Исследовательская работа
Песня как средство стимулирования патриотических чувств
в период Великой Отечественной Войны
Вложение | Размер |
---|---|
arhipova_doklad.docx | 60.94 КБ |
a-4_pesni_opalennye_voynoy.pdf | 1.31 МБ |
prezentatsiya_compressed_2.pdf | 2.93 МБ |
Исследовательская работа
ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Архипова Виктория, 11 «А» класс
Научные руководители: учитель музыки I кв. кат. Вахрушева Л.В |
2018
Содержание
Введение..................................................................................................................... | 3 | |
1. | Военная песня в современном мире................................................................... | 5 |
2. | Патриотическая пропаганда средствами песенного жанра во времена Великой Отечественной войны.......................................................................... | 9 |
Заключение................................................................................................................. | 16 | |
Список литературы.................................................................................................... | 17 | |
Приложение 1. Сборник текстов песен периода Великой Отечественной Войны «Песни, опалённые войной...»..................................................................... | 18 |
Введение
Актуальность. Песня играла очень важную роль в годы Великой Отечественной войны; являясь ценным историческим источником, культурным наследием, памятником героическим и творческим защитникам Отчизны.
Песня и музыка всегда были сильным оружием, а особенно их влияние несоизмеримо усилилось во время Великой Отечественной Войны. Песня шагала в одних рядах с воинами, не давала пасть их боевому духу, поддерживала и гражданское население – тыл. Военные песни стали прекрасным "нерукотворным" памятником героизму русского народа в борьбе с врагом. В них соединились все чувства, все тяготы и переживания простых людей, защищающих свою бескрайнюю Родину и многонациональный народ.
Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло более 70 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Доказано – воздействие музыки на сознание очень значимо и велико, поэтому если собрать все лучшее, созданное поэтами и композиторами на тему Великой Отечественной Войны, можно создать музыкальную антологию самой истории тех лет. Можно услышать, как в жарком лете шелестела листва на деревьях, развивался волнами ковыль, дышала целина, как нервно отстукивали часы, как с криком рвались бойцы сквозь пулеметный огонь, как общими усилиями и трудом ковалась Победа; можно услышать плач матерей, скорбь близких, услышать четкий строевой шаг солдат, долгожданные салюты победного мая, ликование огромной страны!
Военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом заключена ее огромная сила. Именно в данном песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм и любовь к Родине, – все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями.
Цель проекта: исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной Войны; узнать, насколько содержание текстов песен зависело от исторической ситуации в стране.
Объект исследования: песенный жанр как средство стимулирования патриотизма в период Великой Отечественной войны.
Предметом данного исследования является военная песня.
Достижение названной цели возможно при успешном решении следующих задач:
Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и быту россиян.
Теоретическая и практическая значимость: теоретическое обоснование песенного жанра как средства стимулирования патриотизма в период Великой Отечественной войны. Материал и сборник песен могут быть полезны в образовательной деятельности как учителям, так и обучающимся.
1. Военная песня в современном мире.
Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни. Музыка – зеркало эпохи. Она отражение современности.
Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella) [7].
Словарь литературоведческих терминов дает несколько объяснений понятия «песня»:
1) Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.
2) Жанр лирической или эпической народной поэзии. Происхождение песни связано с древними обрядами и ритуалами. Бытуют эпические и лирические песни. Лирические песни являются своеобразной формой самовыражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них есть сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события (победа, подвиги героев и т. п.). Различаются народные: бытовые, свадебные, застольные, солдатские, бурлацкие; авторские песни (песни Р. Бернса, П.-Ж. Беранже, А.А. Дельвига, А.В. Кольцова и др.)
Большая Советская Энциклопедия, в свою очередь дает понятие песни, как наиболее распространённого рода вокальной музыки. Песни подразделяются на народные, профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам: песня революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него [2].
Толковый словарь Ушакова:
1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом.
2. Поэтическое произведение, преимущественно лирическое.
3. Название некоторых небольших музыкальных произведений [8].
Толковый словарь Ожегова: стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами [5, с. 385].
Итак, песня – это своеобразный литературный жанр. И, как правило, под песней понимают стихи, положенные на музыку. Зарифмованные фразы, положенные на музыку обладают магическим свойством – они существуют вне времени, а нередко способны повернуть его вспять. У каждого времени есть свои песни, именно они характеризуют поколение и его проблемы, проблемы ушедшей современности.
Военные песни всегда вызывали у нас большой интерес. Актуальны они и сегодня, когда со Дня победы в ВОВ прошло уже более 70 лет. И что как не песни о Великой Отечественной войне, таящие в себе тайны великой беды, горечи утраты и чаяния русского народа, может нам в этом помочь?
В современных условиях развития России совершенно необходимым становится развитие целенаправленных программ возрождения духовных традиций, ценностей, воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к своей стране, к Отечеству. Особенно значимость проведения мер по обучению будущего поколения истории страны, прививания патриотизма актуальны в нынешних политических условия, как никогда в РФ прежде. События, происходящие в Украине, с братским народом, присоединение Крыма, санкции Европейского Сообщества и других континентов. И, мы считаем, что доля патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях заметно усилилась. Больше времени стало уделяться беседам с ветеранами, авторами книг о ВОВ, уходу за памятниками, братскими могилами, чтению тематических стихотворений, проведению патриотических мероприятий, пению и прослушиванию песен ушедшего вдаль военного времени. Ведь только таким образом возможно воспитать в новой, молодой «волне» россиян чувства безграничной любви к истории станы, к родимой земле, к бессмертным подвигам предков во имя нашего светлого будущего и мирного неба над головами.
Каждый период нашей истории оставляет нам «шедевры песенного творчества», значимость которых, зачастую, удается оценить лишь спустя многие годы. Время неумолимо, оно «разрушает города и цивилизации», более того, оно властно над памятью людей, которые помнят только то, что хотят помнить. А вот песни остаются. Песни остаются и начинают жить своей жизнью и своим существованием заставляют нас снова и снова возвращаться к событиям давно ушедших дней. Песни, созданные в сороковых годах прошлого столетия, не исключение. Как бы ни отдалялись от нас годы битв с фашизмом, память о них не иссякает.
Увлеченность музыкой занимает одно из ведущих мест среди пристрастий молодежи, и мало какое занятие может соперничать с ним по массовости, по количеству времени, которое посвящается прослушиванию песен. Но, к сожалению, современная молодежь стала забывать песни, которые напрямую связаны с самыми тяжелыми и славными событиями в нашей истории.
Совершенно естественно, что современные ребята предпочитают несколько иную музыку. Это могут быть рок, поп, джаз и т. д., зачастую зарубежных исполнителей. Молодежь непринужденно заучивает тексты наизусть, тем самым пополняя свой словарный запас; я считаю, что здесь нет ничего пагубно влияющего. Но, к сожалению, её огромный наплыв, а также разнообразность возможностей её прослушивания не оставляют места для отечественных песен, в особенности для песен Священной Войны, которую забыть нельзя. Ведь, как известно, если забыть о войне, то всегда начинается новая. Таким образом, ребята не знают и, зачастую, даже не хотят знать своей истории. Их разум становится затуманенным зарубежной культурой и творчеством. Как говорит известная мудрость: «Кто не знает своей истории, тот не имеет будущего». А хотим ли мы с вами быть страной «без будущего»?! Это, пожалуй, главный вопрос, который нужно задать подрастающему поколению.
2. Патриотическая пропаганда средствами песенного жанра во времена Великой Отечественной войны.
Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.
Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.
Роль песен в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».
Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора – в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства. И, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, слышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Великой Отечественной Войны.
Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте, скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 1942 году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.
Суровая героика. И вдруг - вальс. А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс. Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота.
На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. И все же закрепилась в памяти самой истории тихая «Землянка». Дата написания – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворения специально, просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая там обстановка. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту, которую все знали – мелодия была очень понятной и долгожданной. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. «Землянку» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду.
Из воспоминаний участника и ветерана Великой Отечественной Войны, жителя посёлка Советский Н.И. Мусина: «После того, как появились слова «Землянки» и стихотворение «Жди меня», многие солдаты, и я в том числе, пытающиеся писать родным письма в стихах, перестали мучиться над неподдающимися строками. Мы переписывали стихи Суркова или Симонова, они передавали наше душевное состояние, мы посылали их домой за двумя подписями – поэта и своей, а иногда и просто за своей подписью. Говорили, что поэты на это не обижались. «Землянку» любили все и часто напевали в перерывах между боями, вспоминая свой дом и своих близких».
Еще одна тихая, душевная песня «Синий платочек». Музыка песни была написана Ежи Петербургским задолго до Великой Отечественной войны. Текст песни «Синий платочек» был написан в сентябре 1939 года. Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Автором третьего варианта был молодой журналист Михаил Максимов.
Участник Великой Отечественной войны, писатель Ю. Яковлев писал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…» Исполнительницей песни была Клавдия Шульженко.
Во время Великой Отечественной Войны родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной Войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте. После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.
С этого дня песня стала опережать артистов, ее пели миллионы людей. Почему же мирная, тихая песня, в которой даже ни разу не упоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что она создает возвышенное настроение, что есть в ней большая внутренняя сила. У рояля – словно всплески волн, а поющие обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки и отклика:
Завидная доля выпала этой песне! Не только моряки ее считали своей, «Уходим завтра в поле...» - пели пехотинцы, «Уходим завтра в горы...» - пели народные мстители Крыма. Десантники перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает...».
Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи. По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню. Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.
Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Она прошла всю войну. "Катюшами" на фронте стали называть реактивные миномёты – грозное оружие того времени. Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских. Из воспоминаний Н.К. Гребнева: «Однажды у нас появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове, плотно укрытые брезентовыми чехлами. Машина находилась под усиленной охраной. Когда исход боя висел на волоске, на позицию выкатились таинственные машины. Раздался залп и в сторону врага понеслись огненные стрелы. Реактивные снаряды в первые же дни своего пребывания на фронте получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя – Катюша». Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слово, соответствующее его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша».
Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюшина». «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали "Катюшу" своим гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов Сопротивления.
А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности.
Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту. А в 1944 году композитор Владимир Захаров и поэт Михаил Исаковский сочинили еще одну песню «Катюша» - уже об этом новом оружии. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу». На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Кажется, один из немногих в мире!
Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: «Самое важное!». Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня. Речь идет о песне Д. Покрасса на стихи Б. Ласкина «Три танкиста». Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан. В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. С нашей стороны в бой вступили и танки. Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие.
Романтический песни о конях, клинках, эскадронах, тачанках звучали на полную мощность, юноши и мальчишки пели их, но бой уже представляли себе по-иному. Должны были появиться песни о танкистах. И они появились. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и каждый экипаж были уверены, что эта песня именно о них. «Три танкиста» - это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру «три». Песни являлись живительной силой для солдат той войны. Они поддерживали боевой дух солдат, приближая тепло тех, кто ждал их дома, как бы говоря им о том, что дома их любят, ждут и верят в победу. И как бы в подтверждении этого, на свет появилась песня «Смуглянка» композитора А. Новикова. Эта песня стала боевым духовным оружием фронтовиков.
Песни военных лет. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, они прошли через всю войну в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза. Не случайно рядом со строками «Идет война народная, священная война» - в солдатском сердце жила, в общем-то не очень искусная песенка про синий платочек. Есть секрет исключительной душевной приязни миллионов бойцов к таким стихам, как «Жди меня» поэта Константина Симонова и к таким песням, как «Темная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова, «Огонек» - на слова Михаила Исаковского, музыка народная, «Соловьи» - музыка Василия Соловьева-Седого на слова Алексея Фатьянова, «Случайный вальс» - музыка Евгения Долматовского на слова Марка Фрадкина. И много-много других песен было создано в годы Великой Отечественной войны, и после, в память о тех днях, событиях, друзьях, во славу победы и победителей.
По своему эмоционально-духовному наполнению, песни войны превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом, становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже не могли ничего поделать – это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!
Заключение
Вот уже боле 70 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу. И поэтому песни, созданные во время войны и песни, написанные о войне в мирное время, тоже не будут забыты никогда.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной Войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом:
1. песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага;
2. песни объединяли, морально помогали выстоять и победить;
3. песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных;
4. песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Роль военной песни значима в патриотическом воспитании подрастающего поколения, но должна проводиться более слаженная и серьёзная подготовка мероприятий по повышению патриотического духа: различные акции, открытые уроки, внеклассные мероприятия, встречи с очевидцами событий, уход за памятниками ВОВ, экскурсии в города-герои, конкурсы песен, стихотворений, подготовка различных проектов и т.д.
Множество песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества. В изучении этих песен видится дальнейшая перспектива исследования.
Список литературы
Приложение 1.
Песни Великой Отечественной Войны «Песни, опалённые войной...» |
Священная война
Музыка: А.Александров Слова: В.Лебедев-Кумач 1941 г.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Припев.
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Припев.
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней встречались не раз мы в степи.
Вот и теперь надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: А. Фатьянов 1943г.
Припев:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Припев.
Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Припев.
А завтра снова будет бой —
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив,
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Припев:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад.
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.
Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать:
Станем над рекою
Зорьки летние встречать!
Припев:
Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой.
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной!
А смуглянка-молдаванка
Отвечала парню в лад:
- Партизанский, молдаванский
Собираем мы отряд.
Нынче рано партизаны
Дом покинули родной.
Ждет тебя дорога
К партизанам в лес густой.
Припев.
А смуглянка-молдаванка
По тропинке в лес ушла.
В том обиду я увидел,
Что с собой не позвала.
О смуглянке-молдаванке
Часто думал по ночам...
Вскоре вновь смуглянку
Я в отряде повстречал.
Припев:
Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
- Здравствуй, парень, забубенный, мой родной,-
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной!
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой провожает меня образ твой.
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные встречи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных, желанных, любимых таких
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
На позиции девушка провожала бойца
Темной ночью простилася на ступеньках крыльца.
И пока за туманами видеть мог паренек
На окошке на девичьем все горел огонек.
Парня встретила славная фронтовая семья,
Всюду были товарищи, всюду были друзья,
Но знакомую улицу позабыть он не мог:
Где ж ты девушка милая? Где ж ты мой огонек?
И подруга далекая парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья никогда не умрет,
Все что было задумано в свои исполнится срок,
Не погаснет без времени золотой огонек.
И становиться радостно на душе у бойца,
От такого хорошего от ее письмеца.
И врага ненавистного крепче бьет паренек,
За любимую Родину, за родной огонек.
На поле танки грохотали,
Солдаты шли в последний бой,
А молодого командира
Несли с пробитой головой.
Под танк ударила болванка,
Прощай, гвардейский экипаж!
Четыре трупа возле танка
Дополнят утренний пейзаж...
Нас извлекут из под обломков,
Поднимут на руки каркас,
И залпы башенных орудий
В последний путь проводят нас.
И полетят тут телеграммы
Родных, знакомых известить,
Что сын их больше не вернется
И не приедет погостить.
В углу заплачет мать-старушка,
Слезу рукой смахнет отец,
И дорогая не узнает,
Какой танкиста был конец.
И будет карточка пылиться
На полке пожелтевших книг -
В танкистской форме, при погонах
И ей он больше не жених.
Музыка: М.Блантера Слова: М.Исаковский 1938 г.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного, сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед.
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Музыка: М. Блантер Слова: К. Симонов 1941 г.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Музыка: И.Дунаевский Слова: Л.Ошанин 1945 г.
Ехал я из Берлина
По дороге прямой,
На попутных машинах
Ехал с фронта домой.
Ехал мимо Варшавы,
Ехал мимо Орла -
Там, где русская слава
Все тропинки прошла.
Эй, встречай,
С победой поздравляй,
Белыми руками
Покрепче обнимай.
Очень дальние дали
Мы с друзьями прошли
И нигде не видали
Лучше нашей земли.
Наше солнышко краше,
И скажу, не тая:
Лучше девушек наших
Нет на свете, друзья.
За весенние ночи,
За родную страну
Да за карие очи
Я ходил на войну.
Вы цветите пышнее,
Золотые края,
Ты целуй горячее,
Дорогая моя!
Эй, встречай,
С победой поздравляй,
Белыми руками
Покрепче обнимай.
Музыка: А. Новиков Слова: Л. Ошанин 1945 г.
Эх, дороги...
Пыль да туман...
Холода, тревоги
Да степной бурьян...
Знать не можешь
Доли своей.
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьется пыль под сапогами - степями,
полями,
А кругом бушует пламя,
Да пули свистят.
Эх, дороги...
Пыль да туман...
Холода, тревоги
Да степной бурьян...
Выстрел грянет,
Ворон кружит.
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
А дорога дальше мчится, пылится,
клубится,
А кругом земля дымится -
Чужая земля.
Зх, дороги...
Пыль да туман...
Холода, тревоги
Да степной бурьян...
Край сосновый,
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями - степями,
полями,
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.
Эх, дороги...
Пыль да туман...
Холода, тревоги
Да степной бурьян...
Снег ли, ветер, -
Вспомним, друзья!
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: А. Чуркин 1942
Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман
Споём веселей пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее друзья.
Припев.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман
И берег родной целует волна
И тихо доносит баян.
Припев.
Музыка: К.Листов Слова: А.Сурков 1942
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали, как могли
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.
Припев
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы, прошагали, пол-Земли, -
Этот день мы приближали, как могли.
Припев
Красочные картины Джастина Геффри
Для чего нужна астрономия?
Военная хитрость
Рисуем подснежники гуашью
Акварельные гвоздики