Автор знакомит читателей с городом морской и воинской славы Кронштадтом с несколько иной точки зрения. Его интересует музыкальная жизнь города. Музыка петровских времен, военно-оркестровая служба в Кронштадте, православная музыка - все, что так или иначе связано с музыкой и родным городом. Отдельные главы посвящены музыке, звучащей в годы Великой Отечественной войны, в Кронштадте. Если вы ознакомитесь с этой работой, то непременно узнаете об известных людях, чья жизнь тесно связана с этим городом и, конечно, с миром музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
kronshtadt_muzykalnyy_kolya.docx | 56.22 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Тема: «Кронштадт музыкальный»
Выполнил: Трофимов Николай,
ученик 5А класса
Научный руководитель: Трофимова А.В.,
учитель музыки, ГБОУ СОШ № 422
Кронштадт
2014
Оглавление:
Введение
Основная часть:
1.Петровское время.
1.1. Народная музыка. Трудовые песни.
1.2. Композиторская музыка в петровское время.
2. Музыка и православие в Кронштадте.
2.1. Колокольный звон. Православные соборы Кронштадта.
2.2. Православная музыка в Кронштадте.
3. Военно-оркестровая служба в Кронштадте.
3.1. Духовой оркестр в 18 веке.
3.2. Русская военная музыка в Кронштадте в 19 веке.
3.3.Духовой оркестр в Кронштадте в 20 веке.
4.Музыка в годы Великой Отечественной войны в Кронштадте.
5.«Здесь - родина талантов и открытий, и тихий порт туманов и дождей.»
5.1.Оперная музыка в Кронштадте.
5.2.Известные жители Кронштадта
6.Музыкальные фестивали Кронштадта
7.Песни о Кронштадте.
Заключение.
Список литературы.
ТЕМА: «Кронштадт музыкальный»
Введение
актуальность темы и ее новизна.
О Кронштадте сказано очень много, написан не один десяток книг. Каждый человек может посетить наш город, пройтись по красивым улицам и скверам, изучить музейные артефакты и побывать в храмах. Но мне хочется остановиться именно на музыкальной странице истории Кронштадта, недостаточно хорошо изученной. В этой работе я постараюсь систематизировать известные мне сведения о музыкальной жизни города и поделиться ими со слушателями.
противоречие
Говорить о музыкальной жизни Кронштадта в 18 веке я могу, исходя только из письменных источников, доверяя их авторам. Так как даже звукозаписывающей аппаратуры не было еще в начале 19 века.
Объект
Объект исследования - история музыкальной культуры города Кронштадта.
Предмет исследования
Предмет исследования: музыкально-исполнительская деятельность в Кронштадте.
цель
Целью моей исследовательской работы является изучение и систематизация знаний о музыкальной жизни Кронштадта в различные временные отрезки. Но самое главное в моей работе – это дальнейшая заинтересованность учащихся в исследовании темы.
гипотеза
Если мы хотим понять причины разнообразия музыкальной жизни сегодняшнего Кронштадта, необходимо перелистать его 300-летнюю историю.
задачи работы
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть народную и композиторскую музыку петровского времени.
2. Изучить православную музыку, звучащую в храмах Кронштадта.
3. Рассмотреть военно-оркестровую службу в Кронштадте в различные периоды
времени.
4. Рассмотреть музыкально-исполнительскую деятельность в годы Великой
Отечественной войны в Кронштадте.
5. Обобщить сведения об известных композиторах и исполнителях, живших в
Кронштадте в разное время.
6. Вспомнить о музыкальных фестивалях, проводимых в Кронштадте в настоящее
время.
7. Рассмотреть некоторые вокальные произведения, связанные с Кронштадтом.
практическая значимость
Музыка неотделима от человека, его жизни. Она помогает ему во всех начинаниях, и развивается вместе с ним. Необходимо свободно ориентироваться в музыкальном пространстве, основываясь, в том числе, и на опыте наших предков – жителей Кронштадта и, соответственно, использовать его, достигая нужных городу результатов. Этому поможет моя экскурсия по музыкальному Кронштадту.
Основная часть.
Прежде чем перейти к музыкальной составляющей, необходимо напомнить некоторые исторические сведения о Кронштадте.
Кронштадт основан 7(18) мая 1704 года Петром 1 на острове Котлин в восточной части Финского залива. Он должен был защитить Петербург от шведов. В тяжелейших условиях, ценой человеческих жизней быстрыми темпами шло строительство гаваней, батарей, каналов. Матросы, крепостные крестьяне поднимали на острове город-крепость, город-порт.
Задача
В этой главе необходимо рассмотреть народную и композиторскую музыку петровского времени. Если отдельные оборонительные сооружения, здания до нашего времени частично сохранились, то очень сложно представить себе музыкальную сторону жизни жителей Кронштадта петровского времени. Для создания более или менее целостной картины, необходимо обратиться к письменным источникам: книгам и нотам.
Музыкальные звуки сопровождают человека с самых первых дней его жизни. Они помогают людям работать и отдыхать. Причем исполняется как музыка, написанная композиторами, так и народная. Без всякого сомнения, музыкальные произведения звучали с первых же дней строительства Кронштадта.
1.1Народная музыка. Трудовые песни.
Услышать пение крепостных крестьян, которые ценой невероятных усилий возводили наш город, мы не можем. Но, все же, знаем, что при исполнении некоторых работ работники пели особые припевки и песни, ритм которых организовывал их движения. Форма русских трудовых песен особенная - короткая попевка. Назначение этих песен - быть сигналами для одновременности движений многих работающих.
Песня-припевка состояла из двух или четырех строк, в которых описывается действие, и выкрика-припева, во время которого выполнялась коллективная работа:
Раз, два, эй! Еще раз, эй! Еще! Эй! Раз! Взяли!
Содержание и образы трудовых песен связаны с характером выполняемых работ и с отдельными моментами их, но часто встречаются темы и образы быта.
1.2Композиторская музыка в петровское время
В петровское время развивалось партесное концертное пение, канты, театральная музыка.
Партесное пение - многоголосная церковная музыка, возникшая в начале 17 века. Она звучала как в Петербурге, так и в Кронштадте.
Количество голосов (партий) в партесном пении может быть от 3 до 12. Каждая партия выполнялась небольшим количеством исполнителей, в основном по 1-2 на партию. Поэтому партесное пение следует отнести скорее к ансамблевому, чем к хоровому. При Петре 1 партесные концерты превратились скорее в торжественно придворное искусство, чем в строгое культовое.
Кант –бытовая многоголосная песня, распространённая в России, в 17-18 вв. В период царствования Петра I появились "приветственные" или "панегирические" канты, посвящённые крупным событиям государственной жизни, военным победам . Трехголосные канты звучали воинственно, празднично. Торжественные ритмы польского танца-шествия полонеза подчеркивали характер произведения. Исполнение произведения часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.
Петр1 и его окружение заботились в первую очередь о военной музыке. Музыка звучала на торжественных празднованиях побед, на ассамблеях и в быту. Праздники проходили обычно на открытом воздухе при стечении массы народа, сопровождаемые фейерверками и маскарадами.
Театральная музыка приобрела торжественный характер в аллегорических спектаклях, прославивших военные победы Петра.
В начале 21 века изо всех музыкальных произведений петровской эпохи мы можем услышать отдельные марши, например марш Преображенского полка в исполнении военного оркестра. Торжественные марши и в наши дни звучат на улицах Кронштадта в дни проведения особых праздничных мероприятий, подчеркивая их важность для жизни города.
Несмотря на некоторые трагические события в жизни Кронштадта, после которых на десятки лет замолчали колокола, и жители города не могли услышать православного хорового пения, все вернулось на круги своя. И сейчас колокольный звон так же важен для жителей города, как и звучание духового оркестра. В этом разделе рассмотрим особенности колокольного звона и православного хорового пения.
2.1. Колокольный звон. Православные соборы Кронштадта.
Ты расскажи мне про колокола,
Про звонаря, набат и перезвон,
Про олова и меди тихий стон,
И церкви золотые купола. (Жукова Александра)
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события.
Для чего нужен звон колоколов? Он:
1.созывает верующих к богослужению,
2.выражает торжество Церкви и ее богослужений,
3.возвещает неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений.
Колокола являются принадлежностью православного храма. Их звон мы слышим с колокольни или звонницы, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. В Кронштадте несколько церквей и храмов. Звон колоколов раздается с Владимирского собора, с недавнего времени, мы можем услышать колокола Морского собора. (смотри приложение «Православные храмы Кронштадта»)
Звучание колоколов является выражением радости, грусти или торжества.
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.
1.Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Само слово благовест означает то, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.
2. Собственно звон - звучат все колокола или же несколько колоколов. Существуют и его разновидности:
1). Трезвон – это звон во все колокола трижды или в три приема. Он выражает собою христианскую радость, торжество.
2). Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.
3). Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого.
4). Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого.
Очень сложно разобраться в колокольном звоне. Но ребята, мои сверстники, которые посещают воскресную школу во Владимирском соборе, вполне справятся с этим нелегким делом и расскажут нам об особенностях каждого звона.
Чудесный малиновый звон мы услышали, теперь настала очередь услышать музыкальные звуки в самом соборе. Но необходимо помнить, что женщинам при входе в храм необходимо покрыть голову платком, в отличие от мужчин. Итак, слушаем.
2.2. Православная музыка в Кронштадте.
На Русь пришло православие в конце 10 века из Византии. Соответственно духовная музыка имеет византийские корни.
Отличительная черта русской православной музыки — пение без сопровождения (a capella) Церковное пение в древности было:
-одноголосным,
-унисонным,
-мужским.
Хоровое, унисонное пение, господствовавшее в русской православной традиции вплоть до конца XVII века, является своего рода духовной школой для человека, который, подстраивая свой голос к звучанию хора, учился гармонической согласованности своего духовного мира с духовным миром других людей, и в целом — со всем мирозданием, созданным Богом по законам гармонии.
Музыкальная часть богослужения, как и все в храме, имеет свой глубокий смысл, помогающий понять православную веру. Слова и мелодия тесно связаны между собой.
Православный храм ориентирован на человеческий голос, как все мироздание — на человека. Единственным музыкальным инструментом в православном храме является колокол. Отцы Церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, созданным Самим Богом. Но колокола остались.
Церковная музыка сдержанна, возвышенна, благородна. В ней есть что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах — жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.
В православных церквях существует четыре вида исполнения – сольное, хоровое, респонсорное (сольное с припевом хора), антифорное (два хора поют попеременно ). Песнопение объединено между собой последовательностью драматургии. Порядок последовательности песнопения определён Уставом церкви. Псалмы (самый древний жанр) занимают главенствующее место. С них начинается даже самое незначительное богослужение в храме. Основными жанрами православной музыки были кроме псалмов, стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная. В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др.
Немного заунывное, сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций чтение нараспев (псалмодия) противопоставляется «мирскому» пению. Для людей, уставших от привычной суеты, это островок мира и покоя.
В конце 20 века жители нашего города пришли к пониманию необходимости возрождения святынь. И теперь колокольный звон возвещает о богослужении, а духовная музыка, звучащая в православном храме дает людям надежду на лучшее.
Звучание духового военного оркестра в День Победы, в день ВМФ – это целое событие, настоящий праздник для жителей и гостей нашего города. Почему военно-оркестровая служба в Кронштадте играет важное значение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пролистать страницы истории нашего города.
Солнца луч заигрывает с медью,
Отражая золотистый блеск.
Четким шагом, через все столетья,
Марширует бодро духовой оркестр! (Эдуард Муллер)
3.1. Духовой оркестр в 18 веке.
Город-крепость, военно-морская база Кронштадт просто не мог обходиться без своего военного оркестра. После закладки города, в нем зазвучала морская, как тогда говорили, музыка. Звуки гобоев и дробь барабанов оживляли стук топоров и скрип лебедок, сопровождавших строительство.
Музыка в русской армии всегда занимала важное место. Духовой оркестр звучал при строевом обучении войск, во время отправления воинских ритуалов, торжественных церемоний. Воспитание патриотизма, поднятие боевого духа просто необходимо воинам, защитникам родной страны. Военная реформа, проведенная Петром I, привела к созданию регулярной, то есть постоянной армии. Регулярная армия позволила повысить уровень военного искусства, и конечно же предопределила новое место военных оркестров.
Началом истории военно-оркестровой службы в России следует считать 19 февраля 1711 г. Указ, изданный Петром1, предусматривал наличие оркестров в каждом пехотном полку в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра, в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу, одного полкового литавриста, двух трубачей и двадцать барабанщиков. Хотя все музыканты полковых оркестров именовались гобоистами— по названию основной группы инструментов,— фактически военные оркестры имели смешанный состав. Так, например, при штате 9 человек полагалось иметь 5 гобоистов, 2 трубача и 2 валторниста.
Руководили оркестром гобоисты-иностранцы. В их обязанности входило обучение музыкантов, а также подбор репертуара, вплоть до сочинения собственных маршей для своего оркестра.
Петр I, который в молодости сам часто и охотно играл на барабане, любил военную музыку и заботился о ней. Он интересовался ходом обучения полковых музыкантов. Это значительно содействовало их успехам.
В первой половине 18-го века в каждом полку вводится должность капельмейстера. (лицо, стоящее во главе капеллы, дирижирующее ею во время исполнения и разучивающее с ней пьесы). Это название относится как к хоровому, так и оркестровому дирижеру.
Военная музыка получает в 18-ом веке разнообразное применение. Наряду с сигнальной службой широкое распространение получают различные воинские церемониалы, проходившие при непременном участии военных оркестров: парады, утренняя и вечерняя «Заря», развод караулов и др.
В 1716 г. вышел «Устав воинский», который закрепил преобразования в армии, проведенные Петром I. Большое место в этом уставе отведено военной музыке. Здесь, например, имеется специальный раздел — «О бою барабанном», в котором подробно описываются действия барабанщиков во время парадов, на марше, при встрече начальников и т. д. Придавая большое значение военной музыке как средству, содействующему укреплению дисциплины, подъему морального духа войск, Петр I издает специальный указ о том, как бить «Зарю». В исполнении вечерней и утренней «Зари» принимали участие ротные барабанщики, трубачи и литавристы.
Во второй половине 18-го века – особенно в царствование Екатерины II — составы военных оркестров значительно возрастают. Они пополняются новыми инструментами — поперечными флейтами, кларнетами, тарелками, большими барабанами и т. д. В 18 веке музыкальные инструменты становятся символом воинской доблести и славы.
На протяжении 18 столетия значительно обогащается репертуар военных оркестров. Устанавливается традиция создавать в каждом полку свой марш. Во второй половине 18-го века в сочинении военно-маршевой музыки принимают участие видные русские композиторы той поры — Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 —1825) и Осип Антонович Козловский (1757—1831). Возникает музыка «Вечерней зари» и других воинских церемониалов.
3.2. Русская военная музыка в Кронштадте в 19 веке.
В 19-ом веке происходит дальнейшее развитие русской военной музыки. В начале столетия проводятся новые военные реформы, в результате которых численность военных оркестров, сокращенных при Павле1 до 5 человек, вновь увеличивается. .
Важным событием в истории военной музыки, как и всей музыкальной культуры, явилось изобретение хроматических медных духовых инструментов. Появление их в русской армии относится к концу 20-х годов. В связи с этим возникает два типа военных оркестров — медный и смешанный.
Большая заслуга в деле совершенствования составов военных оркестров принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. С 1873 по 1884 год он являлся инспектором военно-морских хоров (оркестров) и дирижировал Адмиралтейским военно-морским оркестром, переведенным из Петербурга в Кронштадт (в 1872году).
Н.А.Римский-Корсаков усовершенствовал составы военных оркестров. Кроме того, выступая в качестве руководителя и дирижера сводного оркестра в Кронштадте:
1. создавал новые произведения для духовых инструментов в сопровождении военного оркестра,
2. делал многочисленные переложения лучших образцов русской и зарубежной музыки,
3. изучая народные песни, делал переложения для духового оркестра.
В качестве примера концертных произведениях Римского-Корсакова можно назвать:
-концерт для тромбона с духовым оркестром,
-вариации для гобоя на тему песни Глинки «Что, красотка молодая»,
-обработку народной песни «Слава»,
-концертную пьесу для кларнета с оркестром.
Римский-Корсаков неизменно и настойчиво воспитывал у слушателей музыкальные вкусы, приобщал их к передовой музыкальной культуре, прививал исполнителям высокий профессионализм.
На протяжении 19-го столетия значительно расширяется репертуар русских военных оркестров вообще и духового оркестра в Кронштадте. Создаются новые марши, в которые проникают песенно-танцевальные интонации.
Одним из наиболее распространенных жанров духовой музыки был жанр попурри (инструментальная пьеса, составленная из популярных мотивов других сочинений). Термин попурри используется с начала XVIII века. В настоящее время попурри исполняются преимущественно эстрадными и духовыми оркестрами. В Кронштадте во время выступлений духового оркестра можно услышать в одном произведении мелодии различных знакомых, часто любимых песен и пьес. В 19 веке Попурри обычно строились на материале народных песен, популярных романсов, опер и оперетт.
Большое место в оригинальном репертуаре духовых оркестров принадлежит танцам, среди которых наиболее распространенными являются вальсы. Наряду с оригинальными сочинениями в репертуар военных оркестров входят также многочисленные переложения симфонических произведений и отдельных пьес русских и западных композиторов, отрывков из опер и балетов.
Отечественная война 1812 года вызвала рост национальной гордости и самосознания русского общества, подъем патриотических чувств. Звучание военной музыки при движении русских войск в атаку и в критические моменты боя воодушевляло солдат, организовывало их действия и тем самым значительно способствовало успеху сражений. Боевой дух воинов поднимала музыка, предназначенная для исполнения во время служебно-строевых занятий, боевых действий, парадов. Исполнялась эта музыка военными духовыми оркестрами. Начиная с 1813 года в течение 100 лет ежегодно проводятся благотворительные концерты сводных духовых оркестров, так называемые исторические или инвалидные концерты. Первоначально эти концерты давались в пользу инвалидов Отечественной войны 1812 года; их благотворительный характер сохранился и в дальнейшем. Первый такой концерт состоялся 15 ноября 1813 года в зале Филармонического общества в Петербурге. Впоследствии «инвалидные концерты» проводятся во многих крупных городах и приурочиваются к 19 марта - дню вступления русской армии в Париж в 1814 году.
В программы «инвалидных концертов» включались:
- патриотические сочинения,
- марши,
- произведения зарубежных и русских авторов.
В программы многих таких концертов почти неизменно включалось сочинение Катерино Альбертовича Кавоса для оркестра «Куплеты 1814 года». С течением времени «инвалидные концерты» утрачивают свою патриотическую направленность. Они становятся все более развлекательными и пафосными.
3.3.Духовой оркестр в Кронштадте в 20 веке.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла новую страницу в истории русской военной музыки. Военные оркестры становятся на службу победившему народу. Они участвуют в митингах, в выступлениях агитбригад, демонстрациях.
После революции 1917 года, Училище корабельной архитектуры было реорганизовано и стало готовить инженерные кадры для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Училище возвратили в Петроград, в Адмиралтейство. Оркестр (вместе с Училищем) вернулся под золотой шпиль и продолжил свою славную историю. А в Кронштадте был организован свой военный духовой оркестр.
С 1928 года проводится всеармейский конкурс военных оркестров. Смотры и конкурсы военных оркестров показывают значительный и неуклонный рост исполнительской культуры дирижеров и музыкантов Советской Армии.
В Советском Союзе впервые введено высшее военно-музыкальное образование. В основу его организации положены мысли и проекты великого русского композитора и музыкально-общественного деятеля Н. А. Римского-Корсакова.
По воспоминаниям моей бабушки, приехавшей в Кронштадт в конце 70-х годов 20 века, военный духовой оркестр, под руководством Виктора Чупрыгина , постоянно участвовал в городских мероприятиях. Под звуки марша проходили праздничные шествия в День Защитника Отечества, в День Победы, в день Военно-Морского флота. Военные корабли уходили в учебные походы под звуки духового оркестра. Звучал русский марш «Прощание Славянки». В сквере на пересечении проспекта Ленина и Безымянного переулка в 80-90 годы под звуки духового оркестра жители города могли потанцевать и послушать песни в исполнении самодеятельных артистов.
Хочется вспомнить одного из музыкантов гарнизонного духового оркестра в Кронштадте - Николая Борисовича Рощина. Солист-саксофонист, оранжировщик, он более 40 лет играл в оркестре. В июне 2006 года сослуживцы и друзья по работе проводили его в последний путь. Николай Борисович Рощин родом из Владимирской области. По приказу Главнокомандующего ВМФ, в 1944 году Николай Борисович ушёл на военную службу. Попал в Кронштадт, в учебный отряд. Вся его последующая жизнь была связана с флотом и музыкой. Яркое, красочное звучание саксофона, на котором играл Н.Б.Рощин, прекрасно сочеталось с его выразительной внешностью: высокий, подтянутый, всегда галантный, он притягивал людей своей скромностью и добротой.
Духовой оркестр Кронштадтского гарнизона был популярен и в послевоенное время. Без его выступления не проходил ни один заключительный концерт Ленинградской военно-морской базы. Помимо исполнения партии саксофона, Н.Б.Рощин занимался аранжировкой, что требует знания особенностей каждого музыкального инструмента, в данном случае духового оркестра. Результат его работы могли оценить все жители города Кронштадта, которые слушали исполнение военного духового оркестра.
Николай Борисович руководил оркестром Дома офицеров, после играл в духовом оркестре Дворца культуры. Участник Великой Отечественной войны, он был награжден государственными наградами не только за ратный подвиг на поле брани, но и за музыкальное творчество, за свой талант. ( http://kotlin.ru/ от 15.02.2006г)
Звучание духового оркестра сопровождало воинов-защитников три столетия, поднимая боевой дух. И сегодня музыкальная жизнь Кронштадта не мыслима без торжественного и яркого звучания медных духовых и четкого ритма ударных.
Это очень важный раздел, рассказывающий о музыкально-исполнительской жизни нашего города. Страшные, суровые годы 1941-1944 были для Кронштадта еще одной проверкой на прочность. Выстоит ли город, его жители, его защитники или сдастся? Ну а при чем здесь музыка? В городе было не до песен. Но именно музыка давала людям дополнительные силы и надежду на победу. Крайне тяжелыми стали для кронштадтцев дни с 21 по 23 сентября 1941 года. В небе было черно от бомбардировщиков «Ю-87» и «Ю-88». Группами по 30-40 машин они устраивали «карусели» над целями, поочередно с воем ложились в пике и бросали бомбы. Вода в гаванях закипала, земля сотрясалась от взрывов. Враг метил не только в корабли. Он хотел уничтожить весь Кронштадт, в особенности его артиллерию и Морской завод.
Очень скоро в городе кончилось топливо, остановилась поврежденная бомбами единственная электростанция. Несмотря на это для детей, оставшихся в Кронштадте, устроили новогодний праздник в Матросском клубе. Словно не стоял рядом лютый враг, светилась огнями разноцветных свечей, украшенная игрушками пахучая елка. Кронштадтские ребятишки пели новогодние песни «В лесу родилась елочка», «Маленькой елочке». Это было для ребят чудом, И еще большим чудом - обед из трех блюд, вкусные подарки Деда Мороза. Город-крепость, осыпаемый бомбами и снарядами, не отступал от своих привычек.
Как до войны, в клубах, на кораблях и портах выступали артисты. Солдаты и матросы очень любили выступления Кла́вдии Ива́новны Шульже́нко (1906 —1984) — советской эстрадной певицы, актрисы театра и кино. Ее певческий дебют состоялся еще в 1928 году на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати. В 1929—1942 гг. — артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского.
До войны, в 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи. В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр, в котором пела Клавдия Шульженко. Оркестр стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание. 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда».
9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР. Звания и награды она получила уже после войны, а несколькими годами ранее ее проникновенные слова:
«Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч» -
оставались в памяти защитников Кронштадта. Каждый матрос, слушая любимую песню, вспоминал свою невесту, жену, оставшуюся в той, мирной жизни. Он верил и надеялся увидеть своих родных и близких после окончания войны. Песня «Синий платочек» (слова Якова Галицкого и Михаила Максимова, музыка Ежи Петерсбурского) стала символом Великой Отечественной.
Со́фья Петр́овна Преображе́нская (1904 — 1966) — советская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Получила музыкальное образование в Ленинградской консерватории. С 1928 года пела в Марии́нском теа́тре (с 1935 по 1992 год — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова). В Кронштадте в годы войны Софья Преображенская исполняла также русские народные песни и романсы. Ее голос — сильный, глубокий и несколько грустный — придавал русским романсам неповторимый шарм, а в оперных ариях звучал властно и драматично.
На концертах в Кронштадте можно было услышать выступление Леонида Герасимовица Кострицы (1919-1970). Уже в первых выступлениях в рабочей самодеятельности он обратил на себя внимание незаурядной артистичностью в исполнении песен. Окончил Киевское драматическое училище. Как певец зарекомендовал себя в армейской самодеятельности в 1939 году.
С первых дней войны Леонид Кострица – солдат-пехотинец одного из полков Ленинградского фронта, который прикрывал непосредственные подступы к городу на Неве. В перерывах между боевыми действиями Л. Кострица участвует во фронтовой самодеятельности. Песня для него всегда была надежной спутницей в жизни. Приходилось быть и исполнителем, и дирижером, и режиссером. Выступал как певец-солист и исполнитель фельетонов. Эстрадный фельетон читается со сцены, он рассчитан на 15-20 минут и должен вбирать в себя самые актуальные проблемы, которые необходимо подать в яркой, порой заостренно сатирической преувеличенной форме. Исполнение фельетона требует артистичности, умения общаться со зрителем, умения импровизировать на сцене. Кострица к исполнению каждой новой песни готовился, как к премьере. Ведь песню не только нужно спеть, ее нужно сыграть. Хорошая песня – это законченное музыкально-литературное произведение со своим сюжетом, настроением, драматургией. Выступая в холодных заводских цехах, госпиталях, на кораблях Краснознаменной Балтики, он пел песни, зовущие к стойкости, борьбе, вселяющие уверенность в скорую победу.
При Доме Флота (ныне Дом офицеров) существовала постоянная труппа Ленинградского театра комедии и сатиры, давала спектакли и концерты.
В Кронштадте часто бывали Ольга Берггольц, Вера Инбер, Вера Кетлинская. Стихотворение Ольги Берггольц, написанное в сентябре 1942 года, посвящено кронштадтским подводникам – защитникам города.
Подводная лодка уходит в поход
в чужие моря и заливы.
Ее провожают Кронштадт и Кроншлот
и встречи желают счастливой.
Поэтические строки, произносимые нараспев – это ли не музыка, суровая, строгая, рассказывающая о нелегких днях и ночах, проведенных в боях и военных походах. Слова поддержки, участия помогали советским бойцам в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками так же, как бомбы и снаряды.
Символом блокады для ленинградцев и кронштадцев стала “Песня о Ладоге”. Создали ее сами воины. Автор слов – военком 526-й отдельной роты связи, обслуживавшей ледовую трассу, Петр Богданов. Участники армейской самодеятельности – старшина Павел Краубнер и сержант Л.Шенберг сочинили музыку. После того, как “Песню о Ладоге” напечатала газета “Фронтовой дорожник”, она прозвучала на смотре самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов, стала известной и на “Дороге жизни”, в Ленинграде и Кронштадте .
Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
"Дорогой жизни" названа.
Эта песня и сейчас жива. В день полного снятия блокады Песнь о Ладоге звучит в школах, Клубе Юных Моряков, Доме творчества юных и др.
Песни, посвященные войне звучат в Кронштадте и на ставшем уже традиционным Фестивале военной песни «Опаленные войной», посвященные Дню ветеранов боевых действий. Ежегодно Кронштадтский Дворец Молодежи гостеприимно распахивает двери для участников фестиваля и всех желающих вспомнить песни, рассказывающие о войне, и теперь уже не только о Великой Отечественной, а также о войне в Афганистане и Чечне.
В 2010 году в Кронштадте В День Победы, в «семь часов вечера после войны», газета «Кронштадтский вестник» пригласила своих друзей, авторов и верных читателей в Петровский парк, чтобы в тесном кругу попеть любимые военные песни и таким образом вместе отметить святой для всех праздник. И люди подходили. В подарок каждому - праздничный номер газеты и красная гвоздика. Всем желающим петь - тексты любимых военных песен. Эта акция пусть и не афишировалась громко, но задолго обсуждалась всеми приглашенными в «ВКонтакте». Участники вспомнили свою историю, в едином творческом порыве исполняя в произвольном порядке: «Бьется в тесной печурке огонь», «Синий платочек», «Казаки в Берлине»…
20 мая 2010года Кронштадт посетила Галина Павловна Вишневская, всемирно известная оперная певица, Почетный гражданин Кронштадта, наша землячка. Кронштадт к 65-летию Великой Победы получил долгожданный подарок от Галины Павловны – концерт «Идет война народная», на котором ее ученики, молодые оперные певцы исполняли военные песни.
Добрые и нежные, решительные и мужественные – эти песни звучали в годы войны, помогая воинам-защитникам города. В наши дни песни о Великой Отечественной войне напоминают о тех далеких событиях, рассказывают о стойкости советских людей, сумевших выжить и выстоять.
5. «Здесь - родина талантов и открытий,
И тихий порт туманов и дождей.» (Александр Красильников)
В Кронштадте родились и жили многие известные деятели культуры и науки. Остановимся на биографиях тех людей, чья жизнь так или иначе связана с музыкальной деятельностью.
5.1. Оперная музыка в Кронштадте.
Галина Павловна Вишневская (1926-2012)— выдающаяся российская певица (лирико-драматическое сопрано ), художественный руководитель Центра оперного пения в Москве. Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Имея от природы поставленный голос, в 1951 году принята в Большой театр, несмотря на отсутствие консерваторского образования. С 1955года выступает в ансамбле со знаменитым виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем на самых престижных концертных площадках мира (Ростропович выступал в качестве пианиста, дирижера). С 1974 года вместе с Ростроповичем проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой Мировой были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории.
Оставив оперную сцену, выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХАТ, сыграла главные роли в кинофильмах “Провинциальный бенефис” (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и “Александра” (2007, режиссёр А. Сокуров). С 2002 года — руководитель Центра Оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской.
В последние годы семья Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича активно содействовала восстановлению музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского ( «Кронштадтский вестник» 11 декабря 2013года).
3 августа 2013 года в Кронштадте прошел концерт, посвященный памяти Галины Вишневской. Концерт в ее честь стал предвестником ежегодного Международного музыкального фестиваля «Кронштадт-Опера», который впервые состоится в 2014 году. Выступление известных исполнителей, солистов Мариинского и Большого театров, прошло в Петровском парке на берегу Финского залива. 3 августа прозвучали произведения русской и зарубежной оперной классики. Целью создания нового международного музыкального фестиваля в Кронштадте стало стремление организаторов укрепить и развить новые течения современной культуры вне привычного пространства культурной столицы. Открытая площадка позволяет совмещать классику с актуальным искусством. Фестиваль предполагает показы оперных спектаклей в июне и балетных постановок в июле, совмещенных с выставками и перфомансами.
Благодаря своей богатой истории город-крепость Кронштадт станет одной из самых интересных открытых площадок. Его когда-то неприступные форты, живописные каналы и грандиозный морской собор способны сегодня придать фестивалю поистине неповторимую атмосферу и сделать это место привлекательным для множества посетителей и туристов.
Помимо фестиваля «Кронштадт-опера» известную оперную певицу всегда будут вспоминать юные жители нашего города, обучающиеся в музыкальной школе № 8. Музыкальная школа на улице Ленинградской, дом 10 несколько лет находилась на капитальном ремонте, только лишь 7 ноября 2011 состоялось ее долгожданное открытие. В 2013году решался вопрос о присвоении музыкальной школе №8 Кронштадтского района имени знаменитой певицы Галины Вишневской. 24 декабря 2013года члены Топонимической комиссии Петербурга в Смольном проголосовали «за». (источник - Кронгазета №45 от 15 ноября 2011года)
В Кронштадте родились известные оперные исполнители:
Алекса́ндр Васи́льевич Смирно́в
(1870, Кронштадт — 1942) —оперный певец, баритон. Заслуженный артист Республики (1921 или 1924).
В 1888—1890 годах учился в морском училище, затем перешёл во 2-е военное Константиновское училище, по окончании служил офицером лейб-гвардии Московского полка. Покинув военную службу, в 1892—1896 годах обучался пению у И. П. Прянишникова, с 1898 года — в Петербургской консерватории, и в 1897 году (по другим источникам в 1896) дебютировал в Мариинском театре. В 1896—1924 годах Александр Смирнов - солист Мариинского театра. В мае 1900 года гастролировал с большим успехом на пражской национальной сцене. Репертуар певца включал 74 партии.
Кроме того Смирнов — замечательный исполнитель романсов. Преподавал вокал на курсах командного состава флота, в петроградском музыкальном техникуме, в 1923—1929 годах — в Петрограде (Ленинграде) в консерватории.
Лебедев Дмитрий Николаевич (1901-1979)
Дмитрий Николаевич Лебедев - обладатель красивого и звучного баритона. Закончил Петроградскую консерваторию по классу пения, совершенствовал свое исполнительское мастерство в Италии. На Родине принимал активное участие в организации музыкальной художественной самодеятельности, в создании концертных объединений. Преподавал в Ленинградской государственной консерватории. Впоследствии был директором Ленинградской областной филармонии, директором хорового училища при Ленинградской государственной академической капелле.
Свои детские и юношеские годы провел в Кронштадте. Как и любой кронштадтский мальчишка, мечтал стать моряком. В годы гражданской войны Лебедев участвовал в боях против войск Юденича, был тяжело ранен и несколько месяцев пролежал в Кронштадтском госпитале.
Кира Владимировна Изотова (1931 —2013) — советская и российская певица (сопрано) и музыкальный педагог, она тоже родилась и провела детские годы в Кронштадте. Училась в Хоровом училище имени М. И. Глинки, затем в Ленинградской консерватории. Лауреат Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве (1955). Завоевала первые премии Международного конкурса имени Роберта Шумана (Берлин, 1956) и имени Эркеля (Будапешт, 1960). Записала ряд песен и романсов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Клода Дебюсси, Франсиса Пуленка, Сергея Рахманинова (1974—1975, с пианистом Павлом Серебряковым). С 1962 преподавала в Санкт-Петербургской консерватории, профессор, до апреля 2012 года являлась заведующей кафедрой камерного пения. Заслуженная артистка РСФСР (1970), Заслуженный деятель искусств России (2006).
5.2.Известные жители Кронштадта
Михаил Михайлович Чернов
(1879—1938) — советский композитор и музыкальный педагог, профессор (1918), доктор искусствоведения (1938). Родился и провел детские годы будущий композитор в Кронштадте.
Обучался на физико-математическом факультете Петербурского университета, затем в Санкт-Петербугской консерватории по классу композиции. Ученик Николая Андреевича Римского-Корсакова и Анатолия Константиновича Лядова. В 1910—1938 годах — преподаватель теории композиции и оркестровки в Санкт-Петербугской (затем Петроградской и Ленинградской) консерватории. В 1930—1937 годах был заведующим кафедрой инструментовки. М.М. Чернов воспитал ряд талантливых музыкантов и композиторов. Он автор ряда комических опер и оперетт, кантаты «Иоанн Дамаскин»,3-х симфоний и др. 1-я премия (по СССР) за симфонию на Международном конкурсе к 100-летию со дня смерти композитора Ф. Шуберта в 1928году.
Асафьев Борис Владимирович(1884—1949)
— музыковед, композитор, академик АН СССР (1943), Лауреат Сталинской премии (1943; 1948), народный артист СССР (1946). Один из основоположников Отечественной музыкальной науки. Автор книг: «Музыкальная форма как процесс», «Симфонические этюды», «Русская музыка от начала XIX века». Написал 27 балетов, в том числе «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934). Он автор 10 опер. С 1925 года— профессор Ленинградской консерватории.
Характер будущего композитора и музыковеда формировался в сложных условиях военного города на острове, но музыка уже заняла особое место в его судьбе. Успешно окончив Кронштадтскую мужскую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. В свободное время занимается музыкой. В 1908 заканчивает университет, а в 1910 году — консерваторию. Первые свои музыкальные произведения стал публиковать с 1914 года под псевдонимом Игорь Глебов. В 1919—1930 гг. работал в Институте истории искусств. С 1925 г. профессор консерватории. Благодаря его творчеству музыкальная жизнь обогатилась замечательными работами в области теории и истории музыки.
В 1941—1943 годах в блокадном Ленинграде написал свой цикл работ «Мысли и думы». В 1943 году был вывезен из Ленинграда в Москву. До конца своих дней продолжал творчески работать, за что и получил Государственную премию СССР (1948).
Александр Иванович Сальников. (род. 1926г)
Талантливый человек, неутомимый труженик, ветеран Кронштадтской сцены, исполнитель песен и чтец, актер любительского театра. Он в Кронштадте, здесь прожил всю жизнь. С 10 лет солировал в детском хоре при кронштадтском Доме пионеров и школьников. С этим коллективом он выступал до самой войны. С гитарой и песней прошел войну и годы службы в Заполярье. Тогда же начал читать стихи.
Музыка и поэзия стали верными спутниками всей его жизни. Многие годы А. И. Сальников был музыкантом и солистом ансамбля русских народных инструментов Кронштадтского Дома офицеров, под руководством П. А. Беляева.
Сколько было на его счету концертов — подсчитать невозможно. Его выступления можно было увидеть в цехах морского завода, на военных кораблях, в парках и скверах города, в концертных залах Кронштадта и Санкт-Петербурга. И везде ему сопутствовал огромный успех. Особо проникновенно звучат в его исполнении старинные русские романсы, песни времен Великой Отечественной войны, о море и моряках. С 1986 года Александр Иванович — ведущий актер любительского театра Дворца культуры им. Мартынова, созданного А. В. Карповым. Александр Иванович — человек беспокойный, целеустремленный, сценическому искусству служит верно, до самозабвения, по сей день. Многолетний творческий путь его отмечен многими наградами, одна из них — Грамота Главнокомандующего ВМФ России.
Участник великой Отечественной войны, ветеран труда А. И. Сальников награжден боевыми орденами и медалями.
Галина Васильевна Никитина.
Коренная жительница нашего города. Она прожила долгую, творчески насыщенную жизнь (1928-2011). На ее песнях выросли целые поколения кронштадтцев. Именно здесь в 1946 году Галина Никитина впервые вышла на сцену Дома офицеров в составе женского хора, которым руководил А. Б. Межерицкий. Вскоре она стала солисткой прославленного коллектива. Многие годы пела Галина Никитина с духовым оркестром ДК имени Мартынова. И всегда была первой! (23 года) Галина Васильевна работала на кронштадтском радио, профессии радиожурналиста училась в процессе работы. После она стала руководить кинотеатром «Экран» и достраивать «Бастион», который был открыт в том числе и благодаря ее неутомимой энергии.
И все же главным делом и смыслом ее большой жизни стала песня! И здесь Галина Васильевна не только замечательная солистка. Ей принадлежит создание хора русской песни Кронштадтского Дворца культуры. Около двух десятилетий руководила она этим коллективом. Под руководством Галины Никитиной хор дважды становился дипломантом Всероссийских фестивалей, был удостоен почетного звания «Народный коллектив». И сейчас он является одним из ведущих творческих коллективов Кронштадта. Неслучайно Галине Васильевне присвоено звание «Заслуженный работник культуры России».
Галина Васильевна - народный поэт и композитор. Она является автором 180 вокальных произведений, многие опубликованы в поэтических сборниках, ей принадлежит издание нескольких песенников и музыкальных альбомов. На Центральной государственной студии звукозаписи она записала 7 дисков с собственными песнями (около 150). Семнадцать песен Галины Никитины опубликованы в пятитомной «Антологии морских песен», изданных Всероссийским Морским собранием. Благодаря им, песни разлетелись по всей России. Что может быть радостнее для автора. Каковы темы песен и романсов автора? Конечно же это нелегкая флотская служба и крепкое морское братство, непростая доля жены офицера и чувство глубокой любви к своему Отечеству.
Галина Васильевна - автор нескольких книг. Кроме книги «Кронштадтские ветры», издано два литературно-музыкальных сборника «Море. Любовь. Песня» и «Звучит над Котлином музыка». Еще два произведения готовятся к изданию. За многолетнюю творческую деятельность Галина Никитина удостоена множества почетных званий и наград. В 2004 году она одна из первых была удостоена Почетного знака «За заслуги перед Кронштадтом», что является знаком особого признания заслуг перед городом, который она так любила и который воспела в своем творчестве. (кронштадтский вестник №2 от 20 января 2009г)
Сергей Витальевич Палкин (род. В 1964г)
– известный кронштадтский и петербургский певец, автор-исполнитель, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Сергей Палкин - обладатель неповторимого лирического баритонального тенора, воспитанного в лучших традициях русской романсовой школы и, впитавший в себя высочайший уровень культуры эстрадной песни. Его вокальному искусству, сочетающему красоту и обаяние, виртуозность и чувственность, давали высокую оценку кумиры оперной и эстрадной сцены: Борис Тимофеевич Штоколов, Алла Николаевна Баянова, Галина Васильевна Вишневская и известный композитор Александра Николаевна Пахмутова.
За 20-летний творческий путь было немало ярких побед на Всероссийских конкурсах. По окончании Львовского политического училища Сергей Палкин приехал в Кронштадт. Служил в Кронштадтском Матросском клубе, находившемся в здании на улице Советской, которое ныне занимает Театр Балтийского флота. В начале 90-х годов Матросский клуб переехал в здание на улице Макаровской, дом 3. Сергей Палкин в 90 годы был назначен на должность начальника Матросского клуба. По окончании службы руководил отделом культуры города Кронштадта.
Капитан второго ранга в отставке Сергей Витальевич Палкин и сейчас сохранил любовь к морю, тёплые отношения с друзьями, морскими офицерами. Он принимает участие в деятельности Флотского культурного центра «Финский залив», который занимается множеством благотворительных проектов. На мероприятия и концерты, проводимые центром, обязательно приглашаются ветераны, блокадники, вдовы погибших моряков.
В Кронштадте жили и работали многие деятели культуры, связавшие свою творческую судьбу с музыкой. Кто-то всемирно известен, кого-то любят только жители нашего города. Но и сейчас подрастают талантливые ребята, которые прославят Кронштадт и воспоют его в своих песнях!
6.Музыкальные фестивали Кронштадта
Кронштадт продолжает развиваться. Его музыкальная жизнь также не стоит на месте. Город приглашает талантливых и активных людей, желающих проявить себя. Давайте ознакомимся с некоторыми музыкальными фестивалями.
- Фестиваль военной песни «Опаленные войной»,
- Фестиваль «Кронштадт-опера»
- "Струны фортов" - ежегодный фестиваль авторской песни (проходит на неделю раньше празднования Дня Военно-Морского Флота, в июле месяце.) Впервые барды из всей России, а также Белоруссии, Украины, Латвии и даже Великобритании собрались в Кронштадте в 1998году. Фестиваль проводился в разные годы на форте «Константин», на Летней пристани. Форт «Шанц» понравился участникам и организаторам гораздо больше.
Фестиваль «Струны фортов», призван привлечь внимание не только к авторской песне, но и к кронштадтским фортам, уникальным историческим памятникам. В неформальной обстановке, на фоне зелени и финского залива авторы-исполнители поют о море, Кронштадте и просто о жизни.
- Фестиваль художественного любительского творчества «Кронштадтская осень» проводится с 2005года ежегодно в октябре-ноябре. В фестивале участвуют детские творческие коллективы и молодые эстрадные исполнители - артисты, танцоры, певцы и музыканты, которые идут на смену старшему поколению.
Участники разных возрастов, любящих музыку разных стилей и жанров, совсем не обязательно имеющих музыкальное образование, получают возможность собраться всем вместе и поделиться своими достижениями: «На других посмотреть и себя показать». Ну а для зрителей – это настоящий праздник!
7.Песни о Кронштадте.
1. Разнеслось государево слово:
«Защитим Петербург от угроз» -
И у юного града Петрова
Появился надежный форпост.
С любовью о нашем, столь любимом военно-морском городе рассказывает автор-исполнитель Борис Иванович Марченко. Мелодия «Песни о Кронштадте» проста и искренна, она легко запоминается слушателями. Любовь к своему Отечеству пронес через всю свою жизнь профессор военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова.
Борис Иванович Марченко родился в 1947 года в Севастополе. Служил на кораблях Тихоокеанского флота. С 1982 года живет в Ленинграде и преподает в Военно-Морской академии имени Кузнецова.
Награжден Орденом Почета (1997) и многими медалями. Председатель клуба авторской песни Дома ученых Российской академии наук. Автор слов гимна Морского Собрания Санкт-Петербурга и марша Военно-морской академии. Награжден Морским Собранием орденом «За заслуги», золотым почетным знаком и двумя медалями. (Из Морского вестника, №2 (22), 2007)
2. Песня «Над Кронштадтом туман» у каждого жителя нашего города на слуху. Ее авторы: композитор В.Дмитриев, автор слов С.Беликов.
Над Кронштадтом туман,
В синей дымке дома,
А вокруг тишина,
Тишина, да огни маяков.
И сама не пойму,..
Одной из первых исполнительниц этой прекрасной песни была Ли́дия Ри́чардовна Кле́мент (1937- 1964) — советская эстрадная певица (лирическое сопрано). Жительница города Ленинграда удивительно тонко и нежно исполняла эту песню.
3.
И если нам взгрустнется вдруг,
Нахлынет на сердце тоска
Кронштадт, как старый добрый друг
К себе позовёт моряка.
Слова любви и преданности любимому городу звучат с песне «Кронштадтский вальс». Авторы этой песни – кронштадтцы:
Автор слов Иван Славин (род. В 1975г.) – бывший военно-морской офицер, подводник. Ныне один из солистов фольклорного ансамбля народной песни «Играй, гармонь кронштадтская!». Он часто выступает перед молодыми матросами Учебного центра ВМФ в том числе и с песнями собственного сочинения.
Музыку написал Владимир Моисеенков(род. 1955г), тоже родом из Кронштадта. До сих пор он пишет стихи и поет под гитару свои и чужие песни.
Хочется немного рассказать об исполнителях песни «Кронштадтский вальс». Это группа «Кронштадт».
8 января 2011 года в Зале Кронштадтского дворца Молодежи прошел концерт группы «Кронштадт», все сборы которого были перечислены на счет фонда «Возрождение Морского собора». Лидер группы, автор всех текстов Андрей Сафонов пел песни: «Русский моряк», «Офицер», «Кронштадтский вальс», «Мужской разговор», «Баренцево море»... - о море, о братстве, о мужестве и русской доле. С Кронштадтом его связала служба по призыву. В 1987 году он служил в одной из воинских частей.
Музыкальная группа несколько раз выступала в Кронштадте на праздновании Дня Победы, Дня города, Дня ВМФ.
Заключение.
Музыка звучит в Кронштадте не только в домах культуры, на сценических площадках, но также классическую и современную музыку каждый житель и гость города может услышать в сквере, расположенном у Гостиного двора. Музыкальный Фонтан был подарен городу к 300-летию. Оснащенный сложной акустической системой и световой подсветкой, фонтан изменяет водный рисунок, создавая впечатляющий эффект. Это еще одна удивительная и неповторимая музыкальная зарисовка нашего путешествия по городу Кронштадту.
Мы попытались услышать музыку, которая звучала еще с петровских времен, музыку, исполняемую под звуки канонады, музыку, которую исполняли различные музыкальные коллективы и солисты, услышали музыку, исполняемую фонтаном у Гостиного двора, а, быть может, уже сочинили свое произведение о Кронштадте. Музыка неотделима от ее авторов и исполнителей. Не так и важно, в каком жанре созданы произведения, посвященные Кронштадту, его истории, его жителям. Самое главное – это искреннее желание воспеть этот «маленький город с большой судьбой», известный далеко за пределами Петербурга и Ленинградской области.
В Кронштадте жили, живут и будут жить удивительные люди, с детства влюбленные в него и стремящиеся сделать свой город еще более красивым и удивительным. Именно они определяют его настоящее и будущее.
Список использованной литературы:
1. www.ProFountain.ru
2. Хентова С. Ростропович. СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс»,
3. Кронштадтский вестник от 28 мая 2010г.
4. Кронштадтский вестник от 15 сентября 2006 г.
5. Кронштадтский вестник №2 от 20 января 2009г
6. Кронштадтский вестник № 1 от 14 января 2011 года
7. Г. Ф. Петров. Кронштадт. Лениздат, 1985
8. А. А. Раздолгин, Ю. А. Скориков. Кронштадтская крепость. Стройиздат. Ленинградское отделение, 1988
9. П.Е.Мельников Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград (1941-1945 гг.). Москва. Наука, 1973.
10. В. В. Стасов. Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. Том третий, М., "Искусство", 1952
11. Кронштадтский вестник от 26 декабря 2013г
12. Кронштадтский вестник №29 от 25 июля 2008 года
13. М. А. Шлендова. Они родились в Кронштадте (биографии и портреты) интернет-проект kronstadt.ru›books/history/orkron
14. Кронштадтский вестник №2 от 20 января 2009г
15. Суслов В. Н. Город над Невой: Страницы истории / В. Н. Суслов. — Л.: Лениздат, 1984.
16. Морской вестник, №2 (22), 2007г.
17. http://kotlin.ru/ от 15.02.2006г
18. Полное собрание Законов Российской Империи. СПб, 1830, т. т. I—IV
19. http://www.imha.ru/1144538194-voenno-orkestrovaya-sluzhba-v-rossii.html
Приложение.
Православные храмы Кронштадта:
1.На улице Владимирская, 32 находится Владимирский собор, или собор Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте — действующий православный храм.
Полковая деревянная церковь впервые упоминается в 1728году, в 1753 возведена новая деревянная походная церковь, в 1801 из-за ветхости её сломали и построили на том же месте новую, которая сгорела 21.10.1874года. Кирпичный храм выстроен в 1875-1880 по проекту Х. И. Грейфана.
В 1902 году церковь получила статус собора и стала полковым собором для всех сухопутных войсковых подразделений Кронштадтской крепости. Закрыт в 1931году и передан под склад кооператива. В 1960-е частично взорван, разрушена колокольня. В 1990 году храм был возвращен церкви. В 1991 в соседнем деревянном доме открыта и освящена временная церковь Всех Святых. Через некоторое время начались реставрационные работы, были возобновлены богослужения. В 2000-2001 гг. была перебрана кладка, очищены и оштукатурены фасады, воссозданы главки куполов.
Сегодня собор предстает перед нами в идеальном состоянии. С восточной стороны этот пятинефный храм украшают три алтарные апсиды и три луковичных купола с крестами, с западной возвышается 50-метровая колокольня и два купола.
В 2006 году были проведены работы по реставрации и воссозданию монументальной живописи Владимирского собора: были восстановлены орнаменты на потолке и стенах собора, а также иконы.
2.Собор Святого Николая Чудотворца.
Решение о строительстве в Кронштадте храма-памятника всем погибшим русским морякам было принято при праздновании 200-летия русского флота. 1.09.1902 года Иоанн Кронштадтский отслужил молебен о начале строительства на месте его будущего нахождения, 8.05.1903года в присутствии Николая II состоялась закладка здания собора. Храм строился в 1902-1913годах по проекту Василия Антоновича Косякова в византийском стиле и в плане повторяет собор святой Софии Константинопольской. Собор освящён 10.06.1913 года, боковые приделы Иоанна Рыльского (1909) и Петропавловский (1920). Закрыт 14.10.1929года, здание передано под кинотеатр, в 1939 в нем разместился Дом офицеров. В 1953-1954 проведены работы по реконструкции и приспособлению здания под зрительный зал гарнизонного военно-морского клуба, на хорах и галереях второго этажа с 1980 размещен филиал Центрального Военно-морского музея "Кронштадтская крепость". В начале 1990-х в правой галерее первого этажа оборудовано помещение для проведения служб. В 2004 году восстановлен крест на куполе, с 2007 года действует часовня, обустроенная внутри собора.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Всему свой срок
Две лягушки
Рукавичка
Рыжие листья