Главные вкладки

    Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

    Чернявская Наталия Николаевна

    Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

    В соответствии с ФГОС ДО ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. Данная форма работы с детьми активно используется в образовательном процессе. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе со­скучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).

    В работе для повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР активно использую работу со сказкой  с применением элементов мнемотехники, элементов инновационной технологии Л.Д.Коротковой "Сказкотерапия". Разработала картотеку дидактическихтеатрализованных игрмини-сказок к подвижным играм , направленных на развитие речи детей.

    Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). В своей работе по развитию речи детей дошкольного возраста активно использую элементы разработанной О.М.Ельцовой, Н.Н.Горбачевской, А.Н. Тереховой программы и технологии «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»(цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

    Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины"Мои любимые сказки"«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности); интерактивные игры "Путешествие с Котом в сапогах"

    Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: мини-проект «Волшебный мир книги» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — авторские детские книги сказок, загадок); мини-проект "Сказка за сказкой" (цель: развитие речевого творчества детей, интереса к миру сказок. Продукт проекта - разнообразные виды театров, выполненые в сотворчестве детей с родителями, пелагогами)

    Такая форма речевого развития дошкольников как игра, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В связи с этим был разработан и внедрён педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков  старших дошкольников через  использование  инновационной технологии О.А. Бизиковой», а именно "Развитие диалогической речи дошкольников в игре". Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг», театрализованные игры.

    Развивая речетворчество дошкольников можно использовать конструкторы ЛЕГО .  В группе реализую программу дополнительного образования "Мы играем в ЛЕГО" (вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса). В процессе конструктивной деятельности детям предлагается придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Созданные постройки из ЛЕГО используются в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Данное использование ЛЕГО-конструирования способствует речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди. Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

    Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

    Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: 

    • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то; 
    • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; 
    • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности;
    • педагог не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

    Литература

    1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

    2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

    3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.

    4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речевые игры для развития диалогической речи

    Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

    ДС №46 «Кот в сапогах»

    Чернявская Н. Н.

    Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

    Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

    Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.

    Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.

    Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

    Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т.д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры: «Гуси-гуси», «Зайцы», «Светофор».

    Развитию диалога также способствует использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), которые развивают интонационную выразительность, совершенствуют эмоциональность речи, обогащают словарь, формируют грамматический строй, активизируют речевую деятельность ребенка в целом.

    Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

    Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

    Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т.д. Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

    К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

    Задания носят:

    1. Лексический характер («Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
    2. Грамматический характер («Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).
    3. Способствуют развитию фонетического слуха у детей («Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук ...?») и.
    4. Развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

    Предлагаемую подборку материала можно использовать как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи.

    В упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель - помочь детям старшего дошкольного возраста  развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения. Овладение разговорно-диалогической речью – это непременное условие перехода к связной речи.

    «Гуси-гуси»

    Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке».

    Воспитатель

    Гуси-гуси!

    Дети

    Га-га-га!

    Воспитатель

    Есть хотите?

    Дети

    Да-да-да!

    Воспитатель

    Ну, идите!

    Дети

    Нам нельзя.

    Воспитатель

    Почему?

    Дети

    Серый волк под горой-

    Не пускает нас домой!

    Воспитатель

    Ну, летите, как хотите!

    «Гуси» бегут к дому, «волк» бросается ловить их.

    «Гуси» собираются в «домике».

     Пойманный становиться «волком».

    Игра повторяется.

    «Зайцы»

    «3айцы» скачут на полянке.

    Воспитатель

    Зайцы серые играют.

    Дети

    Скок да скок!

    Скок да скок!

    Воспитатель

    В лесу ягоды собирают.

    Дети

    В кузовок, в кузовок!

    Воспитатель

    Ой, красивая лужайка.

    Дети

    А за нею лес, лес… (зайцы разбегаются в разные стороны)

    Воспитатель

    Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

    Наигрались, зайки, спите,

    Только лес не уснет…

    («Зайцы» отдыхают; садятся на корточки, руки – под щечку.)

    Воспитатель

    Зайцы серые, бегите!

    Дети

    Волк идет!

    Волк идет!

    «Светофор»

    У ведущего три кружочка: зеленый, желтый, красный.

    Ведущий поднимает красный кружок.

    Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!

    Ведущий поднимает желтый кружок

    Дети: (хором). Желтый тоже подожди!

    Ведущий поднимает зеленый кружок.

    Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»

    Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»

    Опоздавший. Задержал светофор.

    Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.

    Использование приемов театрализации

    (игр-драматизаций, театрализованных представлений)

    «Футбол»

    Сказала тетя:

    - Фи, футбол!

    Сказала мама:

    - Фу, футбол!

    Сестра сказала:

    -Ну, футбол...

    А я ответил:

    - Во, ФУТБОЛ!             (Г. Сапгир)     

                     

    1. Постарайся сказать выразительно так, как сказала мама (сестра, мальчик).
    2. Отхлопай слово ФУТБОЛ по слогам (фут-бол).
    3. Какой первый слог, какой второй слог?
    4. Назови первый звук в слове ФУТБОЛ (ф).

    «Сорока и мышка»

    - Мышка-трусишка, ты треска боишься?

    - Ни крошки не боюсь!

    - А громкого топота?

    - Ни капельки не боюсь!

    - А страшного рёва?

    - Нисколечко не боюсь!

    - А чего же тогда ты боишься?

               - Да тихого шороха...                           (Н. Сладкое)

    1. Изобрази шорох, топот, рёв.
    2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
    3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ, МЫШЬ.

    «Сорока и заяц»

    - Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!

    - Э-э, Сорока, всё равно плохо...

    - Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

    - Э-Э, Сорока, невелико счастье!

    - Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

    - Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

                  Душа-то у меня всё равно заячья...                (Н. Сладков)

    1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
    2. Как ты понимаешь слово ДУША?
    3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о, и).

    «Сорока и медведь»

    - Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

    - Я-то? Да ем.

    - А днём?

    - И днём ем.

    - А утром?

    - И утром.

    - А вечером?

    - И вечером.

    - А когда же ты не ешь?

    - Когда сыт бываю.

    - А когда ты сытым бываешь?

               - А никогда.                                            (Н. Гладков.)

    1. В какое время суток медведь не ест?
    2. Утро, день, вечер - это СУТ - КИ
    3. Скажи по звукам слово СУТКИ. Расскажи о первом звуке этого слова.

    «Яма»

              - Яму копал?

              - Копал.

    - В яму упал?

    - Упал.

    - В яме сидишь?

    - Сижу.

    - Лестницу ждёшь?

               - Жду.

    - Яма сыра?

    - Сыра.

    - Как голова?

    - Цела.

    - Значит, живой?

    - Живой.

    - Ну, я пошёл домой.             (О. Григорьев)

    1. Назови слова-действия (копал, упал, сидишь, ждёшь, пошёл).
    2. «Ловушка». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ж: ЯМА, ЖДЁШЬ, КОПАЛ, СИЖУ, ДОМОЙ, ЖИВОЙ.

    «Козел Мефодий»

    - Кто там ходит в огороде?

    - Это я, козёл Мефодий.

    - По каким таким делам?

    - Помогаю сторожам.

                 Я капусту охраняю

                 Каждый лист оберегаю.

    - Почему капусту вдруг,

                 А не редьку и не лук?

                 Ты забыл о них, выходит?

                - Ничего я не забыл,

                 Но на всех не хватит сил.

                 Лук стеречь я не умею,

                 А от редьки я худею.

                 А капуста - хороша,

                 И нужны ей сторожа,

                 Потому что самый вкусный,

                 Самый вкусный лист капустный.              (А. Крылов)

    1. Какие овощи растут на огороде?
    2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА
    3. Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок) и т.

    «В тихой речке»

    В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.

    - Здравствуй!

    - Здравствуй!

    - Как дела?

    - На рыбалке я была.

                 Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

    - Где же твой рыбак? Попался?

    - Нет, ушел хитрец, Сорвался!                       (Е. Череповецкий)

    1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
    2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

    «Лиса и волк»

    Серый волк, в глухом лесу встретил рыжую лису.

    - Лизавета, здравствуй!

    - Как дела, зубастый?

    - Ничего, идут дела, голова ещё цела.

    - Где ты был?

    - На рынке.

    - Что купил?

    - Свининки.

    - Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

    - Кто отгрыз?

    - Собаки.

               - Жив ли, милый куманёк?

    - Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?

    - На базаре я была.

    - Что ты так устала?

    - Уток я считала.

    - Сколько было?

    - Семь с восьмой.

    - Сколько стало?

    - Ни одной!

    - Где же эти утки?

    - У меня в желудке.

    1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
    2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
    3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК.

    «Кто кого»

    - Кто кого обидел первый?

    - Он меня!

    - Нет, он меня!

    - Кто кого ударил первый?

    - Он меня!

    - Нет, он меня.

    -Вы же раньше так дружили!

    - Я дружил.

    - И я дружил.

    - Что же вы не поделили?

    - Я забыл.

    - И я забыл.                             (В. Орлов)

    Придумай рассказ, из-за чего мальчики поссорились?

    «Стук – стук»

    - Стук-стук!

    - Кто там?

    - Мяу-мяу, мяу!

    - Кошка ты?

    - Мяу-мяу, мяу - Я!

    - Кошка, хочешь молока?

    - Стук-стук!

    - Кто там?

    - Ав-ав-ав! Это - Я!

    - Я за косточкой пришла!

    1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
    1. Кто что ест?
    2. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
    3. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).

    «Мышка»

    - Что ты тащишь, мышка?

    - Сыр несу детишкам!

    - Где взяла?

    - Купила, крону заплатила!

    - Что ты сдачу не взяла?

    - А хозяйка ведь спала!                                  (С. Маршак)

    1. Чем ещё питается мышка?
    2. Где живёт мышка? (в норке)
    3. Кто у мышки детки? (мышата)
    4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

     «Ежик, ежик»

       - Ёжик, ёжик,

         Почему такой колючий?

       -Это я на всякий случай!

        Знаешь, кто мои соседи?

        Лисы, волки и медведи!                          (Б. Заходер)

    1. Почему ёжик колючий?
    2. Чем питаются ежи?
    3. Кого боится ёжик?
    4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
    5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

    «Два брата»

    - Где ты, брат Иван?

    - В горнице.

    - А что делаешь?

    - Помогаю Петру.

    - А Петр что делает?

    - Да на печи лежит.

    - Кто ленивый? Кто трудолюбивый?

    Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

    «Филя»

    - Филя, есть хочешь?

    - Да нет, батюшка, я перекусил.

    - А чем перекусил?

    - Да съел кусок пирога,

                 Горшок сметаны и решето калачей.

    1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
    2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА

    «Медведь»

    - Ты куда идёшь, медведь?

    - В город, ёлку приглядеть.

    - Да на что тебе она?

    - Новый год встречать пора.

    - Где поставишь ты её?

    - В лес возьму, в своё жильё.

    - Что ж не вырубил в лесу?

    - Жалко. Лучше принесу.                       (Г. Виеру)

    1. В какое время года происходит эта история?
    2. Назови зимние месяцы.
    3. В каком месяце встречают Новый год?
    4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
    5. Как называется жильё медведя? (берлога)
    6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)

    «Встреча»

    Волк ежу сказал: «Ты колкий!

    Убери, дружок, иголки!»

    «Уберу, - ответил ёж, -

    если зубы уберешь».

    1. Кто что должен убрать?
    2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
    3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж – ежик- ежище - ежи - ежиха - ежовый).



    Предварительный просмотр:

    Игровые приемы для развития диалогической речи.

    Структурные диалоги

    1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа множественного числа.

    - У тебя есть апельсины?
    - Нет, у меня нет апельсинов, зато у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?

    1. Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.

    - В вазе что-нибудь есть?
    - Да, в вазе цветы.

    - На стене что-нибудь висит?
    - Нет, на стене ничего не висит.

    - За коробкой есть что-нибудь?
    - Да, за коробкой лежит карандаш.

    1. Отрицание.

    - Это зима, не так ли?
    - Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега. Это осень.

    - Это лошадка, не так ли?
    - Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.

    - Это ромашка, не так ли?
    - У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.

    1. Утверждение

    - Это книжный магазин, не так ли?
    - Совершенно верно. На полках одни книги.
    - Мальчик собрался на каток, не так ли?
    - Вы правы. В руках у него коньки.

    Обусловленные диалоги

    Обеспечение коммуникативное обусловленных высказываний, возникающих в связи с потребностью, вызванной условиями общения. Например, в играх, требующих словесного сопровождения (объяснения).

    Игра: "Какая игрушка?".

    Картинки

    Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01a.gif

    - неваляшка, матрёшка, снеговик

    Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01b.gif

    - вагончик, машина, паровоз

    Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01c.gif

    - лодка, корабль, кукольная ванна, мисочка, формочка

    Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01d.gif

    - пирамидка, башенка, ракета, ёлочка, парус

    Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01e.gif

    - мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо, обруч

    Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01f.gif

    - собака, кошка, утёнок

    Описание: http://www.logoped.ru/images/oreshia01g.gif

    - кукла-девочка, кукла-мальчик, солдатик, космонавт

    - На какую игрушку похожа?
    - Я думаю на неваляшку.
    - Почему?
    - Можно дорисовать ручки и глазки и т.д.

    Игра "Лабиринт" (план города).
    Показ образца  диалога (на доске лабиринт такой же, как у каждого ребёнка):

    - Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части города? Ясно, я дойду да центральной площади, (отмечает свой путь, ведя мелком по схеме, останавливается возле развилки). Куда теперь: вверх, к грибочку или вниз мимо стульчика? А теперь куда повернуть: к ёлочке или к грибочку? Твой дом возле стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днём рождения!   После этого дети работают парами: ходят, друг к другу в гости.

    В аналогичных играх важно учесть уровень развития детей, работающих в парах. Когда один ребёнок намного сильнее, чем другой, более сильному становится скучно, он становится рассеянным. Однако, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продуктивно.

    Диалоги-сравнения

    В диалогах-сравнениях взрослый из позиции Организатора переходит в позицию Соучастника, направляет от поверхностных признаков к более существенным. Помимо задач формирования навыков общения этот способ организации диалога развивает функцию различения и формирования категориальной базы через накопление критериев классификаций.

    Лучше всего, пары для сравнения брать из самой деятельности ребёнка, обращая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чём расспрашивает, какие понятия употребляет.

    Например, пары для сравнения:
    дача - дом в городе,
    умный - глупый человек,
    игра - учеба,
    праздник - будни,
    ребёнка ругают - хвалят,
    человек думает - действует,
    понимание - заучивание и т.д.

    "А я не знаю, что такое дача и чем она отличается от дома в городе"

    Игры "Разное – одинаковое" 

    Игры включают вопросы, сталкивающие родовой (например, деревья, кустарники) и видовой (клён, берёза, липа) признаки предметов.
    Вопросы начинаются со слов: "Чего в лесу, в огороде, в детском саду, на поляне, на рисунке больше...."
    Например: «Чего в лесу больше берёз или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Птиц или дятлов? Насекомых или мух?..»



    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по развитию диалогической речи

    в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет.

     Разработала воспитатель:

    Чернявская Наталия Николаевна

    МАДОУ г. Нижневартовска

    ДС №46 «Кот в сапогах»

    Месяц

    Деятельность детей

    Содержание деятельности

    Работа с родителями

    Предметно-развивающая среда группы.

    Сентябрь

    Д/у «Давайте познакомимся»

    Экскурсия по

    детскому саду.

    Беседа детей с сотрудниками. «Давайте познакомимся»

    ОО «Развитие речи»

    ООД Тема: «Приветствия и прощания»

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    Рисование

    Коллективная работа «Нам вместе весело»

    Знакомство с новой «толстой» книгой «Золотая сокровищница  сказок»

    Совместно с воспитателем рассматривание  иллюстраций

    Р/у «Если я не прав, то возрази мне»

    Заучивание  и инсценировка потешки «Ваня, Ванечка»

     

    Д \ у «Узнай по голосу».

    П \ и «Гуси».

    Показ малышам сказки «Курочка Ряба»

     

    Учить представлять себя коллективу сверстников.

    Отработка навыков использования вопросительной и повествовательной интонации в диалоге.

    Формирование потребности общения с взрослыми

    Учить детей употреблять разные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.

    Формирование потребности в общении со сверстниками во время совместной деятельности.

    Побуждать детей к собеседованию при рассматривании, развитие  разговорной речи.

    Научить детей использовать подготовленные образцы в речевом синтезе.

    Учить детей вести диалог по образцу.

    Учить детей устанавливать речевой и эмоциональный контакт.

    Совершенствование диалогической речи.

    Задание на дом. Разговор  с детьми на тему «Мои друзья».

    Задание на дом:  совместное рассматривание детских книжек из домашней библиотеки. Побуждать детей к обсуждению.

    Центр эмоциональной разгрузки: игры, книги.

    Альбомы для рассматривания «Наши эмоции», «Наш детский сад»

    Внести новую книгу в уголок книги «Золотая сокровищница  сказок»

    Шапочки гусей и волка.

    Центр театральной деятельности.

    Театра «Варежка».

    Октябрь

    Беседа «В гостях у осени»

    Целевая прогулка по территории детского сада (участки)  

    Тема: «Наши встречи с природой»

    Д/и «Чего не стало

    Чтение сказки «Мешок яблок».

    Игра –драматизация «Мешок яблок».

    Р/у «Подтвердите, если так»

     

    Коллективная работа. Коллаж «Что нам осень подарила»

    Рассматривание альбома «Осень»

    (Работа в парах)

    Сюжетно-ролевая игра

    «Мы везем урожай»

    П \ и «Зайка»

    Побуждать детей высказываться на тему из личного опыта.

    Учить детей общаться с природой, принимать  участие в разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания

    Побуждать к словотворчеству, умению отвечать на вопросы.

    Продолжать учить детей отвечать на вопросы по сказке.

    Совершенствование разговорной речи (интонация, обращение, эмоции).

    Учить детей находить языковые средства в образце и использовать, не изменяя их.

    Учить детей умению договариваться в процессе труда, учить детей обращаться друг к другу вежливо.

    Учить детей вести диалог в паре,  развивать умение слушать партнера и реагировать на высказывания.

    Знакомство с профессиональной лексикой, развитие навыков разговорной речи.

    Учить детей устанавливать речевой и эмоциональный контакт.

    Советы родителям. «Правила речевого общения».

     

    Совместное чтение, просмотр мультфильма. Беседа «Чем похожи,  и в чём отличие»

    Территория детского сада.

    Центр книги (мини-библиотека), иллюстрации к сказке. портрет автора В.Сутеев.

    Центр театральной деятельности.

    Центр художественного творчества.

    Познавательно-речевой центр.

    Объемные модули, рули, муляжи овощей и фруктов.

    Маска зайца.

    Ноябрь

    Знакомство с новой куклой

    Д/и «Кукольные разговоры»

    Д/у «Моя любимая игрушка»

    Д/и - беседа «Мама поручила дочке приготовить обед»

    Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Журналисты»

    Заучивание и инсценирование по ролям стихотворения «Маленькая девочка».

    Д/и «Поручения».

    Пересказ рассказа О.Осеевой  «Волшебное

    слово».

    Театр на столе.

    Ситуация из игрушек «Еж и заяц», «Лиса и рак»

    Побуждать детей к высказываниям, закреплять навыки приветствия.

    Учить детей вести диалог, эмоционально реагировать на высказывания.

    Развивать умение слушать друг друга: описывать игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ и отвечать на поставленные вопросы.

    Обогащение речи детей новыми словами (продукты, продукты, жидкость, насыпать), учить имитировать действия.

    Учить взаимодействовать с партнером по игре,  расширять речевое общение детей, воспитание толерантности.

    Совершенствовать умение вести диалогическую речь по образцу.

    Закрепление форм вежливой речи.

    Совершенствовать

    диалогические умения детей: адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме).

    Побуждать к разыгрыванию и сочинению сценок.

    Задание на дом.

    Вместе с ребенком подобрать предметы - заместители для

    «Волшебной коробочки».

    Разговор с ребенком: 

    «Мои любимые игрушки».

    Дидактическая кукла

    Центр сюжетно-ролевой игры.

    Модуль «Кухня», телефон, белый халат, колпак врача, «волшебная коробочка».

    Уголок книги. Схемы-модели для пересказа.

    Резиновые игрушки.

    Декабрь

    Беседа с детьми «К нам приходит Новый год»

    Знакомство с многозначным словом  (летят снежинки, летят лыжи, летят гуси,  летят минуты)

    Рассматривание открыток. (работа в парах)

    Д\у «Маша в зимнем лесу».

    Д/у «Дорисуй пиктограмму».

    Подготовка к новогоднему празднику.

    Работа в мастерской Деда Мороза.

    Режиссерская игра «Новогодний праздник игрушек».

    Знакомство с многозначным словом (гребешок,  зуб лапа, ножка)

    Р/у «Передай товарищу слова мои».

    Продолжать учить детей  принимать участие в групповой беседе: слушать собеседника, отвечать на вопросы, инициативно высказываться.

    Расширять словарный запас детей.

    Совершенствовать диалогические  умения детей: говорить с собеседником спокойно, внимательно выслушивать.

    Развитие восприятия вопросительной интонации, закрепление навыков использования в речи высказывании         с вопросительной и  повествовательной         интонацией.

    Развитие мимики,  формирование понимания эмоций.

    Учить вести диалог по образцу эмоционально.

    Побуждать детей к общению из личного опыта по подготовке к Новому году, учить детей распределять обязанности, совершенствовать навыки пользования самостоятельной активной диалогической речью (прислушиваться к партнеру, правильно и тактично  реагировать на замечания)   в процессе  труда. Воспитание толерантности.

    Учить действовать самостоятельно рядом со сверстником, совершенствовать разговорную речь детей.

    Расширение словарного запаса детей.

    Учить детей трансформировать реплику собеседника.

    Совместные беседы с ребёнком дома, на прогулке, при возвращении домой.

    Задание на дом: подборка новогодних открыток для групповой выставки.

    Задание на дом: сделать новогоднюю игрушку для Главной елки города - совершенствование разговорной речи в процессе труда совместно со взрослыми.

    Карточки с изображением представляемых явлений.

    Познавательно-речевой центр. Выставка

    «Эрмитаж открыток».

    Познавательно-речевой центр. Пиктограммы на-

    строения.

    Центр игры.

    Мягкие игрушки, модули.

    Январь.

    Д/и «Какое слово спряталось?».

    Беседа «Как я провел праздники».

    Сюжетно-ролевая игра «Дом мод», «Парикмахерская

    Игра – диалог «Шутка».

    «Мороз не велик,  но стоять не велит». Прогулка по «зимнему лесу»

    П /и «Два Мороза».

    Показ сказки малышам «Колобок».

    Художественное творчество. Коллаж «Зимний пейзаж»

    С\ и «Да и нет».

    Закрепить представления о многозначных словах.

    Побуждать детей к высказываниям из личного опыта, учить выслушивать друг друга.

    Учить детей умению договариваться в распределение  ролей, согласно выбранному сюжету, актуализация речевых средств, воспитание уважения к партнеру по игре.

    Формирование диалогической речи  при заучивании и обыгрывании   стихотворения.

    Побуждать детей общаться с природой, совершенствовать умения и навыки коллективного разговора.

    Учить детей вести диалог по образцу.

    Совершенствовать эмоционально- диалогическую речь детей.

    Закреплять умения детей общаться со сверстниками в процессе творческих работ.

    Направить речевое поведение детей на создание реплик.

    Модуль «Парихмахерская».

    Территория детского сада. Тропа здоровья. «Сосновая роща» (элементы терренкура)

    Центр физического развития.

    Колпаки: красный и синий.

    Центр театрализации Кукольный

    театр «Би-ба-бо»

    Центр художественного творчества.

    Февраль.

    Работа по проекту «Мой город»

    См. проект.

    Центр патриотического воспитания детей.

    Мини-музей «Моя родина – Россия»

    Март.

    Работа по проекту «Огород на подоконнике».

    Развлечение «Весна пришла»

    См. проект.

    Приобщение детей к общению с природой. Закрепление навыков диалогической речи.

    Огород на подоконнике.

    Апрель

    ООД. Коммуникация «Лес и мы.

    Работа над правилом: «Говори спокойно, грамотно, красиво».

    Работа с тестом, пересказ сказки: «Соревнования»

    Д/ и «У меня зазвонил телефон…».

    Обогащение словаря детей, закреплять умения детей грамотно отвечать на вопросы воспитателя,

    общаться с природой. Закреплять правила диалогической речи.

    Закреплять у детей     умение вести диалог по образцу.

    Обучать детей вести разговор по телефону.

    Формирование потребности общения с взрослыми.

    Консультация «Развитие навыков диалогической речи».

    Разговор на тему: «Телефон как средство общения и развития диалогической речи  у детей».

    Задание на дом: закрепить умения детей правильно разговаривать по телефону.

    Центр экологического воспитания.

    Макет леса.

    Энциклопедии, книги о природе для рассматривания, чтения.

    Разные виды телефонов.

    Май

    Экскурсия на почту.

    Чтение стихотворения С.Я Маршака «Загадки»

    С \ и «Почта».

    Игротека. Играем вместе. Игры по выбору детей.

    Круглый стол вопросов и ответов.

    Совершенствование навыков коллективного обсуждения.

    Актуализировать ролевую и компенсирующую речь детей.

    Побуждать детей к совместной игровой деятельности со взрослыми и сверстниками, совершенствовать усвоенные навыки речевого   общения.

    воспитание инициативности и самостоятельности.

     Побуждать детей проявлять интерес к беседе со сверстниками, учить детей коллективно задавать и отвечать на вопросы.

    Консультация «Использование речевых игр в формирование речевого общения  детей».

    Родительское собрание за круглым столом «Мы идём в школу»

    Итоговое занятие «Путешествие в страну Знаний»

    Центр ролевой игры. Атрибуты для игры «Почта».

    Центры:  театра, познавательно-речевой, ролевой игры,  физического развития, художественного творчества.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

     

    Комментарии

    Васильченко Татьяна Юрьевна

    Наталья Николаевна, спасибо за статью. Очень актуальная тема.

    Раимбакиева Марианна Флоровна

    Очень интересно, я занимаюсь другой темой:"Развитие речевого творчества средствами мнемонических приемов"

    Зарьянова Марина Кирилловна

    Отличный материал!!!!!!!! Как много практики, буду использовать! Кладезь для педагога.