Из записок главного редактора «Дошкольного образования»
В свою бытность главным редактором «Дошкольного образования» я много ездила по стране. Мне было любопытно. И у меня была миссия – «открыть» какую-нибудь гениальную тетеньку, описать то, что она по наитию делает, оформить это как ее авторскую методику… Одну, фантастическую тетеньку я встретила в Якутии. В улусе под названием Чурапча (спасибо Николаю Бугаеву). Такая большущая, толстая-толстая, мягкая – и надежная. Дети рядом с ней выглядели мотыльками, и к ней прямо-таки льнули.
Она работала в деревянном детском саду, где не было канализации. За рекой Леной (через которую так и не построили мост) вообще нет понятия «канализация». Там есть вечная мерзлота, а канализации нет. Детский сад отапливался дровами. И во дворе была сложена большая поленница дров. И еще я впервые узнала, что в холодных краях запасают не только дрова, но и воду. Недалеко от поленницы лежали кубы льда. Как мне объяснили, лед вырубают в пресном водоеме, когда лед только-только становится. Когда он еще не очень толстый. Вырубают и свозят туда, где потом его будут использовать как источник воды. Такую ледышку заносят внутрь и кладут в большой чан. Там она тает. Талой водой умываются. Талую воду пьют. И все это органично вплетается в жизнь детского сада, где, как я уже говорила, пользуются горшками. Горшки, соответственно, нужно за каждым ребенком выносить и мыть.
И вот в детском саду – с дровами, льдом и горшками – жила-была эта тетенька, ни на кого не похожая воспитательница, которая почему-то хотела, чтобы дети росли… какими? Не угадаете. Чтобы они росли СВОБОДНЫМИ, с чувством личностного достоинства. Она так мне и объясняла. Выражаясь сегодняшним языком, она всерьез считала, что это и есть «якутские традиционные ценности». И все в своем детском саду устроила в соответствии с этими представлениями. Внутри детского сада не было глухих перегородок. Внутри он напоминал анфиладу комнат, расположенных по кругу. И в одном «переходе» была устроена сцена. Я спросила: зачем? Что тут, на этой сцене, происходит?
Оказалось, со сцены дети читают стихи. Тот, кто захочет читать. И читает, что ему нравится, и читает, когда захочет.
Мне показали, как это происходит.
Воспитательница спросила одного мальчишку, который вертелся рядом: не хочет ли он побыть артистом? Стихотворение прочитать? Мальчишка с радостью согласился и тут же полез на сцену. Занавес был закрыт. Воспитательница уселась на свой большущий стул. Так основательно села, с видимым удовольствием от того, что ей предстоит. Сразу нашелся кто-то, чтобы тянуть за веревочку: занавес открывается! Мальчишка вышел на середину сцены…
Что он там читал, я не знаю. Смотрела я не на него, а на лицо воспитательницы, глаз отвести не могла – так оно все играло, столько в нем было внимания к «выступающему» мальчишке. И как она незаметно подсказывала слова. Иногда только губами, иногда - чуть погромче. Когда мальчишка закончил, она начала аплодировать.
Прибежали другие. Выстроилась очередь. Тот, кто хотел «играть в театр», поднимался на сцену, и ему открывали занавес. А потом громко хлопали.
И я поняла, что с трудом борюсь с искушением тоже забраться на сцену и чтобы эта женщина после чтения мне похлопала. Потому что представить себе лучшего поощрения я до сих пор не могу…
Марина Аромштам
Источник: https://www.facebook.com/m.aromshtam/posts/8080117...
Комментарии
Спасибо! Интересная статья
Спасибо! Интересная статья.Хотелось бы почитать ещё и другие записи.
Замечательная история из
Замечательная история из жизни!
Марина всколыхнула самые
Марина всколыхнула самые теплые чувства. Сразу захотелось поехать в Якутию и увидеть все своими глазами, захотелось куда-нибудь в тайгу - первопроходцем, открыть какую-нибудь звезду (вроде этих маленьких артистов). Спасибо за романтику и пробудившееся желание творить...
Здравствуйте, уважаемая
Здравствуйте, уважаемая Марина (к сожалению, не знаю Вашего отчества)! Очень понравился подход воспитателя к детям, описанный Вами! При таком воспитании, ребята будут уверенными личностями, успешными и без всяких комплексов, а это важно!Редко встречаются такие педагоги,которые сами могут быть свободными, а всё же, спасибо, что они есть!
Спасибо! Очень интересно!
Спасибо! Очень интересно!
Спасибо большое.Так и
Спасибо большое.Так и захотелось поиграть в театр с детьми.Хочется пожелать,чтобы побольше было таких "Больших" воспитателей,которые так любят детей и неважно ,где и в каких условиях это происходит
Спасибо большое за интересную
Спасибо большое за интересную историю! Я очень надеюсь, что таких Воспитателей в нашей с вами России найдется немало, действительно заинтересованных и любящих свою работу и прежде всего детей!
Добрый день! Марина,
Добрый день! Марина, прочитала вашу историю и поняла: я тоже знаю такую "тетеньку". Это моя первая учительница начальных классов в малокомплектной деревенской школе. И звали ее Зоя Александровна. В школе она была и за директора, и за учителя, и за завхоза. Детишек в школе было мало. Казалось бы, деревня, глубинка, уроки прошли - и домой.Но какие экскурсии она проводила, какие праздники устраивала, как умела просто говорить о важном! Это не просто учительница - это личность! К сожалению, она уже давно умерла. Светлая ей память!
Спасибо! Читала, радуясь за
Спасибо! Читала, радуясь за деток. Огромное спасибо таким тётенькам.
Очень здорово, что есть в
Очень здорово, что есть в нашей профессии люди, которые работают "по наитию". Это приносит иногда больший результат, чем четкое следование методикам. Сердце всегда чувствует тоньше...
И какими критериями
И какими критериями эффективности это можно измерить?))) Ведь вот оно - самое важное-то!!!!
)))
Побольше бы таких "тётенек"!!!
спасибо Вам за чудесную
спасибо Вам за чудесную историю.Благодаря таким воспитателям наши дети вырастают замечательными,умными,самостоятельными личностями.
Марина,добрый день! Прочитала
Марина,добрый день! Прочитала Вашу статью. Очень понравилось.
Я тоже стараюсь, как можно чаще, проводить такие "конкурсы чтецов". Мы садимся с детьми в круг и дети по очереди рассказывают то,что им хочется.Кто-то рассказывает стихи, кто-то рассказы, а кто-то поет песни. Это очень увлекает детей.
Теперь вот задумалась, может и нам тоже сделать что-то вроде маленькой сцены с занавесом?
Спасибо за интересные факты из нашей педагогической жизни!
Надо же, какие теплые чувства
Надо же, какие теплые чувства всколыхнули вы в душе каждого из нас, читателей... как здорово, что есть такая всеобъемлющая любовь к детям и желание жить с ними душа в душу, учить и учиться у них, вот эти тетеньки и есть пример для многих педагогов. Ведь даже имея прочную базу знаний, профессиональные навыки, владея современными компьютерными средствами невозможно состояться в профессии без любви, уважения и понимания детей!
Согласна, самое интересное
Согласна, самое интересное общение, совместная деятельность с детьми происходит спонтанно, по наитию, но конечно нужно иметь определённый "багаж". Такой опыт не измеришь никакими новомодными мониторингами.
Из записок главного редактора "Дошкольного образования"
Как же хорошо, что в нашей жизни есть такие педагоги! Отличная статья...тёплая, тронула до глубины души.
Спасибо! Когда читаешь
Спасибо! Когда читаешь подобные статьи сердце наполняется радостью, каким - то умиротворением.
Присоединяюсь к мнению коллег
Присоединяюсь к мнению коллег!
Статья тронула меня до
Статья тронула меня до глубины души!Дай Бог,Вам,Мариночка огромного здоровья и творческих сил!Сердце и душа -дети!И я настроилась на зановес с маленькой сценой.Спасибо за интересное из Вашей педагогической жизни!!!
мне очень понравилась статья,
мне очень понравилась статья, очень жизненно! Спасибо Вам!
мне очень понравилась статья!
мне очень понравилась статья! Спасибо Вам!
мне очень понравилась статья!
мне очень понравилась статья! Спасибо Вам!
Очень приятно читать такие
Очень приятно читать такие статьи. Спасибо
Очень приятно читать такие
Очень приятно читать такие статьи. Спасибо
Спасибо вам за столь
Спасибо вам за столь замечательную и столь чувствительную по смыслу историю.Данная история нам опять показывает что где бы человек не трудился ,тот труд должен исходить изнутри (от души). Тем более если деятельность соприкасается с детскими душами.. Спасибо вам ..
из записок главного редактора
хорошо, когда детям встречаются такие педагоги от Бога, которые развивают самые добрые личностные качества
Замечательный, вдохновляющий рассказ.
Большое спасибо за замечательный, вдохновляющий рассказ.
Из записок главного редактора «Дошкольного образования»
Спасибо за открытость!
спасибо за статью
спасибо за статью
Здорово! Замечательная статья
Здорово! Замечательная статья! Прочитала и слёзы на глазах от радости, что есть такие педагоги с большой буквы! Спасибо, Вам Марина, за любопытную миссию первооткрывателя! Думаю, что очень много в обучении и воспитании детей зависит от личности педагога. А необучаемых детей не бывает. есть просто недобросовестные педагоги.
статья понравилась, спасибо,
статья понравилась, спасибо, я встречала таких коллег и рада этому, что такие люди существуют
Из записок главного редактора «Дошкольного образования»
Очень интересная заметка!Дети любят быть в центре внимания до тех пор, пока кто-нибудь не зародит в них неуверенность.Всем нам надо быть более чуткими к детским творческим проявлениям.
Да!Как повезло ребятишкам!И
Да!Как повезло ребятишкам!И они вырастут открытыми, уверенными, одним словом,СВОБОДНЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ! Спасибо всем Воспитателям с большой буквы, как эта женщина! Очень радостно, что встречаются такие мудрые сердцем педагоги!
Из записок главного редактора «Дошкольного образования»
Марина Аромштам, замечательная статья. Не менее интересный подход к воспитанию детей. Спасибо, есть чему поучиться у Вас.