Главные вкладки

    Конкурсы: хорошо или плохо?

    Грищенко Ольга Владиславовна

    Одним из направлений современного образования в России является ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ. Предполагается, что должны создаваться условия для выявления  и развития способностей каждого ребёнка.

    Однако, на практике это направление реализуется формально, т.к. основной, перспективной и "правильной" формой представления себя, самопрезентации считаются КОНКУРСЫ, олимпиады, соревнования. Часто в детском саду можно услышать разговор педагогов и родителей: "Ваш ребёнок будет участвовать в конкурсе? Нет? А почему? Надо участвовать! Надо проявлять активную позицию". Вот тут и возникают следующие вопросы:

    - Почему ВСЕ должны участвовать в конкурсах?

    Ведь дети разные: кто-то любит соревнования, состязания, а кто-то - нет.  Получается, что вместо индивидуализации в образовании все ребята должны проявлять себя в пропагандируемых формах (конкурсах). Вы можете возразить: участие в конкурсах добровольное! Но тогда почему в портфолио дошкольника обязательна страничка "Участие в конкурсах"? Почему педагоги поощряются руководством морально и материально, если привлекают и готовят как можно большее количество дошкольников к конкурсным испытаниям?

    - Почему участие ребёнка в клубе по интересам, его занятия в спортивной секции, увлечение каким-то хобби считается незначительным проявлением своих способностей (по сравнению с конкурсами)? 

    Если ребёнок  своим достижением считает количество прочитанных книг, с удовольствием рассказывает о них, делится со сверстниками - его все хвалят. Но далее следует неизбежный вопрос: в каких конкурсах ты участвовал? По-моему многие родители против такой общественной  оценки, но ничего не могут сделать, т.к. такую же картину (с конкурсами) мы будем наблюдать и в школе, и в ВУЗе, и т. д.

    - Кто гарантирует и оценивает качество предлагаемых дошкольникам конкурсных заданий?

    Мы не знаем тех людей, которые организуют всевозможные конкурсы. Они компетентны? Это вопрос без ответа.  Если бы этим занималась передовая часть работников образования нашей страны (известные учёные, знаменитые практики), то была бы гарантия (хоть и не 100%) качества содержания конкурсных  испытаний. В любом случае, существует человеческий фактор, субъективная оценка результатов выполненной работы. Особенно субъективна она сейчас, достаточно проанализировать задания известных конкурсов для детей. 

    Необходимо предоставлять выбор ребёнку: нравится ли ему оценивать уровень своих знаний, выполняя различные тесты, решая задачи? Или это ребёнок-созерцатель, наблюдая за окружающим миром он накапливает, анализирует информацию, думает. Возможно, в дальнейшем плоды этих раздумий мы увидим в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства, в научной работе. 

    С одной стороны, никто не говорит о том, что надо запретить конкурсы. Но мы наблюдаем явный перегиб с навязчивой рекламой этих услуг, нередко невысокое качество предлагаемых заданий и, как итог, однобокое оценивание активности дошкольника.  

    - Каково психологическое состояние детей, проигравших и победивших?

    Никто это не оценивает, психологического сопровождения по данному вопросу нет. Есть опасность, что незрелая личность дошкольника может преувеличить значимость победы и, в дальнейшем, ставить перед собой цели - выиграть любой ценой. Хорошо ли это?

    Думаю, что значение участия в конкурсах (как общественную оценку) надо поставить на один уровень с любыми другими занятиями детей. Каждый ребёнок прекрасен и индивидуален в своих проявлениях!

     

    Комментарии

    Луданова Александра Александровна

    Ольга Владимировна, полностью с Вами согласна. Участие во всевозможных конкурсах стало какой-то гонкой - кто больше, и еще зачастую участвуют в конкурсах не дети, а родители.

    Грищенко Ольга Владиславовна

    Спасибо за ваш комментарий!

    Кочкина Елена Николаевна

    Я согласна с вами. В нашем коллективе практикуется учет всех достижений учащихся.

    Решетникова Светлана Николаевна

    Полностью с вами согласна, особенно с мыслью, что порой это превращается в гонку. И, к сожалению, очень часто это происходит перед аттестацией педагога. Важнее становится получение диплома или сертификата, а не удовлетворение познавательных и творческих интересов ребенка.

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Да, эти конкурсы палка о двух концах. С одной стороны, они чего-то там развивают. С другой стороны, превращаются в деятельность ради деятельности. Особенно интересен подход, объясняющий смысл конкурсов как возможность развития конкурентноспособности.

    Татьяна Михайловна Чернышёва

    В детском саду конкурсы не нужны. На мой взгляд, важнее научить дошкольников дружить, действовать сообща, помогать друг другу, уступать товарищам. Не знаю, как проходят конкурсы у детсадовцев, но могу предположить, что больше соревнуются родители, чем дети. Что в этом хорошего?

    Шуткова Татьяна Михайловна

    Татьяна Михайловна! Конкурсы в детском саду нужны для того, чтобы родители больше внимания и времени уделяли своим детям. Ребята очень гордятся своими СОВМЕСТНЫМИ с родителями поделками, рассказывают воспитателям и своим товарищам, что и как они делали (то есть это и развитие речи, и воображения , и мелкой моторики и пр.). Главное не в том, что дети (или как Вы предполагаете, родители) соревнуются друг с другом, а в том, что делается общее дело, главное, сопричастность и взрослых, и детей к полученному результату. Можете полюбоваться на моём сайте на детско-родительские работы: на разнообразные поделки из природных материалов, овощей, бросовых материалов. А какие ёлочки сделали наши воспитанники! Сколько фантазии, умений приложили. Все работы выставляются в группе, а затем и на общей садовской выставке. Работы мы с детьми обсуждаем ( ребёнок рассказывает, что, из чего, как он делал), всех участников награждаем грамотами и призами. После каждого проведённого конкурса участников становится больше: все ребята хотят участвовать и все тормошат своих родителей, думают над тем, чтобы работы были разные, интересные. Никого мы не заставляем и не принуждаем: вывешивается в родительском уголке красочное объявление о конкурсе, предлагаются фотографии, образцы поделок, детям рассказываем, показываем. Для родителей проводим консультации (мастер-класс). Многие сразу изъявляют желание принять участие в конкурсе, интересуются, что и как лучше сделать вместе с ребёнком.
    Конкурсы мы проводим разные: "Придумай сказку для Деда Мороза (изготовление книжки-малышки)", "Расскажи о своём любимом месте отдыха в городе (фотоотчёт)", "Мой любимый сказочный герой (новогоднее украшение)", "Осенние (весенние) прогулки вместе с папой (расскажи об изменениях в природе: что ты увидел нового)" и др. В итоге: родители больше общаются со своим ребёнком, гуляют вместе, посещают выставки, музеи, библиотеки, вместе (бывает и всей семьёй) выполняют конкурсные задания.
    В наших конкурсах нет проигравших: выигрывают все - дети, родители, педагоги.

    Грищенко Ольга Владиславовна

    Уважаемая Шуткова Татьяна Михайловна! Полностью согласна с тем, что порой родителям нужен дополнительный толчок для продуктивного общения с ребёнком. Но! Слово "конкурс" подразумевает соревновательность, т.е. кто-то всё-таки победит, чья-то работа будет оценена как лучшая. А вы говорите, что нет проигравших. Проигравших нет при организации выставок(поделок, рисунков, работ), при работе родителей с детьми над каким-то проектом.И ещё вопрос: как быть с ребёнком-интровертом? Побуждать его перешагнуть через себя и "презентовать" свои успехи? Возникает философский вопрос: зачем нужны конкурсы в принципе? Чтобы кто-то был признан лучшим? Вы же понимаете, что выбор достойнейшего всегда субъективен. Моя основная мысль: конкурсы ориентируют детей на конкурирование, а не на обмен своими умениями и навыками. Поэтому, первое, что должен сделать педагог при информировании о предстоящем конкурсе, спросить ДЕТЕЙ: "Кто хочет участвовать в конкурсе?"

    Попова Галина Николаевна

    В конкурсах можно и нужно участвовать, главное нам педагогам не гнаться за количеством, а подбирать конкурсы конкретно для каждого ребенка.

    А у нас, например, "спустили" список конкурсов и олимпиад, которые учитывают в рейтинге школы, учителя. Сложнее начальной школе с этими рейтигновыми списками.

    Ишанкулова Светлана Владимировна

    Вот это правильно! Я тоже так считаю. А главное, что после конкурсов есть стимул заниматься больше.

    Шуткова Татьяна Михайловна

    Ольга Владиславовна, хочу немного пояснить написанное мною ранее. Исходя из опыта работы с детьми, среди дошкольников наиболее объективной оценки конкурсных работ (а оценивают ребята вместе с педагогами) можно ожидать от детей 6-7 лет. Эти дети уже могут выделить работы (рассказ, поделку, рисунок и т.д.),отличающиеся от подобных других работ по оригинальности, качеству исполнения и прочим признакам "лучшей" работы и признать данный факт, несмотря на огромное желание, чтобы именно его работа была признана лучшей. Детям моложе 6 лет это трудно, если сказать даже невозможно в силу их возрастных особенностей. Считаю,что конкурсы нужны для того, чтобы у детей раскрылись их таланты, чтобы ребёнок старался, желал выполнить задание как можно интереснее, лучше, чем у других. Детям дорого отношение сверстников и воспитателей, их похвала (ребята просят: "Покажите всем мою работу", "Скажите при всех"). Мы всячески поддерживаем детей, вселяем в них уверенность в своих силах. Участвуя в конкурсах, дети получают закалку, понимание того, что для победы нужно приложить немало усилий и старания. В средней, старшей группе награждаем всех участников одинаковыми призами. В подготовительной группе три лучших работы получают другие призы, но, опять же, участники поощряются все. Такая система оценки стимулирует детей. И, естественно, ДЕТЯМ предлагают принять участие, а не заставляют.
    Не первый раз мы ведём детей от второй младшей до выпуска в школу и видим, как меняется уровень мастерства наших деток, родители поддерживают наши начинания и уже в начале учебного года интересуются, какие конкурсы, проекты ожидаются в этом году.

    Грищенко Ольга Владиславовна

    Уважаемая Татьяна Михайловна! Ключевое выражение в вашем комментарии: "лучше чем у других". А зачем? Будь собой - и будешь счастлив. Это и есть самоценность, самодостаточность личности. Не всегда мнение общества справедливо, так же как и общественное признание. Можно прислушиваться к мнению окружающих, но не обязательно с ним соглашаться. Я всегда говорю детям: "Никто не может сравнивать людей, каждый человек хорош и интересен по-своему". Думаю, что участие в конкурсах - это своего рода развлечение для детей и взрослых, склонных по характеру к такой деятельности. Саморазвитие достижимо и другими путями. Я тоже не раз была в жюри различных конкурсов и всегда присутствовала некая субъективность - сколько людей, столько и мнений. Ещё раз хочу подчеркнуть: я не против конкурсов, а против "перегибов" в этом направлении.

    Зарьянова Марина Кирилловна

    Как я поняла, в статье говорится о конкурсах всероссийских, которые предлагает нам интернет: различные сайты, которые делают на этом деньги, "продавая" нам красивые сертификаты за победу или участие. Конкурсы в стенах детских садов и школ, совсем другие, и думаю, они нужны, в отличие от вышеуказанных.

    Соломина Татьяна Петровна

    Полностью согласна с Ольгой Станиславовной.Так и хочется спросить словами классика "а судьи кто?"Объективности там нет.

    Нурисламова Зульфия Зуфаровна

    Здравствуйте, коллеги! больше чем уверена, что участие в конкурсах очень важно. банальная мотивация? соревновательность? или даже амбиции? а почему бы и нет? у каждого ученика - свои "слабинки". Но никак не заставлять! и не превращать в гонку за "бумажкой!

    Терехова Галина  Анатольевна

    Спасибо, что подняли эту тему. Должны быть и конкурсы, и олимпиады, проекты. Но нельзя же систематические занятия на уроках подменять чем придётся.