Проблема: в наше время существует много мнений на тему пищевых добавок: одни считают, что они всегда опасны, другие равнодушны, третьи поддерживают их использование.
Актуальность: в наше время пищевые добавки широко применяются в промышленности.
Объект исследования: химические вещества в продуктах питания.
Предмет исследования: пищевые добавки в хлебобулочных, молочных, колбасных изделиях.
Цели:
Задачи:
1. Составить список пищевых добавок, обнаруженных в продуктах питания при обходе продовольственного магазина, и их характеристик на основе данных из интернета.
2. Провести анкетирование 9 – 11 классов ГБОУ СОШ № 422.
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_proektu.doc | 26.5 КБ |
proekt.doc | 62.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 65.5 КБ |
prilozhenie_2.docx | 11.29 КБ |
prilozhenie_3.doc | 283.5 КБ |
prezentatsiya_proekt.ppt | 389 КБ |
Пояснительная записка к проекту
«Пищевые добавки и их влияние на организм человека»,
Выполненного Снетковым Дмитрием, учеником 9 М класса
ГБОУ СОШ « 422 Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга.
Смысл проекта в том, чтобы полностью описать наиболее «популярные» пищевые добавки, систематизировав всю полученную информацию о них, не принимая во внимание голословные обвинения некоторых источников в адрес производителей пищевой продукции, а также узнать и проанализировать мнение старшеклассников на эту тему.
Цели представленной работы:
Задачи, поставленные при выполнении проектной работы:
1. Составить список пищевых добавок, обнаруженных в продуктах питания при обходе продовольственного магазина, и их характеристик на основе данных из интернета.
2. Провести анкетирование 9 – 11 классов ГБОУ СОШ № 422 и проанализировать его результаты.
Ход работы состоит из 4 этапов:
1. Изучение составов продуктов питания востребованных категорий и составление списка пищевых добавок.
2. Сбор информации о пищевых добавках и её систематизация.
3. Проведение анкетирования среди старшеклассников ГБОУ СОШ №422.
4.Анализ результатов анкетирования.
При выполнении работы были использованы следующие источники:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Пищевые добавки и их влияние на организм человека
Исследовательский, информационный проект
Ученика 9 «М» класса
Снеткова Дмитрия Андреевича
Руководитель проекта:
Учитель (химия) Яковлева Надежда Валентиновна
Санкт-Петербург
2018 г.
Содержание 1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….. 1.1. ПРОБЛЕМА ……………………………………………………… 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ……………………………………………….. 2. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ 2.1. ПРЕДМЕТ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК …………………………… 2.2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК …………………..... 2.3. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, СОДЕРЖАЩИЩИЕСЯ В ВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………………….. 2.5. ДИСКУССИИ О ПИЩЕВЫХ ДОБАВКАХ…………………… 2.6. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 422 ………………………………….. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………. ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1. Пищевые добавки Приложение 2. Анкета, предложенная участникам опроса Приложение 3. Результаты анкетирования учащихся 9-11 классов ГБОУ СОШ №422 | 2 2 2 3 4 5 6 6 7 7 8 14 15 |
1.ВВЕДЕНИЕ
Цели:
Задачи:
1. Составить список пищевых добавок, обнаруженных в продуктах питания при обходе продовольственного магазина, и их характеристик на основе данных из интернета.
2. Провести анкетирование 9 – 11 классов ГБОУ СОШ № 422.
Проблема: в наше время существует много мнений на тему пищевых добавок: одни считают, что они всегда опасны, другие равнодушны, третьи поддерживают их использование.
Актуальность: в наше время пищевые добавки широко применяются в промышленности.
Объект исследования: химические вещества в продуктах питания.
Предмет исследования: пищевые добавки в хлебобулочных, молочных, колбасных изделиях.
2.ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Пищевые добавки — вещества, добавляемые в технологических целях в пищевые продукты в процессе производства, упаковки, транспортировки или хранения для придания им желаемых свойств.
Существуют такие типы пищевых добавок: красители, консерванты, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса и запаха, вещества против слёживания и комкования, улучшатели выпечки.
Пищевые красители — группа природных или синтетических красителей, пригодных для окрашивания пищевых продуктов.
Натуральные красители обычно выделяют из природных источников в виде смеси различных по своей химической природе соединений, состав которой зависит от источника и технологии получения, в связи с чем обеспечить его постоянство часто бывает трудно. Натуральные красители, как правило, не обладают токсичностью, но для некоторых из них установлены допустимые суточные дозы. Некоторые натуральные пищевые красители или их смеси и композиции обладают биологической активностью, повышают пищевую ценность окрашиваемого продукта. Сырьем для получения натуральных пищевых красителей являются различные части дикорастущих и культурных растений, отходы их переработки. Кроме этого, некоторые из них получают химическим или микробиологическим синтезом. Природные красители, в том числе и модифицированные, чувствительны к действию кислорода воздуха кислот и щелочей, температуры, могут подвергаться микробиологической порче.
В настоящее время большинство используемых красителей синтетическое.
Консерванты — вещества, угнетающие рост микроорганизмов в продукте. При этом, как правило, предупреждают продукт от появления неприятного вкуса и запаха, плесневения и образования токсинов микробного происхождения.
Эмульгаторы — вещества, обеспечивающие создание эмульсий из несмешивающихся жидкостей. Эмульгаторы определяют консистенцию пищевого продукта, его пластические свойства, вязкость.
Антиоксиданты — вещества, которые ингибируют окисление. Они используются в качестве пищевых добавок с целью уменьшения порчи продуктов питания из-за воздействия кислорода и солнечного света.
Пищевые стабилизаторы – это особая группа добавок, применяемых в разных отраслях пищевой промышленности, главным назначением которых является формирование и сохранение консистенции, текстур, форм и потребительских качеств продуктов молочного, мясоперерабатывающего, хлебопекарного и кондитерского производств.
Усилители вкуса и запаха – это вещества, внесение которых в продукты питания восстанавливает их натуральные вкусоароматические качества, утраченные при производстве или обработке.
Вещества против слёживания и комкования – вещества, которые вводят в готовые порошкообразные или кристаллические продукты для предотвращения слеживания, комкования или агломерации их частиц.
Улучшители муки и теста – вещества, улучшающие физические свойства теста.
В разных странах пищевые добавки могут обозначаться по-разному:
В Европе каждой добавке присваивается индивидуальный номер, перед ним пишут символ ‘E’:
на 1 начинаются коды красителей
на 2 — консервантов;
на 3; 300—322 — антиоксидантов,
333—399 — антиоксидантов и стабилизаторов;
на 4 — эмульгаторов и стабилизаторов;
на 5 — веществ против слёживания и комкования;
на 6 — усилителей вкуса и запаха;
7 и 8 не используются (кроме антибиотиков 710—713);
на 9 начинаются коды глазирователей, размягчителей и прочих улучшателей выпечки;
В Америке используются полные названия;
В России возможны оба варианта.
Я изучил состав продуктов, которые чаще всего употребляет население. По моим наблюдениям, чаще всего люди употребляют колбасные изделия (сосиски), хлебобулочные изделия (хлеб), кисломолочные продукты. Именно в этих изделиях мы чаще всего встречаем такие «опасные ешки». В результате обхода продовольственного магазина мною были обнаружены такие наиболее часто встречающиеся пищевые добавки в продуктах питания, как:
Официальный источник говорит, что эти добавки неопасны при соблюдении норм их употребления. Подробная характеристика всех добавок в Приложении 1.Однако, согласно исследованиям Центра независимой экологической экспертизы «КЕДР» целый ряд пищевых добавок при постоянном употреблении, в зависимости от индивидуального влияния, представляет серьезную угрозу для здоровья. Из вышеупомянутых добавок к ним относятся Е450ii (расстройство желудка), Е160а (вредна для кожи), Е 250 (артериальное давление).
В наше время СМИ ведут настоящую информационную войну с производителями, применяющими пищевые добавки при производстве продуктов питания, обвиняя их в том, что такая пища вызывает многие серьёзные заболевания. Впрочем, эти нарекания не всегда имеют под собой основание. Изучив литературу, я убедился, что опасными являются только немногие добавки (причём при постоянном употреблении), потому что каждое новое вещество проходит многоступенчатую проверку перед тем, как его разрешат к употреблению. Однако случаи болезней всё равно встречаются. Это можно объяснить индивидуальной непереносимостью к ненатуральным веществам и аллергией.
Основным плюсом пищевых добавок является то, что они значительно удешевляют стоимость продуктов и их производство.
Таким образом, в отношении пищевых добавок люди разделились на 3 группы: производители(положительное отношение), СМИ и неравнодушные граждане(преимущественно отрицательное отношение), равнодушные люди.
В моей школе было проведено анкетирование 9-11 классов с целью узнать их отношение к пищевым добавкам и поведение при выборе продуктов питания. Опрос проводился только среди этих учащихся, так как именно в этом возрасте люди начинают действовать самостоятельно и размышлять о правильности своих поступков.
Общие результаты опроса таковы: При выборе продуктов питания в первую очередь на состав внимание обращают менее половины опрошенных(45%), однако большинство интересуются им(78%). Также большинство относится к пищевым добавкам нейтрально, но настороженно к некоторым из них. Наиболее известными пищевыми добавками для старшеклассников являются глутамат натрия(74%) и нитрит натрия(82%).
Более полные результаты опроса в приложении 3.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив проблему пищевых добавок, я пришёл к выводу, что эти вещества бывают опасны, в основном, только при употреблении в больших дозах или при индивидуальной непереносимости или аллергии. Результаты опроса показывают, что школьников интересует состав продуктов, которые они покупают, однако меньше половины придают ему решающее значение. Больше всего людей относятся к добавкам нейтрально и узнают о них из СМИ.
Biofile.ru;
Tann.ru;
Wikipedia.com.
Приложение 1. Пищевые добавки
Наиболее часто встречающиеся пищевые добавки в хлебных изделиях
Добавка | Состав | Получение | Назначение | Влияние на организм (по Санпину) |
Е 482 | Лактилаты кальция | Взаимодействие карбоксильной группы стеариновой кислоты с гидроксильной группой пищевой молочной кислоты с последующей нейтрализацией гидроксидом натрия или кальция свободных карбоксильных групп в молекулах синтезированных эфиров | Придание готовой продукции определенный уровень вязкости, а также улучшение вкусовых и потребительских параметры продуктов питания. | Опасности отсутствуют, но рекомендовано ограниченное употребление |
Е 315 | Аскорбиновая кислота | Микробиологический синтез | Антиокислительное действие, витаминное действие(5%) | Опасности отсутствуют |
Е 920 | Натриевые и калиевые соли L-цистеина и его гидрохлоридов | Восстановлением соответствующих солей цистеина | Изменение реологических свойств теста из пшеничной муки с излишне крепкой или короткорвущейся клейковиной Увеличение объёмного выхода хлеба, улучшение качества мякиша | Опасности отсутствуют |
Е 412 | Гуаровая камедь | Из семян гуара механическим путём выделяют эндосперм, который составляет 35-42% от массы семян, и размалывают. Примеси: остатки кожицы и ростков. | Сохранение свежести х./б изделий | Опасности отсутствуют |
Е 263 | Ацетат кальция | Взаимодействием карбоната или гидроксида кальция с уксусной кислотой | Защита хлеба от так называемой «картофельной болезни» – порчи, возбудителями которой являются бактерии вида Bacillus mesentericus. | Опасности отсутствуют |
Пищевые добавки в колбасных изделиях:
Добавка | Состав | Получение | Назначение | Влияние на организм |
E 100 | C21H2006 | экстракция из корней куркумы (вида Curcuma longa и других видов Curcuma) разрешёнными для этого растворителями (ацетон, диоксид углерода, метанол, этанол). Можно получать куркумин синтетически, например, взаимодействием ацетоуксусного эфира с карбоксиметоксиферулоилхлоридом. | краситель | Опасности отсутствуют |
Е 450ii (дигидропирофосфат натрия); Na3HP2O7 (моногидро-пирофосфат натрия). | Na3HP2O7, Na2H2P2O7 | Дегидратацией гидроортофосфатов натрия, наногидрат гидропирофосфата — подкислением р-ра пирофосфата натрия соляной кислотой. | Фосфаты способствуют набуханию мышечных белков, влагоудержанию при варке, увеличению сочности и выхода фаршевых изделий. Они обеспечивают стойкость жировых эмульсий, что предотвращает образование бульонно-жировых отёков при варке колбас, тормозят окислительные процессы в жире. При введении фосфатов структура фарша улучшается. Пирофосфаты применяются также в производстве плавленых сыров в качестве солей-плавителей | Опасности отсутствуют |
Е 471 | Глицериды насыщенных жирных кислот | Переэтерификацией жиров в присутствии свободного глицерина | В мясных и молочных продуктах моноглицериды могут предотвратить или замедлить отделение жирового слоя. обеспечивание: более стабильное тесто (устойчивое к механическому воздействию и температуре); лучшее газоудерживание (усиление клейковины); мелкие поры, равномерное порообразование, упругость теста; больший удельный объём хлеба; продление свежести; экономию жиров в сдобных изделиях. | Опасности отсутствуют |
Е 250 | Нитрит натрия | Поглощением оксидов азота щелочными р-рами с последующим разделением нитрата и нитрита натрия. | Использование нитрита в чистом виде в некоторых странах на пищевых предприятиях вообще не допускается. Нитрит натрия может применяться в пищевой промышленности в чистом виде или в форме нитритной посолочной смеси, т.е. разбавленным поваренной солью в соотношении от 1:200 до 1:250 В производстве мясопродуктов нитрит усиливает бактерицидное действие, оказываемое солью, кислотами и нагреванием («эффект Периго»), и защищает содержащийся в мясе жир от окислительной порчи. Кроме того, нитрит выделяет окись азота, вступающую в реакцию с нестабильным красящим веществом крови миоглобином с образованием свето-, кислородо- и термостойкого нитрозомиоглобина. В результате происходит стабилизация красной окраски мясопродуктов. Наряду с этим нитрит участвует в создании аромата продукта при солении. | Опасности отсутствуют, однако при температуре выше 120″С образуются также (несколько миллиграммов на 1 тонну) канцерогенные нитроза-мины. Поэтому применение нитритной посолочной смеси для жареной колбасы не разрешено, также не рекомендуется жарить соления. |
Е 621 | C5H8NaNO4 • H2O. | Микробиологический синтез | При добавлении глутамата натрия в пищевые продукты усиливаются их природные вкусовые свойства, ослабленные в процессе переработки и хранения, маскируются отдельные отрицательные составляющие вкуса и запаха. Обычно используется для усиления вкуса и аромата в производстве сухих супов, бульонов, продуктов быстрого приготовления, чипсов, крекеров, соусов, майонезов, кетчупов, мясопродуктов, консервированных море- и рыбопродуктов в количестве от 0,1 до 0,5%. | Опасности отсутствуют. Всасывается и метаболизируется как обычная нуклеиновая кислота. Описан так называемый «синдром китайских ресторанов», проявляющийся в слабости, сердцебиении, потере чувствительности в области затылка и спины, связанный с употреблением в качестве приправы больших количеств глутамата натрия. |
Е 407 | Каррагинан | Раствор, полученный кипячением свежих водорослей с разбавленной щёлочью, фильтруют, осветляют и либо осаждают из него каррагинан солями кальция или спиртом, либо обогащают до «очищенного» каррагинана вымораживанием, осмосом или ультрафильтрацией. | Причиной широкого применения каррагинана является его способность загущать практически любые пищевые продукты, образуя прозрачный плавящийся гель. Качество этого геля можно существенно менять с помощью других полисахаридов, в особенности камеди рожкового дерева. | Опасности отсутствуют Расщеплённые каррагинаны (мол. м. ниже 1000) способствуют (подобно декстран-сульфонатам) образованию нарывов. |
Е 516 | Сульфат кальция | Сплавление хлорида кальция с сульфатом калия. | Улучшитель муки и хлеба, комплексообразователь. В виноделии для подкисления сусла, для предотвращения размягчения консервированных томатов, целых или порезанных на кубики или ломтики. Является также питанием для дрожжей. Иногда применяется в производстве творога для ускорения и облегчения формирования плотного, хор. отделяющего сыворотку сгустка. В пивоварении используется для регулирования кислотности затора. | Опасности отсутствуют |
Е 322 | Сложный эфир глицерина, двух молекул жирных и одной молекулы фосфорной кислоты, которая в свою очередь этерифицирова-на. | Побочный продукт очистки жиров, особенно соевого, подсолнечного или рапсового масел. Отбеливание ведут так, чтобы не образовывалось перекисных или гидроксильных соединений. | образует комплексы с тяжёлыми металлами, усиливая действие антиоксидантов (0,1-0,5%); —стабилизирует капли жира в эмульсиях, содержащих яичный белок, окружая их защитным слоем (0,2-1%); — при замесе теста усиливает действие пшеничного глютена и укрепляет таким образом клейковину, что приводит к получению более пластичного теста, лучшему пропеканию и замедлению черствения (0,3-0,8% от веса муки); — оказывает влияние на кристаллическую структуру и свойства текучести частично расплавленных жиров. При коншировании (вальцевании) шоколадных масс незначительные количества лецитина снижают их вязкость, но при большей добавке лецитина она резко возрастает (0,2-0,4%); — регулирует смачиваемость порошков и гранулятов, ускоряя их растворение, например сухого молока, сухих напитков и какао-порошка (0,2-1%). Низкая термостойкость (покоричневение) и склонность к гидратации (образование мути) ограничивают возможности применения немодифицированного лецитина. | Опасности отсутствуют. Лецитин в организме человека полностью расщепляется и усваивается. Это важная составная часть клеточных мембран, а также клеточный транспорт жиров, холестерина и фосфатированных соединений. Фосфатидилинозиты и фосфатидилхолины играют роль витаминов. Эти витамины организм человека не всегда синтезирует в нужном количестве. |
Пищевые добавки, используемые при производстве кисломолочных продуктов.
Добавка | Состав | Получение | Назначение | Влияние на организм |
Пальмовое масло | Лауриновая, миристиновая, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая жирные кислоты. | Плоды пальмы сначала измельчают, а потом, нагревая, заставляют пальмовое масло расплавиться и отделиться от мякоти. | приготовления специальных жиров, таких как заменители молочного жира, эквиваленты масла какао[32], начиночные жиры, жиры для глазури, шортенинги и пр. | Клиническими исследованиями подтверждено, что молочные смеси, содержащие пальмовое масло, уменьшают усвоение кальция. Сырое пальмовое масло является рекордсменом по содержанию витаминов А и Е. При рафинировании их большинство утрачивается. |
Е 471(см. выше) | ||||
Е 160а | С40H56 | Химический синтез | Применяется как краситель, придающий жёлто-оранжевый пигмент. | Опасности отсутствуют. У курильщиков каротин увеличивает вероятность возникновения рака лёгких. Имеет иммуностимулирующее действие |
Крахмал | (С6Н10О5)n | В промышленном масштабе крахмал получают в основном из картофеля и кукурузы. | Загуститель | Является углеводом, следовательно, имеет энергетическую функцию. |
Е 536 | К4[Fe(CN)6] К3[Fe(CN)6] | Химический синтез | Предотвращение комкования и слёживания. | Опасности отсутствуют. Само вещество малотоксичное, но при взаимодействии с водой может выделяться цианистый водород, но его количество не представляет опасности для здоровья человека. |
Приложение 2.
Анкета для учащихся 9 – 11 классов.
1. На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе продуктов питания?
А. на состав, Б. на внешний вид, В. на цену.
2. Интересует ли вас состав продуктов, которые вы покупаете?
А. да, Б. нет.
3. Как вы относитесь к пищевым добавкам?
А: положительно; Б: отрицательно, В: нейтрально.
4. Есть ли такие пищевые добавки, нахождение в продуктах питания которых вас настораживает?
А: да; Б: нет.
5. Выберите из перечня пищевых добавок те, что знакомы вам:
А: глутамат натрия;
Б: соевый лецитин;
В: каррагинан;
Г: нитрит натрия;
Д: пирофосфат натрия;
Е: Глицериды насыщенных жирных кислот.
Приложение 3.
Результаты анкетирования учащихся 9-11 классов ГБОУ СОШ №422
Всего было опрошено 93 человека из 9 – 11 классов: 39 из 9-х, 28 из 10-х, 26 из 11-х.
Результаты исследования для 9-х классов (39 человек):
Вопрос 1: На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе продуктов питания?
А. на состав, Б. на внешний вид, В. на цену.
49% опрошенных обращают внимание на состав продуктов, 43,5 % - на внешний вид, 46% - на цену. При этом два или более вариантов ответа выбрали 13 человек (33,3%).
Вопрос 2: Интересует ли вас состав продуктов, которые вы покупаете?
А да, Б нет.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 3: Как вы относитесь к пищевым добавкам?
А: положительно; Б: отрицательно, В: нейтрально.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 4: Есть ли такие пищевые добавки, нахождение в продуктах питания которых вас настораживает?
А: да; Б: нет.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 5: Выберите из перечня пищевых добавок те, что знакомы вам:
А: глутамат натрия; Б: соевый лецитин; В: каррагинан;
Г: нитрит натрия; Д: пирофосфат натрия; Е: Глицериды насыщенных жирных кислот.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вывод: При выборе продуктов питания в первую очередь на состав внимание обращают менее половины опрошенных, однако большинство интересуются им. Также большинство относится к пищевым добавкам нейтрально, но настороженно к некоторым из них. Наиболее известными пищевыми добавками для девятиклассников являются глутамат натрия и нитрит натрия. Причина такого явления – большое количество различной информации в СМИ.
Результаты исследования для 10-х классов (28 человек):
Вопрос 1: На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе продуктов питания?
А на состав, Б на внешний вид, фВ на цену.
32 % опрошенных обращают внимание на состав продуктов, 46 % - на внешний вид, 57 % - на цену продуктов. При этом два или более вариантов ответа выбрали 9 человек (32 %).
Вопрос 2: Интересует ли вас состав продуктов, которые вы покупаете?
А. да, Б. нет.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 3: Как вы относитесь к пищевым добавкам?
А: положительно; Б: отрицательно, В: нейтрально.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 4: Есть ли такие пищевые добавки, нахождение в продуктах питания которых вас настораживает?
А: да; Б: нет.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 5: Выберите из перечня пищевых добавок те, что знакомы вам:
А: глутамат натрия; Б: соевый лецитин; В: каррагинан;
Г: нитрит натрия; Д: пирофосфат натрия; Е: Глицериды насыщенных жирных кислот.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вывод: При выборе продуктов питания в первую очередь на состав внимание обращают менее трети опрошенных, однако большинство интересуются им (меньше, чем в 9-ом классе). Также большинство относится к пищевым добавкам нейтрально (никто – отрицательно), но настороженно к некоторым из них. Наиболее известными пищевыми добавками для десятиклассников являются глутамат натрия и нитрит натрия. Причина такого явления – большое количество различной информации в СМИ.
Результаты исследования для 11-х классов (26 чел.):
Вопрос 1: На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе продуктов питания?
А. на состав, Б. на внешний вид, В. на цену.
54 % опрошенных обращают внимание на состав продуктов, 35 % - на внешний вид, 61,5 % - на цену. При этом два или более вариантов ответа выбрали 10 человек (38 %).
Вопрос 2: Интересует ли вас состав продуктов, которые вы покупаете?
А да, Б нет.
Вопрос 3: Как вы относитесь к пищевым добавкам?
А: положительно; Б: отрицательно, В: нейтрально.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 4: Есть ли такие пищевые добавки, нахождение в продуктах питания которых вас настораживает?
А: да; Б: нет.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вопрос 5: Выберите из перечня пищевых добавок те, что знакомы вам:
А: глутамат натрия; Б: соевый лецитин; В: каррагинан;
Г: нитрит натрия; Д: пирофосфат натрия; Е: Глицериды насыщенных жирных кислот.
Распределение ответов опрошенных представлено на диаграмме:
Вывод: При выборе продуктов питания в первую очередь на состав внимание обращают более половины опрошенных. Также большинство интересуются им. Также Большинство относится к пищевым добавкам нейтрально, но настороженно к некоторым из них. Наиболее известными пищевыми добавками для одиннадцатиклассников являются глутамат натрия и нитрит натрия, а также глицериды насыщенных жирных кислот. Причина такого явления – большое количество различной информации в СМИ, а кроме того, скопленный жизненный опыт.
Сравнивая ответы по классам, я обратил внимание, что чем старше учащиеся, тем большее внимание они обращают на состав продукта. Это говорит о том, что к выбору продукта они относятся продуманно и уже заботятся в большей степени о своем здоровье. Все учащиеся наслышаны о нитрите калия, который в больших количествах очень вреден для здоровья, и на глутамат натрия. Возможно, надо во время классных часов или на уроках технологии (химии, биологии) рассказывать ученикам школы о пользе или вреде пищевых добавок.
Слайд 1
Пищевые добавки и их влияние на организм человека Исследовательский, информационный проект Ученика 9 «М» класса Снеткова Дмитрия Андреевича Руководитель проекта: Учитель(химия) Яковлева Надежда Валентиновна Санкт-Петербург 2018 год. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт-ПетербургаСлайд 2
Содержание 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОСТЬ…………………………………………………………………… 3 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ………………………………………………………………………………….. 4 2. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ 2.1.ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ……………………………………………… 6 2.2.ЭТАП 1………………………………………………………………………………………………… 7 2.3.ЭТАП 2……………………………………………………………………………………………….. 8 2.4.ЭТАП 3……………………………………………………………………………………………….. 10 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................................................... 15 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………..16
Слайд 3
Введение
Слайд 4
Проблематика и актуальность Проблема: в наше время существует много мнений на тему пищевых добавок: одни считают, что они всегда опасны, другие равнодушны, третьи поддерживают их использование. Актуальность: в наше время пищевые добавки широко применяются в промышленности. Объект исследования: химические вещества в продуктах питания. Предмет исследования: пищевые добавки в хлебобулочных, молочных, колбасных изделиях.
Слайд 5
Цели и задачи Цели: Выяснить, какие пищевые добавки содержатся в продуктах питания таких категорий как: хлебобулочные изделия, колбасные изделия, молочная продукция, узнать их свойства, степень опасности для человека. Узнать и проанализировать мнение учащихся 9 – 11 классов ГБОУ СОШ № 422 о пищевых добавках и их влиянии на организм человека. Задачи: 1. Составить список пищевых добавок, обнаруженных в продуктах питания при обходе продовольственного магазина, и их характеристик на основе данных из интернета. 2. Провести анкетирование 9 – 11 классов ГБОУ СОШ № 422 . 3. На основе результатов анкетирования составить примерную характеристику поведения старшеклассников при выборе продуктов питания.
Слайд 6
Ход работы Этапы выполнения проекта 1. Изучение составов продуктов питания востребованных категорий и составление списка пищевых добавок. 2.Сбор информации о пищевых добавках и её систематизация. 3.Проведение анкетирования среди старшеклассников ГБОУ СОШ №422. 4.Анализ результатов анкетирования.
Слайд 7
Этап 1
Слайд 8
Этап 2: анкетирование Вопросы для анкетирования старшеклассников: 1. На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе продуктов питания? А. на состав, Б. на внешний вид, В. на цену. 2. Интересует ли вас состав продуктов, которые вы покупаете? А. да, Б. нет. 3. Как вы относитесь к пищевым добавкам? А: положительно; Б: отрицательно, В: нейтрально. 4. Есть ли такие пищевые добавки, нахождение в продуктах питания которых вас настораживает? А: да; Б: нет. 5. Выберите из перечня пищевых добавок те, что знакомы вам: А: глутамат натрия; Б: соевый лецитин; В: каррагинан; Г: нитрит натрия; Д: пирофосфат натрия; Е: Глицериды насыщенных жирных кислот.
Слайд 9
Этап 3: результаты анкетирования
Слайд 10
Вопрос 1 9 класс 11 класс 10 класс
Слайд 11
Вопрос 2 9 класс 10 класс 11 класс
Слайд 12
Вопрос 3 9 класс 10 класс 11 класс
Слайд 13
Вопрос 4 9 класс 10 класс 11 класс
Слайд 14
Вопрос 5 9 класс 11 класс 10 класс
Слайд 15
Заключение Изучив проблему пищевых добавок, я пришёл к выводу, что эти вещества бывают опасны, в основном, только при употреблении в больших дозах или при индивидуальной непереносимости или аллергии. Результаты опроса показывают, что школьников интересует состав продуктов, которые они покупают, однако меньше половины придают ему решающее значение. Больше всего людей относятся к добавкам нейтрально и узнают о них из СМИ.
Слайд 16
Список использованных источников http://www.tann.ru wikipedia.org http://biofile.ru
Что такое музыка?
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Философские стихи Кристины Россетти
Нечаянная победа. Айзек Азимов