Балданова Баярма Дашиевна

"сайт учителей бурятского языка"

"Любить детей, любить свою работу"

Профессия: учитель бурятского языка и литературы, руководитель школьного музея

Профессиональные интересы: литература,краеведение

Увлечения: огородничество, народные игры, спорт, природа

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: Село Цагатуй Джидинского района

Место работы: МБОУ "Цагатуйская средняя общеобразовательная школа имени Нимбу Сосоровича Сосорова"

Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/baldanova-bayarma-dashievna
«Учитель остаётся учителем, пока он учится»
К. Д. Ушинский

            Сегодня перед всеми встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования. В законе об образовании Республики Бурятия ведущим принципом целей обучения и воспитания является любовь к Родной Земле, Родине, культуре, языку.  Поэтому главным направлением моей работы,  как учителя родного языка и литературы является воспитание любви к своему родному языку через приобщение учащихся к  народной культуре,  традициям, обычаям народа и через краеведение.  Всё это, я думаю, способствует формированию у учащихся общечеловеческих ценностей: любви к Родине, предкам, гордость за родословную, страну и малую Родину-тоонто. Как можно воспитать патриота Отечества, защитника Родины, развить такие качества, как мужество, героизм, патриотизм, не зная истории родного края, его прошлое и настоящее, язык, культуру.

О себе

           Аяар холын 1981 ондо Буряадай гүрэнэй багшанарай институт дүүргэжэ, буряад ба ород хэлэ бэшэгэй багша гээшэ гэжэ гэршэлhэн диплом абажа, одоол hургуулида hураха үеhөө зориглон, шэлэжэ абаhан мэргэжэлэйм ажал эхилhэн байна. Бодоод үзэхэдэ, hаял шэнги. Теэд сахилгаан шэнги зуралзан үнгэржэ байhан сагые зогсоохын аргагүй түргэн үнгэрнэ. Һургуулиингаа богоhо алхалан ороходом, урдаhаам уринаар мэндэшэлэн угтадаг hурагшадаймни нэгэниинь hургуулияа дүүргэжэ, ажабайдалай үргэн харгыда гарана, тэдэниием hэлгэhэн зааханууд, нюдэндөө галтайханууд бишыхан үхибүүд ерэнэ.  «Би хэшээлдээ ошобоб»,- гэhэн үгэнүүдые багшаар ажаллаhан сагтаа хэды дахин хэлэгдээ гээшэб? Тоолошогүй!!!  Иигэжэл зэрэлгээтэн байhан Зэдэ голдо оршодог Гэгээтэй (10 жэл), Сагаатай (22 жэл) нютагуудай дунда hургуулинуудта 33 жэлэй туршада буряад хэлэ бэшэгэй оньhотой танилсуулан, шэнэ сагай эрилтэнүүдые хараадаа абахые оролдон хүдэлжэ байнаб.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мэри Кэй "Мечты сбываются"

Мой взгляд на мир

            Хэрэглэмжэгүй орхисооной боложо байһан буряад хэлэеэ үргэхэ, дэмжэхэ ажалнууд мүнөө сагта ехэ үнгэргэгдэнэ. Хэлэн гээшэ хүнүүдэй хоорондоо харилсажа, hанал бодолоороо андалдаха зэбсэг гээшэ. Хүн боложо түрэхэhөө эхилээд, эгээ түрүүн түрэл хэлэндээ hуража, өөрынгөө эрилтэнүүдые бэелүүлнэ. Хэлэн хүнэй наhанда тойроод баhан оршолон байдалдань хододоо хэрэгтэй байха ёhотой, хэрэггүйдэхэдөөл,  хэлэмнай муу байдалда ороно. Энээн тухай манай республикын Президент Вячеслав Владимирович Наговицын  зүб лэ хэлэнэ:  «Эгээ түрүү хүн гэр бүлэ дээрээ түрэл хэлэн дээрээ хөөрэлдэхэ ёhотой.  Ямаршье хууляар хэлэ үзэхые баадхажа шадахагүйбди.».  Хэлэнэй хүшэр байдалда ороходо, гэр бүлынхид лэ зэмэтэй болоно гээшэ гэжэ хүн бүхэн ойлгохо ёhотой. Энээниие ойлгуулха, буряад хэлэндээ улад зонойнгоо анхарал татуулха, залуу улаан бургааhан шабинартаа хэлэнэйнгээ тодо, уян нугархайдань дурлуулжа, тэдэнэй нюусануудтайнь танилсуулха гэхэ мэтэ нангин хэрэгүүд буряад хэлэ бэшэгэй багшанарай үүргэ, ажалайнь гол hудаhан болохо зэргэтэй.

              Теэд хэлэеэ муу байдалhаань гаргахын түлөө буряад хэлэнэй багша юу хэхэб? Буряад хэлэн – буряад арадай эхэ хэлэн. Тэрэ арадайнгаа түүхэтэй нягта холбоотой. Аман зохёолой үедэхи буряад хэлэн мүнөө ямаршье газарта хомор.  Тэрэ үедэ буряад түрэл хэлэеэ түүрээжэ, урадхуулжа байhан үе байгаа. Урдын сагта хэды олон үльгэрнүүд, оньhон хурса үгэнүүд, таабаринууд гэхэ мэтэ аман зохёолнууд үдэр бүриин зугаа нааданда, ажабайдалда хэрэглэгдэжэ байгаа гээшэб. Мүнөө манай hургуулиинхид арадайнгаа шагай нааданда hуранхай, сүлөө сагтаа ехэ наададаг, аймагайнгаа багшанар ба hурагшадые энэ наадантай танилсуулдаг. «Буряад хэлэнэй үдэрнүүдтэ», «Сагаалганда»  ехэ мүрысөөнүүдые үнгэргэнэбди. Тэрэниие наадаха дуратайшуул ехэ олон болонхой. Мүнөө жэлэй буряад хэлэнэй үдэртэ тоолуур мэдэхэ хүнүүд лэ шагай наадаха гэжэ хэлэгдээд,   ехээр тоолуурнуудые hурагшаднай сээжэлдээ. Наадан дээрээ буряадаараа тоолуур хэрэглэжэ саашаа ябаха болоно.

Мои достижения

Профессиональная деятельность отмечена наградами и грамотами

(за последние 5 лет):

2008-2009 учебный год:

Правительственные:

  • Нагрудной знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» №150967 15 апреля 2009 года;
  • Почётная грамота Администрации Джидинского района за долголетнюю, добросовестную работу по обучению и воспитанию детей и в связи с 50-летием со Дня рождения, 25 января 2008 года;
  • Почетная грамота Джидинского отдела культуры за активное участие в Международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана - 2008»,  июль, 2008 год.

Отраслевые:

  • Грамота Муниципального учреждения Управления образования Джидинского района за высокие достижения и многолетний труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, 2009 год;
  • Грамота районного Дома детского творчества за плодотворную работу по реализации долгосрочной программы  «Летопись родного края», 2009 год;
  • Благодарственное письмо Районного Дома детского творчества за большой вклад в развитие детского краеведения, 25.05.2007 год.

Школьные:

  • Грамота администрации МОУ «Цагатуйская СОШ» за большие достижения в деле воспитания и обучения подрастающего поколения и в связи с 50-летним юбилеем, 2008 год;
  • Грамота администрации МОУ «Цагатуйская СОШ» за подготовку призера на районную НПК «Шаг в будущее» и за многолетний добросовестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, май 2008 год;
  • Грамота администрации МОУ «Цагатуйская СОШ» в номинации «Самый классный классный» за I место во внутришкольном конкурсе «Лучший класс года - 2009», июнь 2009 год;

2009-2010 учебный год:

Правительственные:

  • Почетная грамота отдела культуры Джидинского района за творческий вклад в развитие культуры села, 1.11.2010 год.

Отраслевые:

  • Грамота  МОиНРБ и РЦДЮТиК за подготовку дипломанта в номинации «Проза о малой Родине» в литературно-краеведческом конкурсе учащихся «Моя родина-Минии нютаг», 14 мая 2010 года;
  • Грамота МУ Управления образования Джидинского района за участие в районном конкурсе «Самый классный классный » в номинации «За верность народным традициям», 2010 год;
  • Грамота МУ Управление образования Джидинского района

Победителя районного конкурса «Лучший по результатам 2010 г»;

Общественные:

  • Благодарность администрации СП «Цагатуйское» за активное участие в общественной жизни села, 25.05.2010 год;
  • Благодарственное письмо администрации СП «Цагатуйское» за активное участие в общественной жизни села,  октябрь 2010 год;
  • «Баярай бэшэг» администрации СП «Цагатуйское» за активное участие в общественной жизни села,  2010 год

Школьные:

  • Грамота администрации МОУ «Цагатуйская СОШ» за отличную подготовку призеров районной и республиканской НПК «Шаг в будущее», за активное участие в жизни школы и за добросовестное отношение к работе, 25.05.2010 год;

2010-2011 учебный год:

Отраслевые:

  • Грамота  БГУ за вклад в приобщении учащихся и их родителей к процессу постижения нравственных основ национальной культуры, воспитание уважения к этнокультурному своеобразию других национальностей («Гуламта»),  2011 год

Общественные:

  • Благодарность администрации СП «Цагатуйское» за активное участие в общественной жизни села, 01.09.2011 год

Школьные:

  • Грамота администрации МОУ «Цагатуйская СОШ» за высокие достижения, отличную подготовку призеров  районных конференций, олимпиад  и добросовестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, 25.05.2011 год.

2012-2013 учебный год:

Правительственные:

  • Благодарственное Письмо Министерство культуры Республики Бурятия, Колледж искусств имени П.И.Чайковского за подготовку призера 7 Межрегионального конкурса «Четыре неба», посвященного 90- летию со дня образования Республики Бурятия и 75- летию Даши Дамбаева, 2013 год;
  • Диплом Министерства Культуры Республики Бурятия, Бурятская Филармония, Комитет по Межнациональным Отношениям и Развитию Гражданских Инициатив, Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия за активное участие в 5 открытом турнире по народной игре «Шагай наадан», 2013 год;

Отраслевые:

  • Грамота БГУ НГИ за 1 место в Республиканском творческом конкурсе «Мой ФБФ –НГИ», 6 апреля 2012 года;
  • Благодарственное Письмо АОУ ДОД РБ РЦДОД за подготовку призеров к Республиканскому конкурсу художественного слова «Чудесный клад Бурятии», 2012 год;
  • Управление образования Джидинского района  в номинации «Лучший по достижениям» , 25 мая 2012 года;
  • Грамота МКУ Управление образования Джидинского района

в номинации  «Лучший по достижениям  2012г», 24 августа 2012 года;

  • Благодарность  МКУ Управления образования Джидинского района за активное участие в I –ом Республиканском фестивале школьных музеев, 2012 год;
  • Грамота Управление образования МО «Джидинский район»  -   1 место на 1 республиканском фестивале школьных музеев в номинации «За верность традициям», 2012 год;
  • Грамота Министерства образования и науки Р.Б., РДЮЦТиК за подготовку призёра ІІ республиканского Слёта юных музееведов, посвященного Международному Дню музеев и 90-летию со дня образования Р.Б. 2013 год
  • Грамота Управления образования МО «Джидинский район»
  • «За верность профессии» на 1 Республиканском  фестивале  школьных музеев, 2012 год

Общественные:

  • Благодарность  ансамбля «Цагаатайн гол» за редакторскую и режиссерскую работу в ансамбле, поддержку творческой деятельности, 5.08.2012 год.

Школьные:

  • Грамота администрации МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н.С. Сосорова»  «Лучший по достижениям -2013»;

2013-2014 учебный год:

Правительственные:

  • Благодарственное письмо от депутата Народного Хурала РБ В.Абушеева 13 сентября 2013 года;
  • Диплом участника межрегионального конкурса «Эрхим багша -2013»,  от заместителя  Председателя Комитета Народного Хурала Р.Б. по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политеке, обшественным и религиозным объединениям. Ноябрь, 2013 год.

Отраслевые:

  • Грамота  БГУ за вклад в приобщении учащихся и их родителей к процессу постижения нравственных основ национальной культуры, воспитание уважения к этнокультурному своеобразию других национальностей («Гуламта»), 2013год;
  • Грамота  БГУ за вклад в приобщении учащихся и их родителей к процессу постижения нравственных основ национальной культуры, воспитание уважения к этнокультурному своеобразию других национальностей («Гуламта»),  2014 год
  • МКУ УО Джидинского района в номинации «Лучший по достижениям-2013»  28 августа 2013 года.

Общественные:

  • Благодарственное письмо от семьи Аюшеевых за активное участие в проведении районного турнира по шахматам, посвященному памяти воина-интернационалиста Санже-Нимы Жамсарановича Аюшеева. 26 января 2014 года.

Профессиональная деятельность
отмечена грамотами, дипломами,
благодарственными письмами  за 2014-2015 учебный год

1. Благодарность КЦ по РБ за подготовку победителя республиканской научной конференции «Шаг в будущее», 19 марта 2015 года
2. Благодарственное письмо Министерство образования и науки РБ, РОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы» за активное участие в республиканском семинаре по методике обучения устной литературной речи «Уран үгын дээжэ», Улан-Удэ, 2015 г.
3.  Диплом I степени Министерство образования и науки РБ, РОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы» в номинации «Эрхим багша» Республиканского семинара по методике обучения устной литературной речи «Уран үгын дээжэ», Улан-Удэ, 2015
4. Грамота Центральная Межпоселенческая библиотека за организацию и проведение конкурсной игры «Табан бэлигтэн», посвященный Дню бурятского языка – 2014, 30 октября 2014 г.
5. Баталамжа Буддын шажанай заншалта Сангха, Заяа Хамбын нэрэмжэтэ Буддын шажанай һургуули, II бүгэдэ буряадай хэлэнэй мүрысөөн, Ивалгын дасан, 2014 оной 9 һарын 26
6. Баталамжа Буддын шажанай заншалта Сангха, Заяа Хамбын нэрэмжэтэ Буддын шажанай һургуули,  III бүгэдэ буряадай хэлэнэй мүрысөөн, Ивалгын дасан, 2014 оной 11 һарын 29
7. Баталамжа Буддын шажанай заншалта Сангха, Заяа Хамбын нэрэмжэтэ Буддын шажанай һургуули, V бүгэдэ буряадай хэлэнэй мүрысөөн, Ивалгын дасан, 2015 оной 3 һарын 28
8. Баталамжа Буддын шажанай заншалта Сангха, Заяа Хамбын нэрэмжэтэ Буддын шажанай һургуули, IV бүгэдэ буряадай хэлэнэй мүрысөөн, Ивалгын дасан, 2015 оной 1 һарын 31
9. Диплом Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»за подготовку призёра Девятого Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России» (очный тур, ДО «Непецино» УД Президента РФ, 25-27 марта 2015 г. 
10. Благодарственное письмо Администрация МО «Джидинский район», МКУ Управления образования Джидинского района за подготовку призера всероссийской олимпиады школьников, 24 февраля 2015 г.
11. Благодарность Администрация МО «Джидинский район», МКУ Управления образования Джидинского района за подготовку победителей (3 чел.) Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников-2015, 15 декабря 2014 г.
12. Диплом Министерство образования и науки РБ за подготовку победителя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, улан-Удэ, 2015 г.
13. Баярай бэшэг, Буряад Республикын һуралсалай болон эрдэм ухаанай яаман, Республикын буряад үндэһэ яһатанай 1-дэхи лицей-интернат, Республикын «Буряад хэлэн-2014» гэһэн сахим номой мүрысөөндэ шабиинтнай илажа гараһанда, Улан-Удэ, 2014 он
14. Грамота, Бурятский государственный университет, МАОУ СОШ №35 за хорошую подготовку учащихся в межрегиональном конкурсе по бурятскому языку «Бамбарууш», апрель 2015 г.
15. Грамота БГУ, Лаборатория по изучению языков и культур народов Сибири за активное участие в проведении республиканского конкурса «Гуламта», за вклад в приобщении учащихся и их родителей к процессу постижения нравственных основ национальной культуры, воспитание уважения к этнокультурному своеобразию других национальностей, декабрь 2014 г.
16. Благодарность, Администрация социальной сети nsportal.ru за активное участие в работе социальной сети работников образования, 2014 г
17. Баярай бэшэг, Депутат ГД Федерального собрания РФ, первый секретарь БРО КПРФ В.М.Мархаев за активное участие в республиканском конкурсе эссе «История одного музейного экспоната», посвященного 70-летию Победы советского анрода в ВОВ.
18. Баярай бэшэг, Доржиев В.Д., үри хүүгэд, ашанар, зээнэр, 2015 оной апрелиин 4
19.  Благодарственное письмо Администрации и МКУ Управление культуры и туризма, 2015
20.  Грамота «Лучший по достижениям – 2015», МБОУ «ЦСОШ им.НСС», 22.05.15 г.
21. Грамота. Межрегиональный конкурс по бурятскому языку «Эхэ хэлэн – манай баялиг» - общекоманднле 2 место, 29 мая 2015 год
22. Грамота. Межрегиональный конкурс по бурятскому языку «Эхэ хэлэн – манай баялиг», «Толи» -1 место, 29 мая 2015 года

Моё портфолио

         Родной язык был и остаётся обиходным языком для сельской местности. Наши дети с детской колыбели слушают, и потом говорят на сонголо-сартульском диалекте, что вызывает некоторые затруднения при изучении бурятского языка и литературы.   Успешное изучение родного языка и литературы невозможно без глубокого интереса к нему. Я стараюсь, чтобы мои ученики «заболели» бурятской литературой. Эта задача, прежде всего, решается на уроках. Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием.  «Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем»,- писал В.А. Сухомлинский. Каждый учитель, входя в класс, хочет, чтобы урок был удачным, интересным, результативным. Каждый учитель литературы стремится воспитать в ученике вдумчивого и пытливого читателя, мыслителя. Конечно, не всегда получается то, что задумано, не всех целей удаётся достичь, но увидев радостные  блестящие  глаза своих учеников, заметив интерес на их лицах, появляется повод задуматься о том, как поддержать этот интерес, чем подзадорить его.

Мои публикации:
Внеклассная работа
Другие языки
Краеведение
Родной язык и литература
Сценарии праздников
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы