Театр своими руками

Муравлёва Надежда Геннадьевна

На протяжении нескольких лет с детьми своей группы веду театральный кружок "В гостях у сказки". Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, их речь и память. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.Дети бывают то в роли зрителя, то в роли исполнителя и это помогает им продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.О роли театрализованной деятельности, которую она оказывает на развитие детей, можно продолжать говорить. Но мне сегодня хочется поделиться своими видами театров,которые помогают в работе с детьми в данном направлении.

"Сказка на столике" или настольный театр 

I. Плоскостной театр.

 Персонажи и декорации — картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Купили готовые альбомы, вырезали героев  и декорации. Сделали настольную ширму – ящик.

II. Театр  из бросового материала.(из коробок от чая, одноразовых стаканчиков...) Развивает фантазию, умение работать с различным материалом.

 

III. Конусный театр. Данный вид театра сделан из картона. Он ярок, интересен для детей. Легок в манипулировании.

IV. Театр из деревянных моделей. ( «Лиса и журавль»). Очень практичный. Не бьется. Не мнется, удобен в хранении.

V. Театр на прищепках. Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

VI.  Пластилиновый театр.

 

VII. Театр  игрушки. . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Они устойчиво стоят  на столе и не создают помех при передвижении.  Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Стендовый театр:

1. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки и  источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театр картинок на фланелеграфе. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно выре­зать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тон­кий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель. Хотя сегодня более актуален и практичен театр на магнитах.

Театр на руке.

 

1. Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток, поролона.  Фигурки можно сделать в виде  конусов, цилиндров, колечек.  Выкройка повторяет контур вы­тянутого пальца  ребенка. Кук­ла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа мож­но вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань.  Такие игрушки могут делать самостоятельно дети старшего возраста. Играть мож­но за ширмой или при непосредственном контакте. Наличие данного вида кукольного театра позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения кукольного театра с рукавичками..

 

 

Верховые куклы

1. Театр ложек и лопаточек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек.  Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях.

2. Театр бумажных кукол на палочке. Дети вырезают из книг – раскрасок фигурки и приклеивают к ним палочки от мороженого.

3. Театр оригами - это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки.

4. Театр на дисках.

5. Куклы на гапите или штоковая кукла. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две . Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учу держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр живой куклы

    Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать. 

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Театрализованная деятельность - один из эффективных видов деятельности в развитии ребёнка. А когда ещё ребёнок участвует в подготовке к спектаклю (изготовление кукол, декораций и т.п.), то это всестороннее развитие детей.

Носова Марина Владимировна

Отличная работа! На любой вкус!

Кардополова Мария Михайловна

Отличный материал.Огромное спасибо!

Дегтярева Галина Андреевна

Очень интересный опыт работы тоже занимаюсь театральной деятельностью с детьми.

Хмелева Светлана Александровна

Спасибо. Театр приносит радость детям.

Чупракова Ольга Вячеславовна

МОЛОДЦЫ!ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, РАЗНООБРАЗНЫЙ ТЕАТР.

Пашинина Алла Леонидовна

Надежда Геннадьевна, Вы умница.Спасибо.

Надежда Геннадьевна, Вы молодец! Завидую Вашим деткам!Столько радости они от Вас получают. Обязательно посоветую Ваши идеи знакомым воспитателям!!!

Муравлёва Надежда Геннадьевна

Спасибо за добрые слова. Рада буду, если кому пригодится в работе.

Какое многообразие образов! Здорово! Ярко!

пысина светлана александровна

Мне также близка и очень любима театрализованная деятельность. Я и моя коллега являемся руководителями кружка "Маленькие артисты". Но такого изобилия различных видов театра у нас нет. Обязательно возьмём ваш опыт на заметку!

Емельянова Оксана Владимировна

Автор молодец! Всё продуманно, оригинально оформлено. Разный театр.Я тоже работаю по самообразованию Театр и рада поучиться у коллег. Спасибо вам большое.

Ерофеева Ольга Михайловна

прекрасные работы...завидую детям. в моем детстве тоже был такой педагог и такой театр, было очень интересно. на перчатку из 3 пальчиков насаживалась головка персонажа. Я играла лисичку из сказки «зайкина избушка». ностальгия

Быковская Анна Борисовна

Надежда Геннадьевна! Отличный материал, скопировала всю информацию для своих коллег, здесь есть чему поучиться. Спасибо!

Челядина Светлана Владимировна

Какое разнообразие! Молодцы!

Гурьева Наталья Александровна

Замечательное многообразие! Молодцы, детки могут выбрать себе роль по душе! А у нас в группе театр оригами!

Круглова Мария Ивановна

Просто здорово! Очень интересная, а главное продуманная работа с детьми младшего возраста.Знакома с опытом театральной деятельности, но такого разнообразия даже не предполагала.Очень повезло Вашим деткам и их родителям. Обязательно делитесь своим опытом.

Лариса Станиславовна Фурман

Фланелеграф я заменила на коврограф. Основа - ковролин на стене. А куклы могут быть как тканевые так и бумажные. На основе держатся за счёт липучек, прикреплённых к ним степлером.

Порубай Светлана Ивановна

Очень хорошо! Есть из чего выбрать детям и нам поучиться.

Демина Мария Ивановна

Очень интересно!!!

очень интересно .