Главные вкладки


    Учебно-исследовательская работа "Почему девочки играют в куклы?"

    Терлецкая Наталья Владимировна
    Автор: 
    Баландина Дарья

    Тема  исследования «Почему девочки играют в куклы?»

    Цель: выяснить, почему же девочки играют в куклы?

    Задачи:

    1.  Изучить историю возникновения куклы.

    2.  Узнать, в какие куклы играли наши мамы

    3.  Выяснить, в какие куклы нравится играть моим одноклассницам.

    4.  Определить, зависит ли интерес к игрушкам от выбора родителей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    pochemu_devochki_igrayut_v_kukly.doc177 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 27»

    городского округа Саранск

    Школьный конкурс проектов и

     учебно-исследовательских работ

    «Ярмарка идей»

    Учебно-исследовательская работа

               Автор проекта: ученица 2 класса А

                       МОУ   «Средняя школа № 27»                                                                

                                               Баландина Дарья                                          

                                                          Руководитель: учитель начальных

                                                                             классов Терлецкая Н.В.

     2013 год

    Содержание

    Введение    

    I. Теоретическая часть.

         I.1  История возникновения куклы  

         I.2  Разнообразие кукол  

    II. Практическая часть

        II. 1. Исследование

        II. 2. Результаты исследования

    Заключение      

    Литература  

              Приложение   

    «Почему девочки играют в куклы»

     Немало разных кукол есть на свете,

    Глаза их удивления полны.

    И верим мы, что куклы тоже дети,

    Но только дети сказочной страны.

    Актуальность темы

    Недавно я была в гостях у своей одноклассницы  Маши. Меня удивило, как много у Маши  кукол! И большие, и маленькие, и резиновые, и фарфоровые, и бумажные! Я тоже люблю играть в куклы. Я вспомнила, что куклы есть у всех моих подруг. Получается, что все девочки играют в куклы? А почему? Мне захотелось ответить на этот вопрос.

    Тема моего исследования «Почему девочки играют в куклы?»

    Цель: выяснить, почему же девочки играют в куклы?

    Задачи:

    1.  Изучить историю возникновения куклы.

    2.  Узнать, в какие куклы играли наши мамы

    3.  Выяснить, в какие куклы нравится играть моим одноклассницам.

    4.  Определить, зависит ли интерес к игрушкам от выбора родителей.

    Гипотеза

    Я предположила, что девочки играют в куклы, потому что им их покупают родители.

    Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, я должна:

    1. Изучить литературу об истории возникновения куклы
    2. Провести анкетирование с мамами моих одноклассников о куклах их детства
    3. Провести анкетирование с одноклассницами
    4. Побеседовать с бабушкой
    5. Проконсультироваться у  специалиста
    6. Сделать выводы

    Введение    

    I. Теоретическая часть.

    I.1.  История возникновения куклы  

    Что такое кукла? В словаре русского языка объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Она известна с глубокой древности. Ее история прослеживается со времен строительства Египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

    Детство куклы наполнено магией, поверьями, страхами. Куклы служили идолами, сосудами духа, образами предков, были обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

    Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Они береглись как религиозный предмет, с ней не играли.

    Так было тысячи лет назад. С изменением взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, изменилась и кукла, ее роль в жизни человека. Появилась игровая кукла.

    Кукла, как детская игрушка, у славян появилась примерно тысячу лет назад.  Интересна кукла – «Пеленашка». Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его

    Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме), куклы-закрутки, куклы-бабочки, куклы-куватки,

    Кукол мастерили из кусков ткани, веревок, ниток, соломы, бересты, глины.

    Вокруг кукол разворачивались оживленные дискуссии о ее назначении. Но одно было бесспорно: играя с ней в различные игры, ребенок готовился к жизни взрослой; получал навыки общения, закреплял правила поведения, проигрывал различные ситуации.

    I.2  Разнообразие кукол  

    Кукла – это очень важная часть в развитие каждого ребенка. Куклы, которые сейчас стоят на полках в магазинах, значительно отличаются, от тех в которые играли наши бабушки и прабабушки.

    В современных магазинах можно увидеть кукол из самых различных материалов  и самого разного назначения: от пупсов до интерактивных.

    Особой популярностью среди девочек уже более 50 лет пользуется кукла Барби. У нее фигура взрослой женщины и лицо, отвечающее идеалам современности.

    Очень похожие на обычных озорных девчонок куклы Bratz. Они завоевали свою популярность с помощью своего непредсказуемого характера, с помощью яркого макияжа, больших глаз и разнообразных коллекций.

    Такие куклы как Baby Annabell и Baby born очень нравятся девочкам. Ведь эти куклы совсем как настоящие младенцы! Они могут зевать, плакать, кушать из своей бутылочки и даже срыгивать, они слышат движения и от громких звуков могут проснуться. Их можно кормить специальными кашками, а также они могут ходить на горшок.

    Многим современные девочки любят мультсериал о феях Winks, именно поэтому куклы Winks стали также очень популярны.

    II. Практическая часть

        II. 1. Исследование

    Узнав так много интересного о куклах, я решила выяснить, а любили ли играть в куклы наши мамы и какие им нравились больше.  

    Я провела анкетирование и выяснила, что в куклы играть наши мамы тоже любили. Но в их детстве игрушки были проще. Не было Бариби и Кена, не было Бэби-бон. Были обычные пластмассовые куклы, резиновые пупсы и маленькие пупсики. Мамы их всё равно очень любили.  А некоторые  наши мамы (5 человек) до сих пор хранят кукол своего детства.

    Затем я решила выяснить, в какие куклы играют мои ровесницы, и провела анкетирование среди своих одноклассниц.  В результате я выяснила, что сегодняшние девочки с удовольствием играют в куклы. На первом месте по популярности стоит кукла Барби (6 чел.). Очень нравятся моим одноклассницам Беби-бон (4 чел.). В обычные российские куклы тоже играют наши девочки (2 чел.)

    Всего девочек в классе

    Любимые куклы

    Кол-во детей

    12 человек

    Барби

    Бэби-бон

    Российские куклы

    Бумажные куклы

    6 человек

    4 человека

    2 человека

    -

        II. 2. Результаты исследования

    Итак, я выяснила, в куклы любили играть и наши мамы, и мы. Моя сестрёнка Полина, которой только 2 годика тоже любит играть в куклы. В чём же причина такой любви к куклам?

    Мои одноклассницы (опрошено было 12 человек) считают так:

    1. девочки хотят быть похожими на маму – 5 человека
    2. просто нравится - 3 человека
    3. потому что куклы красивые – 2 человека
    4. потому что куклы похожи на девочек – 2 человека

    Мамы (опрошено было  20 человек) считают так:

    1. это заложено природой – 1 человек
    2. копирование поведения взрослых- 7 человек
    3. девочки – будущие мамы – 12 человек

    К сожалению, ответов, что девочки играют в куклы, потому что им их покупают родители,  не было ни одного.

    Тогда я решила обратиться к бабушке с просьбой вспомнить своё детство. Вот что она рассказала: «В нашем детстве не было фабричных кукол. Мы делали их сами. Из тряпок, из соломы, из глины и других материалов.»

    Значит, в куклы девочки играли всегда!

    Даже если кукол не было, они их мастерили сами!

    II. 2. Консультация учёного

    За ответом на вопрос «Почему девочки играют в куклы?» я обратилась к учёному - кандидату психологических наук Лёзиной С.В.

    Вот что она ответила: «Это связано с полоролевыми установками. Т.е .девочек с детства во многих культурах мира воспитывают как будущих мам. Для того, чтобы у них закрепилось в сознании, какой должа быть мама. Неслучайно многие девочки любят кукол, напоминающих малышей.

    Современные куклы (типа Барби), по мнению психологов, искажают детское восприятие полоролевых отношений. И девочки начинают стремиться не к материнству, а к внешним атрибутам женственности (красота, стройная фигура, красивая одежда, яркие украшения).

    Ответственность за то, во что играют дети, несут взрослые»

    Значит, всё-таки именно взрослые подталкивают детей к выбору игрушек!

    И действительно, первые игрушки маленьким девочкам покупают родители. Когда не было фабричных игрушек, их детям мастерили опять же взрослые.

    Вывод

    Следовательно, моя гипотеза оказалась всё-таки верной! Девочка играет в куклы, потому что ей их преподносят  родители, желая воспитать в дочери чувство материнства! Однако, если родители хотят, чтобы их дочь стала хорошей мамой, нужно покупать  ей правильные куклы.

    К сожалению, как вы помните, половина девочек нашего класса играет в неправильные куклы. Барби, польза от неё или вред? Я думаю, это тема моего следующего исследования .

     

    Заключение

               Выполняя эту работу, я узнала много нового для себя об истории возникновении кукол, о куклах наших мам и бабушек.  А главное, я получила ответ на волнующий меня вопрос «Почему девочки играют в куклы?»

       

    Литература  

    1. Грачёва И. «История появления игрушки в России», 1988 г.
    2. Лыкова И. журнал «Мастерилка» № 11,  2007 г.

    Интернет-источники

    http://www.akadeti.ru/,

     www.zapf-online.ru,

    http://moscow.olx.ru/


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа по теме "Почему кошки играют"

    Исследовательская работа по теме "Почему кошки играют?"....

    Исследовательская работа: ПОЧЕМУ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ НЕТ ЛИЦА

          Тема моего теоретического исследования «Почему у русской народной куклы нет лица». На занятиях в те...

    Учебно-исследовательская работа "Почему болят зубы?"

    Тема  исследования «Почему болят зубы?»Цель исследования: выяснить, зависит ли здоровье зубов от тщательного и прав...

    Исследовательская работа "Ну почему, почему, почему был светофор зелёным?"

      Цветовая палитра световых сигналов светофора невелика. Практически повсеместно красный сигнал светофора запр...

    Исследовательская работа "В хоккей играют настоящие мальчишки!"

    Работа представлена на Городском фестивале творчества младших школьников "Радуга талантов" в номинации "Первые шаги в на...

    Исследовательская работа "«ПОЧЕМУ РАК ПЯТИТСЯ НАЗАД, ИЛИ ПОЧЕМУ ВСЕ ДУМАЮТ, ЧТО РАК ХОДИТ ЗАДОМ НАПЕРЕД?»

    Исследовательская работа о раках, опыты с ними, выводы. Заняли с этой работой первое место в районе и первое в облости....

    Куклы для современной девочки

    С данной работой Настя выступала на городской научно-практической конференции "Я познаю мир" для учащихся 1-4 классов. Н...

    исследовательская работа "История куклы Барби"

    Исследовательская работа " История куклы Барби"...

    Исследовательская работа "Какие бывают куклы?"

    если дети играют в куклы, значит, будут новые современные куклы, человечество может передавать из поколения в поколение ...

    Исследовательская работа "Куклы древности и современного мира"

    Исследовательская работа в рамках межшкольной исследовательской конференции "Мир глазами ребёнка" и районного конкурса п...