Главные вкладки


    Исследовательская работа «Снег и лёд»

    Автор: 
    Вольфрам Ева

     

    Цели и задачи исследования:

    • познакомиться с некоторыми физическими свойствами снега и льда;
    • формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;
    • показать значение снега и льда;
    • воспитывать любовь к родной природе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Исследовательская работа43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исследовательская работа

    «Снег и лёд».

            Вольфрам Ева

                                                                                               ученица 2 «Б» класса

    Содержание:

    I    Введение……………………………………………………………………. 3-4

         1.  

         2.   Цели и задачи исследования…………………………………………..  

    II   Физические свойства снега и льда…………………………………………

          1.   Исследовательская часть……………………………………………..

    1. Определение загрязнений воздуха по снежному покрову……..

    III   Заключение………………………………………………………………..

           1.    Выводы………………………………………………………………

           2.    Практическая значимость………………………………………….

     

    I.   Введение

    Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Этой зимой я проснулась утром и вдруг увидела, что всё за окном изменилась. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Спят глубоким сном растения. Наступила время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров. Смотря на эту красоту природы, меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед.

    Это и  определила выбор моей темы: «Снег и лед. Общее и различное»,  и формулировку проблемы: похожи ли снег на лёд и какие физические свойства доказывают это.

    1.   Цели и задачи исследования

    1. познакомиться с некоторыми физическими свойствами снега и льда;
    2. формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;
    3. показать значение снега и льда;
    4. воспитывать любовь к родной природе.

    II   Физические свойства снега и льда

    1. Исследовательская часть.

    Опыт № 1

    Возьмем белый лист бумаги, поднесем его к снегу. Цвет одинаковый. Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежная скатерть.

    Опыт № 2

    Возьмем кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы бумаги за лёд.  Меняем  бумагу. Меняется цвет льда.

    Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.

    Снег не может пропускать через себя весь солнечный луч и отражать чистейший цвет белого солнечного луча, а лед пропускает солнечный луч и остаётся прозрачным, так как световые лучи проходят ледяную пластинку насквозь, а в слое снега испытывают многократное отражение и выходят обратно.

    Опыт № 3

    Возьмем картинку лисы и поместим ее за пластинку льда. Мы можем хорошо разглядеть цвет и форму.

    Опыт № 4

    Возьмем тарелку, положим на неё картинку той же самой лисы и засыплем картинку снегом - ничего не видно.

    Вывод:  лёд прозрачный, а снег не прозрачный.

    Опыт № 5

    Пройдемся по слою пушистого снега, и мы увидим на нем остались следы. А когда мы пробежимся по ледяной дорожке, то увидим, следов нет. Возьмём кусочек льда, ударим по нему. Лед раскололся.  

    Вывод: Снег рыхлый, а лёд плотный, но хрупкий.

    Опыт № 6

    Возьмем емкость с водой бросим туда снег и лёд. Мы можем наблюдать, что снег и лёд не тонут.

    Вывод:  Снег и лёд легчи воды.

    Вот почему лед образуется на поверхности водоемов.

    Опыт № 7

    Давайте узнаем, что же все-таки объединяет снег и лёд.

    Возьмем кусочек льда и комочек снега, принесем домой, поместим их в два стакана. Через некоторое время посмотрим, в стаканах появилась вода. Заметим, что снег растаял быстрей, чем лед.

    Вывод:  под воздействием тепла, снег и лед превращаются в воду.

     

    2.  Определение загрязнений воздуха по снежному покрову.

    Это один из доступных методов исследования. В то же время для изучения загрязнений по данному методу требуется достаточное количество людей, чтобы одновременно исследовать несколько выбранных пунктов. На основе полученных результатов можно составить карту загрязненности снежного покрова и определить источники загрязнения воздуха, а также степень и границы их влияния. Наиболее легко выявляются такие источники загрязняющих веществ, как котельные, автомобильный транспорт, предприятия тяжелой и топливно-энергетической промышленности.Для отбора проб выбирается несколько точек в разных участках города. Проба снега берется с 1 квадратного метра (до самого грунта). Снег раскладывается в пронумерованные пакеты. Хранить пакеты можно за окном, на балконе, в холодильнике. Содержимое пакетов растопить, довести до комнатной температуры. Проверить загрязнение снега на водородный показатель (рН). Для определения рН можно использовать индикаторную бумажку, смочив ее водой и сравнив ее цвет со шкалой цветности. Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Выпадение соединений металлов, ароматических углеводов защелачивает снег.

    III   Заключение

    1. Выводы

    В результате проведенных опытов, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед-это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами. Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы.

    1. Практическая значимость

    Как шубой укрывает слой снега землю. Способность снега не пропускать от земли тепло и тем самым создавать, как бы естественный парник очень важен для растений и животных. Под снегом не вымерзают травы и посевы, мелкие зверюшки согреваются в своих норках.  

    Подо льдом тоже зимой тихо и тепло (температура воды не высокая, но выше 0). Ледяной панцирь надежно укрывает воду от мороза, не давая промёрзнуть ей до дна и  погубить всё живое подводного мира. Так что, рыбаки спокойно могут наслаждаться своим любимым занятием, ловлей рыбы.  

    Вывод:  снег и лёд сохраняют тепло, значит, имеют большое значение для жизни животных и растений.

    А какие прекрасные зимние развлечения приготовили нам снег и лёд.

    Катание на санках, лыжах, коньках, игра в снежки, лепка снеговиков, строительство снежных и ледяных городков, и это еще не все, а кто не любит покататься на санях, запряжных лошадьми?  Все! А какие восхитительные, ледяные скульптуры, дворцы, делают мастера из глыбы льда. Проводят даже специальные конкурсы мастеров.

    Вывод: снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека и делают разнообразней её.  

         В результате проведенных опытов, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед-это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами. Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы.

    Литература.

    1. Краски природы. Москва «Просвещение» В. А. Коробельников, 1989-43с.

    2. Физические основы игры в снежки. „ Наука и жизнь“ Транковский С.,    

     № 1, 1994.

    3. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росэн-Пресс», А.Ю. Бирюкова, 2001.-657с.