Народные промыслы России - сегодня

Бабак Маргарита Андреевна

Моя работа об удивительных изделиях народных промыслов. Они украшают нашу жизнь и рассказывают о прошлом нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Narodnyy_promysly1.doc743.5 КБ

Предварительный просмотр:

Северо-Западное окружное управление образования

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учереждение

Средняя общеобразовательная школа №1605 «Школа здоровья»

Тема: Народные промыслы России - сегодня.

Автор: Бабак Маргарита Андреевна, класс 3-2

  Москва, пр-т Маршала Жукова, 22-4-28

Москва 2010

    Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественной культуры.
Россия - одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов.

 Но сегодня многие промыслы с трудом выживают из-за непростых экономических условий, требуется серьезная поддержка государства. Ряд уникальных промыслов  уже утрачен, например,  киришское кружевоплетение в Ленинградской области, вятское кружевоплетение в Кировской области, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, защиты и представительства их интересов в федеральных и региональных органах исполнительной власти в 1990 году по инициативе предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России» - негосударственная некоммерческая организация. В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорскую и тобольскую резную кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокское золотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивку различных регионов России.

 

     А нужны ли нам сегодня в век высоких технологий кустарные промыслы?

Да, без них потеряется что-то важное для истории и культуры нашей страны. Попробуем обосновать это утверждение.

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, которые с трудом выдерживали конкуренцию с фабричными товарами. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий. Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.
Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера - одна из характерных черт народных художественных промыслов.
Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом единстве, дополняя, и обогащая друг друга.
Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно, большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.

Современные художественные промыслы - это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное - «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды.

Существуют музеи, собирающие и экспонирующие предметы промыслов. Их немного, но они есть. Осмотр их экспозиций – это воспоминание, знакомых, но забытых вещей.

  Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) - единственный в России музей, объединивший в своем собрании изделия художественного ремесла, народных художественных промыслов, заводов художественной промышленности, авторские произведения декоративно-прикладного искусства народов России. С 30 сентября этого года в музее открыта новая постоянная экспозиции традиционного народного искусства России. Новая экспозиция охватывает период с XVIII до начала XX века и включает предметы художественного творчества из различных областей России. Половина экспонатов до настоящего времени находились в хранилищах музея и сейчас впервые представлена широкой публике. В этом музее можно попробовать расписать матрешку или глиняную игрушку, спрясть нитку, слепить из глины барыню или птичку.

После экскурсий появились работы по мотивам, представленных росписей и предметов быта.

  Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень (Архангельская обл.). Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненными в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека.

  Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец (Нижегородская обл.). Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.

   Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Один из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

   Семёновская роспись - стиль, традиционный для матрешек из г.Семенова Нижегородской области. Для семеновской матрешки характерны довольно большая площадь не закрашенного дерева, использование анилиновых красок, крупноцветковая роспись фартука. Именно пышный букет цветов, порою фантастических, на фартуке - та деталь, которая делает семеновскую матрёшку узнаваемой.

  Музей игрушки (Московская обл., Сергиев Посад).

Музей обладает одной из лучших коллекций народной игрушки. Представлены образцы промыслов со всей России.

 

Особое место занимает сергиевопосадская игрушка. По преданию, основоположником промысла стал преподобный Сергий Радонежский. Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Можно увидеть барыней, гусаров, разносчиков, кукол, одетых, как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний.

В 20 веке промысел стал угасать, с 1990 годов предпринимаются попытки возродить производство. Создали ПО «Сергиевопосадская игрушка».

Наша семья посетила несколько промыслов. Рассмотрим их, чтобы понять, что они дают нам сегодня, что производят, чем живут и какие испытывают трудности.

  Бабенская игрушка (Московская обл., п. Шишкин Лес).

Бабенский промысел - один из старейших токарных промыслов Подмосковья. Благодаря высокому уровню мастерства местные кустари производили удивительные вещи: шар в шаре, `вкладные` и миниатюрные игрушки. Шедевр промысла 100-местное яйцо, выточенном мастером Фёдором Ромахиным (стенки были тоньше скорлупы). В музее Сергиева Посада оно лежало на полке без подставки  и поэтому `поползло`, к сожалению, восстановить его невозможно. Здесь была создана первая матрешка Василием Звёздочкиным с товарищами. Именно опыт здешних мастеров стал основой для развития сергиевопосадского промысла. Здесь были лучшие токари, там живописцы. Часто заготовки отсюда везли в Сергиев и там расписывали. До революции бабенские игрушки покупала вся Европа. После революции про игрушки не забыли, покупали их в Германии, Италии, Англии за валюту, которая шла на покупку тракторов, оборудования, продовольствия для голодающих. Для увеличения объемов открыли ФЗУ. В 70 годы появились новые игрушки. Старые мастера уходили, смены не было. В 1995 году для поддержки промысла была создана мастерская в пос. Шишкин Лес. Это школа, поэтому имеется ряд льгот и поддержка местной власти. Развитие промысла для выпуска изделий на продажу (надеемся, что пока) нерентабельно, льготы снимаются. Мы тоже включились в производство игрушки. Дореволюционный станок.

Только крутили шкив не рукой, а ножной педалью (по принципу ножной швейной машинки). Мы сделали свои игрушки и поиграли.

Игрушки очень подходят для детских садов, их можно грызть (экологически чистые материалы и краски). Именно бабенские игрушки (многоуровневые пирамиды, вкладные яйца, чашки, кольца, волчки, бирюльки, матрешки, шары и другое) развивают у детей внимательность, терпение, мелкую моторику рук и не случайно раньше без них не обходилось ни одно дошкольное учреждение.

  

Бирюльки                 Многоуровневые          Ассортимент игрушек

                                            пирамидки    

Школа собирает игры, в которые играли наши предки, придумывают свои. Играть интересно и познавательно. Но ничего не производится на продажу. Промысел жив, благодаря директору школы Виданову С.В. Пока есть такие энтузиасты игрушки будут жить, хотя бы в школе. И увидеть и поиграть в них можно не только в музеях. В школу приезжают на экскурсии, мастер-классы и просто поиграть. Для местных детей зимой проводят марафон игр. Прелесть этих игр - число игроков, правила, форма и размер игры, может изменяться до бесконечности.

   

  Богородский народно-художественный промысел (Московская обл., п. Богородское).

Здесь производятся забавные движущиеся игрушки. Символ промысла – трудолюбивые и веселые медвежата. Считается, что Богородской деревянной игрушке около 350-400 лет. По легенде, в одной бедной крестьянской семье мама решила порадовать своих детей и вырезала из щепки фигурку куклы. Потом отнесли игрушку на базар. Так и начался богородский народный промысел. Основное отличие богородской деревянной игрушки - щеповая резьба (маленькими кусочками отщепывается дерево). Создается фактурная поверхность, похожая на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой. Многие игрушки движутся, а каждый тип движения имеет своё название.

Развод (разводятся планочки).

Баланс (крутится шарик-баланс).

Кнопочная игрушка (нажимаем на кнопочку - двигается).

Движение с помощью рычажка.

Все игрушки сделаны из липы, ошкуренное дерево сначала выдерживают в течение трех лет под навесом (для того, чтобы в процессе естественной сушки проявились все трещины). Потом целый ствол распиливают на части, а их уже разрубают радиально - они должны быть треугольными (основание треугольника становится основанием игрушки). Потом топором снимают лишнее, обрезка специальным ножом, обрабатывают стамесками, соединяют детали штырьками, промазанными клеем. Самая большая игрушка в музее - медведь. Работа одного мастера из пяти стволов за три месяца.

Сейчас игрушки, в основном, вытачивают на станках, и вручную раскрашивают. Существует при фабрике музей, где проводятся экскурсии и мастер-классы по сборке игрушек.
Они полезны детям для развития мелкой моторики, они добрые, их можно грызть. Когда на них смотришь, вертишь, приводишь в движение, просто поднимается настроение, а на лице появляется улыбка. А теперь о грустном, к сожалению. Больше половины площадей фабрики сдано в аренду, старые мастера уходят, а смены нет. Летом работали до обеда. Игрушки интересные, забавные, созданы из экологически чистых материалов. Подходят и для самых маленьких детей и постарше. Промыслу очень нужна поддержка или хотя бы государственная программа по закупке изделий для детских учреждений, специализированные магазины в городах страны.

   ГУП «Федоскинская ордена «Знак Почета» фабрика миниатюрной живописи» (Московская обл, с. Федоскино)

Основатель фабрики купец П.Коробков построил производство по немецкой технологии, изготавливавшей в такой технике козырьки к фуражкам. С 1798 года в селе Данилково (оно потом стало частью Федоскино) делали из прессованного картона сначала козырьки фуражек для нужд русской армии, а потом и табакерки с чайницами. С тех пор технологии не сильно изменились. Знаменитые федоскинские шкатулки производятся из древесного картона. В советское время, когда было много заказов, закупили картон. Запасы до сих пор спасают фабрику, заказов мало, покупать сырье не надо. На специальном станке картон разрезается на полосы. Мастер промазывает каждую полосу картона клейстером (мука/крахмал и вода) и аккуратно оборачивает болванку-заготовку несколькими промазанными полосками.

Формы заготовок: для шкатулок, и для очечников, и для пудрениц, и для визитниц, разного размера. Завёрнутая заготовка отправляется на некоторое время под пресс.

Сушка заготовок, Высохшую заготовку надевают на болванку и варят в льняном масле. Потом сушат в печах. От нарезки картона, до момента, когда шкатулка попадает в другой цех, проходит около двух месяцев. Здесь шкатулки опиливают, ошкуривают, собирают в окончательную форму из заготовок.

 Покрывают несколькими слоями чёрного лака снаружи, и несколькими слоями красного лака - изнутри. Это отличительная черта федоскинского промысла. Каждый слой лака сушится перед нанесением следующего слоя. Каждая шкатулка предназначена для определенного рисунка, поэтому здесь вклеиваются в нужных местах для росписи кусочки перламутра, который дает свет и объем, присущий только Федоскино. Рисунок светится изнутри. И только спустя несколько месяцев шкатулка попадает к художникам и задерживается (зависит от размера и сложности рисунка) от нескольких месяцев до полугода или больше.

Для яркости используется в рисунке сусальное золото. Федоскинские художники пишут пейзажи, портреты, свои знаменитые тройки, иконописных сюжетов нет, жизнь страны во всех проявлениях.

 

 Проходит много месяцев и рождается "маленькое чудо", согретое любовью и трудом многих людей. Из-за трудоемкости производства фабрику почти не приглашают на московские выставки и вернисажи, невозможно провести полноценный мастер-класс. Изделия дорогие, но это цена ручного многомесячного труда. Есть на фабрике свой музей с замечательной подборкой местных изделий, проводят мастер-классы. Производство сегодня испытывает большие трудности, но никакой механизации не применяется. Немного помогают частные заказы. На вернисажах продается много дешевых подделок. Фабрике необходима поддержка и на законодательном уровне, нужны и заказы. Раньше было много государственных заказов на подарки для иностранных делегаций.

 НПО «Синь России» (Московская обл.,с.Гжель)

Сейчас существует несколько фабрик в этом районе, производящих посуду и предметы для украшения интерьера в знаменитом бело-синем цвете. Побывали на одном из них. Здесь были обнаружены залежи глины, почва была непригодна для земледелия, стал развиваться гончарный промысел. Выпускали "черную посуду" из серой глины. Расцвет промысла начинается в 18 веке, когда  в результате опытов с местной глиной (в которых принимал участие Виноградов) был получен настоящий чистый и белый порцелин для изготовления фарфора. К концу 19 века наблюдается спад производства. Со второй четверти 20 века проявляется интерес к Гжельскому народному промыслу, начинается его второе рождение.

Процесс производства начинается с эскизов. Художники по заказу фабрики разрабатывают определенное изделие, его принимает худсовет, выплачивая автору гонорар. В формы заливается фарфоровая масса, сушка, форму аккуратно разнимают и замывают швы и неровности.

Первый обжиг, первый визуальный контроль изделий и сортировка, наносят маркировку.
Поднимаемся к художникам, есть образцы росписи, но наносится рисунок вручную, краска быстро впитывается, поправки не допускаются.

Существует несколько видов мазков. Получается индивидуальный рисунок. Применяется кобальтовая краска и беличьи кисточки. Краска не синяя, цвет будет после обжига. Практикуется "пестрение" золотыми красками. Традиционные сюжеты – гжельская роза, цветы, пейзажи, орнаменты разных видов. Дальше глазурование. Осуществляется вручную методом окунания в глазурную суспензию.

Остатки глазури с опорных поверхностей удаляют при помощи мягкого поролона. Второй обжиг в печах,

и появляется изделие, с известным синим узором. Шлифовка ножек изделий. Обязательная сортировка, упаковка.

К счастью, предприятие довольно успешно. Территория декорирована, есть зоопарк, комната отдыха. Работники заняты творческим процессом, поэтому их должна окружать красота природы. Существует небольшая комната, где выставлены изделия фабрики.

Сейчас на кухне у многих безликая посуда, но приятно и эстетично, если с полок смотрит бело-синяя посуда. Из глины, а не современных бездушных (и не всегда полезных) материалов.

   Павло-Посадская платочная мануфактура (Московская обл., Павловский Посад)

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. Побывали в музее фабрики. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику (ткацкая светелка с исключительно ручным трудом) по выпуску шелковых платков в селе Павлово Богородского уезда Московской губернии.

Однако в то время таких крестьянских фабрик только в Московской губернии насчитывалось порядка 70. Огромную известность и развитие фабрика получила только в 19 веке, когда под руководством правнука основателя фабрики началось производство шерстяных платков с цветным набивным рисунком. И в 1853 году был уже основан торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», который вел торговлю по всей России и за рубежом. Предшественником платка на Руси считается обычное белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову. И лишь спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово шаль, означающее большой узорный платок. В первом зале музея представлены предметы быта 18-20 веков (утюг, светец, прялки, чесалки, вышитые полотенца). В этом же зале показаны различные способы ношения платка как завершения головного убора или украшения наряда.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России начинается на рубеже 18-19 века. Ручные ткацкие станки заменяются на станки Жаккарда для узорного ткачества, на производствах появляются паровые двигатели, ситценабивальные машины. С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: "манеры" и "цветки". "Цветки" резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали "манерами".

 

                                    Фрагменты манер

Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски. Поскольку изготовление "цветок" и "манер" на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части, от 4 до 24 в больших шалях со сложным узором. Определенная сложность заключалась в обязательном совмещении отдельных частей узора. Рисунки, как правило, были очень устойчивы, и набивные доски порой использовали десятки лет, при необходимости подновляя или повторяя. С 1970-х годов значительная часть платков набивается иным способом. При этом принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. В остальных залах музея представлены платки из коллекций крупных мануфактур России 19-20 века (Московские, Калужские, Новгородские, Владимирские). Экскурсовод подробно рассказывала о том, что у каждой фабрики есть свой определенный стиль в подборке узора и цвета раскраски и учила различать платки.

 

 Так Павлово Посадскую мануфактуру всегда отличали буйство ярких красок, пышных садовых и полевых цветов в углах платка и гирлянд по кайме, а так же использование восточных орнаментов.

 

 Отдельный зал музей посвящен так называемым памятным платкам, выпущенным в честь того или иного события в стране: годовщине красной армии, 800-летие Москвы, 300-летие дома Романовых, короновании императоров и т.д.

 

Девиз фабрики – «Цветы России на Ваших плечах».

Красивые и теплые платки, шали, палантины согреют и принесут радость в любую погоду. Каждый может найти свою вещь. Предприятию придан статус народного промысла России. Настоящий платок из Павловского Посада должен быть достаточно большим, со стойкими красками и клеймом предприятия. Их с удовольствием сегодня покупают. Главное, чтобы спрос не снижался, так как продается и много подделок.

  ПО «Иней» (Московская обл., д. Данилово)

Экскурсия на это производство замечательный подарок и детям и взрослым на новогодние праздники.

Изготовление и производство елочных изделий имеет в Москве более чем столетнюю историю. Во второй половине ХIХ активно возрастает интерес к Рождественским праздникам и елочным украшениям и игрушкам, в том числе стеклянным. Растущий спрос увеличивал число кустарей-одиночек, изготовлявших елочные украшения. Появляются частные хозяева, которые в своих домах налаживали небольшие производства с наемными работниками. В 1937г., в Москве на базе артели создается производственная компания "Иней" (название "Иней" производство получило в 1990г.) специализирующееся по выпуску елочных украшений. Технологический процесс производства стеклянных елочных украшений основан, на применении творческого ручного труда и метода творческого варьирования. Стадии подготовки стекла к дутью производятся вручную и подразделяются на калибровку стеклодрота его промывку, сушку и протирку ветошью. Мастерство стеклодувов уникально и самобытно. Уникальные приемы этой творческой профессии требует больших навыков и способностей чувствовать стекло. При выдувке изделий используется метод творческого варьирования. Изготовление декоративных, геометрических, сюжетных фигур производится вручную одно, двух, трех и многоступенчатым способом. Разогрев трубки стеклодув осуществляет на плавильной горелке. Отрегулировав размер пламени горелки для создания нужной температуры трубки (стеклодрота), стеклодув равномерно вращает его, разогревает до состояния полного размягчения, что определяется по цвету и текучести, затем вдувает воздух до полного формирования изделия. Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, соблюдение равномерности вращения производится визуально интуитивно "на глазок". К сожалению,  эта профессия опасна. Люди, создающие нам новогоднее настроение, теряют свое здоровье.

 Для получения зеркальной поверхности изделия подвергаются обработке методом термического испарения алюминия в вакууме. Окраска елочных украшений осуществляется нитролаками, нитроэмалями и другими материалами. Лакирующее изделие погружают в краску вручную. Тоже риск для здоровья. Долго находится в комнате тяжело, а там работают целую смену без индивидуальных средств защиты.

 

Погружать изделие надо постепенно, и одновременно вращая его. Изделия поступают на обрезку усиков оставшихся после выдувки. Обрезка усов производится вручную стальным ножом на специальных стеклорезальных станках. Изделие после обрезки усиков армируется путем одевания на горловину колпачка с проволочкой. Декорирование изделия осуществляется несколькими способами - многоцветная кистевая мазковая роспись, роспись изделия при помощи тампона, декорирование изделий методом "резьба", присыпания акрилатовым порошком, присыпкой из полиэтилентерефталатной пленки, искусственным "снегом" и другими материалами по предварительно нанесенному на поверхность клеем или краской рисунку. Заходим в большую светлую комнату, где работают художники, и наблюдем различные способы декорирования.

Готовые изделия упаковываются в индивидуальную красочную упаковку или формируются в наборы.

 

             Ассортимент игрушек

В магазине глаза разбегаются от выбора. На лето предприятие закрывается, не хватает денег. Только здесь поняли, что за красотой наших елок, стоят людей, которые из-за недостатка средств на предприятии и специфических условий труда, теряют свое здоровья. Таким сезонным производствам помощь государства необходима.

   ОАО «Ёлочка» (Московская обл., г. Высоковск)

Еще один сезонный промысел по производству елочных игрушек. Побывали в музее объединения «Клинское подворье», который находится в Клину.

В музее рассказали о развитии промысла. Клинский край, расположенный на северо-западе  Подмосковья, издавна был знаменит своим стеклодувным ремеслом и заслуженно считается одним из центров изготовления ёлочных игрушек в России. Развитие его в деревнях относится к XIX веку, когда в 1848 году князь А.С. Меньшиков получает разрешение на открытие в своём имении Александрово стекольного завода на три печи с 80 рабочими из числа крепостных для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла. Когда в России появился обычай наряжать новогоднюю ёлку не только подарками, но и игрушками из картона, ваты и стекла, на заводе впервые начали выдувать бусы как ёлочные украшения. Доступность сырья, простота изготовления и увеличивающийся спрос на ёлочные игрушки подтолкнули наиболее предприимчивых крестьян заняться индивидуальным ремеслом в своих домах.

Наряду с кустарями - одиночками отдельные хозяева имели небольшие мастерские, в которых наёмные рабочие изготавливали бусы. После революции частные предприятия были ликвидированы, но стеклодувный промысел сохранился. Кустари-одиночки объединялись в артели, пройдя через трудности организационного периода, промысел экономически окреп и приобрёл такой размах, что для подготовки специалистов в селе Воздвиженское открывают фабрично - заводское училище, из стен которого выходили стеклодувы по выпуску медицинской аппаратуры и ёлочных украшений. Рассматривали витрины с игрушками разных лет выпуска. Понаблюдали работу стеклодувов

и художниц. Работа тяжелая, вредная для здоровья. Технология производства, как и в ПО «Иней». Но игрушки получается разные по дизайну и цвету.

 

Картонажные игрушки                  Игрушки из ваты

   

                     Современный ассортимент

Предприятия, выпускающие одинаковую продукцию, легко различить по стилю. Поучаствовали в мастер-классе, раскрасили свои шарики.

Полюбовались дизайнерскими елками,

     

Невеста                   Восточная               Висящая

а дети поводили хоровод вокруг самой большой елки Клинского района.

   Вологодское кружево

Во время своей поездки в Вологду, мы посетили музей, посвященный этому промыслу. Самой большой известностью пользуются вологодские кружева, которые выполняет кружевное объединение «Снежинка» с центром в Вологде и несколькими надомными участками в близлежащих населенных пунктах. Начало промысла относится к 1820-м г.г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 г. – 40 000. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз. В те годы в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1928 г. в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц; в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.  Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

 

И сейчас кружево востребовано, им украшают современную одежду, предметы интерьера.

 

Это – «застывшие краски северной зимы”. Необычайно поэтически  одухотворенные изделия выходят из рук сегодняшних мастериц. Не утеряна нить между прошлым и настоящим. И в этом еще раз убеждаешься в музее, где представлены старинные и современны работы. Бродили по этажам, а вокруг вихри снежной зимы, застывшие на стенах, витринах и манекенах. Эти изделия создают уют дома, подчеркивают красоту одежды. И поддержка государства промыслу необходима.

Промысел, наверное, это не только предметы быта, но сюда можно отнести и интересное производство старинного лакомства.

    «Коломенская пастила. У Николы на Посадях». Музей исчезнувшего вкуса. (Московская обл., г. Коломна)

Коломенская пастила – это старинное русское лакомство, ставшее символом Коломны XVIII-XIX столетий. Рецепт был утерян, казалось никогда не узнать этот давно исчезнувший вкус патриархального города. Но произошло чудо, благодаря энтузиастам, мы сегодня можем попробовать знаменитое лакомство, аналогов которому в мире на сегодня нет.

После революции в России пастила выпускалась по упрощенному рецепту, по вкусу напоминает зефир. Немного об истории создания. 13 января 2008 г. в рамках культурной программы Чемпионата Европы по конькобежному спорту был реализован проект "История со вкусом", результатом которого стало возрождение технологии производства некогда символа города - Коломенской пастилы. Проект стал победителем V Грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", проводимого Благотворительным фондом В. Потанина и министерством культуры РФ. На деньги, выделенные фондом, оформилась экспозиция в старом доме знаменитого рода купцов Сурановых, построенного в конце XVIII века. Выбор места не случаен. Стены дома вот уже более 200 лет наблюдают посадскую жизнь провинциального городка, храня истории его обитателей. Лажечников, Новиков, Гиляров не раз бывали здесь, приклоняли колено в соседнем Никольском храме. В доме напротив жил Борис Пильняк, написавший рассказ "Коломенская пастила". Самым сложным оказался поиск рецептуры. Задействовали интернет, публикации краеведов, справочники рецептур, рецепты известных людей Софьи Андреевны Толстой, Антона Павловича Чехова, ГОСТы, консультации с технологами. Наиболее полный рецепт был найден в Ленинской библиотеке. Дальше поиск предприятия для изготовления. Из-за трудоемкости, большого объема ручного труда почти все предприятия Москвы, МО и ближайших областей отказали. Сейчас две женщины делают пастилу на базе пищевого комбината в Песках. Коробочки тоже воссозданы по старым образцам, их делают в Люберцах.

 Пастилу изготавливали из взбитого пюре яблок кисловатых русских сортов (антоновка, титовка, зелёнка), а также мякоти ягод (брусники, рябины, малины, смородины), меда. В старые времена пастила была недешевым удовольствием из-за трудоемкого ручного производства. Яблочное пюре необходимо было мешать двое суток в одном направлении. Рачительная хозяйка лично следила за процессом. Сначала работали крепостные, мешали вот в таких бочках,

позже специально нанимали работников, и появилась небольшая механизация ручного труда.

Следующий этап - русская печь: она даёт эффект постепенно понижающегося тепла, которое обеспечивает равномерное подсыхание пасты из яблочного пюре, мёда, сахара и белка, нанесённой тонким слоем на ткань на деревянных рамках. Несколько слоёв прошедшей первоначальную просушку пасты наслаиваются друг на друга, после чего проходят вторичную просушку в деревянных ящиках из ольхи в печи. Существовало множество сортов пастилы (в зависимости от добавок), была экзотическая пастила трезвости (добавки –хмель, лимон, мята).

Самой дорогой считалась шоколадная.

В планах музея, получение очередного гранта, заявка подана. На эти деньги разобьют яблоневый сад и переведут производство в Коломну для демонстрации туристам.

Рассмотрели незначительную часть огромного разнообразия народных промыслов. Они хранят связь поколений, создают необыкновенные вещи для детей и взрослых. Им очень трудно в наше время, когда создается много дешевых предметов для жизни и не всегда полезных для здоровья. Многие промыслы пропали, другие находятся на грани  исчезновения. Сегодня разработано много программ по поддержке народного искусства. Мы тоже можем сейчас помогать промыслам. Покупать их изделия, приезжать на экскурсии, когда мастера чувствуют интерес к их творчеству, им легче работать, они чувствуют востребованность своего труда. Для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И, тем не менее, деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты

Моравия – какой она была и что это за страна сегодня?

Какой была страна Моравия и на какие страны разделилась...

Города Золотого кольца России

Ростов  Великий – один из древнейших  русских городов. Он был основан в 862 году. По легенде его основателя зв...

История России в характерах и образах литературных героев. По «Капитанской дочке» А.С. Пушкина И «Два капитана» В.А. Каверина.

Крыло моё… А под крылом – моя земля, А под землей – руда, А из руды моя страна даёт металл, Чтоб в самолете я летал....