Работа отражает проблему бережного отношения к природе родного края .Тема пожаров актуальна. Особенно опасны периоды поджога травы весной, так называемые палы.Нужна разъяснительная работа среди населения о вреде поджога сухой травы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_travyanye_paly_.doc | 443 КБ |
Введение.
« Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. » (Гёте) За окном весна. Мы все ждём тепла, солнца, птиц, зелёного леса, зелёной травы. Прошлой весной я с дедушкой ездил в лес и увидел страшную картину: чёрная трава, обгоревшие стволы деревьев. Мой дед объяснил мне, что это травяные палы. И я решил исследовать эту проблему.
Предмет исследования: травяные палы.
Проблема: степень опасности травяных палов для природы.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- проанализировать, имеющуюся научную литературу в свете
проблемы;
- провести социальный опрос среди учащихся по поводу их
отношения к травяным палам;
- провести исследование о степени проникновения этой проблемы в нашем районе;
- сделать выводы об уровне опасности травяных палов для природы
и об уровне экологической воспитанности учащихся 1б класса.
Гипотеза: Если мы научимся беречь природу, то сможем её сохранить для потомков.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Глава 1. Что такое травяные палы?
Вот что я узнал из научной литературы.
Травяной пал – это настоящее стихийное бедствие. И всему виной – опасная и неразумная традиция поджигать весной сухую траву на полях: «как хорошо, быстро убрали прошлогоднюю траву и удобрили почву золой». А это не так.
Сельскохозяйственные организации прибегают к выжиганию травы, как к самому дешёвому способу очистки сенокосов и пастбищ или утилизации отходов.
Не ведётся просветительская работа. Это приводит к распространению легенды о том, что выжигание способствует лучшему росту травы.
1.2 Чем вредны травяные палы:
Я обратился за разъяснением по этому вопросу в службу МЧС, лесхоз, в экологический отдел по Кожевниковскому району. Вот что мне рассказали. От травяных палов:
- возрастает площадь лесных пожаров
По данным Кожевниковского Лесхоза ежегодно по Кожевниковскому району выгорает 23 – 37 гектар леса.
- горят дома
Ежегодно с палами по нашему району сгорают дачи и дома, разрушается инфраструктура.
На фото сгоревший в пал столб, повисший на проводах (с.Чилино)
- уничтожаются лесные посадки и молодые леса
-Уничтожаются мелкие полевые животные (мыши, ежи, многие насекомые и т.д.).Значит, разрывается природная цепь питания.
Весной 2012 года природоохранной службой по Кожевниковскому району дачникам и руководителям сельскохозяйственных предприятий был задан вопрос, о том, что после травяных палов уничтожаются лесные посадки и молодые леса, а также уничтожаются мелкие полевые животные, на что был получен следующий ответ: «Печально, конечно, но как-нибудь переживём!»
1.3 Профилактические меры.
В качестве профилактических мер можно использовать:
- опахивание, если нет сильного ветра, то даже однократный
проход трактора с плугом достаточно хорошо ограничивает
пал;
- высадка плотных и устойчивых к огню лесополос, например –
лиственничных и смешанных из сосны деревьев, способных
остановить распространение травяного пала.
Что можно предпринять, когда уже горит?
Когда уже горит – рассуждать некогда, но действовать обдуманно бывает очень полезно:
а) тушить пал простой негорючей тряпкой (джинсовая ткань);
б) тушить пал нужно «с тыла»;
в) использовать специальные ранцевые огнетушители
Глава 2. Результаты исследования.
2.1 Анализ анкетирования.
Исследуя тему, я провёл социологический опрос.
Социологический опрос:
Учащимся 1 – го класса было предложено ответить на вопросы:
1). Опасны ли травяные палы?
2). Вредны ли травяные палы?
3). Нужно ли запрещать травяные палы?
Вот какие ответы я получил:
Таким образом, 65% учащихся понимают значение «травяной пал» и вред, который он наносит окружающей среде.
Вдохновлённый своей работой, я понял, что погубить дерево, кустарник или траву недолго, а вырастить их – дело многих лет, И по этому травяные палы нужно запретить, а если не получится запретить, то ввести строгое наказание за это «преступление», да, я считаю «травяной пал» - это преступление, которое совершает человек по отношению к природе!
Выводы.
Следовательно, можно сделать следующие выводы: 1)проблема палов огромна, потому что в 98 – 99 % случаев причиной травяных палов является человек, это и брошенная сигарета, и сознательный поджёг травы, а так же игры детей и подростков.
К сожалению, некоторые люди не понимают значения зелёных насаждений, дикорастущих растений, мелких животных или насекомых в жизни человека. Они забывают о том, что 2)«разрушать легче, чем строить».
Мы с ребятами решили принять посильное участие по предотвращению пожаров в лесу:
- дома своим родным, своим знакомым будем рассказывать о вреде палов,
-в школе вывесим на стенд плакат с призывом беречь лес от огня.
В Главную аттестационную комиссию
Департамента общего образования
Томской области
от Мазуровой Валентины Викторовны
учителя начальных классов Кожевниковской
средней общеобразовательной школы №1
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу аттестовать меня в 2013 году на высшую квалификационную категорию по должности (должностям)
учитель начальных классов.
В настоящее время (имею первую квалификационную категорию, срок ее действия до 5 марта 2014 года) либо (квалификационной категории не имею).
Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории[1]:
1. Владение современными образовательными технологиями и методиками. 2.Участие в проектно- исследовательской деятельности.
3. Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ.
4.Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся.
Считаю наиболее приемлемым прохождение аттестации в очной форме
Сообщаю о себе следующие сведения:
Окончила ТГПИ в 1978 году по специальности русский язык и литература, учитель средней школы.
Стаж педагогической работы (по специальности) 36 лет,
в данной должности 30 лет; в данном учреждении 11 лет.
Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание :
Почётная грамота Министерства образования РСФСР
Сведения о повышении квалификации 14.о1-31.01 2012г. ТОИПКРО «Подготовка учителя начальных классов к работе в условиях введения новых образовательных стандартов» 72ч.
26-27 апреля 2012г РЦРО «Внеурочная деятельность как ресурс проектирования метапредметных результатов образования»
Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии
С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлена.
"__" _____________ 20__ г. Подпись ___________
Социально – педагогический проект
«Семья и школа»
Тема: Семья и школа в развитии воспитательной системы.
Председатель родительского комитета: _____________ Семёнова В.М.
Утвержден: директор школы _____________ Костырева Л.А.
С. Кожевниково
2012-2013 уч. год
План реализации проекта.
1. Актуальность, цели и задачи проекта. 3-5
2. Цели проекта. 6
3. Задачи проекта. 6
4. Ожидаемые результаты. 7
5. Участники проекта. 8
6. Реализация проекта. 9-10
7. Обеспечение достоверности результатов проекта. 11
8. Предполагаемые конечные результаты, потенциал развития проекта, долгосрочный эффект. 12-13
9. Инновационный потенциал проекта. 14
10. Теоретико-методологическая основа проекта. 14
11. Информация о МБОУ КСОШ №1 с. Кожевниково 15
I. Актуальность, цели и задачи проекта.
Проект «Семья и школа» направлен на решение вопросов общественного участия в управлении образованием и привлечением к работе большего числа представителей родителей.
Актуальность разработки проекта состоит в следующем:
в классе, в котором я классный руководитель 25 учеников, из них 14 мальчиков и 11 девочек.
Социальный состав:
в полных - семьях воспитываются – 14
в неполных семьях – 11
опекаемых -2
Образовательный уровень родителей средний:
высшее образование имеют -
среднее специальное –
среднее образование –
Класс не обладает высоким интеллектуальным потенциалом, мотивированы на учёбу следующие ребята: Семёнов М.,
Качество образования учащихся также не очень высокое.
Основными причинами невысокого качества образования являются:
1. Ослабление контроля со стороны родителей.
2. Малазначимость для ребят общественного мнения: «учиться хорошо – это не только престижно, но значимо».
3. Слабое физическое состояние.
4. В классе есть ребята с хроническими заболеваниями, которые пропускают очень часто.
В классе существует актив – Совет класса. В составе: .
В классе есть лидеры, которые имеют хороший запас знаний, социальных навыков, способствующих изменять ситуацию под себя. К ним относятся: Зекеева Делона, Дигоев Алан, и Ибрагим. Но и есть аутсайдеры, которые выступают в роли добросовестных исполнителей: Кодзасова Дзера, Хасцаева Залина, Темирова Гуара.
В классе есть неформальные лидеры: Баскаев Олег, Бабочиев Сослан, Гуцунаев Инал. Остальная часть ребят составляют резервную группу, которая зависит от определенной ситуации и проявляет себя, либо в положительную, либо в отрицательную сторону.
Причинами пассивности ребят, являются:
1. Отсутствие стимула к образованию и активной общественной работе.
2. Неадекватная самооценка и оценка родителей.
3. Социальная дисгармония.
Цель воспитательной работы в классе:
воспитание в каждом ребенке, желания быть успешным в учебной деятельности и полезным в общественной жизни школы, класса;
развитие интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
физическое совершенствование;
духовный рост;
Такой набор направлений дает возможность выбора самореализации ребят в любом из них.
Проблемы успешной воспитательной работы:
1. Несформированность таких качеств как, уважительное отношение друг к другу.
2. Отсутствие целеустремленности, нежелание принимать участие во внеурочных мероприятиях, акциях разного рода.
3. Отсутствие ответственности за свои действия.
На классном родительском собрании, обсудив все проблемы воспитания, было принято решение создать совместный социально-педагогический проект с целью более активного привлечения семьи к воспитанию и обучению собственных детей.
1. Приобщение родителей к активному участию в развитии образования и общественному управлению в классе через цикл мероприятий в рамках социально-образовательного проекта «Семья и школа».
2. Формировать гражданское воспитывающее пространство.
3. Разработать модель воспитательной системы для более эффективного участия родителей в совместной со школой деятельности.
4. Готовить социально-зрелых и активных граждан, обладающих чувством собственного достоинства, уважающих представителей местного социума.
1. Создание совместного воспитывающего коллектива учителей, родителей и общественности.
2. Трансляция опыта работы через педагогов, родителей и средств массовой информации.
3. Разработка памятки родителям.
4. Единые требования к воспитанию и обучению в школе и в семье.
5. Распространение опыта работы среди педагогов – воспитателей «Как организовать совместную деятельность школы и семьи».
6. Организовать обучающие семинары для классных руководителей и родителей других классов.
7. Оформление альбома «Совместные мероприятия».
8. Удовлетворенность родителей воспитательно-образовательным процессом класса, школы.
9. Презентация итогов реализации проекта: стенды, альбомы, видеосюжеты.
№ п/п | Ф.И.О. | Основная должность | Образование | Основная специальность | Должность по проекту |
1 | Химилонова Раиса Исаевна | Классный руководитель | Высшее | Учитель истории и обществознания | Организатор |
2 | Дигоева Фатима Хасановна | Бухгалтер швейной фабрики | Высшее | Экономист - бухгалтер | Председатель родительского комитета |
3 | Цопанова Залина Муратовна | Главный педиатр района | Высшее | Педиатрия | Участник разработки проекта |
4 | Пинов Борис Дабусович | Председатель районного совета «Стыр ныхас» | Высшее | Экономист | Участник разработки проекта |
5 | Хосроева Аза | Сотрудник районной газеты «Ираф» | Высшее | Журналист | Транслятор деятельности участников проекта |
6 | Батырова Марина Михайловна | Психолог | Высшее | Психолог школы | Участник разработки проекта |
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Фиксированный результат |
1 | 1. Обсуждение на родительском собрании социально-педагогического проекта «Семья и школа». 2. Утверждение инициативной группы по реализации проекта. 3. Утверждение проекта администрацией школы. | Сентябрь | Химилонова Р.И | Протокол собрания с приложением проекта. |
2 | Заседание инициативной группы. 1. Проведение анкетирования среди учащихся. 2. Проведение анкетирования среди родителей. 3. Психолого-педагогический анализ результатов анкетирования. | Октябрь | Химилонова Р.И Батырова М.М. | Протокол заседания. Памятка родителям: «Единые требования семьи и школы в воспитании и образовании» |
3 | Ролевая игра «Как преодолеть конфликты». | Ноябрь | Химилонова Р.И | Сценарий ролевой игры |
4 | 1. Трансляция результатов обучения и воспитания за I полугодие учебного года. 2. Подготовка к совместному интеллектуальному мероприятию «Вместе дружная семья». | Декабрь | Химилонова Р.И Дигоева Ф.Х. | Письма в семьи. Благодарные письма на работу родителей |
5 | Проведение интеллектуального мероприятия «Вместе дружная семья». | Январь | Химилонова Р.И | Сценарий мероприятия. Описание эффекта |
6 | 1. «Кто здоровее, тот и сильнее» (беседа врача). 2. Спортивное мероприятие «Настоящие мужчины». | Февраль | Химилонова Р.И Цопанова З.М. Сайлаонов О.В. | Сценарий мероприятия. Описание эффекта |
7 | Конференция «Хранить традиции предков». Встреча с уважаемыми жителями местного социума. | Март | Химилонова Р.И Пинов Б.Д. | Материалы конференции |
8 | «Как нам живется вместе». 1. Анкетирование родителей. 2. Анкетирование детей. 3. Итоги и перспективы. Статья в газету «Ираф». | Апрель | Химилонова Р.И Батырова М.М. Хосроева А. | Материалы анализа анкетных данных |
9 | Презентация итогов реализации проекта: стенды, альбомы, видеосюжеты, описание опыта работы. | Май | Химилонова Р.И Дигоева Ф.Х. | Материалы презентации |
1. Совокупность исходных методологических и теоретических положений.
2. Длительный характер изучения педагогической практики и организации проектной деятельности.
3. Применение комплекса методов, адекватных объекту цели, задачи и логики исследования и подтверждающие основные выводы по результатам проекта.
4. Апробация авторской методики в процессе осуществления проекта.
5. Сопоставление полученных результатов с данными передового педагогического опыта, в соответствии с требованиями к процессу образования и воспитания.
6. Воспроизводимость полученных результатов в обычных условиях, доступность реализации.
№ п/п | Ожидаемые результаты | Потенциал развития проекта | Долгосрочный эффект |
1 | У учащихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе (прочтение книг, просмотр видеофильмов, совместные праздники и походы) | Возрастет желание к коммуникации между детьми, родителями и педагогами. | Не утратится связь поколений. Повысится уважение в семье. Возникнут новые семейные традиции. |
2 | Новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности класса, создание новых классных и семейных традиций. | Возрастет общественная активность учащихся. Деятельность Совета класса, управляющего совета станет более продуктивной и эффективной. Появятся новые праздники, коллективные творческие дела. | Учащиеся класса смогут прогнозировать и проектировать свое будущее. Благодаря активному участию в проекте, они без труда научатся наводить коммуникацию в разных социальных средах. |
3 | Родители осознают и будут нести ответственность за своих детей. | Уменьшится число неблагополучных семей. Возрастет сотрудничество семьи и школы. Родители будут приходить в школу не по приглашению, а по потребности. | Престиж семьи и школы возрастет. Институт семьи вернет свое исконное предназначение. |
4 | Повысится ответственность ребенка перед своими родителями, бабушкой и дедушкой, одноклассниками. | Благодаря новым семейным приоритетам, сформированным в ходе реализации проекта, учащиеся более ответственно будут относиться к своей семье, друзьям и всем взрослым. | Я воспитаю гражданина с активной жизненной позицией. |
1. Предоставление классным руководителям методических рекомендаций по организации различных видов педагогической деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели совместной работы школы и семьи.
2. Предоставление методических рекомендаций родителям по организации работы, направленной на повышение эффективности процесса социализации их детей.
3. Проведение педагогических семинаров научно-практических конференций для родителей и педагогов.
1. Н.А. Бердяев «Самооценка личности».
2. Ю.К. Бабанский «Оптимизация образования».
3. М.Н. Скаткин «Управление развитием образовательных систем».
4. Ш.А. Амонашвили «Идеи демократизации и гуманизации отечественной педагогики».
5. Л.И. Новикова, В.А. Караковский «Теории школьных воспитательных систем».
6. А.В. Мудрик, И.В. Бестужев - Лада, Г.М. Андреева «Теории социализации, социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка».
Название проекта | «Семья и школа» |
Название школы | МОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти |
Адрес школы | с. Чикола Ирафского района РСО-Алания ул. М. Баликоева, 75 |
Телефон | 8 (867 34) 3-28-60 |
Ф.И.О. контактного лица | Химилонова Раиса Исаевна |
Ф.И.О. директора школы | Тускаева Рита Самсадиновна |
Е-mail |
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1
Педагогический проект
Формирование исследовательских умений у младших школьников
Автор: Мазурова Валентина Викторовна
учитель начальных классов
2012 г.
Содержание:
1.Введение
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у младших школьников.
Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определить условия формирования исследовательских умений.
Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;
2. Теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков.
В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др.
Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:
1.Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы. Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
- возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
3. Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)
4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).
Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.
Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.
Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Формы работы:
3. Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (август- сентябрь 2009 года).
На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.
При этом дети осознают, что в школу идут для того, чтобы получать знания. Большая часть класса 40 % проводит своё свободное время за компьютером, 28 % у телевизора. Редко посещают библиотеку 45 % учащихся, 17 % учащихся не посещают её вовсе. Препятствий для учёбы у ребят нет, 10 % учащихся признались в собственной лени. Не все дети любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника (например: подбери загадки, приметы о зиме, подбери и выучи на заданную букву скороговорку и т.п.), потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию.
Проанализировав результаты данной работы, можно сделать вывод, что у многих детей не сформированы исследовательские умения.
2.Основной (октябрь 2009 года- май 2013 года).
На этом этапе осуществляется внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в течение 4-х лет.
1 КЛАСС
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка».
Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.
В своей работе я использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.
В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично- поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д.
2 КЛАСС
Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.
Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.).
Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.
На уроках предлагаются следующие задания:
- угадай, о чем спросили;
- вопросы домашних животных.
Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.
На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем селе не будет ни одной собаки? ».
Во 2 классе исследовательской работе отвожу 1 час в неделю.
Знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Осуществляются коллективные исследования по плану, помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д.
Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой.
3 КЛАСС
В третьем классе работа - исследование более расширена и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
В 3 классе исследовательской работе отводится также 1 час в неделю. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях - индивидуально, с помощью родителей.
Большое внимание уделяю развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы.
Продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Мной составлен план консультаций по подготовке к научно-практической конференции. В нашей школе стали традиционными научно-практические конференции , в которых участвуют и учащиеся начальных классов. Участие детей в этих конференциях является итогом их и моей работы учебно-исследовательской деятельности.
4 КЛАСС
В четвёртом классе планирую продолжить работу в данном направлении.
Полезно вводить во всех классах игровые моменты, решение нестандартных задач, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал.
В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:
- Что тебе интересно больше всего?
– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
– По каким предметам у тебя хорошие оценки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
– Чем и кем ты мог бы гордиться?
Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:
1.Актуализация проблемы.
(Найти проблему и определить направление будущего исследования).
2.Определение сферы исследования.
(Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования.
(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования, пускай порой даже фантастическую- в этом случае помогает методика «мозгового штурма».
4. Выработка гипотезы.
(Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
(Выбрать методы исследования).
Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.
Подумать самостоятельно;
Посмотреть книги о том, что исследуешь;
Спросить у других людей;
Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
Понаблюдать;
Провести эксперимент.
Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
(Зафиксировать полученные знания).
Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
(Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?
9. Подготовка отчёта.
( Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Подготовить текст сообщения.
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
Приготовиться к ответам на вопросы.
Возможные результаты исследовательской деятельности- представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.
10. Защита.
(Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).“От чего зависит успех”
Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.
« Дорогой друг!
Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!»
Памятка юному исследователю.
Моё исследование.
1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование?
2. Введение. Актуальность проблемы.В чём необходимость моей работы?
Что я узнал из литературы?
3. Цель. Что я хочу исследовать?
«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение …».
4. (Задачи).Для чего я хочу провести исследование?
«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»
«Задачи:
изучить литературу …
выявить …
установить …
выяснить…
рассмотреть …
определить …
5. Дата и место проведения моего исследования.
6. (Методика работы). Каким образом я проводил исследование?
Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.
7. (Описание работы).Мои результаты исследования.
Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
8. (Выводы).Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…(Ответы на поставленные задачи).
«Прочитав книги, мы многое узнали …
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: …
Наши результаты исследования и сведения совпадают. Наше предположение подтверждается.
9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?
10. Кого я хочу поблагодарить?
11. Использованная литература.
12. Приложения
3.Заключительный (май 2013 года).
На этом этапе планируется обобщить результаты, сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.
Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
4. Критерии ожидаемого результата
Результативность применения исследовательской технологии можно оценить с помощью следующих критериев:
5.Участники проекта- это учитель, обучающиеся , родители. Родители принимают самое активное участие при подготовке домашних исследований, проектов, конкурсов.На классных родительских собраниях подводятся итоги п роделанной исследовательской работе, на стенде класса размещается информация об участниках и победителях конкурсов.
6. Инновационный потенциал проекта.
Если мы изучим внимательнее планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.
К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:
- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;
- осуществлять действия по реализации плана;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
К числу познавательных:
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать необходимость нового знания;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.
- Коммуникативных:
- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции и взгляды;
- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.
Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги наблюдений на данном этапе.
отметили:
- заинтересованность такой организацией обучения – 100%
- работа над исследованием помогает лучше учиться – 72%
- учит дружить и помогать друг другу – 83 %
- позволяет показать, что ты умеешь делать – 65%
- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 55%
- проверить свои силы – 36%
- подружиться с ребятами из других классов – 33%.
2. В ходе систематического проведения интегрированных уроков, кружка «Я – исследователь», организации индивидуальных и групповых исследований повысились:
а) уровень качества знаний учащихся;
б) уровень сформированности мыслительной деятельности.
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Брать готовые знания 70 % 50% 35% 21%
Открывать знания самому 30% 50% 65% 74%
в) стали ярче проявляться познавательные интересы детей, их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках:
Категория: первая
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Томская область, с. Кожевниково, ул.Гагарина-9, тел. 83824422116
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Дата назначения на эту должность: 01.09 1982г
Стаж педагогической работы: 36лет
Стаж работы в занимаемой должности: 30 лет
Учебная нагрузка: 18 часов
Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет:
- ТОИПКРО. Декабрь 2009г. «Технология разработки и комплексной экспертизы тестовых материалов для мониторинга и оценки качества образования».72 часа, удостоверение №1942
-ТОИПКРО. Январь 2012г. «Подготовка учителя к работе в условиях введения новых образовательных стандартов» 72 часа, удостоверение № 2029.
-РЦРО. Апрель 2012г. « Внеурочная деятельность как ресурс проектирования метапредметных результатов образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования» 16 час. Сертификат.
Квалификационная категория и дата её присвоения: первая, 05.03. 2009г
Наиболее значимые награды, почётные грамоты:
Благодарность Отдела образования МКУ «Кожевниковский ресурсно- методический центр». За высокий уровень подготовки участника районной научно- исследовательской конференции школьников. 2013г.
- Грамота отдела образования администрации Кожевниковского района. За многолетнюю работу в сфере образования, высокий профессионализм, связи с 35-летием педагогической деятельности.2012
- Благодарность ОГУ «ЦСПН Кожевниковского района». За творческое участие в реализации проекта «Сопровождение опекунской семьи».2010г
- Благодарственное письмо отдела образования МУ «Кожевниковский ресурсно- методический центр». За высокий уровень подготовки участников районной предметной олимпиады обучающихся в начальной школе. 2011г
- Почётная грамота Министерства народного образования РСФСР.1989г
Самоанализ.
Я, Мазурова Валентина Викторовна, в 1978 году окончила Томский государственный педагогический институт по специальности учитель средней школы русского языка и литературы. Имею общий педагогический стаж 36 лет.
После окончания ТГПИ работала в Хмелёвской , Ерестнинской начальной школах. В МБОУ «Кожевниковской средней школе №1» работаю 11 лет.
Имею первую квалификационную категорию.
Награждена Почётной грамотой Министерства образования РСФСР.
Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах ТОИПКРО, в процессе самообразования.
Моя методическая проблема «Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения». Тема по самообразованию «Использование инновационных технологий для организации образовательного процесса».
Слежу за новинками методической литературы, являюсь подписчиком журнала «Начальная школа», использую в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия Использую опыт коллег по работе, посещаю открытые уроки и участвую в работе РМО, МО учителей начальных классов, семинарах
На протяжении всей педагогической деятельности нахожусь в постоянном поиске новых форм и методов обучения, изучаю и внедряю в учебный процесс опыт учителей новаторов. В современной школе , в век новых технологий учителю в процессе обучения и воспитания приходится осваивать современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии.
Приложение №2
Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности педагогического работника.
№п/п | Современные образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения технологий и методик в практической деятельности | Результат использования технологий и методик |
1 | Информационно- коммуникативные технологии | Расширить обучающие возможности урока, эффективно использовать учебное время, повысить мотивацию учащихся. | На уроках окружающего мира- презентации-лекции; На уроках литературного чтения-интерактивная модель; на уроках русского языка и математики -составление алгоритма работы над предложением или задачей . Я использую тесты: базовые, диагностические, тематические, учу детей создавать тексты с использованием рисунков компьютера. | Разработки уроков с презентациями, внеурочная деятельность повышают эффективность обучения, дают возможность организовать проектную деятельность |
2. | Здоровьесберегающие технологии | Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать знания по здоровому образу жизни. | 1. физкультурные паузы: -локальная гимнастика; -дыхательная гимнастика; -элементы самомассажа; 2.элементы игровой дея-ти. 3 мелкая моторика рук. | 1.Успешная адаптация . 2.Раскрытие творческий способностей |
3 | Технология разноуровнего обучения | Дифференцированный подход обучения | 1.индивидуальные занятия. 2. диагностика. 3.анализ собственных работ | Определяются возможности ребёнка. |
4 | Технология «Портфолио» | Увидеть картину значимых результатов ученика в целом. | Ведение работы по критериям в учебных тетрадях «Мой портфолио» | Созданы условия для самореализации личности, повышается мотивация учебной деятельности. |
5. | Технология накопительной системы | Поддержка каждого ученика | Получение баллов в течение нескольких дней, куда входят: самооценка, результаты учебных проектов, результаты разнообразных работ. | Ученик имеет возможность получить балл по предмету. |
Информационно- коммуникативные технологии на данный момент теоретически и практически освоены. Я выбрала тему по самообразованию « Внедрение инновационных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса».Работая над ней , я четко знаю особенности каждой технологии.
Происходит переоценка своей деятельности, своего потенциала. Стали появляться новые взгляды на творчество, новые задумки на будущее. Всё новое даёт возможность взглянуть по-новому на самые простые и обыденные вещи.
Развивающее обучение и сейчас применяю в своей работе. Особенно близки мне технология деятельностного метода и технология проблемно- диалогического обучения. Часто использую технологию игровых методов. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. На уроках провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук – пальчиковые игры. Использую другие виды деятельности., которые приносили бы детям радость, а мне надёжный результат.
Обновление содержания образования вплотную коснулось самых маленьких школьников. Много интересного происходит в начальной школе, предлагают различные УМК. Теоретически знакома со всеми учебно-методическими комплектами. Работала по программе Л.В.Занкова «Школа 21 века», «Школа 2100». В настоящее время работаю по программе «Школа России».
Учитель начальных классов является главным проводником в храм науки. В эти годы дети необычайно любознательны, непосредственны, быстро впитывают в себя новое, интересное. Вся моя работа строится с учётом личности ребёнка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет мне выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировать их применительно к каждому ребёнку.
Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций , чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз , чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением Главное , я считаю , умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. И мои ученики охотно учатся , умеют самостоятельно работать радостны, так как процесс обучения для них проходит на высоком уровне.
На уроках чтения работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение всех четырёх лет ведётся целенаправленная работа :
-над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и постигать главное;
- над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров;
- над обогащением нравственно- эстетического опыта ребёнка.
Детям нравятся уроки чтения. Интерес к чтению прививаю с первых уроков обучения грамоте. Разнообразные формы и методы , современные технологии приносят большой успех и хорошие результаты. Качество знаний моих учащихся по чтению в 1 классе -100%, В первом классе дети к концу декабря могут уже читать. В 2012-2013 учебном году ; класс) в конце 2-го полугодия качество знаний остаётся прежним-100%.
Интерес к чтению стараюсь поддерживать различными методами. К концу 3-ей четверти процент качества стараюсь увеличить.
Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических, пунтуационных навыков; работаем над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаемся к истокам слова, подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения с элементами сочинения – быть в роли автора. Вместе с ними анализируем работы, отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно- слуховые , графические, свободные диктанты. По этому предмету по итогам оценочных процедур во 2 классе(2009-1010учебный год) качество знаний оказалось73,3%,абсолютная успеваемость 88,8%. В 3 классе( 2010-2011 учебный год)качество знаний составляет 79,7%, абсолютная успеваемость89,7%. В 4 классе (2011-2013 учебный год) качество знания при абсолютной успеваемости 100% составляет 94,1%.
При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные. Поэтому возникла острая необходимость искать другой подход к преодолению проблем. Такой выход был мной найден. Это разработка тестов. Они составлены на разные темы в разных карточках. Карточки – тесты не только средство экономии времени, но и способ повышения интереса к предмету, познавательной активности, которые помогут повысить качество знаний учащихся.
В области математики уделяю значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных , во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. Много времени отвожу обучению решения текстовых задач. Стараюсь , чтобы каждый урок математики , проведённый мною, остался у них в памяти, понравился, был познавательным и ,конечно, занимателен. Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этого урок скучен, неинтересен ребятам. Этот предмет трудный, но дети его с нетерпением ждут. «Изюминка» моих уроков математики- устный счёт. Во время устного счёта дети настраиваются на ход урока. На урок «приходят» различные герои сказок со своими заданиями. Дети с большим интересом включаются в урок, и он проходит быстро , интересно и даёт хороший результат. На этом уроке на практике осуществляю дифференцированный подход в обучении. Учитывая возможности каждого ученика, составила по математике разноуровневые задания по определённым темам во всех классах . Помогает мне в этом использование компьютера при подготовке к каждому уроку математики. Хочу сказать, что все ребята любят работать самостоятельно, ведь предложенные задания соответствуют их возможностям. Каждый стремиться решить не только то задание, что предложено ему, но и попробовать свои силы при выполнении более сложного задания. Проводя такую работу, чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, классифицируют, группируют, благодаря предоставленной им свободе для самовыражения.Вся эта работа даёт хороший процент качества по предмету. Итоговая контрольная работа по математике в 2009-2010году 2 класс качество знаний-87,5%, абсолютная успеваемость- 93,7%. В 2010-2011году 3 класс качество знаний -87,5%, абсолютная успеваемость- 93,7%. В 2011-2012году 4 класс качество знаний -88,8%, абсолютная успеваемость-94,4%.
В 2012-2013году мои учащиеся обучаются в 5 классе. Можно отметить , что общая успеваемость детей при переходе из начальной ступени в среднее звено не изменилась , составляет 100% , качественная-80%.
Учебный курс «Окружающий мир» сложный , но интересный. На уроках окружающего мира проводим беседы , дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки, встречи с людьми разных профессий. Занятия проводим и на улице, и в помещении , и в музеи. Вся эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, лепкой, а дети всё это делают с большим удовольствием. Работа , начатая на уроке, продолжается в той или иной форме и дома. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это составление кроссвордов, сообщений , получение информации от взрослых, путём прочтения «умных» книг.
На всех уроках использую большой дидактический материал, который сама разрабатываю при помощи компьютера в виде презентаций, карточек, тестов, игр для активизации мыслительной деятельности. На уроках использую дифференцированные методы, вариативные задания, самоконтроль, взаимоконтроль. Также пробую индивидуальную , подгрупповую, коллективную деятельность на уроке. Стараюсь учить своих детей от простого к сложному.
Учу тому, без чего в жизни человеку не обойтись, умело вовлекаю детей в активный учебный процесс. Применяемые разнообразные методы обучения подчинены главной задаче - формированию самостоятельности, желанию учиться , добывать новые знания , поддерживанию высокой работоспособности.
Главная же цель моей работы- научить мыслить ребёнка. Поэтому работу на уроках стараюсь организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности учащегося, систематически работаю над развитием познавательного интереса.
Каждый учитель начальных классов, как известно ,является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках, и во время проведения различных внеклассных мероприятий. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Все дети принимают в них активное с большим удовольствием. Мои ребята посещают школу искусств, дом детского творчества , спортивную школу, кружки при районном Доме Культуры, выступают на концертах, конкурсах.
Много внимания уделяю работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу разные анкеты, тесты, обсуждаем разные ситуации. Вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия. Моими помощниками являются члены родительского комитета. Они организуют досуг детей в классе, ремонт, участвуют в других организационных вопросах. Одним словом, родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом, и делом.
Сейчас в моём классе 25 учеников. Они все разные и по возрасту, и по характеру, и по уровню развития. С первых дней пребывания в школе, выясняю уровень личной, нравственно- волевой и интеллектуальной готовности детей , работаю над сплочением класса, как коллектива. Стараюсь работать так, чтобы детям было интересно со мной.
Дальнейшая задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения буду больше уделять внимания дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.
Начальная школа «…развивает способности,
учит общению, умению учиться , основам личной гигиены,
эстетической , нравственной и физической культуре.
На этом этапе обеспечивается достижение необходимых навыков чтения,
письма и счёта, вырабатывается привычка к систематическому труду, закладываются первичные ценностные ориентации»
Г.Ягодина
Результативность учебных достижений обучающихся по годам обучения в межаттестационный (доаттестационный ) период. Приложение3
Виды контроля (внутренний контроль, итоговая аттестация, региональное тестирование | Учебные годы | классы | Всего учащихся | Сроки проведения | % участия учащихся | Справились без «2» % | В т.ч. на «4»и «5» % |
Итоговая контрольная работа по русскому языку | 2009-2010 | 2 | 17 | 21.05 | 100% | 88,8% | 73,3% |
Итоговая контрольная работа по русскому языку | 2010-2011 | 3 | 15 | 12.05 | 100% | 89,7% | 79,7% |
Итоговая контрольная работа по русскому языку | 2011-2012 | 4 | 15 | 17.05 | 100% | 100% | 94,1% |
Итоговая контрольная работа по математике | 2009-2010 | 2 | 17 | 20.05 | 89,4% | 93,7% | 87,5% |
Итоговая контрольная работа по математике | 2010-2011 | 3 | 15 | 18.05 | 100% | 93,7% | 87,5% |
Итоговая контрольная работа по математике | 2011-2012 | 4 | 15 | 18.05 | 100% | 94,4% | 88,8% |
Техника чтения(итоговая проверка) | 2009-2010 | 2 | 17 | 13.05 | 100% | 89,4% | 72,2% |
Техника чтения(итоговая проверка) | 2010-2011 | 3 | 15 | 17.05 | 100% | 100% | 77,7% |
Техника чтения(итоговая проверка) | 2011-2012 | 4 | 15 | 20.05 | 100% | 100% | 82,4% |
Областное тестирование по русскому языку | 2011-2012 | 4 | 15 | 11.04 | !00% | 100% | 100% |
Областное тестирование по математике | 2011-2012 | 4 | 15 | 14.04 | !00% | !00% | !00% |
При переходе моих обучающихся в 5 класс процент успеваемости не снизился .
По результатам итогов достижений учащихся видим динамику роста качества обученности за 3 учебных года по русскому языку (от 73,3% до 94,1%), по математике (от 87,5% до 88,8%), по чтению (от 72,2% до 82,4%).
Областное тестирование показало результат -100% качества по русскому языку и по математике.
Считаю, что росту успешности в обучении способствует целенаправленная работа по формированию прочных знаний и навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие познавательного интереса.
О позитивной динамике моих воспитанников говорит и тот факт, что при переходе в среднее звено ребята быстро проходят период адаптации и при этом не теряют качество обучения.
Сравнительная таблица итоговой аттестации по предметам 4класс-5класс
Класс | Кол-во | Русский % усп. | язык % кач. | Математика % усп. |
% кач. | Чтение %усп. | % кач. | Вывод |
4кл. | 15ч. | 100 | 80 | 100 | 80 | 100 | 95 | + |
5кл. | 15ч. | 100 | 83 | 100 | 80 | 100 | 95 | + |
Уровень достижений обучающихся во внеурочной деятельности по учебному предмету в межаттестационный (доаттестационный ) период. Приложение5
Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету (с указанием названия мероприятия) | Учебный год | Уровень меро приятия | Классы | Количество участников | Результат( участие, наличие победителей, призёров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего) |
Предметные олимпиады |
|
|
| ||
Олимпиада по русскому языку | 2010-2011 | районный | 3 | 1 | Попова Виктория Грамота-1место |
Олимпиада по окружающему миру | 2010-2011 | районный | 3 | 3 | Буторина Екатерина Грамота -3 место
|
Межпредметная олимпиада для школьников»Эрудиты» | 2012-2013 | всероссийский | 1 | 5 | Бычков Максим, Семёнов Михаил, Порфирьев Илья, Скоморохова Александра, Луговская Дарья- Дипломы ТГПУ. |
Конкурсы | |||||
Занимательная логика и информатика( 3 областной ученический конкурс) | 2009-2010 | региональный | 2 | 12 | 3 место-Ренёв Василий. Диплом.
3 место- Усманова Флюра. Диплом. сертификаты |
6 областной конкурс детской фотографии «Мы открываем мир» | 2011-2012 | региональный | 4 | 2 | 3 место- Ренёв Василий. Диплом Благодарность- Иванова Алёна |
Конкурс чтецов «Читаем Пушкина о Пушкине» | 2010-2011 | школьный | 3 | 3 | 2 место Усманова Флюра.Грамота |
Конкурс рисунков «Пушкиниана» | 2010-2011 | школьный | 3 | 9 | 3 место Иванова Алёна. Грамота |
Конкурс- игра «Кит» | 2010-2011 | всероссийский | 3 | 3 | Школьный- 1место:Штоп Алина 3 место:Казакова Ангелина. Сертификаты |
«Старт» | 2010-2011 | всероссийский | 3 | 4 | Сертификаты |
«Золотое руно | 2010-2011 | всероссийский | 3 | 2 | Школьный: 2 место:Усманова Флюра .Сертификаты |
«Человек и природа» | 2010-2011 | всероссийский | 3 | 4 | Школьный: 3 место: Попова Виктория. Сертификаты |
«Русский медвежонок 2010» | 2010-2011 | всероссийский | 3 | 6 | Сертификаты |
«Инфознайка 2011» | 2011-2012 | всероссийский | 4 | 2 | Нормально. Сертификаты |
Соревнования | |||||
2011-2012 | Региональный | 4 | 1 | 1 место: Диплом | |
2012-2013 | школьный | 1 | 18 | 1место: Семёнов Михаил. Памятный приз | |
|
| ||||
Конференции | |||||
РоБоШкола 2012 зимняя | 2012-2013 | районный | 1 | 1 | 2 место: Семёнов Михаил. Диплом |
Выставки | |||||
«Украшаем ёлку» Поделки |
Наличие победителей в предметных олимпиадах районного уровня, конкурсах школьного, регионального уровней, соревнованиях школьного и регионального уровня, научно-исследовательских конференциях районного уровня мотивирует меня на дальнейшую внеурочную творческую работу с моими учениками.
Уровень творческих достижений педагога в межаттестационный (доаттестационный )период. Приложение 7
Форма представления опыта работы(доклад, публикация, творческий отчёт, мастер –класс) | Уровень (муниципальный, региональный) с указанием названия мероприятия | Тема представленного опыта работы | Дата представления опыта работы |
Предоставление опыта работы | Всероссийский уровень. Наличие своего сайта: http://nsportal.ru/mazurova | -Учебно- методический материал. «Секреты запоминания таблицы умножения и символов на уроках математики и окружающего мира» - исследовательская работа «Своеобразие иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина» -Пояснительная записка к курсу «Мой портфолио» | 2012 |
Публикация | Всероссийский уровень. Всероссийский интернет педсовет | Учебно- методический материал. «Рекомендации к работе над литературным произведением» | 2012 |
Публикация | Региональный уровень. ТГПУ | Урок литературного чтения. Урок- исследование. | 2012 |
Публикация | Региональный уровень. ТОИПКРО | Урок литературного чтения. 8 региональный фестиваль Медиауроков с компьютером 2012года.Тема: « Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку «Морской Царь и Василиса Премудрая» | 2012 |
Публикация | Муниципальный уровень МКУ РМЦ | Элективный курс «Мой портфолио» | 2013 |
Предоставление опыта | Муниципальный уровень. Районная конференция | Презентация курса «Мой портфолио» | 2012 |
Открытое занятие | Муниципальный уровень. Семинар директоров | Урок литературного чтения, Тема: « Е.И.Чарушин.Теремок» | 2013 |
Выступление | Муниципальный уровень. Семинар директоров. | Виды УУД. Использование на уроке. | 2013 |
Результативность участия в профессиональных (творческих) конкурсах.
Приложение 8
Название профессионального (творческого конкурса) | Учебный год | Уровень | Результат |
Всероссийский дистанционный фестиваль «Творческий урок» | 2012 | Всероссийский | Диплом |
Всероссийская Педагогическая видеоконференция «Инновационно- педагогическая деятельность учителя» | 2012 | Всероссийский | Диплом |
Фестиваль медиауроков | 2012 | Областной уровень | Диплом 1 степени |
Межпредметная олимпиада»Эрудиты» | 2012 | Всероссийский | Диплом |
Повышение квалификации, профессиональная подготовка.
1.РМЦ, ТОИПКРО. Семинар «Преподавание предмета информатика и ИКТ в начальной школе по УМК Матвеевой Н.В.в рамках нового образовательного стандарта» с участием соавтора Панкратовой Л.П.(г.Москва, изд, БИНОМ) ноябрь 2010г.
2.ТОИПКРО Курсы по теме «Подготовка учителя начальных классов к работе в условиях введения новых образовательных стандартов» январь 2012г.
3.РЦРО Курсы по теме «Внеурочная деятельность как ресурс проектирования метапредметных результатов образования в условиях ФГОС начального общего образования» апрель 2012г.
Программа инновационной деятельности .
1. Инновационная карта педагога. Отчёт по инновационной(опытно- экспериментальной) деятельности. Приложение 11
Тема инновации: Создание ситуации успеха через информационные и коммуникационные технологии в учебно- воспитательном процессе младшего школьника.
2. Применение инновационных технологий:
1) проблемно- диалогическая технология;
2) технология опережающего получения знаний;
3) технология дифференцированного обучения;
4) интегрированная образовательная технология;
5) технология развивающего обучения;
6) проектная технология;
7) здоровьесберегающие технология;
8) информационно- коммуникационные технологии;
9) исследовательские технологии.
3 План опытно-эксперементальной работы на год.
№П/П | ТЕМАТИКА РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ | ВРЕМЯ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ |
1. | Составление КТП и программ курсов по выбору. | Сентябрь |
2. | Выполнение общих образовательных программ и курсов по выбору. | В течение года |
3. | Подготовка к аттестации, открытым урокам, конкурсам. | октябрь |
4 | Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, математике, окружающему миру. | Октябрь- март |
5. | Подготовка к научно-исследовательской конференции. | Январь- март |
6. | Участие обучающихся в школьной олимпиаде по русскому языку, математике, окружающему языку. | Февраль |
7. | Участие в районной научно-практической конференции | Март |
8 | Посещение уроков коллег в школе, районе. | В течение года |
9. | Заполнение диагностической карты учителя. | В течение года |
10. | Работа над темой по самообразованию «Работа над орфографическими ошибками младших школьников» | Ноябрь-март |
11. | Участие во Всероссийских конкурсах- играх «Старт», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП» | В течение года |
12 | Формирование персонифицированного учёта достижений учеников-«Портфолио». | В течение года |
4. Результативность опытно – экспериментальной (инновационной) деятельности в межаттестационный (доаптационный) период Приложение 9
Тема инновационной (опытно- экспериментальной) деятельности | Цель | Степень участия (Участник творческой группы, автор) | Срок реализации | Результат | Форма представления результата , уровень представления ( с указанием названия мероприятия) |
«Создание ситуации успеха через информационные и коммуникационные технологии в учебно- воспитательном процессе младшего школьника | Теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха через ИКТ на успешное обучение младших школьников | Учитель начальных классов Мазурова Валентина Викторовна | 2010-2015 | На уроках и во внеклассной работе использую электронные приложенияк образовательной программе: начальная школаКирилла и Мефодия «Окружающий мир»,»Математика». «Обучение грамоте». Использую из ресурсов Интернет презентации по различным темам всех предметов. Создаю личные презентации, тесты, | Мероприятия с использованием ИКТ размещены на личном сайте и других сайтах. Разработка уроков и размещение на других сайтах |
5. Разработка и реализация педагогических проектов в межаттетационный (доаттестационный ) период. Приложение 10
Тема проекта | Цель создания проекта | Степень участия (участник творческой группы ,автор проекта) | Срок реализации | Результат | Форма представления результата, уровень представления(с указанием названия мероприятия) |
1 Программа образовательного учреждения , внедряющая инновационные образовательные технологии в начальной школе. | 1 создание в образовательном учреждении условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. 2. Достижение планируемых результатов (достижение выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. | Участник творческой группы | 2011/2012 – 2015-2016г | грант | Региональный конкурс инновационных образовательных программ, внедряющих инновационные образовательные технологии в начальной школе. |
С переходом на ФГОС программа 2.«Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы» | - создание условий для достижений учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. - создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время . - Создание воспитывающей среды , обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время , развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформирова нной гражданской ответственностью и правовым самосознанием подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях | Участник творческой группы | 2011/2012-2015/2016 учебные годы | Проводятся элективные курсы «Мой портфолио», «Логика». кружки: танцевальный(ДДТ, РЦК и Д) | -Проведение бесед по охране здоровья(«как научиться жить дружно», «Здоровый образ жизни», «Путешествие по стране «Здоровье». - Применение на уроках игровых моментов , физминуток, динамических пауз -Участие в школьных спортивных соревнованиях.(Ко дню защитника Отечества),Соревнования между классами. - Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся . -Участие в конкурсах детского творчества эстетического цикла на уровне школы , района. |
3 «Сопровождение опекунских, приёмных и других замещающих семей» («ЦСПН Кожевниковского района и Департамент по вопросам семьи и детей Томской области) | Оказание социальной помощи семье с приёмными и опекаемыми детьми | Участник творческой группы. | 2010 -2011учебный год | Грант. Благодарность ОГБУ | Проведены сетевые встречи, проведены дополнительные занятия для ребёнка целевой группы. |
6 В 2013 году ученик моего класса на научно- исследовательской конференции представил проект «Травяные палы». За проведённое исследование мы получили благодарность от начальника пожарной части №6 по Кожевниковскому району Бабушкина Д.В. (См. приложение)
7.Участие в экспертных комиссиях, жюри конкурсов муниципального уровня.
В 2010 году участвовала в жюри районных ученических олимпиад.
В 2012 году участвовала в жюри районной научно- практической конференции.
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Образовательная программа к курсу
«Мой портфолио»
Учитель: Мазурова В.В.
2012-2013 уч. год
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Образовательная программа к курсу
« Логика»
Учитель: Мазурова В.В.
2012-2013 уч. год
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Портфо
7.Литература
1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2
2. Каравей Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследования. //
3. Начальное образование . 2005 г -№ 6
4. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г - № 1
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
М.: Издательский дом «Фёдоров», 2006 г.
6. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100». М.: Издательский дом «Баласс», 2009 г.
7. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М.: Просвещение, 2010 г.
8. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе.
М.: Просвещение, 2007 г.
9. Интернет – ресурсы
«Учительская газета» http://www.ug.ru
Газета Первое сентября http://www.ps.1september.ru
Газета Начальная школа http://www.nsc. 1september ru
Есть в осени первоначальной...
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Смекалка против Змея-Горыныча
Домик зимней ночью