Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Чернявская Наталия Николаевна

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

В соответствии с ФГОС ДО ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. Данная форма работы с детьми активно используется в образовательном процессе. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе со­скучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).

В работе для повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР продолжаю активно использовать работу со сказкой  с применением элементов мнемотехники, элементов инновационной технологии Л.Д.Коротковой "Сказкотерапия". Создала картотеку дидактическихтеатрализованных игрмини-сказок к подвижным играм , направленных на развитие речи детей.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). В своей работе по развитию речи детей дошкольного возраста активно использую элементы разработанной О.М.Ельцовой, Н.Н.Горбачевской, А.Н. Тереховой программы и технологии «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»(цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины"Мои любимые сказки"«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности); интерактивные игры "Путешествие с Котом в сапогах"

Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: мини-проект «Волшебный мир книги» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок); мини-проект "Сказка за сказкой" (цель: развитие речевого творчества детей, интереса к миру сказок. Продукт проекта - разнообразные виды театров, выполненые в сотворчестве детей с родителями, пелагогами)

Такая форма речевого развития дошкольников как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В связи с этим был разработан и внедрён педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков  старших дошкольников через  использование  инновационной технологии О.А. Бизиковой», а именно "Развитие диалогической речи дошкольников в игре". Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг», театрализованные игры.

Развивая речетворчество дошкольников можно использовать конструкторы ЛЕГО .  В группе реализую программу дополнительного образования "Мы играем в ЛЕГО" (вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса). В процессе конструктивной деятельности детям предлагается придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Созданные постройки из ЛЕГО используются в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Данное использование ЛЕГО-конструирования способствует речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: 

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то; 
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; 
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности;
  • педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Литература

  1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

  2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.

  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры для развития диалогической речи

Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №46 «Кот в сапогах»

Чернявская Н. Н.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.

Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.

Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор».

Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность ребенка в целом.

Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д. Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

  1. Лексический характер («Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
  2. Грамматический характер («Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).
  3. Способствуют развитию фонетического слуха у детей («Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук ...?») и.
  4. Развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

Предлагаемую подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи.

В упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям старшего дошкольного возраста  развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи.

«Гуси-гуси»

Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке».

Воспитатель

Гуси-гуси!

Дети

Га-га-га!

Воспитатель

Есть хотите?

Дети

Да-да-да!

Воспитатель

Ну, идите!

Дети

Нам нельзя.

Воспитатель

Почему?

Дети

Серый волк под горой-

Не пускает нас домой!

Воспитатель

Ну, летите, как хотите!

«Гуси» бегут к дому, «волк» бросается ловить их.

«Гуси» собираются в «домике».

 Пойманный становиться «волком».

Игра повторяется.

«Зайцы»

«3айцы» скачут на полянке.

Воспитатель

Зайцы серые играют.

Дети

Скок да скок!

Скок да скок!

Воспитатель

В лесу ягоды собирают.

Дети

В кузовок, в кузовок!

Воспитатель

Ой, красивая лужайка.

Дети

А за нею лес, лес… (зайцы разбегаются в разные стороны)

Воспитатель

Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

Наигрались, зайки, спите,

Только лес не уснет…

(«Зайцы» отдыхают; садятся на корточки, руки – под щечку.)

Воспитатель

Зайцы серые, бегите!

Дети

Волк идет!

Волк идет!

«Светофор»

У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.

Ведущий поднимает красный кружок.

Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!

Ведущий поднимает желтый кружок

Дети: (хором). Желтый тоже подожди!

Ведущий поднимает зеленый кружок.

Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»

Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»

Опоздавший. Задержал светофор.

Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.

Использование приемов театрализации

(игр-драматизаций, театрализованных представлений)

«Футбол»

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

-Ну, футбол...

А я ответил:

- Во, ФУТБОЛ!             (Г. Сапгир)     

                 

  1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
  2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
  3. Какой первый слог, какой второй слог?
  4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

«Сорока и мышка»

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошки не боюсь!

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же тогда ты боишься?

           - Да тихого шороха...                           (Н. Сладкое)

  1. Изобрази шорох, топот, рёв.
  2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
  3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ.

«Сорока и заяц»

- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Сорока, всё равно плохо...

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

- Э-Э, Сорока, невелико счастье!

- Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

- Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

              Душа-то у меня всё равно заячья...                (Н. Сладков)

  1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
  2. Как ты понимаешь слово ДУША?
  3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о, и).

«Сорока и медведь»

- Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

- Я-то? Да ем.

- А днём?

- И днём ем.

- А утром?

- И утром.

- А вечером?

- И вечером.

- А когда же ты не ешь?

- Когда сыт бываю.

- А когда ты сытым бываешь?

           - А никогда.                                            (Н. Гладков.)

  1. В какое время суток медведь не ест?
  2. Утро, день, вечер - это СУТ - КИ
  3. Скажи по звукам слово СУТКИ. Расскажи о первом звуке этого слова.

«Яма»

          - Яму копал?

          - Копал.

- В яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждёшь?

           - Жду.

- Яма сыра?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела.

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошёл домой.             (О. Григорьев)

  1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
  2. «Ловушка». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ.

«Козел Мефодий»

- Кто там ходит в огороде?

- Это я, козёл Мефодий.

- По каким таким делам?

- Помогаю сторожам.

             Я капусту охраняю

             Каждый лист оберегаю.

- Почему капусту вдруг,

             А не редьку и не лук?

             Ты забыл о них, выходит?

            - Ничего я не забыл,

             Но на всех не хватит сил.

             Лук стеречь я не умею,

             А от редьки я худею.

             А капуста - хороша,

             И нужны ей сторожа,

             Потому что самый вкусный,

             Самый вкусный лист капустный.              (А. Крылов)

  1. Какие овощи растут на огороде?
  2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА
  3. Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок) и т.

«В тихой речке»

В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была.

             Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

- Где же твой рыбак? Попался?

- Нет, ушел хитрец, Сорвался!                       (Е. Череповецкий)

  1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
  2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

«Лиса и волк»

Серый волк, в глухом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего, идут дела, голова ещё цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

           - Жив ли, милый куманёк?

- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?

- На базаре я была.

- Что ты так устала?

- Уток я считала.

- Сколько было?

- Семь с восьмой.

- Сколько стало?

- Ни одной!

- Где же эти утки?

- У меня в желудке.

  1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
  2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
  3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК.

«Кто кого»

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня.

-Вы же раньше так дружили!

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.                             (В. Орлов)

Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

«Стук – стук»

- Стук-стук!

- Кто там?

- Мяу-мяу, мяу!

- Кошка ты?

- Мяу-мяу, мяу - Я!

- Кошка, хочешь молока?

- Стук-стук!

- Кто там?

- Ав-ав-ав! Это - Я!

- Я за косточкой пришла!

  1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
  1. Кто что ест?
  2. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
  3. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).

«Мышка»

- Что ты тащишь, мышка?

- Сыр несу детишкам!

- Где взяла?

- Купила, крону заплатила!

- Что ты сдачу не взяла?

- А хозяйка ведь спала!                                  (С. Маршак)

  1. Чем ещё питается мышка?
  2. Где живёт мышка? (в норке)
  3. Кто у мышки детки? (мышата)
  4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

 «Ежик, ежик»

   - Ёжик, ёжик,

     Почему такой колючий?

   -Это я на всякий случай!

    Знаешь, кто мои соседи?

    Лисы, волки и медведи!                          (Б. Заходер)

  1. Почему ёжик колючий?
  2. Чем питаются ежи?
  3. Кого боится ёжик?
  4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
  5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

«Два брата»

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

- Кто ленивый? Кто трудолюбивый?

Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

«Филя»

- Филя, есть хочешь?

- Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога,

             Горшок сметаны и решето калачей.

  1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
  2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА

«Медведь»

- Ты куда идёшь, медведь?

- В город, ёлку приглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты её?

- В лес возьму, в своё жильё.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.                       (Г. Виеру)

  1. В какое время года происходит эта история?
  2. Назови зимние месяцы.
  3. В каком месяце встречают Новый год?
  4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
  5. Как называется жильё медведя? (берлога)
  6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)

«Встреча»

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

  1. Кто что должен убрать?
  2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
  3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж – ежик- ежище - ежи - ежиха - ежовый).



Предварительный просмотр:

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Структурные диалоги

  1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа множественного числа.

- У тебя есть апельсины?
- Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?

  1. Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.

- В вазе что-нибудь есть?
- Да, в вазе цветы.

- На стене что-нибудь висит?
- Нет, на стене ничего не висит.

- За коробкой есть что-нибудь?
- Да, за коробкой лежит карандаш.

  1. Отрицание.

- Это зима, не так ли?
- Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега. Это осень.

- Это лошадка, не так ли?
- Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.

- Это ромашка, не так ли?
- У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.

  1. Утверждение

- Это книжный магазин, не так ли?
- Совершенно верно. На полках одни книги.
- Мальчик собрался на каток, не так ли?
- Вы правы. В руках у него коньки.

Обусловленные диалоги

Обеспечение коммуникативное обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения. Например, в играх, требующих словесного сопровождения (объяснения).

Игра: "Какая игрушка?".

Картинки

Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01a.gif

- неваляшка, матрёшка, снеговик

Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01b.gif

- вагончик, машина, паровоз

Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01c.gif

- лодка, корабль, кукольная ванна, мисочка, формочка

Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01d.gif

- пирамидка, башенка, ракета, ёлочка, парус

Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01e.gif

- мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо, обруч

Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01f.gif

- собака, кошка, утёнок

Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01g.gif

- кукла-девочка, кукла-мальчик, солдатик, космонавт

- На какую игрушку похожа?
- Я думаю на неваляшку.
- Почему?
- Можно дорисовать ручки и глазки и т.д.

Игра "Лабиринт" (план города).
Показ образца  диалога (на доске лабиринт такой же, как у каждого ребёнка):

- Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя мелком по схеме, останавливается возле развилки). Куда теперь: вверх, к грибочку или вниз мимо стульчика? А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку? Твой дом возле стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём рождения!   После этого дети работают парами: ходят, друг к другу в гости.

В аналогичных играх важно учесть уровень развития детей, работающих в парах. Когда один ребёнок намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продуктивно.

Диалоги-сравнения

В диалогах-сравнениях взрослый из позиции Организатора переходит в позицию Соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций.

Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ребёнка, обращая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспрашивает, какие понятия употребляет.

Например, пары для сравнения:
дача - дом в городе,
умный - глупый человек,
игра - учеба,
праздник - будни,
ребёнка ругают - хвалят,
человек думает - действует,
понимание - заучивание и т.д.

"А я не знаю, что такое дача и чем она отличается от дома в городе"

Игры "Разное – одинаковое" 

Игры включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустарники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.
Вопросы начинаются со слов: "Чего в лесу, в огороде, в детском саду, на поляне, на рисунке больше...."
Например: «Чего в лесу больше берёз или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Птиц или дятлов? Насекомых или мух?..»



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию диалогической речи

в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет.

 Разработала воспитатель:

Чернявская Наталия Николаевна

МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №46 «Кот в сапогах»

Месяц

Деятельность детей

Содержание деятельности

Работа с родителями

Предметно-развивающая среда группы.

Сентябрь

Д/у «Давайте познакомимся»

Экскурсия по

детскому саду.

Беседа детей с сотрудниками. «Давайте познакомимся»

ОО «Развитие речи»

ООД Тема: «Приветствия и прощания»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

Коллективная работа «Нам вместе весело»

Знакомство с новой «толстой» книгой «Золотая сокровищница  сказок»

Совместно с воспитателем рассматривание  иллюстраций

Р/у «Если я не прав, то возрази мне»

Заучивание  и инсценировка потешки «Ваня, Ванечка»

 

Д \ у «Узнай по голосу».

П \ и «Гуси».

Показ малышам сказки «Курочка Ряба»

 

Учить представлять себя коллективу сверстников.

Отработка навыков использования вопросительной и повествовательной интонации в диалоге.

Формирование потребности общения с взрослыми

Учить детей употреблять разные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.

Формирование потребности в общении со сверстниками во время совместной деятельности.

Побуждать детей к собеседованию при рассматривании, развитие  разговорной речи.

Научить детей использовать подготовленные образцы в речевом синтезе.

Учить детей вести диалог по образцу.

Учить детей устанавливать речевой и эмоциональный контакт.

Совершенствование диалогической речи.

Задание на дом. Разговор  с детьми на тему «Мои друзья».

Задание на дом:  совместное рассматривание детских книжек из домашней библиотеки. Побуждать детей к обсуждению.

Центр эмоциональной разгрузки: игры, книги.

Альбомы для рассматривания «Наши эмоции», «Наш детский сад»

Внести новую книгу в уголок книги «Золотая сокровищница  сказок»

Шапочки гусей и волка.

Центр театральной деятельности.

Театра «Варежка».

Октябрь

Беседа «В гостях у осени»

Целевая прогулка по территории детского сада (участки)  

Тема: «Наши встречи с природой»

Д/и «Чего не стало

Чтение сказки «Мешок яблок».

Игра –драматизация «Мешок яблок».

Р/у «Подтвердите, если так»

 

Коллективная работа. Коллаж «Что нам осень подарила»

Рассматривание альбома «Осень»

(Работа в парах)

Сюжетно-ролевая игра

«Мы везем урожай»

П \ и «Зайка»

Побуждать детей высказываться на тему из личного опыта.

Учить детей общаться с природой, принимать  участие в разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания

Побуждать к словотворчеству, умению отвечать на вопросы.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы по сказке.

Совершенствование разговорной речи (интонация, обращение, эмоции).

Учить детей находить языковые средства в образце и использовать, не изменяя их.

Учить детей умению договариваться в процессе труда, учить детей обращаться друг к другу вежливо.

Учить детей вести диалог в паре,  развивать умение слушать партнера и реагировать на высказывания.

Знакомство с профессиональной лексикой, развитие навыков разговорной речи.

Учить детей устанавливать речевой и эмоциональный контакт.

Советы родителям. «Правила речевого общения».

 

Совместное чтение, просмотр мультфильма. Беседа «Чем похожи,  и в чём отличие»

Территория детского сада.

Центр книги (мини-библиотека), иллюстрации к сказке. портрет автора В.Сутеев.

Центр театральной деятельности.

Центр художественного творчества.

Познавательно-речевой центр.

Объемные модули, рули, муляжи овощей и фруктов.

Маска зайца.

Ноябрь

Знакомство с новой куклой

Д/и «Кукольные разговоры»

Д/у «Моя любимая игрушка»

Д/и - беседа «Мама поручила дочке приготовить обед»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Журналисты»

Заучивание и инсценирование по ролям стихотворения «Маленькая девочка».

Д/и «Поручения».

Пересказ рассказа О.Осеевой  «Волшебное

слово».

Театр на столе.

Ситуация из игрушек «Еж и заяц», «Лиса и рак»

Побуждать детей к высказываниям, закреплять навыки приветствия.

Учить детей вести диалог, эмоционально реагировать на высказывания.

Развивать умение слушать друг друга: описывать игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ и отвечать на поставленные вопросы.

Обогащение речи детей новыми словами (продукты, продукты, жидкость, насыпать), учить имитировать действия.

Учить взаимодействовать с партнером по игре,  расширять речевое общение детей, воспитание толерантности.

Совершенствовать умение вести диалогическую речь по образцу.

Закрепление форм вежливой речи.

Совершенствовать

диалогические умения детей: адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме).

Побуждать к разыгрыванию и сочинению сценок.

Задание на дом.

Вместе с ребенком подобрать предметы - заместители для

«Волшебной коробочки».

Разговор с ребенком: 

«Мои любимые игрушки».

Дидактическая кукла

Центр сюжетно-ролевой игры.

Модуль «Кухня», телефон, белый халат, колпак врача, «волшебная коробочка».

Уголок книги. Схемы-модели для пересказа.

Резиновые игрушки.

Декабрь

Беседа с детьми «К нам приходит Новый год»

Знакомство с многозначным словом  (летят снежинки, летят лыжи, летят гуси,  летят минуты)

Рассматривание открыток. (работа в парах)

Д\у «Маша в зимнем лесу».

Д/у «Дорисуй пиктограмму».

Подготовка к новогоднему празднику.

Работа в мастерской Деда Мороза.

Режиссерская игра «Новогодний праздник игрушек».

Знакомство с многозначным словом (гребешок,  зуб лапа, ножка)

Р/у «Передай товарищу слова мои».

Продолжать учить детей  принимать участие в групповой беседе: слушать собеседника, отвечать на вопросы, инициативно высказываться.

Расширять словарный запас детей.

Совершенствовать диалогические  умения детей: говорить с собеседником спокойно, внимательно выслушивать.

Развитие восприятия вопросительной интонации, закрепление навыков использования в речи высказывании         с вопросительной и  повествовательной         интонацией.

Развитие мимики,  формирование понимания эмоций.

Учить вести диалог по образцу эмоционально.

Побуждать детей к общению из личного опыта по подготовке к Новому году, учить детей распределять обязанности, совершенствовать навыки пользования самостоятельной активной диалогической речью (прислушиваться к партнеру, правильно и тактично  реагировать на замечания)   в процессе  труда. Воспитание толерантности.

Учить действовать самостоятельно рядом со сверстником, совершенствовать разговорную речь детей.

Расширение словарного запаса детей.

Учить детей трансформировать реплику собеседника.

Совместные беседы с ребёнком дома, на прогулке, при возвращении домой.

Задание на дом: подборка новогодних открыток для групповой выставки.

Задание на дом: сделать новогоднюю игрушку для Главной елки города - совершенствование разговорной речи в процессе труда совместно со взрослыми.

Карточки с изображением представляемых явлений.

Познавательно-речевой центр. Выставка

«Эрмитаж открыток».

Познавательно-речевой центр. Пиктограммы на-

строения.

Центр игры.

Мягкие игрушки, модули.

Январь.

Д/и «Какое слово спряталось?».

Беседа «Как я провел праздники».

Сюжетно-ролевая игра «Дом мод», «Парикмахерская

Игра – диалог «Шутка».

«Мороз не велик,  но стоять не велит». Прогулка по «зимнему лесу»

П /и «Два Мороза».

Показ сказки малышам «Колобок».

Художественное творчество. Коллаж «Зимний пейзаж»

С\ и «Да и нет».

Закрепить представления о многозначных словах.

Побуждать детей к высказываниям из личного опыта, учить выслушивать друг друга.

Учить детей умению договариваться в распределение  ролей, согласно выбранному сюжету, актуализация речевых средств, воспитание уважения к партнеру по игре.

Формирование диалогической речи  при заучивании и обыгрывании   стихотворения.

Побуждать детей общаться с природой, совершенствовать умения и навыки коллективного разговора.

Учить детей вести диалог по образцу.

Совершенствовать эмоционально- диалогическую речь детей.

Закреплять умения детей общаться со сверстниками в процессе творческих работ.

Направить речевое поведение детей на создание реплик.

Модуль «Парихмахерская».

Территория детского сада. Тропа здоровья. «Сосновая роща» (элементы терренкура)

Центр физического развития.

Колпаки: красный и синий.

Центр театрализации Кукольный

театр «Би-ба-бо»

Центр художественного творчества.

Февраль.

Работа по проекту «Мой город»

См. проект.

Центр патриотического воспитания детей.

Мини-музей «Моя родина – Россия»

Март.

Работа по проекту «Огород на подоконнике».

Развлечение «Весна пришла»

См. проект.

Приобщение детей к общению с природой. Закрепление навыков диалогической речи.

Огород на подоконнике.

Апрель

ООД. Коммуникация «Лес и мы.

Работа над правилом: «Говори спокойно, грамотно, красиво».

Работа с тестом, пересказ сказки: «Соревнования»

Д/ и «У меня зазвонил телефон…».

Обогащение словаря детей, закреплять умения детей грамотно отвечать на вопросы воспитателя,

общаться с природой. Закреплять правила диалогической речи.

Закреплять у детей     умение вести диалог по образцу.

Обучать детей вести разговор по телефону.

Формирование потребности общения с взрослыми.

Консультация «Развитие навыков диалогической речи».

Разговор на тему: «Телефон как средство общения и развития диалогической речи  у детей».

Задание на дом: закрепить умения детей правильно разговаривать по телефону.

Центр экологического воспитания.

Макет леса.

Энциклопедии, книги о природе для рассматривания, чтения.

Разные виды телефонов.

Май

Экскурсия на почту.

Чтение стихотворения С.Я Маршака «Загадки»

С \ и «Почта».

Игротека. Играем вместе. Игры по выбору детей.

Круглый стол вопросов и ответов.

Совершенствование навыков коллективного обсуждения.

Актуализировать ролевую и компенсирующую речь детей.

Побуждать детей к совместной игровой деятельности со взрослыми и сверстниками, совершенствовать усвоенные навыки речевого   общения.

воспитание инициативности и самостоятельности.

 Побуждать детей проявлять интерес к беседе со сверстниками, учить детей коллективно задавать и отвечать на вопросы.

Консультация «Использование речевых игр в формирование речевого общения  детей».

Родительское собрание за круглым столом «Мы идём в школу»

Итоговое занятие «Путешествие в страну Знаний»

Центр ролевой игры. Атрибуты для игры «Почта».

Центры:  театра, познавательно-речевой, ролевой игры,  физического развития, художественного творчества.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

 

Комментарии

Васильченко Татьяна Юрьевна

Наталья Николаевна, спасибо за статью. Очень актуальная тема.

Раимбакиева Марианна Флоровна

Очень интересно, я занимаюсь другой темой:"Развитие речевого творчества средствами мнемонических приемов"

Зарьянова Марина Кирилловна

Отличный материал!!!!!!!! Как много практики, буду использовать! Кладезь для педагога.