Сказка «Аболон полведерский» и другие
В сказке рассказывается о том, как девочка не может понять значение выпавших из портфеля слов. По ассоциациям она хотела их пристроить в математику, русский язык, географию, словарь иностранных слов. Не получилось. Остался учебник литературы. Но ведь там точно нет таких слов! Заглянув в дневник, вспомнила, что к уроку литературы нужно прочитать сказ Н. С. Лескова «Левша».
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_abolon_polvederskiy_i_drugie.doc | 28 КБ |
Сказка «Аболон полведерский» и другие
***
Однажды из портфеля Вики, ученицы 6 – го класса, выпали слова. Разложила их Вика на столе. «Аболон полведерский», «преламут», «дансе»…
-Из учебников, наверное, выпали, - подумала она.
Попробовала Вика пристроить слова по своим местам.
-Аболон, - рассуждает вслух девочка, - не знаю такого слова, а вот полведерский - что-то знакомое. Полведерский. Полведра. Полметра. Полминуты. Так это из математики! Вчера в условии задачки что-то с «половинкой» попадалось.
Попыталась Вика положить листочек со словом «полведерский» в учебник математики, но не получилось. Раздулся учебник, как мыльный пузырь, не хочет впускать слово.
- Значит, не из математики, - проговорила Вика. – Как же я сразу не догадалась, что слово это из учебника «Русский язык». Полведерский, полновесный, полноправный. Имя прилагательное.
Открыла Вика учебник русского языка, положила туда слово, да только выпрыгнуло оно оттуда.
Посмотрела девочка на другие слова и обрадовалась:
- Канделабрия, Твердиземное море - географические названия. И учебник географии как раз под рукой.
А учебник географии выгнулся всеми параллелями и меридианами и не хочет впустить потерявшиеся слова.
Заглянула Вика в энциклопедический словарь – нет таких географических названий.
Не удалось и «буфту», и «буреметр», и «Динаминде» пристроить в учебник географии.
Расстроилась девочка. Но тут вдруг увидела листочки с удивительными названиями блюд: «курица с рысью», «студинг».
- Да это же из маминой книги «Кулинарные рецепты», - подумала девочка. – Сейчас я вас положу на место.
Но «Кулинарные рецепты» плотно захлопнулись, скривились так, что у девочки отпало всё желание положить туда эти слова.
Попыталась Вика и в учебник немецкого языка некоторые слова отправить: «преламут», «пубель» «валдахин».
Заворчал учебник:
- Перламутр есть, пудель есть, балдахин есть. Таких нет.
Остался учебник литературы. Вике вдруг показалось, что он как-то хитро улыбнулся. Открыла его Вика, и все слова друг за другом поспешили на странички ещё не прочитанных произведений.
- Что-то я таких слов там не видела,- произнесла девочка.- Надо посмотреть в дневнике, что задано на дом.
А домашнее задание было таким: «Прочитать рассказ Н. С. Лескова «Левша».
Вика с интересом открыла книгу.
«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться …».
Наступил вечер, а девочка всё читала. А знакомые слова, казалось, светили ей фонариками.
- Так вот вы все откуда, - сказала Вика, - из рассказа «Левша». Да, трудно неграмотному человеку выговорить эти слова. Вот они и получились такими неправильными. Оказывается, «Аболон полведерский» - это Аполлон Бельведерский. И стоит он в главном зале «под валдахином». Под балдахином! Это древнегреческая статуя находится в музее под нарядным навесом. А «тугамент» - это документ, мелкоскоп – микроскоп, керамиды – пирамиды…
Складывая учебники в школьный портфель, девочка произнесла:
- Всё, «домашка» выполнена, можно пойти погулять.
- «Домашка»,- передразнил портфель.
- Ты что?- удивилась она.
- Зачем слова искажаешь? Слушать невозможно: «днюха», «училка», - ворчал строгий портфель. Ты ведь сама сейчас столько времени потратила, чтобы понять значение неправильно произнесённых слов. Так ведь их исказил неграмотный человек и то с такой «человечкиной душою». А вы: «предки», «телек», «фотик»…
- Хватит, хватит, - прикрикнула Вика на свой портфель.
И он замолчал.
На следующий день Вика пригласила подруг в гости:
- Даша, Соня, - приходите ко мне в воскресенье на День рождения.
Девочки, конечно, ожидали услышать привычное «на днюху». Но, видимо, почувствовав что-то ласковое и доброе в словах «день рождения», улыбнулись.
Портфель Вики, освещенный лучиками солнца, сиял от удовольствия.
***
Летяева В.
Эта весёлая планета
Как я избавился от обидчивости
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
У меня в портфеле
Комментарии
Виктория, спасибо тебе
Виктория, спасибо тебе большое за удивительную сказку! Прочитала на одном дыхании! Настоящее произведение получилось, очень поучительное! Обязательно сохраню и буду всем своим ребятам, не смотря на то, что они ещё дошкольники, рассказывать. Ведь это так важно - любить язык, на котором говоришь и говорить так, чтобы даже книгам не было за тебя стыдно!!! Виктория, обязательно продолжай заниматься, очень нужным для нас всех, творчеством, а мы с не терпением будем ждать новых работ!!! Успехов!!!
Спасибо за сказку. Не
Спасибо за сказку. Не перестаю удивляться тврческому таланту наших детей. Я часто использую в качестве дополнительного материала на уроках русского языка не столько отрывки из классических произведений, сколько сочинения самих учащихся. Во-первых, даю понять своим школьникам, что не боги горшки обжигают. Во-вторых, подчёркиваю, что в детях таится огромный творческий потенциал и его нужно раскрывать. И, в-третьих, что пусть и не сразу Москва строилась, но кто-то это должен делать. И могут это сделать наши дети, потому что в них - огромный пласт таланта, энтузиазма и желания творить ( в хорошем смысле словва). Это произведение я обязательно буду читать на своих уроках и анализировать. Ещё раз огромное спасибо!