Культурный ребенок - возможно ли это?

Китова Татьяна Николаевна

Культурный ребенок - возможно ли это?

Как правило, для ребенка, совершившего нелицеприятный поступок, находится защитник, который произносит банальное "Ну это же ребенок! Ну что с него взять - воспитание такое, родители виноваты". Оправдано ли такое мышление? Как родителям себя вести? И где корень культуры человека. По каким признакам распознается истинно культурный человек?

 

Комментарии

Устинова Валентина Ивановна

От воспитания в семье зависит многое. Приходит ребёнок в школу и сразу видно - никому не нужен дома. Влазит в посторонние разговоры, одет абы как. Он просто не знает культуры поведения. В школе от учителя зависит много: найдёт ли он дорожку к сердцу ученика, станет ли ученик его другом. Работы, для нас, учителей. непочатый край!

Гурьева Наталья Александровна

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому... - всем известные слова. Стоит ли еще о чем-либо говорить... В детском саду и школе педагоги стремятся привить культурные навыки детям, научить элементарным правилам культуры поведения. Но случается и так, что ребенок так и не здоровается...

Азизова Алевтина Исааковна

согласна с Вами. Не зря существует пословица: "Ребенок - зеркало семьи"

Азизова Алевтина Исааковна

Неплохо бы, чтобы и родитель здоровался с учителем. Нередко бывает такая картина: ребенок здоровается, а родитель - нет. В глазах школьника читаешь, ему неловко за родителя.

Поротикова Наталья Геннадьевна

В моей группе была такая семья. Ребенок поступил в детский сад сразу в старшую группу, до этого детский сад никогда не посещал (семья жила в маленькой деревне). Мама, приводя ребенка в детский сад не здоровалась вообще ни с кем - ни с сотрудниками детского сада, ни с родителями одногруппников сына. Соответственно и ребенок вел себя так же. Мы, как педагоги работающие на группе, договорились с остальными сотрудниками, чтобы и мы и они, при встрече с этой семьей, не просто здоровались, но и старались сказать что-то доброе мальчику и маме. Таким образом, помогая семье адаптироваться к социуму, к непривычной для них жизни в большом городе. Постепенно мама, что называется "оттаяла", стала приветливо здороваться с окружающими, поддерживать разговор, тем самым подавая пример сынишке. В общем-то ничего нового - поговорки "Доброе слово и кошке приятно" и "Терпение и труд все перетрут" еще никто не отменял.)))

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с коллегами.

Разумова Ирина Игоревна

От учителя действительно зависит многое, но для привития культурных норм ребёнку школа должна действовать совместно с семьёй.

Стебенева Татьяна Николаевна

От нас, учителей, классных руководителей, зависит очень многое. Не надо ждать, когда родители сходят со своими детьми в музей, театр или библиотеку. Не дождёмся. "Мы работаем", - вечная отговорка. Нужно нам раз в четверть выбраться с классом куда-нибудь. Вот так однажды решила сводить свой девятый класс в ТЮЗ имени Брянцева. Не очень-то хотелось после шести уроков. Но пошла. Спектакль "Дорогая Елена Сергеевна" так нам с ребятами понравился, что решила ещё раз сходить в ТЮЗ. А потом ещё, ещё, ещё. Последний спектакль, который мы посмотрели уже в июне, после сдачи экзаменов, "Вино из одуванчиков". Серьёзная философская постановка. По дороге домой (метро, автобус) долго обсуждали спектакль, игру актеров. И каково было моё удивление: до похода в театр ребята прочитали одноимённую книгу Рэя Брэдбери и теперь со знанием дела говорили о спектакле и книге. И вели себя в транспорте как взрослые, культурные ребята. Я смотрела на них и гордилась ими.

Пронина Людмила Константиновна

Культура ребенка, прежде всего идет из семьи. Ребенок должен расти в здоровой, благополучной семье. Но бывает и наоборот. Ребенок окружен постоянными конфликтами между родителями. Да, он может молчать, казалось бы вовсе не реагируя на окружающие события. А на самом деле, он как губка впитывает все происходящее. Все события проходят сквозь него. Проблемы родителей станут проблемами ребенка, только в более неприятной форме. А потом мы спрашиваем: откуда берется не культурный, не воспитанный ребенок!

Согласна с вами, сегодня по причине занятости родителей, «воспитанием» ребенка занимается компьютер или телевизор. А порой родители перекладывают эти обязанности на детский сад и школу. Конечно, ребенок, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные и общественные.
Но всё же: Семья - это очаг культуры.
Как впрочем, воспитывать ребенка надо всегда и везде. И главное - побольше положительных примеров. Ведь дети хотят видеть мир красивым и добрым. А добро и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно. У детей с детства должен формироваться идеал человека, к которому надо стремиться. Вот тут то и поможет школа, учитель. Ребенку надо объяснять, какие качества делают человека плохим.
Хороший человек видит в людях только хорошее, рад чужому счастью. Плохой - не понимает, как можно радоваться счастью других людей. Хороший человек чужую боль воспринимает как свою.
Если ребенок с детства это усвоит, то и в зрелом возрасте будет следовать этому.
Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Культивирование ценностей нравственного приличного поведения начинается с детства. При этом центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка – это мы - педагоги, однако главенствующую роль в воспитании культуры поведения ребенка традиционно отдают семье.
И только вместе, и только сейчас. Вот тогда всё возможно.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас. Тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Это не врожденные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек. Корень же культуры человека, думаю лежит в умении грамотно общаться.

Печникова Наталья Юрьевна

К сожалению, в последнее время очень часто происходит подмена понятий "любовь к ребенку" и "вседозволенность и попустительство". Мы уже сейчас в различных учреждениях встречаемся с молодыми работниками, воспитанными родителями именно в таком ключе. Внешне они вполне достойны, но во время общения просто поражаешься их инфантильности, завышенной самооценке, проявлениям откровенного хамства и истеричности в случае возникновения малейшего конфликта. Эти молодые люди просто стали жертвами излишней опеки и избалованности в семье. А так же тех людей, которые в свое время говорил: "Ну это же ребенок!", тем самым разрешая маленькому человеку практически все. Родители должны понимать, что основными слагаемыми воспитания являются наряду с безусловным чувством любви, так же разумная требовательность, уместное в некоторых случаях ограничение, способствующие выстраиванию границ культурного поведения. Конечно, это требует времени и приложения значительных усилий. Гораздо проще найти оправдание любому поступку и разрешить любимому чаду все.

Марденская Светлана Фёдоровна

Что бы не происходило в семье ребёнка, мы должны прививать ему элементарные навыки культуры. Это наша с вами задача. Иначе, кто же этим будет заниматься? И до чего мы дойдем. Тактично, не упоминая родителей, внушать ребенку элементарные нормы поведения и миросозерцания.

Суздальцева Полина Сергеевна

Я искренне считаю, что дети воспитываются не нравоучениями, а примерами. Если мы учим ребенка, что нельзя лгать, то и сами должны говорить правду. Мне очень близка мысль по поводу отцов и детей - НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ, ВСЕ-РАВНО, ОНИ БУДУТ ПОХОЖИ НА ВАС... ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ!
На мой взгляд, самый важный критерий - это любовь, принимая решение будем спрашивать себя, а как бы поступила ЛЮБОВЬ? Я верю, что закон любви выше закона справедливости. Задайтесь вопросом, если бы меня стали судить и спросили бы:
- Как будем судить: по справедливости? или по милости(по любви)?
Думаю долго размышлять бы не пришлось. Тогда будем и с другими поступать также.
Всех благ!

Котунова Ирина Павловна

Ведите к психологу школы или др.учреждения, все таки лучше раньше это начать искоренять, если родители этим не занимаются. то остаемся мы - педагоги...

Чернышёва Ольга Борисовна

Корень культуры - только в семье. А мы можем развивать, поощрять, ставить в пример.

Рудакова Галина Викторовна

Каков будет ребенок?Во многом зависит от родителей.Родители должны быть примером для своих детей.Родители должны поговорить со своим ребенком, если он совершил плохой поступок.Постоянно защищая своего ребенка, который совершает плохие поступки, родители не задумываются , а что потом, когда он вырастет.А они будут пожинать свои плоды воспитания.Да будет поздно.

Чуманова Ольга Валентиновна

Согласна со всеми без исключения.Хочу лишь добавить-учитесь общаться с ребёнком -в этом тоже есть залог культуры поведения ребёнка.

Кузенкова Регина Юрьевна

Дети копируют нас. Причем они видят нас не только тогда, когда мы идем с ними по улице и ласково здороваемся с соседями. Они видят наше выражение лица, когда на нем отражаются не только положительные, но и отрицательные эмоции. Любую фальшь, лицемерие дети распознают очень быстро. И копируют, к сожалению, они чаще всего нашу внутреннюю сущность, а не то, что мы хотим показать им внешне.

Алфутова Оксана Николаевна

Согласна со всеми. Культура прежде всего должна быть в семье(культура общения, культура отношений, культура поведения).

Сторожева Галина Меркурьевна

Для родителя ребенок и в 2 годика, и в 6 лет и далее ребенок. Говорить, что "он же ребенок" ошибочно. С этим мы очень часто сталкиваемся. Ребенку прежде всего родители должны объяснить, что хорошо и что плохо. Если сам родитель ищет отговорки поступкам ребенка, родитель поступает вдвойне неверно. Ребенок очень быстро привыкает к высказыванию "он же ребенок".

Людмила Абросимова

Культура начинается в семье.Сразу же видно разницу между детьми в детском саду.И порой очень трудно педагогу справиться с этим без помощи родителей, которых порой самим-то нужно прививать культуру....

Алфутова Оксана Николаевна

Возможно. Культура ребенка-это культура родителей во всем, даже на генном уровне. Не зря говорят "Что посеешь, то и пожнешь"Воспитание культуры происходит на протяжении всей жизни ребенка.

Поротикова Наталья Геннадьевна

Конечно же, культура и воспитание человека берут начало в семье. Маленький человек или большой "нелицеприятный" поступок останется таковым, несмотря на то, кто его совершил. Поэтому и реакция на него окружающих должна быть одинакова, независимо от возраста. В группе в последнее время часты ситуации, когда я, как педагог, рассказываю родителям о каком-то неприятном случае, надеясь на понимание и поддержку со стороны семьи. Но, зачастую, получается так, что замечания ребенку делает педагог, а родители либо пытаются сделать вид, что все хорошо, либо говорят : "Ну вы же педагог (умышленно пишу местоимение Вы с маленькой буквы, так как именно так оно и произносится родителем - без всякого уважения), вы и разбирайтесь! Дома он себя так не ведет!" Если к тому же этот разговор происходит в присутствии ребенка, который видит такое попустительство со стороны родственников, то, конечно, односторонние усилия педагога по воспитанию культуры, да и вообще по воспитанию, будут напрасны. Что же делать в такой ситуации? Стараться все-таки прийти к консенсусу в работе с семьей. Попробовать поговорить с родителями наедине, без ребенка. Привлечь к проблеме психолога (если таковой имеется в штате). Попробовать привлечь на свою сторону того представителя ребенка, который кажется наиболее способным к конструктивному диалогу. В любом случае, если с самого раннего возраста не привить ребенку культуру воспитания, навыки хорошего тона и умение этически правильно вести себя в жизненных ситуациях, то с течением времени сделать это будет гораздо сложней. По моему мнению, в детском саду мы должны не столько научить ребенка читать, считать, петь хором и плясать в такт, сколько именно культуре общения с другими людьми, умению построить диалог со сверстником и взрослым, элементарным правилам хорошего тона. В дальнейшем, для уверенной адаптации в социуме, ребенку пригодятся именно эти навыки.

Гуляева Людмила Владимировна

Воспитание в ребенке культуры поведения начинается с его рождения, т.е. с колыбельной матери. Только в семье формируется нравственная культура личности, приобретаются первоначальные знания и навыки.