Обобщение опыта работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально- художественную деятельность"

Кузмичёва Ирина Николаевна

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через

музыкально-художественную деятельность »

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Целью нравственно- патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности. Создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников .

Для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности, использую такие средства и формы нравственно-патриотического воспитания: образовательная деятельность, тематические занятия на патриотическую тему, подготовка и проведение патриотических праздников, театрализованная деятельность, выступление на городских мероприятиях, создание проектов, оформление развивающей среды. Через музыкальные занятия и различные виды музыкальной деятельности прививаются такие качества как любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

        Работа по нравственно-патриотическому воспитанию реализую по следующим направлениям: военно-патриотическое воспитание, воспитание любви к малой Родине, знакомство с образом Родины, духовное.

В военно-патриотическом воспитании особое значение имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме детям раскрывается величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.

Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях разучиваю с детьми песни маме. Провожу праздничные концерты, посвященные Дню Матери, Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Следующее направление моей работы- это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, воспитывается в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок», « Баба Яга» П. И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны», «Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Новая кукла», «Полёт шмеля»Н. А. Римский-Корсаков, и другие произведения иллюстративного характера.

Большого внимания заслуживает творчество наших современных детских композиторов. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде.

Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные песни, а также народные мелодии, использую в слушании и ритмической  деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. На музыкальных занятиях русская народная музыка постоянно звучит при разучивании или выполнении музыкально-ритмических движений.

Часто включаю и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что делает процесс восприятия народного искусства более ярким.

Дети нашего детского сада являются участниками ежегодного Духовного фестиваля.  Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям  на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Предметно- развивающая среда музыкального зала включает в себя: атрибуты  и русские народные инструменты, которые используются мною как на занятиях , так и на праздниках.

В заключении хочется сказать, что  приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, в них зарождается чувство нравственности и патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Литература

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014, 368с.

Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005, 205с.

Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей .М.: АРКТИ, 2003,160с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «Решение задач нравственно- патриотического воспитания в музыкально-художественной деятельности» ПОДГОТОВИЛА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КУЗМИЧЁВА И. Н. ЛГ МАДОУ ДСКВ №1 «ТЕРЕМОК»

Слайд 2

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д. С. Лихачёв

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности. Создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников .

Слайд 4

Задачи нравственно- патриотического воспитания: Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей . Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства. Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.

Слайд 5

Средства и формы нравственно- патриотического воспитания Образовательная деятельность Тематические занятия на патриотическую тему Подготовка и проведение патриотических праздников Театрализованная деятельность Выступление на городских мероприятиях Создание проектов Оформление развивающей среды Взаимодействие с семьёй

Слайд 6

Образовательная деятельность НОД МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЕНИЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ТАНЕЦ ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Слайд 7

Темы: «Защитник Отечества» и «День победы» Воспитывают в детях чувство патриотизма, уважение к воинам. Песни воспевают отвагу, выносливость, героизм народа, победившего смертельного врага

Слайд 8

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. «Праздники с мамой»

Слайд 9

« День российского флага», «Наша Родина-Россия», «День города» приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Слайд 10

Фольклор приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Слайд 11

Духовный фестиваль: «И воспоёт душа моя Господа

Слайд 12

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний, летний)

Слайд 13

Предметно- развивающая среда

Слайд 14

Русские народные инструменты, атрибуты

Слайд 16

Спасибо за внимание!