Это занятие посвящено жанру свободного трёхстишия. Сегодня мы попробуем почувствовать главные свойства поэзии не как читатели, а как авторы.
Поговорим о том что такое вдохновение и как оно может появиться у нас?
Узнаем как писали хокку японские поэты, какой смысл вкладывали в свои стихи.
Послушаем свободные трёхстишия юных начинающих авторов.
Незадания к девятому занятию:
1. У тебя будет, как на соревнованиях по лёгкой атлетике, три попытки – непременно успешных! В каждой из попыток ты ответишь на три вопроса, которые помогут тебе ощутить, как может строиться трёхстишие. Ответ на первый вопрос – это первая строка, на второй – вторая, на третий – ну, сам догадайся! Постарайся, чтобы твои ответы-строки были не очень длинными, складно звучали и певуче переходили друг в друга.
Итак, первая попытка.
Вопрос для первой строки:
- Что ты увидел? Постарайся, отвечая, не использовать слово «увидел». Можно сказать не «я увидел странное дерево», а просто «странное дерево».
Вопрос для второй строки:
- На что было похоже то, что ты увидел? Постарайся обойтись без слова «похоже». Можно сказать «как», «словно», «будто», а можно попробовать обойтись и без этих слов.
И вопрос для третьей строки:
- Что ты почувствовал или о чём подумал, увидев это? Сами слова «почувствовал» и «подумал» тоже не обязательно использовать.
Вторая попытка.
Первая строка:
- Что случилось? Слово «случилось» тебе не нужно.
Вопрос для второй строки:
- Что при этом вспомнилось? Без слова «вспомнилось» тоже можно обойтись. Можно сказать, например, «когда-то», или «раньше», или «в детстве». Или ещё как-нибудь.
Третья строка:
- Что общего в том, что случилось и что вспомнилось?
Это было второе трёхстишие.
Теперь третья попытка.
Спрошу для первой строки:
- Что происходит? Заметь, что здесь вопрос задан в настоящем времени. Это не значит, что он относится прямо к тому моменту, когда я тебя спрашиваю. Понятно, что ты смотришь наше занятие или текст незадания. Настоящее время – лишь способ выражения, а речь может идти о том, что было давно или недавно, но не сейчас. Как будто ты снова погружаешься в то время, о котором говоришь.
Вот для второй строки вопрос:
- Что при этом чувствуешь? Конечно, и без слова «чувствую» можно обойтись.
Третий вопрос:
- Что ты в это время заметил? На что упал взгляд? Наверное, это как-то связано с твоим настроением, с отношением к происходящему, но об этом не обязательно говорить прямо. Поищи какую-то картинку, которая это выразит.
Да, между прочим. Если тебе захочется придумать название для какого-то из своих трёхстиший – придумай. А если не захочется, поставь три звёздочки вместо названия. Так обычно принято.
2. Снова афоризмы-определения, но я задам их меньше, а поработать придётся больше.
Как так? А вот так.
Всего три слова задам: ЦЫПЛЁНОК, ЭХО, ЯГОДА.
Зато предлагаю тебе самому придумать ещё три слова, которые интереснее всего определить, по-твоему. И – определить их!
Свои варианты ответов на незадания ты можешь писать в комментариях к этому занятию.
Пчёлы и муха
Крутильный маятник своими руками
Снег своими руками
Лиса-охотница
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного