Главные вкладки

    Надо ли учить детей рисовать?

    Липагина Наталья Викторовна
    ПОЧЕМУ РЕБЕНКА НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ РИСОВАТЬ?

    Арт-терапевт Виктория Назаревич рассказала, почему родителям нельзя учить детей рисовать до 8 лет и какое значение имеет детский рисунок для гармоничного развития личности ребенка. 

    Психологи давно советуют обращать внимание на детские рисунки, ведь они отражают внутренние переживания, которые кроха пока не умеет выражать по-другому. Мы уже рассказывали, как понять, о чем расскажет рисунок ребенка. Но эти данные могут быть правдивыми лишь в том случае, если малышу не навязывали правила рисования.

    В становлении человека важной частью процессов развития личности является понимание образов, символов и форм, которые создаются нашей психикой для гармонизации. То, что ребенка начинают учить рисовать, - это самая большая ошибка. Мы закрываем ребенку путь к самопознанию и самопониманию. Ведь через свой рисунок гораздо легче понять и познать себя, что априори становится невозможным, когда с самого детства нас учат присматриваться к другим.

    Конечно, многие скажут, как же ребенок должен видеть вещи правильной формы и в правильных цветах. Понятие "правильно" само по себе абстрактное. Ведь небо не всегда голубое, а солнце далеко не желтое. Если внимательно присмотреться, то вы и сами увидите в небе более 30 оттенков различных цветов. Но ваш ребенок может этого не увидеть, если с самого детства не давать ей выбора увидеть самому то, что хочет увидеть он сам. Итак, я как психолог почти с 16-летним стажем работы, могу смело утверждать: "учить рисовать нельзя !!!" А если учить профессионально, то в художественных школах и после 8 лет.

    10 аргументов, почему учить рисовать ребенка до 8 лет вредно:

    1 Цвет и форма, линии на листе бумаги является способом самовыражения ребенка, и как только мама начинает комментировать, что солнышко должно быть круглым, несмотря на квадратное солнышко ребенка, он тут же найдет другой способ самовыражения, и это будут капризы, крики и т.д.

    2 В период дошкольного возраста, когда у ребенка проходит очень тонкий и важный этап взросления - социализация, рисунок даст вам понять возможные трудности и переживания по этому поводу. Но только если вы не запрещали рисовать ребенку то, что он хочет. Например, одна мама, у которой ребенок очень агрессивен к другим, гордится тем, что всегда запрещала рисовать войну и драки. Так вот ребенок и принес все, что мог оставить на листе бумаги, в реальные социальные отношения с миром.

    3 Ребенок имеет право на свой сюрреализм, поэтому исправлять рисунки ребенка, пробовать делать их более красивыми или правильными категорически нельзя. Если ребенок привыкнет к такой позиции, то ошибки во взрослой жизни тоже будете исправлять вы.

    4 Каждый случайный рисунок ребенка - это избавление от негативных состояний, эмоций, которые он не смог выразить, энергии, которую некуда сбросить. Поэтому когда родители начинают помогать с сюжетами, то бессознательно блокируют психологический канал, с помощью которого ребенок может стабилизировать свое психоэмоциональное состояние. Можно помочь ребенку с выбором сюжета, когда он очень этого просит, и то только волшебной фразой: «Рисуй, что хочется рисовать».

    5 Следующий важный вопрос, который задают родители: чем рисовать ребенку? Ведь прекрасно иметь 64 красивых фломастера, которые дают очень четкую и тонкую и ровную линию. Но если рассматривать рисования как форму самопомощи, то только рисование жидкой краской, которая легко смешивается и дает возможность экспериментировать с формой и различным цветом, и еще восковые карандаши, дают эффект настоящего терапевтического пространства в рисунке.

    6 Никогда не критикуйте и не сравнивайте рисунки ребенка с другими. Через принятие продукта творческой деятельности вашего малыша вы принимаете процесс его становления как личности. Ведь логика ребенка такова: если рисунок плохой, значит и я для мамы плохая. Поэтому не бойтесь перехвалить ребенка, ведь каждый рисунок - это частичка проявления души вашего маленького чуда, его индивидуальности и неповторимости.

    7 Важно заметить, что процесс рисования для детей - это способ самопознания, и очень важно не терять такой важный психологический и педагогический инструмент, как рисунок. Простые вопросы к ребенку - кто нарисован на картинке? какой он? что он делает? в каком он настроении? - дают возможность родителям заглянуть в душу ребенка и увидеть возможные проблемы.

    8 Мир фантазий и сказок, который отражается на рисунке, раскрывает для ребенка новые горизонты собственного воображения, и это очень важная сфера жизнедеятельности ребенка. Если родители постоянно возвращают ребенка в суровую реальность, это значительно уменьшает способность фантазировать у детей, обедняется интеллектуальное развитие личности, снижаются возможности креативного, образного мышления. Но сами подумайте: перед тем, как что-то появляется в реальности, это что-то появляется у кого в фантазии. Не убивайте в своем ребенке творца!

    9 То, что сам ребенок начинает гордиться собой, когда видит продукты своего творчества в рисунках, является лучшим средством для психологической профилактики невротических расстройств личности, тревог, страхов и низкой самооценки. А как вы будете гордиться вы своим ребенком, ни в сказке сказать, ни пером описать.

    10 Рисунок является самой первой формой самовыражения человечества и древним средством социализации. Наскальные рисунки передают нам весь путь развития общества и цивилизации, так дайте же своему ребенку пройти свой путь развития в рисунках.
     
     

    Комментарии

    Матюшкина Галина Андреевна

    Уважаемая Наталья Викторовна!
    Надо учить рисовать до 8 лет, лет с 5.
    Аргументирую. Мой младший сын уже в 6 лет определился с профессией - будет медиком, ярко выражен интерес и талант к биологии и медицине. Студенту-медику необходимо уметь рисовать, а способности к рисованию у сына не очень высоки - моторика слабая. Выход один - УЧИТЬ рисовать, развивать глазомер и формировать силу руки и четкость линии - "ставить" руку. Мы кинулись в 9, поздновато, детки, занимающиеся с 4 - 5 лет, его обгоняют, у них опыта больше. Приходится стараться. При этом рисовать сын очень любит, чувство цвета у него хорошее, но надо больше упражняться в графике, он как раз на нее сейчас и "налегает". Уверена, догонит своих сверстников.

    Липагина Наталья Викторовна

    Спасибо за ответ! Я как-то считала, что детей надо учить рисовать, да вот увидела статью. И не знаю, что правильно. То ли давать детям свободу, то ли помогать осваивать навыки рисования. Меня рисовать не учили, и я считаю, что именно поэтому не умею что-то отобразить правильно. Всегда видела одноклассников, которые ходили в творческий кружок по рисованию, и рисовали очень хорошо!

    Странно получается: не мешайте самовыражаться, не программируйте видение мира - и в то же время подготовьте к школе. Завтра нам не разрешат учить ходить? Публикация из серии запугивающих, а не помогающих.
    Я как-то всегда считала, что творцами как раз не рождаются. Творцов творят. Автор публикации пугает, не давая лекарства. Лучше бы посоветовала, как воспитать понимание цвета, формы, чем обрушивала на бедных родителей кучу медицинских терминов.
    Вообще-то интересно, кто учит рисовать: арт-терапевт или собственно художник? Последнему я как-то больше доверяю.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Юлия Юрьевна, насчет ходить правильно Вы мыслите.
    Например, читать-писать в садах уже даавно не учат.
    Из личного опыта: в школе, несмотря на четырехлетние программы и обещание "научить читать всех", к сожалению, успешен только ребенок, "зачитавший" хотя бы за полгода до 1 класса. Читать, безусловно, в результате умеют все детки, но - на разных уровнях.

    Липагина Наталья Викторовна

    Вот и я удивляюсь, что сейчас пишут психологи. Получается, что мы учим детей чему-то, а молодые мамочки читают в социальной сети и размышляют по-своему. А самое главное - время уходит, когда ребёнка можно чему-то научить. Эту стать. увидела в соц. сетях "Развивайка". Решила обсудить с коллегами. Спасибо за Ваше неравнодушие!

    Фадина Юлия Юрьевна

    Я считаю,что детей нужно учить рисовать с детского сада,чтоб потом в школе им было легче.Часто получается так,что придя в школу,выясняется,что ребенок не умеет рисовать элементарных вещей. Я, например, веду кружок по рисованию в детском саду.Так у меня дети занимаются с 4 лет.И у некоторых чувствуется,что есть способности к рисованию.Нужно только их развивать.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Юлия Юрьевна!
    Вы знаете - наверно, было б хорошо, если б всех деток учили рисовать и петь, серьезно бы учили, "ставили" бы руку, голос.
    Мой старший очнулся в 11 классе - профессия архитектора понравилась...А рисовать так и не научился, всегда считал, что это "не его" и не напрягался...
    Мне минус.
    Теперь "работаю над ошибками" с младшим)))

    Матюшкина Галина Андреевна

    Отвечала одной Юлии Юрьевне, а получилось - обеим))

    Фадина Юлия Юрьевна

    Да,конечно было бы хорошо. Да,только некоторые родители записывают ребенка сразу в несколько кружков и хотят,чтоб из их чада сделали великого художника, "полиглота"(иностр.яз),танцора и певца."Разрывают" своего бедного ребенка на части.А в итоге не выходит ничего.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Ну так уж и ничего!
    Такие родители дают ребенку возможность выбирать.
    Молодцы!
    Ребенок подрастет и сам определит, что ему надо: музыка ли, английский ли, а может быть - спорт.

    Моя сестрёнка посещала все возможные кружки и секции в нашем районе. То есть те, куда я, 5-6-классница, могла её водить. Я ограничилась музыкалкой. В итоге я все знаю о балете и швейном деле, обшиваю и обвязываю всю семью, смогла самостоятельно "поступить" сына в английскую группу лицея (у меня немецкий в школе был), самостоятельно оформляла все стенгазеты. А ведь я только у дверей стояла! Не пошло мне на пользу только плавание.
    Пусть дети пробуют и выбирают.

    Липагина Наталья Викторовна

    Юлия Юрьевна! Очень по-житейски и профессионально интересно, а сестёнка кем стала, чем занимается?

    Ой, не смейтесь! Кем ещё может стать плавающая, танцующая, рисующая, строчащая и забивающая мячи девушка в перерывах между игрой на фортепиано, моделированием и пением? Как и сестра, будет преподавать русский. Только я благоденствую в Узбекистане, имею полумиллионные тиражи своих учебников и пособий и очередь на репетиторство, а она преподает на Украине мировую литературу и сражается за часы в продленке.

    Липагина Наталья Викторовна

    Так получается Вы практически обе в одной профессии? И у Вас, благодаря трудолюбию и ответственности всё складывается замечательно! Очень рада за Вас! Успехов Вам!!!

    Я думаю, что учить законам изобразительного искусства необходимо, даже дошкольника. Ведь он должен изначально правильно воспринимать окружающий его мир, мог соотнести увиденное с изображением и оценить результат своей деятельности. Да, психологам проще работать с рисунком неподготовленного ребёнка. Но ведь именно родители, воспитатели должны учить дошкольника фантазировать, умению "входить в картину", т.к. это обогащает его внутренний мир. УЧИТЕ детей рисовать, творить! Пусть не всегда получается, но совместная деятельность на пользу всем.

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    А вот я на примере своего внука, которому сейчас 5 лет, убедилась, что учить рисовать не надо. Нужно просто как можно раньше создавать условия для развития интереса к этому виду творчества. Когда моя невестка 1,5 -годовалому ребенку купила мольберт, мелки, краски, я подумала, что это баловство. Но сейчас вижу, что она была права. Сейчас внук рисует без страха ошибиться, берется за любую тему. Мы его не критикуем и не редактируем его рисунки. И с каждым разом я вижу прогресс. Что интересно, он сам с любопытством подолгу рассматривает иллюстрации в книжках и восхищается, как художник так умело нарисовал то или иное.

    Талант, конечно, даётся "от бога". Но условия, созданные мамой, мольберты, книги с картинками - это тоже обучение. А больше всего - ваши разговоры и ваша заинтересованность. Но неужели мальчик не ходил в садик и там никто не проводил занятий?

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Я имею в виду, что необходимо минимизировать поучения типа: вот так рисуй, как я. Может, это талант. Я просто удивляюсь его смелости - он не боится ошибиться, не боится, что не получится или получится плохо. Это меня радует.

    Михеева Елена Михайловна

    Наталия Викторовна! Ваша статья вызвала бурю эмоций. И я тоже как педагог обучающий детей рисованию НЕСОГЛАСНА с этими высказываниями.
    Ребенок малыш как сможет самовыразиться через рисунок. Ему интересен сам процесс взаимодействия с красками и карандашами. Я считаю что очень важно научить ребенка рисовать, а самовыражение в рисунке у него происходит за счет самостоятельного выбора цветопередачи того или иного предмета. За счет добавления в своем рисунке каких то элементов, деталей, которые делают его рисунок индивидуальным.
    Когда у ребенка получается творить и получать положительный результат своего труда, тогда у ребенка и зарождается интерес и тяга к творчеству. ХОЧУ ЕЩЕ ЧТО-ТО ПОПРОБОВАТЬ СДЕЛАТЬ!!!
    И это очень важно для самооценки и самоутверждения, самореализации.
    Когда видишь что у ребенка сначала не получается то поддерживаешь его словом,что мы еще только учимся и что один раз не получится,но надо трудиться и тогда результат тебя порадует.
    Могу много писать по этой теме, ТК это больной вопрос. Многие родители так и считают вырастет сам научится. А сколько времени пройдет... Многие люди так и не могут себя самореализовать ТК в их детстве не было творчества! Творчество учит находить разные решения одной задачи,в этом и выражается КРЕАТИВНОСТЬ человека! И каждому надо к этому стремиться!

    Липагина Наталья Викторовна

    Да, совершенно согласна с Вами. Просто у нас в педагогике постоянно какие-то перегибы. То учите только так делать, то не учите - это творчество. А, в целом, я считаю, что рисование - это творчество с помощью обучения. Помните времена, когда ругали воспитателя за то, что в рисунке у ребёнка что-то не совпадало с образцом. Потом, наоборот, за образец (не мешайте проявляться творчеству). Всего должно быть в меру.

    Казаченкова Гульнара Анназаровна

    Сейчас все чаще используют нетрадиционные техники рисования, детям интересно и работы красивы. Но навыки рисования при этом не развиваются

    Липагина Наталья Викторовна

    Почему-то не могу принять к работе нетрадиционные методы рисования - рисование ладошками, пальцами, ногами. Не приемлю! Рисование должно быть рисованием - это правильная передача формы, видение может быть своё, но это должно быть рисование. Больше надо проводить сравнений, наблюдений за тем, что рисуем. А из нетрадиционных приемлю развитие творчества с помощью кляксографии, разбрызгивание - это разнообразные техники и приёмы. Хочу услышать мнение коллег!

    Кутняхова Любовь Владимировна

    А моим малышам нравится рисовать ладошками цветы, птичек, солнышко и др.

    Казаченкова Гульнара Анназаровна

    Использую оттиск листьев от различных деревьев при составлении композиций осенних букетов, изображений пейзажей (лес, аллея парка) Красив оттиск листа пекинской капусты (сезонное дерево "золотая осень" "белая береза зимой") Вырезаю цветы из яичных лотков, делаем оттиск получаем букеты. Кляксографию и набрызг не люблю, грязи много, а результат не впечатляет.

    Михеева Елена Михайловна

    Моё мнение по использованию нетрадиционных техник неоднозначное. Я считаю что основной акцент должен быть на рисование, а отпечатки или набрызг или кляксография это использовать как элемент-деталь рисунка. В работе с младшим возрастом там можно использовать нетрадиционку как основное занятие,но не часто. Надо нарабатывать навыки работы красками и восковыми мелками. Я использую их в работе,рисунки получаются яркими необычными. Если интересно посмотрите на моей страничке. Там много детских работ в альбомах по возрастным группам. Но и то я в постоянном поиске новых методов и приёмов в рисовании.