Главные вкладки

    Эти упражнения — уникальное средство для развития речи ребенка)

    Постнова Ирина Сергеевна
    1) Массаж Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно. Упражнения пальчикового массажа Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик. Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи. Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша. Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите. Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи. 2) Упражнения с предметами Сборка/разборка пирамидки. Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой. Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек). Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой. Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие. Проталкивание монеток разного размера в копилку. Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску. Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица). Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки. Завязывание бантов, шнуровка обуви. Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой. Рисование пальчиками, мелками. Лепка из пластилина, теста, глины. Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно. 3) Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.) А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.) На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.) И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.) Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.) В подмышку! (Рука ребенка остается там же.) Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.) В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.) Ежик, ежик колкий! Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.) Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.) Ежик, ежик колкий! Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.) Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.) Тихий, тихий, тихий дождик, Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.) А потом сильнее дождик, Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.) Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.) Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.) В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.) Была тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите: „тс-цс-с”.) Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „ш-ш-ш”.) И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, (Указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности.) Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.) Наверно(е) сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.) Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.) Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.) И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.) Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.) И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.) Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.) И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.) Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.) Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.) Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.) 4) Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но еще и обучающий характер. Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п.