Актуальность исследования: Постоянная видимая среда, которую по степени эмоционального воздействия на состояние человека можно поставить на первое место, резко изменилась. Специалисты утверждают: сегодня окружающая учеников видимая среда превращается в экологически опасный фактор, что требует незамедлительного действенного и вместе с тем осторожного вмешательства в ее содержание.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 190.5 КБ |
formirovanie.ppt | 183.5 КБ |
Районная научно-практическая конференция
школьников «К вершинам знаний»
Секция «Естественно-математические дисциплины»
Тема: «Формирование комфортной визуальной среды в школьных кабинетах»
Выполнили: Игнатьева Кристина, Морозова Надежда, МОУ Советская СОШ, 9 класс
Руководитель: Онипченко Ольга Павловна, учитель математики , первой квалификационной категории
Контактный телефон: 39-283
2011 год.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...............................................................................................................3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ................................................................................................................7
Практическая работа № 1 «Опрос сотрудников и обучающихся школы по теме»………….... 7
Практическая работа № 2 «Изучение визуального восприятия школьных кабинетов»….........8
Практическая работа № 3 «Оценка внутренней отделки учебных кабинетов»...…………...….8
РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………………………………………....….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....10
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ …………………………………………….…10
Приложение № 1. Таблица « Влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека»…………………………………………………………………………………………...11
Приложение № 2. Анкета для проведения практической работы №2. «Изучение визуального восприятия школьных кабинетов»………………………………………………………………..12
Приложение № 3. Сводная таблица «Визуальное восприятие школьных кабинетов»………13
Приложение № 4. Рекомендации по цветовому оформлению относительно сторон света…14
Приложение № 5 Сводная таблица «Оценка внутренней отделки учебных кабинетов»………………………………………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ.
Визуальная среда – один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видео экологии практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в нашу жизнь. Резко изменилась видимая нами среда, ее цветовая гамма, структура окружающего пространства.
Актуальность исследования: Постоянная видимая среда, которую по степени эмоционального воздействия на состояние человека можно поставить на первое место, резко изменилась. Специалисты утверждают: сегодня окружающая учеников видимая среда превращается в экологически опасный фактор, что требует незамедлительного действенного и вместе с тем осторожного вмешательства в ее содержание.
Объект исследования: Визуальная среда ученика
Предмет исследования: Влияние визуальной среды на учебный процесс и психологическое здоровье ученика
Из предмета исследования вытекает его цель.
Цель исследования: Выявить влияние визуальной среды на учебный процесс и психологическое здоровье ученика, научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений зрительной среды ученика и решения проблем видео экологии.
Цель обусловила постановку задач:
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.
Гипотеза: Визуальная среда ученика оказывает на него важное влияние.
Методы исследования:
Практическая значимость: Результаты исследования будут использоваться при оформлении учебных кабинетов, рекреаций.
Прикладные программы: Текстовый редактор MS Word, редактор презентаций MS Power Point.
Дальнейшее развитие: Оформление школьных кабинетов в соответствии с анализом результатов и полученными рекомендациями.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов – все это негативно воздействует на жизнедеятельность человека, в частности на его зрение. И если к естественной природной среде наши глаза эволюционно приспособились за многие миллионы лет, то в в современной среде обитания мы оказались сравнительно недавно, по существу только в 20 веке. Естественно, за это время не смогли перестроиться основные механизмы зрительного восприятия. А ведь постоянное поле видения, его насыщенность зрительными элементами оказывают определенное воздействие на состояние человека.[1] Информированность зрительного восприятия зависит как от физических факторов внешней среды (например, гомогенности или агрессивности видимого поля), так и от психофизиологических факторов, эволюционно и экологически обусловленных (таких как механизм саккад – быстрых автоматических движений глаз). Глаз наиболее чувствителен к изменяющимся и информационно насыщенным, а не к монотонным изображениям, которые не несут никакой информации. Поиск информативных визуальных изображений связан с физиологией глаз: сканированием, изменением ритма и амплитуды саккад. [1]Автоматия саккад - это свойство глазодвигательного аппарата человека совершать быстрые движения глаз непроизвольно в определенном ритме в бодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов и во время парадоксальной стадии сна. [1]
Концепция об автоматии саккад является новым представлением о зрительном восприятии окружающей среды. Именно это и позволило нам рассмотреть проблему видеоэкологии. [3,4]
Гомогенной видимой средой называется такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы или число их резко снижено. Причины возникновения различны. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий, не имеющих окон. Не меньшим бедствием является применение стекол больших размеров. Фасад здания из стекла и асфальтовое покрытие улиц – это безориентирное пространство, созданное руками человека. [2,4]
Агрессивной видимой средой называется видимая среда, в которой рассредоточено большое количество одинаковых элементов, например, многоэтажные здания, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Агрессивная среда побуждает человека к агрессивным действиям. Как правило, в городах с противоестественной визуальной средой, число правонарушений больше, чем городах старой постройки. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене навесные вертикальные русты, панели домов, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом или из силикатного кирпича с широким темным швом, а также всевозможные решетки, сетки, перегородки и т.п. [2,4]
Комфортной визуальной средой называют среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность являются характерными ее чертами. Лес, горы моря, реки, облака можно с полной уверенностью отнести к комфортной среде. В ней все механизмы зрения работают в оптимальном режиме. Совершенно очевидно, что грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной. [2,4]
При монотонности или гомогенности видимого поля исчезает информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в центральной нервной системе, дискомфорту и агрессивности. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения, такие как автоматия саккад. В частности, в гомогенной среде нарушается обратная связь между сенсорным и двигательным аппаратами, так как после очередной саккады перепад освещенности на фоторецепторах глаза недостаточный. Соответственно и в мозг после саккады идет минимальный импульс, недостаточный для надежного срабатывания обратной связи. Иными словами, произошло действие - саккада, но нет подтверждения этому действию, в результате чего зрительные центры и нервная система в целом оказываются в заблуждении. Это в свою очередь вызывает ощущение дискомфорта. Длительное пребывание человека в такой среде ведет к нарушению автоматии саккад. [3,4]
На комфортность визуальной среды также большое влияние оказывает цвет. Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.
При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые, красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого, напротив, для пассивной интроверсии.
Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют "кричащими". Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют, или компенсируют громкость шумов.
Основные цвета имеют следующие характеристики:
Цвета | Возбуждающие | Угнетающие | Успокаивающие |
Красный | + | ||
Оранжевый | + | ||
Желтый | + | ||
Зеленый | + | ||
Голубой | + | ||
Фиолетовый | + | ||
Черный | + |
А также можно привести основные характеристики кажущегося воздействия цветов:
Белый | легкий | |||
Желтый | легкий | теплый | сухой | |
Оранжевый | теплый | сухой | кричащий, громкий | |
Красный | тяжелый | теплый | сухой | кричащий, громкий |
Фиолетовый | тяжелый | |||
Синий | тяжелый | холодный | влажный | тихий, спокойный |
Зеленый | прохладный | влажный | спокойный | |
Голубой | легкий | влажный | тихий, спокойный | |
Черный | тяжелый | сухой |
Оптическое воздействие цвета. К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп.
Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета. Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым (Таблица « Влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека», приложение)
Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм.
Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушение баланса в работе органов, удлиняет жизнь. Правильно подобранные комбинации цвета мебели, материалов отделки помещения, будет способствовать хорошему настроению и самочувствию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Район исследования: МОУ Советская СОШ
Объекты наблюдений и исследований: интерьер МОУ Советской СОШ
Предметы наблюдений и исследований: визуальная среда МОУ Советской СОШ .
Практическая работа № 1 «Опрос сотрудников и обучающихся школы по теме»
Количество опрошенных: 68 человек.
Состав: сотрудники и обучающиеся школы.
Вопрос: Как вы считаете, оказывает ли влияние визуальная среда на ваше самочувствие?
Результат: диаграмма «Влияние визуальной среды на самочувствие»
Практическая работа № 2 «Изучение визуального восприятия школьных кабинетов»
Количество опрошенных: 44 человек.
Состав: обучающиеся школы.
Цель: Установить взаимосвязь между степенью визуального восприятия учебного кабинета и показателем уровня успеваемости по данному предмету.
Метод исследования: анкетирование обучающихся с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.
Порядок проведения работы: Выбрать школьные кабинеты с различной степенью благоприятности визуальной среды (4 кабинета), находящиеся на юго-восточном направлении. Подготовить анкеты (приложение), включающие вопросы о признаках визуальной среды, указание степени успеваемости по предмету. Каждый вопрос оценивается респондентом по пятибалльной шкале.
Результаты исследования: По итогам проведенного нами опроса были составлены сводная таблица и на основании полученных результатов сделаны выводы (Сводная таблица «Визуальное восприятие школьных кабинетов», приложение)
Выводы: Состояние кабинетов соответствует в основном по следующим показателям: привлекательность, удобство, дизайн. Показатель успеваемости мало отличается между предметами, но неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов является одним из основных факторов психического самочувствия обучающихся.
Практическая работа № 3 «Оценка внутренней отделки учебных кабинетов»
Цель: Установить соответствие внутренней отделки школьных кабинетов в соответствии с рекомендациями по отделке помещений при южной и северной ориентации (Приложение).
Метод исследования: описание отделки школьных кабинетов с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.
Порядок проведения работы: Дать характеристику внутренней отделки помещения по плану: отделка стен (окрашены, оклеены обоями и т.д.); соответствие цветовых гамм. Полученную величину внести в сводную таблицу(Приложение).
Результат: диаграмма «Соответствие учебных кабинетов цветовой гамме по сторонам света»
Выводы: Внутренняя отделка школьных кабинетов не всегда соответствует требованиям. Необходимо оформлять помещения школы с учетом влияния цветов интерьера на здоровье человека. В трех кабинетах имеются недостатки относительно комфортности визуальной среды: отсутствие на стенах цветовых пятен. В этих трех помещения было принято решение о внесение на стены дополнительных зрительных пятен в виде декоративных элементов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В данной работе нами была рассмотрена очень интересная тема. Конечно, мы изучили ее не полностью, но наши исследования заинтересовали не только нас, но и участников опроса, одноклассников, учителей. А это значит, что люди узнали о том, что такое визуальная среда, как она может влиять на здоровье человека, как ее можно сделать максимально комфортной. Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Литература:
Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. – М.:.
Тетиор А.Н. Город и природа. – М., 1996. – 120 с.
Филин В.А. Видеоэкологи. – М.: Тасс – Реклама, 1997. – 317 с.
Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности глазодвигательного аппарата: автореферат. – М., 1987. – 44 с.
Ресурсы Интернета
Приложение № 1. Таблица «Влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека»
Цвет | Влияние на физическое состояние | Влияние на психическое состояние |
Желтый | Лечит депрессию, способствует укреплению нервов | Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность |
Синий | Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно действует на дыхательную систему, снижает остроту зрения | Вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение |
Зеленый | Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельность | Снимает напряжение, успокаивает |
Оранжевый | Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос | Бодрит, снимает усталость, борется с депрессией |
Фиолетовый | Стимулирует работу мозга, а также выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм | Способствует возникновению угнетенного состояния |
Красный | Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность | Повышает раздражительность и агрессивность |
Голубой | Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания | Снимает напряжение, успокаивает |
Приложение № 2. Анкета для проведения практической работы №2. « Изучение визуального восприятия школьных кабинетов»
Критерий | Кабинет истории | Кабинет математики | Кабинет немецкого языка | Кабинет русского языка |
Привлекательность. Нравится ли тебе кабинет? 5 – очень нравится; 3 – средне; 0 – не нравится абсолютно. | ||||
Освещение. Достаточно ли в кабинете света? 5 – да; 3- когда как; 0 – нет, в кабинете темно. | ||||
Удобство. Комфортно ли ты чувствуешь себя в кабинете? 5 – очень комфортно; 3 – не очень; 0 – нет. | ||||
Дизайн. Устраивает ли тебя цветовая гамма, отделочные материалы и т.д.? 5 – да, все отлично; 3 – дизайн средний; 0 – кабинет меня быстро утомляет. | ||||
Успеваемость. Укажи свою итоговую оценку по предмету. |
Благодарим за участие в опросе.
Опрос провел ________________________________________
Дата проведения опроса _______________________________
Каждый из респондентов должен был заполнять анкету самостоятельно, чтобы избежать какого-либо влияния со стороны.
Приложение № 3. Сводная таблица «Визуальное восприятие школьных кабинетов»
Критерий | Кабинет истории | Кабинет математики | Кабинет немецкого языка | Кабинет русского языка |
Привлекательность | 3,8 | 4,5 | 3,4 | 4 |
Освещение | 4,4 | 4,2 | 4,4 | 4,6 |
Удобство | 4,6 | 4,8 | 4,2 | 4,8 |
Дизайн | 4,1 | 4,9 | 4,6 | 4,9 |
Успеваемость | 4,2 | 4,1 | 4,2 | 3,9 |
Приложение № 4. Рекомендации по цветовому оформлению относительно сторон света.
Юг, юго-восток.
Север, северо-восток
Приложение № 5 Сводная таблица «Оценка внутренней отделки учебных кабинетов»
Северо-восточная сторона
Название кабинета | Отделка | Цвет стен | Соответствие цветовых гамм |
Кабинет биологии №2 | стены окрашены | голубой | Не соответствует |
Кабинет начальных классов № 10 | Стены оклеены | Кремовый, желтый | соответствует |
Кабинет начальных классов № 1 | стены окрашены | Кремовый | соответствует |
Кабинет начальных классов № 3 | стены оклеены | светло голубой | не соответствует |
Юго-восточная сторона
Название кабинета | Отделка | Цвет стен | Соответствие цветовых гамм |
Кабинет немецкого языка № 6 | стены окрашены | Светло-синий | соответствует |
Кабинет истории № 4 | стены оклеены обоями | жёлтый | Не соответствует |
Кабинет русского языка № 8 | стены оклеены | Зелёный и бирюзовый | соответствует |
Кабинет математики № 5 | стены окрашены | светло зелёный | соответствует |
Кабинет географии № 7 | стены окрашены | светло голубой | соответствует |
Кабинет информатики | стены оклеены | кремовый | соответствует |
Дымковский петушок
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Загадочная система из шести экзопланет
Сверчок
Весёлая кукушка