Организация сенсорного пространства в ДОУ для детей с ограниченными возможностями в развитии.

Проскурякова Инна Юрьевна

Сенсорное развитие(от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок  рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. ( Пример с новорожденным ребенком. С рождения малыш реагирует на погремушку – звук, свет, прикосновения), дальше по мере роста и развития ребенок начинает обследовать окружающий его мир).

 Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления .т. е. усвоения меры качеств — эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитание дошкольника.

Этоэталоныцвета(цвета спектра), форм(геометрические плоскостные и объемные формы), материалов, эталоны пространственного положенияи направлений(вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин(метр, килограмм, литр и др.), длительности времени(минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов(тон, полутон) и т. п.

 Эффективность аналитико - синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
    Вторым этапом сенсорного воспитания -обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т. д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т. д.).
                 

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

 

Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства(среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее благоприятные) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии.

Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.

На основе  принципа  методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, имеющих проблемы в обучение мы поставили следующие задачи: 

 Задачи сенсорного развития  для  детей, имеющие пониженные способности к обучению:

1.Совершенствование  двигательных  функций  (развитие и совершенствование общей (крупной)  и  ручной  (мелкой)  моторики,  формирование  графомоторных  навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств  предметов (вкус, запах, вес).

7. Восприятие пространства и времени.
 

Учитывая поставленные задачи сенсорное пространство для данных детей организовано следующим образом.

Условно, можно разделить на такие маршруты:

- сенсорный центр группы;

- функциональные зоны в разных местах детского сада.

Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцеп­тивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсорные центры в группе делятся на следующие виды –

- игровой – развивающий уголок

- учебно  – развивающий ;

- уголок   релаксации;

 

В игровом  - развивающем уголке находятся различные игры способствующие сенсорному развитию детей:

мозайки,  кубики, конструкторы- различной модальности ( лего, деревянный,пластмассовы, мягкий), различные виды детских музыкальных инструментов ( развитие слухового восприятия).

 У этих детей очень слабое слуховое восприятие, информацию на слух берут тяжело. Развиваем с помощью игр с муз инструментами: «Угадай на чем играю», «Проиграй ритм» 

 пальчиковые театры, куклы –бибабо- являются не только средством развития речи, но и средствами психотерапии, когда ребенок боится рассказывать, но кукле он отвечает, т.к.это кукла -а не педагог.

 В природном уголке различный природный материал   -  для сенсорики и для детского творчества. Дети сажают в природном уголке лук, чеснок.  Проводят с воспитателями исследовательскую деятельность. Это и игры с растениями, фруктами, овощами: «Определи на вкус», «Определи на ощуп».

В учебно–развивающем уголке находятся пособия для занятий, игр и упражнений, которые осуществляютя под руководством взрослых.

Это подносы с различными крупами, массажные шарики Су – джок, лоточки с манкой, пластилин: разных видов от обычного до шарикого, природный материал( часть находится в игровом центре, часть  здесь), цветные скрепки, различные мерные стаканчики, мерные ленты, плоскостные и объемные геометрические фигуры, пособия для ориентировки во времени. 

 

Мелкие предметы, эспандер , скрепки, массажер “Су-Джок” нужны для развития мелкой моторики помогают добиться  следующего результата:

- Укрепить мышечный тонус кисти рук.

- Развить четкие движения и координацию рук ребенка.

- Снизить утомляемость и повысить работоспособность.

- Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.

 

Занятия с крупой развивают не только зрительное и тактильное восприятие, но и такие важные функции как самоконтроль, концентрацию внимание. Считается, что когда ребенок перебирает крупу у него концентрация внимания достигает наивысшей точки, как при точном письме.

Очень хорошо для развития зрительно – моторной координации использовать манную крупу.

 

Скрепки хорошо использовать как для развития мелкой моторики, так и для зрительного восприятия и развития логического мышления.

 

Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины  Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек.Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения.

Металические кольца

 

Уголок релаксации– обязательный атрибут в группе для детей с задержкой психического развития.

В уголках релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкаямебель ,  имитация -витраж  окна, цветы, коллаж с фотографиями мам. 

Дети,  с проблемами в развитиями имеют неустойчивую ослабленную нервную систему. Поэтому больше чем другие нуждаютя в прикосновениях, в тактильных ощущениях.

Их необходимо несколько раз в день гладить по голове, прижимать к себе.

 

Для развития тактильных ощущений  используется массажные коврики :

 с пробками, с губками,  нашивками различной фактуры. Дети обязательно после сна ходят босыми ногами по этим коврикам. Ступни ног по количеству рецепторов не уступают рукам.  Учим детей распознавать гладкость  и шороховатость  ногами.

Это все сенсорное пространство, которое есть в группе где пребывают дети.

Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д.

 

Функциональные зоны– помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем.  В спортивном зале у нас есть модульный конструктор: большие геометрические формы, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы , обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты.

 В сухом бассейне дети могут расслабиться и поиграть самостоятельно. В кабинете психолога есть песочница, для проведения различных игр с песком. Песок снимает мышечное напряжение, а так же помогает детям со слабой  мелкой моторикой.В музыкальном зале происходят занятия, где дети имеют возможность развивать и слуховое и зрительное и двигательное восприятие.

Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие. Поэтому все о чем я рассказала помогает этим детям достичь нормы в психологической подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentaciyainna_-1.pdf1.2 МБ

Предварительный просмотр:

 

Комментарии

Инна Юрьевна, мне очень понравилась ваша статья. Дети с нарушениями в развитии это очень особая категория детей, поэтому сенсорное развитие у них стоит на первом месте. Я работою с детьми с нарушением интеллекта, аутизмом и ЗПР. С детьми с ЗПР мы работаем по методическим рекомендациям "Подготовка к школе детей с ЗПР" С. Г. Шевченко. Наши дети с трудом усваивают материал, особенно второй год обучения Напишите пожалуйста, если вам не трудно, какие программы и методические рекомендации используете вы в работе с детьми с ЗПР. Буду очень Вам признательна.