Моя будущая профессия связана с грузовыми перевозками. Мной были выбраны нефть и нефтепродукты как наиболее ценные народно – хозяйственные грузы, прослежена взаимосвязь их физических и химических свойств с особенностями перевозки, сохранения, мерами безопасности, действиями по ликвидации аварийных ситуаций, выбором средств пожаротушения. С помощью химических реакций и расчетов показаны коррозионные свойства нефти, экологическая опасность при горении, значение нефти как сырья для химической промышленности. Подобные исследования помогут сознательно относиться к профессиональным обязанностям и требованиям по технике безопасности, а это в конечном итоге будет способствовать безаварийной и бесперебойной работе железнодорожного транспорта.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_neft_i_nefteprodukty.doc | 225 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Исследовательская работа
НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ КАК ГРУЗЫ, ПЕРЕВОЗИМЫЕ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Чекрыгин Кирилл
группа 35 (профессия «Машинист локомотива»)
Научный руководитель:
преподаватель химии
Макарова Е.А.
Саратов
2016
1.Общие сведения о нефти и нефтепродуктах.
2. Нефть и нефтепродукты, как опасные грузы.
3. Особенности перевозки , налива и слива нефти и нефтепродуктов.
4. Указания по действиям в аварийных ситуациях из аварийных карточек.
6. Экологическая опасность нефти при горении.
Список используемой литературы:
Введение
Железнодорожный транспорт – основной вид транспорта нашей страны. Это многоотраслевое хозяйство, которое располагает различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются железнодорожные пути, подвижной состав (локомотивы и вагоны), локомотивное и вагонное хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи, электро- и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы. Для его создания использованы сведения из различных областей знаний.
Важную роль здесь играет химия. Она создает многочисленные вещества и материалы для железно – дорожного транспорта – это металлы и сплавы, полимеры, красители, различные виды топлива, смазочные масла и т. д., организация грузовых перевозок, разработка правил по технике безопасности основаны на знаниях химических свойств веществ, кроме того, химические вещества сами являются грузами, перевозимыми по железной дороге.
Моя будущая профессия связана с грузовыми перевозками. Мной были выбраны нефть и нефтепродукты как наиболее ценные народно – хозяйственные грузы, прослежена взаимосвязь их физических и химических свойств с особенностями перевозки, сохранения, мерами безопасности, действиями по ликвидации аварийных ситуаций, выбором средств пожаротушения. С помощью химических реакций и расчетов показаны коррозионные свойства нефти, экологическая опасность при горении, значение нефти как сырья для химической промышленности. Подобные исследования помогут сознательно относиться к профессиональным обязанностям и требованиям по технике безопасности, а это в конечном итоге будет способствовать безаварийной и бесперебойной работе железнодорожного транспорта.
1.Общие сведения о нефти и нефтепродуктах.
Нефть – маслянистая горючая жидкость обычно темного цвета со своеобразным запахом, немного легче воды, в воде не растворяется.
Нефть содержит парафины (преимущественно нормального строения), циклопарафины (нафтены) и ароматические углеводороды. Помимо этого органические вещества, в состав которых входит кислород, азот, сера и другие элементы, имеются высокомолекулярные соединения в виде смол и асфальтовых веществ. В нефть входят более ста различных соединений.
Так как нефть – смесь углеводородов различной молекулярной массы, имеющих разные температуры кипения, то перегонкой ее разделяют на отдельные фракции (дистилляты), из которых получают бензин, содержащий углеводороды С5-С11, кипящие в интервале от 40 до 200о С , лигроин, содержащий углеводороды С8 – С14 с температурой кипения от 150 до 250о С, керосин, включающий углеводороды С12 – С18 с температурой кипения от 180 до 300оС, и далее – газойль. Это так называемые светлые нефтепродукты.
После отгонки из нефти светлых нефтепродуктов остается вязкая черная жидкость – мазут, который содержит углеводороды с числом атомов углерода от 18 до 50.
Экологическую опасность вызывают возгорания нефти и разливы. На поверхности воды или почвы нефть образует нерастворимую пленку, которая приводит к гибели, живущих там организмов из-за нарушения кислородного обмена, кроме того, нефть содержит растворимые ядовитые компоненты. 1л разлитой нефти загрязняет 40000 л воды.
2. Нефть и нефтепродукты, как опасные грузы.
По определению, опасные грузы - это грузы, которые при неправильном или неосторожном обращении с ними во время перевозки, выгрузке и хранении могут послужить причиной пожара, взрыва, а так же травмирования, отравления, заболевания людей и животных.
На железной дороге действуют правила безопасности, предусматривающие порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по ж/д , эти правила утверждены министерством путей сообщения РФ.
По дорогам страны перевозят 890 наименований опасных грузов. Опасные грузы, в соответствии с ГОСТ 19433 – 88, разделяются на следующие классы: 1 – взрывчатые вещества, 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением, 3 – легковоспламеняющиеся жидкости, 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой,5 – окисляющиеся вещества и органические пероксиды, 6 – ядовитые и инфекционные вещества, 7 – радиоактивные материалы, 8 – едкие и коррозионные вещества, 9 – прочие опасные грузы. Основа данной классификации – физико – химические свойства веществ.
Каждому веществу присвоен номер ООН (Организации Объединенных наций), это порядковый номер, присвоенный опасному грузу или группе сходных по свойствам опасных грузов на основе рекомендаций Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов.
Каждое вещество имеет свой шифр, ему присвоена степень токсичности и номер аварийной карточки.
Классификационный шифр – численный код опасного груза, характеризующий его транспортную опасность.
Название | Номер ООН | Аварийная карточка | Степень токсичности | Шифр |
бензин | 3295 | 301 | 4 | 3112 |
лигроин | 3295 | 305 | 4 | 3212 |
керосин | 1223 | 305 | 4 | 3212 |
нефть | 1267 | 305 | 4 | 3212 (3313) |
мазут | - | 901 | - | 9123 |
Первая цифра шифра означает класс, вторая – подкласс, третья – дополнительный вид опасности (коррозионные свойства, ядовитость т т.д.), четвертая – определяет степень опасности.
Все вещества, кроме мазута (он относится к классу 9 – прочие опасные грузы) относятся к пожароопасным легковоспламеняющимся жидкостям, причем у бензина температура вспышки ниже минус 18оС (подкласс – 1), у остальных температура вспышки от минус 18 до плюс 23оС (подкласс – 2), у нефти до плюс 61оС. Мазут относят к горючим жидкостям с температурой вспышки выше 61оС.
ЛВЖ способны воспламеняться от кратковременного (до 30 с) воздействия источника зажигания с низкой энергией (пламя спички, искра, тлеющая сигарета). Температура вспышки – это самая низкая температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары и газы, способные вспыхивать от источников зажигания, и ЛВЖ, и ГЖ способны гореть и после удаления источника зажигания.
Такие вещества, как бензин способны создавать над поверхностью горючую концентрацию паров, которая может распространиться на расстояние 2 км от места возникновения и воспламениться от нагретых тел, кроме того пары ЛВЖ могут создать в цистерне давление и привести к ее разгерметизации. Цистерна, подвергшаяся нагреванию в зоне пожара, может взорваться, ее необходимо охладить водой.
Если цистерна с ЛВЖ горит, к ней нельзя приближаться ближе, чем на 200 м.
С порожними цистернами обращение должно быть таким же, как и с наполненными.
Для веществ всех классов разработаны специальные знаки опасности, наносимые на транспортную тару. Для ЛВЖ это красный ромб с изображением пламени, словами «легковоспламеняющаяся жидкость», номером аварийной карточки данного вещества и номером класса – 3 (см. Приложения). Для веществ класса 9 – ромб белого цвета, в верхней части чередование черных и белых вертикальных полос, внизу номер аварийной карточки и класса опасности (см. Приложения).
3. Особенности перевозки, налива и слива нефти и нефтепродуктов.
Нефть и нефтепродукты относятся к числу жидких грузов, перевозимых наливом в цистернах.
Они делаются из стали, внутреннее покрытие из легированных нержавеющих сталей, т.к. содержащиеся в нефти соединения серы могут вызвать коррозию металла. Это пример химической коррозии в неэлектролитах:
2Fe0 +3S+4 O2 +3O02 → Fe3+2(S+6O-24)3
Fe0 – 3e → Fe+3 (окисление железа)
Различают цистерны для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, нарушать специализацию запрещается. Все цистерны оборудованы нижними сливными приборами, обеспечивающими надежную герметичность затворов. Вязкие нефтепродукты перевозят в цистернах, оборудованных паровой рубашкой. Грузоподъемность может быть от 60 до 125 т.
Какие нефтепродукты являются вязкими и способны загустевать при низких температурах? Ответ можно найти в учебнике химии. Физические свойства парафинов, входящих в состав нефти: с содержанием углерода 5 – 15 – жидкости, начиная с 16 – твердые вещества.
Дизельное топливо, мазут, сырая нефть, содержащие твердые углеводороды могут загустевать в холодное время года, поэтому перед сливом их необходимо разогревать.
Нефтепродукты считаются полностью слитыми при наличии остатка не более 1 см.
После того, как груз сливают из цистерны, ее ремонтируют и готовят к дальнейшему использованию на промывочно-пропарочных станциях, удаляют остатки груза, промывают горячей водой при температуре 80-90оС или обрабатывают горячим паром под давлением 0,5 – 0,6 МПа, затем промывают моющими препаратами, сушат, протирают. ППС создаются в районах добычи нефти, в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного или водного транспорта на железнодорожный. Для выполнения экологических требований на ППС должны быть мощные очистные сооружения для сбора остатков нефтепродуктов из промывочной воды. На ППС предъявляются повышенные требования к пожаробезопасности.
Люди, выполняющие работы внутри цистерн должны надевать шланговый противогаз, спасательный пояс, специальную защитную одежду – пневмокостюм, использовать взрывобезопасные аккумуляторные фонари шахтерского типа или лампы с герметически закрытыми контактами. Кроме того, запрещается надевать обувь, подбитую железными гвоздями и подковами, использовать железный инструмент! Можно использовать только инструмент из алюминия, меди, дерева, т.е. неискрящиеся материалы. Всегда надо помнить о том, что даже в порожней цистерне скапливаются взрывоопасные и вредные пары ЛВЖ.
4. Указания по действиям в аварийных ситуациях из аварийных карточек.
Правила безопасности очень удобны в обращении, опасный груз можно быстро отыскать по алфавитному списку или по номеру ООН или по шифру, определить номер аварийной карточки.
Аварийные карточки бывают групповые (включают опасные грузы с аналогичными показателями транспортной опасности) и индивидуальные.
Каждая карточка содержит указания по применению средств индивидуальной защиты, необходимые указания по действиям в аварийных ситуациях (общего характера, при утечке, розливе, россыпи, при пожаре), указания по нейтрализации, указания по мерам первой помощи.
Меры по ликвидации аварийных ситуаций принимаются по указаниям, содержащимся в аварийных карточках
В правилах даны подробные инструкции о порядке ликвидации аварийных ситуаций, о порядке проведения аварийно – восстановительных работ, об организации тушения пожаров, проведении медико-профилактических мероприятий, мероприятий по локализации загрязнений, нейтрализации и дегазации опасных грузов, даны сведения технических средствах для ликвидации последствий аварийных ситуаций (средств индивидуальной защиты, пожаротушения, нейтрализации (см. Приложения).
Бензин, как наиболее пожароопасный груз выделен в аварийную карточку 301(в ней перечислено больше средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты), мазут, как горючая жидкость – в карточку 901, остальные в карточку 305.
Все вещества опасны для человека при вдыхании и проглатывании, попадании на кожу и слизистые оболочки, вызывают головокружение, чувство опьянения, першение в горле, красноту, зуд. В качестве первой помощи необходимо промыть кожу и слизистые оболочки, принять активированный уголь, при попадании внутрь воду не пить. При пожаре и взрывах возможны ожоги и травмы.
Действия общего характера при авариях с нефтью и нефтепродуктами:
отвести вагон в безопасное место (бензин – 300 м , мазут – 50 м., нефть и ост. нефтепродукты – 200 м.), Это можно объяснить тем, что в бензин входят более легкие углеводороды, горючие пары могут распространяться на большее расстояние, в остальные нефтепродукты входят углеводороды большей массы. Не курить, устранить источники искр и огня. В опасную зону входить в защитной одежде. Перчатки, обувь должны быть из дисперсии бутилкаучука.
Почему при работах, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов не используют обычные резиновые перчатки и обувь, а только изготовленные из дисперсии бутилкаучука?
Каучук разбухает и растворяется в органических растворителях, т.к. это полимер, имеющий двойные связи, в резине – продукте вулканизации каучука – меньше двойных связей, но она способна изнашиваться при контакте с органическими растворителями. Бутилкаучук является менее непредельным, т.к. это сопряженный полимер, и может быть использован при работе с нефтью и нефтепродуктами.
[-С(СН3)2-СН2-]n-[-СН2С(СН3)=СН-СH2 -]m - формула бутилкаучука
Чем можно нейтрализовать нефть при утечке и розливе? В словаре терминов написано, что нейтрализация – составная часть мер по ликвидации последствий аварийных ситуаций, связанная с удалением, рассеиванием, превращением в неопасные формы опасных грузов, их паров, продуктов горения и разложения.
С точки зрения химии, нет веществ, которые могли бы нейтрализовать нефть и нефтепродукты, т.к. они состоят из химически неактивных веществ, поэтому используют приемы, не допускающие их распространение: пары изолируют распыленной водой, место разлива изолируют песком, воздушно – механической пеной. Поверхностный слой грунта срезают и увозят для утилизации, места срезов засыпают свежим грунтом, выжигают при угрозе попадания в воду. Поверхность подвижного состава промывают моющими композициями, известковым молоком, раствором кальцинированной соды.
Эти вещества так же не нейтрализуют, а оказывают смачивающее и эмульгирующее действие, способствуют отслоению нефтепродукта от металла и переводу в легко текущую эмульсию, а также препятствует вторичному загрязнению обработанной поверхности.
Для локализации загрязнения при утечке и розливе необходимо сообщить в ЦСЭН, прекратить движение поездов, перелить содержимое в исправную емкость, проливы оградить земляным валом, не допускать попадания веществ в водоемы, канализацию, подвалы.
Действия при пожаре: охлаждать емкости водой с максимального расстояния, тушить тонкораспыленной водой, воздушно – механическими и химическими пенами, для бензина добавляются еще порошковые средства пожаротушения.
5. Средства пожаротушения.
Можно ли тушить горящую нефть водой? Нет, т.к. нефть легче воды, в воде не растворяется, вода будет способствовать распространению пожара. Для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей используют не компактные струи воды, а тонкораспыленную воду. Механизм действия: мельчайшие частицы воды размером менее 200 мк, соприкасаясь с горящей жидкостью, интенсивно образуют на ее поверхности паровое облако, которое одновременно охлаждает и изолирует горящую жидкость от кислорода и воздуха.
Для тушения горящей нефти и нефтепродуктов используют химическую пену. Как же ее получают? Она получается в результате взаимодействия кислотного, щелочного растворов и воды в ручных огнетушителях или пеногенераторах. Пенопорошок смешивается с водой, кислотная и щелочная части его вступают в химическую реакцию, в результате которой образуется пена. Из 1 кг пенопорошка и 10 л. воды образуется 60 л пены. Пена состоит из 80% углекислого газа, 19,7% воды и 0,3% пенообразующего вещества.
Щелочная часть всегда содержит двууглекислую соду, а кислотная серную кислоту, между ними происходит реакция, приводящая к получению углекислого газа:
2 NaHCO3 + H2SO4 → Na2SO4 + 2 CO2 + 2 H2O
Как получают воздушно – механическую пену? Ее получают при интенсивном перемешивании трех компонентов: воздуха (90%), воды (9,8 – 9,6%) и пенообразователя (0,2 – 0,4%). Современные генераторы воздушно – механической пены подают 600 л пены в секунду! Воздушно – механическая пена безвредна для человека и животных.
Для получения химической и воздушно – механической пены используют пенообразователи. Из чего их изготавливают? Это природные коллоидные растворы: костный клей, продукт гидролиза крови крупного рогатого скота, экстракт корня солодки.
Коллоиды состоят из мелких частиц, которые не слипаются друг с другом, они изолируют друг от друга пузырьки углекислого газа, когда объемная доля пузырьков увеличивается, образуется пена.
Из чего состоят порошки, используемые для тушения пожаров? Из той же двууглекислой соды, талька, инфузорной земли или песка. Порошок засыпают в зону горения, при этом двууглекислая сода разлагается, выделяя углекислый газ, который препятствует доступу кислорода к горящим предметам.
6. Экологическая опасность нефти при горении.
Экологическая опасность при горении заключается в том, что в атмосферу попадает много сажи и сернистого газа. Сернистый газ вреден для здоровья и является причиной кислотных дождей, т.к. соединяется с водой и образует серную кислоту: SO2 + H2O = H2SO4
Задача: Сколько сернистого газа попадет в атмосферу при сгорании 1 тонны нефти, если известно, что она содержит 0,2% серы (0,002 весовые части).
Решение:
В 1 тонне нефти содержится 1000 (кг)•0,002 = 2 кг серы. М (SO2) = 64 г/моль.
64 кг SO2 - 32 кг S
В Х кг SO2 – 2 кг S. Следовательно, х = 4 кг.
7. Значение нефти.
Нефть называют «черным золотом», т.к. она является не только удобным и высококалорийным топливом, но и важнейшим видом сырья для самых разнообразных химических продуктов – синтетических спиртов, моющих средств, полимеров, растворителей.
Реакции, иллюстрирующие использование нефти, как сырья для производства полимеров и спиртов:
Для реакции использован один из углеводородов нефти с формулой С7Н16, при его термическом крекинге образуется смесь углеводородов предельного и непредельного строения:
C7H16 → C3H8 + C4H8
C7H16 → C3H6 + C4H10
C7H16 → C2H6 + C5H10
Из непредельных углеводородов, благодаря наличию двойных связей, можно получать различные полимеры, а реакцией гидратации спирты.
полипропилен
C2H6 → C2H4 + H2
n CH2= CH2 → ( - CH2 – CH2 - )n полиэтилен
C4H8 → C4H6 + H2
бутадиеновый каучук
С3Н6 + Н2О = С3Н7ОН пропиловый спирт
С2Н4 + Н2О = С2Н5ОН этиловый спирт
Заключение.
Железная дорога отвечает за доставку груза, сохранение и безопасность во время перевозки. Правила перевозки опасных грузов основаны на знаниях физико- химических свойств веществ, кроме того, они являются результатом многолетнего опыта по перевозке грузов в разных странах, не случайно в разработке правил участвовал Комитет экспертов ООН. Указания, которые содержатся в аварийных карточках, помогают грамотно действовать в аварийных ситуациях работникам нехимических специальностей. Правила нужно не только знать, но и понимать их целесообразность.
Без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным, а химически неграмотное обращение с веществами грозит немалыми бедами для самого человека, страны, в которой он живет, и для планеты в целом.
Список используемой литературы:
1. Организация грузовых и пассажирских перевозок и коммерческой работы. А.А.Шрамов. Издательство «Транспорт», 1987.
2. Вагоны. Общий курс. В.В.Лукин. Издательство «Маршрут», 2004 г.
3. Общий курс железных дорог. Ю.И.Ефименко. М. АСАДЕМА 2005 г.
4. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке по железным дорогам. Мин – во путей сообщения РФ.
5. Химия для профессий и специальностей технического профиля. О.С. Габриелян М.Академия 2013 г.
6. Энциклопедия «Аванта +» том 17, 2000 г.
Приложения.
АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА № 305
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ВИДЫ ОПАСНОСТИ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА | Жидкости. Бесцветные или светло-желтые (нефть и растворы каучука - темного цвета). Характерный запах. Низкокипящие или умеренно кипящие. Нерастворимы в воде. Легче воды. Пары тяжелее воздуха, скапливается в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. Загрязняют водоемы. |
ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНОСТЬ | Горючи. Легко воспламеняются от искр и пламени. Пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, которые могут распространяться далеко от места утечки. Емкости могут взрываться при нагревании. В порожних емкостях из остатков могут образовываться взрывоопасные смеси. Нитрокраски, нитролаки, нитроэмали, сульфенамид БТ горят с образованием токсичных газов (оксидов азота, оксидов серы). Жидкости имеют температуру вспышки от 18 до +23С. Над поверхностью разлитой жидкости образуется горючая концентрация паров при температурах окружающей Среды, равной температуре вспышки жидкости и выше. |
ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА | Опасны при: I - вдыхании, III - попадании на кожу, IV - попадании в глаза. I - першение в горле, насморк, чувство опьянения; III - покраснение, сухость кожных покровов; IV - резь, слезотечение. При пожаре и взрывах возможны ожоги и травмы. |
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ | |
Для химразведки и руководителя работ - ПДУ-3 (в течение 20 минут). Для аварийных бригад - изолирующий защитный костюм КИХ-5 в комплекте с изолирующим противогазом ИП-4М или дыхательным аппаратом АСВ-2. При возгорании - огнезащитный костюм в комплекте с самоспасателем СПИ-20. При отсутствии указанных образцов: защитный общевойсковой костюм Л-1 или Л-2 в комплекте с промышленным противогазом РПГ-67 и патронами А, КД. При малых концентрациях в воздухе (при превышении ПДК до 100 раз) - спецодежда (прил. 3.1), промышленный противогаз малого габарита ПФМ-1 с универсальным защитным патроном ПЗУ, автономный защитный индивидуальный комплект с принудительной подачей в зону дыхания очищенного воздуха. Маслобензостойкие перчатки, перчатки из дисперсии бутилкаучука, специальная обувь. | |
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |
ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА | Отвести вагон в безопасное место. Изолировать опасную зону в радиусе не менее 200 м. Откорректировать указанное расстояние по результатам химразведки. Удалить посторонних. В опасную зону входить в защитной одежде. Держаться наветренной стороны. Избегать низких мест. Соблюдать меры пожарной безопасности. Не курить. Устранить источники огня и искр. Пострадавшим оказать первую помощь. Отправить людей из очага поражения на медобследование. |
ПРИ УТЕЧКЕ, РАЗЛИВЕ И РОССЫПИ | Сообщить в ЦСЭН. Прекратить движение поездов и маневровую работу в опасной зоне. Не прикасаться к пролитому веществу. Устранить течь с соблюдением мер предосторожности. Перекачать содержимое в исправную емкость или в емкость для слива с соблюдением условий смещения жидкостей. Проливы оградить земляным валом. Не допускать попадания вещества в водоемы, подвалы, канализацию. |
ПРИ ПОЖАРЕ | Не приближаться к горящим емкостям. Тушить порошковыми составами ПСБ и ПСБ-3, тонкораспыленной водой, воздушно-механической и химическими пенами с максимального расстояния. Охлаждать емкости водой с максимального расстояния. |
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ | |
Для рассеивания (изоляции) паров использовать распыленную воду. При пониженных температурах воздуха вещество откачать из пониженной местности с соблюдением мер пожарной безопасности. Место разлива изолировать песком, воздушно-механической пеной, обваловать и не допускать попадания вещества в поверхностные воды. Срезать поверхностный слой грунта с загрязнением, собрать и вывезти для утилизации, соблюдая меры пожарной безопасности. Места срезов засыпать свежим слоем грунта. Поверхности подвижного состава промыть водой, моющими композициями, щелочным раствором (известковым молоком, раствором кальцинированной соды). Поверхность территории обработать: щелочным раствором, выжечь при угрозе попадания вещества в грунтовые воды. Почву перепахать. | |
МЕРЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ | |
Вызвать скорую помощь. Свежий воздух, покой, тепло, чистая одежда. Кожу и слизистые промыть водой. Промыть глаза водой. Принять активированный уголь.. |
Знаки опасности, наносимые на транспортную тару, веществ классов № 3,9
Цистерны для перевозки нефти
Компас своими руками
Заяц-хваста
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Как нарисовать черёмуху
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"