Работа (проект и презентация к проекту) "Социально-психологическая характеристика личности военачальника на примере изучения жизненого пути А.А..Брусилова -выдающегося полководца, военачальника, военного педагога" авторской группы обучающихся двух образовательных учреждений ФГКОУ "Ульяновское гвордейское суворовское военное училище МО РФ" и "МБОУ "Лицей физики, математики,информатики №40" при УлГУ является результатом проектрой деятельности мальчишек и девчонок по восстановлению психологической характеристики Героя Первой мировой войны - А.А. Брусилова по материалам различных авторов о жизнедеятельности великого полководца и военачальника.
Вложение | Размер |
---|---|
brusilov_a.a._zabytaya_voynaavtosokhranennyy.docx | 117.2 КБ |
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
МБОУ «Лицей физики, математики, информатики №40» при УлГУ
Конкурс «Забытая война», посвящённый 100-летию со дня начала Первой мировой войны
Проектно-исследовательская работа по теме
«Социально-психологическая характеристика личности военачальника на примере изучения жизненного пути А.А.Брусилова - выдающегося полководца, военачальника, военного педагога»
Выполнили: Григорьев Артем,
Гордиенко Алексей,
Киселёв Александр,
Петроченков Дмитрий, 10 класс,
Андреева Елизавета, 8 класс
Руководитель: Потапова Марина Константиновна,
педагог-психолог учебного курса УГСВУ,
МБОУ «Лицей ФМИ №40» при УлГУ
Ульяновск, 2014 г.
Оглавление
Введение | 3 | ||
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы | 5 | ||
Глава 2. Характеристика личности полководца, военачальника, педагога А.А.Брусилова | 7 | ||
2.1.Реконструкция жизненного пути Брусилова А.А. и выделение факторов личностного и профессионального формирования и развития. | 7 | ||
2.2.Реконструкция личностных характеристик А.А. Брусилова на основе изучения жизненного пути военачальника и составление его психологического портрета. 2.3. Психологический портрет А.А.Брусилова | 9 10 | ||
Заключение | 11 | ||
Литература | 12 | ||
Приложения | 13 | ||
Приложение 1. Словарь используемых психологических терминов | 13 | ||
Приложение 2. Структура социально-психологической характеристики личности А.А.Брусилова | 26 | ||
Приложение 3. Психологическая классификация военных специальностей личного состава Приложение 4. Круг темперамента Айзенка | 32 33 | ||
Введение
Для нас, суворовцев, в период самоопределения, является актуальным изучение индивидуальных особенностей характера российских военачальников, таких личностей, как А.А. Брусилов. «Брусилов, на мой взгляд, – великий русский человек. Велик он, во-первых, своими деяниями, во-вторых – любовью к Родине, которую он проявлял всегда – и в военных деяниях, и в человеческих. Брусилов, поднявшись над сословными предрассудками, остался верен своей главной привязанности – России», – заметил директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров [7]. Тема нашего исследования значима для нас и потому, что мы планируем связать своё профессиональное будущее с командными специальностями силовых ведомств. А это предполагает развитие профессионально важных качеств, знание образцов успешных моделей поведения, знание успешных жизненных и профессиональных сценариев защитников Отечества.
Первые реконструкции психологических характеристик были разработаны в рамках психоанализа в начале ХХ века в Европе. Для исторической психологии огромной проблемой является разница в исследованиях историков и психологов, так как в рамках исторической психологии в основном трудятся историки, которые зачастую пренебрегают психологическими знаниями [1, 2, 13].
Изучив литературу по теме проекта и проведя анализ информации, мы отмечаем, что до сих пор не издано ни одного комплексного исследования о психологических особенностях наших военачальников XVIII-XIX веков, которые были лидерами русской армии. В своей работе мы попытались воссоздать социально-психологическую характеристику выдающегося российского полководца, советского военачальника, военного педагога А.А. Брусилова, выйдя за границы одной науки, опираясь на знания психологии, истории, военного дела и социологии.
Цель: реконструкция социально-психологической характеристики личности военачальника А.А. Брусилова, изучение особенностей формирования и развития качеств личности, характеризующих его как выдающегося полководца, военачальника и педагога.
Задачи:
Гипотеза исследования: особенности семейного воспитания, различные сферы деятельности, социальные процессы в обществе конца XIX начала ХХ века классическое военное образование обусловили развитие у Брусилова А.А. ряд качеств личности, характеризующих его как выдающегося полководца, военачальника-новатора и педагога.
Объект исследования: личность Брусилова.
Предмет исследования: социально-психологические особенности личности Брусилова, особенности её развития.
Этапы реализации проекта:
первый этап – постановка проблемы, разработка системы мероприятий;
второй этап – изучение форм, методов ее решения (подбор метода исследования);
третий этап – сбор и анализ конечных результатов выполнения проекта (реконструкция личностных характеристик на основе изучения жизненного пути военачальника) и обобщение материалов исследования;
четвёртый – составление психологического портрета и характеристики А.А. Брусилова.
В ходе работы над проектом нами был составлен словарь основных психологических терминов (приложение 1). Словарная работа была проведена в связи с возникшей на первом этапе работы трудностью в освоении понятийного аппарата.
Методы исследования:
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Теоретическое исследование темы проекта
Известный российский психолог Б.Г. Ананьев писал «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» [1]. Он также указывал на необходимость изучения личности с точки зрения принадлежности ее к определенной эпохе, кругу современников, соратников и оппонентов. Это дает возможность наиболее полно изучить мотивы, ценности, устремления личности, создать целостную картину ее становления, проследить, какие особенности характера формируют семья и близкое окружение, а какие – современное ему общество, понять, как формировались и крепли моральные и духовные ценности, приведшие ее к определенным общественным представлениям, позициям, идеалам.
Мы являемся сторонниками комплексного подхода изучения индивидуальных личностных качеств человека в совокупности с изучением его жизненного пути. С точки зрения системного подхода также необходимо рассматривать личность в процессе всей ее жизнедеятельности. Так как человек является существом, с одной стороны, биологическим, а с другой – социальным, то необходимо изучать его в процессе развития, поскольку на разных этапах эти аспекты его существования оказывают различное влияние. Необходимо принимать во внимание детерминанты жизнедеятельности человека, то, что делает обязательным изучение его в различных ипостасях, во всей совокупности окружающих его систем.
В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности[1], проистекающих из различных теорий о психике и личности, из разных параметров и задач. В нашем проекте мы используем модель психологической структуры личности на основе совмещения двух схем, разработанную вначале С. Л. Рубинштейном, а затем дополненную К.К. Платоновым [1, 2]. Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности, согласно которой в личности выделяются следующие психологические составляющие (подструктуры):
2. Психологическая характеристика А.А. Брусилова
2.1. Реконструкция жизненного пути А.А.Брусилова, определение факторов личностного и профессионального формирования и развития
Проведя анализ изученной литературы по биографии А.А. Брусилова, в настоящей работе мы предлагаем рассмотреть факторы личностного и профессионального формирования и развития российского военачальника и педагога (таблица 1).
Таблица 1. Факторы личностного и профессионального формирования и развития А.А.Брусилова
Детство |
|
Отрочество |
|
Юность |
|
Зрелость | Период наивысшего достижения
|
2.2. Социально-психологическая характеристика А.А. Брусилова
Нами создана структура социально-психологической характеристики личности А.А. Брусилова (приложение 2) в соответствии с моделью психологической структуры личности на основе совмещения двух схем, разработанных С. Л. Рубинштейном и К. К. Платоновым. Краткое её содержание мы представляем в таблице 2.
Таблица 2. Социально-психологические особенности личности А.А. Брусилова
Психофизио- логические | Высокий уровень физической выносливости и нервно-психической устойчивости, активность, высокая работоспособность, энергичность, низкий рост, крепкое здоровье, сухая кожа. |
Психологи- ческие | Тип личности – экстраверт, темперамент – сангвиник, тип характера – гипертимный, активный, независимый, общительный, надёжный, уравновешенный, настойчивый (упорный), смелый. |
Интеллекту- альные | Высокий уровень интеллекта, энциклопедические познания, высокий уровень развития памяти, оригинальность, быстрота мышления, креативность. |
Деловые | Самостоятельность, инициативность, склонность к риску, преданность делу, компетентность, формальный и неформальный лидер группы, организованность, обязательность, хозяйственность, дипломатичность, высокий уровень физической подготовленности. |
2.3. Психологический портрет А.А. Брусилова
В ходе реализации плана исследовательского проекта, мы определили качества личности А.А. Брусилова, которые составляют основу психологического портрета объекта исследования и характеризуют его как выдающегося полководца, военачальника-новатора и педагога:
Как показывают результаты работы (таблица 2) объект нашего исследования, полководец, военачальник и педагог А.А. Брусилов, успешно освоивший лидерские роли и достигший лидерских статусов в российской армии, обладал ярко выраженным набором основных профессионально-важных качеств полководца, военачальника-защитника (приложение 3).
Заключение
1. На основе анализа изученной литературы и обобщения имеющихся данных по биографии А.А. Брусилова нами были определены факторы личностного, профессионального формирования и развития, выявлен индивидуальный набор личностных качеств.
2. Личность Брусилова А.А. отличалась следующими особенностями: социальная зрелость и самостоятельность, высокий уровень интеллектуального развития, профессионализм и преданность делу, Отечеству, высокий уровень развития адаптивных качеств, преобладание общественных мотивов над личными.
3. Особенности личности Брусилова А.А. обусловлены следующими факторами:
4. В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза исследовательского проекта: особенности семейного воспитания, различные сферы деятельности (полководец, военачальник, педагог), социальные процессы в обществе конца XIX начала XX века, классическое военное образование обусловили развитие у Брусилова А.А. ряда качеств личности, характеризующих его как выдающегося полководца-новатора, военачальника и педагога.
Практическая значимость:
Полученный материал может быть использован: в учебных курсах истории, литературы, обществознания, психологии, а также в воспитательной работе при проведении классных часов и индивидуальной работы с обучающимися на военно-патриотическую и профориентационную тематику.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Мастера психологии. СПб: Питер, 2010.
2. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека – URL:http://lib.znate.ru.
3. Брусилов А.А. Мои воспоминания // А.А. Брусилов. – М.: Вече, 2013.
4. Брусилов А.А. Мои воспоминания. Брусиловский прорыв // А.А. Брусилов. – М.: Эксмо, 2013.
5. Брусилов А.А. Мои воспоминания. [Электронный ресурс] // Сайт «Военная литература» – URL:http://militera.lib.ru.
6. Брусилов А.А. [Электронный ресурс] // Сайт lemur59.ru – URL: http://lemur59.ru.
7. В Санкт-Петербурге открыт памятник генералу Брусилову, придумавшему форму русского солдата. [Электронный ресурс] // Сайт выпускников Ленинградского (Санкт-Петербургского) суворовского военного училища «Кадетка» – URL: http: //www.kadetka.ru.
8. Глоссарий. [Электронный ресурс] // Сайт «Психология» – URL: http://www.psychologies.ru.
9. Куличкин С.П. Брусилов. Великий полководец земли Русской. [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово» – URL: http://www.portal-slovo.ru.
10. Решетников М. Психология войны: от локальной до ядерной. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2011.
11. Семанов С. Брусилов. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. – URL:http://royallib.ru.
12. Оськин М.В. Брусиловский провыв // Максим Оськин – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
13. Холл К., Линсдей Г. Теория личности – М.: Психотерапия, 2008
Приложение 1
Словарь используемых психологических терминов
Акцентуация (характера) - выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии - несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоторых психологических черт или особенностей субъекта (=> характер: акцентуация).
Воля - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических. Воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Основные функции воли: 1) выбор мотивов и целей; 2) регуляция побуждения к действиям — при недостаточной или избыточной их мотивации; 3) организация процессов психических — в систему, адекватную выполняемой деятельности; 4) мобилизация физических и психических возможностей — при преодолении препятствий к достижению поставленных целей.
Инициатива - проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами.
Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр.
Креативность - творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: 1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; 2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности — личностные факторы; 2) анализ мышления творческого и его продуктов — факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.
Культура - 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. 2. Уровень, степень развития, достигнутая в некоей области знания или деятельности: культура труда, культура речи и пр. 3. Степень общественного и умственного развития, присущая некоему человеку.
Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член социальной группы, объединения, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, и выполняющий комплекс функций. Лидер - член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении конкретной задачи, выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. Лидер - член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Лидерство - это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.
Локус контроля - понятие, характеризующее локализацию причин, коими субъект объясняет собственное поведение и поведение прочих людей, введенное американским психологом Ю. Роттерем. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности: 1) внешним силам — экстернальный, внешний локус контроля; соответствует поиску причин поведения вне себя, в своем окружении; склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность; 2) собственным способностям и усилиям — интервальный, внутренний локус контроля; соответствует поиску причин поведения внутри себя; показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы; также показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью; идеальному Я всегда приписывается внутренний локус контроля; Локус контроля — устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе его социализации.
Метод биографический - в психологии - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Современные методы биографические, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и среды социальной. Их использование предполагает получение информации, источники коей -методики автобиографические (опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).
Меланхолик - субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Характерен низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная сенситивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Наблюдательность - способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений. Предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Ее развитие — важная задача формирования установки познавательной и адекватного восприятия действительности.
Одаренность - 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. 2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. 3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. 4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. 5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
Оптимизм - как свойство личности отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, обеспечивает человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в собственные силы и возможности как субъекта деятельности.
Память - процессы когнитивные — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В самой простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов; в более сложной форме - предстает как воспроизведение в представлении предметов, не данных в восприятии актуально. Узнавание и воспроизведение бывают произвольными и непроизвольными. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания — существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Ныне память рассматриваются в контексте других процессов когнитивных.
Психология военная - отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов военной деятельности в зависимости от общественно-исторических условий, уровня военной техники, характеристик личности воинов, особенностей воинского коллектива, методов боевой и политической подготовки. Разрабатывает преимущественно способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Вырабатывает рекомендации по совершенствованию теории и практики изучения, отбора, обучения, воспитания военнослужащих, политико-воспитательной работы, психологической подготовки воинов и руководства личным составом. Также занимается изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника. Направления психологии военной соответствуют видам вооруженных сил. Ее проблемы разрабатываются в русле взглядов военной науки и с опорой на выводы психологии социальной, психологии труда и психологии инженерной, педагогической, психофизиологии и др.
Психология управления - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой. Ее основная задача - анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Путь жизненный — весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий «время жизни» и «цикл жизненный», но их содержание различно. Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека — продолжительность жизни безотносительно ее содержания. Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (метод биографический). Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его: 1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события; 2) с его когортной принадлежностью; 3) с исторической эпохой и датой события; 4) с личностным смыслом этого события для субъекта. Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.
Работоспособность - потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.
Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии этому термину соответствуют три основных взаимосвязанных значения. 1. Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае. 2. Риск как действие, выполнение коего ставит под угрозу удовлетворение некоей достаточно важной потребности, или же в некоем отношении грозит субъекту потерей — проигрышем, травмой, ущербом. Экспериментально здесь различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и риск немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответственного действия, выделяются риск оправданный и неоправданный. 3. Риск как ситуация выбора между двумя (или даже более) возможными вариантами действия, исход коего проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным.
Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, выработку человеком у себя таких личностных качеств, кои представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. Самовоспитание — относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимые компоненты самовоспитания — самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
Самоутверждение - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Часто выступает как доминирующая потребность. Может проявляться как в реальных достижениях в некоей области, так и в отстаивании своей значимости перед другими людьми путем одних словесных деклараций.
Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов — необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.
Сангвиник - субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко и быстро переживающего неудачи и неприятности. Он отмечен высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на внешние события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются.
Способность - определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. В число способностей не попадают свойства темперамента и характера. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.
Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат коей — создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент — индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. К свойствам темперамента относятся: 1) индивидуальный темп и ритм процессов психических; 2) степень устойчивости чувств; 3) степень волевого усилия.
Уверенность в себе - готовность субъекта решать достаточно сложные задачи, причем уровень притязаний не снижается из-за одних опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже требуемого для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.
Уравновешенность - Спокойствие, ровность характера, поведения.
Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей. Под качествами ума понимаются те свойства личности, кои устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность: 1) самостоятельность ума — определяет свободу выбора задач и их решений; 2) критичность и гибкость ума — обеспечивают как нахождение проблемы, так и оригинальность построения и проверки гипотез; 3) широта ума — обеспечивают разносторонний подход к решению задачи; 4) логичность ума — обеспечивает последовательность и точность решения; 5) глубина ума — от нее зависит существенность избранных задач и доказательность их решений.
Уровень субъективного контроля (УСК) - способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг.
Уровень притязаний - понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей. Характеризует: 1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную; 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент; 3) желаемый уровень самооценки личности, — уровень Я. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным — заниженным или завышенным.
Флегматик - субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с низким уровнем активности психической, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний (невыразительностью мимики). Он трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно постоянны. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Характер — в узком смысле — определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, — как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Холерик - субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, резкого, стремительного, с силой и быстрым темпом движений, с высоким уровнем активности психической, энергичностью действий, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.
Экстраверсия — обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие — интроверсия.
Эмоциональность - свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента — впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр.
Источник: [8].
Приложение 2
Структура социально-психологической характеристики
личности А.А.Брусилова[2]
№ п.п. | Подструк- туры | Социально-психологические составляющие | Характеристики личности Брусилова (по материалам различных авторов) |
1. | темперамент и характер |
характер: и решении задач;
| «Характера резвого и даже шаловливого, но добр, прямодушен и чистосердечен. Способности хорошие, но любит лениться…» - из аттестации воспитателем [9,11]. «Брусилов же с радостью отдавался напряженной повседневности армейского быта. Ему нравилось проводить занятия с драгунами своего взвода. Он обожал лошадей и верховую езду, охотно учился у седоусых ветеранов тысячелетней мудрости обхождения с конем. Словом, служил в охотку [11]. |
2. | способности и задатки |
развития интеллектуальных способностей;
| «На всех должностях Брусилов поражал военный мир, прежде всего, нестандартным мышлением, нестандартными требованиями к подчиненным. От войск требовал и добивался проведения учебных занятий, учений, маневров в самых неблагоприятных условиях, при существенной недостачей сил и средств. От командиров всех степеней вплоть до унтер-офицерского состава требовал самостоятельности, ухода от шаблонов» [9]. «Новые требования к мобильности тылового обеспечения, к применению авиации в качестве ударного средства, использования радиосвязи, минных полей, тренировка войск во фронтовой полосе, прямо на передовой, артиллерийское наступление много другое - войска Брусилова применили принципиально новую тактику прорыва укреплённых позиций – «огневой вал» [11]. «Изобретённая Брусиловым тактика прорыва была широко применена обеими сторонами на Западном фронте в последний год войны – 1918-й – и привела там к выходу из тупика окопного сидения. В этом её всемирное значение в истории военного искусства». [9]. |
3 |
- | Служивший в школе под его началом перед русско-японской войной К. Маннергейм вспоминал: «Он был внимательным, строгим, требовательным к подчинённым руководителем и давал очень хорошие знания. Его военные игры и учения на местности по своим разработкам и исполнению были образцовыми и донельзя интересными» [9]. | |
4. | психические процессы и состояния |
| «С первых офицерских чинов, с первых боев и до конца дней своих отличался завидным хладнокровием и личной храбростью» [1]. «Без сомнения, не имея выдающихся способностей, не смог бы круглый сирота, пусть и из благополучной семьи, получить достаточное образование, воспитание, найти свое любимое дело и прославиться в нем. Алексей владел французским, немецким, английским языками. Французским в совершенстве. Учились музыке, которую наш герой полюбил на всю жизнь» [11]. «..Наверно, с этого раннего детства начала формироваться в Алексее Брусилове некоторая замкнутость, отчужденность, понимание своей неполноценности, а отсюда объяснимая гордыня». [11]. |
5. |
| Сам Брусилов писал о себе: «Одно могу сказать с чистой совестью, перед самим Богом: ни на минуту я не думал о своих личных интересах, ни о своей личной жизни, но все время в помышлениях моих была только моя Родина» [3,4]. А свой переход в Красную Армию объяснял так: «Я считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы это ни стоило», « …посвятив всю свою жизнь военному делу и изучая это сложное дело беспрерывно в течение всей моей жизни, вкладывая всю свою душу в подготовку войск к войне, я хотел проверить свои знания, свои мечты и упования в более широком масштабе». Брусилов не боялся идти на самые жёсткие и непопулярные меры, когда считал их необходимыми» [3, 4, 5]. | |
6. | психический опыт личности | - родился в семье военачальников (несколько поколений служили Отечеству); психотравма детства (смерть родителей в 6 лет), сиротство; - прекрасное домашнее образование; - опыт военных операций; -успешная карьера полководца и военачальника; -социальная ситуация в стране (революция, переворот);
| «Чем же он удивил военный мир за двадцатилетнюю службу в школе? Прежде всего, поднятием на небывалую высоту практической подготовки кавалерийских офицеров. На всю Россию, весь мир прогремел его знаменитый курс «парфорсной охоты». «Через Брусилова прошли кавалерийские начальники России по праву считавшиеся лучшими в мире. По просьбе военных министров Германии, Австрии, Франции, Англии Брусилов читал лекции и инспектировал их кавалерийские школы» [11]. «Брусилов жил в нелегкие времена, когда правительства менялись; его сына расстреляли белые, а невестку – красные. Но генерал при всех сменах власти понимал свою ответственность перед Родиной. Продолжая служить России» [1]. |
Приложение 3
Психологическая классификация военных специальностей
личного состава (по В.П.Петрову)
Наименование группы | Примеры специальностей | Перечень основных профессионально важных качеств |
Командные специальности | Командир отделения, командир танка, начальник станции, командир расчета, командир орудия | Социальная зрелость, высокий уровень общих способностей, нервно-психической устойчивости и физической подготовленности, развитые коммуникативные качества и организаторские способности. |
Специальные контингенты | Военнослужащие десантных и десантно-штурмовых частей, разведывательных и спецподразделений | Высокая физическая выносливость и нервно-психическая устойчивость, достаточный уровень развития общих способностей, смелость, решительность, самообладание, выдержка и коллективизм. |
Источник: Решетников, М. Психология войны: от локальной до ядерной. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей. – СПб.: Восточно-Европейский институт Психоанализа, 2011.
Приложение 4
Круг темперамента Айзенка
Источник: http://psihologia-3.odn.org.ua/28.htm
[1] Систем качеств и свойств, которые наиболее полно характеризуют психологические особенности личности.
[2] Структура социально-психологической характеристики личности А.А. Брусилова создана авторами проекта в соответствии с моделью психологической структуры личности на основе совмещения двух схем, разработанных С. Л. Рубинштейном и К. К. Платоновым.
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сторож
Нора Аргунова. Щенята
Пустой колос голову кверху носит
Цветение вишни в лунную ночь