг к коллизии между отцом и сыном.
Наконец отправившись на поиски кровного врага, Тазит совершает поступки, которые не должен был совершить истинный адыг: оставил в живых и не отнял товар у встретившегося ему на узкой горной тропе тифлисского армянина, не привел на аркане убежавшего от отца раба, на которого он наткнулся на кургане. Все это выводит из себя Гасуба. По мнению отца, Тазит должен был шашкой «добывать злато», «отбивать в набегах коней с ногайскими (у Пушкина «нагайскими») быками,// И с боя взятыми рабами суда в Анапе нагружать». Это второй шаг к остроте коллизии между Гасубом и Тазитом.
Но самым страшным и неприемлемым для Гасуба оказалось признание Тазита в том, что он пожалел кровника, убийцу брата, голову которого, по законам кровной мести, он должен был бросить к ногам отца. Слова Тазита о том, что « убийца был // Один, изранен, безоружен…// и он, Тазит, его пожалел и отпустил живым, ввергли Гасуба в ярость, он проклинает сына и отрекается от него «Ты не чеченец, ты старуха,// ты трус, ты раб, ты армянин!». Случившееся привело к трагедии: Гасуб проклял своего сына и отрекся от него. Из проклятий, сыпавшихся на голову Тазита из уст отца, можно понять, чего боялись адыги: «чтоб слуха// никто о робком не имел,…//чтоб мертвый брат тебе на плечи окровавленной кошкой сел,//… чтоб дети русских деревень тебя веревкою поймали и как волчонка затерзали//…». Здесь знание А.С. Пушкиным кавказских традиций, а именно вложение в уста разъяренного Гасуба проклятий, одного из жанров фольклора народов Кавказа, достойно восхваления.
Гасуб обвиняет своего сына в трусости, в том, что он не стал убийцей, «не отомстил». Жесткие условия жизни, уединенность, отрезанность от мира у горских народов выработали свои законы, следовать которым должны были все.
Если бы Тазит воспитывался у себя на родине в кругу своих соплеменников, то значит он, как истинный сын своего народа и ограбил бы одинокого купца, и поймал бы раба и отрезал бы голову кровнику. Но в том то и дело, что Тазита воспитали по совсем иным канонам: ему было внушено: «нельзя лишать жизни человека не в честном открытом бою», а это - проявление чести и благородства. Как горец, получивший воспитание у свободолюбивого чеченского народа, он как никто другой понимал получившего свободу и пробиравшегося на родину беглого раба. И убийца его брата был «один, изранен, безоружен», то есть все они были беспомощны.
Для семьи, для соплеменников, для отца Тазит - «трус», не отомстивший за гибель брата, он «старуха», здесь, наверное, метафора «бессильный как старуха» и «армянин». Здесь, по- моему, подчеркивается то, что в отличие от адыгов армяне исповедуют другую религию, они христиане. Гасуб признает, несмотря на то, что сын по крови адыг (адех), по воспитанию он чеченец. Ведь говорил ему воспитатель Тазита «Я сделал храброго чеченца…Ты голову приклонишь// к его могучему плечу…//…Труды мои ты сам оценишь…//
Вывод Несчастен Гасуб, потерявший своих сыновей, одного от вражеских рук, а другого, он сам своими руками отдал чужому народу, воспитавшему из Тазита своего. А Тазит, вернулся к чеченцам //верьхами юные чеченцы,// в пыли несясь во весь опор, // стрелою шапку пробивают…//, ему некуда идти, у него нет семьи, нет родины, он изгнанник, «один и сир».
Таковы жизненные коллизии героев поэмы. Они трагичны.
Великий А.С. Пушкин высветил в своей незаконченной поэме «Тазит» очень актуальную тему, тему воспитания подрастающего поколения, когда даже у родственных народов Кавказа взгляды на нее очень различны. Гениальность Пушкина в том, что он удивительно остро чувствовал дух местности, в данном случае Кавказ, и очень тонко передавал его в своих произведениях.
Литература
Т.1. Стихотворения; Поэмы; Сказки. Стр.300-302
4. Пушкинские места. Путеводитель. М. Профиздат, 1999 стр. 436- 485
5. Школьный словарь иностранных слов под редакцией д.ф.н., профессора В.В.
Иванова М: «Просвещение», 1990 стр.101-102
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Невидимое письмо
Калитка в сад
Девчата
Ель