Сочинение «История жизни великокняжеской семьи Дмитрия Донского и Евдокии Московской».
Выполнил работу ученик 7 класса
МОУ Алейниковская СОШ Андрющенко Дмитрий
Встану в храме с краю у придела,
взглядом в плиты стертые упрусь…
Что мне в жизни надо?
– Лишь бы пела да молилась Богу наша Русь!
Связь времен – единственная сила,
что роднит с Историей меня…
Лишь бы Вера в сердце не остыла
и душе хватало бы огня!
Купол храма неподкупно синий
наполняет жар паникадил…
Лишь бы лик княгини Ефросинии
Над Москвой, как Солнце, восходил!
Г.Павленко
Семья во все времена считалась оплотом государства. Именно в семье вырастают настоящие патриоты своей Родины. Именно в семье человек учится любить, уважать и заботиться друг о друге. Союз мужчины и женщины создаётся. Самим Богом, который придаёт их обоюдному выбору Божье благословение. Семья в православном понимании представляет собой домашнюю церковь, в которой закладывается воспитание подрастающего поколения, основа восприятия им мира. То, что дети получат в семье, они пронесут сквозь всю свою жизнь. Православная Семья – представляет собой целый организм, в котором одно поколение передаёт ценности другому.
В наше время существует множество факторов, которые легко могут разрушить православную семью, уничтожить в человеке веру в Бога. И духовные ценности человека становятся все менее важными в нашем мире. Говоря об этом нельзя не вспомнить семью, которая сыграла ключевую роль в становлении Русского государства и является нравственным примером для всех поколений. Речь пойдет о великом князе Дмитрии Донском и его супруге, великой княгине Евдокии.
Имя княгини Евдокии Московской почти забыто. Хотя ее супруга — великого князя Дмитрия Донского — помнят все. В 1353 году в семье суздальского князя Дмитрия Константиновича родилась девочка, которую назвали Евдокией. Изящная и хрупкая, княжеская дочь прославилась своей красотой и тихим нравом. В семье научили ее воспринимать великокняжеское достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и тяжкое служение - Богу, Отечеству, народу, не жалеть своего сердца ни для кого. Всей своей жизнью Великая княгиня докажет, как усвоила она заветы отца.
Родители Евдокии — суздальский князь Дмитрий Константинович и его жена Анна — постарались воспитать дочь в соответствии с правилами благочестия XIV века. Согласно летописям, родители Евдокии отличались любовью к Богу, благочестием, а также любовью к просвещению Детство княжна провела в Суздале, являвшемся вторым по значимости после Владимира культурным и религиозным центром Руси. На глазах у неё возводились Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри. В библиотеке своего отца она читала Гомера , Платона , Аристотеля, Галена , Гиппократа . Всю свою жизнь она занималась целительством и милосердием. Своего будущего мужа - молодого московского княжича Димитрия она увидела из окна своего дома, когда тот приехал к ее отцу решать вопрос, кто будет князем Владимирским. Дмитрий Иванович был внуком Ивана Калиты. Евдокия вышла замуж по любви и пронесла эту любовь через всю жизнь. После свадьбы молодой муж Дмитрий привез ее на пепелище - деревянный Кремль сгорел в очередном пожаре. Но уже шло новое строительство - и теперь из известняка. Так решил Дмитрий: новый Кремль будет белокаменным
18 января 1366 года она стала супругой Великого князя Димитрия Иоанновича, позднее прозванного Донским, и 22 года провела с ним в счастливом браке, которому «земля Русская была рада». Летописец говорит, что бракосочетание князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских». 16-летний Дмитрий Иванович венчался с Евдокией в Коломне, таинство брака совершил митрополит Алексий. Свадьба получилась громкая, шумная, как издревле было принято на Руси. Как писал Карамзин, "сию свадьбу праздновали со всеми пышными обрядами тогдашнего времени в Коломне". Брак был заключен в трудное время. «Наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве “моровая язва” (чума), народ умирал тысячами, по московским улицам слышен был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась ещё одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
И вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот». Юные князь и княгиня помогали пострадавшим не только из казны, но и из собственных средств. Москвичи обращались к ней как к матери, заступнице во всех бедах и несчастьях. Княгиня на свои деньги возводила погорельцам дома, много жертвовала больным и нищим, вместе с мужем строила белокаменную Москву. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 8 сыновей и 4 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак.
В период с 1367 по 1368 гг. в центре города поднялись мощные белокаменные стены и башни, отвечавшие всем требованиям того времени. Кремль стал первой каменной крепостью на северо - востоке Руси. Едва восстановилась Москва, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд Гедиминович вторгся в Московское княжество и начал осаду Кремля, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. Московская земля была опустошена, однако, милостью Божией, Кремль не сдали.
Княгиня Евдокия помогала своему супругу непрестанной молитвой о нём и о родной земле. «Не прошло и пяти лет супружества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димит- рий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
В 1378 г. Дмитрий разбивает монголов на реке Воже. Воодушевлённый успехом, князь стремится объединить силы русских княжеств в борьбе с ордынским ханом Мамаем. И в этом Евдокия поддерживала мужа, помогала ему собирать союзников для решительной схватки с Ордой, посылала письма отцу, брату, родственникам, убеждая не склонять головы перед врагом. Своими горячими молитвами и делами любви и милосердия княгиня помогала своему супругу в борьбе за освобождение Руси от монголо-татарского ига. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года князь Димитрий, возглавивший войска русских княжеств, одержал на Куликовом поле решающую победу.
8 сентября 1380 г. Дмитрий Иванович, командуя соединённым войском 20 княжеств, наносит поражение золотоордынскому хану Мамаю на Куликовом поле. Это стало концом мифа о непобедимости монголов и началом возрождения русского национального духа. Как известно, за эту победу Дмитрий получил прозвание Донской. Евдокия в сопровождении двух малолетних сыновей — Василия и Юрия — встречает мужа 1 октября в Москве у Фроловских (ныне — Спасских) ворот. Москвичи чествовали победителей, оплакивали погибших, а во дворце был устроен праздничный пир с русским размахом. В память победы на Куликовом поле святая Евдокия построила в Кремле храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитри Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Он был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разорённое Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. Умирая, он завещал детям беспрекословно слушаться мать. По свидетельству современников день кончины князя был днём печали и слёз для многих русских людей. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля».
До самой старости Евдокия сохранила одухотворённую красоту. Многие мужчины сватались к прекрасной вдове, однако она всем отказывала – в её сердце было место только для одного мужчины, и им стал Дмитрий. Она пережила Дмитрия на 18 лет. С 1389 года, после кончины своего супруга, она фактически стояла во главе Московского княжества. Евдокия так много сделала для украшения Москвы, для ее культурного расцвета, строя храмы и монастыри, приглашая лучших мастеров и художников (в том числе Андрея Рублева). Прославилась и как благотворительница и целительница, очевидно, благодаря её отзывчивости и помощи были осуществлены многие общероссийские проекты. Её заслуженно называли покровительницей всех обездоленных, погорельцев, вдов и сирот Евдокия была очень богатой женщиной, была женщиной власти, но её любили, потому что она была милостива и заботлива, как мать. И это замечательный пример для современности: как себя вести богатым и имеющим власть, чтобы их любили.."
Каждый день святая Евдокия начинала с молитвы. В течение дня её можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Молилась она и ночью. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри и творила милостыню бедным. «Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — она устроила новый женский монастырь в честь Вознесения Господня. Место для обители она выбрала у Флоровских ворот. Отсюда княжна провожала и здесь встречала своего мужа, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом месте бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По её желанию был написан образ Архангела Михаила и помещён в кремлёвском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
«Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне и обещала исцелить его от слепоты. Великая княгиня опустила на слепца рукав своей одежды. Тот с благоговением и верою отёр этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! угодницу Божию
Постриг был совершён 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения Господня. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии, что в переводе означает «радость».
«Через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни, оплаканная семьёй, боярами, всеми русскими людьми, видящими в ней любящую мать. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма. Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства.
Святых Димитрия и Евдокию Московских нередко изображают на иконах и в древнерусских рукописях с царскими коронами, хотя они не имели царского титула. Но это глубоко символично: ведь они не только стояли у истоков Русского государства и положили его основание, но и всю жизнь восстанавливали дарованное Богом достоинство человека, достигли святости и приняли от Бога венец нетления. Жизнь Евдокии Московской соединила в себе подвиг гражданского служения своему народу и праведность в семейной жизни. В миниатюрах Лицевого свода её изображают с царской короной на голове как знак духовной власти и мудрости. Вспоминая заслуги её мужа Дмитрия Донского и сына Василия I, не следует забывать, что рядом с ними всегда была верная жена и заботливая мать. Жизненный путь Евдокии-Евфросинии — это образ любви и самопожертвования на все времена. Православные всегда почитали её как заступницу и покровительницу жён и матерей
Великий князь Дмитрий и княгиня Евдокия прожив вместе в любви и согласии 22 года всегда являлись и являются и в наше время примером праведной и счастливой семейной жизни, образцом подражания для людей.
И как подтверждение этому 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 1 июня.
Снег своими руками
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Яблоко
Рисуем "Осенний дождь"
Домик зимней ночью